Спортивные праздники и физкультурные развлечения как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Лариса Александровна Максимова
Спортивные праздники и физкультурные развлечения как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
«Спортивные праздники и физкультурные развлечения, как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы и активного отдыха детей дошкольного возраста»
Из опыта работы Максимовой Ларисы Александровны инструктора по физкультуре высшей квалификационной категории МАДОУ города Нижневартовска детский сад № 49 «Родничок»
Психологами, педагогами, врачами доказано, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, веселых улыбок, тепла, вырастает наиболее устойчивым к различным жизненным ситуациям. Очень важно поддерживать в ребенке радостное настроение, воспитывать умение находить радость и позволять ребенку со всей непосредственностью отдаваться ей, так как эмоции в жизни ребенка играют важную роль. Считаю, что этому в значительной мере способствуют, проводимые мною спортивные праздники и физкультурные развлечения.
Спортивный праздник – это всегда положительные эмоции, радостное настроение, веселые соревнования, искренний радушный смех, удивление и восторг, а положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления.
Спортивные праздники и развлечения в – одна из форм активного отдыха детей и родителей. Они включают в себя разнообразные виды физических упражнений в сочетании с элементами драматизации, хореографии, викторин, конкурсов, аттракционов и подвижных игр.
Физкультурно-спортивные праздники – это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры и спорта.
В своей физкультурно-оздоровительной работе с детьми уделяю большое значение таким мероприятиям. Ежегодно в течении учебного года провожу такие физкультурно-спортивные праздники как: 1сентября «День знаний», «Осенние развлечения», «Зимние спортивные праздники», Спортивный праздник, посвященный Дню защитника Отечества», физкультурное развлечение с детьми, посвященное Женскому Дню 8 Марта, «День победы», «День защиты детей» и «День здоровья».
Положительный пример взрослых служит повышению родительского авторитета. Привлечение их к участию в детских физкультурных праздниках содействует пропаганде физической культуре и спорта среди широких слоев населения и является одной из форм работы коллектива дошкольного учреждения с родителями по физическому воспитанию. Поэтому ежегодно провожу совместные праздникидля детей с родителями: «23 февраля День защитника Отечества» и праздник, посвященный Женскому дню 8 Марта «Мамины помощники»
При проведении спортивных праздников и развлеченийставлю перед собой основную цель:
повысить интерес к занятию физкультурой и спортом, как детей, так и взрослых.
Одновременно решаю задачи, в соответствии с которыми подбираю тематику и содержание праздника, приемы и методы работы:
1. Формировать здоровый образ жизни.
2. Совершенствовать основные виды движения и физические упражнения
3. Позабавить детей, доставить им удовольствие.
4. Демонстрировать спортивные достижения.
5. Воспитывать у детей интерес к праздникам.
6. Формировать познавательную активность.
Физкультурно-спортивный праздник, это всегда веселое и здоровое времяпровождение детей. Эстафеты, конкурсы и другие подвижные игры присутствуют на таком мероприятии. Для того, чтобы спортивный праздник удался, важно разрабатываю сценарий праздника,в котором обязательно учитываю следующие факторы:
— где будет проводиться мероприятие, в зале, или же на улице;
— сколько детей, и какого возраста будет принимать участие в конкурсах (будет ли это им интересно? смогут ли они это делать);
— и, конечно же, декорации, оформление зала, плюс наличие физкультурного оборудования (мячи, скакалки и так далее).
Считаю, что детские спортивные праздники должны заинтересовывать детей в здоровом образе жизни, физических нагрузках, поэтому часто использую нестандартное оборудование, изготовленное собственноручно, которое пробуждает у детей интерес к физическим упражнениям и подвижным играм.
Участвуя в физкультурно-спортивных праздниках, дети учатся быстро и правильно мыслить. Такие мероприятия, конечно же, развивают в них командный дух. Воспитывают у детей чувство товарищества, такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважение к соперникам.
