Национальные праздники россии урок

Конспект урока по ОРКСЭ, Праздники народов России.
презентация к уроку по орксэ (4 класс)

Всякая душа празднику рада. Задачи этого урока систематизировать и обогатить знания детей о праздниках и традициях народов России, их верованиях. Развивать культуру поведения на праздниках. Воспитывать желание узнавать новое о жизни своих предков, уважительно относиться к любой религии.

Скачать:

Вложение Размер
Праздники народов России 2.35 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

По страницам учебника «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ ——- – страна , где мы родились, родное для нас место, где мы живём, где стоит отцовский дом. ——— – страна ,в которой мы живём. ——— – чувство самоуважения, уважение других, достоинство. . ——— – всё то, что длительное время соблюдается членами семьи и их потомками, передаётся из поколения в поколение. ——— – день радости и торжества в честь или в память кого-то или чего-нибудь, особо отмечаемый обычаем или религией. Труд, гордость, Родина, Россия, семья, дружба, традиция, праздник

РОДИНА страна , где мы родились, родное для нас место, где мы живём, где стоит отцовский дом. РОССИЯ страна ,в которой мы живём .

ГОРДОСТЬ чувство самоуважения, уважение других, достоинство .

ТРАДИЦИЯ всё то, что длительное время соблюдается членами семьи и их потомками, передаётся из поколения в поколение.

ПРАЗДНИК день радости и торжества в честь или в память кого-то или чего-нибудь, особо отмечаемый обычаем или религией.

12 АПРЕЛЯ ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ

ПРАЗДНИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ШКОЛЬНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ

РЕЛИГИИ НАРОДОВ РОССИИ ХРИСТИАНСТВО МУСУЛЬМАНСТВО БУДДИЗМ

Угадай праздник и религию.

ИТОГ УРОКА Я УЗНАЛ…. МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ… МНЕ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ …

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ УЧЕБНИК СТР.132-142, ЧИТАТЬ, ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ДОПИСАТЬ СЕМЕЙНЫЕ И ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок предназначен для учащихся 4-го класса. Урок поможет учащимся прийти к мысли, что наша Родина многонациональна, что с давних времен здесь живут в мире и дружбе люди разных национальностей. Узнают.

Конспект урока ОРКСЭ Праздники народов мира, отражающий деятельность учителя и учеников на уроке, прилагается презентация.

Цель урока выявить нравственную основу сказок о падчерице и мачехе, значение понятия «бродячий сюжет», отличия народной и литературной сказки.

Тема урока: «Россия наша – Родина» — 1 часТип урока: объяснение нового материалаФормы контроля и диагностики достижения результатов обучения: устный опрос, выполнение практическ.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОРКСЭТема: «Праздники народов России»· Цели деятельности учителя: формирование у младшего школьника мотивации к осознанно.

Цели деятельности учителя: расширение представлений учащихся о праздниках и традициях народов России, об их духовном значении.Планируемые результаты:Предметные:- ознакомление с понятием «пр.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОРКСЭТема: «Праздники народов России»· Цели деятельности учителя: формирование у младшего школьника мотивации к осознанно.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2020/02/27/konspekt-uroka-po-orkse-prazdniki-narodov-rossii

Классный час «Праздники и обычаи русского народа»

Цели:

  1. Рассмотреть и изучить исторические и культурные традиции русского народа, увидеть влияние исторических событий на культуру человеческого бытия.
  2. Развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся.
  3. Укреплять интегрированные связи предмета технологии с другими науками – историей, МХК.

Оборудование: репродукции картин, энциклопедии, рисунки.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационная часть

II. Постановка проблемы и задач урока

Учитель: Почему русский народ бережно хранит свои традиции?

– Как вы думаете, влияют ли традиции на воспитание подрастающего поколения7

– Для подтверждения или опровержения этой гипотезы нам с вами необходимо на уроке подобрать доказательства.

– К концу урока мы должны ответить на вопрос, какие черты характера в человеке воспитывают традиции и праздники русского народа?

