Накануне какого праздника происходят события

Накануне какого праздника происходят события

Тестовые задания по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Где происходили события, описанные в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»?

В) Нижний Новгород

2. В какое время года происходили события рассказа?

3. Сколько было всего детей в семье Мерцаловых?

4. Кто из семьи Мерцаловых сильно заболел?

5. Какое задание было дано двум мальчишкам матерью?

Б) Нарубить дрова

+ В) Отнести письмо

Г) Продать платки

6. Куда ушли все сбережения семьи Мерцаловых?

Б) На покупку дома

В) На лечение Маши

+ Г) На лечение отца ребятишек

7. Кем работал глава семейства Мерцаловых до своей болезни?

А) Секретарем в суде

+ Б) Управляющим домом

В) Военным врачом

8. Кем работала Елизавета Ивановна?

+ Г) Стирала белье

9. Для чего семья Мерцаловых пыталась найти хоть немного денег?

А) На подарки к Рождеству

+ Б) На лекарство Маше

В) На переезд в деревню

Г) На новую одежду

тест 10. Какая еда была единственной в доме Мерцаловых до визита чудесного доктора?

11. Какая идея пришла Мерцалову в голову, когда он сидел на скамейке в общественном парке?

В) Уехать в другой город

+ Г) Совершить самоубийство

12. Чем восторгался незнакомец сидя на скамейке в парке?

+ А) Русской зимой

Б) Известными полководцами

В) Ёлкой на главной площади

Г) Удивительными животными в зоопарке

13. Какое слово старика в парке вывело из себя застенчивого и обычно спокойного Мерцалова?

14. Кого встретил в парке Мерцалов?

15. Что сказал доктор купить Мерцалову на 3 рубля, которые ему дал?

16. Что пожелал доктор на прощание семье Мерцаловых?

+ А) Никогда не падать духом

17. Откуда Мерцалов узнал фамилию чудесного доктора?

А) Доктор сам сказал

Б) От другого доктора

+ В) Была написана на ярлыке лекарства

Г) Рассказали соседи

18. От кого слышал автор рассказ о семье Мерцаловых?

+ Б) От Марии Мерцаловой

19. Кем стал работать Гриша, когда вырос?

тест-20. Накануне какого праздника происходят события, описанные в рассказе «Чудесный доктор»?

Источник статьи: http://testua.ru/literatura/112-testy-po-literature-7-klass/1661-test-dlya-7-klassa-chudesnyj-doktor-s-otvetami.html

Чудесный доктор. Викторина по рассказу А.И. Куприна
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Чудесный доктор. Викторина по рассказу А.И. Куприна

Скачать:

Вложение Размер
chudesnyy_doktor-viktorina_po_kuprinu.docx 29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор».

Описание игры. Ученики делятся на две команды и по очереди отвечают на вопросы викторины. Подготовленный ученик может сделать сообщение о Николае Пирогове.
Ход викторины.

Учитель. Когда Александра Ивановича Куприна просили написать свою биографию, он отвечал, что почти все его произведения автобиографичны. Описывая в своем святочном рассказе «Чудесный доктор» тяжелую безысходность бедноты, писатель не лгал читателю ни единым словом, так как сам испытал это чувство.

22 августа 1871 года Иван Иванович Куприн, отец писателя, умер от холеры, оставив свою жену и троих детей совсем без средств существования. Гордой и вспыльчивой Любови Алексеевне, матери писателя, пришлось унижаться перед чиновниками, чтобы устроить старших девочек в казенные пансионы. А сама она переехала во Вдовий дом в Москву. Сашу ей пришлось взять с собой, он прожил три года в совсем неподходящей обстановке для ребенка, среди старушечьих интриг, сплетен, подхалимства к богатым и презрения к бедным.

Он боготворил мать, но часто стыдился унижений, которые ей приходилось терпеть ради детей, когда она обращалась к благодетелям учреждений. Именно тогда у Куприна зародилось бешенное самолюбие. Он никогда не мог забыть унизительных просьб матери. Но что она могла сделать? Ей нужно было вырастить троих детей. Потом ей удалось поместить Сашу в Разумовский сиротский приют.

