Медвежий праздник у хантов для детей

Медвежий праздник

Народы Севера проводят древний обряд с красивым празднеством, которое длится несколько дней.

Раньше такой праздник устраивали в честь убитого медведя. Длительность праздника у таких народов, как манси и ханты зависела от того, кого убили охотники.

Если это был самец, то справляли самое малое 5 дней, самке — 4 дня, а медвежатам 2-3 дня.

Потом праздник стали проводить не постоянно, но не менее, чем раз в семь лет.

Нередко каждый из нас мог слышать такие выражения, как «Неуклюжий, как медведь», «Медведь косолапый», «Медведь на ухо наступил». Но очень часто можно услышать про него и ласковое — «Медведь Батюшка», уважительное — «Михаил Потапыч», «Лесной старик», «Гость», «Старик Князь». У многих народов мира к медведю особое отношение. Ведь это красивое, ловкое животное. Мало кто из животных посмеет напасть на него. Соперником для этого вида может быть только человек.

По древней легенде медведь был младшим сыном Бога Торума. Поэтому он такой сильный и ловкий. Бог отправил своего сына на Землю и просил не разорять селения и не убивать оленей. Но из-за голода и нападок гнуса наказ отца был нарушен. Поэтому на медведя обрушилась кара. Зверь стал смертным, и охотники имели право убивать его за не послушание. Душа же оставалась бессмертной и должна была возвратиться к Торуму. Медведя называют еще и лесным человеком. Люди почитают его и даже справляют Медвежий праздник.

Читайте также:  Сценарии спортивных праздников для мам

Во время проведения этого древнего и интересного обряда, проводятся традиционные ритуалы, устраиваются театрализованные представления, сопровождаемые музыкой, пением, танцами, переодеванием в различные костюмы. Есть даже особенный ритуальный танец с семью стрелами. Все дни восхваляют медведя и перекладывают вину за убийство зверя на ружье, а за поедание мяса — на ворон. Только потом варят и съедают медведя целиком.

Сам праздник начинается с инсценировки охоты с множеством правил. Для этого специально выращивают медведя до трехлетнего возраста. Затем справляют встречу. Раздается угощение. Чаще всего монеты, сладости. Наряжают и животное. На глаза и нос кладут серебряные монеты. Медведю надевают берестяной намордник. Медведица же получает на голову платок и бисерные украшения.

Поются песни с извинениями, что пришлось убить медведя. Даже приносится жертва в виде олененка. Количество песен всегда нечетное. В песнях хвалят медведя, как представителя рода целого народа. Существуют специальные песни, которые исполняют по этому поводу, в костюмах и масках зверей. Люди подражают их повадкам и пляскам. Вороны выступают в роли воров, которые хотят своровать мясо и душу медведя. Люди стараются защитить и не дать похитить бессмертную душу.

После песнопения начинаются спортивные соревнования и драматические инсценировки. Охотники соревнуются в метком попадании стелами в цель, приготавливают медвежье мясо для обеда с соблюдением правил и ритуалов, после чего начинается трапеза. Отобедав, люди собирают все кости, чтобы захоронить в специальном месте, веря, что медведь сможет возродиться вновь.

Шкура, часть морды, губы, череп — считаются священными и хранятся отдельно. На этом празднике можно не только посмотреть представление, но и купить много сувениров, которые изображают медведя. Для женщин интерес представляют украшения из бисера, связанные коврики, меховые изделия. Мужчин покорят ножи, которые имеют на ручках изображение тотемного животного, кожаные изделия ручной работы. Красивы также национальные костюмы. А какие маски можно найти и повесить для украшения интерьера своей квартиры! Для детей представлены игрушки в виде медведя.

В России медведя тоже почитают с давних времен. Есть даже восточнославянский праздник пробуждения медведя. Этот праздник был соединен с Масленицей. Но после принятия христианства празднование пробуждения медведя перенесли на более раннее время и перестали поклоняться этому зверю. 24 марта ходили ряженные в костюмах косолапого, которые делались из медвежьих шкур. Шло веселое гуляние со сжиганием чучел, катанием горящих колес и танцами настоящих медведей со скоморохами. Хозяин леса был похож на русского Бога Велеса или, как по-другому его называют, Волоса. Велес считался покровителем скота, был косматым и волосатым. Даже волхвы надевали на себя медвежью шкуру.

