Народы Красноярского края: история, традиции, особенности
Один из самых удивительных уголков необъятной нашей Родины – Красноярский край, раскинувшийся от берегов Карского моря практически до границы с Монголией. Мало того что он занимает вторую по площади территорию в России и является крупным ресурсом по добыче важнейших природных ископаемых, так его еще и населяет множество удивительных этносов. Каковы они, коренные народы Красноярского края?
История заселения Красноярского края
По сведениям некоторых историков, первые коренные народы, населяющие Красноярский край, появились на его территории аж 200 тысяч лет назад. Освоение площади началось на юге края и протянулось на север вдоль Енисея. Установлено, что первыми жителями этого региона стали монголоидные племена, вслед за которыми там появились тюрки, самодийцы, тунгусы, енисейцы и другие (кстати, именно от древних тюрков и произошли хакасы, одни из нынешних жителей Красноярского края).
Если, отвечая на вопрос о том, какие народы населяют Красноярский край сейчас, говорить именно о коренных жителях, то таких этносов наберется всего десять. Это долганы, нганасаны, чулымцы, кеты, эвенки, юги, ненцы, энцы, селькупы и хакасы.
Долганы
Долганы, образовавшиеся из северных якутов и тунгусов, на сегодняшний день являются крупнейшим коренным народом Красноярского края. Их численность составляет порядка шести тысяч человек. Обитают они в основном на востоке Таймыра, возле Хатанги и Хетты. Их народность появилась в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков. Долгое время их называли «саха» и приписывали к якутам, прежде чем стали выделять в самостоятельный этнос. Долганы – известные оленеводы, рыбаки и охотники. Есть у народа и свои известные личности – например, поэтесса Огдо Аксенова, благодаря которой родилась долганская литература.
Нганасаны
Так же как и долганы, нганасаны живут на Таймыре, правда, в северной и центральной его частях. Их значительно меньше – приблизительно 850 человек (всего!). Народность эта возникла в восемнадцатом веке, а предками нганасан являются тунгусы и самодийцы. Сами себя нганасаны называют очень забавно и емко – «ня», что в переводе на русский означает «товарищ». Данные «товарищи» считаются самым северным евразийским народом.
Нганасаны говорят на нганасанском языке (125 человек) и на русском (остальные). Их традиционные занятия – пушная охота, рыболовство и домашнее оленеводство. Женщины выделывают шкуры, шьют национальные костюмы (как раз из оленьих шкур и собачьего меха) и обувь. Впрочем, если раньше было принято носить только национальную одежду, сейчас нганасаны могут надевать и европейскую. Очень распространен местный фольклор – частушки, предания, сказки и так далее.
Чулымцы
К малочисленным народам Красноярского края относятся чулымцы, ближайшие «родственники» хакасов, живущие возле реки Чулым – на северо-западе края. Этот этнос на грани вымирания – чулымцев насчитывается всего лишь около ста с небольшим человек. Еще некоторое количество их проживает в Томской области. Произошли в результате смешения тюрков, селькупов и кетов после пятнадцатого века.
У чулымцев и хакасов схож язык, поэтому до 2002 года первых записывали как вторых. При этом из сотни принадлежащих к этому этносу на родном наречии говорит едва ли половина. Чулымцы занимаются рыболовством и охотой, земледелием, разводят скот. При этом основным видом деятельности всегда была и остается рыбная ловля. Именно поэтому чулымцы, как правило, живут и жили на берегах рек.
Около девятисот человек в Красноярском крае относится к еще одной народности – кетам (иногда их называют кето). Они живут в Туруханском районе региона, а также возле Эвенкии и Игарки. Перевод названия на русский язык обозначает «человек». Предками кетов, появившихся примерно в десятом веке, считаются эвенки, ханты и селькупы.
У кетов есть свой язык, с 1980 года существует и своя письменность. Впрочем, большинство носителей разговаривает все же на русском – из детей лишь десять процентов знают родное наречие. Как и другие племена, кеты в основном промышляли охотой, особенно пушной (на белку и соболя), рыболовством, а также обработкой древесины. Кеты-мужчины изготавливали орудия труда и охоты (например луки), которые затем меняли на необходимый товар. Кеты-женщины занимались производством одежды из шкур и предметов домашнего обихода.
В отличие от, например, чулымцев, чье обычное жилище – чум, кеты испокон веков селились в землянках. Отказ от них произошел только в середине двадцатого века. Несмотря на то что кеты были православными, кое-где у них сохранялись культы и верования предков, в том числе и шаманизм. Впрочем, шаманы у них всегда считались лекарями.
У кетов были и свои традиции захоронения. Так, в земле хоронили всех, кроме детей и шаманов – для этих двух категорий населения имелся воздушный обряд погребения – в срубленном дереве или на специальном помосте.
