Определение праздника по лаптевой

Тема 1. Определение праздника. Место праздника в тексте культуры.

Тема 1. Определение праздника. Место праздника в тексте культуры.

Древнеевр. – хач (хачать танцевать) – моэд (урочный час)

Датинский –фери, фестум — праздник. Торжество.

Франц – 3 знач – особый день, публичные развлеч, удовольствия.

Социолог. Словарь – фест- праздник.

Новый лексикон – обществ события торжественного характера в свободное от работы время

Слов. Гуман наук – момент социокультурной динамики, когда общество развлекательным способом показывает культурные отношения

Праздник – это символ игра, которая практикуется в мифе, предлагающего смысл.

И.М. Снегирев -1837 – есть антитеза будней с их трудом и заботами; это проявление особой, празднично-свободной жизни, отличной от жизни будничной, каждодневной.

Д.М. Генкин 1972 Праздник- гибкая педагогическая система, позволяющая наблюдать процесс педагогич. воздействия.

М.М. Бахтин – 1965 – первичная форма человеческой культуры.

М.И. Мазаев – 1978- свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно-обозримых границах места и времен, посредством контакта людей, собравшихся добровольно.

Л.С. Лаптева – 1975 – традиционная народная форма отдыха, отличительная черта мажорность, вид народного творчества.

Все начинается от традиции ТРАДИЦИЯ

1) Обычай – проф время

2) Праздник –сакральное далее от П. ОБРЯД и Церемония . в итоге ритуал

Традиция – элементы соц культ наследия передающ от поколения к поколению

Обычай – стереотипное поведение в стереотипных условиях

Обряд – традиц действия в важные моменты жизни. Для О нужно: событие, коллектив, знаковая система

Церемония – торжеств акт, обрядовое действие

Ритуал — вид обряда, выражающий определенные соц. и культурные ценности

Театрализованный праздник и представление.

Общее : формы человеческой культур, оба театрализованные

Отличие: праздник- нет делений на участников и зрителей, представление – предполагает это. Праздник- много рычагов воздействия территориально и временно ТП – на сцене, определенный тайминг. ТП- репетировать, П- само собой.

Праздник в археологической классификации культуры.

Палеолит – 3 млн -10 тыс до н.э. – формирование охотничьих ритуалов, праздников, обрядов

Мезолит – 10 тыс – 7 тыс д н.э. – развитие скотоводческих ритуально обряд действия

Неолит – 8 тыс – 6-4 тыс до н.э. — земледелие, начальный этап развития календ-обряд праздников

Бронзовый век – 3-1 тыс до н.э. – появление праздников городов

Железный век – 2 до н.э. – наша эра – появление праздников городов-государств

Начало нашего времени – зарождение и формирование религиозных праздников

Тема 2. Обзор научных концепций происхождения праздника

Описательная концепция

Иван Михайлович Снегирев – идеализация праздничного быта, отсутствие соц. фона и общей теории праздника. Первая попытка периодизации типов праздника по сезонам.

Мифологическая концепция

Федор Иванович Буслаев, Александр Николаевич Афанасьев,

Создание новой типологизации праздников, основанной на взглядах людей на природу как борьбу лета и замы. Привязанность праздничных дней к переломным моментам в жизни природы. Наложение церковного календаря на народный

Школа заимствования

Александр Николаевич Веселовский, Аничков, Миллер

Выведение русских празднеств из рамок национальной замкнутости. Сходство календарных обрядов, поимки путей заимствования. Отсутствие историзма и соц подхода.

Антропологическая концепция

Связи праздника с религией , смерть божества- смерть природы, зимнее угасание. Весенний расцвет – воскресение божества. Миросозерцательный смысл – возрождение на новых началах.

Социальная концепция

Связь праздника с социальной историей, определение смысла бытовой повседневности, перевернутость общественных отношений. Где бедняки – становятся вместо богатых, птицы и звери на место людей, молодежь на место стариков, женщины – мужчины и т.д.

Аграрно-продуцирующая концепция

Чичеров Владимир Иванович, Пропп, Бахтин

Оценка человека как производитель силы общества, полное отсутствие проблемы формирования личности. Праздник – не просто художественное воспроизведение жизни, но и сама жизнь, оформление игровым способом.

Коммуникативная концепция

Анатолий Ильич Мазаев

Понимание праздника как первичная форма человеческой культуры. Роль коммуникативной деятельности общения в передаче от поколения поколению накопленного опыта, традиций, ценностей.

