Народный праздник курской области

Народные традиции Курской области: возвращение к истокам

Мы живем в неоднозначный век всеобщей глобализации, когда для многих становится чуть ли не модным быть «Иваном, родства не помнящим». Но ведь любой — даже самый убежденный космополит — родился на своей земле, имеющей определенные культурные традиции. И не знать их, наверное, стыдно. Отрадно, но в Курской области в последние годы все больше внимания уделяется восстановлению и сохранению этих самых традиций: все вовремя поняли, что еще немного, и они уйдут в небытие — вместе с немногочисленными мастерами. Поэтому теперь в селах и городах региона регулярно открываются разнообразные центры, например, ковроткачества или бондарного дела. Да и сами куряне проявляют в этом плане завидную активность.

Курские ковры: нужно иметь терпение

Еще в 18 веке на различных ярмарках славились суджанские цветочные ковры. Очень скоро полотна с большими яркими цветами, вытканными на черном фоне, стали даже называть традиционно курскими. Этот вид народного промысла сохранился до наших дней — сегодня искусство художественного ковроткачества преподается на декоративно-прикладном отделении Суджанского техникума искусств. Студенты, которые там обучаются, сами разрабатывают проекты, подбирают цвета. «Преподавание построено не только на традициях, но и на совершенствовании умений. Так, на первом курсе студенты ткут простой паласный геометрический ковер, на втором — цветочный, а выпускники работают над гобеленами. То есть, мы проходим путь от истоков к самому сложному и современному», — рассказала нашему агентству студентка Суджанского техникума искусств Анна Жекова.

Изначально в Судже существовала ткацкая фабрика, которая процветала даже в советское время. Но в 80-е годы она была закрыта, тем не менее, ковроткачество в этом небольшом городке не было забыто — умельцы стали передавать свои знания студентам техникума. «Мастера, которые уже давно занимаются ковроткачеством, за два-три месяца могут соткать большой ковер. Конечно же, у студентов на это уходит гораздо больше времени. Кроме того, поначалу несколько сложно, опираясь на традиции, самому разработать узор будущего ковра. Необходимо просматривать уже существующие ковры, фотографии работ других мастеров, читать описания в книгах. Уже опираясь на все это, мы делаем проект в цвете на бумаге, а далее создается специальный шаблон, по которому уже и нужно ткать ковер. Вот и получается, что самое главное в ковроткачестве — это терпение», — объясняет Анна Жекова.

Читайте также:  Кто устраивает праздники для людей

Для девушки выбор специальности стал неслучайным: уже получив одно высшее образование, она заинтересовалась ковроткачеством. «В настоящее время, особенно в крупных городах, ковры, сделанные вручную, очень популярны. Их используют для оформления домов, ресторанов, гостиниц. Так, выпускницы нашего техникума однажды выполняли заказ специально для Кипра. В начале апреля в Москве прошла выставка, на которой отдельное место было отведено для гобеленов, ковров, сделанных руками студентов и преподавателей Суджанского техникума», — отметила наша собеседница.

По ее мнению, спрос на ковры ручной работы увеличился. Это сказывается и на процессе обучения: с каждым годом все больше ребят желают освоить азы ковроткачества в Суджанском техникуме искусств. А вот в этом году здесь выпустилось всего четыре человека. «Никто из них не думает завязывать с ковроткачеством. Некоторые ребята планируют подать заявление в молодежную секцию Союза художников России, где, в том числе, есть декоративно-прикладное отделение. В любом случае, знание любого ремесла всегда может пригодиться в будущем», — резюмировала Анна Жекова.

Глиняная игрушка: сложнее, чем кажется

В школах Советского района Курской области делается большой упор на декоративно-прикладное творчество и восстановление народных традиций. Особое внимание уделяется глиняной игрушке. «Уже шесть лет мы работаем над глиняными игрушками, которые многие называют грайворонковской. По составу глины наши игрушки кардинально отличаются и от белгородских, и от суджанских: она более мягкая, пластичная, из нее лучше лепить», — рассказал преподаватель Нижнеграйворонковской средней школы Советского района Курской области Виктор Ишков, которому для познания всех тонкостей работы над глиняной игрушкой пришлось обучаться далеко не у одного мастера.