Эвенки
Нетрудно догадаться по названию, что именно в Эвенкии проживает следующая группа малочисленных народов Красноярья – эвенки. Впрочем, их место обитания не ограничивается одним только районом – встречаются эвенки и на Таймыре, и в Туруханском и Енисейском районах. Также много эвенков проживает на других площадях – даже в Китае.
Эвенки – потомки тунгусов, раньше (до тридцатых годов прошлого столетия) носили это же имя. На территории Красноярского края их осталось нынче чуть более четырех тысяч человек. Родной язык эвенков – тунгусский, но носителей его, так же как и в других племенах, совсем немного. Произошел этот этнос от смешения восточно-сибирских аборигенов и пришлых тунгусов.
Эвенки – следопыты и охотники. Причем охотятся они, как правило, в одиночку – группами выходят только на очень уж крупного зверя, которого надо гнать. Издавна эвенки также занимались и разведением овец с лошадьми, и оленеводством; олени – их вид транспорта. Кроме того, распространены у народа рыбная ловля, изготовление лодок, различных вещей из дерева, обработка бересты (последнее характерно для женской части населения).
Среди эвенков немало известных личностей – например, писатель и поэт Николай Оегир, писатель Алитет Немтушкин, участник ВОВ Иван Кульбертинов.
Юги как отдельный этнос появились лишь в 2002 году, до того же момента они учитывались всюду как кеты. Это, пожалуй, самая малочисленная группа народов Красноярского края. Да и то, можно ли назвать «группой»… одного человека? Да, именно один человек – все, что осталось от племени югов по данным семилетней давности.
Ранее юги проживали в Туруханском и Енисейском районах Красноярья. Занимались охотой и рыболовством. В 2002 году на территории края проживало девятнадцать югов.
Ненцы
На северо-западе Таймыра проживает еще один коренной народ Красноярья – ненцы. Прежнее их название – самоеды. Ненцев насчитывается не более трех тысяч. У них есть свой язык, а также устный эпос. Занимаются оленеводством, охота и рыболовство – лишь в качестве хобби.
Самым святым и дорогим для ненцев являются олени. Отмечая Новый год, они приносят этих животных в жертву. Это является одним из ритуальных обрядов задабривания богов. Также принято большое внимание уделять детям – по поверьям ненцев, если обидеть ребенка, добрые духи покинут дом.
Ближайшая родня нганасан и ненцев – энцы, которых до недавнего времени и относили к этому народу. Они проживают на Таймыре в составе двухсот с небольшим человек. Энцами этот этнос стали называть лишь с 1980-х годов. И язык, и культура энцев очень схожи с нганасанскими и ненецкими. Язык до середины восьмидесятых годов двадцатого столетия не имел своей письменности.
Энцы произошли от смешения северно-сибирских племен с самодийцами. Название переводится на русский как «человек». Основные занятия энцев – пушной промысел, рыболовство, оленеводство. Как и ненцы, они живут в чумах, при этом есть у них и летнее, и зимнее жилище.
Энцы очень ревностно относятся к рождению детей, предпочитая, чтобы появлялся мальчик – именно мужчина считается у них главным в семье. Женщина же создана лишь для поддержания домашнего тепла и уюта. Интересен обычай энцев называть друг друга не по именам, а по прозвищам, которые символизируют либо внешние особенности человека, либо его характер, увлечения и так далее. Так же как и у многих иных народов Красноярского края, у энцев было широко распространено воздушное погребение. У данного этноса существует куча разнообразных запретов – нельзя, например, кричать, иначе проснутся злые духи; нельзя бросать камни в воду; нельзя убивать животных – допустимо только лишь ради добычи пропитания.
Селькупы
Еще один народ, произошедший от самодийских племен. Расселены на юго-западе от Таймыра. Помимо Красноярского края, обитают еще в Томской и Тюменской областях, всего в России насчитывается их чуть более четырех тысяч. В Красноярье их проживает около трехсот. Раньше селькупов называли остяко-самоедами, термин «селькуп» вошел в обиход лишь в тридцатых годах минувшего века.
Хакасы
Как следует из названия, хакасы живут в основном в Республике Хакасия, соседствующей с Красноярским краем. Однако в Красноярье они тоже имеются – около четырех тысяч человек, населяют в основном граничащие с Хакасией районы. Раньше их называли минусинскими татарами. Произошли от тюрков.
Интересные факты
- Все племена, жившие на территории будущего Красноярского края до появления там русских, склонны были к шаманизму.
- В настоящее время в Красноярском крае действует более 60 национально-культурных объединений, в работе которых участвуют люди из почти пятидесяти различных этносов.
- У ненцев существует больше десятка календарей, а у селькупов – четыре.
- Год для нганасан начинается в феврале.
- Двенадцать месяцев ненцев – это сразу два года: зимний и летний.