Праздник красной горки

Знак пространства

Знак времени

Солярный знак

Знак огня

Знак воды

Знак растительности

Знак ритуальной пищи

Знак даров и жертв

Знак культа предков

Знак маскирования и ряженья

Знак гаданий и примет

Знак эротических действ

Знак смеха

Тема 1. Определение праздника. Место праздника в тексте культуры.

Древнеевр. – хач (хачать танцевать) – моэд (урочный час)

Датинский –фери, фестум — праздник. Торжество.

Франц – 3 знач – особый день, публичные развлеч, удовольствия.

Социолог. Словарь – фест- праздник.

Новый лексикон – обществ события торжественного характера в свободное от работы время

Слов. Гуман наук – момент социокультурной динамики, когда общество развлекательным способом показывает культурные отношения

Праздник – это символ игра, которая практикуется в мифе, предлагающего смысл.

И.М. Снегирев -1837 – есть антитеза будней с их трудом и заботами; это проявление особой, празднично-свободной жизни, отличной от жизни будничной, каждодневной.

Д.М. Генкин 1972 Праздник- гибкая педагогическая система, позволяющая наблюдать процесс педагогич. воздействия.

М.М. Бахтин – 1965 – первичная форма человеческой культуры.

М.И. Мазаев – 1978- свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно-обозримых границах места и времен, посредством контакта людей, собравшихся добровольно.

Л.С. Лаптева – 1975 – традиционная народная форма отдыха, отличительная черта мажорность, вид народного творчества.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник статьи: http://cyberpedia.su/12xcc50.html

Праздник – как социально-художественное явление

Праздник является одним из самых первых наиболее эффективных общественных регуляторов. В ходе развития общества развивался и сам праздник. Польский социолог Казимеш Жигульский утверждал, что праздник возник в мустьерскую эпоху _- палеолит 40 000 лет до н.э. Отголоски элементов древнего праздника сохранились и в современных. Праздники эпохи неолита – 6 000 лет до н.э:

Миф, как первый сценарий человеческой жизни. Всякое празднество, по мнению М.М. Бахтина, очень важная первичная форма человеческой культуры. Праздник – как лингвистический термин и его эквиваленты в разных языках:

Хатч(хатчать – танцевать) празднование с древнееврейского.

Латинский «ferial» праздничные дни какникулы, дни отдыха, а также «festum» — праздник, торжество, праздничный день (освещенное место).

А) Особый день, посвященный культу религиозных церемоний.

Б) Публичные развлечения, устраиваемые по какому либо поводу и не имеющие религиозного характера.

В) Удовольствие, житейские радости, счастье.

ФРГ 60-х гг. 20-го века:

«Das fest» – праздничное торжество.

«Die feier» – торжество.

Праздник, изъятие из повседневности, учрежденные согласно правилам общественные события торжественного характера в свободное от работы время.

Словарь гуманитарных наук Париж:

Праздник – это момент социокультурной динамики, когда сообщества развлекательным (игровым) способом подтверждают свойственные им общественные и культурные отношения.

Определение праздника в толковых словарях:

1. Энциклопедический словарь библиографического общества «гранат» 1897 определяет понятие праздник как религиозное явление.

2. Словарь Даля: праздный – пустой, незанятый, порожний.

3. Фасмер определяет праздник – как праздь, безделье.

4. В словаре Ушакова и Ожегова праздники считают связанными с определенными днями.

5. Мифы народов мира: праздник – это временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, максимальное причастие как институциализированное действо.

Понятие «праздник» в определениях ученых:

1. И.М. Снегирев 1837 – «Праздник, есть антитеза будней с их трудом и заботами. Это проявление особой праздничной свободной жизни, отличной от жизни будничной, каждодневной.

2. Генкин Д.М 1972 г. «Праздник, гибкая педагогическая система, позволяющая наблюдать процесс педагогического воздействия.

3. Казимеш Жигульский 1985 «Праздник, семантически связан и со свободным временем, временем празднества отдыха, торжеством и ритуалом.

4. М.М. Бахтин 1965 г. «Праздник, первичная форма человеческой культуры».

5. Мазаев 1978 г. «Праздник, свободная жизнедеятельность, протекающая в свободных границах места и времени в процессе живого контакта людей собравшихся добровольно.