Во время проводимых мной спортивных праздников и развлечений все дети принимают активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, аттракционах, упражнениях, музыкально- ритмических движениях. Широко использую разные игровых приемы, применяя опять же нестандартное оборудование в играх и эстафетах, а так же музыкальное сопровождение, которое способствует положительному эмоциональному настрою детей, приобретенных ранее двигательных умений и навыков.
Подготовка к празднику – это сложный процесс, который включает в себя составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т. д.
При составлении сценария праздникаучитываю следующие требования:
-обеспечение постепенного возрастания психической и физической нагрузки;
-чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий.
-чередование массовых и индивидуальных игр и заданий (если это можно);
участие и оценка деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;
-сочетание знакомых детям и вызывающих у них положительное эмоциональное состояние игр, заданий с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.
Особое внимание уделяю подбору музыки. Музыкальное сопровождение обеспечивает соответствующий эмоциональный настрой, помогает синхронному выполнению физических упражнений.
Роль ведущего, как правило, беру на себя, так как ведущий праздника всегда должен быть артистичен, уметь управлять коллективом детей, знать и учитывать их особенности, менять при необходимости сценарий праздника по ходу проведения мероприятия и регулировать физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.
Кульминацией любого проводимого мной праздника является сюрпризный момент. Его содержание зависит от возраста участников и вида праздника. Это, как правило, придуманный мной сказочный персонаж («Инопланетянин», Снежный человек», который появляется неожиданно и разыгрывает перед детьми небольшое представление.
Как персонаж участвую вместе с детьми, провожу с ними разминку, соревнования,игры и дискотеку.
Особое внимание уделяю музыке и подготовке средств ее трансляции, продумываю музыкальное сопровождение для всех моментов спортивного праздника.
Структура праздника всегда разнообразна и зависит от его тематики. Условно ее можно разделить на три части.
Первая — вводная — часть начинается с торжественной части — выхода участников в зал или на физкультурную площадку, после чего следуют построение, приветствие. Открытие завершается подъемом флага и парадом участников.
После торжественной части провожу разминку либо в движении, либо общеразвивающие упражнения с предметами, в зависимости от тематики праздника (осенние листочки, снежинки, цветочки и т. д.)
Основная часть праздника, направленная на решение его главной задачи,наполняется соответствующим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, аттракционами.
Важно предусмотреть участие в них каждого ребенка. Если сценарий рассчитан на поочередное участие членов разных команд в эстафетах, продумываю, как обеспечить участие всех (например «горячая картошка, или передача мяча над головой, игра «салют».
Хорошее впечатление от мероприятия создается при его правильном организационном завершении, подведении итогов, награждении участников.
Заранее продумываю формы поощрения детей в первенстве в эстафетах, находчивость и ловкость, проявленные в аттракционах и играх-забавах. Стараюсь, чтобы на празднике не было побежденных, чтобы каждый ребенок почувствовал себя счастливым от участия в нем. При подведении итогов, учитываю психическое состояние детей, стараюсь это делать таким образом, чтобы не ранить детей – или «победила дружба» или награждение команд по номинациям, например, одна – «Самая ловкая и быстрая», другая – «Самая дружная и веселая».
В конце праздника каждый ребенок награждается поощрительным призом.
Считаю, что участие в праздниках и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяет детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти как яркое событие. Совместная с товарищами деятельность, игры, красочное оформление места проведения праздника и отдельных видов соревнований, оригинальные костюмы, красивые цветные эмблемы, звучание музыки, торжественное открытие и закрытие праздника влияют на развитие у ребят чувства красоты, хорошего вкуса, воображения.
Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для эмоционально – психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.
Для проведения спортивных праздников и развлечений нет возрастных ограничений, ведь заниматься физкультурой можно с раннего возраста. Главное, что должно быть, это желание. Желание дарить детям радость и желание видеть их здоровыми и веселыми.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с использованием игровой технологии в стиле геокешинг Для современного государства главенствующее значение имеет формирование здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Дошкольное.
