Новруз это не исламский праздник

Навруз – первый день иранского календаря, начало весны, соответствующий дню Ормазд месяца Фарвардин (перс. فروردین ‎) (приблизительно 21 марта); равноденствие – равенство дня и ночи. (wikipedia). Само слово «навруз» переводится как «новый день».

Отмечается он как день Навруз (Новый год) у иранских и тюркских народов. В этот день повсюду разжигают костры и перепрыгивают через пламя, что не редко приводит к ожогам, а иногда и к пожарам, известны случаи со смертельным исходом. Кстати, в самом Иране, где народ широко отмечает этот праздник, духовные лидеры, в том числе аятолла Хомейни, призывал не отмечать его как не соответствующий Исламу.

Навруз был когда-то главным праздником огнепоклонников, календарь которых делился на два сезона, сменявших друг друга в дни весеннего и осеннего солнцестояния. По древней зороастрийской традиции эту ночь люди проводят с большим количеством огня и веселья.

Официальный статус он приобрёл в Ахеменидской Империи как религиозный праздник зороастризма. Продолжает повсеместно отмечаться и после исламских завоеваний, вплоть до настоящего времени. В современное время отмечается в дни, на которые приходится весеннее равноденствие.

Многие по ошибке считают Навруз исламским праздником, хотя к Исламу он никакого отношения не имеет. Многие по незнанию поздравляют мусульман с Наврузом, считая его началом нового года по исламскому календарю. У мусульман есть свои великие праздники, такие как Ураза-байрам и Курбан-байрам, которые и стоит отмечать, а следование зоорострийским традициям никак не стыкуется с Исламом.

Читайте также:  Сценарий праздника для детей 3 4 лет с клоуном

Кроме того многие действия, совершаемые во время празднования Навруза, противоречат нормам Ислама. Например, перепрыгивать через огонь, при этом считая, что смываются грехи. Распитие спиртных напитков и народные гуляния, где мужчины и женщины веселятся вместе, тоже из Навруза. Такие действия запрещены в Исламе.

Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто уподобится какому-нибудь народу – тот из них» («Сунан ибн Давуд», № 3512).

عَنْ ابْنِ عُمَرَ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَنْ تَشَبَّهَ بِقَوْمٍ فَهُوَ مِنْهُمْ

Следует отметить, что на территории Ближнего Востока Навруз празднуется только представителями тех народов, которые проживали там до прихода арабов, распространения Ислама и возникновения Арабского халифата. Соответственно, Навруз, например, не празднуется арабами в Ираке и Сирии. В Турции с 1925 года по 1991 год празднование Навруза было запрещено официально. В Сирии празднование Навруза запрещено до сих пор. (wikipedia).

Желаем всем мусульманам крепкой веры и понимания религии Аллаха и следования правильному пути, указанному Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение).

Источник статьи: http://islam.ru/content/obshestvo/41106

Навруз – первый день иранского календаря, начало весны, соответствующий дню Ормазд месяца Фарвардин (перс. فروردین ‎) (приблизительно 21 марта); равноденствие – равенство дня и ночи. (wikipedia). Само слово «навруз» переводится как «новый день».

Отмечается он как день Навруз (Новый год) у иранских и тюркских народов. В этот день повсюду разжигают костры и перепрыгивают через пламя, что не редко приводит к ожогам, а иногда и к пожарам, известны случаи со смертельным исходом. Кстати, в самом Иране, где народ широко отмечает этот праздник, духовные лидеры, в том числе аятолла Хомейни, призывал не отмечать его как не соответствующий Исламу.

Навруз был когда-то главным праздником огнепоклонников, календарь которых делился на два сезона, сменявших друг друга в дни весеннего и осеннего солнцестояния. По древней зороастрийской традиции эту ночь люди проводят с большим количеством огня и веселья.

Официальный статус он приобрёл в Ахеменидской Империи как религиозный праздник зороастризма. Продолжает повсеместно отмечаться и после исламских завоеваний, вплоть до настоящего времени. В современное время отмечается в дни, на которые приходится весеннее равноденствие.