III. Открытие новых знаний

Для проведения урока ученикам предлагается межгрупповая деятельность. Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Каждая группа заранее получает задание, найти материал о традиционных праздниках и обычаях русского народа.

Учитель: История русского народа начинала вершиться на обширных пространствах сначала Восточно-Европейской равнины, затем – Евразии. Народный быт тесно переплетался с традиционными праздниками, передающими из поколения в поколение уважение к культурным и религиозным истокам. Традиции бережно соблюдались и хранили исторические устои уважения к Земле-матушке, труду человека и его заботе о природе.

Представитель от каждой группы, одетый в народный костюм, рассказывает об обычаях, которые изучили.

Первая группа

Праздник урожая

Первой заботой крестьян в их повседневной жизни и во время праздников был урожай. Недаром главным обрядовым блюдом и во время новогодних праздников, и на свадьбах был хлеб – каравай. На каравае лепили из теста важнейшие символы – плуг и миртовое дерево. На рождество хозяин дома прячется за пирогами и желает, чтобы на будущий год их было еще больше. Этот обряд был очень древним. Весь год земледельцев делился на две половины: летнюю – время пахоты, сева, обеспечения урожая, его сбора, и зимнюю – время подготовки к новому урожаю. Лето было главным сезоном, недаром слово “лето” означает и “год” в целом.

Вторая группа

Новый год и святки

В 1700 г., во времена Петра Великого, было установлено считать началом Нового года 1 января, а не 1 сентября, как было раньше.

Главным зимним праздником был праздник начала земледельческого года – Новый год. После принятия христианства этот праздник совпал с праздником Рождества и святками, которые следовали за Рождеством. В течение 12 дней праздновали начало нового солнечного года, когда, согласно поговорке, солнце поворачивало на лето, а зима – на мороз. По древним верованиям, в эти дни определялась судьба будущего урожая, возрождения всей природы. В это время, самое темное в году, нечистая сила вырывалась с того света и угрожала всему мирозданию. Поэтому на святки бывали “святые вечера” и “страшные вечера”. Во время праздников по улицам ходили не только колядующие с благопожеланиями – колядками, но и ряженые в образе чертей и прочих демонов. Само слово “колядка” – песенка-благопожелание восходит к временам Византии и Древнего Рима: календами там называли начало месяца, нового календарного цикла. За исполнение величаний детям дарили вкусную еду, в том числе вареные свиные ножки. Ряженые, облаченные в звериные шкуры, со страшными масками, изображали не только нечистую силу, но и животных , олицетворявших плодородие: козу, коня и т.п. “Где коза ходит, там жито родит”,- пели ряженые. Они разыгрывали смешные сценки, во время которых коза или конь умирали, а потом вновь оживали: жизнь торжествовала над смертью. В нечистую силу рядились специально для того, чтобы показать ее смешной и нестрашной для людей всего мира. На святках гадали на будущий урожай и судьбу. Девушки пытались узнать имя своего “суженого”, будущего мужа. Время от Нового года до Крещения воспринималось как время чудес, гаданий, игр и представлений.

Третья группа

Крещение (19 января)

Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят, что Крещение – такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба. Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети, и старики, играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры называются “Орешки” или “В жребий”. Специально для игры пеклось очень много орешков. Игра создавала атмосферу изобилия: у всех без исключения в руках было много орешков, а также настроение счастливой удачи, прибытка.

Масленица

Самым веселым праздником можно считать праздник проводов зимы, который у русских называется масленицей, в честь древнего обрядового блюда – масленого блина. Масленица – это время блинов. Оладий, сырников, хвороста, пирогов и пышек. Все эти лакомства первыми получали дети. Порой на детей, получивших первый блин, возлагался особенно ответственный обряд: с первым блином весна закликалась. Масленица сопровождалась обильными пиршествами и гуляниями: катанием с гор, ряженьем, кулачными боями и другими потехами. Кульминацией праздника были костры. Пока горел костер, кричали: “Молоко сгорело” или “Масленица сгорела, в Ростов полетела!”. Наряжали чучело, которое должно было воплощать Масленицу. Его воздвигали в центре гуляний, а в конце праздника сжигали. Вместе с Масленицей сгорала и зима. Впереди был особый вечер, который дал название всему этому дню, – Прощеное Воскресение. По обычаю все “прощались”, то есть просили прощения друг у друга. Люди этим как бы очищались от вольных и невольных обид.