До сих пор осталась любовь у народа к этому красивому, могучему животному. Если представится возможность, то обязательно стоит поехать на фестиваль, который проводят народы орочей и удэгейцев. Сегодня это национальное гулянье превратилось в соревнование ловкости и силы, гонках на нардах, массовых плясках с пением, которые сопровождаются игрой на национальных музыкальных инструментах.

Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть об Олимпийском мишке — любимце народа, талисмане двух Олимпийских игр, проводимых в России в 1980 и 2014 годах.

Источник статьи: http://national-travel.ru/medvezhii-prazdnik

Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста) Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Знакомство детей с обрядовой культурой коренных народов ханты, с обрядом медвежьего праздника. Понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси.

Скачать:

Вложение Размер
Продолжать знакомить детей с обрядовой культурой коренных народов ханты 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси.

  1. Продолжать знакомить детей с обрядовой культурой коренных народов ханты. Познакомить детей с обрядом медвежьего праздника и дать понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси.
  2. Уточнить знания о животных нашего края.
  3. Продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания.
  4. Развивать познавательные способности, любознательность.
  5. Воспитывать интерес и уважение к культурным традициям коренных народностей среднего Приобья.

Материал: иллюстрации с изображением животных наших лесов, картина Курмаева «Медвежий праздник». Листы бумаги с силуэтами медведя, коричневая бумага, кисти, клей, салфетки, шапочка медведя.

1.Беседа о животных нашего края.

В. –Ребята, каких животных нашего края вы знаете?

( олень, волк, лиса, песец, заяц…)

В. – Сейчас мы с вами поиграем в игру «Про кого так говорят?»

«Трусливый как….» ( заяц)

«Проворная как…» (белка )

«Хитрая как…» ( лиса )

«Сильный как…» ( медведь )

«Колючий как…» ( ёж )

2. В.- Сможете ли вы отгадать про кого из этих зверей загадка:

«По неведомой тайге

В суконных штанах».

В.- Правильно, это медведь. А чем медведь отличается от других животных? Посмотрите на картину и скажите, какой он?

( он большой, сильный, мохнатый, коричневого цвета)

В .- А какие у медведя повадки? В чем внешнее сходство человека и медведя?

(он любит полакомиться мёдом, малиной, умеет ходить на двух ногах как человек )

В. – Да ребята, вы правы.

«Ханты считали, что медведь – это человек – богатырь. Вот что рассказывает хантыйская легенда: «Жил один богатырь, который любил ходить в лес. Однажды пошел он в лес и заблудился: зашел так далеко вглубь леса, в такое непроходимое место, из которого можно было выйти, только если перелезешь через колоду, поросшую мхом. Богатырь не смог перелезть через нее в одежде и ему пришлось снять с себя одежду. Когда он перелез без одежды через колоду, то почувствовал, что тело его покрылось шерстью.

Не нашел он и своей одежды. Покрытый шерстью богатырь не пошел в таком виде к людям, а свой век стал скитаться по лесу и питаться тем, что найдет в лесу».

Медведь поражал этих людей тем, что мог становиться на задние лапы и ходить, как человек на «двух ногах», чего не умели делать другие животные. Интересно и то, что ступни задних лап медведя похожи на человеческую. Все это и наводило на мысль о родстве медведя и человека.

Медведя ханты боялись как грозного хищника и верили, что после смерти он может возродиться. Чтобы душа убитого зверя не принесла людям вреда, нужно было ее задобрить. Так возник «Медвежий праздник», самый яркий и самый давний. Охота на медведя – это всегда большое событие.

На нее приглашались все желающие. Раньше на такую охоту ходили и женщины. Они должны были срубить дерево так, чтобы оно упало на берлогу медведя. Убитого зверя помещают в переднем почетном углу на столе (или скамейке). На глаза кладут монеты, чтобы медведь «не видел» присутствующих на торжестве и не причинил им вреда. Перед ним ставят угощенье. Охотник, убивший медведя, садится по правую сторону от его головы, слева садится музыкант и начинается праздник. Люди в танце показывают, как они охотились, другие поют песни о жизни медведя в лесу. Представления чередовались плясками, разыгрывались сцены из повседневной жизни хантов. Этот праздник продолжался много дней. Когда праздник заканчивается — череп медвежьей головы выносят и вешают на ближайшее дерево. Считалось, что этот череп будет приносить людям удачу.

