- Как правильно помогать детям из детских домов? Чек-лист
- Как не нужно помогать?
- Дарить подарки детям, которых вы не знаете
- Дарить материальные подарки
- Отдавать деньги и подарки в сомнительные организации
- Что действительно нужно?
- Забота и общение
- Знания
- Деньги на конкретные нужды
- Социализация
- Как действовать правильно?
- Помогать системно
- Обращаться в экспертные фонды
- Отслеживать результаты
- Распространять информацию
- Проводить научные исследования
- Выводы
- Полезные ссылки и фонды
- Правильные подарки в детский дом
- Обезличенные подарки
- Вещь вместо постоянства и доверия
- Нужны наставники, а не дарители
- Подарите хорошее образование
- Еще одна идея для новогоднего подарка
Как правильно помогать детям из детских домов? Чек-лист
В среднем каждый ребенок в детском доме на Новый год получает 19 подарков. Если вы думаете, что это хорошо, вы ошибаетесь. Как игрушки и гаджеты мешают выпускникам детдомов социализироваться и как правильно участвовать в благотворительности, обсудили 8 декабря на круглом столе, организованном вышкинской благотворительной организацией «Открой Глаза» вместе с Центром лидерства и волонтёрства НИУ ВШЭ.
Руководители благотворительных проектов, психологи и другие специалисты рассказали, как помочь и при этом не навредить.
Президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»
Психолог, специалист по работе с детьми-сиротами
Координатор проекта «Все вместе против мошенников»
Председатель правления Благотворительного фонда «Арифметика добра»
Президент благотворительного фонда «Галчонок»
Руководитель проекта «Пользуясь случаем»
Руководитель направления корпоративной социальной ответственности по Московскому и Северо-Западному регионам Coca-Cola HBC России
Директор благотворительного фонда «Бюро Добрых Дел»
По итогам дискуссии мы сделали чек-лист для осознанной новогодней благотворительности.
Как не нужно помогать?
«Мы делаем подарки для души, а не для галочки», — еще в начале встречи отметила директор Центра лидерства и волонтерства ВШЭ Татьяна Захарова. Но, оказывается, даже подарки, сделанные от всего сердца, могут обернуться злом для получателя. «Всем хочется стать немного волшебником, и нужно сделать так, чтобы магия была не черной», — говорила Ирина Воробьева, журналист «Эха Москвы» и модератор встречи.
Вот чего точно не нужно делать, чтобы не превратить новогоднее чудо в « причинение добра».
Дарить подарки детям, которых вы не знаете
Эксперты однозначно против огромных мешков с подарками, которые привозят в детские дома «от спонсоров». И проблема не только в том, что в них нет души. Это подарки неизвестным детям от незнакомых взрослых.
Елена Альшанская, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»: «Такие подарки стирают границы между чужим и не чужим. Своим детям вы говорите: “Ничего не бери у незнакомых”. А вот чему мы, получается, учим детей в детских домах: “Бери все у незнакомых дядь и теть, обнимайся с ними!” Вообще у нас в культуре не принято, что детям дарят подарки незнакомые взрослые. А детдомовец к такому привыкает, и, если незнакомые дядя или тетя начинают его обнимать или что-то дарить, он воспринимает это как норму. А уже за пределами детского дома взрослые редко делают это с хорошими намерениями. И поэтому наши подопечные чаще становятся жертвами неприятных взаимоотношений».
Порадовать ребенка подарком можно, если вы стали его наставником, то есть регулярно посещаете его и знаете его потребности и интересы.
Дарить материальные подарки
На самом деле детдомовцы получают много подарков на Новый год — от государства, компаний-спонсоров, частных дарителей. Независимо от того, сколько стоит подарок, он травмирует психику ребенка и мешает ему социализироваться, учиться и искать работу в будущем.
Елена Альшанская: «Когда мы начинаем для ребенка из детского дома выстраивать красивую жизнь с праздниками и подарками, он испытывает позитивные эмоции, но из-за дефицита общения подсаживается на “вещевой” наркотик. То есть, даря подарки, вы растите человека, который будет очень хотеть айфон, но не будет хотеть нормальных человеческих отношений».
