- Межрегиональный фестиваль «Праздник мастеров»
- Межрегиональный фестиваль праздник мастеров
- ФЕСТИВАЛЬ МАСТЕРОВ «ДЕЛО»
- Все записи Записи сообщества Поиск ФЕСТИВАЛЬ МАСТЕРОВ «ДЕЛО» запись закреплена Областной центр русского фольклора и этнографии В целях повышения квалификации специалистов в области традиционной народной культуры Областной центр русского фольклора и этнографии 7 февраля 2021 г. проводит областной семинар-практикум «Ракульская роспись» из цикла «Народные росписи Русского Севера». Руководитель – Зайцева Елена Сергеевна, художник, дизайнер, педагог, мастер декоративно-прикладного творчества, руководитель студии «Уроки мастерства» ОЦРФиЭ г. Новосибирске. Участие в семинаре бесплатное. Количество человек ограничено. Время проведения семинара: 7 февраля. с 10 до 18 ч. Место проведения: г.Новосибирск, ул.Чаплыгина, 36, Областной Центр русского фольклора и этнографии. Остановка транспорта «Дом Ленина». Список материалов и форма заявки см. в Приложении. Заявки на участие в семинаре направлять до 4 февраля января 2021 г. на е-mail: nocrfe@mail.ru либо по тел. 223-63-48. Приглашаем всех желающих. https://cf.nso.ru/page/616 ФЕСТИВАЛЬ МАСТЕРОВ «ДЕЛО» запись закреплена Международный Сибирский фестиваль керамики Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие в мероприятиях XVI Международного Сибирского Фестиваля керамики. Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с Положением и программой фестиваля. Для участия в детской экспозиции выставки «Волшебный мир театра», НОВАТ, Красный пр-т 36 необходимо не позднее 27 ноября 2020 г. Показать полностью. подать заявку в электронном виде по утверждённой форме на адрес cnrk@yandex.ru. Работы на выставку с этикетками, напечатанными по образцу необходимо предоставить не позднее 03 декабря 2020 г. по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект 36, НОВАТ. Для участия в детской экспозиции выставки в НГХМ, Красный пр-т 5 необходимо не позднее 7 декабря 2020 г. подать заявку в электронном виде по утверждённой форме на адрес cnrk@yandex.ru. В выставке не предусмотрено индивидуальное участие детей, дипломы выдаются на организацию. Количество работ не ограничено. Работы на выставку с этикетками, напечатанными по образцу необходимо предоставить не позднее 14 декабря 2020 г. по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 5, Новосибирский государственный художественный музей. Для участия в выставке для авторов старше 18 лет необходимо не позднее 10 декабря 2020 г. подать заявку в электронном виде по утверждённой форме на адрес cnrk@yandex.ru. Работы на выставку с этикетками, напечатанными по образцу необходимо предоставить не позднее 14 декабря 2020 г. по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 5, Новосибирский государственный художественный музей. Для участия в детском творческом конкурсе необходимо до 07 декабря 2020 г. подать заявку в электронном виде по утверждённой форме на адрес cnrk@yandex.ru. В связи с ограничениями Роспотребнадзора, количество участников детского конкурса ограничено. Для участия в профессиональных конкурсах необходимо до 10 декабря 2020 г. подать заявку по утверждённой форме на адрес cnrk@yandex.ru. Оплата целевого взноса на организацию и проведение мероприятий Фестиваля оплачивается до 10 декабря 2020 г. включительно, в установленном размере: — организации, учебные заведения, творческие мастерские — 3 000,00 ₽; — индивидуальные участники старше 18 лет — 2 000,00 ₽; — участники детского конкурса — 800,00 ₽. Внимание! В связи со сложившейся эпидемической ситуацией, в программу фестиваля могут быть внесены изменения по независящим от организаторов причинам, надеемся на ваше понимание. Источник статьи: http://vk.com/festdelo Межрегиональный фестиваль народного творчества и Фестиваль народного творчества и ремёсел Бутурлиновский муниципальный район Показать полностью. Фестиваль народного творчества и ремёсел «Праздник Сапога» в Бутурлиновке — это проект, направленный на сохранение и возрождение традиционной культуры и ремёсел Бутурлиновского района Воронежской области, сохранение бережного отношения к традициям национальной культуры, истории, фольклора родного края. Идея проведения этого праздника на бутурлиновской земле родилась не случайно. Бутурлиновская слобода в XIX веке славилась на всю Русь сапожным мастерством. В бутурлиновских хромовых сапогах ходили и в Москве, и за Уралом. Мастера делали сапоги на заказ офицерам русской армии. В 2016 году проект «Фестиваля народного творчества и ремёсел «Праздник сапога», как событийного мероприятия, стал лауреатом II степени Национальной премии в области событийного туризма «RUSSIAN EVENT AWARDS 2016». В 2020 году Проект «Фестиваль народного творчества и ремёсел «Праздник сапога» принял участие в конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества и стал обладателем Президентского гранта. Одной из главных задач фестиваля является привлечение молодых мастеров, детей и молодежи к изучению и развитию традиций народного искусства. Активное их участие в фестивальных мероприятиях позволит им не только достойно провести досуг, но и даст возможность познакомиться с разнообразными ремеслами и приобщиться к ремесленному труду. Кроме того, данный проект окажет реальную социальную помощь мастерам, промысловикам, среди которых много молодежи, не имеющих постоянного места работы. Фестиваль призван стимулировать интерес и привлекать туристов к городу Бутурлиновка, как к городу с богатой историей ремесленного искусства. Первый Фестиваль народного творчества и ремёсел «Праздник сапога прошел в Бутурлиновке в мае 2018 года и собрал более 30 мастеров из соседних районов Воронежской области, а также из 6 регионов России. Центральное место в фестивальной программе отведено выставке-ярмарке мастеров декоративно-прикладного искусства местных мастеров и мастеров из других регионов России и районов Воронежской области, «Город мастеров». На площадках возле арт-объектов праздника царит атмосфера старинной ремесленной слободы XIX века. Гости нашего фестиваля сразу же попадают в стилизованную старинную сапожную мастерскую ремесленной слободы, наблюдая, как в старину работали народные умельцы. Имеют возможность прикоснуться к древнему сапожному искусству, участвуя в мастер-классе, по окончании сразу же получить диплом «Мастера Сапожных дел». Наравне с мастером, в мастерской работают подмастерья – бутурлиновские дети и подростки, прошедшие бесплатное обучение. Познакомиться с элементами женского народного костюма сел Приосередья, примерить и узнать о значении предметов одежды, происхождении названий и традициях связанных с ними и послушать фольклорные песни можно было на выставке , представленной участниками «Музея женского костюма сел Приосередья «Бабушкин сундучок» из села Клёповка . Лыжероллеры – это современные сапоги-скороходы, поэтому Бутурлиновка одновременно с проведением фестиваля «Праздник Сапога», неслучайно стала местом проведения и I этапа Кубка России по лыжероллерам. Межрегиональный фестиваль народного творчества и в сообществе обновилась фотография Записи сообщества Поиск Межрегиональный фестиваль народного творчества и запись закреплена Бутурлиновский Народный-Краеведческий-Музей Исторический час «Семья Кащенко. Традиции благотворительности» На центральной улице города (улице Ленина) стоит красивый двухэтажный особняк ярко-голубого цвета. Он построен «в середине 19 века. Это один из самых больших и нарядных домов слободы». Рядом с ним имеется производственный корпус, заводоуправление, мастерские и небольшой кузнечный цех, а принадлежит эта городская усадьба купцам Кащенко. Показать полностью. Василий Михайлович Кащенко, человек «редкой инициативы и глубокого ума с ярко выраженной русской натурой», вносит огромный вклад в развитие