Четвертая группа

Благовест (22 марта)

День весеннего солнцестояния 22 марта, когда день был равен ночи, считался днем пробуждения земли. Он совпадал с праздником Благовещения. До Благовещения спящую Мать-землю нельзя было тревожить полевыми работами: пахать, вбивать в нее колья и т.п. в противном случае наступят засуха и неурожай. Считалось, что змеи земные выходят в этот день из земли. Не было такого уголка в России, где бы не пеклись жаворонки, чувильки, печенья в форме птиц. В православии день 22 марта посвящен Сорока мученикам, поэтому в народе его называют Сoроками. Говорят, что на Сoроки из-за моря прилетают сорок птиц вешних. Повсюду в этот день песенками, закличками и печеными жаворонками призывали приход весны.

Пасха

Пасху называют в православии праздником праздников. Пасха – самый большой христианский праздник. Встречая ее, все, кто только мог, отправлялись на полунощницу и крестный ход. После этого семьями встречали восход солнца, наблюдая, как оно “играет”. Символ Пасхи – крашеное яйцо. Поэтому начиная с Пасхи и вплоть до Троицкой недели, то есть в течение времени, когда сеяли зерновой хлеб, а затем наблюдали, как начинала колоситься озимая рожь, зацветали луга и поля, разрешались игры с крашеными яйцами – красными (пасхальными), желтыми (покрашенными на весенний Егорьев день – 6 мая) и зелеными (троицкими). Крашеные яйца катали по земле и озимям, подбрасывали повыше вверх, били острыми концами. Все эти игры являются отражением верований и магических приемов, цель которых – способствовать возрождению и расцвету природы.

Пятая группа

Праздник Ивана Купала

День летнего солнцеворота,22 июня, также был одним из главных праздников. В самую короткую ночь устраивались гуляния с купанием и прыжками через костер. Этот день был близок дню Иоанна Крестителя. Церковь запрещала праздновать Купалу: народные праздники считались “бесовскими игрищами”. Считалось, что травы в ночь на Купалу приобретают чудодейственную целебную силу. Поэтому их собирали ведуньи. Нечистая сила также была особенно опасна в этот день. Ее воплощения: чучела Мары, Купалы, ведьмы – сжигали на купальских обрядовых кострах.

Шестая группа

Праздник жатвы. Воздвижение. (27 сентября)

Считалось, что к этому сроку весь урожай с полей сдвинулся на гумно и в амбары. Во время окончания жатвы особенно почитался последний сноп. Считалось, что в нем воплощается плодородие. Этот сноп хранили до нового урожая. Иногда на полях из последних колосьев плели ритуальную ржаную “бороду”, которую называли бородою Бога или Ильи. А иногда приписывали древнему славянскому божеству – Волосу. Осеннее солнцестояние 22 сентября, близкое христианскому празднику Воздвижения, замыкало годовой цикл древнего календаря. Земля на Воздвижение отходила к зимнему сну. Это был срок окончания летовки для лягушек, змей и разных букашек. Змеи и птицы “двигались” на тот свет, в иной мир, в страну тепла, которая называлась “Вырей”, “ирей” или “рай”. В старину не советовали 27 сентября ходить в лес, чтобы случайно не встретиться со “змеиной свадьбой” – клубком катящимися к зимним норам змеями.

Таким образом, обычаи и праздники русского народа всегда отражали суть времени и образ жизни людей.

IV. Закрепление пройденного материала

Учитель: Используя репродукции картин, определите, какие праздники на них запечатлены. Составьте из предложенных репродукций коллаж годового цикла русского народа.

V. Итог занятия

Учитель: С какими народными традициями и обрядами вы познакомились?

– Как исторические события влияют на культуру человеческого бытия?

– Что воспитывают в людях народные традиции?

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/534920

Конспект к презентации » Традиции и праздники России» ( по проекту » Моя Россия»)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Цель: Познакомить детей с праздниками России ( от древних славян до наших дней).