Руслана Яценко, психолог, специалист по работе с детьми-сиротами: «Я много работаю с выпускниками детских домов, и за это время заметила, что некоторые ребята, когда вырастают, любые отношения заменяют подарками. Они пытаются самовыражаться исключительно уровнем дохода и количеством подарков, которые они могут подарить своим сверстникам. Дети считают, что тот, кому наставники и посетители дарят подарки, крут, а тот, кому нет — лох. А если дети начинают общаться с человеком, а он потом им ничего не подарил, они находятся в недоумении. Часто им приходит в голову мысль “Надо раскрутить этого человека на подарки”. У нас действительно были проблемы, когда наставник приходил без подарка, и для ребенка это было чем-то непонятным: “Зачем мне этот человек, если он не дарит подарки?”. Требуются годы, чтобы поменять это отношение».
Отдавать деньги и подарки в сомнительные организации
Если у вас возникли сомнения в добросовестности организации, которая занимается сбором, обращайтесь к экспертам, которые помогут распознать мошенников. Первые признаки мошенничества: коробки для сбора денег, отсутствие обратной связи и отчетности и недостаточно конкретные цели сбора — проверенные фонды никогда не собирают деньги на абстрактные «подарки», а всегда уточняют, что конкретно нужно.
Мила Геранина, координатор проекта «Все вместе против мошенников»: «Кто такие мошенники? Мошенником может оказаться кто угодно. Это могут быть как те, кто называет себя активистами, так и те, кто называет себя фондами, но на самом деле таковыми не являются. И еще, к сожалению, мошенниками могут быть представители детского дома — коррупцию тоже никто не отменял. Любой перевод денег напрямую без какого-то экспертного мнения — это тоже вид мошенничества. Вам не нужно разбираться, мошенник перед вами или нет — есть организации, которые занимаются помощью детским домам, к которым нужно обратиться с этим вопросом . Если они вам скажут, что нужны подарки, значит, это правда надо. Но самому “причинять добро” не нужно».
Что действительно нужно?
Забота и общение
Ребенок имеет очень высокую зависимость от взрослого, поэтому природа выработала такой механизм, как привязанность. И ребенка из детского дома от домашнего ребенка отличает то, что у детдомовца нет этих отношений привязанности, нет личного взрослого. А это основная, базовая потребность. Чем дольше у ребенка нет собственного взрослого, тем хуже развивается личность.
Наиля Новожилова, председатель правления Благотворительного фонда «Арифметика добра»: «Есть такое понятие, как “значимый взрослый”. И именно это нужно ребенку, так же, как и социальные и бытовые навыки. Это приоритетно, потому что детям не хватает постоянного значимого взрослого. Вы можете научить их, как выстраивать социальные отношения и показать им внешний мир».
Станьте другом для ребенка. Регулярно приезжайте к нему и общайтесь, показывая, что признак любви и заботы — не только подарок, но и долгие разговоры и совместно проведенное время.
Детям в детских домах всегда не хватает «значимого взрослого», и лучшей помощью станет новый наставник, а не упаковка красок.
Важно понимать, что стать наставником для ребенка не так просто — нужно желание и готовность уделять время на эту работу. Также важно пройти специальные курсы и не бросить ребенка после двух-трех визитов. Это очень серьезная и регулярная история.
Знания
Эксперты подчеркивали, что важно смотреть на «будущее» подарка: как он повлияет на ребенка и поможет ли в будущем. Многие почему-то забывают, что дарить можно не только материальные вещи, но и жизненный опыт, деньги на оплату труда репетиторов и наставников, книги.
Елизавета Муравкина, президент благотворительного фонда «Галчонок»: «В детский дом нужны не подарки, а средства, чтобы оплатить хотя бы несколько занятий с репетитором или обучить детей каким-то базовым социальным навыкам. А каждый студент, обучающийся в вузе, получает определенную специальность, и он может, соответственно, этим навыком поделиться».
Екатерина Гришунина, руководитель проекта «Пользуясь случаем»: «Образование — один из самых доступных способов продвинуться по социальной лестнице. Именно поэтому, помогая детдомовцам стать умнее, мы заботимся о том, чтобы они в будущем могли быть полноценными и работоспособными членами общества”.
Деньги на конкретные нужды
Эксперты призывают делать пожертвования не просто так, а на специализированные проекты, у которых есть цель.
Екатерина Гришунина: «У нас на платформе “Пользуясь случаем”, если человек хочет помочь, он выбирает конкретный кейс или внутренний проект, который выполняет какую-то целевую задачу. Я смотрю на эти суммы [деньги, собранные на платформе. — прим. ред] и все время мечтаю, чтобы люди, которые тратят огромные деньги на подарки, просто зашли на “Пользуясь случаем” и закрыли какую-то определенную цель. Людей смущает то, что деньги идут не конкретно в помощь детям, а на их образование».
