Народные праздники русской деревни

Глава 8. Деревенские праздники

Раньше, в старину да и в послевоенное время, когда в деревне не было ни телефона, ни радио, ни телевидения, люди находили пути общения между собой. Одним из способов общения были православные праздники.

В каждой деревне отмечали два престольных праздника: зимой-осенью и летом-весной. Например, в одной деревне праздновали Покров (14 октября) и Троицу (весной). В соседних деревнях – Николу (18 декабря) и Иван (7 июля), или Рождество (7 января) и Спас (18 августа). Так по очереди в течение года люди из одной деревни ходили в другую, где проходили престольные праздники, пока не обходили весь приход.

Во время праздников из соседних деревень приходили и приезжали на лошадях гости — родственники близкие и дальние, друзья, знакомые. Люди общались, обменивались новостями, решали неотложные дела. Приходило много молодежи, чтобы погулять, познакомиться.

К праздникам люди готовились заранее. Мужики ставили брагу (из картошки, свеклы, зерна), гнали самогон. Раньше такого поголовного пьянства в деревнях не было. Пили, в основном, по праздникам, пили много, по пьянке часто дрались.

Женщины готовили квас. Для этого проращивали зерно, ячмень или рожь. Пророщенное зерно сушили, потом мололи, получался солод. Из солода делали квас, иногда добавляли сушеную свеклу вместо сахара. Квас ставили заранее в специальных деревянных кадках (квасниках) с деревянным краном (затычкой), квас получался очень вкусный, ядреный.

В нашей деревне из солода варили «солодиху» (такая сладковатая похлебка), которую иногда подавали гостям как десертное блюдо.

А в соседней деревне обязательно в праздники подавали «гущу». Ее готовили из гороха (;) и крупных зерен ячменя (;). Ячмень сначала замачивали, затем подсушивали и пестом в ступе долго перемешивали (не толкли), чтобы отделить жесткую оболочку. Сваренные горох и ячмень перемешивали и поливали обязательно свежим льняным маслом, получалось вкусное блюдо. Очень важно, чтобы горох и ячмень были хорошо проварены, но оставались цельными.

Читайте также:  Он поздравил своих коллег по работе с праздником

К праздникам резали скот, чаще овец. Варили студни.

В наших местах много озер. К празднику договаривались с рыбаками из соседних деревень, расположенных у озера Селигер, чтобы купить свежую рыбу. Рыбу покупали крупную, в основном лещей, язей, судаков, щук, и с рыбой пекли пироги (рыбники). Я помню, что мама в праздник пекла пять-шесть рыбников. К каждой застолице необходимо было подавать рыбник. А таких застолиц за день бывает несколько, а еще нужно оставить и на второй день.

Рыбу клали в пирог целиком с головами. Тесто для пирога делали из ржаной муки или пшеничной, что было вкуснее.

Пирог укладывали посредине стола. Самый авторитетный за столом мужчина разрезал корку (тесто) по периметру пирога, и раскладывал ее рядом. Поворачивать пирог не разрешалось. Самым деликатесным куском считалась голова запеченной рыбы, ее давали самому почетному гостю. К пирогу подавался квас в большой глиняной чашке. В квас крошили свежие или соленые огурцы, иногда клали мелкую сушеную рыбу (снетки, они без костей).

К пирогу наливали и спиртное, как правило, в больших дозах (полстакана или даже целый стакан). Женщины пили немного. Гости быстро хмелели, становились разговорчивыми.

После рыбника подавался студень, затем щи или суп с мясом.

Блюда подавались по очереди в одной или двух общих тарелках, все черпали оттуда ложками. Отдельных тарелок для каждого не давалось (да и не было).

На второе подавались по очереди несколько каш: перловая (из ячменя, приготовленного в домашних условиях), гречневая, пшенная и даже рисовая (хотя рис был редкостью). В каши перед подачей на стол добавляли свежеприготовленное топленое коровье масло.

На десерт подавали солодиху, компот или чай с пирогами. Пироги к чаю пекли с творогом и различными сладкими начинками (яблоки, черника, брусника).

Гостей приглашали в разные семьи, родных и знакомых было много. И люди несколько раз обедали по вышеизложенному распорядку. После войны время было голодное, люди приходили в гости, чтобы хорошо поесть.

В народе ходила такая байка. Одна женщина, несколько раз подряд отобедав, говорила: «Родные мои, четыре раза отобедала, а на пятый, как завязало!».

В первую застолицу приглашали самых близких родственников. Молодежь собирали, как правило, отдельно. Парни и девчата дружили со своими сверстниками из соседних деревень, ходили друг к другу в гости. Гостили два-три дня, а потом расходились по своим домам.