Задачи:

· Расширить знания детей об обычаях и традициях русского народа.

· Развивать кругозор детей.

· Воспитывать познавательный интерес к истории своей страны.

· Формировать эмоциональную отзывчивость к русским праздникам и обычаям.

· Воспитывать уважение к семейным и народным традициям.

Скачать:

Вложение Размер
traditsii_i_prazdniki_rossii.docx 21.8 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №74 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект к презентации

по проекту « Моя Россия»

« Традиции и праздники России»

Воспитатель: Васяк А.А

Цель: Познакомить детей с праздниками России ( от древних славян до наших дней).

  • Расширить знания детей об обычаях и традициях русского народа.
  • Развивать кругозор детей.
  • Воспитывать познавательный интерес к истории своей страны.
  • Формировать эмоциональную отзывчивость к русским праздникам и обычаям.
  • Воспитывать уважение к семейным и народным традициям.

Воспитатель: Дети, вы любите праздники? А какой праздник у вас любимый?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Праздники любят все! И взрослые и дети. В такие дни все друг друга поздравляют, дарят подарки, на столе стоят угощения. А на улице народные гуляния, салюты вечером. Мы привыкли, что праздники это пора отдыха и забав. Но когда-то было все иначе…

Раньше не было таких праздников как День Рождения, Первомай, «маминого дня», 8 марта, даже Нового года. Новый год стали отмечать 300 лет назад, а День Рождение – 150 лет назад.

Самые первые подарки люди дарили не друг другу, а богам и все праздники люди посвящали богам. Человек был слаб и беззащитен перед грозными стихиями природы( грозы, стужи, громадных зверей). Все, чего он боялся, он почитал. Человек обожествлял солнце, гром, дождь, реки. Наши предки верили во множество богов, они были язычниками. Что мог подарить человек в давние времена?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Самые первые подарки, которые делал человек богам, это были танцы и песни. Сам танец был похож на что-то магическое. Например « Охотничий танец». Люди пытались задобрить богов танцем.

У наших предков-славян любимым богом был Бог Солнца.( солнце летнее, осеннее, зимнее, весеннее). У него были разные имена. Ярило, Коляда, Даждьбог.

Самые первые праздники, дошедшие до наших дней – это Святки, Масленица, Купало.

Святки. Раньше этот праздник отмечали в честь древнего славянского бога Святовита, бога вечного света жизни. А сейчас ( с принятием Христианства) это святые дни от Рождества до Крещения. В это время гадали, эта традиция сохранилась. Церковь к Святкам относится не однозначно. Молодежь в эти святочные дни переодевалась в разных зверей и шли колядовать – ходили по домам, пели песни, посвященные рождению Христа. Хозяева одаривали колядующих оладьями, орехами, деньгами. Молодежь веселилась и играла.

Масленица. Тоже праздник дошедший от древних славян до наших дней. Это веселый праздник. В это время древние славяне жгли костры, пекли лепешки, катались с гор. Так наши предки с радостью провожали зиму. Торжество длилось целую неделю. А последний день происходило торжественное сжигание Масленицы – большой соломенной куклы в женском платье. Зачем же ее сжигали?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Дело в том, что у Масленицы было и другое имя, которое наши предки боялись говорить вслух. Ведь не все боги были добрыми и опасным богам давали другие имена. Думали, что на придуманные имена они не отзываются и люди будут в безопасности. Масленица – это безопасное имя злой Моры-Морены – образа лютой зимы и стужи. А веселье от того и происходило, что бог Ярило победил злую Морену. Пришедшую весну тоже надо было задобрить, поэтому пекли лепешки-солнышки, со временем их заменят блины-прообраз солнца. В эту же пору совершали очистительные обряды, за долгую зиму развелось много нечисти, чтобы ее победить, наши предки мыли свои хаты, собирали мусор, сжигали его, верили, что огонь и дым отгонит нечисть. Какие вы помните дни Масленицы, их названия?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Купало – главный летний праздник славян. Это самый длинный день и самая короткая ночь. Ночь на Ивану Купалу считается колдовской порой. С принятием Христианства, этот праздник переименовали, он получил имя библейского Иоанна Крестителя. Древние славяне верили, что в эту ночь деревья и животные разговаривают на человеческом языке, а травы наполняются волшебной силой. В купальскую ночь происходит чудо: расцветает Жар-цвет – волшебный цветок папоротника. Тому., кто найдет этот цветок и сумеет сорвать, откроются все тайные клады и будет служить вся нечистая сила. В эту ночь солнце поворачивается на зиму и на радостях вся нечистая сила(лешие, водяные, русалки) проказят, а ведьмы с воплями летят на Лысую гору, чтобы посовещаться как навредить людям. В эту ночь наши предки обходили поля и заговаривали их от нечистой силы и порчи. Но это не мешало им веселиться: парни и девушки прыгали через костры, водили хороводы, купались. Вода и огонь очищали от нечисти.

