Новости праздник святого валентина

Влюбленных стало меньше? Как изменились планы россиян на День святого Валентина

Психологи не отрицают, что на отношение к празднику повлияла пандемия.

Фото: Depositphotos / pressmaster

День Святого Валентина в России всегда был праздником, к которому в обществе относились весьма неоднозначно. Однако в этом году наступил пик отрицания 14 февраля как символа любви и романтики. В 2021 году отмечать День всех влюбленных собирается рекордно низкое число наших соотечественников. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного по заказу «Известий» сервисом SuperJob.

Всего 13% респондентов (каждый восьмой) сказали, что будут отмечать День святого Валентина в 2021 году. В 2007-м такие планы были у половины опрошенных. Интерес к празднованию 14 февраля оказался связан с возрастом: среди респондентов до 24 лет отмечать планируют 19%, а среди тех, кому больше 45 лет, — всего 8%.

Самыми романтично настроенными в преддверии Дня святого Валентина оказались бармены. Среди представителей этой профессии будут праздновать 33% респондентов. На втором месте администраторы (23%), далее — секретари (19%), офисные менеджеры (18%), и менеджеры по продажам (17%). А вот меньше всех подвержены флюидам Валентина сисадмины и водители — по 5% опрошенных.

Depositphotos /ArturVerkhovetskiy

Снижение интереса к празднику скорее позитивная тенденция для общества, заявил в беседе с изданием старший преподаватель Института общественных наук РАНХиГС, психолог Артем Карабанов. По его словам, во многом такие изменения связаны с пандемией и вынужденными ограничениями из-за нее.

Читайте также:  Сценарий фольклорного праздника для сдк

«Этот праздник был особенно важен тем, кто проводит вместе мало времени, это был их шанс как-то компенсировать упущенное время. А сейчас многие пары работают удаленно и, живя вместе, могут попросту не испытывать потребности в отдельном Дне влюбленных. Так что, возможно, падение популярности этого праздника даже можно назвать хорошим знаком», — пояснил психолог.

Наблюдаются перемены и в том, какие подарки выбирают друг для друга влюбленные. Цветы даме сердца планирует подарить каждый четвертый из десятерых опрошенных мужчин. Причем люди постарше меньше придают значения этому атрибуту праздника: 31% среди тех, кому больше 45 лет, против 53% среди более молодых россиян.

Depositphotos / Nadianb

Падают продажи главного символа праздника — валентинки. В этом году их покупают меньше на 18%. Зато нет отбоя от клиентов у владельцев магазинов с товарами для взрослых: спрос вырос на 80% по сравнению с прошлым годом. Радуются бойкой торговле и продавцы нижнего белья — приток покупателей на 30%.

Неожиданно выросло количество продаж ювелирных украшений — вдвое по сравнению с прошлым годом. Чаще всего кавалеры выбирают для своих барышень серьги. Не меньшей популярностью в качестве подарка пользуются гаджеты. Стабильно высоким остается спрос на простые и незатейливые подарки: мягкие игрушки и сладости. В этом году он вырос в два раза.

Изменилось и восприятие праздника. Если раньше это был однозначно день для двоих, то теперь побаловать себя 14 февраля стремятся и одиночки, воспринимая День святого Валентина в качестве символа любви к себе.

Источник статьи: http://www.5-tv.ru/news/331573/vlublennyh-stalo-mense-kak-izmenilis-plany-rossian-naden-svatogo-valentina/

День святого Валентина

Краткое содержание:

14 февраля во многих странах мира традиционно отмечается День святого Валентина, который также называют Днем всех влюбленных.

Согласно легенде, в 269 году римский император Клавдий II запретил своим воинам вступать в брак, чтобы сохранить их боевой дух. Однако полевой врач и священник Валентин в тайне все-таки венчал всех желающих, за что был схвачен и казнен. По преданию, перед своей смертью он написал прощальное письмо девушке, в которую был влюблен — отсюда и пошла традиция в этот день писать друг другу «валентинки». Впоследствии как христианский мученик, пострадавший за веру, Валентин был канонизирован католической церковью. В Западной Европе День святого Валентина широко отмечается с XIII века, в США — с 1777 года.

День свято́го Валенти́на (также Валентинов день), или День всех влюблённых — праздник католического происхождения, который отмечается 14 февраля во многих странах мира. Назван по имени одного из двух раннехристианских мучеников с именем Валентин — Валентин Интерамнский и Валентин Римский.

