Методические рекомендации «Календарь названий»
Кому не знакома ситуация, когда написан хороший, интересный, захватывающий сценарий мероприятия, оформлена выставка рисунков или поделок, но вот название никак не придумывается… А ведь зачастую именно удачно подобранное название мероприятия способно вызвать у зрителей интерес и желание посетить его.
Каким должно быть название мероприятия?
Во-первых, оно должно быть подходящим.
Например, для выставки декоративно – прикладного творчества подходят такие названия как:
– «Город мастеров»,
– «Золотые руки »,
– «Рукотворные чудеса»,
– «Перезвон талантов».
Если выставка посвящена определенному виду декоративно-прикладного творчества, это тоже можно подчеркнуть в названии, например:
— «Кузница счастья» (выставка кованных изделий),
— «Песни гончарного круга» (выставка изделий из глины)
— «Поэма о дереве» (художественная резьба по дереву),
— «Белая сказка» (кружевоплетение).
Если мы готовим профессиональный праздник, можно сделать так, чтобы профессия угадывалась в названии:
– для Дня медицинского работника – «Скорая культ-помощь», «Рецепт хорошего настроения»
– для Дня строителя: «Фундамент счастья», «Домашние очаги»
– для Дня автомобилиста: «Колесо фортуны», «Дороги, которые мы выбираем»
– для Дня работников сельского хозяйства: «Праздник березки», «Пшеница золотая», «Руки, пропахшие хлебом» и т. д.
Неправильно начинать работу над мероприятием с названия. В начале нужно определиться с темой и идеей, тогда и название придумать будет гораздо легче. Приведем пример. Работая над сценарием конкурсно — игровой программы для детского мероприятия, посвященного международному дню защиты детей , сначала необходимо разработать идею праздника, набросать сценарный план, а потом исходя из замысла сосредоточится на названии. Например: идея посвятить мероприятие знакомству ребят с культурой разных стран: с играми, пословицами и поговорками, символикой, может называться «Вокруг света за одно лето», «Путешествие в страну детства» и т.д.
Во-вторых, хорошо если название будет образным. Обычно человек легче всего воспринимает образ, поэтому можно постараться создать с помощью слов «картинку» в воображении. Например, в нашей стране существуют фестиваль под названием «Майское дерево», праздник поэзии «Ромашковая Русь», конкурс детско-юношеского творчества «Подснежник».
В-третьих, можно создать символичное название: здесь неоценимую услугу окажет словарь символов. Например, из него мы узнаем, что:
искра — символизирует душу;
лабиринт – таинственность, загадочность;
луч – творческую энергию;
журавль – долголетие, мудрость, честь;
дельфин – спасение, скорость, мощь моря;
гора – духовную высоту, подъем, устремленность;
рассвет – надежду и молодость;
свеча – одинокую человеческую душу;
лира – поэтическое вдохновение.
Так, воспользовавшись последним символом можно подобрать название к поэтическому конкурсу, например «Золотая лира», «Я лиру посвятил народу своему» и т.д.
В-четвертых, название может быть интригующим. В этом случае оно должно подходить к мероприятию, но не «раскрывать все карты». Примером может служить название программы «Фильм, фильм, фильм», «Дело было в…»,
«Трям, здравствуйте!» и т.д.
Попробуйте поиграть словами, например, заменить приевшиеся прилагательные на существительные. Так, если мы говорим о выставке мастеров по кружевоплетению, пусть она называется не «Сказочные кружева», а «Кружевная сказка»; если о выставке гончарных изделий, то – не «Чудесная глина», а «Чудеса гончарного круга»; о выставке мастериц-вышивальщиц – не «Волшебные нити», а «Волшебство на кончике иглы».
Важно помимо общего названия попробовать переименовать и саму форму мероприятия, чтобы она также вызывала интерес. Причем содержание его может не меняться. Вспомните, как в фильме Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная» главная героиня печет торт «Чайный», но придумывает для него романтическое название «Маэстро». Попробуйте поступить также и вместо приевшихся «конкурсно-игровых программ» и «викторин» назвать мероприятия сказочный круиз «Летучий корабль» или игра-путешествие «Вокруг света за одно лето». Согласитесь, это звучит интересней.
Где искать название для мероприятия?
1. Поскольку название состоит из слов – полезно обратиться за помощью к мастерам слова – поэтам, писателям, журналистам. Часто в качестве названия можно использовать строчку из стихотворения. Например, для праздника, посвященного 8 марта – «И тает лед, и сердце тает», для Дня Святого Валентина – «Я побежден, любовь, твоею силой». Строчка из песни «Куда уходит детство» станет неплохим названием для выпускного вечера в школе. Название фильма Марка Захарова «Обыкновенное чудо» подойдет для фестиваля самодеятельного творчества инвалидов.