У глиняной игрушки как народного промысла огромная перспектива — материал доступный, серьезных затрат не требует. «Так как мы много общаемся с природой, то и игрушки у нас соответствующие: животные, птицы. Глиняная игрушка была популярна у народа во все времена. Стоит вспомнить, что лепить их начали еще задолго до изобретения гончарного круга», — отметил Виктор Ишков.

С древних времен глиняную игрушку изготовляли, чтобы задобрить духов — охранителей человека, спасти и приумножить жилище, скот и посевы. Согласно народным верованиям, в ней непосредственно и ярко выражается душа, психология автора. Казалось бы, процесс создания глиняной игрушки прост до безобразия: смешать глину с водой, размять ее, придать необходимую форму, просушить получившееся изделие на воздухе, а потом обжечь на огне. Но у каждого мастера, по словам Виктора Ишкова, есть свои тонкости. Кроме того, легким это дело кажется лишь на первый взгляд: образ, появившийся в голове, сложно воплотить потом из глины, да так, чтобы это не казалось нелепой абстракцией. Но у учеников Виктора Ишкова это получается прекрасно — неоднократно благодаря своим глиняным игрушкам они становились лауреатами всероссийских конкурсов.

Курская медовуха — напиток, вернувшийся из прошлого

Уже несколько лет в Курке действует медоварня «Традиции предков». Ее организаторы Яна Бальчугова и Андрей Штефан решили вернуть в современную культуру исконно русские и скандинавские блюда времен десятого — тринадцатого веков и, конечно, настоящую вкусную медовуху, которую издревле попивали и нахваливали богатыри и девицы. Впервые идея сварить медовуху пришла в голову Андрея еще в то время, когда он жил в Минске. Парень с самого детства занимался исторической реконструкцией, а потому достаточно часто катался по различным тематическим фестивалям. Однажды в 2007 году приехал на фестиваль в Польшу, где продавали вкусную медовуху. Именно попробовав ее, Андрей Штефан понял, что в России хорошую медовуху днем с огнем не сыскать. И решил, что не мешало бы исправить это досадное недоразумение.

«Это была мечта детства. И я действительно давно хотел заняться чем-то подобным. Ведь мало того, что медовуха — это старинный русский и скандинавский напиток, который ведет свою историю с пятого века, так и процесс ее изготовления очень интересен», — рассказал Андрей Штефан.

Первый рецепт был получен ребятами, так сказать, методом проб и ошибок. Вместе они нашли и собрали более двадцати рецептов, приготовили по каждому из них медовуху. То, что по качеству вкуса их удовлетворило, создатели «Традиции предков» собрали воедино и на базе этого получили уже свои собственные рецепты. «Наши рецепты предельно близки к старорусским. Единственное отличие заключается в том, что сбраживается наша медовуха не патокой, а дрожжами. Но на вкус это никоим образом не влияет», — объяснили Андрей и Яна.

Естественно, первые созданные собственноручно напитки ребята решили опробовать на главных критиках — родителях. Однако молодых экспериментаторов ожидал совсем не позитивный результат. «Когда мы впервые приготовили медовуху, то дали ее попробовать моему отцу. И ему она совсем не понравилась. Так и заявил: «Фу, не вкусно». А потом поехали на фестиваль исторической реконструкции «Русборг» под Елец и повезли туда достаточно небольшое количество напитка — 100 литров. И их там разобрали буквально за день! Всем нравилось, даже добавки просили, чем привели нас буквально в состояние шока», — вспоминает Яна.