Отмечающие этот праздник дарят любимым и дорогим людям подарки, цветы, конфеты, игрушки, воздушные шарики и особые открытки (часто в форме сердечка) со стихами, любовными признаниями или пожеланиями любви — валентинки.

Луперкалии Древнего Рима

Согласно гипотезе, впервые высказанной в XVII веке французским церковным историком Тиллемоном, праздник восходит к луперкалиям Древнего Рима. Луперкалии — праздник плодородия в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata и бога Фавна (Луперк — одно из его прозвищ), покровителя стад, который отмечался ежегодно 15 февраля.

В древнем мире детская смертность была очень высока. В 276 году до н. э. Рим чуть было не вымер в результате «эпидемии» мертворождённых и выкидышей. Оракул известил, что для повышения рождаемости необходим обряд телесного наказания (порки) женщин с помощью жертвенной кожи. Люди, которые по каким-либо причинам имели мало детей или не имели вообще, рассматривались как проклятые и прибегали к мистическим обрядам, чтобы обрести способность к деторождению. Место, где волчица, по легенде, выкормила Ромула и Рема (основателей Рима), считалось у римлян святым. Каждый год, 15 февраля здесь проводился праздник, называемый «Lupercalia» (лат. lupa — «волчица»), во время которого в жертву приносились животные. Из их шкур изготавливались бичи. После пира молодые люди брали эти бичи и голыми бежали по городу, ударяя бичом встретившихся на пути женщин. Женщины охотно подставляли себя, считая, что эти удары дадут им плодовитость и лёгкие роды. Это стало очень распространённым ритуалом в Риме, в котором участвовали даже члены знатных семейств. Есть свидетельства, что даже Марк Антоний бывал луперком.

В конце торжеств женщины тоже раздевались догола. Эти празднества стали так популярны, что даже когда многие другие языческие праздники были отменены с распространением христианства, этот ещё долгое время существовал.

Связь с луперкалиями

В 494 году Папа Геласий I попытался запретить Луперкалии.

По мнению авторов Православной энциклопедии, «более вероятным представляется то, что празднование дня св. Валентина заменило собой луперкалии — древний римский праздник женского плодородия, приходившийся на середину февраля».

Историки Уильям Френд и Джек Оруч считают, что гипотеза о древнеримских языческих корнях Дня святого Валентина не имеет особых оснований. Представление о том, что произошла замена языческого культа христианским празднованием, является догадкой, возникшей лишь в XVIII веке у антикваров Албана Батлера (англ.) русск., который занимался составлением «Батлерова жития святых» (англ. The Lives of the Fathers, Martyrs and Other Principal Saints), и Франциска Сальского из-за полного отсутствия достоверных данных о Валентине, поэтому была сделана попытка искусственно связать сочинения XIV века с событиями, происходившими в III веке. Учёные Майкл Кэйлор и Генри Келли также считают, что нет доказательств, указывающих на связь между современными романтическими повествованиями и римским фестивалем.

Протодиакон Андрей Кураев по данному поводу замечает, что:

Действительно ли именно папа Геласий назначил праздник св. Валентина на 14 февраля — неясно. Несомненно, что именно этот папа положил конец празднованию Луперкалий в Риме. Также этот папа памятен тем, что издал декрет, ограничивающий хождение апокрифов и строго определяющий рамки библейского канона. И всё же я боюсь, что нет документов, которые позволяли бы утверждать, что «в 496 году папским указом Луперкалии преобразованы в День всех влюблённых, а Валентина, отдавшего за любовь свою жизнь, причислили к лику святых».

Легенды о святом Валентине

В позднем средневековье во Франции и Англии житие св. Валентина постепенно начало обрастать легендами, связанными с тайным венчанием влюблённых пар. Согласно Золотой легенде, властный и жестокий римский император Клавдий II пришёл к мысли, что одинокий мужчина, не обременённый женой и семьёй, лучше будет сражаться на поле битвы во славу Цезаря, и запретил мужчинам жениться, а женщинам и девушкам — выходить замуж за любимых мужчин. А святой Валентин был обычным полевым врачом и священником, который сочувствовал несчастным влюблённым и тайком от всех, под покровом ночи освящал брак любящих мужчин и женщин. Вскоре деятельность святого Валентина стала известна властям, и его посадили в темницу, приговорив к смертной казни. В заключении святой Валентин познакомился с прекрасной дочерью надзирателя — Юлией. Влюблённый священник перед смертью написал любимой девушке признание в любви — валентинку, где рассказал о своей любви, и подписал его «Твой Валентин». Прочитано оно было уже после того, как его казнили, а сама казнь произошла 14 февраля 269 года.

