Написание сценария для детского праздника

Написание сценария в детском саду
методическая разработка по музыке

У многих музыкальных руководителей написание сценария вызывает сложности. Однако, используя некоторые приемы, указанные в данной методической разработке, можно составить интересный индивидуальный сценарий.

Скачать:

Вложение Размер
napisanie_stsenariya_dlya_prazdnika_v_detskom_sadu_avtosohranennyy.docx 23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Написание сценария для праздника в детском саду

Праздники в детском саду являются важным событием в жизни ребенка.

Здесь он узнает, как сочетается его личное удовольствие с выполнением обязательств. Здесь он учится совместной с другими детьми творческой деятельности.

Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.

В детском саду основными праздниками являются: осенний, зимний и весенний. Помимо них предлагается проводить День матери, День победы, День защитников отечества, День героя, День птиц, День толерантности (из нового), День города, День защиты детей, и другие.

Формат этих праздников разный: праздник со сценарием и взрослыми героями, праздники-концерты (8 марта, 23 февраля, День победы), праздники-театрализации.

Мы рассмотрим один из самых сложных и интересных праздников, где присутствуют разные герои, где есть сюжетная линия со своей завязкой и финалом.

Важным моментом в подготовке праздника становится написание хорошего, интересного сценария. Музыкальный руководитель, приступая к работе над сценарием должен учитывать ряд факторов: сюжет должен быть интересен детям, и, как ни странно, родителям. Учитываются возрастные особенности детей, количество новой информации, получаемой детьми при подготовке к празднику. Должны присутствовать повторы материала [1] .

Конечно, можно найти сценарий на широких просторах интернета, а можно придумать что-то свежее, возможно подходящее для конкретной группы или написать сценарий, который поможет решить некую морально-этическую задачу. Мы предлагаем довольно простой алгоритм, используя который вы создадите свою хорошую историю.

Для начала определяем тему.

Герои. Большинство сценариев строятся по одном принципу: в сюжете есть острый драматический момент борьбы добра со злом, к которой привлекаются дети. Детям важно почувствовать себя причастными к происходящему действу и ощутить радость победы положительного начала над отрицательным.

Поэтому всех героев можно разделить на две категории: положительные и отрицательные, которые в ходе утренника перевоспитываются и становятся хорошими.

Обратим внимание на выбор действующих лиц. Персонажи, которых мы предлагаем в качестве злых или добрых сил, должны быть доступны и по возможности известны детям. Возможно привлечение необычных героев( вроде «И так сойдет»), известных «модных» героев (Лунтик, Винкс, Смешарики).

Здесь фантазия музыкального руководителя может позволить себе разгуляться. Учитывать необходимо лишь тот фактор, что любой персонаж должен иметь четкую линию поведения (добрый — злой, активный-ленивый и тд) и функцию в вашем сценарии. Ввести Фиксика ради одной фразы просто потому, что он хорошо всем знаком, необосновано.

Обращайте внимание на введение отрицательных персонажей, которые должны соответствовать возрасту. Например, Баба Яга, Кощей лучше подойдут на старший возраст. До этого возраста в качестве злых сил подойдет Туча, Непогодушка, Леший и тд.

Хорошее продумывание завязки является успехом интересного сценария. Важно, чтобы в результате разрешения этой завязки герои чему-то научились, перевоспитались.

Конечно, на пустом месте придумать интригу сложно, и здесь отличным помощником являются сказки В. Проппа [2] .

Немного остановимся на творении В.Проппа. Автор изучает морфологию, то есть составные части, сказки. Из его книги мы узнаем, что строение сказок в основном одинаково и включает в себя ряд этапов. Рассмотрим эти этапы [3] , так как именно они станут для нас помощниками в составлении своей «сказки».

Первый этап – знакомство с героем, его уход из дома. Какой-то запрет («Не ходи в лес», «не рви яблоки») и нарушение запрета.

Следующий этап включает знакомство с антигероем, «вредителем» (по В.Проппу). Злодей пытается обмануть жертву, нанести вред. Злодею объявляют войну.

