Народный праздник прилета птиц

Сценарий народного праздника в детском саду «СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группа Цель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихода весны
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Сценарий народного праздника в детском саду

«СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группа

Цель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихода весны

Скачать:

Вложение Размер
prazdnik_soroki.docx 19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий народного праздника в детском саду

«СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группа

Цель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихода весны

Задачи: пробудить в детях интерес к русской истории, к традициям русского народа; познакомить с основными приметами, связанными с этим праздником; расширять кругозор, закреплять знания о птицах; создать радостное настроение через участие в играх

Предварительная работа. Разучивание старинных народных игр с пением: «Жаворонок», «Золотые ворота», , чтение и заучивание песенок-закличек: «Весна, весна», «Жаворонки, прилетите», «Жаворонки».

Поговорки и приметы, связанные с этим народным праздником.

Дети заходят в музыкальный зал под музыку М. И. Глинки «Жаворонки».

Хозяйка: Сегодня, мы с вами собрались отметить приход весны и прилёт птиц. С приходом весны всё оживает вокруг: зеленеет трава, светит ярче и теплее солнце, весело звенят ручьи, звонко поют птицы. Домой возвращаются перелётные птицы.

Весна — время прилёта птиц.

В этот день, по мнению крестьян, прилетают из теплых стран сорок птиц, и первые из них – жаворонки.

Весна, весна красная

Приди, весна с радостью

С великой милостью

Со льном высоким

С корнем глубоким

С ливнем обильным.

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугу ращу цветочки,

Прогоняю с речек лед,

Светлым делаю восход

Всюду : в поле и в лесу

Людям радость я несу!

К вам на праздник пришла!

Ведущий: Здравствуй, Весна! Долго Зима колдовала, много снега насыпала. Но пришло время ей дорогу Весне уступить. Встало солнышко, выглянуло в окошко, Дети наши играют, Весну встречают.

Давайте Золотые ворота для Весны-красны открывайте. Это поможет весне силу удвоить. Но хоть «Зима весну пугает, да сама тает» — пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем.

Игра «Золотые ворота» (Все проходят цепочкой через ворота и говорят слова).

Идет матушка – весна

Первый март пришел

Белый снег сошел

Другой раз запрещается,

А за ним пришел апрель

Отварил окно и дверь

А уж ка пришел май

Солнце в терем приглашай

«Хоровод Веснянка» с лентами

Ой, пришла весна,

Погляди ка дружок

Солнце ясное сияй ,

Снами праздник наш встречай

Над землей летит

С нами в круг выходи,

Солнце ясное сияй ,

Снами праздник наш встречай

Ведущий: Весна –красна долго мы тебя ждали.а теперь давайте петь плясать и веселиться.

Игра «Прилетели птицы».

Весна: А теперь пришло время проверить ваше внимание. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу (играют родители и дети).

Совы и ватрушки.

Весна. Молодцы, знаете названия птиц.

1. Мы повесили весной

На дворе скворечник.

Прилетай же к нам, скворец,

Наш дружок сердечный!

2. Мы скворечник-дворец

Чтоб в него наконец

3. Прилетайте, скворцы,

К нам на луг и пашни,

Чтоб весною сады

Весна : а теперь поиграем в игру «Жаворонок»

Подвижная игра «Жаворонок»

. Дети становятся в круг и поют:

В небе жаворонок пел,

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется.

ведущий: Во всех уголках нашей большой страны в этот праздник пекли жаворонковСейчас мы всем вам раздадим жаворонков, чтобы были вы счастливы и здоровы, милые дети!

1 ведущий: А теперь Данил произнесет волшебные – магические слова, а вы поднимите жаворонков высоко-высоко, чтобы исполнить обряд встречи весны.

Студену зиму унеси!

Жаворонок принеси весну красну на своем хвосту!