Согласно другой легенде, римский патриций Валентин, являвшийся тайным христианином, обративший в новую веру также и своих слуг, однажды проводил обряд венчания для двоих из них. По доносу или по стечению обстоятельств все трое были задержаны стражей. Валентин, как лицо, принадлежавшее к высшему классу, мог избежать смерти, но не его слуги. Тогда, желая ободрить обречённых единоверцев, Валентин пишет им письма в виде красных сердец, означающих христианскую любовь. Послания новобрачным должна была передать слепая девочка, но неожиданно в темницы пришёл сам Валентин, который уговорил стражу отпустить его слуг взамен на его жизнь. Перед выходом на арену смерти Валентин передал последнее письмо, освящённое верой и добротой, слепой девочке, которая после этого прозрела и стала красавицей.

Влияние Джефри Чосера

Традиция празднования дня Святого Валентина как «дня влюблённых» закрепилась под влиянием английской и французской литературы с конца XIV века. Народное поверье, нашедшее отражение в творчестве «отца английского литературного языка» Джефри Чосера в его знаменитой поэме «Птичий парламент», а также в 34-й и 35-й балладах другого английского поэта Джона Гауэра, в этот день птицы начинают поиск своей пары.

Поэма была написана в честь помолвки Ричарда II с Анной Чешской. Сама помолвка состоялась 2 мая 1381 года. (Когда они поженились 8 месяцев спустя, обоим было только 15 лет.)

У Джефри Чосера в «Птичьем парламенте» есть следующие строки, посвящённые романтическому воспеванию Дня всех влюблённых:

For this was on seynt Volantynys day

Whan euery bryd comyth there to chese his make.

[«For this was on Saint Valentine’s Day, when every bird cometh there to choose his mate.»]

Джек Орач отмечает, что до появления чосеровской поэзии не было ни одного литературного произведения, романтически преподносящего День святого Валентина.

Российская империя

В Российской империи день святого Валентина существовал и так же праздновался 14 февраля, несмотря на неодобрение Православной церковью. Он был популярен среди российского дворянства. Девушки делали «валентинки» из шёлка, кружевные, пахнущие духами, с засушенными или живыми цветами, чтобы затем тайком подложить её в карман пальто избранника, передать с посыльным мальчиком или вручить лично. Так же в этот день было принято устраивать балы, особенно если в доме были девушки на выданье. Тогда ещё приглашали и потенциальных женихов.

На балах в честь праздника была популярна игра. Ведущий брал две шляпы — мужскую и женскую, затем девушки и мужчины писали записки со своими именами и складывали их в эти шляпы (женщины в женскую, мужчины в мужскую), после этого тянули записки — женщины из мужской шляпы, мужчины из женской. Таким образом образовывались пары, которые не должны были расставаться весь вечер. Часто после праздника играли много свадеб.

Валентинка — открытка, обычно в форме сердца, которую принято дарить любимым людям в День святого Валентина. Традиционный цвет валентинки — красный или розовый. Они символизируют любовь и преданность.

Самая старая валентинка была найдена в одной из английских библиотек. Она была написана в 1477 году. В любовном послании девушка просит молодого человека доказать свою любовь и сообщает, что она во что бы то ни стало добьётся для них приданого от матери.

Создание первой «валентинки» приписывают также герцогу Орлеанскому в 1415 году. Он сидел в темнице и таким образом, возможно, боролся со скукой, сочиняя любовные послания собственной жене.

Наибольшего распространения открытки-«валентинки» достигли уже в XVIII веке.

Современное состояние

«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» сообщает, что 14 февраля в Англии и Шотландии «в старину» проводился следующий ритуал:

Накануне дня, посвящённого св. Валентину, собирались молодые люди и клали в урну соответственное их числу количество билетиков, с обозначенными на них именами молодых девушек; потом каждый вынимал один такой билетик. Девушка, имя которой доставалось таким образом молодому человеку, становилась на предстоящий год его „Валентиной“, также как и он её „Валентином“, что влекло за собой между молодыми людьми на целый год отношения вроде тех, какие, по описаниям средневековых романов, существовали между рыцарем и его „дамой сердца“.

