Мировая история российский праздников

1 мая – Праздник Весны и Труда. История и традиции

Международный праздник – День весны и труда, отмечают 1 мая во многих странах мира, в том числе и России

Официально День весны и труда как национальный праздник отмечают в 86 странах.

В разных странах праздник, отмечаемый в первый день мая, называют по-разному – День международной солидарности трудящихся, День весны и труда, День весны или День труда.

История праздника в мире

Своё начало эта дата берёт в американском городе Чикаго, где 1 мая 1886 прошла масштабная акция протеста рабочих. Уставшие от невыносимых условий люди требовали ограничения количества трудовых часов в сутки до 8-ми. Но митинг не только не достиг поставленной цели, но и привёл к многочисленным жертвам среди протестующих.

Американские власти, которые не собирались сокращать 15-часовой рабочий день, приказали полиции принять жёсткие меры против митингующих. В результате был открыт массовый огонь, который унёс сотни жизней. Несмотря на это, ежегодно 1 мая рабочие продолжали проводить акции протеста, требуя принять во внимание их тяжёлые условия труда. Такие митинги нередко заканчивались настоящими драками с полицейскими. Именно в память первой чикагской акции протеста дату стали отмечать, в первую очередь, как Праздник труда.

Такие массовые выступления не остались незамеченными. Конгресс II-го Интернационала, который в 1889 году проводился в Париже, решил назвать 1 мая Всемирным Днём солидарности трудящихся. Сделано это было в честь рабочих Чикаго, первыми решившимся дать отпор существующему строю.

Читайте также:  Поздравить жену с праздником мамы

Кроме того, на Конгрессе было решено, что люди всех государств имеют право выходить на митинги ежегодно 1 мая и выдвигать свои требования, носящие социальный характер. Так, Праздник труда был официально признан на государственном уровне.

Фото из свободных источников

История праздника в России

История праздника 1 Мая в России начинается в 1890 году. Это произошло в Варшаве. Вдохновившись примером американских коллег, действиями поляков, российские рабочие постепенно пришли к мысли о начале акций протестов. Первые массовые демонстрации пролетариата были отмечены в 1897 году, когда праздник приобрёл политический окрас.

Но, несмотря на то, что Праздник труда был официально признан властями, массовые гулянья ещё долго носили неформальный характер. Только в 1901 году был замечены первые лозунги, открыто требовавшие смены власти. К 1912 году количество представителей пролетариата, участвовавших в майских демонстрациях, достигло 400 тысяч. И уже в 1917 году целые миллионы людей шагали по улицам, требуя свержения царской власти. Именно в этом году российский праздник стал носить официальный характер, а демонстрации и парады начали проводить открыто.

В каждом населённом пункте по улицам шли целые рабочие коллективы, неся в руках плакаты, отражавшие существующую идеологию. А наградой для самых отличившихся становилась возможность участия в главном параде страны, который проходил на Красной площади в столице.

Фото из свободных источников

Несмотря на то, что изначально Первомай имел политический характер, из-за чего отмечался достаточно строго, со временем он превратился в любимый народный праздник. Лозунги, призывавшие к действиям против капиталистического уклада, сменили транспаранты, на которых были написаны торжественные поздравления.

Люди стали отмечать эту дату в семейном либо дружеском кругу, радуясь двухдневным выходным. Традиционно первый день посвящался парадам, на котором политические речи сменялись поздравлениями, проводились масштабные шествия, освещаемые телевидением. Зато второй день можно было провести на весёлой маёвке с близкими людьми и отдохнуть перед рабочими буднями.

Именно так 1 Мая или День Международной солидарности трудящихся постепенно превратился из ежегодного политического митинга в любимое народное торжество. Красные флажки и воздушные шарики – неотъемлемые атрибуты этой даты. Старшее поколение с удовольствием вспоминает, какая неповторимая атмосфера царила в это время по всей стране. Первое настоящее тепло, ощущения магии весны и возможность провести с близкими людьми два дополнительных выходных – вот что символизировал Первомай в Советском Союзе.

После того, как распался Советский Союз, эту дату всё равно продолжают отмечать. Но прежнего ажиотажа вокруг праздника уже нет, а главная радость от неё – дополнительные выходные дни. Последний торжественный парад, посвященный 1 Мая, был проведён в 1990 году.

Несмотря на то, что праздник больше не радует людей в таких масштабах, его значение не забыто. Знаменитый лозунг «Мир! Труд! Май!» всё ещё продолжает звучать в поздравлениях.

Фото из свободных источников

1 Мая в мире

Этот день отмечается не только в США и России. Число стран, которые присоединились к празднованию знаменательной даты, равняется 142. Большинство из них отмечают его 1 мая, но есть государства, где торжества проводятся в первый понедельник месяца.