ЖАВОРОНОК ПРИЛЕТИ К ОГНЯМ ПРИНЕСИ ТЫ НАМ ТЕПЛА И ЛЕТА

ЖАВОРНКИ ,ЛЕТИТЕ ВПОЛЕ

А ТЕПЕРЬ МЫ С ВАМИ ПОЙДЕМ НА УЛИЦУ И УГОСТИ ПТИЦ.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2020/02/10/stsenariy-narodnogo-prazdnika-v-detskom-sadu-soroki

Сценарий народного праздника СОРОКИ — ПРИЛЕТ ПТИЦ
материал (средняя группа) по теме

22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки — день встречи весны. Звался этот день «Сороки». Сорок сороков. Сорок мучеников. Сорок святых. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется, наступает день весеннего равноденствия, и начинается настоящая весна.

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_office_word.docx 26.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Большеберезниковский детский сад «Теремок»

Сценарий народного праздника

СОРОКИ — ПРИЛЕТ ПТИЦ

1 квалификационной категории

22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки — день встречи весны. Звался этот день «Сороки». Сорок сороков. Сорок мучеников. Сорок святых. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется, наступает день весеннего равноденствия, и начинается настоящая весна.

Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Были народные приметы в чести. Сороки тёплые – сорок дней будут тёплыми, и ранняя весна придет. Если же холодные Сороки – жди сорок холодных утренников.

По традиции, к началу этого праздника, выпекали из теста вешних птичек. Жаворонков, скворцов, куликов. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

В нашем детском саду в рамках духовно-нравственного воспитания , большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные, православные праздники.

Сложилась хорошая традиция отмечать календарные и фольклорные праздники: Зимние святки, Рождество, Масленичная неделя, Сороки, Егорьев день, Троица.

В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Цель нашего праздника познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, с русским православными обычаями.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Наш опыт показал, что православный праздник в детском саду положительно влияет на всех детей.

Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают в семье о своих впечатлениях.

Знакомясь с обрядовыми праздниками благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням, ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка.

Православные-фольклорные праздники в детском саду открыли детям, а также и педагогам загадочный, благодатный и светлый мир церковного праздника. Мы ощутили на собственном опыте радость души, необычайный душевный подъем и счастье.

Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах, и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.

Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.

Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности.

Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.

Расширять представления детей о жизни в старину.

Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями на праздниках.

Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.

Учить понимать смысл пословиц и поговорок, побуждая желание исследовать их.

Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность.

Вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы.

Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусств.

Уголок «Горница» с русской печью, предметами русского быта, кухонной утварью, накрыт скатертью столом,на столе самовар.

Дети стоят перед занавесью (занавес закрыт).

— Очень часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

— В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. И мы сегодня празднуем День встречи весны — “Сороки”.

— Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным,

С ливнем обильным.

— Давайте золотые ворота для Весны-красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем.

Дети входят в зал двумя группами: 1 группа — играет на свистульках и дудочках, 2 группа — с атрибутами встречи весны (ленты, бумажные птицы, соломенные куклы и прочее). Все проходят цепочкой через ворота.

Игра «Золотые ворота».

Первый март пришел,

Белый снег сошел.

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь.

А уж как пришел май,

Солнце в терем приглашай!

Дети садятся на стулья.

Аудиозапись пения птиц. Появляется Авдотья-Плющиха, поет акапелла «Ой, весна воротилась».

Авдотья: — Здравствуйте, ребятушки! Я Авдотья-Плющиха. Зимой Земля-матушка спала, «замерла», «замкнута» была, нельзя её тревожить было. Но пришла я, Авдотья-Плющиха, снег сплющила, он осел, ручьями побежал. Пробуждаю я Землю-матушку от зимнего сна. Решаю: Весну пускать или не пускать. А ведь люди ждут Весну, кличут, зазывают. Снаряжаю я Весну-красну, и поэтому ещё меня называют «Авдотья-Весновка». Мой праздник отмечают в марте. Говорят:

Если в этот день Авдотья красна, то и весна красна.