3 . Подвижная игра «Медведь и охотники».

В. –А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Медведь и охотники».

Правила игры: охотники вооружаются «камнями» (мягкие мячи), медведь лежит в берлоге. Охотники бросают «камни» в берлогу, медведь, рассерженный, рыча, вылезает из берлоги и бросается на охотников. Они убегают, медведь пытается их догнать.

В. – Коля у нас будет медведем, а мы все охотники.

  1. Подготовительная работа к аппликации.

В . – Ребята, я предлагаю вам присесть за столы. Сегодня мы будем выполнять аппликацию на тему: «Младший брат ханты».

В . – Кого ханты называли младшим братом?

В. – Правильно медведя. Вспомним способ аппликации – обрывание. С чего начинаем работу?

( намазываем основу клеем, обрываем небольшие кусочки бумаги и наклеиваем их на основу, лишний клей промакиваем салфеткой).

В. – Правильно. Перед вами лежат листы бумаги с контуром медведя. Приступаем к работе. Работаем аккуратно, клей наносим равномерно.

В. – Что нового вы узнали сегодня на занятии?

(хантыйскую легенду о богатыре, который превратился в медведя).

В. – Что еще вы сделали на занятии?

(аппликацию «Младший брат ханси »).

В . –Ребята, выберите сейчас работы, которые вам больше всего понравились. И расскажите, чем именно они вам понравились?

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/11/11/kompleksnoe-zanyatie-dlya-detey-starshego-doshkolnogo

Конспект занятия «Медведь-священное животное народов ханты и манси»

Вера Смольникова
Конспект занятия «Медведь-священное животное народов ханты и манси»

Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси.

1. Продолжать знакомить детей с обрядовой культурой коренных народов ханты.

— учить медленно, но чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы;

— познакомить детей с обрядом медвежьего праздника и дать понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси.

— уточнить знания о животных нашего края.

— продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания.

— развивать познавательные способности, любознательность.

— воспитывать интерес к занятию, активность, дисциплинированность, дружелюбие в коллективной деятельности.

Методы: словесный, практический, наглядный, игры, коррекционно — развивающего воздействия на развитие ребенка.

Материал: презентация с иллюстрациями с изображением животных наших лесов, картина Курмаева «Медвежий праздник». Листы бумаги с силуэтами медведя, коричневая бумага, кисти, клей, салфетки, шапочка медведя; мультимедийная система,

Ход занятия

1. Беседа о нашем крае.

Воспитатель : — Ребята, сегодня мы познакомимся с одним из очень интересных праздников местных жителей. Для этого мы вспомним в каком городе мы живем? (в Урае) А в каком округе находится наш город (в ХМАО). Люди каких коренных национальностей живут в нашем округе (ханты и манси). (Слайд 3 – карта)Постараемся быть внимательными и рассудительными, чтобы всем стало интересно. Что окружает города нашего края? (тайга) (Слайд 4 — тайга)

— Ребята, представьте, что вы живете в тайге, а в тайге живет много разных зверей и птиц. Местные жители — ханты, узнают зверя по следам.

– Каких животных нашего края вы знаете? (слайд 5 –животные)

(олень, волк, лиса, песец, заяц)

2. Игра «Про кого так говорят?»

Воспитатель. – Сейчас мы с вами поиграем в игру «Про кого так говорят?»

«Сильный как…» (медведь)

Воспитатель.— Сможете ли вы отгадать про кого из этих зверей загадка:

«По неведомой тайге

В суконных штанах». (медведь)

Артикуляционная гимнастика (Слайд 6)

Сам медведь большой, ленивый

И язык большой ленивый.

Чтобы смог заговорить, «Лопаточка»

Будем мы его учить.

Вправо- влево, вправо-влево «Часики»

Двигай языком ты смело.

А потом не ленись «Качели»

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Постарайся-ка, дружок, (Слайд 7)

Сделай по губам кружок.

Раз, кружок, два кружок, «Бегом по стадиону»

Посмотри! Ты уже смог.