Далее борьба – столкновение добра и зла, победа героя, его возвращение домой. Возможно его преследование, еще одно появление злодея. Наказание злодея и славление героя.

Соблюдение этих функций вовсе не обязательно, но их наличие помогает составить интересную историю.

Попробуем применить на практике. Итак, мы определились с персонажами. В начале праздника обычно происходит представление детей (знакомство с героями) при помощи Песни, Танца-хоровода, стихов.

Но вдруг что-то пошло не так. Здесь происходит знакомство со злодеем, взаимодействие(околдовывает, совершает подмену, заточает, угрожает), или с его деяниями (елка не горит, красок нет, песня не звучит и т.д.).

Выяснение причины такого поведения (Баба Яга украла подарки – зачем?, Леший не пускает в лес – почему?, Елка не горит и т.д).

Здесь же возможно действие обмана : появление Бабы Яги вместо Снегурочки.

Следующий этап – герой (дети одни, либо с чьей-то помощью) начинает действовать. Отправляется в путешествие исправлять ситуацию, проходит испытания. Средством для борьбы становятся танцы, песни и игры.

Кульминацией праздника становится перевоплощение злодея. Он все понял и становится хорошим. Здесь можно предложить средство прощения, например: разморозим елку, вернет украденное, укажет путь, отпустит того, кого держал в заточении.

Злодея победили. Если по какой-то причине он не сдается (не раскаялся выше), снова игры, сценки.

Финал. Славим героя — поем песню, общий танец. Добро всегда побеждает зло. Таким образом решаются многие нравственные задачи воспитания.

Написание сценария – это кропотливый труд, содержащий множество деталей, продумывание которых ведет к хорошему празднику. Диалоги героев, подводки к песням и танцам, сюрпризные моменты – все должно стать неотъемлемой частью сценарного плана, и никак не вставным элементом.

Если музыкальный руководитель придумал интересную историю, сам «горит» ее воплощением, он сможет донести идею до воспитателей и главное, до детей, ради которых, не стоит забывать, и организуются праздники.

[1] Т.Э.Тютюнникова Праздники в детском саду

[2] В.Пропп Морфология сказки. Ленинград, 1928

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2020/04/01/napisanie-stsenariya-v-detskom-sadu

Пишем сценарий детского праздника

В первую неделю октября мы празднуем день рождения проекта, в этом году уже 5 лет. Сейчас Праздник в коробке это не только наборы детских праздников, но и всевозможные квесты, интеллектуальные игры, методички, чемоданы-квесты и прочее. Но начиналось все с праздников. И пять лет назад появился не только проект Праздник в коробке, но и методичка “Пишем сценарий детского тематического праздника”. Поскольку мы до сих пор используем эту методику при создании праздников, хочется о ней рассказать.

Тут мне придется отойти от традиционного “мы”, на которое опирается сейчас наш проект, и вернуться к исходному “я”. Я, Луговская Юля, придумываю детские праздники уже 9 лет. Когда делаешь праздник для своего ребенка не думаешь о методике. Просто появляются идеи, то, что хочется попробовать, что кажется интересным. Избыток идей заставляет делать новые и новые праздники. В итоге за первые два года я провела их пару десятков – не шумных торжеств, а спокойных домашних игр для сына и одного-трех его друзей. Актерских талантов у меня никогда не было, реквизит использовался самый простой и создавался “на коленке”, все приключения обеспечивались главным образом воображением – так что требования к сценарию сразу были высокие.

Необходимость оформить придуманный подход методикой возникла только тогда, когда появились желающие делать праздники, похожие на мои. До сих пор удивительно, каким простым получился алгоритм. Пять несложных шагов — и сценарий готов. Теперь я и сама пользуюсь этой методикой – без формализма, но всегда удобно пробежать пять шагов, а потом уже экспериментировать и добавлять что-то новое.