Педагогический КВН — эффективная форма методической работы с педагогами Т. А. Бабаджанова Заведующая МБДОУ №2 «Северяночка» Всё шире используются новые, активные формы и методы работы с педагогическим коллективом.
Буклет как форма работы с родителями в ДОУ Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю опыт работы по оформлению консультации для родителей в форме буклета. В работе с родителями,.
Детско-родительский проект по театрализации как эффективная форма работы в период адаптации Детско-родительский проект по театрализации как эффективная форма работы в период адаптации Представляю вашему вниманию опыт работы в рамках.
Гимнастика как средство физкультурно-оздоровительной работы Утренняя гимнастика Цель утренней гимнастики — поднятие эмоционального тонуса детей. Требования к проведению гимнастики: • не должно быть.
Мастер-класс как эффективная форма привлечения родителей к участию в реализации образовательной программы ДОО Мастер-класс, как эффективная форма привлечения родителей к участию в реализации образовательной программы ДОО. Из опыта работы воспитателя.
Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями Привлечение родителей к жизни группы всегда было приоритетным направлением в моей работе. Поэтому я, все чаще ищу и использую новые формы.
Организация и эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ Организация и эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют.
Педсовет «Совершенствование форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» МБДОУ «Новопортовский детский сад комбинированного вида «Теремок» Подготовил: Н. В. Кокорина подготовительная к школе група (от 6 до 7 лет).
Семейный клуб как эффективная форма работы с родителями в детском саду В наши дни актуальна работа детского сада с семьей. Многие родители испытывают затруднения в воспитании ребенка, не знают возрастных особенностей,.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/-sportivnye-prazdniki-i-fizkulturnye-razvlechenija-kak-yefektivnaja-forma-fizkulturno-ozdorovitelnoi-raboty-v-dou.html
Массовые спортивные праздники как форма досуговой деятельности. Возможности и виды звукового оформления спортивно-массовых выступлений
Массовые спортивно-художественные представления, как составная часть массовых праздников, являются для современного человека относительно новым жанром зрелищного искусства. Спортивные праздники и выступления выполняют не только рекреационные, но воспитательные и образовательные функции. Развитие спортивного шоу-бизнеса сегодня является перспективным направлением в деле пропаганды физической культуры и спорта. Последнее десятилетие характеризуется значительным увеличением числа проводимых спортивных соревнований и культурно-зрелищных мероприятий на стадионах и других спортивных сооружениях.
Для того чтобы спортивное представление, стало настоящим праздником и превратилось в красочное шоу, оно должно быть построено с использованием декораций, костюмов, спецэффектов и т.п. зрелищность, яркость, красочность, обилие световых и звуковых эффектов, превращений — непременные признаки услуг сферы шоу-бизнеса. Качество и зрелищность таких эффектов со временем будут постоянно возрастать, что связано с постоянным развитием технологической базы шоу-бизнеса. Задача организаторов спортивного представления — вовлечение всех участников в ситуацию праздника, ведь процесс раскрепощения, заражения зрителя действием тоже имеют свою логику развития, свое начало и свой наивысший эмоциональный всплеск.
Массовый спортивный праздник, как один из наиболее востребованных видов шоу, вобрал в себя весь арсенал выразительных средств, творческих принципов и методов, рожденных в различных видах искусства и воплощенных великими мастерами. «Много света, радости, грандиозности, заражаемости, вовлечение публики в действие, — писал выдающийся отечественный режиссёр В. Мейерхольд о своей театральной программе, которая предполагала массовость действия. Великий мастер сцены стремился к ее реализации в поиске самых разных выразительных средств. Концертные номера, цирковые трюки, песни, пляски, музыка, пластика, свет, цвет — он перепробовал всё, чтобы достичь того драгоценного эффекта как «возбуждение в зрителях радости бытия».