Курский говор стал серьезной научной работой

Огромную работу в возрождении народных традиций проводит научно-исследовательская лаборатория «Региональная лексикография и этнолингвистика» Курского государственного университета, возглавляет которую заведующая НИЛ, кандидат филологических наук, доцент Татьяна Малыхина. Лаборатория, основной целью которой является изучение курских говоров, была создана в 1986 году на кафедре русского языка филологического факультета КГПУ. Ее сотрудники осуществляют исследование курских говоров по следующим направлениям: лексикографическое описание курской диалектной лексики (создание словаря курских говоров), региональная лексика в этнолингвистическом аспекте (создание тематических этнолингвистических сборников), исследование фонетического строя курских говоров (создание фонозаписей и материалов к хрестоматии курских говоров).

В настоящее время издано два выпуска словаря курских говоров , этнолингвистический сборник по теме «Свадьба», пятнадцать выпусков материалов к хрестоматии курских говоров, звучащая хрестоматия курских говоров в двух частях, ономастикон Курской области (ойконимы и гидронимы). С 1994 года совместно с Институтом лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург) сотрудники лаборатории участвуют в проекте создания Лексического атласа русских народных говоров, поддерживаются научные связи с Институтом славяноведения и балканистики РАН (Москва).

Основной целью научно-исследовательской лаборатории является объединений профессиональных творческих усилий для более плотной реализации научного потенциала ученых-филологов, а также студентов, магистрантов и бакалавров, работающих под их руководством, в решении задач по разработке научных программ по вопросам исследования локальных вариантов русского языка.

Так, курские филологи, которых объединила лаборатория, принимают активное участие в разработке федерального лингвогеографического проекта «Лексический атлас русских народных говоров», продолжают работу над проектами «Словарь курских говоров» и «Курский народный календарь. Материалы к Этнодиалектному словарю». В регулярных экспедициях в села Курской области собирается полевой материал, который потом исследуется. Также благодаря сотрудникам лаборатории в Курске регулярно проводится научная конференция «Чтения памяти Ф.П. Сороколетова».

Источник статьи: http://kurskcity.ru/news/firstline/63242/

Консультация для родителей «Народные праздники в Курской области»

Букреева Полина Валерьевна
Консультация для родителей «Народные праздники в Курской области»

Большим разнообразием отличается календарь русских народных праздников и календарных обрядов, одни из которых пришли из православия (традиционной религии русских, другие являются следствием языческих верований древних славян, тем самым отражая всегда присущие русскому народу моменты двоеверия.

Традиционно основательными и широко распространенными были обряды зимнего солнцестояния (Святки, которые были приурочены к Рождеству Христову н Крещению, а также календарные обряды конца зимы (Масленица, Сырная неделя, проводимые перед самым Великим постом.

На Святки люди колядовали, готовили ритуальное печенье, гадали и рядились. На Свят-вечер готовилось четко определенное количество кушаний — 7, 9 или 12. Обязательным атрибутом рождественских праздников было колядование. На Рождество ватаги колядующих ходили по дворам, пели колядки, желали достатка и здоровья всем членам семьи, каждому из которых полагалась отдельная величальная песня. Если в семье был маленький ребенок, долго не начинавший говорить, то такому давали напиться воды из ритуального колокольчика. А девушки, например, должны были одарить каждого колядующего яблоками и орехами. На Крещение освященной водой кропили всех членов семьи, а также дом, двор, колодец, весь домашний скот. Считалось, что освященная на Крещение вода обладает чудодейственной силой.

На Масленицу также было принято рядиться, дети и взрослые катались на санях с горок и на качелях, и конечно, этот праздник не мог состояться без блинов и оладьев. На Масленицу парни и девушки тащили колоду—в наказание за то,что не поженились осенью: к ним привязывали колоду или ленту и требовали выкуп. Завершалось празднование Масленицы массовым шествием народа с чучелом, символизирующим зиму, которое сжигали или разрывали на куски. Оба описанных обряда осуждались Русской православной церковью, поэтому их принято было завершать обрядами очищения на Крещение или в Прощеное воскресенье.

