- Организация и проведение праздников в Воронеже.
- Организация и проведение свадеб.
- Организация торжественных мероприятий.
- Сценарии праздников
- Народ гуляет
- Мучун — эвенкийский Новый год
- Суглан — День оленевода
- Хэйро — праздник солнца
- Видео
- Оживление бубна
- Нганасан верования
- Смотреть что такое «Нганасан верования» в других словарях:
- Нганасаны — самый северный народ Евразии
- Где живут
- Название
- Религия
- Внешность
- Жилище
- Жизнь
- Культура
- Традиции
Организация и проведение праздников в Воронеже.
Организация и проведение свадеб.
Организация любого торжества и тем более свадьбы должны быть подготовлены идеально! Обратившись в нашу компанию, Вы избавитесь от многих проблем, оставив для себя только приятные дела: выбор вечернего платья, выкуп невесты, вручение цветов, наблюдение за салютом из-за праздничного стола под звон бокалов с шампанским и, конечно, позирование профессиональному фотографу или видео-оператору на память о веселых днях и незабываемом празднике. Кроме того, по окончании праздника мы организуем развоз гостей на такси, лимузинах или автобусах. Разве не о такой организации праздника мечтает любой, кто устраивает праздник?
Организация торжественных мероприятий.
Организация торжественных мкроприятий в Воронеже – наша профессия! Пригласите нас — и на Вашей улице наступит праздник. Сотрудники компании «Праздник-ДА!» с удовольствием организуют для Вас веселый праздник. Оперативно разработают специально для вашего праздника оригинальный сценарий, подберут и оформят банкетный зал. Составленное со вкусом праздничное меню (по Вашему желанию сюда может войти и большой торт), выступление известных артистов, красиво украшенный цветами и шарами зал для празднества, остроумный веселый ведущий, интересные конкурсы и поздравления, фейерверки и салюты – мы обеспечим все эти составляющие праздника, которые сделают его незабываемым для всех гостей.
Компания «Праздник-ДА!» предлагает оптовые поставки украшений, взодушных шаров, гелия (баллонов с гелием), небесных фанариков, и др. аксессуаров необходимых для организации праздничных мероприятий, на очень выгодных условиях.
Огромное количество фотографий наших работ Вы можете увидеть здесь
Организация и проведение праздников : консультации по телефонам в Воронеже:
+7(4732) 66-63-96 или +7(4732) 912-552
|
|
Сценарии праздников
Ниже представлена подборка сценариев для различных праздничных мероприятий (сценарий свадьбы, сценарий юбилея, сценарий дня рождения, сценарий выпускного, сценарий нового года. ).
Сценарии праздников написаны различными авторами и в разных стилях. Не забывайте, что у нас есть возможность разработать оригинальный сценарий для Вашего праздника на заказ.
Источник статьи: http://www.fiesta-da.ru/index.php?id=308&option=com_content&task=view
Народ гуляет
На севере России, в Красноярском крае, живут представители восьми коренных северных народов: долганы, нганасаны, ненцы, кеты, селькупы, чулымцы, эвенки, энцы. Самой древней народности – нганасанам — больше 1000 лет, самой молодой — долганам — едва ли 150. Но у всех без исключения северян самые главные праздники связаны с солнцем, наступлением тепла, пробуждением природы. Они даже Новый год отмечают летом. SmartNews собрал традиционные праздники долган, ненцев, эвенков и других коренных северян.
Мучун — эвенкийский Новый год
Эвенки живут не только на севере Красноярского края, но и в Якутии, на Камчатке, на некоторых других территориях. Оттого и Новый год у них называется по-разному: у красноярских эвенков — Мучун, у якутских — Бакалдын, у камчатских — Икэнипкэ. Но везде его отмечают в одно время: в середине — конце июня, а именно тогда, когда в этих северных местах будет замечена и прокукует первая кукушка, одна из священных птиц у эвенков. Когда это случится, значит, и настоящее лето пришло. Кстати, и название праздника переводится именно так — «день кукушки» или «время кукушки».