Особой любовью этот праздник пользуется в:

У каждой страны свои традиции празднования Первомая. Например, молодые испанцы в этот день преподносят своим половинкам первые весенние цветы, которые распускаются к этому времени.

А в Германии проводятся масштабные гулянья, целые ярмарки и весёлые танцы. Кроме того, здесь существует прекрасная традиция – влюблённые молодые люди сажают деревце перед окном своей избранницы.

В ночь с 30 апреля на 1 мая в шведских городах зажигаются гигантские огни, в которых сжигается мусор, копившийся весь год. После этого наступает пора танцев и веселья. А наутро начинаются различные митинги в поддержку трудового класса.

В Греции этот день – праздник, символизирующий смену времён года. Молодые девушки собирают первые цветы, плетут из них венки и украшают свои дома.

Во Франции Первомай ассоциируется с ландышами. Именно такие цветы, олицетворяющие счастье, французы дарят, поздравляя друг друга.

Итальянцы в этот день возвращаются к языческим истокам праздника. В честь богинь Майи и Флоры устраиваются фестивали цветов.

В Голландии Первомай – время проведения фестиваля тюльпанов. Множество людей со всех концов света специально приезжают сюда, чтобы посмотреть на это красочное зрелище.

Таким образом, 1 Мая – прекрасный праздник, который объединяет разные народы. Неважно, какой вариант торжества проводится в стране. В любом случае, это светлый весенний праздник, который приносит массу положительных эмоций.

Подготовлено на основе информации из свободных источников

Источник статьи: http://rubtsovskmv.ru/obshhestvo/1-maya-prazdnik-vesny-i-truda-istoriya-i-tradicii/2019/05/01/

02 ноября 2017 История праздничных дней в России

Автор: Андрей Туторский, кандидат исторических наук

Дореволюционные праздники

Юридически закрепленные праздничные дни появились в России с 1897 г. В этом году был принят закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности», согласно которому для рабочих устанавливались 10 праздничных выходных дней в году. Все они были связаны с наиболее значимыми православными праздниками: Пасхой, Рождеством, Вознесением и рядом других. Таким образом была заложена основа российских государственных праздников в нашем современном понимании.

Нельзя сказать, что праздников до 1897 г. не существовало вовсе. Конечно же, они были, но имели в первую очередь религиозный характер. Кроме того, аналогами современных праздников в честь памятных исторических дат служили дни высочайшего тезоименитства.

Годы военного коммунизма и нэпа (1917–1929)

После революции 1917 г. в Советской России праздничный календарь находился под влиянием нескольких зачастую противоречащих друг другу тенденций.

С одной стороны, народное сознание было неразрывно связано с тысячелетней православной традицией. Например, большая часть договоров и в деревне, и на заводах заключались от Покрова до Пасхи. Отменить эти праздники означало бы нарушить саму систему годового планирования большей части населения России. Власть, понимая эту особенность русской культуры, шла на компромиссы. Именно поэтому в 1918 г. выходными днями стали в основном именно «народные» церковные праздники: Пасха, Рождество, Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы. Впрочем, к выходным дням добавились два новых праздника: 1 мая – День Интернационала и 27 февраля – День низвержения самодержавия.

Была и другая тенденция. Новые даты и общественные ритуалы должны были демонстрировать силу и жизнеспособность новой власти. Так, 9 января 1918 г. (в тринадцатую годовщину Кровавого воскресенья) в Москве была организована демонстрация под лозунгом «Вся власть Советам». Вот как описывает ее очевидец, москвич Н. П. Окунев: «Она “рисуется” казенной, т.е. парадом солдат и красногвардейцев, всякие другие сборища (“штатские”) будут разгоняться всеми силами, т.е. пушками, пулеметами, ружьями. Вот сейчас, в 1 час дня, я сижу в конторе на Малой Лубянке и слышу уже такую стрельбу». Судя по всему, непонятные «штатские» – это сторонники разогнанного за четыре дня до этого Учредительного собрания, которые также считали 9 января символическим днем. Однако новая власть жестко начала утверждать свои исключительные права на исторические даты.

В годы нэпа население страны как бы существовало в нескольких измерениях. Деревня была предоставлена в значительной степени самой себе. Вплоть до 1927 г. она лишь в незначительной степени ориентировалась на утверждавшуюся в стране коммунистическую культуру. Оппозиционные (или, по терминологии того времени, контрреволюционные) силы имели определенную свободу и открыто игнорировали советскую культуру. Это состояние изменилось только после свертывания нэпа.

От Сталина к Хрущеву: формирование новых праздников

Как самостоятельный феномен советские праздники сложились в 1930-е гг. Примерно в это время произошло формирование новой концепции развития советского общества, произошел отказ от идеи мировой революции, утвердилась ориентация на индустриализацию собственной страны, были обозначены новые ценностные ориентиры.