Многие по ошибке считают Навруз исламским праздником, хотя к Исламу он никакого отношения не имеет. Многие по незнанию поздравляют мусульман с Наврузом, считая его началом нового года по исламскому календарю. У мусульман есть свои великие праздники, такие как Ураза-байрам и Курбан-байрам, которые и стоит отмечать, а следование зоорострийским традициям никак не стыкуется с Исламом.

Кроме того многие действия, совершаемые во время празднования Навруза, противоречат нормам Ислама. Например, перепрыгивать через огонь, при этом считая, что смываются грехи. Распитие спиртных напитков и народные гуляния, где мужчины и женщины веселятся вместе, тоже из Навруза. Такие действия запрещены в Исламе.

Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто уподобится какому-нибудь народу – тот из них» («Сунан ибн Давуд», № 3512).

عَنْ ابْنِ عُمَرَ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَنْ تَشَبَّهَ بِقَوْمٍ فَهُوَ مِنْهُمْ

Следует отметить, что на территории Ближнего Востока Навруз празднуется только представителями тех народов, которые проживали там до прихода арабов, распространения Ислама и возникновения Арабского халифата. Соответственно, Навруз, например, не празднуется арабами в Ираке и Сирии. В Турции с 1925 года по 1991 год празднование Навруза было запрещено официально. В Сирии празднование Навруза запрещено до сих пор. (wikipedia).

Желаем всем мусульманам крепкой веры и понимания религии Аллаха и следования правильному пути, указанному Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение).

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Источник статьи: http://islamdag.ru/vse-ob-islame/25472

Является ли Навруз мусульманским праздником?

В последние годы с особым усердием многие мусульмане Средней Азии, Кавказа, да и России, чествуют «персидский Новый год» – Навруз, уходящий корнями в зороастрийские верования. Так, праздник, противоречащий нормам Ислама, о чем сказано во многих фетвах, стал прочно ассоциироваться с возрождением национальных традиций у тех, кто под таковыми, видимо, понимает укоренившиеся суеверия и доисламские пережитки.

История Навруза, по разным источникам, восходит ко временам Авесты — священной книги зороастризма. По легенде, в этот день произошло много легендарных событий: «Зардушт (Зороастр или Заратуштра — пророк в зороостризме) был избран богом, чтобы принести людям счастье», мифический царь Тахмурас «отправил в темницу злых дивов и безжалостных людей», а «Гоштосп, царевна Каетун и Джомосп приняли веру Маздаясна», т.е. зороастризм, и т.д.

Зарождение Навруза также связывают с мифическим царем Джамшидом, на которого в этот день упали лучи солнца. А согласно учению Авесты, люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась «в шести видах» (небо, вода, земля, растения, животные и человек).

В Средневековье у разных народов Навруз продолжался тринадцать дней. В конце торжеств люди выходили в поле, где и встречали Новый год. Такова была примета. Считалось, что вышедшему в эти дни в поле насладиться природой в течение всего предстоящего года будут сопутствовать счастье и благополучие. Чем не русская поговорка «Как новый год встретишь, так его и проведешь?»

Однако общеизвестно, что мусульманский новый год никаких особых торжеств не предусматривает и уж тем более никакими приметами не сопровождается. Счастье и благополучие же сопутствуют тому, кто соблюдает повеления Всевышнего и сторонится запретного, к коему, в том числе, относится и празднование Навруза.

Неисламский характер Навруза становится еще более очевидным, если вспомнить, почему перед ним широко отмечается последняя среда, или т.н. среда радости. Ей предшествуют среды, посвященные природным стихиям: воздуху, воде и земле, в соответствии с тем самым учением Авесты о «шести видах» зарождения жизни. Поскольку, согласно этим верованиям, в последнюю среду зарождается растительность, что весьма важно для культа природы и плодородия, именно она и выбрана в качестве особо почитаемой.

В столь же далеких от Ислама культах мы найдем и объяснения мистическим обрядам, превратившимся сегодня в народную забаву. Так, воде посвящен обряд обрызгивания друг друга членами семьи перед сном в последнюю ночь старого года. А через проточную воду перепрыгивали, дабы «очиститься» от прошлогодних грехов. Это сопровождалось весельем, но никак не искренним раскаянием – непременным условием, сопутствующим обращению ко Всевышнему с просьбой о прощении прегрешений.