В Красноярском крае традицию празднования эвенкийского Нового года стали возрождать сравнительно недавно — до конца 90-х годов его отмечали разве что в глухих таежных охотничьих поселениях или в семьях оленеводов. Сейчас обычай решили воссоздать: несколько лет назад Мучун стали довольно широко праздновать в Туре, столице Эвенкии. На празднике вспоминают народные песни и танцы, готовят блюда национальной кухни. Однако главная его часть — древние обряды.
Одна из главных традиций Мучуна — обряд очищения. Проводится он для того, чтобы заручиться помощью добрых духов из верхнего мира и защититься от обитателей мира нижнего. Для совершения обряда берут расколотую посередине лиственницу, в раскол этот ставят распорку — довольно широкую и длинную, и вот через образовавшиеся ворота должен пройти человек, а иногда и оленей через них проводят. Таким образом, считается у эвенков, они приближаются к добрым духам и получают их благословение.
Суглан — День оленевода
Вообще суглан у эвенков и некоторых других народов Сибири (не только северян) — это нечто вроде всенародного схода, на котором решаются самые важные вопросы: хозяйственные, денежные, административные… Ну а раз уж все собрались, суглан, длящийся от недели до десяти дней, из производственного совещания неизменно превращается в широкую ярмарку: тут и мехами меняются, и силой меряются, и в обрядах всем народом участвуют. В советское время эта традиция практически сошла на нет, а вот в последние годы ее взялись возрождать: в Эвенкии этот праздник носит название День оленевода. Такое переименование не случайно: сейчас много говорится о необходимости восстановления традиционных способов хозяйствования у эвенков, а они в первую очередь связаны, конечно же, с оленеводством.
Современный День оленевода — это соревнования по национальным видам спорта (метание маута, гонки на оленьих упряжках и учуге), приготовление блюд национальной кухни, фестиваль изделий, изготовленных по традициям народных промыслов, и даже конкурсы красоты — их участницы предстают перед жюри в национальных костюмах.
Честно сказать, мне иногда кажется, что этот праздник немножко искусственно возродили, чтобы у местных жителей интерес к оленеводству пробудить. Но разве можно сделать это подобным образом? Оленеводы — в основном люди в возрасте, их и убеждать ни в чем не надо, они и так работают. А молодежь все равно в тундру сейчас не заманишь, все равно уедут учиться или в город работать. С другой стороны, хорошо, что таким образом народные традиции вспоминаются, возобновляются, а то дети и молодежь часто и родного языка не знают, не говоря уж об обычаях, истории своего народа. К тому же победители конкурсов хорошие призы получают. Вон спонсоры кому-то от щедрот душевных снегоход отвалили, а кому-то — спутниковый телефон.
Хэйро — праздник солнца
«Хэйро» — долганское слово, и означает оно не просто «солнце», но «солнце, впервые появившееся после полярной ночи». Хотя праздник этот отмечают не только долганы, но и другие северные народы. Сказать, что Хэйро празднуют в какую-то конкретную дату, нельзя: длиться он может хоть весь апрель, а заодно и май — это перед отелом оленей и кочевьем на новые пастбища. «Хэйро» — это и название танца — традиционного хоровода, который обязательно исполняется в этот праздник и, по сути, символизирует солнце, а значит, и жизнь. Собственно, танец этот и есть главный ритуал, связанный с праздником Хэйро.
Начинают танец традиционно самые уважаемые в роду мужчины, обычно трое-четверо. Затем к ним присоединяются и все остальные, последними — женщины и дети. Руки всех участников танца сплетаются, образуется плотный хоровод, а вот двигать руками или корпусом при этом нельзя. Движение хоровода начинается обязательно по ходу солнца, с чередованием широких и коротких шагов, и сопровождается песней, которая также начинается со слова «хэйро». Исполнять ее могут только мужчины — женщины танцуют молча. В старину танец продолжался в буквальном смысле слова до упада — пока участники хоровода не устанут до такой степени, что больше не смогут двигаться в нужном ритме. Сейчас в этом смысле всё не так строго.