При организации любого шоу-действия, а спортивные праздники относятся именно к такой категории, следует учитывать закономерности работы с массовым зрителем. Известно, что объектом в системе шоу-бизнеса выступает услуга. Услугой в данном случае является зрелище, удовлетворяющее потребности массового зрителя в развлечении. Услуги в сфере шоу-бизнеса всегда нацелены на привлечение максимально широкой зрительской аудитории. Для этого организаторам спортивного праздника, как и любого другого массового зрелища, с коммерческой точки зрения необходимо обеспечить выполнение двух основных условий:
1) услуга должна быть проста и понятна большинству потенциальных потребителей, то есть зрелищные продукты должны подчиняться вкусам большинства;
2) услуга должна быть легкодоступна как с помощью организаций, непосредственно осуществляющих показ зрелищ, так и с помощью средств коммуникации. При этом круг людей, обращающихся к средствам массовой информации, как правило, гораздо больше, чем тех, кто пользуется услугами соответствующей организации в сфере шоу-бизнеса.
Структура спортивного праздника складывается из трех основных элементов:
1) заказчика — того, кто диктует условия;
2) собственно праздника, который проводят те, кто создает, воплощает идеи заказчика (постановочная группа, спортсмены и артисты со своими новейшими технологиями, спортивные сооружения, спонсоры);
3) зрителей как воспринимающей стороны.
Для каждого любителя спорта спортивное мероприятие — это всегда праздник. Праздник этот одинаково важен для всех его участников: и для зрителей и для самих спортсменов. Организация спортивного мероприятия проводится для того, чтобы спортсмены могли продемонстрировать свои достижения, ради которых они тренировались годами, а поклонники и любители спорта — получить удовольствие от зрелища. В эмоциональном плане спортивный праздник влияет на душевное состояние человека, принося ему раскрепощение, сброс отрицательной энергии, дарит хорошее настроение, возможность проявления индивидуальных способностей, помогает в реализации присущей всем потребности быть привлекательным, потребности в общении, в приятном отдыхе, в ощущении счастья. Исследованиями установлено, что любой праздник вызывает у человека желание сделать что-либо приятное близким людям, доброе для семьи и т.д. Всем обрядам и праздникам присуще стремление к зрелищности, к наибольшей эмоциональной выразительности и желанию обнародовать событие в наиболее яркой, запоминающейся форме. Праздник в жизни человека — явление многогранное. Оно является неотъемлемой, органической частью всей жизнедеятельности человека и охватывает все стороны его жизни.
Праздники физической культуры в школе— это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры. Они решают частные задачи — демонстрация достижений школьного коллектива, подведение итогов за определенный период работы. Праздники обычно посвящаются выдающимся событиям в жизни страны, международной и спортивной жизни, коллектива школы, знаменательным датам.
Праздники приобретают оздоровительное значение при условии насыщения их мероприятиями, в которых могут принимать участие все зрители. В программу праздника не целесообразно включать массовые соревнования школьников, требующие большого количества времени.
Типичными составными частями праздника являются: торжественное открытие; награждение победителей соревнований и физкультурного актива; массовые показательные выступления учащихся, чередуемые с выступлениями лучших спортсменов школы, приглашенных мастеров спорта, с массовыми играми, конкурсами и развлечениями зрителей; торжественное закрытие. Для праздника также характерны торжественные парады и церемонии открытия и закрытия, приглашения гостей. Массовые спортивные выступления могут быть частью физкультурного праздника или других массово-политических мероприятий. В нашей стране они проводятся на открытых и закрытых спартакиадах, а также во время праздников.
Организация проведения физкультурных праздников и массовых выступлений — это своеобразный экзамен школьного коллектива физкультуры и ее учителя. Но успешная сдача этого экзамена зависит от активной помощи администрации школы. В каждой школе такие праздники организовываются не более одного — двух раз в учебном году. Спортивный вечер — это не спектакль, где есть зритель и исполнители. На спортивных вечерах каждый присутствующий должен принять участие в конкурсе, викторине, игре или другом мероприятии.