С шести лет началось для мальчика детство, которое он впоследствии назовет «поруганным и казенным».

В 1880 году Куприн выдержал вступительные экзамены во 2-ю Московскую военную гимназию, преобразованную впоследствии в кадетский корпус, как и все военные гимназии…

Высокая, истинная литература XIX века не относилась к святочным сюжетам и мотивам с пренебрежением. В Сочельник, в канун Рождества, когда по общему старому поверью раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердцем, происходит действие рассказа «Чудесный доктор». В Сочельник даже великие писатели-реалисты надеялись на лучшее и одаривали своих героев счастьем. Этой традиции следует и молодой Куприн. Для рождественского номера газеты «Киевское слово» был написан «Чудесный доктор» — один из лучших детских рассказов Куприна.

1. Является ли рассказ Куприна вымыслом?

( Рассказ Куприна достоверен. Действие его происходило в Киеве)

2. Над чем хохотали два мальчугана, рассматривая витрину гастрономического магазина?

( Они смеялись над жаренным поросенком, детям казалось, что он смеется ижует травку)

3. Почему эта витрина казалась им эффектной, великолепной выставкой?

( Примерный ответ. Витрина возбуждала в одинаковой степени и умы, и желудки. Здесь было представлено такое гастрономическое разнообразие и великолепие, что мальчики забыли обо всем.)

4. Почему это «очаровательное зрелище», кроме восхищения, вызвало еще и тяжелый вздох мальчиков?

( Оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей)

5. Какое поручение, возложенное на них матерью, выполняли дети?

( Они должны были отнести письмо одному влиятельному лицу с просьбой о помощи.)
Конкурс «Что в черном ящике?»

— В ящике лежит то, что мальчики должны были передать влиятельному и богатому господину. ( Конверт с письмом .)

— В ящике лежит то, что стало сюрпризом для семьи Мерцаловых после ухода чудесного доктора. ( Денежные купюры. )
6. Накануне какого радостного праздника произошло описываемое событие?

7. Какую соблазнительную мысль гнали от себя мальчики, пока бежали по праздничным улицам города?

( Дети хотели остановиться на минуту и заглянуть в окна богатого дома, где светятся нарядные елки и звучит музыка .)

8. Как выглядело жилище Мерцаловых?

( Примерный ответ. Покосившийся ветхий дом на пустыре с обледенелым и грязным двором, служившим для всех жильцов естественной помойной ямой. Комната находилась в сыром и мрачном подземелье, где пахло керосиновым чадом, детским грязным бельем и крысами.)

9. Почему именно в этот день маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания?

( Примерный ответ. Ребята видели на улице праздничное ликование, прекрасные магазины, сияющие елки, предновогоднее оживление нарядной толпы, а дома их ждали пустые щи, больная сестра, измученная мать с изможденным и почерневшим от горя лицом.)

10. Чем был занят предпраздничный день в семье Мерцаловых?

( Примерный ответ. Семья отчаянно боролась с нищетой. Весь день был занят тем, чтобы посредством нечеловеческих усилий выжать откуда-нибудь хоть несколько копеек на лекарство Машутке.)

Конкурс «Чей портрет?»

— «Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без галош. Его руки взбухли и посинели от холода, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца».

— «Высокая, худая женщина, с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя лицом, стояла на коленях возле больной девочки».

( Мать Елизавета Ивановна .)

— «…старик небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах. Скинув пальто, остался в старомодном, довольно поношенном сюртуке. Голос у него был мягкий, ласковый, старческий».

( Чудесный доктор – Пирогов. )
11. Как отзывались люди на просьбу о помощи бедному семейству?

( Помогать отказывались, отговариваясь или праздничными хлопотами, или неимением денег. )

12. Почему Мерцалов, отец семейства, не мог долго находиться дома?

