Обрядовые праздники с березой

Береза в поверьях и обрядах. Русалочья неделя

Одно из важнейших деревьев в мироощущении наших предков — это береза. Отношение к этому дереву у славян можно назвать двойственным. Культ березы связан с весной, точнее — с переходом от весны к лету. Береза была символом обновления, возрождения, чистоты, символом плодородия. Одновременно в поверьях береза выступает как что-то опасное для людей, связанное с духами (с «нечистой силой», как стали говорить по утверждении христианства).

Жизнь людей прошлых эпох была значительно более нашей регламентирована и упорядочена. Представлять ее эдакой пасторалью по крайней мере наивно. Это была суровая жизнь в суровых условиях, постоянная борьба за выживание. Часто на грани голода, в полной беззащитности от болезней. Конечно, не было ни СПИДа, ни «птичьего гриппа». Но сколько раз прокатывалось то, что летописи именуют «моровым поветрием»! Что это было — чума ли, холера — не так уж важно. Повторю — это была борьба за существование. И выжить в ней можно было, лишь подчинив себя определенному порядку. А порядок обеспечивали именно обычай и обряд.

Береза символизировала чистоту и плодородие. Ничего не зная о фитонцидах, предки наши уже открыли целебные свойства банного веника. Но веник был для них не только атрибутом бани. Березовый веник, его заготовка и применение — все связано с обрядами. Веник и в гаданьях применялся.

Русалочья неделя

Главные ритуалы и обряды, связанные с березой, проходили на рубеже весны и лета. И получили название Русалочьей (Русальной) недели. Считалось, что в это время выходят и гуляют по земле русалки. Нужно сразу оговориться, что с киношно-мультяшным образом полунагой девицы с рыбьим хвостом славянские русалки ничего общего не имели. Русалки древних славян — это души умерших. Причем души умерших женщин!

Читайте также:  Праздник дня рождения для сыну

По поверьям, живут они в ветвях плакучих берез и с первым летним теплом выходят по ночам на свободу, собираются по берегам рек и озер, в рощах, бегают по полям. И горе тому мужчине, что попадется на их пути — защекочут, затанцуют, утянут в водную пучину!

В начале Русалочьей недели шли на кладбище, поминали ушедших родственников, украшали березовыми ветками могилы. Главным же обрядом было заламывание, или завивание, березки. Участвовали в обряде только девушки и молодые женщины, недавно вышедшие замуж! Выбиралось отдельно стоящее дерево, которое украшалось бусами и лентами. С песнями заплетались ветки березы. Из них плелись венки. Присутствие вблизи мужчин воспрещалось очень строго! Береза выбиралась вблизи ржаного поля. Считалось, что обряд обеспечит будущий урожай.

После украшения березы в ее тени совершалась обрядовая трапеза. Набор блюд тоже регламентировался: яйца, куличи, творог со сметаной, квас, пиво. Затем проходило «кумование» — девушки объявляли себя подругами на год, дарили друг другу подарки. После этого устраивали хоровод. Смысл обряда кумования, скорее всего, в том, что кумились не только между собой, но и с русалками. А те могли раскрыть девушкам их судьбу. Поэтому происходило и гадание. В воду бросались венки. Поплывет венок по воде — вскоре выйдешь замуж. Потонет…

Конечно, в разных местах были свои отличия. Да и сохранившиеся обычаи (сохранившиеся к XIX веку, когда их стали описывать этнографы) менялись за века. Так, с принятием христианства березу стали украшать крестиками. Русалочья неделя все больше «привязывалась» к христианскому празднику Троицы. Сам праздник получил название Семик, так как проходил через семь недель после Пасхи. Но главные черты обрядов все же оставались прежними: почитание березы, поверья о русалках, исключительное участие в них девушек и молодых женщин, еще не имеющих детей.

Читайте также:  Как поздравить маму с праздником днем матери

Все это позволяет утверждать: культ березы (как и культ вербы) был женским культом плодородия, сохранившимся с языческих времен. Запрет для мужчин находиться в месте обряда или около него, поверья об опасности русалок для них говорят о том же. Трудно, конечно, точно сказать, кого олицетворяла береза. Возможно, Великую богиню-Мать.

Двойственное отношение к березе

Женский характер культа березы объясняет и двойственное к ней отношение. Ведь с победой христианства культ этот становился запретным, а обряды, если и не запрещались, то не приветствовались церковью. Меняется и отношение к женщине. Представление об изначальной греховности ее, какой-то «второсортности» не могло прийти в голову язычнику. Для мужчины-язычника женщина была просто иной — у нее свои обязанности, свои обряды. И свои боги, которых следовало побаиваться!

И возникают уже несколько иные поверья. Что на березе обитает черт. Что нельзя мужчине сажать возле дома березку — вскоре умрет кто-то из близких. Что ведьма летает не только на помеле, но и на березовой палке, а на самой березе нечисть устраивает свои шабаши. Что подаренные чертом прекрасные белые кони оборачиваются березовыми жердями.