6. Лаптева 1975 г. «Праздник это традиционная форма народного отдыха, удовлетворяющая естественные для человека потребности в массовом общении, в нем переплетаются все виды культуры.

7. Определения режиссеров практиков. «Праздник, это духовно-практическая деятельность, опирающаяся на систему ценностей».

Соотношение основных понятий связанных с праздником:

Традиция, обряд, обычай, традиция, церемония, ритуал.

Традиция – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.

Обычай – стереотипное поведение в стереотипных условиях.

Обряд – художественное осмысление важного события в жизни человека и природы.

Церемония – регламентированное во времени о пространстве, обрядовое действо.

Ритуал – вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного поведения, упорядоченная система действий, которая выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности.

Источник статьи: http://studopedia.ru/11_163897_prazdnik—kak-sotsialno-hudozhestvennoe-yavlenie.html

Глава I Праздник как феномен культуры.

Содержание

Гл. I Праздник как феномен культуры………………………………….…….6

1.1 Суть и смысл праздника…………………………………………………. 6

1.3 Характерные черты праздника: естественность, образность, выразительность, алогизм форм…………………………………………14

Гл. II Краткая история праздников…………………………………………. 23

2.1 Архаичные времена: предпосылки возникновения праздника………. 23

2.2 Древние цивилизации:

праздники Древнего Египта и Древней Греции: культ «вечной жизни»;

праздники Древнего Рима: культ «мирового господства»……………. 25

2.3 Праздники Средневековья и эпохи Возрождения……………………….32

2.6 Праздники советского периода…………………………………………..51

Гл. III Современный массовый праздник…………………………………….54

3.1 Современные зрелищно-массовые формы: проблемы и тенденции развития………………………………………………………………………. 54

3.2 Праздники народов Среднего Поволжья………………………………. 61

3.3 Краски праздников мира……………………………………………….…80

Светлой памяти моего

Учителя Николая Федоровича Максютина

Предисловие.

Олицетворение праздника: радостное, приподнятое настроение, круг друзей и родственников, нарядная одежда, красивый и обильный стол, веселая музыка, танцы, песни.

Праздник отвлекает от рутины повседневной жизни и дает полноту мироощущения, невозможную в другие дни. В празднике есть тайна, чудо, ожидание волшебства.

Почти все праздники совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому имеют значение не только духовное, но и иное – приобщение к Природе, привнесение в свою жизнь чувство того, что Земля – живая.

Тысячи лет календари служили людям, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотиться и рыбачить. Год, поделенный на двенадцать частей, изображался на ритуальных чашах и каждому месяцу соответствовал особый знак. Годовое колесо – Коло Сварога – несло в себе особый смысл, который заключался в вечном перерождении и обновлении всего живого. Но календарь важен не только буднями, его всегда украшают веселые праздники.

«Праздник есть долг Богу, — говорили на Руси и добавляли: день свят, и дела наши спят». Праздник требует к себе уважения.

В чем суть и смысл праздника? Единого мнения нет.

Одни утверждают религиозно-обрядовую концепцию природы праздника (обрядовое оформление народного календаря и религиозной жизни), другие отмечают трудовую концепцию природы праздника (духовно-нравственное приготовление к работам, благодарность богам); рекреативная концепция, объясняет происхождение и смысл праздника как чередование ритмов труда и отдыха, как ответ на потребность в отдыхе; существует и миросозерцательная, философско-культурная концепция праздника как воплощение представлений об идеальной жизни.

Но одно точно: самые древние праздники – это массовые и веселые праздники, напоминающие народный карнавал (здесь нет активных участников и пассивных зрителей), который служил целям магического обновления жизни, объединяя всех участников. Люди погружались полностью в стихию праздничной жизни. Воскрешались события священного прошлого, воссоздавалась мифическая история и она переживалась как реальное событие, происходящее здесь и сейчас.

В ходе праздника все переворачивалось с ног на голову: тотемы менялись знаками; громко назывались тайные запретные имена; женщины наряжались мужчинами, а те – наоборот; нарушались брачные табу, отвергалась иерархия, отменялись строжайшие запреты, т.е. воспроизводилась ситуация первородного хаоса. Разрушительные силы побеждены, упорядоченный Космос торжествовал, воцарялся мир и порядок. Магически появлялись новые члены общества, умножались животные и растения, а люди обретали новые силы, чтобы жить.