Видео
Видео: Татьяна Фогел/youtube.com
Оживление бубна
Этот праздничный обряд селькупы совершают весной, когда на Север прилетают первые птицы. Их селькупы всегда считали своими ближайшими родственниками и даже называли себя орлиным (или тетеревиным) народом. Ну а смысл обряда состоит в том, чтобы превратить бубен шамана в оленя, на котором шаман совершит путешествие в верхний мир и установит таким образом связь между людьми и добрыми духами. Длиться оживление бубна может до десяти дней. На то, что шаман выполнил задуманное, должна указывать его усталость и пот, льющийся с него градом. Обряд завершается кормлением деревянных фигурок, которые изображают предков селькупов.
Надо сказать, что схожие обряды совершают и народы Южной Сибири. Существует вполне убедительная гипотеза, согласно которой селькупы переместились на Север сравнительно поздно, а вообще являются родственниками племен, живших на Саяно-Алтайском нагорье, отсюда и сходство в обрядах. Верю ли я сама в могущество шаманов, путешествующих между мирами. Как вам сказать… Я, конечно, материалистка. Но вот, помню, повезла я свой класс в Красноярск, пришли мы на экскурсию в краеведческий музей. И сотрудники его нам рассказали, что в залы, посвященные сибирскому шаманизму, когда музей пуст и безлюден, одни заходить побаиваются. Якобы там особая энергетика, способная очень сильно повлиять на человека, и не обязательно ему на пользу. Вы знаете, во что-то такое я и правда верю. Хотя внимание своих учеников на этом рассказе заострять не стала. Продолжаем учиться в материалистических традициях.
Источник статьи: http://smartnews.ru/regions/krasnoyarsk/17356.html
Нганасан верования
Религии народов современной России: Словарь / — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика, . Ред-кол.: Мчедлов М. П., (отв. ред.), Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др. . 2002 .
Смотреть что такое «Нганасан верования» в других словарях:
Народов Сибири религиозные верования — В Сибири проживает более 30 аборигенных народов, относящихся к 9 языковым группам: 1) самодийская (ненцы, энцы, нганасаны, селькупы); 2) угорская (ханты, манси), угры и самоДийцы нередко включаются в одну, уральскую, семью языков; 3) стоящая… … Религии народов современной России
Энцев традиционные верования — Энцы (численность 209 чел.) живут в Таймырском авт. окр. Верования и обряды энцев близки ненецким и нганасанским (см. Ненцев верования и культурные традиции; Нганасан верования). Это ранние формы религии: одушевление природы (солнца, луны,… … Религии народов современной России
Юкагиров традиционные верования — Юкагиры (численность 1142 чел.) живут на сев. Якутии (тундровые) и в Магаданской обл. (таежные). Сейчас юкагиры чаще сохраняют приверженность к православию (христ во они приняли в 17 в.), чем помнят о вере своих предков. В прошлом же для них… … Религии народов современной России
Ненцы — ненэй ненэче … Википедия
Ненец — Ненцы Самоназвание: ненэй ненэц, хасова, нещанг Общая численность: 41302[1] … Википедия
Самоед — Ненцы Самоназвание: ненэй ненэц, хасова, нещанг Общая численность: 41302[1] … Википедия
Юраки — Ненцы Самоназвание: ненэй ненэц, хасова, нещанг Общая численность: 41302[1] … Википедия
АРКТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ — языческие верования народов, населяющих приполярные области Евразии и Сев. Америки. Считается, что первые люди пришли в Арктику вслед за отступившим ледником. Позднее появились лопари (саамы), энцы, нганасаны, юкагиры, чукчи, коряки, эскимосы и… … Православная энциклопедия
Энцы — Самоназвание эньчо; пэбай; сомату (мату), могади … Википедия
Попов Анд. Ал-др. — ПОПОВ Анд. Ал др. (1902 60) этнограф, фольклорист, религиевед. Род. в семье священника рус. старожила в Якутии, поэтому якут. был для него вторым родным яз. Еще будучи студентом этногр. отд ния географ. ф та ЛГУ (1924 29), начал сотрудничать в… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Источник статьи: http://modern_religion.academic.ru/177/%D0%9D%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%BD_%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F
Нганасаны — самый северный народ Евразии
Нганасаны — коренной самодийский народ Сибири, самый северный во всей Евразии. Всего в мире 862 человека. Делятся нганасаны на племена:
- вадеевские (восточные), включают 6 родов;
- авамские (западные), включают 5 родов;
- яроцкие (отдельный род, не входящий в два предыдущих племени).