промышленности нашего края. Он налаживает в слободе кожевенное производство, в его цехах бутурлиновцы занимаются выделкой сыромятных кож, овчины, шитьем сапог, тулупов, шапок, фуражек. Свои изделия купцы отправляют в область Войска Донского, на Кавказ, в Харьковскую и другие губернии. Чтобы больше узнать о Кащенко, познакомиться с традициями этой семьи, Бутурлиновский народный краеведческий музей всех приглашает совершить путешествие в прошлое, посетив мероприятие «Семья Кащенко. Традиции благотворительности». Места проведения: Бутурлиновский народный краеведческий музей, Воронежская обл, Бутурлиновский р-н, г Бутурлиновка, ул 9 Января, д 46 Проходит: 12 марта 2021 г. с 13:00 до 14:00 13 марта 2021 г. с 11:00 до 12:00 Межрегиональный фестиваль народного творчества и запись закреплена Музей русского быта «ИЗБА» г. Семилуки Межрегиональный фестиваль народного творчества и запись закреплена Воронежские матрёшки Евгении и Анастасии Межрегиональный фестиваль народного творчества и запись закреплена РУССКАЯ ВЕЩЬ Типичной одеждой замужних женщин юга России была понёва. Многие исследователи русского народного костюма считают понёву, древнейшим видом женской набедренной одежды. Понева подавляющего большинства сёл воронежско-белгородского пограничья представляет собой четыре сшитых между собой полотнища, три полотнища – из черной клетчатой, одно – «прошва» – из однотонной черной шерсти, собранных в верхней части на шнурке-гашнике. Показать полностью. Места стыка прошвы, располагающейся спереди слева, и клетчатых полотнищ обильно украшались плотной ковровой вышивкой в технике набор. Клетчатая понёвная ткань с обеих сторон примерно на две трети ширины расшивалась шерстяными нитками красно-оранжевой гаммы, при этом вышитый узор сзади был шире, так как спереди и с боков понёва закрывалась завеской. Более всего украшалась задняя её часть, и особенно место соединения полотнищ – свозка. Оклад – широкая полоса вышивки на подоле поневы, также имел доминирующую красно-оранжевую цветовую гамму и представлял собой либо две линии ромбов, либо узор в виде цепочки меандров, обрамленных узкими косичками. (Меандр — древний солярный знак известный почти всем индоевропейским народам). Однако в зависимости от «модели» понёвы, очень часто вышивка по подолу включала в основное красно-оранжевое поле орнамент в виде разбитого крест накрест ромба, образовавшиеся ячейки которого, по народной терминологии «глазки», зашивались яркими насыщенными нитями синего, зеленого, жёлтого, вишнёвого цветов. Чем шире были свозка и оклад, чем обильнее они были украшены орнаментом, тем понёва считалась богаче. В связи с этим понёвы меж собой состояли в определенной иерархии и различались более или менее богатым декором. Повсеместно самой дорогой, праздничной считались «колода» (наборная понёва), «косиной». Она надевалась по годовым двунадесятым праздникам. Менее праздничной была «воскресная» понёва (также одевалась на свадьбу) – «у раскол», «у чатыре глазка» и совсем скромно украшалась будничная понева – «у глазок» и «рябка». По свидетельству Рыжих Натальи Семёновны (1947 г.р.), «Не всякая девка имела право урядиться в колоду. Глядели, с какого ж двора она вышла? Только у зажиточных семей была такая понёва» (Экспедиция 2004 г. с. Иловка. Записи С.П. Коноваленко). Межрегиональный фестиваль народного творчества и запись закреплена Живые традиции народов России И МАСТЕРСТВО, И ВДОХНОВЕНЬЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2019. – 200 с. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных ремесел и промыслов как части культурного наследия народов России является одной из важнейших задач государственной политики в сфере искусства. Эта задача успешно реализуется и на территории Воронежской области. Показать полностью. Во все времена в народе ценился талант мастерового человека, который умел сделать любую полезную в быту вещь, ещё и красивой, радующей глаз и душу. Будь это одежда, вышивка на рушнике, резной деревянный сосуд, берестяная шкатулка, самотканый ковер или теплый ажурный платок из пуха, кожаная обувь с чудесной отделкой. Во всем чувствовалось не только дотошное владение технологией, но и желание сотворить нечто прекрасное – по велению души, по вдохновению. О том, как развивались художественные ремесла и промыслы на территории Воронежского края, и рассказывается в книге. Этот процесс имеет общие черты с общероссийским, но есть в нём и свои особенности, связанные с хозяйственными занятиями населения края, наличием того или иного материала, а также со спецификой культурных предпочтений. Сегодня известны такие бренды, как, например, «рамонская керамика», «воронежская глиняная игрушка», «новохоперские пуховые платки», «борисоглебская домовая резьба» и другие. В книге впервые представлено не просто творчество отдельных мастеров, продолжающих традиции, а целый культурный пласт, отражающий разностороннее проявление народных талантов, обобщена и систематизирована имеющаяся об этом информация. Текстовой материал сопровождается большим количеством специально подготовленных цветных иллюстраций изделий лучших воронежских мастеров. В целом издание носит явно презентационный характер и призвано популяризировать народное творчество, поддерживать народных мастеров, а также приобщать к этому делу молодёжь. Межрегиональный фестиваль народного творчества и запись закреплена Подсмотрено Бутурлиновка Бутурлиновский умелец превращает корни и коряги в диковинные статуэтки. Из-под резца мастера вышли образы Пушкина, Андерсена, Александра III, архангела Гавриила и Микеланджело. В лес по грибы 51-летний заведующий отделением бутурлиновского филиала Губернского педагогического колледжа не ходит. Ходит «по корни и коряги», запасы которых сейчас хранятся у него дома в нескольких мешках. Показать полностью. Это — материал для будущих статуэток, которые рано или поздно появятся из-под резца преподавателя вышеупомянутого учебного заведения. А в открывшемся летом 2017 года образовательно-музейном комплексе «Лесная школа» у Федора имеется свой персональный зал, где он выставил свои работы. Федор Викторович по жизни увлекается многим — собрал коллекцию бабочек, камней, военных реликвий, иногда под настроение оформляет храмы. Но все эти хобби носили кратковременный характер. И лишь одно его увлечение — то самое, во славу которого он тащит из леса и с улицы домой корни деревьев, не проходит уже более 20 лет… — Жизнь — штука короткая, — встречает Федор журналистов «МК в Воронеже» на пороге своей квартиры, — а в ней столько интересного! И тем ремеслом хочется заняться, и это попробовать. Времени не хватает. Ничего себе, времени не хватает — когда две стены небольшой комнаты увешаны бывшими корнями, превратившимися в портреты людей, фигурки зверей и птиц! Со шкафа глядит натуральный орел в гнезде, рядом — чье-то вполне узнаваемое лицо. Точно — вроде, как император Александр III. Напротив на стене — сказочник Андерсен. Можно ничего не пояснять — деревянные физиономии и без того очень похожи на людские лица. — Снимешь кору, начинаешь рассматривать со всех сторон. Если повезет — разглядишь какой-то ускользающий образ, — поясняет мастер. — Несколько лет назад расписывал храм в соседней Козловке. Возле него мужики обрезали деревья. На пеньке клена мне попались какие-то странные корни, что-то напоминали по форме, а что — понять никак не мог. Принес их домой, очистил от коры. Короче говоря, вот теперь это — портрет Ганса Христиана Андерсена, фото этой работы, кстати, в 2005 году вошло в международный каталог «Волшебный мир сказок Андерсена», изданный в России. Тогда даже посол Дании в России Ларс Виссинг прислал мне грамоту с благодарностью. По комнате Федора можно бродить, как по музею, но в музее подобное увидишь вряд ли — больно уж эти работы