Вечером весь народ собирался в хоровод, и так шли по деревне. Впереди хоровода шел гармонист, рядом с ним в первой шеренге шли парни, следом девчата. Пели песни по очереди, но, как правило, пел кто-то один. Гармонист играл мелодии и новгородские, и тверские. Наша деревня расположена на границе двух областей тверской и новгородской, поэтому и мелодии песен различные.

Новгородские песни протяжные, пели их за два приема.

Тверские песни – в виде частушек. Такую песню поют сразу за один прием.

Хоровод проходил по всей деревне, останавливался около дома, где была большая площадка и лавка. Гармонист садился на лавку, рядом с ним парни и девчонки, остальные становились в круг. Девчата выходили плясать по двое. Сначала одна споет частушку, потом идет плясать, затем поет и пляшет другая. Пели по 8-10 песен, затем их сменяла другая пара. Частушки пели разные и шутливые, и со значением, адресованные своим парням.

Также плясали и парни. Парни часто пели песни «с картинками», т.е. с нецензурными словами.

Вот так до поздней ночи молодежь пела и плясала.

Не обходились праздники и без драк. Причины конфликтов с годами не сильно изменились – кто-то кому-то отказался помочь, когда очень было нужно, кто-то взял больше, чем положено. Парни чаще дрались из-за девчонок. Парни не пускали чужаков из соседних деревень. Дрались и по пьянке, вспоминая прошлые обиды. Часто парни одной деревни дрались с парнями из другой.

Но в обычные дни воли рукам не давали. Ссоры копились, не мешая трудиться. Зато в праздники народ отрывался на всю катушку, позволяя себе от души попраздновать и заодно разобраться с теми, кто насолил.

Зимой молодежь собиралась на посиделки у того, у кого дом побольше. Молодые девчата приходили с какой-либо работой. Кто прял, кто вязал сеть (для рыбаков) и пр. Кто-нибудь из парней играл на балалайке или гармошке, плясали, пели.

Иногда зимой собиралась молодежь в какой-либо деревне на «скоп». Молодежь из соседних деревень извещали заранее.

Вот так жила деревня, молодежь общалась, развлекалась доступным по тем временам способом. Я еще застал после войны такие праздники, когда молодежи в деревнях было много.

Необходимость таких праздников (с охватом нескольких деревень) диктовалась еще и тем, что часто в одной деревне жили люди, связанные друг с другом различными родственными узами. Жениться или выходить замуж за родственников, даже дальних, не полагалось.

В праздники люди посещали церковь. Приход нашей церкви состоял из 8-10 деревень (а может быть и больше). Был свой поп. По праздникам служили обедни, устраивали крестный ход от церкви через кладбище до колодца, где поп «освящал» воду. Народу собиралось много. Одновременно люди навещали могилки своих усопших родственников на кладбище (в Троицу, Казанскую).

После войны отмечали и советские праздники, как правило, 7 ноября. Осенью в деревне работы поменьше, так как урожай уже собран. По всей видимости, правление колхоза проводило праздники с разрешения районного руководства. В праздник устраивалось застолье. Приглашались все члены колхоза и их семьи, включая и детей. Собиралось человек 60-70. Праздник проводился в школе, там было подходящее по размеру помещение. Перед праздником на правлении колхоза распределялись работы по подготовке стола.

Для праздника выделялось зерно (рожь и пшеница), которое выдавалось тем людям, кто умел хорошо печь хлеб. Зерно сушили, размалывали в ручных жерновах и из полученной муки пекли много хлеба и пирогов.

К празднику резали бычка. Из ног и головы варили студень (тоже по распределению). На первое варили наваристые и очень вкусные щи (как тогда казалось). На второе тушили мясо с картошкой. К столу жители приносили свои соленья: капусту, огурцы, грибы. Общими усилиями готовился хороший стол с обильными закусками. На столе было и спиртное, в основном водка.

Перед началом трапезы председатель колхоза поздравлял всех с праздником. Потом наш учитель выступал с речью на 5-10 минут, рассказывал о международном положении и о событиях в стране. Затем начинался праздничный обед.

Послевоенное время было не очень «сытное». На такие праздники люди шли охотно, так как можно было вкусно и вдоволь поесть. Мужики выпивали довольно много, женщины тоже не отставали. Ну, и конечно же, ни один праздник не обходился без гармониста, хороших песен и плясок. Других развлечений в деревне не было.

Такие застолья организовывались несколько раз (на моей памяти — два или три раза). Потом все прекратилось. Видимо, поступила из района команда «отставить».

