Народный праздник семен летопроводец

Симеон-летопроводец

Дата в 2021 году: 14 сентября , вторник
Другие названия: Летопроводец; Семенов-день; Семен-день; Семен; Старого бабьего лета почин; Новолетие; Семеновы осенины; Первые осенины; Засидки; Встреча осени; Марфа
Церковное название: Преподобного Симеона Столпника и матери его Марфы Каппадокийской
Значение: Почтение памяти сирийского монаха Симеона и его матери
Традиции: Начало смотрин и свадеб, посиделок; обряд посвящения детей в воины и землепашцы; захоронение мух и тараканов

Народный праздник Симеон-летопроводец отмечается 14 сентября 2021 года (дата по старому стилю – 1 сентября). В православном календаре – это день почитания святого Симеона Столпника.

Этот сирийский монах является основоположником «столпничества», что означает непрерывную молитву на открытой площадке, столбе, башне. Благодаря сильной вере и духу, Симеон все время проводил на столпе. Он обрел дар исцеления духовных и телесных недугов и предвидения будущего. Молва о нем распространилась далеко за пределы Сирии. Многим он помог обрести истинную веру. Даже цари, императоры обращались к нему за советом. Святой Симеон прожил более ста лет и умер во время молитвы.

Традиции и обряды

«Летопроводец» дословно означает «лето провожающий». Это народный праздник начала бабьего лета, который отмечается народными гуляниями.

День считается удачным для новоселья. Главное, не забыть забрать с собой домового.

С этого дня наступают свадебные недели и смотрины.

Читайте также:  Цвета для оформления детского праздника

Во многих местах с данного праздника начинаются посиделки – рукоделия в доме при зажженной свече, лампе.

Проводится обряд пострига – посвящение детей, которым исполнилось 3 года, в воины и землепашцы. После молебна ребенку выстригается пучок волос. Крестный сажает его на коня и проводит лошадь по двору. После этого обряда считается, что дальнейшим воспитанием мальчика занимается только мужская половина семьи.

На Симеона-летопроводца хоронят мух и тараканов, которые олицетворяют бедность и домашние неурядицы. Из моркови или репы вырезается гробик. В нем закапываются как можно дальше от жилища пойманные в доме насекомые.

Приметы

Если день ясный, до начала зимы будет тепло.

Много паутины на полях – осень будет долгой.

Дует южный ветер, значит, зима будет теплой.

Если птицы уже улетели на юг, зима наступит рано.

Источник статьи: http://my-calend.ru/holidays/simeon-letoprovodec

Семенов день

Любим и широко отмечаем славянскими народами ежегодно 1 ( 14 ) сентября. Почему разница в днях? Заключается в юлианском календаре — старом стиле после перехода на григорианский календарь ( новый стиль). В восемнадцатом веке разница составляла 11 суток; в девятнадцатом веке — 12 и в двадцатом столетии — 13 суток. Отсюда — первое и четырнадцатое числа. Но при всем при том праздник приходится как раз на самое начало первого осеннего месяца — на первое сентября, начало Новолетия или по нашему — наступление нового года. Кстати, праздник со статусом не только народного, но и церковного. Посвящен Новому году, Новому лету и занесен в церковные календари, сопровождается богослужениями. При том не только в православии, но и в католичестве. С той лишь разницей, что католики отмечают его по юлианскому календарю 5 января. Заметим при этом — праздник Семен Летопроводец проходит трижды. Первые осенины выпадают на 14 сентября; вторые или праздник урожая, когда лето ушло, а осень властно вступила в свои права — 21 сентября и третьи осенины — Воздвижение, Змеиный праздник — 27 сентября, когда урожай убран не только с полей, но и с огородов.