К весенним календарным обрядам и православным праздникам относятся праздник Сорока мучеников (Сороки, 9 марта, Благовещение (25 марта, день Святого Георгия (Григорий-вешний, 23апреля) и ряд других. Многие из них сопровождались пением песенок-веснянок и печением булочек в виде птичек (например, жаворонков).

Отмечая Пасху, готовили обрядовую пишу (крашеные яйца, творожная масса, сдобные куличи, снова ходили по домам, распевая обрядовые песни, играли, молодежь собиралась вместе и водила хороводы. В праздничные дни на площади возле церкви происходили народные гулянья, продолжавшиеся три дня. В эти дни всем разрешалось звонить в церковные колокола. В первое воскресенье после Пасхи чтили память умерших, шли на кладбище проведать родственников, туда же несли пишу, обедали рядом с могилами предков. В этот день было принято раздавать нищим милостыню «за упокой души». С восьмого дня Пасхи (Фоминой недели, Красной горки) начинались свадьбы.

Второе воскресенье после Пасхи согласно церковному календарю, открывает седмицу Жен-Мироносиц – женщин, которые, по евангельскому преданию, первыми пришли посетить склеп, где был погребен распятый Иисус Христос, но встретили у гробницы ангела, который объявил им о чуде Воскресения. Церковь почитает память о Женах-Мироносицах как о первых вестницах Христова Воскресения. В народе же этот день повсеместно считается женским праздником. В это воскресенье Южные районы Курской области — Суджанский, Беловский, Большесолдатский, Обоянский отмечали праздник «Маргоски». Празднование «Маргосок»происходит следующим образом: за пределы села — в лес, в яр (неглубокий овраг, в сад или на луг — выходят группы замужних женщин, часто со своими мужьями, устраивают совместную трапезу с обязательным блюдом — яичницей, которую готовят из яиц, собранных вскладчину. Повсеместно жители курских сел отмечают, что в «маргосовскую» яичницу обязательно нужно добавлять снег. Параллельно такие же гуляния могли устраивать молодые девушки. Общая трапеза завершалась пляской под «гульбишные»плясовые песни: «Ой, гульба, моя гульба», «Голова моя, головушка», «Мальчик-кучерявчик» и другие.

В качестве основных участниц обрядового гуляния указывают женщин, чаще замужних, хотя многие называют именно «молодежь» как основных участников маргосовских гуляний.Это было обусловлено своеобразной двухчастной структурой предбрачного поведения в пасхальный период: на Пасху женихи выказывали знаки внимания невестам, качая их на качелях, на Маргоски девушки угощали парней.

На Троицу, или предшествующую ей неделю (Семик, либо на неделю до — Русальную неделю, или же на Иванов день (Ивана Купала, 24 нюня) проводились обряды летнего солнцестояния. Троица сопровождалась ритуалами с березовыми ветками и деревцами. «Зеленые праздники» (Троица) знаменовали окончание весны и начало летней поры. В эти дни дом и хозяйственные постройки обязательно украшались зелеными ветвями.

На православный праздник Святой Троицы в селе Саморядово Большесолдатского района Курской области «по-русски» широко проводятся народные гуляния под названием «Левада». Своим названием «Левада», праздник обязан месту проведения гуляний. Левада – это огороженный зеленый заливной луг, где проходили народные гуляния. Во время этого праздникаможно стать участником старинных обрядов: «завивание березки», обряд «кумление», обряд «гадание на венках, брошенных в реку». Кроме того, принять участие в массовом карагоде, попробовать блюдо русской кухни, услышать уникальные песни этой местности, а также сплясать «Тимоню» — красивейший народный танец, который родился в этой местности, услышать особую разновидность южно-русского диалекта.