Праздник – мудрая система отношений людей и окружающего мира, через которую можно было понять жизнь народа с ее повседневными трудами, заботами, чаяниями и надеждами.

Обо всем этом Вы узнаете подробнее. В содержании данной книги положены материалы Т. Кашириной, Т. Евсеевой, Н.Ф. Максютина, Б.В. Бокарева.

Уверена, что разделы данной книги постепенно познакомят Вас с праздником, его историей и современностью, а информация, которую Вы сможете почерпнуть здесь, поможет по-новому взглянуть на историю, обычаи, нравы и традиции народа.

Глава I Праздник как феномен культуры.

Суть и смысл праздника.

Прежде чем мы начнем рассуждать о празднике, его сути, истории, рассмотрим ключевое понятие «культура».

На сегодняшний день существует более 500 определений понятия «культура»: в древнем мире под культурой понимали сельское хозяйство (возделывание земли). В настоящее время, по мнению М.Б. Биржакова[1] термин культура определяется как: определенная сфера жизни общества, получившая институциональное закрепление; совокупность духовных ценностей и норм, присущих большей социальной группе, общности, народу, нации. Культура отражает уровень качественного развития духовных достижений. Следовательно, культура – это увязанная система знаний, верований, искусства, морали, законы и обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком, как членом общества.

Культуру подразделяют на материальную и нематериальную. К материальной культуре относят физические объекты, связанные с гением человека. Нематериальную культуру образуют нормы, правила, законы, ценности ритуалы, символы, значения, идеи, обычаи, обыкновения, традиции, язык, искусство, религии. Культура выполняет следующие функции:

· защитную (универсальная защитная функция) – посредством орудий и приспособлений, а также системы знаний, человек увеличил свои возможности противостояния силам природы, приспособился к окружающему миру, подчинил себе силы природы;

· креативную – преобразование и освоение окружающего мира;

· коммуникативную – передача и усвоение информации в любом виде, общение людей, групп и народов, использование стремительно развивающихся средств связи;

· сингнификативную – определение и присвоение значений и ценностей явлениям и предметам;

· нормативную – нормативно культура ответственна за создание норм, стандартов, правил, и рецептов поведения людей в обществе;

· релаксационную – искусство физического и психического расслабления, снятия стрессов и разрядки.

И весь этот спектр функций включает в себя праздничная и обрядовая культура народа.

Праздники, обычаи, обряды, традиции – это трансляция опыта, знаний, это составляющая культурного процесса. Под ними понимаются элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от

поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений[2].

Назначение праздника состоит в активном привлечении человека к культуре на основе познания, совершенствования, творческого созидания. Поэтому праздник следует рассматривать в контексте культуры в целом. М.Бахтин определял празднество как важную первичную форму человеческой культуры. И.М. Снегирев утверждал, что праздник есть самовыражение народа, его миропонимание. Н.Ф. Масютин определял праздник «как синкретический пласт духовной культуры, действенное выражение людьми психологического состояния и умонастроения в период переживания ими важнейших переломных явлений в развитии природы, общества и в личной жизни (или имитация таких явлений) при их адекватном отображении в сознании»[3]. Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова трактует праздник как день торжества, установленный в честь или в память кого-чего-нибудь…, день радости и торжества по поводу чего-нибудь…, выходной, нерабочий день.

«Массовые праздники – это огромная сила, и относиться к ним надо с уважением, с чувством высокой ответственности. …Массовое действие живет лишь однажды и при этом оно должно произвести сразу глубокое и эмоциональное яркое впечатление». Это слова выдающегося режиссера современности, профессора И.М. Туманова, который дает такую характеристику празднику: «Праздник всегда отличается широким, активным и творческим участием массы – поэтому он и называется массовым. Он рассредоточен на обширной территории, не предусматривает локальной сценической площадки и по существу не имеет границ»[4].

Говоря сегодня о праздниках, необходимо подчеркнуть, что они стали важным компонентом образа жизни современного общества. Праздник отражает не только жизнь, но и состояние души, настроения, эмоции. Любой праздник имеет (или должен иметь) свои корни в быту. На бытовую «плату» накладывается художественное решение, а формы мы заимствуем из жизни. Проходят столетия, прежде чем праздник из единичного превращается в традиционный, то есть тот, который передается из поколения в поколение.