А жители Междуречья, по свидетельствам древнегреческого летописца Страбона, собирались на Навруз в «Храме огня». Видимо, этим объясняется широко распространенный сегодня обычай разжигать в дни празднования Навруза костры на улицах.

Перепрыгнуть через костер семь раз или через семь костров по одному разу в последнюю среду перед Наврузом стало не просто юношеским подвигом, а чуть ли не обязанностью. Парадоксально, но девушки, которым страшно надеть платок, ибо эта «традиция» несовременна и вдруг да вызовет пересуды, смело прыгают над огнем вместе с ребятами, «возрождая» другую «традицию» и боясь осуждения со стороны «радетелей старины».

Несмотря на традицию посещать на Навруз больных и одиноких, кладбищ в этот праздник сторонятся, ибо, согласно зороастризму, дух погибших — Форохар, взошедший на небо, на праздник Навруз возвращается на землю и на несколько дней остается среди родственников и даже осматривает свое тело. Подобные представления весьма распространены также у индусов и древних римлян и полностью противоречат исламскому вероучению, согласно которому души умерших находятся в могиле до Судного Дня.

Особое место в этих праздничных обрядах занимает приготовление так называемой «ритуальной пищи». Она являет собой символ плодородия природы и человека. Магические семь предметов и продуктов на подносе становятся символическим даром Солнцу.

Таким образом, Солнце, «принимая» сей дар, якобы способно позаботиться о богатом урожае, становясь еще одним властителем мироздания, что явно противоречит самой идее Единобожия.

Очевидная неисламская сущность Навруза отягощена сегодня еще и тем, что на упоминающих о недозволенности подобных действий в Исламе вешается ярлык «религиозного фанатика-исламиста», отбившегося от стаи «истинных патриотов».

В общем, Навруз как праздник, безусловно, существует, тому свидетельство – его история. И конституционным правом отметить его, как и, например, правом отдать должное дубу, почитаемому 21 марта у друидов, обладает каждый гражданин.

Но означает ли это, что он таким образом припадет к истокам и возродит культуру? Не говоря уже об ущербе, наносимом образу Ислама попытками связать языческие обряды с жизнью мусульман.

Ведь сегодня многие готовы с радостью «отмечать» «старый» новый год, еврейский, китайский, персидский и какой угодно другой, не обременяя себя историческими условностями. А именно за таким отношением к культуре скрывается опасность вырождения истинных духовных ценностей.

Мусульманин, торжественно отмечающий наступление весны, а затем совершающий намаз, выглядит в глазах образованного человека, по меньшей мере, нелепо. Неудивительно, что в подобных торжествах, как правило, участвуют те, кто не соблюдает столпов Ислама, а то и вовсе не знает об их существовании.

Однако приверженцы иных конфессий порой смотрят на эти увеселения сквозь призму «национального колорита Востока», придавая пиршествам «мусульманскую» окраску. Даже некоторые деятели от лица Ислама не стесняются нахваливать эту «национальную традицию», приводя в замешательство малограмотных или чрезмерно податливых давлению общественного мнения людей.

Между тем, воодушевленная стремлением «приобщиться к корням» молодежь с радостью отмечает обновление природы, прыгая через семь костров, обрызгивая друг друга водой, вкушая «ритуальную пищу», загадывая желания. Возможно, ей невдомек, что существуют иные радости жизни, сопровождающие поистине мусульманские праздники.

С завидной сплоченностью азербайджанцы, узбеки, таджики и др. вновь идут встречать Навруз, в то время как Рамадан остается для многих из них тяжелой обязанностью, сложной для выполнения «в современных условиях».

Источник статьи: http://www.ansar.ru/rightway/yavlyaetsya-li-navruz-musulmanskim-prazdnikom

МОСКВА, 21 мар — РИА Новости. Праздник Навруз, который отмечается 21 марта во многих мусульманских странах, не является собственно исламским, религиозным праздником и больше связан с народной традицией, сообщил в пятницу РИА Новости имам-мухтасиб Санкт-Петербурга и Ленинградской области Мунир Беюсов.

