Обряд праздник первой борозды

ТЕМА: ПРАЗДНИК ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ У НАРОДОВ ДАГЕСТАНА В XIX – В НАЧАЛЕ XX века

ТЕМА: ПРАЗДНИК ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ У НАРОДОВ

ДАГЕСТАНА В XIX – В НАЧАЛЕ XX века

Традиционно в Дагестане особенно в горных ее районах наблюдалось продолжительная, снежная и морозная зима, которая сказывалась на запасах продуктов питания, как для домашних животных, так и для самих жителей. По этой причине все жители с нетерпением ждали прихода весны, с которым они связывали начало новой жизни, обильных урожаев, корма для скота и пробуждения всей природы после долгой зимы. Большим весенним праздником народов горного Дагестана был праздник первой борозды. Постоянного дня в году для проведения этого праздника не существовало. Отмечали его в зависимости от погодных и почвенных условий в середине или в начале марта.

В каждом селение были опытные земледельцы, которые по определённым признакам устанавливали время начала пахоты, предваряемое праздником первого плуга. Главное внимание обращалось на температуру и влажность почвы. Во многих аварских селениях поднимали почву лопатой и бросали: если она падала не комком, а рассыпалась, значит, пора было начинать пахоту. После этих процедур сельские власти объявляли о дне проведения первой борозды, а в некоторых сельских обществах назначали также ведущего праздника. Он должен был взять на себя не только проведение ритуальной борозды, но и все основные расходы по устройству торжества. В большинстве же случаев ведущий знал о своей миссии ещё за год до праздника и готовился к нему. 1 До совершения обряда первой борозды, т. е. до выхода плуга, никто не имел права начинать весеннюю пахоту, так как считалось, что урожай хлебов, обилие влаги для полей зависят от удачливости пахаря, проведшего первую борозду. Поэтому первым пахарем старались выбрать удачливого, известного, опытного земледельца, состоятельного хозяина. Зажиточность ведущего должна была обусловить богатый урожай. В больших селениях праздник проводился в порядке очереди ежегодно каждым кварталом. Со всего квартала или селения заранее несли продукты к устроителю праздника, а во многих селениях обязанность проведения праздника, выполнение всей материальной стороны его брал на себя первый пахарь, который иногда делал это безвозмездно, а в ряде случаев получал во временное пользование определённый участок пашни. В первый день сенокоса все жители села косили с этого участка сено для первого пахаря этого года. Женщины из числа его родственников собирали для него по селу молоко одного дня дойки. 2 У жителей некоторых селений /Бакни, Бускри, Хуршни, Дибгалик, Тлярата, Цагни, Гуладты, Харбук, Усиша, Бутри, Карбачи-махи/ принято было после окончания жатвы и обмолота привозить первому пахарю несколько мешков соломы из общественного фонда. О сроках проведения первой ритуальной запашки сельские власти ставили население в известность заранее, чтобы люди могли подготовиться не только к празднику, но и к последующей затем весенней страде, чтобы они могли закончить все другие дела до этой важной даты в жизни земледельца. После объявления для праздника началась всеобщая подготовка к нему: в домах, ведущих праздник, пекли хлеб, резали

Читайте также:  Праздники финно угорского народа

1 Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды нагорного Дагестана в нач. XIX – XX в. Л., 1988. С.121.2. Гаджиалиева Д.Г. Праздник первой борозды. Журнал Начальная школа,1963.№3.С.43.

скот и т. д. Молодежь готовилась к соревнованиям. В селениях Ругуджа, Телетль и некоторых других лошадей и быков, предназначенных для участия в соревнованиях, готовили за несколько месяцев-хорошо кормили, делали массаж, не выводили на водопой, чтобы не сглазить, Также содержали собак и петухов. 1 Весь ритуал первой запашки был насыщен действиями, имевшими магический смысл и символический характер. В назначенный день с утра в доме устроителя праздника или на сельской площади собирались в одних селениях только мужчины, в другой все жители села, без различия пола и возраста, для угощения. Тем, кто по какой-либо причине не смог прийти, отправляли угощения домой. В ряде сельских обществ существовали символические способы добровольного возложения на себя обязанностейведущего на будущий год. Так, у ахвахцев села Цвалкилколо тот, кто при угощении в доме первого пахаря брал из массы грудинку, тем самым возлагал на себя обязанности ведущего проведения праздника на будущий год. После угощения в доме первого пахаря вызвавшийся проводить праздник в следующем году получал пирог с пожеланиями: « Да не будетзасухи, да будет урожай хорошим, а люди здоровыми! Пусть будет счастье и мир, а ты сам будешь здоров и удачлив!» 2 Затем присутствующая молодёжь торжественно несла пирог и деревце в дом будущего хозяина праздника. После проведения праздника прошение мужчины во главе с муллой, а также родные и близкие будущего ведущего несли в его дом эти хлебы, наколов их один на другой на острую палку и поверх них нанизывав куски мяса. После угощения пахарь, одетый чаще всего в шубу, вывороченную мехом наружу, в пушистой папахе, с горским плугом, и сопровождающие его представители духовенства, а также сельчане шли на место проведения борозды. Вывороченная шуба пахаря должна была обеспечить густые всходы, обильный урожай. Чтобы урожай был обильным, на рога быков, предназначенных для запряжения в плуг, надевали ритуальные хлеба (аварцы), хинкалы, баранки (даргинцы), рога смазывали жиром (лезгины), смесью бузы и толокна (лакцы). Быков украшали разноцветными амулетами против сглаза. При выходе первого пахаря из дома в спину ему бросали муку. Когда процессия шла по селу, женщины из домов поливали его водой, произнося при этом пожелания: «Да будет лето масленым, осень богатой, да будет путь ваш добрым, да настигнет вас удача, да уродится поле, да будет достаточно