2. Много идей вы найдете и в прозе: сказках, романах, рассказах. Полезно вспомнить литературных героев или литературные образы, такие как Алые паруса, Синяя птица, Аленький цветочек, Цветик-Семицветик, Лукоморье. Большой простор для поиска подходящего названия представляют мифы: древнегреческие, мифы древних славян.
3. Журналисты – мастера придумывать броские заголовки. Поэтому, читая статьи, посвященные различным культурным мероприятиям, обращайте внимание на заголовки и наиболее красивые и интересные выписывайте. В дальнейшем они могут вам пригодиться.
Например: «Увидеть мир сердцем» (статья о фестивале творчества детей-инвалидов), «Парад фантазий» (о выставке декоративно-прикладного искусства), «Новый рассвет старой дружбы» (о празднике национальных культур),
«От сердца к сердцу» (о международном фестивале народного творчества) и т. д
4. Следующий источник – цитаты и высказывания выдающихся личностей: писателей, политиков, педагогов, философов и др. Цитаты обычно бывают длинными, поэтому из них надо выбрать для названия ключевые слова.
Например, из высказывания П. Беранже «Сердце матери – неиссякаемый источник чудес» может получиться название для праздника, посвященного Дню матери – «Неиссякаемый источник чудес». А из высказывания Плиния Старшего «Дом там, где твое сердце» – название мероприятия, посвященного семье .
5. Оказать помощь в поиске названий могут обычные толковые словари. Мы не в состоянии держать в памяти все слова, многие из них забываются из-за того, что употребляются нечасто.
6. Если вам нужно срочно придумать название, а под рукой только телефонный справочник, предлагаю вам воспользоваться словами-помощниками. Оригинальное название из них, к сожалению, не получится, но все же лучше чем ничего.
7. Еще один вариант — к одному из приведенных ниже слов вы просто подставляете героя, предмет или какое-либо понятие (из вашего мероприятия).
ü В гостях у (подставляем героя в зависимости от темы мероприятия – «В гостях у Деда Мороза», Лесовичка, Золушки и т.п.)
ü Праздник (русского платка, детства, солнца, друзей, книги).
ü Приключение (солнечных зайчиков, снеговика и т. п.)
ü В царстве (флоры и фауны, фантазий, весны, любви)
ü Азбука (здоровья, солдата, родителей)
ü Путешествие (на ковре самолете, в страну детства и т. п.)
ü Золотой (ая, ое) («Золотая нить» – конкурс модельеров, «Золотое перо» – поэтов, писателей, журналистов)
ü Музыка, мелодия (лета, любви, души, сердца, природы)
ü Сказка (и) (леса, моря, зимняя сказка)
8. Если времени у вас много, попробуйте использовать метод ассоциаций.
Например, вы придумываете названия к празднику 8 марта. С чем он у вас ассоциируется? Записывайте все, что приходит в голову.
8 марта – весна – цветы – женщины – любовь – семья – праздник
тепло букет красота сердце забота музыка
совершенство чувства нежность
Когда фантазия истощится – попробуйте из записанных слов составить название.
1. Букет из самых нежных чувств
2. Если в сердце живет весна
3. О, женщины, вам имя – совершенство!
Чем больше ассоциативных цепочек вы создадите, тем больший будет выбор слов для названия. Во время этой работы можно задавать различные вопросы: «Что любят женщины», «Каковы их главные качества» и т. п. Ответы записывайте.
Полезные советы
1. Избегайте избитых названий, таких как
o «Мама, папа, я – спортивная семья»
o «Хлеб – всему голова»
o «Мои года – мое богатство»
o «Любви все возрасты покорны»
o «Скажи наркотикам нет»
o «В здоровом теле – здоровый дух» и т. д.
Сами по себе эти названия – хороши, но их так часто используют, что они потеряли новизну.
2. Лучше, если название не будет начинаться с предлогов. Например, в нашей области проводились театрализованные и концертные программы: «И песня тоже воевала», «А ради жизни на земле». Название должно быть коротким. Не стоит придумывать слишком длинное.
3. Название должно содержать какую-то мысль, избегайте ничего не говорящих названий, например, «У моей России» (День единства России). Напрашивается вопрос: «Что именно у моей России?»
4. Не забывайте выделять запятыми обращение в названиях: «Гуляй, казак», «Здравствуй, милый хуторок».
5. Не стоит использовать общеизвестные истины «Спорт – это здоровье», «Пьянство – яд!».
6. Не делайте акцент на негативном слове в названии, например, «Наркотический дурман». В названии добро должно торжествовать над злом – «Я выбираю жизнь».