Были и другие праздники. Например , Перунов день. Перун – бог грозы. Гром его голос, ветры-дыхание, молнии-стрелы, радуга-боевой лук. Этот бог был грозен, но и милостлив. Как вы думаете , почему?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Он оживлял дождями землю, но мог и покарать молнией. Перунов день был особым, мужским воинским праздником. На какой наш праздник похож этот древний праздник?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: и вот на Руси приняли Христианство это новая вера в одного бога. Как же у нас появилась новая вера? Киевский князь Владимир Красное Солнышко крестился сам, а потом крестил всю Русь. Со старыми богами Владимир поступал сурово: Перуна приказал бросить в Днепр( река), а люди бежали за ним и плакали. Со временем новая вера укрепилась в сердцах людей. Появились новые праздники, христианские, которые переплелись со старыми древнерусскими.

Рождество. Стал любимым праздником на Руси, в этот день родился младенец Христос. До Рождества шел 40-ка дневный пост, а последний день поста – Сочельник, в этот день пекли сочни, убирались в доме, пекли хлеб, ходили в баню, шили новую одежду. Девушки и парни ходили с рождественской звездой, которую делали из бумаги и освещали свечами, пели песни, славили Христа. В этот день ходил вертепщик и разыгрывал сценку о рождении Христа. Вертеп – кукольный дом с 2-мя, 3-мя этажами.

Новый год. Самый любимый, самый волшебный праздник. Это время ожидания чуда, встречи с дедом Морозом. Раньше Новый год отмечали в марте, потом 1 сентября, а потом Петр ! издал указ « О праздновании Нового года», повелев отмечать его 1 января. Эта традиция сохранилась и по сей день.Обычай ставить елку и украшать ее пришел к нам из Германии. Эта традиция полюбилась. Первыми игрушками были яблоки и орехи. Позже появилась профессия стеклодув и появились первые стеклянные елочные игрушки. Одно время делали игрушки из ваты. Я очень люблю эти игрушки. Сейчас, каких только нет елочных игрушек! Игрушки отражают историю своей страны, ее события. Очень приятная ежегодная традиция наряжать елку всей семьей! А у вас в семье какие новогодние традиции? Как вы готовитесь к встрече Нового года?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Пасха-самый светлый праздник! В этот день ожил, воскрес из мертвых Иисус Христос. Вечером перед Пасхой все идут в Храм на службу – всеношное бдение.(«бдить» -быть внимательным) В эту ночь происходит Крестный ход, с заженными свечами и пением, за священником все ходят вокруг Храма. После службы все идут домой и «христуются»-обмениваются поцелуями и крашенными яйцами. В этот день заканчивается пост и можно есть, что захочешь . К этому дню делают Пасху творожную и пекут куличи. А как вы отмечаете Пасху?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Много появилось христианских праздников: Благовещенье, Вознесение, Троица, Преображение, Успение Богородицы, Рождение Богородицы, Крещение Господня. Кто-нибудь хочет рассказать про какой-нибудь праздник и как вы его отмечаете?( например день рождения).

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/11/20/konspekt-k-prezentatsii-traditsii-i-prazdniki-rossii-po

Читайте также:  Семейный праздник посвященный дню матери
Оцените статью