- Чулымский язык является бесписьменным.
- У эвенков до двадцатого века существовал обычай коллективного распределения добычи среди сородичей – нимат.
- Священное дерево ненцев – береза.
В каком бы краю, большом или маленьком, мы ни жили, в нем непременно найдется что-то удивительное и необычное – вещи ли, люди ли, история ли. Впрочем, все это тесно связано между собой. И, без сомнения, заслуживает того, чтобы быть известным как можно большему количеству человек.
Источник статьи: http://www.syl.ru/article/348150/narodyi-krasnoyarskogo-kraya-istoriya-traditsii-osobennosti
Красноярские праздники
Енисейская августовская ярмарка
первые выходные августа, г. Енисейск
Енисейск – старейший город края, донесший до наших дней самобытность и дух православной старины. Основанный в 1619 году, Енисейск почти полтора века был “главными воротами” в Восточную Сибирь и по праву считается “отцом” сибирских городов. Наибольшего расцвета город достиг в середине XVIII века. Через Енисейск пролегали торговые пути на Тобольск и Москву, на восток и на юг Сибири, на Амур и в Китай. Широкую известность получили енисейские ярмарки, проходившие в августе, назывались они Успенские. На них съезжались купцы из Москвы и Петербурга, Новгорода и Вологды, Казани и Астрахани, Ирбита, Тобольска, Томска, Красноярска, Иркутска. Приезжали и купцы иноземные – европейские, персидские, армянские, бухарские, китайские.
Первая Енисейская ярмарка нового тысячелетия состоялась в августе 2006 года. Сегодня это место встречи сельхозпроизводителей и представителей малого бизнеса различных территорий края, мастеров и ремесленников, а также талантливых творческих коллективов. Горожане и гости города могут принять участие в народных гуляньях, посетить деревенские и национальные подворья, выставки и
мастер-классы, поучаствовать в фольклорноразвлекательной программе. Ежегодно ярмарку посещает около 12 тысяч человек.
Фестиваль “Высоцкий и Сибирь”
вторая декада июля, п. Н арва, Манский район
Одно из значимых мероприятий событийного туризма в Красноярском крае. Он проводится в память о съемках в 1967 году фильма “Хозяин тайги” в д. Выезжий Лог Манского района, в котором принимал участие Владимир Высоцкий. На манской земле им были написаны две знаменитые песни: “Идет охота на волков” и “Протопи ты мне баньку побелому”. Главная цель фестиваля – сохранение и популяризация многогранного творческого наследия Владимира Высоцкого, поддержка и развитие авторской песни как общественно-молодежного движения, развитие событийного туризма. Традицией фестиваля стали вечерние киносеансы под открытым небом. В программе – художественные фильмы с участием Высоцкого. А начиная с 2010 для участников и гостей фестиваля проводятся различные соревнования.
Международный Канский видеофестиваль
конец августа – начало сентября, г. Канск
Этот международный конкурс видеофильмов и видеоарта, а также всех смежных жанров визуального искусства проводится с 2002 года и является первым евразийским видеофорумом, открытым для всех желающих. Канский фестиваль обеспечивает социальную платформу для производства и продвижения альтернативного и инновационного видео, открытия новых имен, жанров, стилей, идей и концепций. Все показы открытые и бесплатные.
Фестиваль позиционирует себя как независимая площадка и противовес Каннскому фестивалю. В анонсе красноярского мероприятия отмечено, что “они разные, как два брата-близнеца, один из которых – свободный художникмаргинал, а второй стал олигархом, чтобы остаток жизни чахнуть над златом” (чахнут над златом, понятное дело, на Лазурном берегу). Призом фестиваля является “Золотой пальмовый секатор”.
Фестиваль народной культуры “Взятие снежного городка”
первые выходные марта, с. Сухобузимское
Традиционно в завершение масленичной недели в селе Сухобузимское Красноярского края проходит фестиваль народной культуры “Взятие снежного городка”. Это самобытное семейное мероприятие, нацеленное на сохранение культурных традиций и искусства Сибири, позволяющее гостям поближе познакомиться с живописными местами и культурноисторическим потенциалом края. “Взятие снежного городка” проходит в местах, где провел детство великий художник В. И. Суриков. Одноименная картина написана художником во время поездки в Красноярский край в конце XIX века. Сюжет картины – старинная праздничная игра сибирских казаков. Это же действо ежегодно проводится в селе Сухобузимское. Как и прежде, посмотреть на него собираются многочисленные участники и зрители. Кроме центрального события фестиваля по “взятию снежного городка” гости могут принять участие в традиционных сибирских забавах, проявить себя во множестве интересных конкурсов и развлечений и посетить ярмарку.
Источник статьи: http://rustur.ru/krasnoyarskie-prazdniki