необычны по технике исполнения. Хотя, как говорит мастер, главным его соавтором является сама природа — таких причудливых сплетений веток и корней не выдумает и самое изощренное воображение. А его дело — найти, увидеть, придать форму, покрыть лаком. Черная извивающаяся змея — это ветка непонятного происхождения, выброшенная морем где-то под Дагомысом. Упомянутый император — пенек с немного проработанными «чертами лица», бывшими ветками и зазубринами дерева. — Усы, борода, я даже не трогал, а посмотрите, они выросли. Вот они эполеты, вот они — ордена, все природа создала. Когда начинаешь резать корень, никогда не знаешь, что получится на выходе. А работа получается тем удачнее, чем меньше я в нее влез, — не устает повторять мастер и добавляет, что лучшими деревьями для его работы являются клен и карельская береза. Лет десять назад в райцентре пилили старые деревья, и Федор поставил магарыч трактористу, чтобы тот подтянул поближе к дому 200-килограммовый корень клена, который через несколько месяцев стал лебедем рядом с крохотным гусенком. А образ Архангела Гавриила ждал своего три года — именно столько заготовка простояла в углу мастерской, а потом уже Митрофанов взялся за резцы… На продажу Федор не работает вообще — конечно, иногда приходится что-то делать на заказ к юбилеям или памятным датам, но это не в счет. Свои работы Федор режет для себя, и среди полусотни уже готовых — большинство именно таких, с которыми он не расстанется ни за какие деньги. А лет пять тому назад Федор увлекся еще одним необычным занятием — теперь он делает кремниевые наконечники для стрел и копий по технологии первобытных людей. В его доме появилась специальная «оружейная» стена. На ней хозяин, а по совместительству археолог-любитель, разместил оружие, которым пользовались наши далекие предки в каменном веке. На стене — лук, топоры с топорищами из костей животных, отделанных особым образом, а еще — несколько стрел с наконечниками из кремня. Все это преподаватель живописи сделал своими руками именно по тем технологиям и теми инструментами, которыми пользовались в старину. — Как-то я побывал в археологическом музее-заповеднике «Костенки», — говорит Федор, — увидел там кремневые наконечники для стрел и копий, которыми пользовались люди, жившие в период каменного века. Мне захотелось понять, по какой технологии и при помощи каких инструментов они делали это. Стало ясно, что нужен именно черный или серый кремень. Тогда, покопавшись в интернете, я узнал, что камень именно такого цвета есть за 350 километров в районе Валуек в соседней Белгородской области. Туда мы и поехали на машине с друзьями и нашли кремень, но как выяснилось чуть позже — камни, которые мы отбивали от громадных валунов, обработке не подлежат — они колются произвольно, и никакой задуманной формы им особо не придашь. Тогда стало понятно — наконечники для копий и стрел надо делать из той части породы, которая сама отслаивается от камней под воздействием перепадов температуры. Из той экспедиции Федор привез около трех килограммов черного и серого кремня, который надо было каким-то образом превращать в наконечники для копий и стрел, разумеется, не применяя никаких современных машин и механизмов. Те самые «канонические» наконечники из музея Костенок Федору уже снились, а вот способа обработки камня он пока не находил. Пробовал бить его куски друг о друга, но ни о какой четкой форме наконечников и думать было нельзя — камень лопался, куски его отваливались и не держали заостренную форму. Тогда Федор где-то услышал, что медь хорошо отбивает кремень, и заказал своему родственнику из другого города специальные медные головки, которые надел на деревяшки — получилось нечто вроде толстых барабанных палочек, обшитых тонкими медными листами. Попробовал такой способ — получилось. Это — первый этап обработки камня, делящий его на крупные куски, которые потом превращаются в острые наконечники. — Для более мелкой обработки материала я взял обломки косульих и лосиных рогов, — говорит Федор Митрофанов, — и для пробы начал ими потихоньку давить на кремень. Именно давить с силой рогами — самый оптимальный вариант, они по своей структуре не скользят по камню, а наоборот, как бы цепляются, «прилипают» к нему. И камень стал отслаиваться именно так, как я задумывал, — в двух плоскостях — наконечник становился острым и одновременно по краю ломался слоями, то есть такая стрела не только разрезала, но и рвала условную добычу. За несколько месяцев Федор сделал несколько десятков наконечников по своей технологии, но раз есть заготовки, то уж сами стрелы с луком просто обязаны быть! И это для мастера оказалось куда менее сложной проблемой, чем наконечники. Дуб, липа, орешник — все это в избытке произрастает вокруг Бутурлиновки. Правда, стрелы надо было для улучшения траектории и дальности полета «оперить». Двумя, а лучше тремя перьями. В общем, живи Федор в том самом каменном веке, открыл бы он малое предприятие, на котором делал бы вооружение для охотников. Например, лук из орешника, который он гнет по специальной технологии. Федор теперь точно знает, что для стрел хорошо идут перья хоть совы, хоть курицы — да вообще любой птицы. Главное — обрезать их симметрично с двух сторон и прилепить при помощи смолы к концу стрелы. Одно плохо — тетива в оружии каменного века делалась из жил от хребтины парнокопытных, но сегодня найти ее проблематично, поэтому в дело сегодня идет обычная синтетическая веревка. Ну, а топоры того же каменного века Федор сегодня запросто делает из заточенных костей таза копытных животных, насаженных на деревянное топорище. — Мне любопытно изучать жизнь наших предков, отыскивая в ней какие-то параллели с сегодняшним днем. Вот, например, додумался, чем они обрабатывали кремень для наконечников. Теперь буду соображать, как именно они охотились. Все это я сделал для себя, ничего ни продавать, ни отдавать в музеи не собираюсь, всем, кто ездил со мной за кремнем в Белгородскую область, я сделал и подарил на память по стреле, — поясняет хозяин. — И как стрелы попадают в цель, так и я сегодня попадаю в далекое прошлое… Источник статьи: http://vk.com/public201870855
- Межрегиональный фестиваль народного творчества и
- Записи сообщества Поиск Межрегиональный фестиваль народного творчества и запись закреплена Бутурлиновский Народный-Краеведческий-Музей Исторический час «Семья Кащенко. Традиции благотворительности» На центральной улице города (улице Ленина) стоит красивый двухэтажный особняк ярко-голубого цвета. Он построен «в середине 19 века. Это один из самых больших и нарядных домов слободы». Рядом с ним имеется производственный корпус, заводоуправление, мастерские и небольшой кузнечный цех, а принадлежит эта городская усадьба купцам Кащенко. Показать полностью. Василий Михайлович Кащенко, человек «редкой инициативы и глубокого ума с ярко выраженной русской натурой», вносит огромный вклад в развитие промышленности нашего края. Он налаживает в слободе кожевенное производство, в его цехах бутурлиновцы занимаются выделкой сыромятных кож, овчины, шитьем сапог, тулупов, шапок, фуражек. Свои изделия купцы отправляют в область Войска Донского, на Кавказ, в Харьковскую и другие губернии. Чтобы больше узнать о Кащенко, познакомиться с традициями этой семьи, Бутурлиновский народный краеведческий музей всех приглашает совершить путешествие в прошлое, посетив мероприятие «Семья Кащенко. Традиции благотворительности». Места проведения: Бутурлиновский народный краеведческий музей, Воронежская обл, Бутурлиновский р-н, г Бутурлиновка, ул 9 Января, д 46 Проходит: 12 марта 2021 г. с 13:00 до 14:00 13 марта 2021 г. с 11:00 до 12:00 Межрегиональный фестиваль народного творчества и запись закреплена Музей русского быта «ИЗБА» г. Семилуки Межрегиональный фестиваль народного