Если вы мечтаете научиться придумывать праздники для детей 3-10 лет, лучше купить и прочитать методичку. Здесь же хочу рассказать о принципах, на которых она построена, поскольку знать о них важно и тем родителям, что покупают у нас готовые сценарии и наборы. Мне трудно судить, насколько методика оригинальна. Отличных сценариев с каждым годом в интернете попадается все больше, но их авторы могут быть как моими последователями, так и просто людьми со схожими взглядами. Действительно важно то, что за последние годы многие стали понимать, что хороший сценарий детского праздника – это не просто подборка конкурсов и не спектакль, в котором жестко прописаны слова ведущего и ответы детей. Тематический праздник – это приключение, погружение в сказку – одна из самых невероятных вещей, которая может случиться в детстве.

У праздника всегда должна быть конкретная, достаточно узкая тема. Нельзя останавливаться на абстрактных “пиратах “ или “космосе”. Собираем имена, места, факты, на которые сможем опереться. С головой погружаемся в тему и ищем что-то, что нас самих удивит. Или выдумываем сказочную страну и ее жителей. Главное – представить все в деталях, прочувствовать характеры героев, ощутить ход истории и законы мира.

Пусть даже мы придумываем сценарий для трехлеток — все равно стараемся избегать ложной информации и с уважением относимся к фактам. Никаких бананов на пальмах и погонь динозавров за первобытными людьми, а дружба пингвинов с белыми медведями – только после установления транспортной связи между двумя полюсами.

Самое важное, то, что я называю главным секретом моих праздников, – сценарий (и сказочный, и познавательный) – это всегда связанная, логичная история. Такую историю дети смогут проживать, погружаться в нее, дополнять своими фантазиями. У них не возникнет вопросов “кто мы?”, “где мы?”, “какая у нас цель?”. На эти вопросы должны ответить мы, придумывая сценарий. Благодаря этому, каждый момент времени на празднике дети будут понимать, что происходит и что их ожидает впереди (см. статью как мы этого достигаем). Никаких пустот и перебежек между конкурсами, только непрерывная цепь событий.

С опытом приходит понимание в какие места сюжета лучше вставлять задания (в методичке есть подробные инструкции об этом), но тогда же осознаешь, что все эти задания не имеют особого значения. Мы стараемся подбирать интересные активности, выдумывать каждый раз что-то свое, не повторяться. Но если с каким-то заданием ошибешься – это абсолютно никак не повлияет на праздник, и уж точно его не испортит. Когда не боишься сделать ошибку легче выдумывать и экспериментировать.

Мы создаем мир, где дети думают друг о друге, не стараются протиснуться вперед и первыми что-то получить, поджидают младших и радуются их успехам. Не всегда выходит гладко, но мы держимся за свои идеалы. Так что навсегда забыли в сценариях о личных наградах и соревнованиях, об особом отношении к имениннику и о требовании “пока каждый не выполнит задание, вы никуда не пойдете”. Все только вместе, только единой командой.

Ведущий обычный человек, не актер или аниматор. Вернее, ведущий может выбрать себе любое амплуа (подробнее об этом читайте здесь), но может и просто остаться собой, праздник от этого не станет хуже. Вот чего делать никак нельзя – так это совмещать роль ведущего с обязанностями фотографа, повара, хорошей хозяйки и др.

На празднике дети – всегда активные участники. Достичь этого можно только если избегать жестких правил и оставлять свободу выбора (хотя бы в некоторых заданиях). Так если на мосту лежит крокодил, можно придумать сто вариантов переправы на другой берег. И перебор способов, поиск совместного решения по вовлеченности и эмоциональным переживаниям никогда не сравнится с лучшим решением-игрой, навязанной ведущим.

Есть ощущение, что в каждое детское публичное мероприятие стараются добавить еще радости включив погромче песни из мультфильмов. Мы же вообще против музыки на детском празднике (исключение – небольшие вставки живой тихой музыки, пара спецэффектов и 5-10 минут веселых звуков в финале). Мы не считаем детским весельем ситуацию, когда все хаотично бегают, визжат и захлебываются смехом. В каждый сценарий обязательно включаем задания, регулирующие состояние детей и стараемся, чтобы дети сохраняли восприимчивость весь праздник. Изначально я заботилась о своем сыне, для которого любое бурное веселье заканчивалось истерикой, но теперь кажется, что всем детям на празднике полном фантазий, рассуждений, беготни по правилам, размышлений и спокойного сосредоточенного творчества хорошо.