Думаю, что ритуальный запрет на участие мужчин в культе березы в древности был отнюдь не ритуальным. Культы плодородия были женскими у большинства народов. И известные описания их — прежде всего, у эллинов (древних греков) — свидетельствуют, что опасность была самой настоящей. Неосторожного могли просто убить!

Аграфена-купальница

Еще один летний праздник связан с березой. И одновременно — с летним солнцестоянием. Это Аграфена-купальница, 23 июня (6 июля нового стиля), канун Ивана-Купалы. Здесь тоже был целый набор обрядов. Готовились банные веники. Заготовляли их, кстати, тоже исключительно девушки и женщины. В некоторые вплетали ветки не только березы, но и других деревьев — ивы, черемухи, липы, смородины, рябины, а также разные цветы. Такими вениками парились в этот день в бане, а также «обряжали» скот от болезней, особенно недавно отелившихся или стельных коров. происходили и гаданья: брошенный через голову на крышу бани веник предсказывал судьбу. Если упадет по направлению к кладбищу — вскоре умрешь.

Береза в верованиях других народов

Береза была культовым деревом не только у славян. Поклонялись ей все угро-финские народы: карелы, финны, коми, пермяки, весь, югра и другие. Известно, например, что в 1379 году священная береза вблизи устья р.Вымь была срублена и сожжена Степаном Храпом, будущим епископом Стефаном Пермским, крестителем коми, пермяков, зырян. Верили в сверхъестественную сущность березы германцы. В современной Швеции отмечается посвященный березе праздник — отголосок верований предков шведов, свевов. Священным деревом была береза у кельтов. Такое широчайшее распространение культа может свидетельствовать лишь о глубочайшей его древности.

Обряды, посвященные березе, существуют и до сих пор. Конечно, они превратились лишь в красивые обычаи. Как и древняя обрядовая песня, ставшая просто русской народной: «Во поле береза стояла».

Источник статьи: http://lesnoy-dar.ru/derevja-i-les-v-slavjanskoj-mifologii/bereza-v-poveryax-i-obryadax-rusalochya-nedelya.html

Русские традиции, связанные с березой

Для русского человека нет дерева роднее, чем береза. В стародавние времена на Руси березу считали «своим тотемом, родоначальницей и покровительницей». Русская береза -символ России.
Когда-то березу называли «деревом четырех дел»:

Грамоту русский народ осваивал на бересте, освещаемой березовою же лучиной. «Крик» в деревнях от тележного скрипа утишался березовым дегтем, да и отвары из почек березы давались младенцам «от крику».
Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве три угодья: первое — больным на здоровье, второе — от тьмы свет, третье -людям колодец.
Старинная эта загадка тесно связана с крестьянским бытом. Париться березовым веником — больным на здоровье, освещать жилище лучиной — от тьмы свет, утолять жажду березовым соком — людям колодец.

В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, как теперь, а березой. В это время земледельцы приступали к сельскохозяйственным работам, а береза распускалась первой зеленью, отсюда и древнерусское название марта или апреля — березень. На юге, где весна наступала раньше, березнем называли март, а на севере, куда весна приходила позднее, — апрель. Березозол-март был первым месяцем года до XV века, потом русский календарь был перестроен, а вариант названия сохранился в украинском языке, где март называют березенем.

Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева — березы. Позднее в славянской мифологии береза почиталась как женский символ во время весеннего праздника Семика.

Зеленые Святки, или Семик, — праздник подрастающих семян, молодой листвы, первых цветов. В эту «русальную неделю», когда начиналось лето красное, веселье не утихало ни ночью, ни днем. Похороны русалок, Похороны кукушки, Похороны Костромы — этими ритуалами прощались с весною, а наступившее лето олицетворяла береза. Ее ветками украшали жилища.

Березку часто рядили в девичье платье: надевали кофту, юбку, фартук, на голову платок или кокошник, — и называли такое заплетенное дерево Девичьей красой. Или березу как символ женственности изображала самая красивая девушка, украшенная березовыми ветками с листвой. Вокруг нее водили хороводы.

Срубленную березу (которую называли в разных местах по-разному: кума, гостейка, семик, куст, баба, красота) носили по селу и при завершении обряда бросали ее в воду, в овраг, в костер (то есть «провожали березку» или «хоронили» ее).

Девушки просили у березы доли, умывались березовым соком для красоты и здоровья. Береза воспринималась как существо живое, могущественное, способное исполнять желания. Девушки несли березе в лес яичницу, пироги, усаживались под деревом, съедали принесенное и обращались к березе с заветными просьбами. Из ее веток плели венки. В Тюмени березку «кормили» в каждом доме. Верили, что та из девушек, которая в Семик сядет в тень березы, непременно в этом году выйдет замуж.