В честь святого Симеона — столпника

Праздник Семена Летопроводца получил свое название от имени Симеона Столпника и в его память. Жил он в 390 — 459 годах. Считается христианским святым и сирийским основоположником новой формы аскезы — столпничества. Потому как тридцать семь лет провел на столпе (в построенной им же башне) в посте и неустанных молитвах. Но тут не надо его путать с другим святым под именем Симеона- столпника, но Дивногорца — 596 год. Что касается непосредственно нашего Симеона- столпника, то Бог за его усердие в вознесении молитв и воздержание от пищи насущной даровал ему умение исцелять больных разными недугами, а также предвидеть будущее, и этими уникальными дарами святой активно пользовался, чем снискал огромное уважение и почитание православных христиан.

Разночтения в наступлении новолетий

Если говорить о наших днях, то в большинстве стран принято, чтобы главы государств поздравляли своих соотечественников с наступлением Нового года (Новолетием ) именно накануне первого января. Такую же приятную миссию берет на себя и Патриарх Всея Руси. В канун первого января, поздравляя с Новолетием, он высказывает пастве и самые добрые пожелания. В то же время надо заметить, что во всем мире, вернее в разных странах наступление Нового года (Новолетия) не всегда приходится в ночь с тридцать первого декабря на первое января. В государствах Средней Азии, к примеру, Новый год отмечается в марте — Наурыз, Навруз ( Казахстан — 22 марта). Да и в самой России-матушке празднование Нового года в самом начале января введено Указом императора Петра Первого 20 декабря в 1699 году. Так что впервые зимний Новый год был отмечен у нас в ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700 года. Как известно, Самодержец наш Петр любил бывать по заграницам, перенимая у Европы полезное для своей страны, вот он и заинтересовался однажды в Голландии волшебным, по его мнению, зимним праздником с елками, подарками и угощениями и решил перенес и торжество на отечественную почву, что с рвением и сделал. А до этого Новый год наступал на Руси первого сентября. И тоже по Указу Государя, но Иоанна Третьего ( Васильевича), которого народ дружно прозвал Грозным. По примеру Греческой церкви, Византии с первого сентября 1492 года (7000 год от сотворения мира) и по 1699 год ( 7207 год от сотворения мира ) на Руси и стало отмечаться Новолетие, и продолжалось оно, как видим, целых два столетия. Заканчивалось лето, и наступал Новый год. Как считалось, именно в этот день Господь и сотворил наш мир. Новый год отмечался первого сентября широко и торжественно. Звонили и звонят церковные колокола. Народ в прошлом мог лицезреть в Кремле царя и бояр в пышных одеяниях. Пиры, гулянья, игры — это и многое другое имело место в День наступления Новолетия. Праздник получил статус как гражданского, так и церковного. И продолжался он целую неделю, которую так и прозвали в народе Семеновской. При этом не только щедро раздавались царские милости. Семенов день звали и Судным днем. Можно было подать власть предержащим челобитные, жалобы. Если кто опоздал к сроку рассмотрения, назывался виноватым. Оправданному выдавалась «Правая грамота». Семенов день — день уплаты оброка, дани, пошлин. И за то строго спрашивалось. Пересматривались и заключались новые договора, новые сделки. Теплую погоду в Семеновскую неделю звали «бабьим летом». Оно продолжалось от Симеона до дня рождения Пресвятой Богородицы. Все еще пока было зелено — травы, листва. Паучки продолжали плести свои сети. Пернатые клевали траву на полях. Если не улетали — к теплой осени. К теплой зиме. Сухо окрест — и вся осень сухой будет. Не убрали вовремя хлеба — пропал урожай. Говаривали: «В Семенов день до обеда паши, а после обеда руками маши!.» Были и другие поговорки и приметы.

Новолетие — пора свадеб и новоселий

А как же без них?! Создавались новые семьи. Да и прежним простор был необходим. Переезжая в новые избы, наперед пускали в них кошек и петухов. По поверью, те избавляли новые хоромы от всякой нечистой силы. При новосельях не забывали и о домовых. Разводили в горшках огонь, обносили им все углы. Предлагали домовому выбрать тот, что ему больше по душе. На Семенов день вообще было принято гасить старый огонь в печи. Трением добывали новый. От него зажигали все печи в деревнях — Новый год, новый огонь, новые заботы. Не скупились на добрые дела богатые. Выставляли у домов бочонки с бражкой, пивом — пей, веселись, честной народ! И закусить чем полагалось.