В. И. Даль дает такое толкование празднику: «празднество-торжество или празднование чего-либо обрядами, пирами, почет событию или воспоминанию о нем»[5]. Следовательно, праздник – это связь между прошлым и будущем, и его сами себе устраивают люди, являясь главными действующими лицами.

На протяжении последнего столетия учеными были сделаны неоднократные попытки найти ответ на вопросы: «Что считать праздником, а что нет?» или «Чем праздники отличаются друг от друга или от не праздников?»

Современный драматург, режиссер В.В. Панфилов[6] дает такой ответ: «… праздник от праздника отличается обрядами[7], а значит, если есть обряды, то есть и праздник. Нет обрядов – нет праздников. Именно обряды и сохраняют традицию или возрождают ее. Пока есть обряды – традиция[8] не исчезнет. И наоборот: пока есть традиция – обрядам есть на что опереться. Обряды – это первая основа Праздника».[9]

Далее обращается внимание на то, что праздник приносит в нашу жизнь радость, обязательно присутствует застолье (праздничный стол, угощение), канун (день перед праздником; время, предшествующее какому-либо событию), песня и игра, и пожалуй, одно из самых важных наблюдений – праздники связаны с укреплением семьи. Основой праздника является семейственность. Без всего перечисленного праздник быть не может. Все остальное – это событие, знаменательная дата в жизни страны, дополнительный выходной день, но не праздник[10]…

О природе происхождения праздника писали Л.С. Лаптев, А.И. Мазаев, М. Бахтин, Н. Мизов, И. Снегирев. Какова концепция природы праздника: что служило и служит содержанием праздника и поводом для него?

В истории было не мало попыток подойти к этой проблеме. Мы обратимся к исследованию Н.Ф. Масютина[11] и позволим активно цитировать его, так как на сегодняшний день его суждения на эту тему представляются наиболее четкими и концептуальными.

И так, Н.Ф. Максютин предлагает следующие концепции о природе праздника: 1) религиозно-обрядовая; 2) трудовая; 3) рекреативная; 4) миросозерцательная, философско-культурная[12]

Праздник происходит из религиозной жизни людей, ее обрядового оформления (умилостливить или отвратить непонятные силы природы) – такова религиозно-обрядовая концепция праздника. Н.Ф. Максютин пишет, что эта концепция необоснованна. Во-первых, праздник гораздо старше современных религий; во-вторых, философия религий противоположна празднику (запрещались церковью шутки, смех, увеселения,

сами зрелища и т.д.); в-третьих, свои праздники церковь стала приспосабливать к языческому календарю, так как не смогла ни запретами, ни проклятиями, ни сожжением победить языческое (народное) действо.

Трудовая концепция природы праздника утверждает, что режим праздников совпадает с ритмом трудовой деятельности, следовательно, праздник – магические действия и отправление культов с благодарением богам, т.е. это духовно-нравственное приготовление к работам.

Трудовая концепция праздника имеет своих сторонников и обоснования, но приводится (Н.Ф. Масютиным) множество примеров подтасовки фактов, где весенние обряды (действия, игрища) трансформировались на зимнее время, хотя первоначальный их смысл оставался прежним: повлиять на плодородие природы; связь этих праздничных действий с хозяйственными заботами не всегда просто установить, а объяснения некоторых обрядов и элементов празднества спорно и недоказуемо.

То же самое можно сказать и о толковании народных праздничных обрядов с позиции солярной концепции (магия ради будущего урожая, стимулировании плодородия, забота об урожае, приплоде и т.д.)

Рекреативная концепция так объясняет праздник: трудовая деятельность (календарь) и содержание праздников как чередование ритмов труда и отдыха. Праздник как ответ на потребность в отдыхе. Здесь мы приведем возражения М. Бахтина, что празднество нельзя вывести и объяснить из практических условий и целей общественного труда или… из биологических потребностей в физическом отдыхе. Празднество всегда имело существенное и глубокое смысловое, миросозерцательное содержание.[13]

Праздник – это жизнь идеальная, жизнь о которой мечтаешь: не работаешь, смеешься, радуешься, ешь, пьешь, красиво одеваешься, позволяешь себе то, что в повседневной жизни не мыслимо совершить. Это реализация надежд, идеалов, мечты. Так думали наши предки, так думаем и мы. Об этом – концепция праздника как воплощения представлений об идеальной жизни.