Елизавета Муравкина: «В нашем фонде координатор волонтеров делает рассылки с мелкими потребностями, и вы всегда можете подписаться на эту рассылку. Нужно помогать именно так, потому что мы [благотворительные фонды. — прим. ред] знаем, что нужно конкретному ребенку в конкретный момент».
Жертвовать нужно не только в детские дома, но и старикам, и больным, и молодым взрослым, потому что такие сборы идут тяжело.
Социализация
Подарки у детей могут забрать, а впечатления, знания и опыт останутся навсегда. Поэтому эксперты советуют организовывать в детских домах мероприятия, направленные на социализацию детдомовцев, а не на развлечение.
Наталия Толоченко, руководитель направления корпоративной социальной ответственности по Московскому и Северо-Западному регионам Coca-Cola HBC России: «В этом году мы планируем провести мероприятия, которые будут организованы силами абсолютно разных ребят — с разным социальным статусом, с разными физическими и ментальными возможностями. Эти мероприятия пройдут на территории их учреждений, где они сами будут учиться создавать новогоднее настроение. Там будут учебные зоны, где дети смогут чему-то научиться. Суть в том, что дети обмениваются контактами, они учатся общаться и социализироваться».
Эксперты рекомендуют организовывать мероприятия, дающие детям из детских домов полезные знания и навыки, которые пригодятся после выпуска. Для этого можно проводить лекции, профориентационные мероприятия и открытые уроки.
Елена Альшанская: «Важно понять, какие у ребенка перспективы. По-хорошему, на мероприятиях нужно вытягивать из детей потенциал и убирать развлекаловку, потому что она только научит детей расслабленному потреблению. Они не будут уметь работать и думать о будущем. Поэтому нужно помогать с выбором вуза, с самоопределением. Мастер-классы и праздники — только часть коммуникации, но не основная форма. Представьте, если бы учителя нас не учили, а только показывали, как плести из бисера. Надо давать нормальные возможности, а не бесполезные навыки. Надо, чтобы ребенок вышел из детдома и у него была возможность конкурировать с вами на рынке труда».
Также эксперты против массовых мероприятий. Для ребенка из детдома сходить в кино или театр одному, а не в группе — необычный и очень приятный опыт.
Как действовать правильно?
Помогать системно
Помощь детям нужна в течение всего года, а не только в праздники. Поэтому эксперты призывают отдавать деньги в постоянные проекты или подключить рекуррентные платежи.
Анна Чупракова, директор благотворительного фонда «Бюро Добрых Дел»: «Помогать один раз в год, а потом забывать про это, неправильно. Лучше вложить деньги в проект, который работает не только в декабре, а круглый год».
Обращаться в экспертные фонды
Фонды знают, как трансформировать имеющиеся ресурсы, даже обычные 500 рублей от студента, в нужную помощь. Как и при любой трансформации, 80% усилий превращаются в 20% пользы, поэтому не нужно обвинять экспертные фонды в неэффективности.
Наиля Новожилова: «Эксперты знают желания конкретных благополучателей, понимают количество ресурсов, возможности и задачи компаний и могут правильно их использовать».
Отслеживать результаты
Один из главных принципов осознанной благотворительности — уверенность в том, что пожертвования принесли пользу.
Важно не распыляться на много фондов и не забывать о пожертвованиях, а выбирать один проект и работать с ним, пока не появится видимый результат. Порядочные организации дают обратную связь и предоставляют отчеты, и вы легко можете убедиться, что ваши деньги или подарки действительно сделали чью-то жизнь лучше.
Распространять информацию
Мы не так много разговариваем про благотворительность, и многие «причиняют добро» лишь от незнания. Поэтому эксперты отмечают, что распространять информацию так же важно, как делать пожертвования и волонтерить.
Анна Чупракова: «Важно не просто внести свои 100 или 200 рублей, а сказать своим друзьям, коллегам: “Я один могу не так много, давайте все вместе соберемся и сделаем”».
Проводить научные исследования
Эксперты просили студентов проводить любые виды исследований по данной тематике — от социологических до психологических, потому что исследования, которые проводят фонды, не имеют официального статуса, и их бывает недостаточно.