При организации спортивно-художественных представлений большое внимание уделяется звуковому оформлению. Аудиоряд дополняет визуальную картину мира, оживляет её, поэтому является значимым изобразительным элементом постановки. Используются следующие виды музыкального сопровождения:
— классическое направление – музыка, проверенная временем (Бах, Бетховен, Моцарт, Шопен, Чайковский, Таривердиев, Шнитке и т.д.);
— современное направление – рок-, поп-музыка и другие модные музыкальные веяния;
— шумовое направление — звуки природы (пение птиц и т.п.), скрипы, скрежет, крики, стоны и т.д.
Методика создания звукоряда постановки применяет следующие приёмы звукообработки:
— мастер-запись – фиксация оригинального звучания на магнитные, лазерные, цифровые носители;
— компиляция – написание музыкального сопровождения на основе известных музыкальных произведений, объединяя их в единое новое музыкальное произведение;
— нарезка – отделение музыкальных фрагментов и соединение их в единое целое без их трансформации;
— ремикс (приставка РЕ – обозначает повтор действия, а микс — смешивание.) – это повторная запись известной песни, музыки, с отличающейся от оригинала темпо-ритмической основой, партитурой, вычищение одной из частот (например, удаление голоса из песни);
— римейк – это переложение, аранжировка старых мелодий в новом формате времени при максимальном сохранении схожести с оригиналом.
Визуальная и звуковая картинки взаимосвязаны. Гармонично дополняя друг друга, они создают событийную атмосферу происходящего, формируют настроение.
Содержание и организация спортивно-художественных представлений
Массовые спортивные праздники – это комплекс разнообразных спортивных, культурных и художественно-тематических мероприятий, распределённых на обширных территориях. Местами проведения могут быть и небольшие школьные стадионы, и игровые площадки, и территории парков культуры и отдыха, и водно-природные ландшафты, и пространства больших городов. Особенностью организации спортивно-художественных представлений любого масштаба и уровня является одновременное использование как средств физической культуры и спорта, так и методов театрализации. Структураспортивно-художественного представления выявляется в композиции мероприятия путём монтажа. Другими словами, спортивно-художественное представление – это монтажное массовое действие, составленное из сольных, групповых номеров, массовых художественно-акробатических выступлений, объединённых в одну композицию.
Подготовка к спортивному празднику начинается задолго до проведения самого мероприятия. Исходя из анализа теоретических трудов, педагогических наблюдений и опыта специалистов в организации спортивно-художественных праздников можно условно выделить четыре этапа: 1) подготовительный; 2) организационный; 3) этап проведения; 4) заключительный этап. Общее количество, длительность и содержание этапов спортивного праздника зависит от масштабов проводимого мероприятия и возможностей материально-технической базы. Например, при подготовке чемпионатов мира подготовительный этап занимает от одной до двух недель, организационный — от месяца до полугода, этап проведения — 1 . 7 дней, заключительный этап — от недели до месяца.
Исследования деятельности спортивного режиссёра показали её многофункциональность. Он выполняет следующие функции: творческая, организационная, представительская, экспертная, педагогическая, хозяйственная, планирующая, контролирующая, финансовая, агитационная, научно-исследовательская, коммуникативная, самосовершенствования. Социологические опросы ведущих режиссеров массовых представлений позволили выявить ведущие виды деятельности. На первое место респонденты поставили творческую функцию, на второе – организационную, на третье – финансовую. Современному спортивному режиссёру для успешного проведения спортивно-художественного представления необходимо обладать:
• творческим началом, т.е. креативными способностями, чтобы создавать «идею» праздника, сделать его зрелищным;
• организаторскими способностями, чтобы организовать и успешно провести праздник;
• осведомленностью в экономических вопросах, финансовом планировании, материально-техническом обеспечении, чтобы «продать» праздник заказчику, рассчитать экономический эффект мероприятия.
