Национальная культура народов Южного Урала
С давних пор на уральской земле селились народы, у каждого были свои обычаи и традиции! Мы познакомимся с бытом и традициями русского, украинского, башкирского и татарского народов.
Традиции и обычаи русского народа.
Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.
Издавна славянские семьи отличались большим количеством членов семьи (до 20 человек), взрослые дети, уже поженившись, оставались жить в родном доме, главой семейства был отец или старший брат, их все должны были слушаться и беспрекословно выполнять все их наказы. Обычно свадебные торжества проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января). Затем очень удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжали родители жениха вместе к его крестными, если родители соглашались отдать дочь замуж, далее проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов), потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний).
Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.
Традиционные праздники русского народа.
Основные народные праздники:
Рождество 7 января
Святки 6 — 9 января
Крещение 19 января
Прощёное воскресенье (перед наступлением Великого поста)
Вербное воскресенье (в воскресенье, предшествующее Пасхе)
Пасха (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта)
Красная горка (первое воскресенье после Пасхи)
Троица (в воскресенье в день Пятидесятницы — 50-й день после Пасхи)
Иван Купала 7 июля
День Петра и Февронии 8 июля
Ильин день 2 августа
Медовый Спас 14 августа
Яблочный Спас 19 августа
Третий (Хлебный) Спас 29 августа
Покров день 14 октября
Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.
Масленица – традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки!
Рождество Христово – не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью. День перед Рождеством (6 января) носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола, который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво», состоящая из вареной крупы политой медом, посыпанной маком и орехами. Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды. Рождество (7 января) — семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки. 12 дней после праздника (до 19 января) называются святки , раньше в это время девушки на Руси проводили различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.
Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи (праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными пасхальными яйцами.
В стародавние времена у каждого человека был дом.
Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. Строили дома из лиственницы, хвойной породы деревьев. Потому что лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
Священным местом в доме считалась печь. Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.
Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Например, самовар.
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.
Зимними долгими вечерами хозяйка на прялке пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.
Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник-ухват. Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды. Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок- не знал пеленок, стар стал- пеленаться стал». Горшок был мужской и женский.
Женский горшок по стуку — звонкий, по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу. Мужской по стуку-глухой, по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи. Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.
По диагонали от печи располагалась обрядовая зона – Красный угол. Именно он встречал каждого, входящего в избу. В красный угол приглашали сесть самых почетных гостей. Украшали его по-особенному. Здесь находились иконы – сосредоточие духовной жизни человека. Их могло быть несколько и располагались они симметрично: большая – посередине и повыше, меньшие – по бокам и пониже.
Зажиточные крестьяне могли позволить себе роспись внутренних стен дома. Основу росписи стен, дверей, простенков составлял растительный орнамент (куст, дерево, букет в вазе), а также изображение зверей, птиц; в более позднее время – человека.
Источник статьи: http://infourok.ru/nacionalnaya-kultura-narodov-yuzhnogo-urala-3221902.html
Лента новостей
30.08.2018г.
Букет народов: как родился ежегодный праздник для многонационального Среднего Урала
В ближайшее воскресенье, 2 сентября, в Свердловской области пройдет крупнейший межнациональный праздник — День народов Среднего Урала, который объединит представителей десятков разных национальностей и тысячи гостей со всего региона. В этом году он пройдет уже в шестнадцатый раз. На более чем 30 национальных подворьях, которые развернутся в парке «Таганская слобода», гости праздника смогут познакомиться с обычаями и культурой многонационального Урала.
День народов Среднего Урала — праздник дружбы и мира. Его прообразом стал фестиваль, который в 2001 году прошел в Среднеуральске.
«Этот день вспоминается особо тепло. Наверное, потому что тогда не было ни ресурсов, ни опыта. В завершении праздника на сцену мы вынесли огромный букет полевых цветов, которые представители народов, когда ехали на праздник, собирали в поле. Он был просто огромный! В букете были цветы со всей Свердловской области — из мест компактного проживания разных национальностей. Это была очень искренняя акция, а не задумка режиссера. Мы хотели сказать, что эти цветы — это мы: разные, но вместе, в одном букете», — вспоминают организаторы.
А еще в тот день представители разных народов Урала подписали рушник, оставив на нем пожелание процветания родному краю. В прошлом году, в честь 15-летия Дня народов Среднего Урала, этот рушник появился на главной сцене праздника вновь. «Спасибо вам за согласие!», — написал на нем губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.
Фестиваль в Среднеуральске получился таким теплым и трогательным, что участники захотели проводить его каждый год. Тогда представители национальных организаций направили в адрес областных властей просьбу сделать праздник ежегодным.
Для развития национальной политики Свердловской области одной из ключевых вех стал 2002 год. 23 сентября губернатор подписал указ «О мерах по реализации национальной политики Свердловской области», первым пунктом которого стало поручение о создании Консультативного cовета по делам национальностей. По факту создание совета означало старт системной деятельности по сохранению мира и согласия в регионе, где проживают более 160 народов.