творчества и запись закреплена Воронежские матрёшки Евгении и Анастасии Межрегиональный фестиваль народного творчества и запись закреплена РУССКАЯ ВЕЩЬ Типичной одеждой замужних женщин юга России была понёва. Многие исследователи русского народного костюма считают понёву, древнейшим видом женской набедренной одежды. Понева подавляющего большинства сёл воронежско-белгородского пограничья представляет собой четыре сшитых между собой полотнища, три полотнища – из черной клетчатой, одно – «прошва» – из однотонной черной шерсти, собранных в верхней части на шнурке-гашнике. Показать полностью. Места стыка прошвы, располагающейся спереди слева, и клетчатых полотнищ обильно украшались плотной ковровой вышивкой в технике набор. Клетчатая понёвная ткань с обеих сторон примерно на две трети ширины расшивалась шерстяными нитками красно-оранжевой гаммы, при этом вышитый узор сзади был шире, так как спереди и с боков понёва закрывалась завеской. Более всего украшалась задняя её часть, и особенно место соединения полотнищ – свозка. Оклад – широкая полоса вышивки на подоле поневы, также имел доминирующую красно-оранжевую цветовую гамму и представлял собой либо две линии ромбов, либо узор в виде цепочки меандров, обрамленных узкими косичками. (Меандр — древний солярный знак известный почти всем индоевропейским народам). Однако в зависимости от «модели» понёвы, очень часто вышивка по подолу включала в основное красно-оранжевое поле орнамент в виде разбитого крест накрест ромба, образовавшиеся ячейки которого, по народной терминологии «глазки», зашивались яркими насыщенными нитями синего, зеленого, жёлтого, вишнёвого цветов. Чем шире были свозка и оклад, чем обильнее они были украшены орнаментом, тем понёва считалась богаче. В связи с этим понёвы меж собой состояли в определенной иерархии и различались более или менее богатым декором. Повсеместно самой дорогой, праздничной считались «колода» (наборная понёва), «косиной». Она надевалась по годовым двунадесятым праздникам. Менее праздничной была «воскресная» понёва (также одевалась на свадьбу) – «у раскол», «у чатыре глазка» и совсем скромно украшалась будничная понева – «у глазок» и «рябка». По свидетельству Рыжих Натальи Семёновны (1947 г.р.), «Не всякая девка имела право урядиться в колоду. Глядели, с какого ж двора она вышла? Только у зажиточных семей была такая понёва» (Экспедиция 2004 г. с. Иловка. Записи С.П. Коноваленко). Межрегиональный фестиваль народного творчества и запись закреплена Живые традиции народов России И МАСТЕРСТВО, И ВДОХНОВЕНЬЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2019. – 200 с. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных ремесел и промыслов как части культурного наследия народов России является одной из важнейших задач государственной политики в сфере искусства. Эта задача успешно реализуется и на территории Воронежской области. Показать полностью. Во все времена в народе ценился талант мастерового человека, который умел сделать любую полезную в быту вещь, ещё и красивой, радующей глаз и душу. Будь это одежда, вышивка на рушнике, резной деревянный сосуд, берестяная шкатулка, самотканый ковер или теплый ажурный платок из пуха, кожаная обувь с чудесной отделкой. Во всем чувствовалось не только дотошное владение технологией, но и желание сотворить нечто прекрасное – по велению души, по вдохновению. О том, как развивались художественные ремесла и промыслы на территории Воронежского края, и рассказывается в книге. Этот процесс имеет общие черты с общероссийским, но есть в нём и свои особенности, связанные с хозяйственными занятиями населения края, наличием того или иного материала, а также со спецификой культурных предпочтений. Сегодня известны такие бренды, как, например, «рамонская керамика», «воронежская глиняная игрушка», «новохоперские пуховые платки», «борисоглебская домовая резьба» и другие. В книге впервые представлено не просто творчество отдельных мастеров, продолжающих традиции, а целый культурный пласт, отражающий разностороннее проявление народных талантов, обобщена и систематизирована имеющаяся об этом информация. Текстовой материал сопровождается большим количеством специально подготовленных цветных иллюстраций изделий лучших воронежских мастеров. В целом издание носит явно презентационный характер и призвано популяризировать народное творчество, поддерживать народных мастеров, а также приобщать к этому делу молодёжь. Межрегиональный фестиваль народного творчества и запись закреплена Подсмотрено Бутурлиновка Бутурлиновский умелец превращает корни и коряги в диковинные статуэтки. Из-под резца мастера вышли образы Пушкина, Андерсена, Александра III, архангела Гавриила и Микеланджело. В лес по грибы 51-летний заведующий отделением бутурлиновского филиала Губернского педагогического колледжа не ходит. Ходит «по корни и коряги», запасы которых сейчас хранятся у него дома в нескольких мешках. Показать полностью. Это — материал для будущих статуэток, которые рано или поздно появятся из-под резца преподавателя вышеупомянутого учебного заведения. А в открывшемся летом 2017 года образовательно-музейном комплексе «Лесная школа» у Федора имеется свой персональный зал, где он выставил свои работы. Федор Викторович по жизни увлекается многим — собрал коллекцию бабочек, камней, военных реликвий, иногда под настроение оформляет храмы. Но все эти хобби носили кратковременный характер. И лишь одно его увлечение — то самое, во славу которого он тащит из леса и с улицы домой корни деревьев, не проходит уже более 20 лет… — Жизнь — штука короткая, — встречает Федор журналистов «МК в Воронеже» на пороге своей квартиры, — а в ней столько интересного! И тем ремеслом хочется заняться, и это попробовать. Времени не хватает. Ничего себе, времени не хватает — когда две стены небольшой комнаты увешаны бывшими корнями, превратившимися в портреты людей, фигурки зверей и птиц! Со шкафа глядит натуральный орел в гнезде, рядом — чье-то вполне узнаваемое лицо. Точно — вроде, как император Александр III. Напротив на стене — сказочник Андерсен. Можно ничего не пояснять — деревянные физиономии и без того очень похожи на людские лица. — Снимешь кору, начинаешь рассматривать со всех сторон. Если повезет — разглядишь какой-то ускользающий образ, — поясняет мастер. — Несколько лет назад расписывал храм в соседней Козловке. Возле него мужики обрезали деревья. На пеньке клена мне попались какие-то странные корни, что-то напоминали по форме, а что — понять никак не мог. Принес их домой, очистил от коры. Короче говоря, вот теперь это — портрет Ганса Христиана Андерсена, фото этой работы, кстати, в 2005 году вошло в международный каталог «Волшебный мир сказок Андерсена», изданный в России. Тогда даже посол Дании в России Ларс Виссинг прислал мне грамоту с благодарностью. По комнате Федора можно бродить, как по музею, но в музее подобное увидишь вряд ли — больно уж эти работы необычны по технике исполнения. Хотя, как говорит мастер, главным его соавтором является сама природа — таких причудливых сплетений веток и корней не выдумает и самое изощренное воображение. А его дело — найти, увидеть, придать форму, покрыть лаком. Черная извивающаяся змея — это ветка непонятного происхождения, выброшенная морем где-то под Дагомысом. Упомянутый император — пенек с немного проработанными «чертами лица», бывшими ветками и зазубринами дерева. — Усы, борода, я даже не трогал, а посмотрите, они выросли. Вот они эполеты, вот они — ордена, все природа создала. Когда начинаешь резать корень, никогда не знаешь, что получится на выходе. А работа получается тем удачнее, чем меньше я в нее влез, — не устает повторять мастер и добавляет, что лучшими деревьями для его работы являются клен и карельская береза. Лет десять назад в райцентре пилили старые деревья, и