Деятельность современного спортивного режиссера — это сложный комплекс работ, включающий в себя творческую составляющую (креативные способности, инновационное мышление, владение современными технологиями услуг шоу-бизнеса и т.д.) и управленческую составляющую (включающую все организационные и административно-управленческие функции). Режиссер является не только постановщиком представления, но также организатором и «продавцом» своего праздника, на него ложится много дополнительных, порой несвойственных и непредвиденных обязанностей. Все это вызывает большое количество сложностей в его работе.
Перед постановщиком массового спортивного представления всегда встает одна из сложнейших технологических задач режиссуры — создание силами большого количества исполнителей художественного образа. Здесь каждый отдельный исполнитель — деталь огромной, хорошо отлаженной машины. Условия, в которых рождаются массовые зрелища, не дают практической возможности сделать всех исполнителей участниками творческого процесса. От них бесполезно добиваться правдивого психологического перевоплощения в образ, поскольку это многотысячная масса непрофессиональных участников. Речь может идти только о ярком пластическом образе, для создания которого нужна в первую очередь «солдатская дисциплина» всех участников и точная режиссерская партитура перестроений. Участник массового спортивного представления чаще всего используется чисто функционально — в качестве статиста, дублера или носителя условного образа — маски, необходимого по сценарию. Отдельно выступающий, солирующий актер является только представителем массы, легко узнаваемым «героем своего времени». В этом случае лучше приглашать подлинного героя событий, «живого» человека, а не «исполнителя роли», например, олимпийского чемпиона.
Если многочисленные участники тех или иных эпизодов представления не проникнутся единым чувством ритма, общим пониманием задачи, если они не будут способны к синхронному движению, никакой режиссер не добьется впечатляющего результата.
Репетиции проводят обычно с отдельными группами исполнителей и по фрагментам всей пластической композиции. Для этого вся масса исполнителей делится на группы В каждую группу назначается руководитель, и к каждой группе прикрепляется режиссер — ассистент. Желательно, чтобы это был специалист по какому-то из видов сценического движения — танцу, пантомиме и т.д. Все должно быть четко продумано заранее, выверено с музыкальным руководителем и ассистентами, расчерчено на плане, расписано в партитуре. Исполнителю массовой сцены нет необходимости знать весь замысел композиции. Он должен лишь твердо помнить, по какой реплике (сигналу, музыкальной фразе) куда он идет, что делает и в каком ритме. Руководители и ассистенты репетируют каждый со своей группой. Начинать репетиции лучше всего под счет. Репетировать надо по фрагментам: выход на исходную позицию -точка — перестроение на первую позицию — точка и т.д. Режиссер-постановщик может контролировать работу, но, как правило, всю массу исполнителей он видит впервые на сводной репетиции. Здесь уже не до отдельных движений, необходимо свести воедино все группы, добиться полной синхронности и четкости. Не следует давать исполнителям сложных движений, тем более трюковых. Сложным может быть только общий рисунок перестроения массы, а движения каждого человека должны быть предельно просты. И жест при этом должен быть не бытовым, достоверным, а условно-спортивным, четким. Здесь весь эффект в одновременности, синхронности и четкости выполнения.
Движения каждого спортсмена элементарны: присел, встал, поднял правую руку, вытянул левую, поменялся местами с партнером, перебежал с одной точки на другую. Поле стадиона, как и всякая другая большая площадка для массовых выступлений, должно быть размечено по фронту и в глубину специальными «кнопками» или краской через каждые 2,8 м, что соответствует четырем шагам. На трибуне люди создают цветной декорационный фон. По сигналу с противоположной трибуны каждый участник поднял над головой лист цветной бумаги или флажок, надел или снял цветную шапку или манишку, по второму сигналу — перевернул. Чаще всего он даже не представляет себе, какая складывается из всего этого картина. Из элементарных отдельных движений, выполненных синхронно и ритмично, при общем сложном, рисунке перестроений создаются «живые картины»: моря и леса, стройки и бои. Так создается образ Героя-массы.