Примеры удачных и неудачных названий
o Детское сказочное представление «Фея ледяной сказки»
o Конкурс детского рисунка «Рисует узоры мороз»
o Вечер встречи с ветеранами ВОВ — Огонек «Глазами тех, кто был в бою»
o Литературно-музыкальная композиция «Нет, не ушла война в преданье»
o Детская театрализованная пасхальная программа «Ликуй, земля!»
o Детские посиделки «Гуляют ребятки в зимние святки»
o Поэтический вечер «В лабиринтах души»
· Тематическая программа «Прикоснись сердцем к подвигу»
· Спортивно-игровая программа «Семейный поединок»
· Игровая программа для детей «Снежная зима»
· Новогоднее представление «Неправильная сказка»
· Новогодняя развлекательная программа «Пой с нами»
· Детская игровая программа «Крещенский денёк»
· Тематический вечер «Мы дружим и поем – без наркотиков живем»
· Конкурсно-развлекательная программа «Моя вторая мама»
· Детская развлекательная программа «Повеселимся от души»
Источник статьи: http://nsportal.ru/blog/uvlecheniya/all/2016/01/20/metodicheskie-rekomendatsii-kalendar-nazvaniy
День сказок
методическая разработка по теме
Форма занятия:
Тип занятия:
• занятие комплексного применения знаний и способов деятельности.
Цель:
• выработка умений самостоятельно применять знания и осуществлять их перенос в новые условия.
Задачи:
• создание условий для формирования читательских умений у учащихся, для обобщения и систематизации знаний о сказках;
• развитие читательской памяти, внимания, творческого мышления;
• воспитание стремления к самостоятельному чтению через возможность проявить свои знания и сравнить их со знаниями других учащихся;
• способствовать объедению учащихся разных возрастных групп (учащиеся первых и третьих классов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_skazok.doc | 457.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение,
Средняя Общеобразовательная Школа №15
• занятие комплексного применения знаний и способов деятельности.
• выработка умений самостоятельно применять знания и осуществлять их перенос в новые условия.
• создание условий для формирования читательских умений у учащихся, для обобщения и систематизации знаний о сказках;
• развитие читательской памяти, внимания, творческого мышления;
• воспитание стремления к самостоятельному чтению через возможность проявить свои знания и сравнить их со знаниями других учащихся;
• способствовать объедению учащихся разных возрастных групп (учащиеся первых и третьих классов).
В игре принимают участие три команды. За правильные ответы присуждаются баллы (от 0 до 5).
Накануне ребятам дается задания: нарисовать фильм-сказку, подготовить костюмы или элементы костюмов сказочных героев.
Зал оформлен рисунками детей – иллюстрациями к сказкам.
Для проведения конкурсов понадобятся:
«Волшебные предметы» для конкурса «Сказочный стол находок»
Маски к сказке «Репка»
Конверты с изображениями сказочных героев сказки «Репка»
Ленты для конкурса «Змей Горыныч».
Ты посмотри на небосвод –
Там сказок дивный хоровод:
Летит дракон, а вслед за ним
Огромный слон летит сквозь дым.
А вон царевич на коне,
Старик Хоттабыч на ковре,
И даже кит, и даже кот
Один летит, другой плывет.
— Вы уже догадались о чем пойдет у нас сегодня речь?
Сегодня разговор у нас пойдёт о сказке. С самого раннего возраста каждый из вас соприкоснулся с миром сказки. Когда вы были совсем маленькими, вам их рассказывали мамы или бабушки. Потом вы пошли в школу и сами научились их читать в книжках. Читая сказки, вы проникаете в чудесный таинственный мир, где свершаются самые невероятные события: то Змей Горыныч похищает красавицу царевну и уносит в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми яблочками, то хитрющая лиса всех водит за нос.
Страна сказок — самая удивительная и чудесная страна из всех. И сегодня мы отправимся с вами в эту страну.
Ведущий . Вы, ребята, смелые?
Ведущий. Вы, ребята, умелые?
Ведущий. Сказки любите?
Ведущий. А вы их знаете?
Ведущий. А вот это мы сейчас и проверим. Отгадайте-ка, что это за сказки.
Конкурс «Угадай сказку».
А дорога — далека,
А корзина — нелегка
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
(«Машенька и медведь»)
Ах, ты, Петя-простота,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(«Петушок — золотой гребешок»)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет, бедняжка.
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода —
В ямке от копытца.
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Загадки о сказочных героях:
У отца был мальчик странный,
Но любил папаша сына
Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Ни тигренок, ни лисица,
Ни котенок, ни щенок,
Ни волчонок, ни сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
Что зовется . (Чебурашка)
Всех на свете исцелит,
Лечит он больных зверей,
Он известен, знаменит,
Добрый доктор . (Айболит)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше лепестка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку — малышку. (Дюймовочка)
Конкурс «Салат из сказок».