«Консультативный совет, появившийся в Свердловской области, стал первым в России. Вместе с нами в этот же период такой совет пыталась создать Карелия. Мы начинали вместе. В итоге методом проб и ошибок была создана такая структура, которая объединила органы государственной власти и национальные объединения. Мы сами придумали положение, прописали его, провели совещания, вышли с письмом на губернатора с просьбой создать такой совет. То есть это «трава, которая выросла снизу», — вспоминает заместитель председателя правления Ассамблеи народов России Марина Плясунова, которая в то время курировала работу по национальной политике в администрации губернатора Свердловской области.
В этом же указе главы региона поддержку нашла и инициатива общественных объединений о праздновании Дня народов Среднего Урала.
В первые годы праздник отмечали в апреле — в тот же день, что и фестиваль в Среднеуральске. Но в середине весны чаще всего было еще холодно, а праздник становился все масштабнее и в определенный момент перестал вписываться в стены закрытых площадок. Так День народов Среднего Урала переехал на сентябрь.
Спустя несколько лет после появления консультативного совета на Среднем Урале начала работу и Ассоциация национально-культурных объединений Свердловской области. В 2012 году она включала в себя 36 организаций. Сегодня их уже 62 и количество постоянно растет.
Важным этапом стало появление Дома народов Среднего Урала в Екатеринбурге. Еще будучи полномочным представителем Президента РФ на Урале, вопрос его создания взял на контроль Евгений Куйвашев. А уже в должности губернатора он поручил подобрать для национальных организаций подходящее здание. В августе 2012 года Ассоциация национально-культурных объединений Свердловской области обрела крышу над головой. Сегодня руководители национальных организаций со смехом вспоминают, как ассоциация, еще не имея собственного здания, вынуждена была проводить чеченский форум в здании еврейского центра.
Здание у ассоциации появилось в середине бюджетного года и, чтобы не откладывать в долгий ящик, ремонт национальные организации решили делать сами. Тогда представители всех народов вместе принялись за работу, которая еще больше сплотила и сделала новоселье по-настоящему семейным.
«Когда закончили ремонт, сидели на полу и пили чай. В здании еще ничего не было, только карта Советского Союза, которую принесли руководители национальных организаций. То есть ни одного стула нет — а карта есть! Карта — это не символ ностальгии по прошлому, а знак уважения к тому времени, когда мы «говорили на одном языке», — рассказала заместитель председателя правления Ассамблеи народов России Марина Плясунова.
За годы работы ассоциация обрела хороших друзей и помощников — это губернатор Свердловской области, Ассамблея народов России, Ассоциация юристов, Союз журналистов, учебные заведения и многие другие.
Дружба в каждом слове
Созданные губернатором Свердловской области объединения — ассоциация и консультативный совет — особенные по духу. Своим здесь станет только тот, кто искренне любит соседствующие народы и всем сердцем верит в дружбу даже между теми, кто имеет исторические разногласия.
Особенные здесь и шутки. Руководители национальных организаций искренне смеются над стереотипами, сложившимися вокруг народа. Цыган, опоздав на встречу, говорит, что воровал коня. Украинец убеждает, что ест сало на завтрак, обед и ужин. Чеченец, который всегда в деловом костюме и одет «с иголочки», сообщает, что просто забыл папаху и кинжал. А руководитель дагестанской организации говорит, что берет выходной в пятницу как мусульманин, в субботу — из уважения к иудеям, а в воскресенье — за компанию с христианами.
Руководитель всех руководителей
«Сколько у вас начальников?», — спрашивает Фарух Мирзоев гостей Дома народов Среднего Урала и тут же добавляет: «А у меня их — больше 60», имея в виду руководителей всех национальных организаций, которые много лет назад выбрали его председателем правления Ассоциации национально-культурных объединений Свердловской области.
В период становления в ассоциации определилось несколько лидеров, которые брали на себя ответственность и принимали самое активное участие во всех процессах. Помимо председателя общества таджикской культуры «Сомон» Фаруха Мирзоева, ими стали руководитель армянский общины «Ани-Аримения» Масис Назарян и председатель общества грузинской культуры «Руставели» Нико Кобаидзе. «Они просто сказали: «А кто, если не мы», — вспоминают их коллеги.
О нынешнем руководителе ассоциации коллеги отзываются так: «Он молод, силён и у него отсутствует такая экспрессия, которая присуща некоторым народам. Кроме того, он обладает восточной мудростью, благодаря которой может раздать «всем сестрам по серьгам».
Собрание, где выбирают председателя правления, проходит ежегодно. И каждый раз все единогласно говорят: «Фарух».
День народов Среднего Урала сегодня
«Изначально мы планировали, что каждый День народов будет открываться какой-то одной национальностью: например, выступает башкирский ансамбль, а уже потом — остальные народы. Мы так и делали несколько лет, но потом отказались от этой идеи. Сегодня считаем, что нет ничего лучше, чем традиция проводит праздник таким, какой он есть», — говорит Марина Плясунова.
Каждый год в День народов Среднего Урала разворачиваются национальные подворья, которые позволяют гостям ближе познакомиться с обычаями и культурой многонационального Урала, работают ремесленные мастерские, проходят спортивные и развлекательные мероприятия. Но несмотря на то, что суть мероприятия остается неизменной, каждый праздник не похож на предыдущий.
Сегодня этот день — настоящий праздник для Среднего Урала. Помимо областного торжества, которое объединяет около 20 тысяч гостей, проходят и муниципальные Дни народов Среднего Урала.
Источник статьи: http://midural.ru/news/list/document135357/