Исключительность солиста в массе подчеркивается движением. Все двигаются — один стоит, все замерли — один начал движение. Может быть и контраст встречного движения: все присели — один встал и т.д. Если надо привлечь внимание зрителя к ведущему или солисту, находящемуся в гуще массы, то прежде, чем начать говорить или петь, он должен как-то выделиться пластически. Допустим, все замерли, а он сделал шаг вперёд, поднял руку, «взял на себя внимание зала», и лишь потом начал говорить. Еще используется почерпнутый у кинематографа эффект «замедленной или ускоренной съемки». Например, какое-то движение вся масса начинает выполнять нарочито замедленно, как во сне, а солист, наоборот, — лихорадочно быстро.
Когда исполнители массовки понимают общий замысел и свою роль в нем, привыкают к рисунку и чувствуют себя в нем свободно, начинается творческая массовая импровизация. В процессе этой импровизации могут родиться неожиданные детали и приспособления, которые еще более оживят и украсят композицию. Однако надо следить, чтобы это не сломало четкости режиссерского рисунка.
Каждый вид спорта имеет собственные традиции и ритуалы. Поэтому при организации спортивного мероприятия это обстоятельство следует в обязательном порядке учитывать. Режиссер, занимающийся организацией турнира, обязан уметь удачно расставить акценты, грамотно подчеркнуть достоинства и красоту определенного вида спорта и незаметно для зрителей «убрать» в тень его недостатки. Но есть такие спортивные турниры, для которых режиссёрские излишества послужат только помехой. Например, красочными и зрелищными сами по себе являются фигурное катание или бальные танцы и здесь самое важное — максимально привлечь внимание зрителя именно к спортивной части турнира, к выступлениям спортсменов.
Еще одним важным моментом отличается работа режиссера спортивных праздников. В условиях рыночных отношений руководителям крупных спортивных сооружений, представляющих материальную базу для проведения спортивных праздников и непосредственно организаторам этих мероприятий, приходится решать вопросы материально-технического обеспечения, поиска основных и дополнительных источников финансирования, новой системы организации и подготовки спортивно-зрелищных мероприятий. Некомпетентность по данным вопросам главного режиссера спортивно-художественных представлений может привести к колоссальным трудностям на этапе подготовки представления.
Основным выразительным средством спортивных мероприятий является упражнение.В основе любого массового зрелища стоят массовые упражнения с предметами или без предметов. Различают две группы предметов:
1. Индивидуального предназначения (ленточки, шары, палки, флажки и т.д.)
2. Группового предназначения, по возможности трансформирующиеся (ткани, плакаты, ширмы, щиты, лестницы, шесты, макеты и т.д.).
По характеру выполняемых действий все массовые упражнения делятся:
— вольные — зарядка, простые;
— имитационные — подражание действиям лыжника, конькобежца и т.д.;
— поточные — сомкнутые построения, «волна», «винт», «штопор», «ваза в круге», «цветок в круге», «фонтаны» и др., которые ещё более эффектно смотрятся на конструкциях;
— пирамидные — серии простых пирамид в больших количествах плюс конструкции.
Построение пирамиды занимает три последовательных фазы:
1. Построение самой пирамиды (обозначается фиксацией – «делай раз»).
2. Обозначение, выдержка, фиксация.
3. Постепенное или мгновенное разрушение.
Приёмы, изменяющие восприятие упражнения, не меняя его построения:
1. Изменение темпоритма.
4. Приём противоположного действия, связан с пространством (направо, налево и т.д.)
5. Приём выделения главного, уводя на второй план другие действия.
6. Приём цветового эффекта (юбки, плащи, цветные флажки, двусторонние головные уборы и т.д.)