( От чувства собственного бессилия им овладевало желание бежать куда попало без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи. )

13. Какие мысли завладели Мерцаловым в заснеженном парке?

14. Почему незнакомец присел на скамейку рядом с Мерцаловым и не ушел после его злобных выкриков?

( Незнакомец понял, что у человека случилась беда, и захотел ему чем-нибудь помочь. )

15. Почему лицо незнакомца показалось Мерцалову необыкновенным?

( Все отворачивались от бедняка, а этот человек проявил сочувствие. Лицо его было спокойным, ласковым и внушающим доверие. )

16.Чем помог чудесный доктор Мерцалову и его семейству?

( На деньги, полученные от доктора, Мерцалов купил горячей пищи и дров. Доктор осмотрел больную девочку, выписал ей лекарство и согревающий компресс. )

17. Какой главный совет дал доктор бедному семейству?

( «Никогда не падайте духом!» )

18. Почему доктор не назвал своего имени благодарному бедняку?

( Он не считал свой поступок особенным, достойным восхищения. Так должен поступать, по мнению доктора, каждый человек. )

Подведение итогов викторины.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация содержит понятие «рождественский рассказ», словарные статьи, виды заданий и ответы на них, схемы, выводы, домашнее задание.

предлагается два урока в 6 классе по данному рассказу.

Литературная викторина по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет» может использоваться в урочной и внеурочной деятельности. Включает 31 вопрос, охватывающий содержание всего произведения.

Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу Куприна «Чудесный доктор&quot.

Данная разработка урока позволит достигнуть следующих целей: Цпознавательные – провести нравственную оценку героев, выяснить какой рассказ называется рождественским.практические.

Данная презентация содержит сопроводительный материал, а также интерактивные упражнения.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/02/03/chudesnyy-doktor-viktorina-po-rasskazu-a-i-kuprina

А. И. Куприн «Чудесный доктор»: анализ рассказа

Краткое содержание:

Винница, Украина. Здесь в усадьбе «Вишня» на протяжении 20 лет жил и работал известный русский хирург Николай Иванович Пирогов: человек, за свою жизнь совершивший немало чудес, прототип «чудесного доктора», о котором повествует Александр Иванович Куприн.

История создания

25 декабря 1897 года в газете «Киевское слово» выходит произведение А.И. Куприна «Чудесный доктор (истинное происшествие)», которое начинается со строк: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад…», — что сразу настраивает читателя на серьезный лад: ведь реальные истории мы воспринимаем ближе к сердцу и сильнее переживаем за героев.

Так, историю эту Александру Ивановичу поведал знакомый банкир, который, кстати, также является одним из героев книги. Реальная основа рассказа ничуть не отличается от того, что изобразил автор.

«Чудесный доктор» – произведение об удивительном человеколюбии, о милосердии одного известного доктора, который не стремился к славе, не ждал почестей, а лишь бескорыстно оказывал помощь тем, кому она была необходима здесь и сейчас.

Смысл названия

Почему автор назвал доктора чудесным? Во-первых, благодеяние врача совпало с кануном рождества, поэтому Мерцаловы восприняли его появление, как настоящее праздничное чудо.

Во-вторых, никто, кроме Пирогова, не захотел протянуть руку помощи нуждающимся людям, светлый и чистый посыл рождества прохожие заменили на погоню за скидками, выгодными товарами и праздничными яствами. В этой атмосфере проявление добродетели — чудо, на которое остается только надеяться.

Жанр и направление

«Чудесный доктор» – это рассказ, а если быть точнее, святочный, или рождественский, рассказ. По всем законам жанра, герои произведения оказываются в сложной жизненной ситуации: беды сваливаются одна за другой, не хватает денег, из-за чего персонажи даже задумываются о сведении счетов с жизнью. Помочь им может только чудо. Чудом этим становится случайная встреча с доктором, который за один вечер помогает им побороть жизненные трудности. Произведение “Чудесный доктор” имеет светлый финал: добро побеждает зло, состояние духовного упадка сменяется надеждами на лучшую жизнь. Однако это не мешает нам отнести данное произведение к реалистическому направлению, ведь все произошедшее в нем – чистая правда.