Археологические исследования предполагают, что народ произошел от древнего палеоазиатского таймырского населения, которое смешалось с тунгусскими и самодийскими племенами. В состав нганасан в 17 веке входили различные группы:
В эту общность до середины 19 века включались долганские новообразованные роды. С русскими нганасаны начали контактировать в 17 веке.
Где живут
Живет народность в Красноярском крае на востоке Таймырского Долгано–Ненецкого района, на территории, подчиненной городской администрации города Дудинка. Большая часть нганасан проживает в поселках, расположенных на долганской этнической территории Волочанка, Новая, Усть-Авам. Малая часть полуоседло живет в тундре, в местах, где занимаются рыболовством, охотой, в основном в верховье реки Дудыпты.
Название
Этноним «нганасан» был введен в 1930-х годах советскими лингвистами, слово переводится «человек». Самоназвание народа «няа», «ня» (товарищ). В дореволюционной литературе упоминались как вадеевские, тавгийские, авамские самоеды, просто самоеды.
Народ говорит на нганасанском языке, который относится к самодийской группе уральской семьи. Различают два говора:
Основная часть народа говорит, в основном, на русском языке, уже мало кто владеет родным. Устаревшее название языка тавгийско-амоедский, тавгийский. Говорят на нем всего около 125 человек.
Впервые нганасанская письменность была разработана в 1990 году. Алфавит был основан на кириллице с добавлением букв. В 1991 году на нем была выпущена первая книга — русско-нганасанский разговорник. Новый вариант алфавита был принят в 1995, до сих пор его используют в учебной литературе.
Религия
Традиционная религия народа — анимистический пантеизм, шаманизм. Развито почитание родовых покровителей в виде гор, камней, скал, деревьев, зооморфических фигур. Нганасаны верят в существование духов хранителей (койка). Главные сверхъестественные существа: баруси, нгуо, дямады, коча. Духи делятся на женских и мужских. Женские нгуо — матери явлений природы, стихий, животных, например, Воды мать — Быды-нямы, Земли мать — Моу-нямы, Жизни и диких оленей мать — Нилу-нямы.
Мужской дух Дёйба-нгуо является главным покровителем нганасан, культурным героем. Противостоят ему семь или девять сыновей Сырада-нямы, у каждого из них есть свое имя.
Коча — это олицетворение заболевания, но большие болезни называются нгуо. Одной из самых больших нгуо у нганасан считается оспа. Верит народ в обычных сверхъестественных существ баруси, которых представляют с одной ногой, глазом и рукой, но бывают они и нормальными внешне. У народа принято сравнивать глупого, неловкого человека с баруси.
У шаманов есть помощники духи-животные, демоны дямады, обычно они зооморфные. Многие атрибуты шаманского костюма и подвески символизируют духов и производятся в соответствующей форме. К шаманам люди приходят, когда возникают трудности. Они лечат болезни, предсказывают будущее, занимаются толкованием снов, поиском пропавших оленей, предметов. Обряды проводятся под аккомпанемент бубна, посоха с колокольчиком (чире). Шаманы всегда были организаторами праздников-обрядов, например, «Мадуся» — праздника чистого чума. Проводят его, когда солнце появляется после полярной ночи. Длится праздник от 3 до 9 дней.
С 1639 года начались попытки христианизации нганасан, которые потерпели неудачу. В 1834 году удалось крестить только 10% нганасан. До сих пор народ исповедует свою древнюю религию.
Основу питания составляло мясо оленя. Если все части туши, в том числе утробный плод, содержимое желудка (тайба). Осенью, летом заготавливали впрок мясо. Вяленое мясо тириби длинными полосами развешивали на вешалах (чиедр), которые делали из подставленных друг на друга нарт. Готовый продукт мелко резали, перемешивали с жиром, снова вялили на шкурах. На зиму замораживали кровь оленя, откалывали куски для приготовления похлебки (дяма). Жир хранили в снятых целиком шкурах телят, пищеводах, желудках оленя, для этих целей использовали плавательный пузырь, кожу кунжи.