Навруз, или «персидский Новый год» — один из древнейших праздников в истории человечества, который отмечается на Кавказе, в Центральной и Западной Азии. В переводе с фарси Навруз означает «новый день» — наступление Нового года по солнечному летоисчислению, который совпадает с весенним равноденствием.

«Скорее всего, это национальный праздник тюркских народов, и вообще это праздник зороастрийской традиции, древней Персии. Когда ислам распространялся, многие языческие традиции где-то в глубине души у людей все-таки сохранялись, и сейчас во многих странах, где мусульмане составляют большинство, в том числе в ряде стран СНГ, Навруз отмечается наряду с другими национальными праздниками», — сказал Беюсов.

В пример он привел также национальный праздник Сабантуй у татар, который появился после того, как языческая целительница исцелила одного булгарского хана. По его словам, поскольку Навруз, Сабантуй и другие подобные праздники тесно связаны с народной традицией и не имеют отношения к каким-либо религиозным, философским учениям, то в них нет ничего предосудительного.

«Ислам не запрещает отмечать праздники, в которых отсутствуют какие-то языческие элементы или символы поклонения кому-либо еще, наряду с Всевышним. Если люди просто выходят, отдыхают, устраивают какие-то празднества, угощают кого-то, проводят конкурсы для детей, то в этом нет ничего страшного. Но когда мы видим, как люди перепрыгивают через костры и считают, что это их очищает от грехов, то здесь уже большое противоречие с исламом и мы это всячески осуждаем», — сказал мусульманский деятель.

Собеседник агентства добавил, что Навруз отмечается далеко не во всех мусульманских странах — например, в Ираке и Сирии такой традиции нет.

Источник статьи: http://ria.ru/20140321/1000586217.html

Просто пришла весна

Название нации появилось относительно недавно, ну, может быть, около века назад. А до того предки народа, который в сегодняшнем Дагестане 7-й по численности, в Иране составляет добрую половину населения, а в Азербайджане, естественно, государствообразующий, называли себя просто — мусульмане. Мусульманами звали себя в обиходе и узбеки, и таджики. Может, потому и произошла путаница.

Сложилось мнение, что Новруз — это мусульманский Новый год. Ну да, раз мусульмане празднуют, значит, и праздник исламский.

Новруз никакого отношения к исламу не имеет, как Масленица — к православию, а День святого Валентина — к католичеству. И так же, как и в христианстве священники искоса смотрели на яро веселящуюся перед постом ряженую толпу, исламские имамы и муллы неодобрительно покачивали головами, глядя на народ, искренне радующийся наступившей весне. Радовались бы тихо, а они разводят костры, прыгают через них, красят куриные яйца, выращивают в блюдечках зеленые ростки пшеницы и делают много вещей, о которых ни в священной книге Коран, ни в преданиях о жизни пророка Мухаммеда (мир ему) ничего не сказано.

Арабы никогда Новруз не праздновали и не празднуют, нет и не было такого в традиции. В Сирии Новруз до сих пор запрещен, но это уже другая история.

А вот на пространстве, которое хоть каким-то краешком касалось древней персидской культуры, Новруз — один из самых любимых праздников. Для азербайджанцев, иранцев, таджиков — может быть, самый. У татар и башкир он все-таки уступает место Сабантую, празднику первой борозды, тоже совсем не исламскому.

Ислам — религия, много внимания уделяющая регламенту. Это дозволено — халяль. А вот это запрещено — харам. Любое проявление язычества встречает у мусульман, мягко говоря, неодобрение. Есть единый Всевышний Бог, которому поклоняются люди одной веры — иудеи, христиане, мусульмане. А есть божки, идолы, колдовство и гадания, отвлекающие людей от веры. Ширк — говорят про такое мусульмане — многобожие, идолопоклонство, язычество. Самые ревностные фанатики — салафиты — видят ширк чуть ли не во всем. Подарил цветы на Восьмое марта, поздравил с Новым годом, вышел на площадь в День города — ширк.

Но и другие богобоязненные мусульмане остерегаются впасть в грех по незнанию и потому очень часто и по любому поводу задают вопросы своим ученым — улемам (на Кавказе их называют алимами).