П. Д. Сахаров пишет, что день святого Валентина «отмечается 14 февраля согласно календарям ряда западных христианских церквей», и отмечает, что «в Римско-католической церкви память св. Валентина (мученика, пострадавшего в Риме в сер. 3 в.) чтилась в этот день в качестве обязательной до литургической реформы 1960 — 70-х гг.».

В 1969 году празднование дня памяти св. Валентина как общецерковного святого было прекращено, а имя его удалено Римско-католической церковью в ходе преобразований календаря святых, по причине того, что о данном мученике нет никаких точных сведений, кроме личного имени и предания об усекновении головы мечом.

В настоящее время Римско-католическая церковь отмечает в этот день память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а указанный праздник перешёл в разряд необязательных.

В православной церкви память Валентина, пресвитера Римского, с именем которого обычно связывают празднование дня святого Валентина, празднуется 19 июля (старого стиля — в старостильных церквах, нового стиля — в новостильных).

В России

В России праздник носит светский характер и отмечается с начала 90-х годов XX века. По данным ВЦИОМ, наиболее популярен этот праздник среди молодёжи. Более 81 % юношей и девушек в возрасте от 18 до 24 лет отмечает этот праздник. В ходе исследования, проведённого «Левада-Центром», выяснилось, что в данный момент 53 % россиян считает себя влюблёнными. Между тем есть и те, кто готов бороться с «чуждой» традицией празднования этого дня.

В число подарков входят: сувенирные сердечки, цветы, открытки и т. д. Основную массу покупателей, по статистике, составляет молодёжь. Распространены также подарки, сделанные своими руками.

Отношение католической и православной церквей к этому празднику неоднозначное.

Католичество

Римско-католическая церковь никаких особых праздничных богослужений в день святого Валентина официально не проводит, считая его празднование народной, а не церковной традицией.

Генсек Конференции католических епископов России, священник Игорь Ковалевский, что в российских католических храмах 14 февраля вместо «Дня влюблённых», имеющего языческие корни, отмечается литургический праздник покровителей Европы святых Кирилла и Мефодия. Празднование же в честь святого Валентина в этот день является, по словам священника, «факультативным».

Православие

Неодобрительно относятся к празднику некоторые иерархи Русской православной церкви.

Губернатор Белгородской области Е. С. Савченко в 2011 году дал поручение запретить празднование Дня св. Валентина, в рамках плана «мероприятий по обеспечению духовной безопасности».

Предпринимаются попытки предложить альтернативу празднованию Дня святого Валентина в виде Дня святого Трифона (также 14 февраля по новому стилю).

В то же время в защиту Дня святого Валентина высказывался публицист протодиакон Андрей Кураев, считающий, что, несмотря на зарождение традиции празднования в католической культуре, День святого Валентина имеет и православные корни тоже. В качестве примеров Кураев приводит историю возникновения празднования Рождества, дня Николая Чудотворца, а также принятие Русской православной церковью 9 мая — Дня Победы.

Ислам

Представители исламского духовенства выступали с негативными оценками праздника.

Коммерциализация праздника

В связи с ростом спроса на подарочные изделия высказывается отрицательное отношение к коммерциализации (англ.) русск. Праздника в обществе, ибо то же самое происходит с такими религиозными праздниками, как Рождество Христово и Пасха.

Публицист Татьяна Фёдорова по поводу этого замечает, что происходит «создание специфического, достаточно дурновкусного антуража и постепенный перенос основного акцента праздника с любви — рыцарского поклонения, как это было во времена Чосера и его эпигонов, на любовь-„эрос“». В то же время она замечает, что нет ничего плохого в том, чтобы, используя опыт иной традиции, воплощать ценности любви, совершая «маленькое доброе чудо для наших самых родных и любимых людей», а также, что каждый человек сам решает, «поддаваться на коммерческие приманки или нет, следовать навязываемым извне традициям или создавать что-то своё, собственное».

Востоковед П. Д. Сахаров отмечает, что сегодня «традиция празднования дня св. Валентина сохраняется в ряде регионов, однако Россия не входит в их число» и что «в России в последние годы празднование дня св. Валентина стало входить в моду преимущественно в среде молодёжи и школьников», однако «оно носит исключительно светский характер и является одним из многочисленных проявлений вестернизации молодёжной культуры».

Источник статьи: http://www.9111.ru/questions/7777777771212818/

Оцените статью