Действия рассказа происходят в предпраздничные дни. Из витрин магазинов выглядывают наряженные елки, всюду изобилие вкусной еды, на улицах раздается смех, а ухо улавливает веселые разговоры людей. Но где-то, совсем рядом царит нищета, горе и отчаяние. И все эти человеческие беды в светлый праздник Рождества Христова озаряются чудом.

Композиция

Все произведение построено на контрастах. В самом начале двое мальчишек стоят перед яркой витриной, в воздухе витает праздничный дух. Но когда они идут домой, все вокруг становится мрачнее: повсюду старые разваливающиеся дома, а их собственное жилище и вовсе находится в подвале. В то время как в городе люди готовятся к празднику, Мерцаловы не знают, как свести концы с концами, чтобы просто выжить. О празднике в их семье не идет и речи. Этот резкий контраст позволяет читателю ощутить то отчаянное положение, в котором оказалась семья.

Стоит отметить и контраст среди героев произведения. Глава семьи оказывается слабым человеком, который уже не способен решать проблемы, а готов бежать от них: он задумывается о самоубийстве. Профессор Пирогов же представлен нам невероятно сильным, бодрым и позитивным героем, который своей добротой спасает семью Мерцаловых.

В рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприн повествует о том, как человеческая доброта и неравнодушие к ближнему способны изменить жизнь. Действие происходит приблизительно в 60-е годы 19 века в Киеве. В городе царит атмосфера волшебства и приближающегося праздника. Начинается произведение с того, что двое мальчишек, Гриша и Володя Мерцаловы, радостно глазеют на витрину магазина, шутят и смеются. Но вскоре оказывается, что в семье их большие проблемы: живут они в подвале, денег катастрофически не хватает, отца погнали с работы, полгода назад умерла их сестренка, теперь и вторая, Машутка, сильно заболела. Все отчаялись и, кажется, готовы к самому худшему.

В этот вечер отец семейства идет просить милостыню, но все попытки тщетны. Он заходит в парк, где рассуждает о тяжелой жизни своей семьи, и его начинают посещать мысли о самоубийстве. Но судьба оказывается благосклонна, и в этом самом парке Мерцалов встречает человека, которому суждено изменить его жизнь. Они едут домой к обедневшему семейству, где доктор осматривает Машутку, выписывает ей необходимые лекарства и даже оставляет крупную сумму денег. Он не называет имени, считая содеянное своим долгом. И лишь по подписи на рецепте семья узнает, что доктор этот – знаменитый профессор Пирогов.

Герои и их характеристика

Рассказ предполагает небольшое количество действующих лиц. В этом произведении для А.И. Куприна важен сам чудесный доктор, Александр Иванович Пирогов.

Пирогов – известный профессор, хирург. Он знает подход к любому человеку: он так внимательно и заинтересованно смотрит на отца семейства, что почти сразу внушает ему доверие, и тот рассказывает обо всех своих бедах. Пирогову не надо раздумывать, стоит ли помогать или нет. Он направляется домой к Мерцаловым, где делает все возможное, чтобы спасти отчаявшиеся души. Один из сыновей Мерцалова, будучи уже взрослым мужчиной, вспоминает его и называет святым: «… то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо».

Мерцалов – сломленный невзгодами мужчина, которого гложет собственное бессилие. Видя смерть дочери, отчаяние жены, обездоленность остальных ребятишек, он стыдится своей неспособности им помочь. Доктор останавливает его на пути к малодушному и фатальному поступку, спасая, прежде всего, его душу, которая была готова согрешить.

Гриша. Старший сын Мерцалова, мальчику 10 лет. Именно от него, когда он уже стал взрослым, автор узнал эту историю.