С одним из самых знатных богословов-ученых, генеральным секретарем Всемирного совета мусульманских улемов Али Мухиддином Аль-Карадаги на прошлой неделе мы были в Дагестане, как раз готовящемся к празднованию Новруза.

Подготовка к весеннему празднику может быть даже сложнее, чем сам праздник. Казахи и живущие рядом с ними татары Астрахани уже за неделю начинают обмениваться праздничными рукопожатиями, причем обязательно делают это двумя руками, таджики и иранцы в ночь со вторника на среду перед Новрузом отмечают Чахаршанба Сури — «красный вторник». От зари до зари горят костры. Азербайджанцы вообще начинают за месяц. Сначала — «вторник воды», потом — «вторник земли», затем — «вторник ветра».

И вот мы с Аль-Карадаги в Дагестане во всем его мусульманском многообразии — тут и суфии-тарикатисты в зеленых шапочках с особым орнаментом в виде волнистой линии, и люди «Ахль Сунна» в укороченных брюках, и ханафиты, и шафииты, и шииты.

Поездка была организована российским Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования, руководство которого очень правильно понимает смысл этой поддержки — не только в денежных грантах, но и в возможности обсудить со знающими людьми сложные темы, наболевшие вопросы. Шейх Карадаги и приехавшие с ним улемы письменно и обстоятельно ответили на 14 непраздных вопросов, приняли участие в дискуссии с оппонентами Духовного управления мусульман Дагестана (нас, светских участников поездки, не пустили, спорили за закрытыми дверями). Наконец, сам шейх выступил с пятничной проповедью в забитой до отказа махачкалинской Джума мечети. Но вопросы все сыпались и сыпались. Мусульманское сообщество бурлит.

А в Дербенте с вековым упорством готовятся отметить Новруз. И яйца уже накрашены, и в пшеничном блюдечке подрастают росточки, и всевозможные сладости — пахлава, шекербура и прочее — готовятся. Март — месяц праздничный. Только что отметили вполне светский Женский день, ждем народный Новруз. И тут на одной встрече строгий парень с большой кудрявой бородой и в тех самых «салафитских» коротких брюках задает вопрос:

— А могут ли соблюдающие каноны мусульмане принимать участие в немусульманских праздниках?

Шейх Карадаги спокойно, грамотно, со ссылками на аяты Корана и хадисы Сунны начал объяснять, что если во время праздника вы не участвуете в иных, чем исламские, религиозных обрядах, так празднуйте, не запрещено. Я аж выдохнул. Новруз в очередной раз был спасен. На этот раз от нападок непримиримых.

Народный, искренний, красочный, очень театрализованный и совсем не идеологизированный праздник во все века подпадал под преследование господствующей идеологии. С тем же рвением, что и особо «принципиальные» мусульмане, его запрещали ортодоксальные коммунисты. За это снимали с работы, выгоняли из партии, обвиняли чуть ли не в приверженности древней персидской религии зороастризме, ничего опасного в себе не таившей, кроме разве того, что одну из своих книг не жалуемый в советские времена философ Ницше назвал «Так говорил Заратустра».

Но в позднем СССР сначала в Азербайджане, потом в Средней Азии Новруз все-таки стали праздновать. Ростки пшеницы пробили идеологический асфальт. Узбеки варили зерновой суп «сумаляк», казахи ставили на стол «наурыз коже» — блюдо из 7 элементов, таджики просто выкладывали 7 продуктов, обязательно начинающиеся на букву «с».

Сегодня в странах Центральной Азии и Среднего Востока это государственный праздник. В Азербайджане будут официально гулять 7 дней, в Иране — 13. Почти как мы на Новый год. Что празднуют? А просто весну. Новый год, новый день («нов» — новый, «руз» — день). Что может быть логичнее и естественнее праздновать 21 марта весеннее равноденствие — день, когда светлое время сравнялось с темным?

Очень радостный праздник. Потому что дальше дни будут только теплее, светлее. А может, и счастливее.

Источник статьи: http://rg.ru/2014/03/20/novruz.html

Оцените статью