Рыбу, жир, мясо оставляли на осень в тундре, поместив в ящики изо льда. Помимо оленины ели куропаток, гусей, зайцев, песца, яйца птиц. Рыбу употребляли сырую, вяленую, замороженную. Юкола — вяленая рыба, заготавливалась практически так же, как оленина, хранили ее в мешках. В зимний период питались строганиной. Хлеб нганасаны раньше почти не ели. Из покупной муки готовили лепешки кириба, которые считались лакомством. Из любимых народом блюд можно выделить «чириме дир» — варенное с икрой сало, лепешки из муки с икрой «чирима кириба». Из привозных продуктов покупали табак, чай.
Внешность
Одежду шили из шкур оленей. Костюм нганасанских мужчин состоял из двойной глухой малицы (лу), которую изготавливали из белой шкуры, отороченной белым собачьим мехом. Если предстояло идти в дорогу в мороз, поверх малицы надевали сокуй с капюшоном, высоким меховым султаном надо лбом. Женщины носили распашную парку, комбинезон из ровдуги (фоние), украшенный на груди бляхами-лунницами из металла. Голову покрывали шапкой-капором из шкуры белого оленя с опушкой из черного меха собаки. Раньше белье не носили, это стало распространяться гораздо позже. Летом современные нганасаны носят европейскую покупную одежду.
Мужчины вместо штанов носили натазники из меха, цветной ровдуги. Поверх надевали пояс, украшенный сбоку кольцами. К ним привязывали голенища обуви, подвешивали огниво, нож в ножнах, кисет, футляр для курительной трубки.
Вещи нганасаны украшали аппликациями, геометрическими орнаментами — мули. По таким узорам определяли возрастную, социальную группу обладателя одежды. Украшение одежды — процесс довольно трудоемкий, поэтому часто аппликации снимали со старых вещей и использовали несколько раз. На ногах носили обувь (файму), сделанную из белых шкур с ног оленей. Подошвы делали изо лбов оленей, лесенкой подстриженных камусов. Так они не скользили при ходьбе. Обувь была без подъема и походила на чехлы цилиндрической формы. Под обувь надевали меховые чулки (тангада). Женская обувь шилась с более короткими голенищами.
Весной глаза защищали от яркого света специальными снеговыми очками — сеймекунсыда. Они представляли собой пластину с прорезями, из кости или металла, на кожаных ремешках. Мужчины и женщины заплетали волосы в две косы, смазывали их оленьим жиром. В косы вплетали подвески из металла (няптухяй).
Жилище
Традиционное жилище нганасан — чум конической формы (ма). По конструкции он очень схож с ненецким. Размер чума зависел от количества проживающих в нем человек. В одном чуме обычно жило от одной до пяти семей. 20-60 длинных жердей устанавливали в виде конуса, покрывали оленьими покрышками (нюками). Летом жилище накрывали изношенными старыми нюками, уложенными в один слой. Зимой они были двойными. Чум был стационарным, земляным, остов покрывали слоем мха, дерна. Из двух сшитых изнанками шкур делали дверь, открывали ее в зависимости от направления ветра слева или справа. В зимнее время снаружи жилища насыпали завалинку (токеда), которая заслоняла от ветра.
В центре чума был очаг, над ним подвешивали крюки для котлов, чайников. Дымоход в виде отверстия располагался в верхней части жилища. За очагом было «чистое место», куда женщинам запрещалось наступать. Место для женщин, домашней утвари было у входа. Правая сторона чума была жилой, левая предназначалась для хранения хозяйственных принадлежностей и гостей.
Пол в жилище застилали досками, циновками из тальника. Спальные места были из досок, покрытых циновками, невыделанными шкурами, выскобленными подстилками хонсу.
С 1930-х годов в качестве жилища нганасаны стали использовать прямоугольный возок на полозьях с остовом — балок, заимствованный у долган. Такой возок покрывали оленьими шкурами, брезентом.