Источник статьи: http://proza.ru/2011/03/05/116

Народные праздники русской деревни

Быт и традиции русской деревни в полной мере нам сегодня сложно представить. С одной стороны, деревенская жизнь была заполнена тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны, общеизвестны разгульные деревенские праздники, связанные с календарными церковными датами. Праздничные дни были подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ. И верным помощником человеку в его нелегком труде был народный обрядовый календарь Народный обрядовый календарь – это свод обрядов, обычаев, народных праздников и трудовой жизни русского народа. Одновременно – это и земледельческий календарь, хранящий твердые знания русского народа о ведении хозяйства, о земле. Это и нравственный календарь. Из поколения в поколение передавались нравственные заветы отцов и дедов о сохранении основы жизни – семьи, благочестия, доброго имени. По сути дела народный обрядовый календарь — это руководство жизнью, которое складывалось столетьями и которое сопутствовало русскому человеку от рождения до смерти. Народный календарь охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Форма календаря (месяцеслова) была круглой. Отсюда в русском языке выражение круглый год. Круглая форма календаря объясняется очень просто: времена года и его главные, поворотные моменты постоянно повторяются, но уже на новом уровне. Подробнее см.здесь http://druidgor.narod.ru/slav_prazd/slav_prazd01.8.html

У крестьян разных губерний России существовали свои годичные календари, которые подсказывали, когда следует работать, а когда – отдыхать, при этом церковные праздники служили как бы вехами, по которым человек узнавал, когда и что ему предстоит делать.

С весны начинались полевые работы, сплав леса, рыболовный промысел. Зимой крестьяне заготавливали лес, уходили в города на заработки, занимались различными промыслами. Для женщин зима была временем прядения. Замужние пряли дома, а молодые девушки ходили на супрядки Супрядки — произносится супредки, супратки, посидки, посиделки, , вечерки, засидки, род помочи для пряжи; зимнее собранье баб и девок с прялками, туда же сходятся парни, тут поют песни, играют и пляшут; обычно это пирушка, угощенье, по случаю сбора пряжи: осенью, когда было готово сырье для пряжи — шерсть, лен, конопля, хозяйка рассылала его небольшими порциями знакомым женщинам и девушкам. Между рассылкой сырья и назначением дня супрядок проходил срок, нужный для приготовления пряжи и ниток. О назначении супрядки хозяйка извещала накануне или поутру; к вечеру все «супрядницы» в лучших нарядах своих являлись с готовой пряжей и хозяйка угощала ужином, после чего начинались песни с плясками . На супрядки девушки приходили в лучших своих нарядах, хозяйка угощала ужином, после чего начинались песни с плясками. Молодые парни также бывали здесь.


Сычков Ф. На посиделки. 1925 г.

Поэтому девушки, вошедшие в возраст потенциальных невест и желающие выйти замуж, делали Вепсскую куколку (капустка, рванка, кормилка – другие названия этой же куклы) как оберег на замужество и семейное счастье. Вепсская кукла представляет собой образ замужней женщины, матери-кормилицы.

Вепсская кукла

На супрядки или посиделки девушки брали ее с собой. И знакомясь с молодым парнем, девушка давала ему в руки эту куклу, примечая, как парень берет ее, на что обращает внимание, как рассматривает. Если он брал ее несмело или небрежно, значит и женится ему пока рано. А коль он был бережен с куклой и внимательно рассматривал ее, то в мужья вполне годился. Ведь, если он бережно обращается с куклой, то и с женой будет также. Также существовала традиция выставлять Вепсскую куклу в окошке, чтобы парни знали — можно сватов засылать. Если семья создана, куколка ставится в избе, на почетное место.

Чем тяжелее был труд, требовавший от человека полной отдачи сил, тем веселее справлялись праздники. На каждый сезон года приходился свой основной праздник: зимой это были Святки и Масленица, весной – Семик и Троица, летом – день Ивана Купалы, осенью– Покров. Крестьяне очень ценили время праздничного досуга. Эта черта быта отмечена в описаниях различных губерний России. Вот что, например, говорилось о жителях Тульской губернии: «Вообще можно сказать, чтопоселяне сей губернии нрава веселого и в обхождении своем любят шутки. Пение и пляски любимое ими препровождение времени. Женщины и мужчины поют в уединении за легкими ручными работами, и с пением возвращаются в дома с тяжелых полевых работ»


Григорьев Н.М. Хоровод, 1917г.

В старину говаривали: «Мы целый год трудимся для праздника». Праздники давали отдых от тяжелой работы, эмоциональную и физическую разрядку. Во время больших праздников, таких как Масленица, Святки, Ивана Купала люди моги делать то, что в обычное время запрещалось. В этот период времени дозволялось даже высмеивать какие-то особенности уклада жизни, отдельных реальных персонажей. В другие дни это воспрещалось делать.

Праздники также имели магическое значение, их задачей было защитить здоровье и жизнь людей, принести в дом благополучие. Праздники всегда считались обязательными для всех, особенно достигших зрелого возраста.Праздничные дни требовали к себе самого серьезного, уважительного отношения, ведь только в будни уместна умеренность в еде и простая удобная одежда. В праздник было обязательно нарядно одеваться, а для разговора выбирать темы только приятные, радостные, быть веселым, приветливым, гостеприимным.