Федор поставил магарыч трактористу, чтобы тот подтянул поближе к дому 200-килограммовый корень клена, который через несколько месяцев стал лебедем рядом с крохотным гусенком. А образ Архангела Гавриила ждал своего три года — именно столько заготовка простояла в углу мастерской, а потом уже Митрофанов взялся за резцы… На продажу Федор не работает вообще — конечно, иногда приходится что-то делать на заказ к юбилеям или памятным датам, но это не в счет. Свои работы Федор режет для себя, и среди полусотни уже готовых — большинство именно таких, с которыми он не расстанется ни за какие деньги. А лет пять тому назад Федор увлекся еще одним необычным занятием — теперь он делает кремниевые наконечники для стрел и копий по технологии первобытных людей. В его доме появилась специальная «оружейная» стена. На ней хозяин, а по совместительству археолог-любитель, разместил оружие, которым пользовались наши далекие предки в каменном веке. На стене — лук, топоры с топорищами из костей животных, отделанных особым образом, а еще — несколько стрел с наконечниками из кремня. Все это преподаватель живописи сделал своими руками именно по тем технологиям и теми инструментами, которыми пользовались в старину. — Как-то я побывал в археологическом музее-заповеднике «Костенки», — говорит Федор, — увидел там кремневые наконечники для стрел и копий, которыми пользовались люди, жившие в период каменного века. Мне захотелось понять, по какой технологии и при помощи каких инструментов они делали это. Стало ясно, что нужен именно черный или серый кремень. Тогда, покопавшись в интернете, я узнал, что камень именно такого цвета есть за 350 километров в районе Валуек в соседней Белгородской области. Туда мы и поехали на машине с друзьями и нашли кремень, но как выяснилось чуть позже — камни, которые мы отбивали от громадных валунов, обработке не подлежат — они колются произвольно, и никакой задуманной формы им особо не придашь. Тогда стало понятно — наконечники для копий и стрел надо делать из той части породы, которая сама отслаивается от камней под воздействием перепадов температуры. Из той экспедиции Федор привез около трех килограммов черного и серого кремня, который надо было каким-то образом превращать в наконечники для копий и стрел, разумеется, не применяя никаких современных машин и механизмов. Те самые «канонические» наконечники из музея Костенок Федору уже снились, а вот способа обработки камня он пока не находил. Пробовал бить его куски друг о друга, но ни о какой четкой форме наконечников и думать было нельзя — камень лопался, куски его отваливались и не держали заостренную форму. Тогда Федор где-то услышал, что медь хорошо отбивает кремень, и заказал своему родственнику из другого города специальные медные головки, которые надел на деревяшки — получилось нечто вроде толстых барабанных палочек, обшитых тонкими медными листами. Попробовал такой способ — получилось. Это — первый этап обработки камня, делящий его на крупные куски, которые потом превращаются в острые наконечники. — Для более мелкой обработки материала я взял обломки косульих и лосиных рогов, — говорит Федор Митрофанов, — и для пробы начал ими потихоньку давить на кремень. Именно давить с силой рогами — самый оптимальный вариант, они по своей структуре не скользят по камню, а наоборот, как бы цепляются, «прилипают» к нему. И камень стал отслаиваться именно так, как я задумывал, — в двух плоскостях — наконечник становился острым и одновременно по краю ломался слоями, то есть такая стрела не только разрезала, но и рвала условную добычу. За несколько месяцев Федор сделал несколько десятков наконечников по своей технологии, но раз есть заготовки, то уж сами стрелы с луком просто обязаны быть! И это для мастера оказалось куда менее сложной проблемой, чем наконечники. Дуб, липа, орешник — все это в избытке произрастает вокруг Бутурлиновки. Правда, стрелы надо было для улучшения траектории и дальности полета «оперить». Двумя, а лучше тремя перьями. В общем, живи Федор в том самом каменном веке, открыл бы он малое предприятие, на котором делал бы вооружение для охотников. Например, лук из орешника, который он гнет по специальной технологии. Федор теперь точно знает, что для стрел хорошо идут перья хоть совы, хоть курицы — да вообще любой птицы. Главное — обрезать их симметрично с двух сторон и прилепить при помощи смолы к концу стрелы. Одно плохо — тетива в оружии каменного века делалась из жил от хребтины парнокопытных, но сегодня найти ее проблематично, поэтому в дело сегодня идет обычная синтетическая веревка. Ну, а топоры того же каменного века Федор сегодня запросто делает из заточенных костей таза копытных животных, насаженных на деревянное топорище. — Мне любопытно изучать жизнь наших предков, отыскивая в ней какие-то параллели с сегодняшним днем. Вот, например, додумался, чем они обрабатывали кремень для наконечников. Теперь буду соображать, как именно они охотились. Все это я сделал для себя, ничего ни продавать, ни отдавать в музеи не собираюсь, всем, кто ездил со мной за кремнем в Белгородскую область, я сделал и подарил на память по стреле, — поясняет хозяин. — И как стрелы попадают в цель, так и я сегодня попадаю в далекое прошлое… Источник статьи: http://vk.com/public201870855
Межрегиональный фестиваль «Праздник мастеров»
Фестиваль пройдет с 5 ноября по 15 декабря в режиме онлайн в нашем сообществе vk.com/rossoshfest.
Участниками могут стать ˗мастера традиционного и современного декоративно-прикладного творчества различного направления, самодеятельные и профессиональные художники фотохудожники, фотографы в возрасте от 18 лет!
Для участия в фестивале необходимо направить заявку (Приложение 1), одно собственное портретное фото и девять фотографий работ в формате JPEG.
Можно представить мастер-класс по различным техникам декоративно-прикладного искусства для участников сообщества, направив заявку (Приложение 2) и видеозапись мастер-класса.
И ещё у нас есть одно КОНКУРСНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Конкурс «Золотой подсолнух» и «Яблочко наливное» – участники представляют любое изделие в форме подсолнуха (яблока) или с изображением подсолнуха (яблока), выполненное в любой технике. Фотографии конкурсных работ будут выставлены в альбомах в группе фестиваля 1 декабря. Победителей определит голосование (об этом чуть позже).
Заявки во всех направлениях фестиваля принимаются до 30.11.2020г.
Все портфолио и видео мастер-классы выкладываются до 10.12.2020г. (включительно).
Подробнее: https://vk.com/rossoshfest
Новости на Блoкнoт-Россошь
Кинологическое отделение россошанской ИК-8 признано лучшим п.
19 февраля на базе Управления по конвоированию (г. Воронеж) состоялись учебно-ме.
это не спутники
07.02.2021 в 6.35 над Россошью пронеслись около 70 объектов на высоте спутниково.
Акция «Построим храм всем миром!» в МКДОУ Поповский детски.
Благотворительная акция «Построим храм всем миром.
А если на голову упадет?
Здравствуйте. Сегодня проходя мимо Кристалла увидела вот такую картину. Завтра п.
это не спутники
07.02.2021 в 6.35 над Россошью пронеслись около 70 объектов на высоте спутниково.
Кинологическое отделение россошанской ИК-8 признано лучшим п.
19 февраля на базе Управления по конвоированию (г. Воронеж) состоялись учебно-ме.
Источник статьи: http://rossosh.bloknot-voronezh.ru/news/mezhregionalnyy-festival-prazdnik-masterov—1282294
Межрегиональный фестиваль праздник мастеров
Межрегиональный фестиваль «Праздник мастеров» запись закреплена
ВТОРОЙ ТУР голосования по конкурсу «ЗОЛОТОЙ ПОДСОЛНУХ»
Дорогие друзья, огркомитет фестиваля подсчитал все ваши лайки и выбрал 10 работ, набравших наибольшее количество голосов. Сегодня мы открываем второй тур голосования. Проходить он будет в этом посте и продлится до 14 декабря 23:59.