За весь год нганасаны-оленеводы три раза меняли жилье. Зимой жили в балоке, летом — в чуме, осенью — в брезентовых палатках. Зимние вещи и оленьи покрышки весной складывали на нарты, накрывали продымленной шкурой оленя, которая не пропускала влагу, и так оставляли до следующей зимы в тундре.
Жизнь
Родами нганасан руководили старейшины, которых позже начали выбирать в «князцы». Эти люди занимались сбором ясака, представляли свой род перед русской администрацией, разбирали конфликты. У каждого рода был обычай взаимопомощи, нетрудоспособные из обедневших семей жили на иждивении в зажиточных хозяйствах.
У каждой группы, состоявшей из 6 или 7 семей, были места традиционных поколок и кочевий. Это была собственность рода, границы этих территорий тщательно соблюдались. Семьи нганасанов патриархальные, многопоколенные. Запрещались браки между родственниками с обеих сторон до третьего поколения, но сейчас это распространено. Был распространен левират, редко встречалось многоженство, которое наблюдалось в основном у зажиточных. Сегодня у нганасан много межнациональных браков. Выплата калыма и отработка за невесту в случае его отсутствия были обязательными.
Занимались гравировкой по кости, инкрустацией, штамповкой металла, окрашиванием кожи, узорным шитьем с использованием оленьего подшейного волоса. Основные занятия нганасан— охота на пушного зверя, оленя, птицу, рыболовство. До 19 века было распространено домашнее оленеводство. Олени у нганасан низкорослые, не очень сильные, но отличаются выносливостью, способны быстро восстанавливаться после истощения. У народности существует более 20 слов для обозначения животного в зависимости от его возраста, ветвистости рогов, предназначения. В одном стаде от 2 000 до 2500 оленей. Каждого метили с помощью клейма на шерсти или фигурным вырезом на ушах. Разводили собак, для помощи на охоте, шерсть использовали для пошива одежды.
Основное оружие нганасан:
Огнестрельное оружие стало широко распространяться с 19 века. Рыбу ловили сетями, костяными спицами, железными крючками.
Ездили, перевозили грузы на нартах различного типа, в зависимости от назначения:
- ирянка, легкие ездовые, трехкопыльные, запрягались 2-3 оленями. Весной, когда животные были истощены, запрягали по 4-5. Чаще на таких нартах ездили мужчины, с правой стороны к ним привязывали чехол для оружия;
- курсыбы’э, грузовые, перевозили на них вещи, которые накрывали полотнищем из оленьих камусов;
- инсюдаконто, женские нарты, запрягались 3-5 оленями. Оснащались спинкой и передком, сверху был меховой полог для защиты головы, спины от сильного мороза;
- нарты для перевозки шестов и оленьих покрышек для чума, дров, лодок, постели.
Культура
Устный фольклор народа делится на две основные части:
- «ситаби», героические поэмы о богатырях;
- «дюрумэ», рассказы о прошлом, фантастические сказки, сказки о животных, адаптированные русские сказки, религиозные, мифологические предания, бытовые, исторические предания.
Особой частью фольклора нганасан являются следующие жанры:
- песни-импровизации «балы»;
- иносказательные частушки «кайнгэйру»;
- поговорки «боду»;
- загадки «тумта».
Музыка делится на несколько жанров:
- эпическая традиция;
- песенная традиция;
- танцевальная традиция;
- инструментальная традиция;
- традиция шаманских песен «нада балы».
Традиции
Во время летнего солнцестояния отмечался Аны’о дялы — большой праздник в честь матерей природы. Руководила праздником самая старая женщина, совершались обряды инициации молодежи, которая устраивала состязания, игры.
К одежде детей было принято пришивать звуковые обереги — подвески-погремушки в форме кольца с нанизанными трубочками. По дуге над колыбелью скребли трубочкой или палочкой, чтобы успокоить ребенка и одновременно аккомпанировали колыбельной песне. Игрушки, которыми сейчас играют нганасанские дети: жужжалка (сани херы), вращаемая зазывалка (биахеры), раньше были ритуальными предметами.
Источник статьи: http://travelask.ru/articles/nganasany-samyy-severnyy-narod-evrazii