А теперь, без сожаленья, «Вкусное варенье»

Подбери-ка с губ варенье,

Из малины, из черники.

И конечно, голубики.

Нас язык почти готов, «Барабанщик»

Но начнем пока без слов,

По зубам мы постучим

И тихонько зарычим –РРРРРРР!

Воспитатель. — Правильно, это медведь. Посмотрите на картину и скажите, какой он? (Слайд№ 8 медведь) (он большой, сильный, мохнатый, коричневого цвета) Какие повадки медведя вы знаете? (он любит полакомиться мёдом, малиной) В чем внешнее сходство человека и медведя? (умеет ходить на задних лапах, как человек)

Воспитатель. – Да ребята, вы правы.

Рассказ воспитателя. У каждого народа есть свои: обряды, праздники, язык. У хантов и манси все обряды и праздники связаны с матушкой-природой. Вот сегодня я расскажу вам, как местные жители отмечают «Медвежий праздник»

«Медвежий праздник»

У русского народа медведь, считается «хозяином тайги». Медведь у хантов и манси считается священным животным. Ханты считали, что медведь – это человек – богатырь.

Медведь поражал этих людей тем, что мог становиться на задние лапы и ходить, как человек на «двух ногах», чего не умели делать другие животные. Интересно и то, что ступни задних лап медведя похожи на человеческую.

(Слайд №9 медведь стоит с лапой)

Все это и наводило на мысль о родстве медведя и человека. (Слайд № 10 медведь стоит с лапой). Охота на медведя – это всегда большое событие. На нее приглашались все желающие. Раньше на такую охоту ходили и женщины. Они должны были срубить дерево так, чтобы оно упало на берлогу медведя.

Медведя ханты боялись как грозного хищника и верили, что после смерти он может возродиться. Чтобы душа убитого зверя не принесла людям вреда, нужно было ее задобрить. Так возник «Медвежий праздник», самый яркий и самый давний.

Вот что рассказывает хантыйская легенда: «Жил один богатырь, который любил ходить в лес.Однажды пошел он в лес и заблудился: зашел так далеко вглубь леса, в такое непроходимое место, из которого можно было выйти, только если перелезешь через колоду, поросшую мхом. Богатырь не смог перелезть через нее в одежде и ему пришлось снять с себя одежду. Когда он перелез без одежды через колоду, то почувствовал, что тело его покрылось шерстью. Не найдя своей одежды покрытый шерстью богатырь пошел скитаться по лесу и питаться тем, что найдет в лесу»

По другой легенде «Когда то в детстве он жил на небе, но ему очень хотелось попасть на землю. Отец – верховный бог – уступил просьбам сына и опустил его в люльке на землю. При этом поручил ему следить здесь за порядком и не причинять людям вреда. Однако медведь нарушил некоторые правила и охотники убили медведя. Они устраивают в честь небесного зверя обрядовый праздник

Медвежий праздник считается самым красочным праздником у народов ханты и манси. Он считается одним из древних по своему происхождению, по сохранению традиций и ритуалов. У хантов и манси нет особого дня для празднования «Медвежьего праздника». Данный праздник связан с успешной охотой на медведя.

Убитого зверя помещают в переднем почетном углу на столе (или скамейке). На глаза кладут монеты, чтобы медведь «не видел» присутствующих на торжестве и не причинил им вреда. Перед ним ставят угощенье. Охотник, убивший медведя, садится по правую сторону от его головы, слева садится музыкант и начинается праздник. Люди в танце показывают, как они охотились, другие поют песни о жизни медведя в лесу. Представления чередовались плясками, разыгрывались сцены из повседневной жизни хантов. Этот праздник продолжался много дней. Когда праздник заканчивается — череп медвежьей головы выносят и вешают на ближайшее дерево. Считалось, что этот череп будет приносить людям удачу.

(музыка ханты (Слайд № 17 – стихотворение)

По тайге летают сказки,

По тайге легенды бродят,

Как охотники медведя,

Встретив, хитростью «низводят».

В деревнях расскажут манси,

Как медведя «опускают».

Но никто сказать не смеет,

Что медведя — убивают…

«Низведен» медведь, «опущен», —

Он поддался ненароком, —

Голова его большая…

На столе лежит широком.

И тогда его мужчины…

Как героя восхваляют,

Духом леса называют,

Куньей песней развлекают,

Птичьей пляской провожают.