ПРАВИЛА ГОЛОСОВАНИЯ
1. Голосующие должный быть участниками ДВУХ сообществ https://vk.com/rossoshfest и https://vk.com/kultrossosh
2. Голосование проходит только в этой группе в ВК.
В аккаунтах «Праздника мастеров» в других соцсетях конкурс не проводится.
3. Мы оставили те же номера, что и в фотоальбомах, где проходил первый этап голосования. Для вашего удобства мы прикрепляем коллажи с пронумерованными работами.
Чтобы не было заинтересованности в географии мастеров или других личных симпатиях, мы не указали имен мастеров, а присвоили всем порядковый номер (в порядке получения заявок). Авторство добавим после конкурса.
4. Голосовать можно за одного участника, выбрав его номер в списке и поставив галочку напротив него. Внимание, отменить голос или переголосовать нельзя! Никакие другие формы (комментарии, сообщения, лайки и т.д. не учитываются).
ГОЛОСОВАНИЕ БУДЕТ ПРОХОДИТЬ ДО 23:59 14 декабря.
По итогам второго тура голосования оргкомитет конкурса определит победителей конкурса «ЗОЛОТОЙ ПОДСОЛНУХ».
Источник статьи: http://vk.com/wall-199800546_3201
ФЕСТИВАЛЬ МАСТЕРОВ «ДЕЛО»
ФЕСТИВАЛЬ МАСТЕРОВ «ДЕЛО» запись закреплена
- Все записи
- Записи сообщества
- Поиск
ФЕСТИВАЛЬ МАСТЕРОВ «ДЕЛО» запись закреплена
Областной центр русского фольклора и этнографии
В целях повышения квалификации специалистов в области традиционной народной культуры Областной центр русского фольклора и этнографии 7 февраля 2021 г. проводит областной семинар-практикум «Ракульская роспись» из цикла «Народные росписи Русского Севера».
Руководитель – Зайцева Елена Сергеевна, художник, дизайнер, педагог, мастер декоративно-прикладного творчества, руководитель студии «Уроки мастерства» ОЦРФиЭ г. Новосибирске.
Участие в семинаре бесплатное. Количество человек ограничено.
Время проведения семинара: 7 февраля. с 10 до 18 ч.
Место проведения: г.Новосибирск, ул.Чаплыгина, 36, Областной Центр русского фольклора и этнографии. Остановка транспорта «Дом Ленина».
Список материалов и форма заявки см. в Приложении. Заявки на участие в семинаре направлять до 4 февраля января 2021 г. на е-mail: nocrfe@mail.ru либо по тел. 223-63-48.
Приглашаем всех желающих.
https://cf.nso.ru/page/616
ФЕСТИВАЛЬ МАСТЕРОВ «ДЕЛО» запись закреплена
Международный Сибирский фестиваль керамики
Дорогие друзья!
Приглашаем вас принять участие в мероприятиях XVI Международного Сибирского Фестиваля керамики. Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с Положением и программой фестиваля.
Для участия в детской экспозиции выставки «Волшебный мир театра», НОВАТ, Красный пр-т 36 необходимо не позднее 27 ноября 2020 г.
Показать полностью. подать заявку в электронном виде по утверждённой форме на адрес cnrk@yandex.ru. Работы на выставку с этикетками, напечатанными по образцу необходимо предоставить не позднее 03 декабря 2020 г. по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект 36, НОВАТ.
Для участия в детской экспозиции выставки в НГХМ, Красный пр-т 5 необходимо не позднее 7 декабря 2020 г. подать заявку в электронном виде по утверждённой форме на адрес cnrk@yandex.ru. В выставке не предусмотрено индивидуальное участие детей, дипломы выдаются на организацию. Количество работ не ограничено. Работы на выставку с этикетками, напечатанными по образцу необходимо предоставить не позднее 14 декабря 2020 г. по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 5, Новосибирский государственный художественный музей.
Для участия в выставке для авторов старше 18 лет необходимо не позднее 10 декабря 2020 г. подать заявку в электронном виде по утверждённой форме на адрес cnrk@yandex.ru.
Работы на выставку с этикетками, напечатанными по образцу необходимо предоставить не позднее 14 декабря 2020 г. по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 5, Новосибирский государственный художественный музей.
Для участия в детском творческом конкурсе необходимо до 07 декабря 2020 г. подать заявку в электронном виде по утверждённой форме на адрес cnrk@yandex.ru. В связи с ограничениями Роспотребнадзора, количество участников детского конкурса ограничено.
Для участия в профессиональных конкурсах необходимо до 10 декабря 2020 г. подать заявку по утверждённой форме на адрес cnrk@yandex.ru.
Оплата целевого взноса на организацию и проведение мероприятий Фестиваля оплачивается до 10 декабря 2020 г. включительно, в установленном размере:
— организации, учебные заведения, творческие мастерские — 3 000,00 ₽;
— индивидуальные участники старше 18 лет — 2 000,00 ₽;
— участники детского конкурса — 800,00 ₽.
Внимание! В связи со сложившейся эпидемической ситуацией, в программу фестиваля могут быть внесены изменения по независящим от организаторов причинам, надеемся на ваше понимание.
Источник статьи: http://vk.com/festdelo
Межрегиональный фестиваль народного творчества и
Фестиваль народного творчества и ремёсел
Бутурлиновский муниципальный район
Показать полностью.
Фестиваль народного творчества и ремёсел «Праздник Сапога» в Бутурлиновке — это проект, направленный на сохранение и возрождение традиционной культуры и ремёсел Бутурлиновского района Воронежской области, сохранение бережного отношения к традициям национальной культуры, истории, фольклора родного края.
Идея проведения этого праздника на бутурлиновской земле родилась не случайно. Бутурлиновская слобода в XIX веке славилась на всю Русь сапожным мастерством. В бутурлиновских хромовых сапогах ходили и в Москве, и за Уралом. Мастера делали сапоги на заказ офицерам русской армии.
В 2016 году проект «Фестиваля народного творчества и ремёсел «Праздник сапога», как событийного мероприятия, стал лауреатом II степени Национальной премии в области событийного туризма «RUSSIAN EVENT AWARDS 2016».
В 2020 году Проект «Фестиваль народного творчества и ремёсел «Праздник сапога» принял участие в конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества и стал обладателем Президентского гранта.
Одной из главных задач фестиваля является привлечение молодых мастеров, детей и молодежи к изучению и развитию традиций народного искусства. Активное их участие в фестивальных мероприятиях позволит им не только достойно провести досуг, но и даст возможность познакомиться с разнообразными ремеслами и приобщиться к ремесленному труду. Кроме того, данный проект окажет реальную социальную помощь мастерам, промысловикам, среди которых много молодежи, не имеющих постоянного места работы. Фестиваль призван стимулировать интерес и привлекать туристов к городу Бутурлиновка, как к городу с богатой историей ремесленного искусства.
Первый Фестиваль народного творчества и ремёсел «Праздник сапога прошел в Бутурлиновке в мае 2018 года и собрал более 30 мастеров из соседних районов Воронежской области, а также из 6 регионов России.
Центральное место в фестивальной программе отведено выставке-ярмарке мастеров декоративно-прикладного искусства местных мастеров и мастеров из других регионов России и районов Воронежской области, «Город мастеров».
На площадках возле арт-объектов праздника царит атмосфера старинной ремесленной слободы XIX века. Гости нашего фестиваля сразу же попадают в стилизованную старинную сапожную мастерскую ремесленной слободы, наблюдая, как в старину работали народные умельцы. Имеют возможность прикоснуться к древнему сапожному искусству, участвуя в мастер-классе, по окончании сразу же получить диплом «Мастера Сапожных дел». Наравне с мастером, в мастерской работают подмастерья – бутурлиновские дети и подростки, прошедшие бесплатное обучение.