Читайте также:  Майские праздники отдых туры

1 Магомедсалихов Х.Г. Культура и традиции народов Дагестана. Махачкала, 2004. С.100. 2 Хасбулатов Х.М. Обряды, традиции и верования дагестанцев. Махачкала,2003. С.7.

влаги, да будут сенокосы в густых травах». В это время пахаря забрасывали комьями земли, снегом, сухим коровьим навозом, хлебцами с запеченными в них яйцами, стараясь бить побольнее. Однако камнями, даже мелкими, бить не разрешалось. Считалось, что это может вызвать град. Такое осыпание представляло собой магический акт, который должен был содействовать обилию урожая: как в изобилии сыпались на пахаря комья земли, также обильно должен потом идти дождь и сыпаться хлеб в закрома. В горных даргинских селениях смазывали лицо грязью первому пахарю, а тем, кто проводил с ним ритуальную борозду, запихивали землю за ворот, в карманы, в рот. Все эти действия не вызывали у тех, кто им подвергался, обиды. Они были закономерны во время обряда ритуальной запашки и относились к серии обрядов имитативно-продуцирующего цикла. Для проведения обрядовой запашки не требовалось выхода на настоящую пашню. Это был чисто символический акт, означавший начало полевых работ, поэтому мог быть произведён как на участке, так и на любом месте, например, на току. Даже в тех случаях, когда проводился на поле, вспаханном и засеянном в этот день, участок позже вторично перепахивали и засеивали. Как правило, процедура проведения первой борозды была чисто мужским делом, и женщины в некоторых селах были пассивными зрителями. Однако в некоторых сельских обществах отдельных народов и этнических групп женщины принимали определенное участие в обряде. 1 Развлекательная сторона преобладала во второй части праздника, посвященной увеселению собравшихся и включающей в свой состав соревнования, игры и веселье. Программа соревнований была очень разнообразной и насыщенной: в неё входили скачки на лошадях, бег молодых людей, подростков, детей, метания камней различными способами, борьба схватки специально подготовленных быков, собак, петухов. Призы для победителей заготавливал обычно устроитель праздника. Это были большого размера хлеба в виде калачей, утыканные яйцами, орехами, а иногда даже монетами.

1 Хасбулатов Х.М.Уркарах: история, культура, традиции. Махачкала, 2006. С.12.

Таким образом, праздник первой борозды, являющийся древнейшим у народов Дагестана, открывал хозяйственный год и качестве такового обставлялся целой серией магико-символических действий, призванных обеспечить и усилить производительные силы природы и человека 1 .

Источник статьи: http://infourok.ru/tema-prazdnik-pervoy-borozdi-u-narodov-dagestana-v-i-v-nachale-veka-3617848.html

Обряд праздник первой борозды

Праздник первой борозды отмечают народы Западного и Центрального Дагестана – аварцы, даргинцы и лакцы.

Историки предполагают, что раньше он был распространен по всей горной территории, но впоследствии на юге под влиянием персов был вытеснен Новрузом. Горцы верили, что для хорошего урожая землю надо оплодотворить. Этот обряд лакцы называли свадьбой поля, даргинцы – оплодотворением пашни, а аварцы — выведением быка или бычьей свадьбой. Бык как символ плодородия был «женихом» земли.

Церемония назначалась не в определенную дату, а когда почва была готова. Первую борозду должен был проводить уважаемый и удачливый человек, у которого непременно растет борода. В него со всех сторон кидали снегом и комьями грязи. Считалось, если он выстоит с невозмутимым лицом, то и колосья будут сильными.

С поля все устремляются обратно в деревню. Молодежь бежит или едет на тракторе, пожилые женщины в черном хором распевают «Ля иляха илля Ллах».