Основной структурной единицей спортивно-художественного представления на стадионе является не отдельное гимнастическое выступление, а эпизод.В нем первична не организационная, а творческая сторона. Рождение эпизода, его тематика, содержание,образное решение тесно связаны с общим сценарно-режиссерским замыслом представления. Композиция эпизода: I) начало (экспозиция) 2) главные и второстепенные действия эпизода (развитие действие): массовые номера и вставные номера спорта и искусства, 3) финал (кульминация); 4) уход.
Масштабность сценической площадки требует размаха в решении наиболее важных эпизодов спортивно-художественного представления на стадионе. С этой целью в действие вводится группа участников (600-1500 человек, в основном девушки), которые в практике получило название «фонирующей группы«. Фонирующая группа выполняет роль массы, вводится несколько раз, причем по необходимости в новом качестве (др. костюмы, др. предметы для выполнения упражнений). Функции фонирующей группы — укрупнение действия, создание яркого, масштабного, образного действия, а также средством монтажа пластически связывать один эпизод с другим в единое действие. К этому приему прибегают режиссеры в тех случаях, если основное действие недостаточно массовое и не соответствует масштабу массового представления. Фонирующая группа была впервые введена в массовое спортивно-художественное представление в 1979 г. на празднике открытия VII Спартакиады народов СССР (главный режиссёр Б.Н.Петров, впоследствии — режиссер-постановщик спортивной части церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр-80 в Москве).
В отличие от театра, стадион не имеет специальных технических средств монтажа. Поэтому технический монтаж имеет такое же значение, как и смысловой. В практике постановки спортивно-художественного представления на стадионе сложились два вида монтажа при перестроении:
1. Открытый, когда переход происходит открыто, на глазах у зрителя.
2. Закрытый, когда внимание зрителя переносится на другой объект, а в этот момент происходит перестроение.
Неотразимое впечатление производит художественный фон — специфическое средство режиссуры спортивно-массового представления; живой экран,созданный из массы участников (от 3-х тысяч человек и больше) на одной из трибун стадиона, на котором создаются различные картины. В его основе лежит рисунок (мозаика), когда из различных фигурок составляется единое целое. Впервые в России он был применен в 1946 г. во время проведения Всесоюзного парада физкультурников на стадионе «Динамо».
При работе необходимо определить:
1. Предметы для построения (флажки 50/50 или 50/60 с двумя древками, флажки с двусторонней раскраской).
2. Детали костюма самих участников (двусторонние головные уборы, манишки, плащи, юбки и т.д.).
Работа над художественным фоном начинается с разработки программы. Готовится экран прямоугольной формы, где каждый участник имеет свои координаты, он также получает свою карточку, на которой изображён нужный рисунок и предмет. За спиной зрителей устанавливается экран, где показывается, что нужно делать участникам или же участниками управляет координатор-регулировщик.
Управление художественным фоном состоит из команд:
— предупреждение о готовности;
— информация о показе определённого рисунка;
— команда на открытие рисунка;
— команда на закрытие рисунка.
Особенности организации массового спортивного праздника на воде.Полем действия являются водоём, суда, баржи, понтоны. Спортивные соревнования связаны с водой. Перед зрителями проплывают караваны судов, лодок с персонажами. Устраиваются фейерверки над водой. Зрительным залом являются берега, суда и т.д.
Особенности организации спортивно-массового праздника на территории Парка культуры и отдыха. Территория действия – эстрада, или открытые площадки парка. Особенности организации схожи с вышеперечисленными (на воде). Зритель может быть участником соревновательной части.
Особенности организации в концертных залах и Дворцах спорта. Более торжественное открытие, связанное с местом проведения и возможностями выразительных средств: музыка, свет, зрительный зал. Прологом чаще всего может быть выход спортсменов, вынос флага, выступление команд. Организуются выступления групп чарлидинга. Основная часть – соревновательная, между участвующими командами. Зрители выступают только в качестве наблюдателей.
Источник статьи: http://megalektsii.ru/s29245t2.html