Познакомиться с элементами женского народного костюма сел Приосередья, примерить и узнать о значении предметов одежды, происхождении названий и традициях связанных с ними и послушать фольклорные песни можно было на выставке , представленной участниками «Музея женского костюма сел Приосередья «Бабушкин сундучок» из села Клёповка .
Лыжероллеры – это современные сапоги-скороходы, поэтому Бутурлиновка одновременно с проведением фестиваля «Праздник Сапога», неслучайно стала местом проведения и I этапа Кубка России по лыжероллерам.
Межрегиональный фестиваль народного творчества и
в сообществе обновилась фотография
- Записи сообщества
- Поиск
Межрегиональный фестиваль народного творчества и запись закреплена
Бутурлиновский Народный-Краеведческий-Музей
Исторический час «Семья Кащенко. Традиции благотворительности»
На центральной улице города (улице Ленина) стоит красивый двухэтажный особняк ярко-голубого цвета. Он построен «в середине 19 века. Это один из самых больших и нарядных домов слободы». Рядом с ним имеется производственный корпус, заводоуправление, мастерские и небольшой кузнечный цех, а принадлежит эта городская усадьба купцам Кащенко.
Показать полностью. Василий Михайлович Кащенко, человек «редкой инициативы и глубокого ума с ярко выраженной русской натурой», вносит огромный вклад в развитие промышленности нашего края. Он налаживает в слободе кожевенное производство, в его цехах бутурлиновцы занимаются выделкой сыромятных кож, овчины, шитьем сапог, тулупов, шапок, фуражек. Свои изделия купцы отправляют в область Войска Донского, на Кавказ, в Харьковскую и другие губернии. Чтобы больше узнать о Кащенко, познакомиться с традициями этой семьи, Бутурлиновский народный краеведческий музей всех приглашает совершить путешествие в прошлое, посетив мероприятие «Семья Кащенко. Традиции благотворительности».
Места проведения:
Бутурлиновский народный краеведческий музей, Воронежская обл, Бутурлиновский р-н, г Бутурлиновка, ул 9 Января, д 46
Проходит:
12 марта 2021 г. с 13:00 до 14:00
13 марта 2021 г. с 11:00 до 12:00
Межрегиональный фестиваль народного творчества и запись закреплена
Музей русского быта «ИЗБА» г. Семилуки
Межрегиональный фестиваль народного творчества и запись закреплена
Воронежские матрёшки Евгении и Анастасии
Межрегиональный фестиваль народного творчества и запись закреплена
РУССКАЯ ВЕЩЬ
Типичной одеждой замужних женщин юга России была понёва. Многие исследователи русского народного костюма считают понёву, древнейшим видом женской набедренной одежды.
Понева подавляющего большинства сёл воронежско-белгородского пограничья представляет собой четыре сшитых между собой полотнища, три полотнища – из черной клетчатой, одно – «прошва» – из однотонной черной шерсти, собранных в верхней части на шнурке-гашнике.
Показать полностью.
Места стыка прошвы, располагающейся спереди слева, и клетчатых полотнищ обильно украшались плотной ковровой вышивкой в технике набор.
Клетчатая понёвная ткань с обеих сторон примерно на две трети ширины расшивалась шерстяными нитками красно-оранжевой гаммы, при этом вышитый узор сзади был шире, так как спереди и с боков понёва закрывалась завеской. Более всего украшалась задняя её часть, и особенно место соединения полотнищ – свозка.
Оклад – широкая полоса вышивки на подоле поневы, также имел доминирующую красно-оранжевую цветовую гамму и представлял собой либо две линии ромбов, либо узор в виде цепочки меандров, обрамленных узкими косичками. (Меандр — древний солярный знак известный почти всем индоевропейским народам). Однако в зависимости от «модели» понёвы, очень часто вышивка по подолу включала в основное красно-оранжевое поле орнамент в виде разбитого крест накрест ромба, образовавшиеся ячейки которого, по народной терминологии «глазки», зашивались яркими насыщенными нитями синего, зеленого, жёлтого, вишнёвого цветов.
Чем шире были свозка и оклад, чем обильнее они были украшены орнаментом, тем понёва считалась богаче. В связи с этим понёвы меж собой состояли в определенной иерархии и различались более или менее богатым декором.
Повсеместно самой дорогой, праздничной считались «колода» (наборная понёва), «косиной». Она надевалась по годовым двунадесятым праздникам. Менее праздничной была «воскресная» понёва (также одевалась на свадьбу) – «у раскол», «у чатыре глазка» и совсем скромно украшалась будничная понева – «у глазок» и «рябка». По свидетельству Рыжих Натальи Семёновны (1947 г.р.), «Не всякая девка имела право урядиться в колоду. Глядели, с какого ж двора она вышла? Только у зажиточных семей была такая понёва» (Экспедиция 2004 г. с. Иловка. Записи С.П. Коноваленко).
Межрегиональный фестиваль народного творчества и запись закреплена
Живые традиции народов России
И МАСТЕРСТВО, И ВДОХНОВЕНЬЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2019. – 200 с.
Сохранение, возрождение и развитие народных художественных ремесел и промыслов как части культурного наследия народов России является одной из важнейших задач государственной политики в сфере искусства. Эта задача успешно реализуется и на территории Воронежской области.
Показать полностью.
Во все времена в народе ценился талант мастерового человека, который умел сделать любую полезную в быту вещь, ещё и красивой, радующей глаз и душу. Будь это одежда, вышивка на рушнике, резной деревянный сосуд, берестяная шкатулка, самотканый ковер или теплый ажурный платок из пуха, кожаная обувь с чудесной отделкой. Во всем чувствовалось не только дотошное владение технологией, но и желание сотворить нечто прекрасное – по велению души, по вдохновению.
О том, как развивались художественные ремесла и промыслы на территории Воронежского края, и рассказывается в книге. Этот процесс имеет общие черты с общероссийским, но есть в нём и свои особенности, связанные с хозяйственными занятиями населения края, наличием того или иного материала, а также со спецификой культурных предпочтений. Сегодня известны такие бренды, как, например, «рамонская керамика», «воронежская глиняная игрушка», «новохоперские пуховые платки», «борисоглебская домовая резьба» и другие.
В книге впервые представлено не просто творчество отдельных мастеров, продолжающих традиции, а целый культурный пласт, отражающий разностороннее проявление народных талантов, обобщена и систематизирована имеющаяся об этом информация.
Текстовой материал сопровождается большим количеством специально подготовленных цветных иллюстраций изделий лучших воронежских мастеров.
В целом издание носит явно презентационный характер и призвано популяризировать народное творчество, поддерживать народных мастеров, а также приобщать к этому делу молодёжь.
Межрегиональный фестиваль народного творчества и запись закреплена
Подсмотрено Бутурлиновка
Бутурлиновский умелец превращает корни и коряги в диковинные статуэтки.
Из-под резца мастера вышли образы Пушкина, Андерсена, Александра III, архангела Гавриила и Микеланджело.
В лес по грибы 51-летний заведующий отделением бутурлиновского филиала Губернского педагогического колледжа не ходит. Ходит «по корни и коряги», запасы которых сейчас хранятся у него дома в нескольких мешках.
Показать полностью. Это — материал для будущих статуэток, которые рано или поздно появятся из-под резца преподавателя вышеупомянутого учебного заведения. А в открывшемся летом 2017 года образовательно-музейном комплексе «Лесная школа» у Федора имеется свой персональный зал, где он выставил свои работы.