Тридцатого июля 1928 г. СНК РСФСР установил новые общероссийские праздники: Новый год – 1 января, День 9 января 1905 г. – 22 января, День низвержения самодержавия – 12 марта, День Парижской коммуны – 18 марта, День Интернационала – 1–2 мая, годовщина Октябрьской революции – 7–8 ноября. Этот список быстро и значительно изменился. Например, 22 января (или 9 января по старому стилю) совпадал с днем памяти В. И. Ленина (Ульянова), который умер 21 января. Было принято решение об объединении двух праздников в один – День памяти 9 января 1905 г. и День памяти В. И. Ленина (Ульянова). В середине 1930-х гг. День Интернационала был переименован в День международной солидарности трудящихся.

Проиллюстрировать, как происходил процесс создания новых советских праздников, можно на примере дня Октябрьской революции.

7 ноября

Седьмое ноября был главным официальным советским праздником. Его непременными атрибутами были длительная демонстрация трудящихся и продолжительные речи советских официальных лиц. Как это ни удивительно, демонстрация как центральное событие праздника восходит к двум очень не похожим друг на друга явлениям.

Во-первых, это крестьянские гуляния. Собственно, слово «выходной» происходит от слова «выходить» на улицу. Если большая часть сельскохозяйственных работ проводилась отдельно каждым домохозяйством, а выезд на телеге или с сохой осуществлялся через заднюю часть участка, то в праздники люди в лучших нарядах выходили именно на улицу. На улице могли устраиваться гуляния с гармонью и пением частушек или, в более отдаленных и «традиционных» районах, хороводы с пением «длинных песен». Именно эту традицию «выхода» крестьяне принесли на городские предприятия. Например, рабочие (а по сути дела, те же крестьяне) Трехгорной мануфактуры гуляли с гармонью и частушками в роще около Горбатого моста. Именно на таких «гуляниях» активно работали социалисты-пропагандисты. И именно на таких гуляниях нередко помимо гармониста в группе гуляющих можно было заметить человека с красным флагом.

Во-вторых, демонстрация, несомненно, восходит к акциям социалистической оппозиции времен Александра III и Николая II. Именно на них возникла «традиция» произнесения речей на политические темы. Они демонстрировали силу социалистического движения. Из двух этих тенденций и родилось явление ноябрьской демонстрации.

Интересно отметить двойственное отношение участников к этому празднику. С одной стороны, это некая отчужденность от происходящего. Многие участники рассказывали о том, что в этот день они могли «встретиться с друзьями». Нужно было «пройти с транспарантами», а потом «идти отдыхать и общаться». Очень часто участники подчеркивали, что не обращали внимания на то, что говорилось с трибуны, гораздо важнее было вовремя крикнуть «ура!». С другой стороны, часто те же самые участники оценивали этот праздник как главный праздник Советского Союза, который демонстрировал особый путь Советского государства, напоминал о событиях Октябрьской революции. Еще один очень важный момент заключался в том, что такое отношение сформировалось к празднику в 1970-е гг. и позже, когда он стал «неизбежным».

Праздничная жизнь от Брежнева к Горбачеву: создание народной обрядности

После семи лет правления Никиты Хрущева, которые иногда называются малой коллективизацией и вторым наступлением на церковь, государство обратилось к реформам праздников в деревнях и отдаленных местностях России. Если общегосударственные праздничные практики уже сформировались и вошли в повседневный обиход граждан, то во многих деревнях местные жители сохраняли обычаи, имевшие мало общего с социалистической современностью.

Очень ярким примером новой народной «советской» обрядности стал праздник Сабантуй (Сабан туй – праздник плуга). Именно этот татарский народный праздник был выбран в качестве объекта для формирования новой обрядности, так как он не имел прямого отношения к исламу. Праздник плуга предполагал, что единство участников предопределяется необходимостью общего труда на земле, что вполне соответствовало идеологии Советского государства. В середине 1970-х гг. в различных подразделениях Министерства культуры СССР был разработан ряд сценарно-методологических рекомендаций к проведению обрядов, учитывающих национальную специфику каждого народа. Так, в сценарий Сабантуя включались выступления национальных коллективов, обращение главы колхоза (иногда района или города), конкурс национального костюма. Все эти элементы свидетельствуют о новом, «урбанистичском» характере праздника. Сохранялись и традиционные элементы: борьба на поясах – кёреш, угощение татарскими национальными блюдами.