Елена Альшанская: «Мы очень сильно страдаем от того, что в нашей стране не хватает научных исследований по этой тематике. А имеющиеся работы, которые я читала, очень низкого качества. Мы, как эксперты, пробуем рассказать, что нужно изучать, а у вас есть возможность за время учебы исследовать какие-то очень важные для нас вещи».
Выводы
Детям-сиротам действительно нужна ваша помощь. Но краски, печенье и игрушки, которые тоннами привозят на Новый год в детские дома, не просто не нужны — они приносят вред. Вместо того, чтобы передавать подарки незнакомым детям, лучше пожертвовать деньги на их обучение и социализацию. А лучшее новогоднее чудо, которое вы можете сотворить для ребенка — стать волонтером и подарить внимание, дружбу, общение и опыт.
Полезные ссылки и фонды
«Пользуясь случаем». Здесь вы можете создать благотворительное событие и собрать деньги на нужды фондов.
Благотворительный фонд «Галчонок». Помогает детям с повреждениями ЦНС, сиротам и детям из малообеспеченных семей.
«Волонтеры в помощь детям-сиротам». Фонд, который собирает деньги на образование детей-сирот и материальную помощь детским учреждениям. Здесь можно перевести средства или стать волонтером.
«Дети наши». Фонд заботится о детях, обучая их полезным навыкам. Здесь проводится новогодняя акция «Дарите навыки вместо игрушек!»
Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение». Здесь можно научиться общаться со слепоглухими людьми, стать тьютором для них и пожертвовать деньги.
Благотворительная организация Вышки «Открой глаза». Здесь регулярно проводятся волонтерские мероприятия, выезды и сборы, в которых может поучаствовать каждый.
Источник статьи: http://www.hse.ru/news/community/229467836.html
Правильные подарки в детский дом
Близится Новый год. Для многих из нас это повод приехать в детский дом с подарками. Что не стоит дарить детям, а что, наоборот, им очень нужно – советы сотрудников благотворительных фондов
Обезличенные подарки
Каждый Новый год на подарки детям-сиротам тратятся миллионы рублей из бюджета компаний и обычных людей. «Понятно, мы жалеем обездоленных детей, – говорит Александр Гезалов, эксперт фонда “Поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации”. – Но не нужно таким образом от них откупаться — подарочный рай превращает воспитанников детских домов в эгоистов».
Дар от близкого человека – знак внимания и привязанности, он выбирается с учетом пристрастий, вкусов ребенка. «Подарок, который привозит незнакомый человек, не несет в себе этой ценности, – объясняет Елена Альшанская, президент фонда “Волонтеры в помощь детям-сиротам”. – Дети в детдоме привыкают к тому, что им всегда должны что-то дарить и исполнять их желания не потому, что они кому-то дороги, а потому что сироты. Они не понимают ценности подарков».
Вещь вместо постоянства и доверия
Другой психологический момент – отсутствие длительных доверительных отношений. Дарители приезжают в детский дом только на Новый год, привозят подарки и уезжают до следующего праздника. «В такой ситуации ребенок разочаровывается в самой возможности выстроить постоянные отношения, – говорит Елена Альшанская. – Он начинает воспринимать взрослых как носителей материальных благ. В нем крепнет ощущение, что вещи важнее людей. Когда этот подарочный вихрь идет на убыль, ребенок остается опять один, без семьи, в детском доме. Часто с низким уровнем образования и туманными перспективами на будущее».
Нужны наставники, а не дарители
По данным Генпрокуратуры РФ за 2011 год (более свежих исследований не проводилось), 40% выпускников сиротских учреждений становятся алкоголиками и наркоманами. 40% совершают преступления. 10% кончают жизнь самоубийством. И только 10% подростков удается, выйдя за порог детского дома или интерната, встать на ноги и наладить нормальную жизнь.
«Поэтому дарить ребенку из детского дома нужно лишь то, что ему пригодится после 18 лет, когда он или она покинет детский дом, – говорит Наиля Новожилова, президент фонда “Арифметика добра”. – Это навыки и знания, а не игрушки, гаджеты и сладости».
Разовые визиты с подарками на Новый год в детские дома не имеют никакого смысла. Любая помощь или поддержка должна быть прежде всего системной, взвешенной и продуманной. «Ребенку нужен один подарок, – считает Александр Гезалов. – И хорошее качественное взаимодействие в течение года по его сопровождению — нужно развивать наставнические программы».