Поводом для праздников с доисторических времен и по сей день являются смена времен года и фаз солнца (летнее, зимнее солнцестояние, весенние и осеннее равноденствие), три главных события в жизни человека (рождение, брак, смерть), смена правителей и династий, революции.

Это – основа праздничного календаря, обогащенного событиями трудовой, политической, религиозной, культурной и т.д. жизни[14].

Праздники имеют свою классификацию. С нею можно познакомиться в трудах И.М. Снегирева, Н.Ф. Максютина[15].

И.М. Снегирев классифицирует праздники так:

· по солнечному календарю;

· подвижные и неподвижные (точные даты и меняющиеся);

· ночные и дневные;

· мирские или приходские (братчины, помочи);

· отечественные и заимствованные;

· сельские и городские.

Н.Ф. Максютин, взяв за основу классификацию Н. Мизова, предлагает три аспекта:

· по сферам деятельности человека;

· по диапазону праздника, по охвату территорий и по объему включенной в праздник массы людей;

· по демографическим признакам, прежде всего по половозрастным[16].

Остановимся на тех праздниках, которые сегодня более востребованы и имеют перспективу. К таким, в первую очередь, относятся: 1. Государственные праздники. Сегодня экономическая среда устоялась, через эти праздники идет укрепление государственности: День Республики, День отечества, 9 мая, День города и др. 2. Профессиональные праздники. Наш век – это век чиновников. Главное – правильно подавать важность и значимость профессии, гордость за успехи в труде, за людей, славящих профессию. 3. Личностные праздники – это дни рождения, юбилеи, проводы на пенсию и др. 4. Детские праздники. 5. Национальные праздники или Этнопраздники. 6. Праздники эксклюзивного направления, например, праздники, посвященные А. Пушкину, И. Шишкину, М. Цветаевой, С. Есенину, проходящие на их родине; праздник «Каравон», «Русская зима», «Пестречинские зорьки», «Праздник колодца» и др., то есть те праздники которые раскрывают свое, местное, являются авторскими. эксклюзивными

Приведенные выше аспекты классификации могут быть дополнены. Праздник не имеет четких границ в классификации, он очень многозначен и может одновременно быть отнесен к разным группам классификации.

Огромное значение имеют формообразующие элементы праздника. Их много. Вот несколько из них: шествия, демонстрации, митинги, слеты, церемонии, посвящения, гуляния, карнавалы, фестивали, балы, застолья, дискотеки, игры, парады и многие другие.

Остановимся на тех, которые чаще всего встречаются на празднике. Систематизируя формы в жанровые группы, мы получили таблицу:

Жанр Отличие или специфика
· театрализованные и публицистические представления, театрализованные тематические и эстрадные концерты, рекламные шоу. В основе сценария программы лежит номер, который связан с другими номерами единым художественным образом и подчиняется определенной теме.
· вечера (развлекательные, познавательные, тематические): — вечер-хроника — вечер-портрет — вечер-рассказ — вечер митинг — вечер-ритуал — вечер встреча — вечер вопроса и ответа — вечер-консультация и т.д. Состоит из двух частей (массовой и сценической), подразумевает не только действие, но и развлечения (танцы, игры, конкурсы и т.д.). Кульминацией является встреча с реальным героем события, которому посвящен вечер. Особая роль отводится — актуальности и злободневности темы. На первом месте — факт, событие, документ. Художественный материал придает факту более выразительную форму.
· художественно-игровые и информационные развлекательные программы В основе данной формы лежит игра-конкурс, а зритель является активным участником, а не пассивным зрителем.
· театрализованное обрядовое действо В основе — национальные традиции и обычаи. Специфика заключается в том, что кульминацией данной формы является ритуал.

Современный праздник это не просто совокупность случайно собранных вместе мероприятий. Это живой, пульсирующий организм. И если упор в массовом празднике делается на театрализованное действие, то праздник тяготеет к разряду театрализованных представлений. Если же основой праздника является организованное праздничное веселье, то его можно причислить к разряду гуляния или карнавала. Праздник — это емкий и многогранный вид искусства, это комплексная форма, которая может включать в себя и другие формы (театрализованный митинг, тематический вечер, сборный концерт, шествие, митинг, шоу и т.д.).

Основной целью праздника является человеческое общение,а суть массового праздника заключается в том, чтобы организовать это общение художественными средствами.