Если бы требовалось выбрать только один совет по проведению праздника, я бы ответила: “Не торопитесь”. Не важно, как много вы успеете за праздник, сколько игр проведете, какую кучу полезной информации сообщите. Мы часто бежим сломя голову и тащим за собой детей, пусть хоть в сказочном мире все идет в своем темпе.

Хорошие праздники множатся, но важно изменить, сломать еще одну вещь. Хочется, чтобы родители перестали воспринимать детский праздник как подвиг, чтобы не было у них повода потом пенять ребенку, что не спали ради его дня рождения ночами и потратили все выходные на создание декораций. Хочется, чтобы выдумывание, подготовка, проведение праздника наполняло родителей радостью, и чтобы к детям мы испытывали только благодарность за то, что они у нас есть, и нам есть с кем отправиться в Муми-дол или к динозаврам, есть с кем разучивать магические заклинания и устроить домик под столом. Собственно весь наш проект Праздник в коробке работает для того, чтобы вы могли научиться делать праздники, могли при желании переложить то, что трудно и неинтересно на нас, и получить удовольствие от остального.

Источник статьи: http://prazdnik-v-korobke.ru/post/method/

Как создать интересный сценарий детского праздника: 10 пунктов из моей шпаргалки

Это шпаргалка для аниматоров, учителей, воспитателей, вожатых и активных родителей, которые любят придумывать к каждому праздничку что-то новое и необычное.

Теорию излагать не стану, иначе будет много-много нудного текста. Дам просто несколько практических советов, которые можно использовать при составлении любого сценария детского праздника.

Ожидание и предвкушение

Для создания интриги существуют пригласительные открытки. Там можно написать не только адрес и телефон ответственной за праздник мамы, но и разместить небольшую легенду, которая задолго до события создаст правильное настроение.

Все чаще приглашения пересылаются в виде картинок по электронной почте, Вконтакте или в мессенджерах.

Пусть будет как-то так: «На берег небольшой реки рядом с нашей дачей выбросило старинную бутылку. Она крепко закупорена, а внутри — записка… Мы не стали открывать бутылку без вас! Через стекло сумели прочитать только подпись: «… Ваш Миклухо-Маклай».

Если тему праздника вы заранее не озвучиваете, важно создать атмосферу в welcome-зоне — в том помещении, в которое дети попадают до начала основной части программы. Если это квартира, заинтригуйте гостей уже в коридоре или даже в общем подъезде. Например, для бала принцесс можно подобрать музыку, оформление, и уже с порога обращаться к гостям: «Мы Вас ждали, Ваше величество». А вот и сценарий квеста для Принцесс.

Достижение цели и азарт

О, это очень важно. Всегда интересно искать спрятанные подарки и бороться за награды, поэтому в самом начале ставим цель, а саму программу строим так, чтобы дети собирали какие-то промежуточные «отметки». Это могут быть наклейки на карту маршрута квеста, какие-то кубики-шарики, стикеры для одежды, декоративные прищепки, рисунки на руках детей специальными маркерами и т.д.

Вот, например, в моем сценарии квеста по мотивам повести Конан Дойля «Затерянный мир» за промежуточные победы раздаются мармеладные червячки (это у нас змеи яракаки).

Не стоит в каждое задание вносить соревновательный момент, но 2-3 конкурса в программе обязательно должны быть азартными. Это особая эмоция, обязательно учитываем при составлении сценария детского праздника.

Динамические оттенки

Вы по себе хорошо знаете, как быстро наступает усталость от 2-х часов грохота ритмичной музыки, быстрого мелькания актеров и изнурительного мелькания софитов. Все должно быть в меру.

Звук. Чередуйте громкую задорную музыку с тихой и расслабляющей. Можно пошептаться, потом покричать. Громко постучать в барабаны или послушать море в ракушках в полной тишине.