Воспитатель предлагает детям изобразить мишку, читает стихотворение и показывает движения,которые дети повторяют:

Мишка по лесу гулял, Шагают на месте

Мишка шишки собирал, «Собирают шишки с пола»

Очень мишка наш устал, Наклоняют голову влево-вправо.

Сел мишутка задремал. Прикладывают сложенные вместе ладони к щеке.

3. Подвижная игра «Медведь и охотники».

Воспитатель. –А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Медведь и охотники».

Правила игры: охотники вооружаются «камнями» (мягкие мячи, медведь лежит в берлоге. Охотники бросают «камни» в берлогу, медведь, рассерженный, рыча, вылезает из берлоги и бросается на охотников. Они убегают, медведь пытается их догнать.

Воспитатель. – Малик у нас будет медведем, а мы все охотники.

4. Подготовительная работа к аппликации.

Воспитатель. – Ребята, я предлагаю вам присесть за столы.Сегодня мы будем выполнять аппликацию на тему: «Младший брат ханты».

Воспитатель. – Кого ханты называли младшим братом? (медведя)

Воспитатель. – Правильно медведя. Вспомним способ аппликации – обрывание. С чего начинаем работу?

(намазываем основу клеем, обрываем небольшие кусочки бумаги и наклеиваем их на основу, лишний клей промакиваем салфеткой).

Воспитатель. – Правильно. Перед вами лежат листы бумаги с контуром медведя. Приступаем к работе. Работаем аккуратно, клей наносим равномерно.

5. Самостоятельная работа.

6. Итог занятия.

Воспитатель. – Что нового вы узнали сегодня на занятии?

(хантыйскую легенду о богатыре, который превратился в медведя).

Воспитатель. – Что еще вы сделали на занятии?

(аппликацию «Младший брат ханты»).

Воспитатель. –Ребята, выберите сейчас работы, которые вам больше всего понравились. И расскажите, чем именно они вам понравились?

Воспитатель. – Спасибо за работу.

Игры и игрушки народов ханты и манси Игры и игрушки народов ханты и манси Мой народ, в каком краю земли Ты рождён природою предвечной? Сквозь туман веков тебя вели Труд и сила.

Конспект занятия «Интерактивное путешествие в город Ханты-Мансийск» Тема «Интерактивное путешествие в город Ханты- Мансийск» Цель: пробуждение у детей интереса и любви к родному краю, знакомство с Ханты-Мансийском.

Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе «Домашнее животное кошка» Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе «Домашнее животное – кошка». Цель: развитие познавательного интереса к окружающему.

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике в средней группе «Домашнее животное-кошка» Цель: совершенствовать навыки нетрадиционного рисования. Закреплять знания о нетрадиционной технике изображения тычком жёсткой полусухой.

Конспект занятия в старшей группе по ИЗО «Моё любимое животное» Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Моё любимое домашнее животное» Программное содержание:. Закрепить знания о домашних животных,.

Мастер-класс «Орнаменты народов ханты и манси» Мастер-классАвтор: Веснина Оксана Викторовна. Воспитатель МБДОУ д/с «Рябинушка» Тема: «Орнаменты народов Ханты и Манси».Предлагаю вашему.

Конспект занятия «Праздники и игры народов ханты и манси» Цель: Знакомить детей национальными праздниками и играми народов ханты и манси. Задачи: Расширять знания детей о коренном населении Ханты-Мансийского.

Проектная деятельность «Бурый медведь — дикое животное» Мини — проект: «Бурый медведь — дикое животное» Цель :создание условий для развития познавательной активности детей. Задачи: Развитие познавательной.

Сценарий развлечения в рамках реализации национального компонента ханты и манси в подготовительной группе «Вороний день» Добрый день, уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию сценарий развлечения «Вороний день», который основан на традициях народа ханты.

Жизнь-игра народов Ханты-Манси Конспект совместного спортивного мероприятия с родителями — праздник подвижных игр. “ Жизнь-игра народов Ханты, Манси. ” конспект праздника спортивных игр с родителями Цель: знакомить детей с играми народов Севера. Задачи:.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/medved-svjaschenoe-zhivotnoe-narodov-hanty-i-mansi.html

Оцените статью