Источник статьи: http://ruspravda.info/Russkie-traditsii-svyazannie-s-berezoy-2066.html

«Праздник русской березки» — приобщение младших дошкольников к обычаям и традициям русского народа

Ольга Пигарева
«Праздник русской березки» — приобщение младших дошкольников к обычаям и традициям русского народа

Каждый год мы с детьми отмечаем замечательный народный праздник- Троицу. Проводим Праздник русской березки. Начинается подготовка к празднику с разучивания хоровода «Во поле береза стояла». Детям очень нравиться мелодичность и плавность этого танца. Разучиваем игру «Козы, кыш от березы» (Молодова Л. П., «Игровые экологические занятия с детьми»). Для этой игры были изготовлены из бумаги шапочки- рожки для коз. Детям нравится процесс быстрого перевоплощения в коз. Они с радостью изображают этих непоседливых животных.

Родители готовят народные костюмы. Девочкам — сарафаны, кокошники, рубахи. Мальчикам – рубашки, шаровары, кушаки, картузы.

В свободное время дети рисуют березу, изготавливают поделки.

Рассматривают выставку картин известных художников с изображением берез (И. Левитана, А. Куинджи, И. Шишкина, А. Саврасова, Е. Волкова и др., поделки из бересты, которые есть в нашем мини-музее «Народных промыслов»

Отгадывают загадки об этом популярном, любимом нашим народом, дереве. И конечно же, смотрят клипы и слайды о березе.

Мы читаем с детьми пословицы и поговорки о березе, которые наглядно демонстрируют любовь русского народа к белоствольной красавице. Разучиваем стихи русских поэтов. (С. Есенина, С. Никитина, С. Андропова и др.)

И вот долгожданный день настает. Все в праздничном, приподнятом настроении приходят в детский сад. Родители несут костюмы, праздничное угощение. Я обычноготовлю сюрприз на стол: банку березового сока. Звучат народные мелодии.

Все переодеваются и выходят на улицу. Ведь именно там находится главная героиня нашего праздника. Начинаем со стихов и загадок.

Звучит мелодия «Во поле береза стояла» и дети, и гости праздника, дружно взявшись за руки, водят традиционный хоровод вокруг березки.

Затем начинаются игры и забавы.

Оркестр шумовых инструментов, украшение веточек березки ярким ленточками, игра-забава «Бусинки», появление куклы Петрушки — гостя нашего праздника. А затем — праздничное угощение на свежем воздухе.

Нужно отметить, что проводить праздник с музыкой на улице непросто. В таких мероприятиях меня выручает компактная музыкальная колонка с флешкой. Главное, не забыть ее зарядить. Палочка-выручалочка во многих моих мероприятиях. Также, заранее должны быть распределены обязанности между педагогами и помощником воспитателя. Привлекаются родители, которые помогают помощнику воспитателя накрыть на стол. Обязательно приглашаем медицинского работника детского сада.

Какой красивый и светлый праздник, который обязательно запомнится нашим малышам и их родителям!

Летний праздник «Солнечный хоровод у березки» для младших дошкольников ЛЕТНИЙ ПРАЗДНИК Вечер хороводных игр «Солнечный хоровод у берёзки» Действующие лица: Ведущая, Солнце, Берёзка, Зайка, Коза, Пастух Дети.

Познавательно-творческий проект «Приобщение дошкольников к этнокультурным традициям и обычаям народов Бурятии» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 161 «Ёлочка» общеразвивающего вида г. Улан-Удэ Проект.

Праздник Березки для младших групп «Праздник русской Берёзки». (Младшие группы) Ведущая: Ребята, а давайте к нам в гости позовем березку? Тогда говорите вместе со мной Белая.

Приобщение детей к традициям и культуре русского народа средствами музейной педагогики Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего.

Приобщение детей к традициям русского народа Приобщение детей к традициям русского народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума,.

Приобщение к культуре и традициям русского народа средствами театрализованной деятельности. овольно не просто объяснить детям, что такое русские традиции. Поэтому с начало, я решила познакомить с русскими фольклором: сказками,.

Развлечение «Троицын день-праздник русской березки» Цель: Приобщать детей к культуре русского народа. Зажечь искорку любви и интереса к жизни наших предков. Задачи: • Познакомить детей с.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Приобщение детей к традициям и обычаям русского народа» Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие.

Семинар-практикум «Как приобщить дошкольников к традициям обычаям Донского края» Вводное слово : «Ой, ты батюшка наш, славный тихий Дон Ты кормилец наш, Дон Иванович! Про тебя-то лежит слава добрая! Слава добрая, речь.

Приобщение младших дошкольников к семейным традициям на основе взаимодействия детского сада и родителей Наблюдая за малышами нашей группы, мы увидели, что детям необходимо ласковое прикосновение взрослых, т. е. они, нуждаются в эмоциональном.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/prazdnik-ruskoi-berezki-priobschenie-mladshih-doshkolnikov-k-obychajam-i-tradicijam-ruskogo-naroda.html

Оцените статью