На Авдотью солнышко – лето погожее.

Если на Авдотью снег – будет урожай.

Авдотья: — В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. Говорят пословицы: «Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!», «Жаворонки все по дорожкам идут, перелетывают по проталинкам».

— Будем весну встречать,

Студену зиму унеси!

Весну-красну на своем хвосту!

Жавороночек, прилети к огням.

Принеси ты нам тепла, летечка!

Жавороночки, летите в поле,

Поют Закличку «Жаворонушки».

Прилетите к нам, принесите нам

Лето тёплое, весну красную.

Нам зима надоела весь хлеб переела.

Весна-красна на чём пришла:

На кнутике, на хомутике

Чувиль виль виль, жаворонушки!

Авдотья: — Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку. Жаворонка. Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери. Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».

— Согласно легенде, жаворонки вынимали колючие тернии из тернового венца распятого Христа. Поднявшись высоко в небо, жаворонок проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает ещё выше и летит на исповедь к самому Богу.

— Люди пекли из теста жаворонков, выходили с ними на гулянья, зазывали, кликали весну. Давайте и мы испечем своих жаворонков.

Исполняет мелодично акапелла закличку, повторяя несколько раз:

Прилетите к нам, принесите нам

Весну красную да красно летеце .

Дети проходят за столы, лепят из соленого теста птичек. Выкладывают сделанных птичек на противень. Авдотья ставит противень в печь.

Авдотья: — А ну, ребятки, вставайте, с жаворонком поиграйте!

Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,

Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,

Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.

Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.

— Вышли мы погулять, Весну красную встречать

Необычно это как-то: где искать ее и как?

Авдотья: — Сейчас я расскажу вам сказку «Как Весна Зиму поборола».

Жила-была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном и приговаривала…

Машенька: — Когда весна придет и с гор снег скатится, а по лужкам разольется вода, напеку тогда я куликов с жаворонками и с подружками Весну пойду встречать, в село кликать-звать.

Авдотья: — Зима-то и не уходит, все морозы кует. Наскучила она всем холодная, студеная, руки-ноги ознобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!

Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла в поле, села на пригорочек и зовет Солнце…

— Солнышко, солнышко, красное ведрышко,

Выгляни из-за горы, выгляни до вешней поры!

Авдотья: — Люди ждали теплое солнышко, называли ласково, уважительно Ярило-солнышко.

Да добры молодцы,

На гулянье отправляйтесь.

— В хоровод встаем, в гости солнышко зовем.

Дети встают в хоровод, говорят заклички о солнышке:

1-ый ребенок, 2-ой ребенок:

«Приди, приди, солнышко, «Солнышко-ведрышко,

Загляни в оконышко, Выгляни в окошечко!

Засвети щедрее, Солнышко, нарядись,

Всех согрей скорее». Красное, покажись».

3-ий ребенок, 4-ый ребенок:

Ты пораньше взойди, Красное семенышко,

Нас пораньше разбуди, Выйди поскорее,

Нам в поля бежать, Будь к нам подобрее!»

Нам весну встречать».

Песня «Зима проходит».

Авдотья: — Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:

Машенька: -Видело ли ты, Солнышко, Весну-Красну?

— Не встретила я Весну, а видела старую Зиму.

Видела, как она лютая от Весны ушла, от красной бежала,

В мешке стужу несла, холод на землю трясла.

А Весна про то не знает.

Иди, красная девица, ищи Весну.

Зови ее в свои края.

Авдотья: — Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Встретила она Землю-матушку.

Машенька: — Земля-матушка, ты Весну не встречала?

— Меня весна разбудила,

К новой жизни пробудила.

Вот уже снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет,

Всё весны дыханием согрето —

Всё вокруг и любит и поет.

Авдотья: — Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

— Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна

Авдотья: — А вот и первые весны вестники-птицы, давайте у них спросим.