Обряд пострига

Ему подвергались мальчишки в возрасте от двух и трех лет. Что означало переход от младенчества к более серьезной ипостаси. Поначалу служили молебен. Потом выстригали с головы мальца пучок волос — «гуменец» (у служителей католической церкви — выбритое место на темени). Сажали дитя на коня. За поводья водили окрест дома, огорода. Поводья брал в руки крестный отец. Обряд означал начало служения мальчишки родной земле. У стремени шла божатушка ( крестная мать) с иконой. С того дня мальчики передавались в мужские руки — отцу, дядьям, для мужеского воспитания. И им в руки — топоры, соха, борона — чисто мужская работа. И одежда мужская — штаны, шапки-ушанки. Девочкам — все женское — платья, юбки, первая коса, прокалывали уши для сережек. Работа предстояла соответственная — с веретеном, пряжей, куделей.

Засидки ( посиделки)

Известное дело — с наступлением сентября световой день становится короче. Потому в избах работали уже при огне. Лучинах, свечах и тому подобное. А дел было невпроворот. Тут тебе мужикам и новые и уздечки справить, и обувь износившую починить, горшки, крынки новые изготовить. У женщин свои заботы — соленья, варенья, шитье, ткачество. И так до наступления весны, лета, когда дни становятся продолжительны и светлы, и огня лучин и свечей уже не нужно. В народе о человеке в эту пору говорили — смотрит сентябрем! И хандра на него может напасть, и настроение приходит не то ни се. Словом, угрюм, подобно сентябрю, пребывает, как у нас сегодня говорят, в глубокой депрессии.

Похороны мух, предание о воробьях

В Семене Летопроводце много чего есть от язычества. К примеру, широко был распространен ритуал похорон мух и тараканов, которых олицетворяли с нечистой силой. Избавиться от них перед Новолетием означало очистить жизнь от всякой скверны, влияния потусторонних и прочих колдовских сил. И все происходило по -людскому , по человечески. Только вот гробики делали чаще всего из овощей — тыквы, морковки, свеклы, брюквы и так далее. Укладывали в них мух и тараканов, закрывали крышками, копали могилки и хоронили порядком надоевших насекомых. Естественно, осень и зима уже без них обходились, без их пронырства и назойливости. Удивительно, но факт — с наступление осени те же мухи и без похорон вдруг куда-то исчезали. Но чтобы их до наступления тепла и вовсе не было — существовал обычай в осенины дружно хоронить их. В ходу было поверье, что в полночь на Семенов день черт меряет воробьев. Поначалу собирает их у себя под полой свитки. Потом высыпает в четверик ( мера измерения). Тех, кто оказывался поверх четверика, смахивал прочь осиновым прутиком. Оказавшихся в четверике — убивал. Прочие улетали, зимовали где-то в закутках, земле и по весне давали новое потомство. Продолжали свой род. Такие вот поверья в народе ходили.

Семен Летопроводец в названиях многолик

Собственно, в них можно просто запутаться. Одних русских тьма! Первые осенины, Пасеков день, Луков день, Конец лета, Начало осени, Последний посев, Семен именинник, а то и просто Новый год. Белорусмы звали его по своему — Дзень Семена Стаубуна, украинцы — Василля свичка, Свадьба свечи. Болгары — Летни Симеонов ден, Нова година, сербы — Симеон Стоянник. И так далее и так по порядку. Суть же в том, что к началу сентября завершалась уборочная страда, подводился итог году и начинался новый со своими планами и задачами. Солнце поворачивало на зиму. И многое предстояло сделать к летнему солнце повороту.