Фольклорная группа в музее – заповеднике «КИЖИ»

Вспомните, как проходили праздники в вашей семье. Как готовились к ним, что было обязательным для того, чтобы праздник состоялся?


Сычков Ф.Подруги. Зима, 1941 г.

Главной характерной чертой праздника являлось многолюдье. Так, в былые времена даже тихое в будни село быстро заполнялось зваными и незваными гостями — нищими, странниками, богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями, балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами, коробейниками. А потому праздник становился днем преображения деревни, дома, человека.

Если вы бывали в деревнях во время праздника, опишите ваши ощущения от атмосферы, царящей там.


Сычков Ф. Выходной день в колхозе.

Культура праздника составляла яркую, очень живую, многообразную сторону жизни русских крестьян. Праздники — это особая система. Они имеют единую многоступенчатую последовательность. Из года в год, из века в век всегда справляются в определенном порядке. Опираясь на длительную традицию, праздничная культура, тем не менее, постоянно развивалась. Глубокая традиционность сочеталась с обновлением на каждом конкретном празднике за счет импровизаций, живого творческого вклада участников. Ведькрестьянская культура была активной, а не потребительской.

Важно отметить и то, что христианские праздники в народном сознании мирно уживались с более древними языческими приметами и обрядами, существовавшими на Руси до введения христианства. Крестьяне создавали легенды, образы и символы, святых наделяли доступными для понимания простого человека качествами. Поэтому в праздничной символике не последнее место принадлежало традиционным куклам. Именно куклы, будучи самым доступным и понятным образом для человека, и были посредниками между ним и неведомыми силами природы. Большинство традиционных кукол уничтожалось во время ритуалов и обрядов. Поэтому о них остались немногочисленные воспоминания очевидцев, записанные исследователями в начале прошлого века. Сегодня по этим воспоминаниям, сказаниям, по отдельным экзеплярам кукол, дошедших до нас, восстанавливается богатый пласт русской традиционной культуры: участие кукол в мистериях и празднествах. В рамках нашей темы мы рассмотрим праздники, которые в той или иной степени связаны с изготовлением традиционной русской куклы.

В вашем доме (где вы выросли или где живете сейчас) существовала(ет) ли традиция делать кукол или другие обязательные праздничные атрибуты к празднику?

Задание для самостоятельной работы к теме Праздничная культура русской деревни

1. Составьте свой годичный праздничный календарь. Но включите в него лишь те праздники, которым лично вы действительно придаете значение. Опишите коротко обязательные атрибуты и действия, которые присущи тому или иному празднику.

2. Делаем куколку Колокольчик. Это яркий праздничный вариант «звонкой» куколки.

Такую куклу добрых вестей еще называют Валдайским колокольчиком, так как родина куклы — Валдай.
Кукла проста в изготовлении, и обережная суть её всем понятна: приносить в дом радость и хорошее настроение. Колокольчик несёт в себе закон гармонии. На кукле три юбки как три тела. А когда телу хорошо, на душе радость и дух спокоен, когда между ними лад, это и есть счастье. Звонкий колокольчик напоминает о праздничных тройках со звенящими под дугой колокольчиками.

Также привожу вам схему для наглядности.

1. Подбираем и вырезаем три круга из подходящих по цвету тканей диаметром 24, 19, 16 см. Квадрат белой ткани для лица 20х20 см. Лучше, если ткань будет не тонкой. Немного синтепона (ваты, ниток) для головы. Колокольчик, нитки для обвязок. Косынку можно двумя способами делать и надевать: первый — полукруг 16 см круга, второй — обычная косынка из тонкой ткани.
2. К колокольчику привязываем нитку и привязываем его к синтепону. Синтепон помещаем в центр большого круга.
3. Обвязываем. Следим, чтобы центр не сместился и края юбки были ровными.
4. Затем второй лоскут также ровно надеваем и закрепляем.
5. Аналогично и третий лоскут.
6. Белый лоскут для лица складываем противоположными углами к центру.
7. Примеряем сложенный лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1 см подгиба. Не меньше.
8. При необходимости регулируем, закрепляем на шее.
9. Оформляем руки. К рукам куклы также можно пришить/привязать колокольчик.
10. Повязываем косынку первым способом.
11. Для второго варианта надеваем на голову повойник.
12. Надеваем косынку и завязываем её под ручками.
13. При желании для подвески привязываем тесьму.
Такая кукла может стать замечательным подарком! Даря куклу Колокольчик, мы желаем одариваемому получать только хорошие известия и пребывать в радости.

Источник статьи: http://u3a.itmo.ru/prazdnichnaja.html

Оцените статью