Машенька: — Птицы, а вы Весну не видели?

Птицы: — Видели, видели. Это она нас с юга домой позвала.

— Расскажите птицы, где вы бывали?

Что вы видали? Хорошо ли жили, с кем дружили?

— Мы скучали по деревне,

По скворечне, по деревьям,

По соседу — воробью.

— Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, ведут за собой сорок птиц, которые несут на крыльях весну.

Ведущий: — Каких вы птиц знаете, сейчас мы узнаем.

— Спереди у птички шильце,

Позади у птички вильце!

Сама птичка мала,

А за морем была. (Ласточка.)

— Всех перелетных птиц черней,

В пашне ищет он червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица… (грач).

— В лесу ночном горюет птица,

Она назвать себя боится.

А птицу эту звать… (кукушка).

— Мы построили вдвоем

Для гостей весенних дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай сюда… (скворец).

Авдотья: — Весна идет, торопится. Встречали Веснушку-Весну в праздник «Благовещение». На Благовещение, говорят, весна зиму поборола. А ещё говорили: «Благовещение – птиц отпущение». Отпускали в этот день всех птиц на волю. Выпуская птиц приговаривали:

Вы по воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите!

Авдотья: — Стала тут и Маша Весну кликать — звать.

Маша: — Ой, Весна-Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую.

Песня-хоровод «Ой, бежит ручьем вода» (общая).

Авдотья: — Красны девицы да добры молодцы, в хоровод вставайте, Веснушку-весну зазывайте!

Дети произносят заклички.

— Приди, Весна, Весна-красна,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным.

— Приди к нам, Весна, с радостью,

С великой милостью,

С рожью зернистой,

С пшеничкой золотистой.

Звучит радостное щебетание птиц (фонограмма). Весна входит с коромыслом, на котором одно ведро тёмное, второе светлое – в нём лежат фигурки птичек из бумаги.

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугу ращу цветочки.

Прогоняю с речек лёд,

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу,

Людям радость я несу!

К вам на праздник пришла,

Ветку вербы принесла.

Авдотья: — Правильно говорят … (Просит детей назвать пословицы, поговорки.)

— Без вербы не весна.

— Верба гонит лед с реки.

— Если хорошо цветет верба, будет урожай.

Ведущий: — Весна-красна, долго мы тебя ждали. А теперь давайте петь, плясать и веселиться!

Весна: — В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам загадки.

Ведущий 2: — А сейчас приглашаю всех на общий хоровод с Весной-красной.

Хоровод «Весну ждали».

— Мы встретились с Весною,

О ней мы все узнали.

Хочу, чтоб о весне прекрасной

Родным вы дома рассказали!

Авдотья: — Молодцы ребята. За ваше старание примите от меня угощение. Вот вам пирожки – «жаворонушки». Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому.

Авдотья раздает угощение, приговаривая:

На головку деткам сели.

Хоть птицы к нам возвращаются,

А до тепла еще далеко –

Автодья прощается. Звучит музыка. Праздник закончен.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расширять кругозор, закреплять знания о птицах. Познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, познакомить родителей с русским православным обычаем встречи прилета птиц. Расширять словар.

Материал носит познавательный характер. Будет полезен воспитателям и родителям. Цель познакомить детей с народным праздником и его традициями .

Воспитателям для детей младшей группы. Прилёт птиц.

Цель нашего праздника познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, с русским православными обычаями.

Сценарий основан на интеграции экологического и духовно-нравственного воспитания . Он знакомит детей с народным праздником «Сороки» и связанными с ним изменениями, происходящими в природе.

Цель праздника: познакомить детей с народными приметами, с русскими православными обычаями.

Сценарий народного праздника в детском саду«СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группаЦель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихо.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2018/03/25/stsenariy-narodnogo-prazdnika-soroki-prilet-ptits

Читайте также:  Народные праздники россии для дошкольников
Оцените статью