Федор Викторович по жизни увлекается многим — собрал коллекцию бабочек, камней, военных реликвий, иногда под настроение оформляет храмы. Но все эти хобби носили кратковременный характер. И лишь одно его увлечение — то самое, во славу которого он тащит из леса и с улицы домой корни деревьев, не проходит уже более 20 лет…
— Жизнь — штука короткая, — встречает Федор журналистов «МК в Воронеже» на пороге своей квартиры, — а в ней столько интересного! И тем ремеслом хочется заняться, и это попробовать. Времени не хватает.
Ничего себе, времени не хватает — когда две стены небольшой комнаты увешаны бывшими корнями, превратившимися в портреты людей, фигурки зверей и птиц! Со шкафа глядит натуральный орел в гнезде, рядом — чье-то вполне узнаваемое лицо. Точно — вроде, как император Александр III.
Напротив на стене — сказочник Андерсен. Можно ничего не пояснять — деревянные физиономии и без того очень похожи на людские лица.
— Снимешь кору, начинаешь рассматривать со всех сторон. Если повезет — разглядишь какой-то ускользающий образ, — поясняет мастер. — Несколько лет назад расписывал храм в соседней Козловке. Возле него мужики обрезали деревья. На пеньке клена мне попались какие-то странные корни, что-то напоминали по форме, а что — понять никак не мог. Принес их домой, очистил от коры. Короче говоря, вот теперь это — портрет Ганса Христиана Андерсена, фото этой работы, кстати, в 2005 году вошло в международный каталог «Волшебный мир сказок Андерсена», изданный в России. Тогда даже посол Дании в России Ларс Виссинг прислал мне грамоту с благодарностью.
По комнате Федора можно бродить, как по музею, но в музее подобное увидишь вряд ли — больно уж эти работы необычны по технике исполнения. Хотя, как говорит мастер, главным его соавтором является сама природа — таких причудливых сплетений веток и корней не выдумает и самое изощренное воображение. А его дело — найти, увидеть, придать форму, покрыть лаком.
Черная извивающаяся змея — это ветка непонятного происхождения, выброшенная морем где-то под Дагомысом. Упомянутый император — пенек с немного проработанными «чертами лица», бывшими ветками и зазубринами дерева.
— Усы, борода, я даже не трогал, а посмотрите, они выросли. Вот они эполеты, вот они — ордена, все природа создала. Когда начинаешь резать корень, никогда не знаешь, что получится на выходе. А работа получается тем удачнее, чем меньше я в нее влез, — не устает повторять мастер и добавляет, что лучшими деревьями для его работы являются клен и карельская береза.
Лет десять назад в райцентре пилили старые деревья, и Федор поставил магарыч трактористу, чтобы тот подтянул поближе к дому 200-килограммовый корень клена, который через несколько месяцев стал лебедем рядом с крохотным гусенком. А образ Архангела Гавриила ждал своего три года — именно столько заготовка простояла в углу мастерской, а потом уже Митрофанов взялся за резцы…
На продажу Федор не работает вообще — конечно, иногда приходится что-то делать на заказ к юбилеям или памятным датам, но это не в счет. Свои работы Федор режет для себя, и среди полусотни уже готовых — большинство именно таких, с которыми он не расстанется ни за какие деньги.
А лет пять тому назад Федор увлекся еще одним необычным занятием — теперь он делает кремниевые наконечники для стрел и копий по технологии первобытных людей. В его доме появилась специальная «оружейная» стена. На ней хозяин, а по совместительству археолог-любитель, разместил оружие, которым пользовались наши далекие предки в каменном веке.
На стене — лук, топоры с топорищами из костей животных, отделанных особым образом, а еще — несколько стрел с наконечниками из кремня. Все это преподаватель живописи сделал своими руками именно по тем технологиям и теми инструментами, которыми пользовались в старину.
— Как-то я побывал в археологическом музее-заповеднике «Костенки», — говорит Федор, — увидел там кремневые наконечники для стрел и копий, которыми пользовались люди, жившие в период каменного века. Мне захотелось понять, по какой технологии и при помощи каких инструментов они делали это. Стало ясно, что нужен именно черный или серый кремень. Тогда, покопавшись в интернете, я узнал, что камень именно такого цвета есть за 350 километров в районе Валуек в соседней Белгородской области. Туда мы и поехали на машине с друзьями и нашли кремень, но как выяснилось чуть позже — камни, которые мы отбивали от громадных валунов, обработке не подлежат — они колются произвольно, и никакой задуманной формы им особо не придашь. Тогда стало понятно — наконечники для копий и стрел надо делать из той части породы, которая сама отслаивается от камней под воздействием перепадов температуры.
Из той экспедиции Федор привез около трех килограммов черного и серого кремня, который надо было каким-то образом превращать в наконечники для копий и стрел, разумеется, не применяя никаких современных машин и механизмов.
Те самые «канонические» наконечники из музея Костенок Федору уже снились, а вот способа обработки камня он пока не находил. Пробовал бить его куски друг о друга, но ни о какой четкой форме наконечников и думать было нельзя — камень лопался, куски его отваливались и не держали заостренную форму.
Тогда Федор где-то услышал, что медь хорошо отбивает кремень, и заказал своему родственнику из другого города специальные медные головки, которые надел на деревяшки — получилось нечто вроде толстых барабанных палочек, обшитых тонкими медными листами. Попробовал такой способ — получилось. Это — первый этап обработки камня, делящий его на крупные куски, которые потом превращаются в острые наконечники.
— Для более мелкой обработки материала я взял обломки косульих и лосиных рогов, — говорит Федор Митрофанов, — и для пробы начал ими потихоньку давить на кремень. Именно давить с силой рогами — самый оптимальный вариант, они по своей структуре не скользят по камню, а наоборот, как бы цепляются, «прилипают» к нему. И камень стал отслаиваться именно так, как я задумывал, — в двух плоскостях — наконечник становился острым и одновременно по краю ломался слоями, то есть такая стрела не только разрезала, но и рвала условную добычу.
За несколько месяцев Федор сделал несколько десятков наконечников по своей технологии, но раз есть заготовки, то уж сами стрелы с луком просто обязаны быть! И это для мастера оказалось куда менее сложной проблемой, чем наконечники. Дуб, липа, орешник — все это в избытке произрастает вокруг Бутурлиновки. Правда, стрелы надо было для улучшения траектории и дальности полета «оперить». Двумя, а лучше тремя перьями.
В общем, живи Федор в том самом каменном веке, открыл бы он малое предприятие, на котором делал бы вооружение для охотников.
Например, лук из орешника, который он гнет по специальной технологии. Федор теперь точно знает, что для стрел хорошо идут перья хоть совы, хоть курицы — да вообще любой птицы. Главное — обрезать их симметрично с двух сторон и прилепить при помощи смолы к концу стрелы. Одно плохо — тетива в оружии каменного века делалась из жил от хребтины парнокопытных, но сегодня найти ее проблематично, поэтому в дело сегодня идет обычная синтетическая веревка. Ну, а топоры того же каменного века Федор сегодня запросто делает из заточенных костей таза копытных животных, насаженных на деревянное топорище.
— Мне любопытно изучать жизнь наших предков, отыскивая в ней какие-то параллели с сегодняшним днем. Вот, например, додумался, чем они обрабатывали кремень для наконечников. Теперь буду соображать, как именно они охотились. Все это я сделал для себя, ничего ни продавать, ни отдавать в музеи не собираюсь, всем, кто ездил со мной за кремнем в Белгородскую область, я сделал и подарил на память по стреле, — поясняет хозяин. — И как стрелы попадают в цель, так и я сегодня попадаю в далекое прошлое…
Источник статьи: http://vk.com/public201870855