Очень часто параллельно с созданием новой обрядности празднику придавался и новый смысл. Так, Сабантуй стал одновременно и праздником в честь завершения нелегких летних работ в поле, но одновременно и праздником в честь образования Татарской АССР. А поскольку в ряду других советских «народных праздников» это был самый распространенный праздник с татарской этнической спецификой, то он превратился в негласный день татарской культуры, в особенности в регионах смешанного проживания. Аналогичные праздники вводились и в русской деревне. Например, на смену Масленице пришли «Проводы русской зимы», а на смену Оспожинкам – празднику в честь окончания сбора урожая – «День Земли-именинницы». Интересно отметить, что словосочетание «земля-именинница» в традиционной деревне относилось к Дню Святого Духа (51-й день после Пасхи). А официально суть этого советского праздника часто обозначалась как празднование дня составления акта о передаче земли в пользование колхозу.

День Победы

Важным праздником, который появился в СССР в 1945 г., стал День Победы. С 1947 г. он перестал быть выходным, однако ветераны в этот день обычно собирались без лишней помпы и вспоминали своих однополчан. Очень часто на столе появлялись атрибуты армейского сухпайка: картошка «в мундире», крупная соль, ломаный ржаной «обойный» хлеб и спирт. Такое «поминовение» противопоставлялось обыкновенному застолью с его изобилием и более современными товарами.

В 1965 г. на Красной площади был организован второй с 1945 г. парад победителей. С этого года 9 мая вновь стал выходным днем. А одной из важных церемоний этого праздника стало возложение венков к Могиле Неизвестного солдата, которая была открыта в 1967 г. в Александровском саду. День Победы сразу стал одним из наиболее любимых праздников советских людей и продолжает сохранять свою важность для жителей современной России. Регулярным явлением стал вечерний праздничный салют.

К 30-й годовщине праздника был объявлен конкурс на лучшую песню о войне. Слова одной из них – «День Победы» – были сочинены В. Харитоновым, а музыка написана Д. Тухмановым. Конкурс песня не выиграла и даже вызвала волну критики как слишком легкомысленная песня о таком важном дне. На исполнение песни в прямом эфире был наложен запрет. Однако в ноябре 1975 г. на праздничном концерте, посвященном Дню милиции (10 ноября), ее исполнил Лев Лещенко. С этого дня именно эта песня и этот голос являются символами праздника 9 Мая, а слова «это радость со слезами на глазах» – ключом к понимаю праздника для тех, кто не пережил страшную трагедию войны.

Так к началу 1980-х гг. сложилась система советских праздников, среди которых наиболее важными были годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, День Победы и Новый год. Но уже в конце того же десятилетия советская политическая система начала трансформироваться, и праздники вновь вступили в полосу изменений.

Некоторые особенности современных общественных праздников в России

С 1990-х гг. праздничные дни стали играть важную экономическую функцию для правительства Российской Федерации. Скрупулезное перенесение праздничных дней на рабочие дни в том случае, если они выпадали на выходные, позволяло сохранять значительные суммы на выплатах рабочим. Таким образом в стране появилось такое явление, как «новогодние» и «майские» каникулы. В настоящее время существуют специальные туры на «майские праздники», а значительная часть населения страны использует их как санкционированную государством возможность заняться дачными участками. В начале 2000-х гг. «майские праздники» уступили место «рождественским каникулам», которые объединяют дни от Нового года до Рождества.

Второй тенденцией праздничной жизни в РФ является возвращение христианских праздников в публичную сферу. Стали широко отмечаться Пасха и Рождество. Возвращение, впрочем, прошло не без некоторых проблем. Несоответствие юлианского церковного календаря светскому григорианскому приводит к тому, что важный для подавляющего большинства жителей страны Новый год приходится на дни Рождественского поста.

Коснулись изменения и сути праздников. После распада Советского Союза в 1996 г. День Октябрьской революции был переименован в День согласия и примирения – как говорилось в соответствующем указе, «для смягчения противостояния и примирения различных слоев российского общества». С 2005 г. праздник переносится на 4 ноября и получает название «День народного единства». Праздник, установленный в память о взятии Китай-города ополчением Минина и Пожарского в 1612 г., первоначально был призван объединить российское общество политически, но сейчас в нем также прослеживаются идеи культурного, а отчасти и «этнического» объединения жителей России.

Таким образом, современная система праздников России представляет сплав праздников религиозных, пришедших из XIX в., и светских, созданных Советским государством.

Материалы по теме:

Сердце России. Донецко-Криворожская Советская Республика

Именно так называли Донбасс в годы становления советской власти. Наверное, каждый, кто интересовался историей Гражданской войны, последовавшей после Февральской и Октябрьской революций.

Был ли СССР обречен на распад?

Исчезновение СССР вызвало тектонические сдвиги в мировой политике, последствия которых не преодолены и поныне. Результаты начатой в 1985 г. перестройки оказались далеки от ожидаемых.

Право выбора

На самом деле народовластие в России уходит корнями во времена «военной демократии» раннефеодальной государственности. На местном уровне сотские и целовальники, земские и губные старосты.

Источник статьи: http://lhistory.ru/statyi/istoriya-prazdnichnyh-dnej-v-rossii

Оцените статью