А теперь создадим «салат» из сказок. Для этого:
Выберите героя сказки.
Выберите другую сказку.
Героя первой сказки поместите во вторую сказку. При этом герой чужой сказки должен активно действовать.
Для работы можно использовать такие сказки как: «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя» и др.
Заслушиваются все сказки, выбирается лучшая.
— Из вас со временем получатся хорошие сказочники.
Конкурс «Ядро барона Мюнхгаузена».
Ядром будет служить воздушный шарик. Участники, стоящие первыми, должны «оседлать ядро», зажав его между колен и придерживая руками. В таком положении они проделывают путь до финиша и обратно, передают «ядро» следующему участнику. Если шарик лопается («ядро взрывается»), команда получает другой шарик и штрафное очко.
Конкурс «Не обманись».
А сейчас мы проверим, как вы знаете сказочных героев. Только будьте очень внимательны, загадки очень хитрые. Ну что? Готовы?
Коли есть печка, не нужен диван,
Щукой командует в сказке … (не Иван, а Емеля)
Дернуть за веревочку –
Такой для входа код.
Съел бабушку и внучку
Голодный серый … (не Кот, а Волк)
В Людоедах знает толк,
Съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)
Толстый хваста и зазнайка
С Малышом дружил… (не Незнайка, а Карлсон)
В пруду, покрытом вязкой тиной,
Пиявок ловит… (не Буратино, а Дуремар)
Найти жену помог клубок,
Был счастлив очень… (не Колобок, а Иван-царевич)
Из полена Карло
Он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)
Всем беда и горе.
Следует… (не Федоре, а Шапокляк)
Крыска Лариска ей дорога,
Ею пугает прохожих … (не Яга, а Шапокляк)
Умел он дружить и петь под гармошку,
Друзья полюбили за это… ( не Антошку, а Гену Крокодила)
Знает даже и малыш,
Что Матроскин – это …(не мышь, а кот)
Рассказал про Буратино,
Про Мальвину, про Пьеро,
Про Тортилу, Карабаса
Русский сказочник… (не Перро, а Алексей Толстой)
Конкурс «Змей Горыныч».
Ведущий. Вспомните, ребята, у какого сказочного существа было три головы, два крыла и четыре лапы. ( У Змея Горыныча ). Посмотрим, как вам удастся преодолеть расстояние, будучи Змеем Горынычем.
Чтобы изобразить Змея Горыныча, трое участников встают рядом, кладут руки на пояс или на плечи друг другу. Ноги участника, стоящего в середине, свяжем с ногами партнеров, стоящих по бокам. По сигналу «Змей Горыныч» начинает движение, причем участники, стоящие по бокам, должны выполнять движения руками, напоминающие взмахи крыльев. «Змей Горыныч» возвращается и передает эстафету следующим участникам. Разрешается помогать связывать и развязывать ноги «Змея Горыныча».
Конкурс «Нарисуй сказку».
Рассказать ее не шутка!
Чтобы сказка от начала,
Словно реченька, журчала,
Чтоб в середке весь народ
От нее разинул рот,
Чтоб никто – ни стар, ни мал –
Под конец не задремал!
А теперь настало время послушать и посмотреть ваши сказки, которые вы подготовили к нашему празднику.
(За несколько дней до мероприятия отрядам было предложено «поработать сказочниками и мультипликаторами», т.е. придумать свою сказку и нарисовать ее).
Конкурс «Сказочный стол находок».
Из «волшебной сумки» ведущая достает поочередно «сказочные» предметы, и дети определяют, из какой они сказки.
Можно попросить ребят назвать автора сказки, ее главных героев, прочитать наизусть несколько строк.
Предметы можно подобрать произвольно. Это могут быть:
позолоченные орешки (А.С.Пушкин, «Сказка о царе Салтане);
золотой ключик (А.Толстой, «Приключения Буратино, или Золотой ключик»);
птичьи перья («Гуси-лебеди»);
туфелька (Ш.Перро, «Золушка»);
аленький цветочек (Аксаков, «Аленький цветочек»);
шапочка красного цвета (Ш.Перро, «Красная шапочка»);
хвост ослика Иа ( Милн, «Винни-Пух»);
зеркальце (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»);
топор («Каша из топора»);
воздушный шарик (Милн, «Винни-Пух»).
Эти предметы можно нарисовать, но лучше подобрать.
Конкурс «Соберем сказку».
Приглашаются три группы детей по 7 человек. Им вперемешку раздаются карточки с наименованиями персонажей из трех сказок:
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2012/10/22/den-skazok