Чтобы праздник получился, нужна праздничная ситуация, то есть высокий подъем чувств и мыслей как отклик на это праздничное событие. Масса народа выходит на улицы, площади, чтобы соприкоснуться с тем, что дорого и радостно. Именно здесь проявляется то настроение, которое приводит их на праздник. Возникает необходимость в организации художественного оформления праздничного момента, создание яркой образной его формы.

Но прежде чем приступить к этому, необходимо оговорить специфику, отличие праздника от других форм. Прежде всего, это аудитория: люди, пришедшие отдохнуть, аудитория массовая, обладающая свободой выбора объекта своего внимания, зритель (чаще всего) не имеет сидячих мест, то есть это те люди, которые готовы общаться и активно включаться в действие. Праздник имеет масштабность, как по количеству участников, так и участвующих в нем, укрупненность тематики, своеобразие использования выразительных средств, плакатность, а также широкое использование символики и аллегории. Главным героем в празднике является народ. Действие организационно оформлено и может развиваться одновременно на нескольких площадках и территориях. Широкое продвижение больших групп людей, энергичная переброска действия с одного места на другое тоже является спецификой праздника.

Проведение праздника, организация его подразумевает определенные шаги, алгоритм по которому делаются мероприятия. Должны быть конкретные технологии и они существуют, наработаны. Технология (с греч. – этимология, корень «техно…» восходит к словам «способ», «ремесло», «делать», а слово «технология» в буквальном смысле означает «искусство», «мастерство») — это оптимальный способ действия (достижения цели) в заданных условиях. Это чужой, проверенный опыт, а в рамках этих технологий проявляется творчество организаторов массовых действ.

Функции праздника.

Праздниками в теоретическом и практическом аспекте занимались многие теоретики и практики. Особое внимание уделялось исследованию темы определения и обоснования функций праздника.

Я.П.Белоусов, Л.С. Лаптева, Д.М. Генкин, М. Мазаев, А. Конович, А. Чечетин и др. в разное время и в разной степени рассматривали эти вопросы, имеется множество представлений о функциях праздника.

Мы же подробно рассмотрим функции праздника предложенные Н.Ф. Максютиным, так как все функциональное многообразие представлено им в укрупненном и обобщенном виде.

Праздники Древней Греции.

Греческие праздники были очень разнообразны не только в силу местных различий. Они сильно отличались также в зависимости от характера бога и цели празднества. При этом на первый план выступали собственно культовые действия: то большие жертвоприношения и торжественные процессии, то искупительные церемонии. На них происходили состязания и игры, бывали мистические посвящения и оргиастические торжества. Праздники часто имели также значение дней веселья и покоя, когда приостанавливались частные и общественные дела, судебная деятельность и политические собрания.

Праздники Древней Греции сложились на основе мифологических сказаний. Греки боялись сил природы и считали, что природой управляют многочисленные боги. У каждой отрасли хозяйства был свой бог-покровитель. Таким образом, из простых религиозных обрядов возникли традиции празднования событий.

Поводы к ним находились в жизни народа: в смене времени года, в произрастании растительности, в земледелии и виноделии, а потом и сказания о богах легли в основу праздничных действ.

Дионисии.

Наиболее распространенный культ – Диониса (бога виноделия). До нас дошли сведения о четырех праздниках Диониса – малом Дионисии, Линее, Анфестерии и Великом Дионисии.

Малый Дионисий. Сельские Дионисии (Ко-мос) – декабрь, январь (поворот к весне). Приурочен к первой пробе молодого вина. Здесь впервые в истории мы видим ряженых – веселую процессию, где каждый переодевался в какого-либо персонажа. Ряженые несли амфору с молодым вином и поливали друг друга, распевая хвалебные песни в честь Диониса – дифирамбы (дифирамбические песни; дифирамб – дважды рожденный). Вся процессия была красочно украшена, амфоры увиты зеленью, празднующие несли корзины с фруктами, виноградную лозу, гирлянды плодов. Впереди процессии шествовал козел для жертвоприношения. Само жертвоприношение совершалось в храме, где все принесенное укладывалось на алтарь. Начиналось веселье – хороводы, танцы, игры, а затем совершалась торжественная трапеза, на которой все пробовали молодое вино. На этом празднике впервые упоминается хор с запевалами (эксхархами).