Впереди – соревнования. Сельчане, разбившись по возрасту и полу, состязаются в беге. Стараются изо всех сил, порой в азарте хватая соперников за рубашку.

У финиша на импровизированной трибуне их ждут самые уважаемые люди селения с большими бубликами и фигурами из теста в руках.

Хотя это зрелище выглядит современно, корни его уходят в незапамятные времена, а призы для самых быстрых бегунов имели сакральный смысл.

В некоторых селах их богато украшают фруктами, орехами, конфетами или вареными яйцами.

После бега за селом устраивают скачки.

Смотреть на скачки приходят все: и взрослые, и дети.

Завершается праздник песнями и танцами.

Некоторые горянки облачены в старинные наряды с ярко-оранжевыми платками и множеством металлических украшений. Их балхаркам издавна дарили по множеству поводов – рождение, первый шаг, первый зуб…

Ведь гончарным ремеслом, прославившим селение на весь мир, занимаются только женщины.

Значит: их нужно уважать и беречь.

В последнее время праздник первой борозды в Балхаре превращается в приманку для туристов. В этот день в маленькое селение съезжается десяток автобусов и множество автомобилей со всей республики и из-за ее пределов. Балхарцы рады приезжим, щедро угощают их обрядовым кушаньем из семи злаков и наперебой зовут в гости.

Праздник заканчивается. Усталые сельчане расходятся по домам. Со следующего дня их ждет тяжелая работа на поле. Но первую борозду провели удачно, пахарь не дрогнул, а значит – урожай будет хорошим.

Источник статьи: http://www.kavkazr.com/a/29876996.html

Древний хлеборобский обряд «Праздник первой борозды» провели вблизи деревни Шапчицы. ФОТО

Все мы всегда с нетерпением ждём прихода весны, когда наконец пригреет солнце, радуя каждым лучиком, зазеленеет трава, а воздух пропитается знакомым, тонким и щемящим душу ароматом. Однако аграрии, пожалуй, не так сильно ждут эту пору года, как начало посевной. Для хлеборобов важен день, когда плуг впервые пройдет по весеннему полю, делая ровную борозду, в которую затем ляжет отборное зерно.

В ОАО «Полыковичи» стараются сделать этот день для земледельцев особенным. По традиции каждой весной здесь проводят древний хлеборобский обряд «Праздник первой борозды». Этот год не стал исключением. Церемонию, которая способствует успешному началу сельскохозяйственной кампании, провели в поле вблизи деревни Шапчицы.

Под старинные обрядовые песни, которые разлились по бескрайней сельской ниве, по обычаю предков в свежевспаханную землю были закопаны горшочек каши и хлеб. Как пояснила заместитель директора ОАО «Полыковичи» по идеологической работе Жанна Макосова, наши прадеды считали: если пашне принести такие дары, то можно надеяться на хороший урожай.

Настоятель Свято-Троицкого храма агрогородка Полыковичи отец Александр окропил зерно святой водой, произнес молитву, благословив всех участников весенней страды на плодотворную работу.

Щедро рассыпали по весеннему полю первое зерно, как это делалось в старину, Мария Чмырёва и Анна Катульская.

Со словами напутствия к трудовому коллективу обратился руководитель хозяйства Владимир Цариков: «Наступила ответственная пора. В эти дни необходимо заложить фундамент будущего урожая. Помните, что соблюдение технологической дисциплины является важнейшим условием, обеспечивающим успех в этом нелегком деле. Желаю, чтобы ваш труд приносил только высокие результаты».

С началом посевной аграриев поздравил председатель Полыковичского сельисполкома Александр Маргунов, пожелав хлеборобам богатого урожая, трудовых успехов и достойного вознаграждения за хорошую работу.

«Весенний день год кормит, – напомнил пословицу земледельцам заместитель директора сельхозпредприятия по растениеводству Геннадий Давыдов. – Пусть весна будет щедрой на благоприятные для работы дни». Геннадий Давыдов также пожелал труженикам надежного тыла, ведь для механизаторов очень важно, когда после долгого напряженного дня дома встречает любящая семья.

«Не менее важна для хлеборобов в горячую пору исправная техника. Надеюсь, вам не придется её серьезно ремонтировать, а вынужденных простоев будет как можно меньше», – подчеркнул главный инженер Руслан Маслак.

Когда ритуал, который был свят для наших предков, был выполнен, механизаторы угостились свежей выпечкой и горячим чаем. Нужно набраться сил: весенняя страда только набирает обороты, и, может, после проведенных обрядов земля-матушка станет добрее и щедрее на урожай.

Ольга Снытко
Фото Юлии Маркович

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник статьи: http://www.pniva.by/2019/03/drevnij-xleborobskij-obryad-prazdnik-pervoj-borozdy-proveli-vblizi-derevni-shapchicy-foto/

Оцените статью