Источник статьи: http://prazdniki-online.ru/russkie-narodnye-prazdniki/semen-letoprovodets.html

Семен Летопроводец: традиции и приметы на Семенов День

14 сентября православный мир почитает память преподобного Симеона Столпника — христианского святого, аскета, известного самоотверженным служением Богу и человечеству. В народе этот день больше известен под названиями «Семен Летопроводец» или «Семенов день». По старому стилю он праздновался 1 сентября и знаменовал собой не только начало осени, но и наступление нового года, а потому повлек за собой множество обрядов и примет. Многие традиции сохранились до нашего времени.

Аскетический подвиг Симеона Столпника

Начало аскетической жизни святого относится ко времени его юношества. Симеон, которому на тот момент не было и 18 лет, всеми силами души воспринял проповедь старца, разъяснившего ему смысл заповедей Иисуса Христа. В этот момент юноша принял решение удалиться в пустынное место и посвятить себя служению Богу.

Во имя духовного спасения Симеон претерпевал тяжелейшие физические лишения. Почти полвека святой провел в келье, расположенной на четырехметровом столпе, соблюдая строгий пост и беспрестанно вознося молитвы. По этому христианскому подвигу Симеон и получил прозвание «Столпник». Согласно жизнеописанию святого, за усердное служение Бог вознаградил его способностью избавлять людей от моральных и телесных недугов, а также предвидеть грядущие события.

Традиции празднования Семенова дня

Благодаря тому, что день памяти святого приходился на начало нового года, в народе Симеон получил прозвание «Летопроводец». У славян преподобный Симеон — русифицированное «Семён» — считался одним из самых почитаемых святых, ведь день его памяти завершал один жизненный цикл и открывал новый.

Начало нового года считалось благоприятным временем для переезда в новый дом. Туда накануне Семёнова дня запускались животные: по старому поверью они изгоняли нечистую силу. Во время переезда наши предки обязательно приносили из старого дома чугунок — вместе с ним в новое жилище переезжал домовой, хранитель домашнего очага. В Семенов день хозяин обязательно обходил весь дом с иконами.

В семейных гнездах вечером накануне 1 сентября тушили огонь — горели только лампады. Едва начинало светать, в печи разували «новый огонь» — он символизировал начало следующего годичного цикла, привлекал в дом счастье и достаток. Считалось, что работа при таком освещении притягивает богатство.

Один из важнейших древних обрядов — обряд «пострига», то есть посвящения мальчиков, достигших возраста трех лет, в мужчины. В ходе обряда служили молебен, мальчикам на макушке выстригался небольшой клок волос. Крестный отец должен был посадить ребенка на коня и провести коня под уздцы. С этого момента мальчика начинали воспринимать как будущего воина и отца семейства, его воспитанием начинали заниматься преимущественно мужчины.

На Семенов день существовала весьма интересная традиция хоронить мух. Похороны мух символизировали прощание с летом. Кроме того, выметание мух из избы в начале года совершалось в расчете на избавление от ссор и бытовых проблем.

Народные приметы

Семенов день традиционно связывали с началом бабьего лета. По погоде в это время предсказывали, какой будет осень. Если бабье лето началось с ненастной погоды, то и осень будет дождливой. Если стоит ясный день — осень обещает быть ветреной.

С Семенова дня переставали косить траву и засеивать поля. Тяжелая работа в праздник считалась грехом. Поговаривали, что ночью черт придет пересчитать воробьев, поэтому не стоит связываться с полевыми работами.

Начало нового года было хорошим моментом для заключения сделок и договоров. Считали, что соглашение, заключенное на Семена Летопроводца, принесет много выгоды.

Мы давно уже празднуем Новый год 1 января, а Семенов день вместо 1 сентября выпадает на 14 по новому стилю. Однако следует помнить об обычаях, которые сопровождают день памяти святого, и поспособствовать тому, чтобы в вашем доме сохранялось благополучие и процветание.

Источник статьи: http://dailyhoro.ru/article/semen-letoprovodets-traditsii-i-primetyi-na-semenov-den/

Оцените статью