На Русальной неделе рядились и шли сжигать куклу русалки.Ярко проходила и купальная неделя: люди гадали, обливались водой, проводили различные ритуалы с куклой, которую называли Купалой или Костромой. Праздник Ивана Купалы отмечался 24 июня. Накануне древним способом (от кресала и кремня) разводили костры. Считалось, что эти костры имеют целебную силу, через них прыгали для того, чтобы очиститься от грехов и излечиться от болезней. На Купалу много гадали «на будущее», например на венках, собирали травы, которые должны были стать оберегами от нечистой силы.

Праздник курского соловья.

У пернатого символа нашего края появился свой праздник. 4 июня жители города впервые отметили День курского соловья.

4 июня с давних времен на Руси считали соловьиным днем.

Жители региона по праву гордятся голосистой птицей. Песня курскогосоловья насчитывает от 8 до 24 колен: чистейшие звуки флейты, щелканье, клекот, посвист и множество других вариаций. Поэтому его часто упоминают в песнях, стихах и прозе. Например,классик русской литературы Иван Тургенев писал: «Курские соловьи поют как никакие другие. У них свои трели, особенные колена.»

В Курске есть Музей соловья, в усадьбе Афанасия Фета устраивают «Соловьиную ночь», ежегодно проходит соловьиная перепись, изучать трели уникального певца в нашу область приезжают крупные ученые.

Кстати, праздник совпал с завершением традиционной соловьиной переписи. Уже много лет подряд сотрудники Центрально-Черноземного биосферного заповедника имени профессора им. В. В. Алехина с помощью курян ведут учет поющих птиц. На этот раз в черте областного центра насчитали 270–300 соловьев.

На Петров день, 29 июня, летние праздники и календарные обряды завершались. В поминальные дни (родительские субботы) русские традиционно посещали кладбища своих предков, зимние поминальные дни проходили перед Троицей, а летние перед Днем святого Дмитрия Солунского, это 26 октября.

Праздники, обычаи и традиции Курской области являются типичными для центральных областей России, где абсолютное большинство населения составляют русские, и полностью отражают всю специфику русской культуры с некоторыми местными особенностями.

Консультация для родителей «Семейные праздники» «Семейные праздники» Консультация для родителей Каждый родитель хочет видеть своего ребенка культурным, добрым, отзывчивым. Именно такие.

Консультация для родителей «Безопасность ребенка в новогодние праздники» УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Новый год и Рождество – долгожданные праздники, любимые всеми. Мы искренне надеемся, что они будут радостными,но не.

Консультация для родителей «Безопасность в новогодние праздники» Новогодние и Рождественские праздники — замечательное время для детей и взрослых. Почти в каждом доме устанавливают и украшают красавицу-елку.

Консультация для родителей «Народные приметы» Известно, что ребёнок развивается в деятельности. Прогнозирование погоды и есть деятельность познавательная, доступная ребёнку, развивающая.

Консультация для родителей «Новогодние праздники. Правила пожарной безопасности» ПАМЯТКА о мерах пожарной безопасности при украшении елки Новогодние и Рождественские праздники — замечательное время для детей и взрослых.

Консультация для родителей «Праздники в детском саду» Консультация для родителей «Праздники в детском саду» Музыкальный руководитель Лебедева Людмила Васильевна Все любят праздники, но особенно.

Консультация для родителей «Семейные праздники» Семейные праздники. В каждой семье обычно проводятся те праздники, которые приняты в обществе и которые составляют жизненный уклад семьи.

Консультация для родителей в новогодние праздники Безопасность детей в новогодние праздники Приближается волшебное время Новогодних праздников и Рождества. Позади трудный рабочий год, и.

Консультация для родителей «Встречаем праздники вместе» «Праздник в детском саду» И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников. Малыши радуются тому, что родители придут на них.

Фотоотчет об экскурсии в музей «Животные Курской области, занесённые в Красную книгу» Дети группы «Смешарики» совместно с детьми старшего и подготовительного возраста посетили музей г. Щигры. Тема экскурсии была Красная.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-narodnye-prazdniki-v-kurskoi-oblasti.html

Оцените статью