Свет. Иногда хочется, чтобы вдруг стало темно-темно… Таинственно-таинственно… Если нет возможности затемнить комнату, в которой проходит программа, прячьтесь всем вместе в темной кладовке. Там может быть О-о-о-очень интересно.

Размер помещения. Да, это тоже важно. Иногда нужно побегать в большом зале, потом всем вместе спрятаться в маленькой комнатке. Если такой возможности нет, используйте мебель. Пусть какое-то задание проходит, например, под столом, накрытым скатертью… Или в маленькой складной детской палатке.

Мультисенсорность

Продумайте задания, в которых задействованы все 5 органов чувств. Программа будет разнообразной, насыщенной, да и запомнится на всю жизнь — так уж устроен наш мозг.

Обоняние. Запахи на празднике есть всегда, просто к ним нужно привлечь внимание. Понюхать цветы, вдохнуть расплавленный шоколад в фонтане. Есть и задания на угадывания запахов (мы для этого часто используем ароматизированные маркеры).

Вкус. Пусть одно задание будет на распознавание вкусов с завязанными глазами. Или предложите гостям угадывать по мимике, что ест именинник (шоколадку, лимон, горчицу, соль и т.д.)

Осязание. Конкурсы на опознавание мягкой игрушки или предметов домашнего обихода с завязанными глазами. Еще можно разделить из большой миски орешки с ракушками, собрать простенькую фигурку из Лего с закрытыми глазами. Придумываем!

Сюда можно отнести и разнообразную двигательную активность. Можно делать резкие движения с большой амплитудой или выполнять задание, связанное с мелкой моторикой (открывать замки маленькими ключиками, складывать пирамиду из неустойчивых блоков и т.д.)

Слух. В интернете есть запись звуков животных, природных явлений, технические звуки и даже устаревшие звуки, которые уже нигде не услышишь (дисковый телефон, печатная машинка и т.д.). Еще все любят шумовые оркестры и барабанные тимбилдинги. Что-то такое «звучное» обязательно должно быть в вашем сценарии.

Зрение. Не могу вспомнить какие-то специальные конкурсы — в каждом задании важно внимательно смотреть за происходящим. Просто напомню, что праздничную атмосферу люди оценивают в первые секунды именно глазами, поэтому пусть все будет по-настоящему красиво. Много шаров, помпонов, световых гирлянд и красивых сладостей.

Шестое чувство. Да, детям нравится все необъяснимое и таинственное, поэтому парочка заданий на интуицию точно не помешает. Например, обещаем приз тому, кто точнее всех назовет предмет, спрятанный в коробке. Пусть машут руками и хмурят брови как экстрасенсы.

Чередование активностей

Это правило знает каждый, кто работает с детьми. Ну вот такие они у нас… Произвольное внимание длится совсем недолго, и нам с вами приходится придумывать новое развлечение каждые 3-5 минут.

Эмоции в сценарии детского праздника должны постепенно нарастать к финалу, но при этом нужно делать несколько «приглушенных» моментов, чтобы дети не устали и не потеряли интерес.

Вот примерная «эмоциональная» схема двухчасового праздника. Заметьте, самая высокая точка приходится не на последние минуты праздника. В конце нужно успокоиться, вспомнить все самое интересное, рассмотреть награды, призы и подарочки.

Приемы всем известны: активные конкурсы и эстафеты чередуются с интеллектуальными заданиями, играми на ловкость и меткость, театральными конкурсами, музыкальными паузами, творческими занятиями (создание общего арт-объекта), химическими опытами, фокусами (раскрытием тайн), элементами мистики и гаданий. Просто беззаботное буйство под названием «выпустить пар» — тоже важный элемент программы, даже если вы проводите заумный квест.

Полная вовлеченность и ответственность каждого ребенка

Я всегда переживаю, когда вижу, что аниматор увлек лишь третью часть детей, а все остальные предоставлены сами себе и занимаются другими делами. Так не должно быть.