Ребенок должен чувствовать внимание, поддержку и заботу на протяжении всего года, соглашается Елизавета Муравкина, президент БФ “Галчонок”: «В его жизни должен появиться близкий, значимый взрослый, который готов не откупаться новогодним подарком раз в год, а стать проводником в жизнь: обучать элементарным бытовым навыкам, помочь с профориентацией, дополнительным образованием. Такое участие намного ценнее для детей. И уже зная привычки, увлечения, истинные мечты ребенка можно дарить подарки, которые нужны именно ему».
Подарите хорошее образование
Хорошее образование – лучший социальный лифт для ребенка из детского дома, поэтому стоит поддерживать образовательные программы для детей-сирот. Это выход, если вы не готовы к личностно-ориентированному участию в жизни ребенка, но желание помочь все равно есть. Можно оказать финансовую помощь общественным организациям и фондам, которые работают в детских домах.
Список нужных подарков от Елены Альшанской
- Подарок ребенку, чья кровная семья оказалась в сложной ситуации — помогите ему остаться с родителями и не попасть в детский дом, поддержите программу «Профилактика социального сиротства».
- Подарок маме с новорожденным ребенком, которым некуда идти, — поддержите приют «Теплый дом».
- Лучший подарок для ребенка в больнице – няня, которая будет ухаживать за ним круглосуточно. Поддержите проект «Дети в беде».
- Подарок воспитаннику детдома — занятия с репетитором, который поможет подтянуть знания, получить хорошие отметки и подготовиться к экзаменам. Поддержите проект «Дистанционное образование».
- Подарок ребенку с особенностями развития и заболеваниями, которого взяли в приемную семью — оплатить для него лечение и реабилитацию. Поддержите проект «Близкие люди» .
Еще одна идея для новогоднего подарка
“Подари сироте наставника” призывает новогодняя заставка на главной странице фонда “Арифметика добра”. Любой желающий может превратиться в этого сказочного персонажа для детей-сирот, поддержав программу «Наставники». Наставник — это старший друг, который учит ребёнка общаться, решать конфликты и справляться со всеми бытовыми трудностями. Ребёнок, выросший в детском доме, часто не имеет представления о том, как устроен быт взрослого человека. Выпускаясь в 18 лет, он совершенно не готов к самостоятельной жизни: не умеет готовить, не знает, что коммунальные услуги надо оплачивать, не понимает, как планировать бюджет.
Чтобы подготовить наставника к работе с подростком, фонд организует занятия в «Школе наставников». Она бесплатна для наставников, но фонд оплачивает труд педагогов и психологов.
Пять лет назад «Арифметика добра» запустил программу онлайн-обучения детей-сирот «Шанс»: за четыре года более 1107 подростков из 31 одного региона России получили знания, которые позволили им успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ, 317 школьников-сирот поступили в колледжи и вузы.
Индивидуальные занятия по школьным предметам проводятся онлайн. В команде 120 педагогов, подготовленных для работы с детьми-сиротами. Ежедневно они проводят более 200 уроков.
Занятия отменяются, если заболевает педагог, который обучает конкретного подростка. «Для нас важны доверительные отношения, которые возникают между репетитором и ребенком, – рассказывает Наиля Новожилова. – Еженедельные онлайн занятия помогают ему раскрыться, он приучается работать, учиться, ставить цель, идти к ней и не опускать руки при столкновении с трудностями. Эти навыки получают дети, которые растут в семьях, родители говорят с ними об этом, учат целеполаганию. В детском доме у ребенка нет мотивации учиться, чего-то добиваться. Но когда в его жизни появляется значимый взрослый, который фокусирует свое внимание именно на этом подростке, ситуация медленно, но меняется».
Таинственно исчезли
Согласно опросу в закрытой группе для приемных семей, 90% детей, когда их забирали в семью, не имели никаких личных вещей, несмотря на ежегодные подарки от спонсоров. Дети не смогли ответить на вопрос, куда они делись.
«Сколько за новогодние праздники дети-сироты получают подарков: игрушек, сладких наборов, телефонов, – говорит Елизавета Муравкина, президент БФ “Галчонок”. – Но никто не задумывается, кому будет звонить ребенок и откуда возьмет деньги на оплату этого телефона, где он будет хранить подаренные игрушки».
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
Источник статьи: http://www.miloserdie.ru/article/pravilnye-podarki-v-detskij-dom/