Володя. Один из сыновей Мерцалова, он немного младше Гриши.

Мама. Елизавета Ивановна, мать четверых ребятишек, недавно потерявшая пятого. Работает прачкой на другом конце города в одной из семей.

Машутка. Девочка примерно семи лет, находящаяся при смерти, но которой помог доктор Пирогов и вылечил её.

Швейцар. Савелий Петрович, швейцар. Не захотел брать письмо для барина от Гриши с Володей, а Володе ещё и дал по шее.

Главными темами произведения являются милосердие, сострадание и доброта. Семья Мерцаловых делает все возможное, чтобы справиться с навалившимися бедами. И в момент отчаяния судьба посылает им подарок: доктор Пирогов оказывается настоящим волшебником, который своим неравнодушием и сочувствием излечивает их искалеченные души.

Он не остается в парке, когда Мерцалов выходит из себя: будучи человеком невероятной доброты, он выслушивает его и сразу же делает все возможное, чтобы помочь. Мы не знаем, сколько таких поступков совершил профессор Пирогов за свою жизнь. Но можно быть уверенным, что в его сердце жила огромная любовь к людям, неравнодушие, которые оказались спасительной соломинкой для несчастной семьи, которую он протянул в самый нужный момент.

Проблемы

А. И. Куприн в этом небольшом рассказе поднимает такие общечеловеческие проблемы как гуманизм и утрата надежды.

Профессор Пирогов олицетворяет человеколюбие, гуманизм. Ему не чужды проблемы незнакомых людей, а помощь ближнему он воспринимает как должное. Ему не нужны благодарности за содеянное, не нужна слава: важно лишь, чтобы люди вокруг боролись и не теряли веру в лучшее. Это и становится его главным пожеланием семье Мерцаловых: «…а главное – не падайте никогда духом». Однако окружение героев, их знакомые и коллеги, соседи и просто прохожие – все оказались безучастными свидетелями чужого горя. Они и не подумали, что чье-то бедствие их касается, не захотели проявить человечность, думая, что они не уполномочены исправлять социальную несправедливость. В этом и заключается проблема: никому нет дела до того, что происходит вокруг, кроме одного человека.

Отчаяние тоже подробно описано автором. Оно отравляет Мерцалова, лишает его воли и силы двигаться дальше. Под влиянием горестных дум он опускается до трусливого упования на смерть, в то время как его семья погибает от голода. Ощущение безысходности притупляет все остальные чувства и порабощает личность, которая в состоянии жалеть только себя.

Смысл

Какова же основная идея А. И. Куприна? Ответ на этот вопрос как раз и заключен во фразе, которую говорит Пирогов, уходя от Мерцаловых: не падайте никогда духом.

Даже в самые темные времена нужно надеяться, искать, а если совсем не остается сил, ждать чуда. И ведь оно случается. С самыми обыкновенными людьми в один морозный, скажем, зимний день: голодные становятся сытыми, замерзшие – согретыми, больные – выздоравливают. И чудеса эти совершают сами люди добротой своих сердец — это и есть главная мысль писателя, который видел спасение от социальных катаклизмов в простой взаимовыручке.

Чему учит?

Это небольшое произведение заставляет задуматься о том, как важно быть неравнодушным к окружающим нас людям. В суете дней мы часто забываем о том, что где-то совсем рядом страдают соседи, знакомые, соотечественники, где-то царит нищета и хозяйствует отчаяние. Целые семьи не знают, как заработать себе на хлеб, и еле-еле доживают до получки. Поэтому так важно не пройти мимо и суметь поддержать: добрым словом или поступком.

Помощь одному человеку мир, конечно, не изменит, но изменит одну его часть, причем самую важную для того, что дает, а не принимает помощь. Даритель обогащается гораздо больше, чем проситель, ведь он получает духовное удовлетворение от того, что сделал.

Источник статьи: http://www.9111.ru/questions/7777777771094315/

Читайте также:  Сценарий новогоднего праздника для старших возрастов
Оцените статью