Чтобы вовлечь каждого ребенка, можно не просто поделить на команды, но и распределить роли внутри каждой группы детей. Пусть кто-то следит за секундомером или песочными часами, кто-то красиво вписывает ответы в головоломках, кто-то озвучивает ответ команды, наклеивает стикеры, выбирает очередность игроков в эстафете и так далее. Помню гиперактивного мальчика, которого в самом начале праздника назначили ответственным за сброс шаров. Он все два часа был невероятно сосредоточен и ждал секретный сигнал, после которого дернул за веревочку и осыпал всех шарами. Конечно, за долгое ожидание его награждали первым!

Потом не забываем упомянуть все эти роли в дипломах: «Лучшему хранителю времени», «Лучшему оруженосцу», «Главному мастеру сюрпризов».

Новые знания

Если во время праздника дети узнают что-то совершенно новое или овладеют каким-то навыком, будет здорово. Пусть даже это будет что-то совсем незначительное, но НОВОЕ. Вот, например, дети изучают международные сигналы бедствия (смотрите мой сценарий квеста «Тайна подземного бункера»).

Часто детям рассказывают о свойствах веществ и показывают научные опыты, раскрывают тайны фокусов или помогают запомнить планеты солнечной системы во время космического путешествия.

Сувенир своими руками

Популярность мастер-классов растет с каждым годом. Пожалуй, дети уже привыкли, что уйдут с праздника с сувениром собственного изготовления. Часто на роспись игрушки-пряника уходит 7-10 минут, терпения хватает даже у самых активных детей. Бывают и длительные мастер-классы — роспись футболок или деревянных заготовок. Вот совсем простенький Капитошка, справится любой аниматор. Тут важно что-то красиво упаковать и забрать домой, чтобы показать маме.

Награды

Награды нужны обязательно. Это могут быть мелкие подарочки (вот у меня подборка призов), сертификаты и грамоты, шоколадные или пластиковые медали, наградные ленты, кубки и т.д. Церемонию награждения не нужно комкать. Не рассовывайте подарочки во время поедания торта или в момент прощания. Пусть будет торжественная музыка, аплодисменты, громкое объявление номинаций.

Много реквизита и аксессуаров

О красоте и качестве реквизита говорить не будем. Избитая тема, даже не хочется обсуждать. Огромное количество жалоб можно почитать на форумах мамочек по поводу мятой одежды, облупленных кеглей, рваных мешков, спутанных веревок и т.д.

Сейчас не об этом. При составлении сценария нужно сделать список расходных материалов и необходимого реквизита, точно рассчитать время для подготовки к каждой активности, чтобы не было длительных заминок во время программы. Пусть инвентарь будет разнообразным и интересным, технологичным и современным.

Полный комфорт

Я просто обязана перечислить несколько важных условий, несоблюдение которых приводит к полному краху даже самого замечательного сценария детского праздника.

• Не жарко. И не холодно. Свежий воздух поступает без сквозняка.
• Хорошо работает микрофон. Дети отчетливо слышат каждое слово ведущего и не погибают от резких звуков и гула.
• Не мешают посторонние шумы (иногда взрослые рядом устраивают застолье с тостами).
• Просторное помещение без острых углов и лишней мебели.
• Продумано место для хранения реквизита аниматора. Жаль, когда сюрприз не получается из-за технических проколов.
• Ровный пол без проводов и ям.
• Есть удобный стол и стулья для творческих и интеллектуальных занятий.
• Есть удобные диваны, коврики или пуфы для отдыха.
• Все дети примерно одного возраста. Аниматора не просят одновременно увлечь 2-летнего малыша и 16-летнего подростка.
• Одежда детей соответствует теме праздника (в длинном платье принцессы с каменьями сложно проходить веревочный курс).
• Достаточный запас питьевой воды в удобных бутылочках с цветными метками.

Жду дополнений в комментариях

Вполне возможно, что я упустила что-то важное! Прошу опытных коллег дополнить пункты и списки. Пусть всем детям нашей страны будет весело!

Источник статьи: http://snova-prazdnik.ru/kak-napisat-stsenarij/

Читайте также:  Праздник сказки сценарии для детей
Оцените статью