Линей (январь, февраль). Праздник продолжается в течение трех дней. Он проходил как малые Дионисии, но праздновался пышнее и устраивался в Афинах. В основе праздника – театральные представления. В VI в. до н.э. на этом празднике родился театр как самостоятельный вид искусства, там же прошел и первый театральный спектакль.

Поначалу все спектакли посвящались Дионису. Состязания шли в течении нескольких дней. Начинался праздник с большого шествия, которое изображало прибытие Диониса на корабле в Афины. Была сделана колесница (Каррус Навалис), на которую водружали статую Диониса.

Анфестерий (февраль, март). Продолжался три дня и проходил в Греции с наступлением весны.

Первый день посвящался детям. В Афинах открывался большой рынок игрушек, на котором были только детские товары, и все дети получали подарки. Выплачивалось вознаграждение учителям. Это был единственный день, когда учителя приглашали детей в гости.

Второй день. По Афинам ходили ряженые, изображающие мифологических персонажей. Ряженые заходили к своим знакомым и участвовали в различных состязаниях (например, кто скорее выпьет большой кубок вина). В центре города происходила очень любопытная церемония с участием официальных представителей государства – девяти должностных лиц (архонтов). Главная роль принадлежала супруге одного из них. В этот день ее звали Басилисса. Ее муж выбирал из числа свободных граждан четырех красивых девушек, которые сопровождали Басилиссу. Они произносили клятву, что будут хранить в тайне все, что будет происходить на их глазах. Басилисса отправлялась на «спецзадание», где «сочеталась браком» с Дионисом.

Третий день посвящался памяти мертвых. Это был так называемый «День горшков». Надо было наполнить горшки вареными овощами и плодами и отнести на могилы родных и близких. Пробовать эту пищу было нельзя.

Великий Дионисий. Главный праздник в честь бога Диониса праздновался в марте. Деревянное изображение Диониса (находившееся в святилище) устанавливали в парке. У статуи выступали хоры мальчиков. Следующие два дня шли театральные спектакли, посвященные Дионису. Из этих спектаклей выделялись три жанра древнегреческой драмы – трагедия, комедия и сатировская драма. Здесь в 534 г. до н.э. состоялась первая постановка трагедии Эсхила. Этот год принято считать годом зарождения мирового театра.

Во время всей недели Великих Дионисиев не взыскивали долгов, узников отпускали на поруки, никого не арестовывали. Организацию праздника брали на себя городские власти. В эту неделю никто не работал, все находились под охраной Диониса. Если кто-то в эту неделю оскорблял кого-то, то его приговаривали к смертной казни. Поэты, актеры были неприкосновенны. Проходил конкурс хоров (руководитель — хорег).

Впервые появилась сцена, которая была отделена от зрителей водным каналом. Греки приходили в театр задолго до начала спектакля. Для бедных греков существовала субсидия – феорикон, которая давала им возможность заплатить за место. Греки обязаны были купить свинцовую марку. Первые ряды предоставлялись почетным гостям, право занимать эти места имели только жрецы, послы иностранных государств и граждане, оказавшие услугу государству. В центре первого ряда стояло кресло для жреца Диониса. Зрители брали с собой подушки, еду и одежду на двое суток.

Вначале шли церемонии официального характера. Рабы выносили дары союзных городов (золото, статуи, драгоценные камни) и выставляли это в оркестре. Затем выражалась благодарность города тем, кто погиб за него. По вызову глашатая на сцену поднимались юноши – сыновья погибших, им вручали оружие, почетным гражданам вручались золотые венки. Множество рабов угощали зрителей вином. Затем на сцену выходил жрец и совершал жертвоприношение. На глазах зрителей резали поросят и кровью поливали толпу. Затем поросят делили на мелкие кусочки и раздавали зрителям. Церемония заканчивалась жребием, за которым следовал спектакль.

Элевсинские мистерии.

Не менее почитаемой у греков была Деметра – богиня растительного мира, плодородия и покровительница хлебных злаков.

Бог Аид похитил дочь Деметры – прекрасную Персефону, когда она собирала на лугу цветы с подругами. Похитил и женился на ней. В течение девяти дней Деметра пыталась найти свою дочь, и только на десятый день бог солнца Гелиос сказал Деметре, где ее дочь. Деметра разозлилась на Зевса и поразила землю бесплодием. Начался голод, перестали приносится жертвы богам. И тогда Зевс решил, что две трети года Персефона будет жить с матерью, а одну треть с Аидом, поэтому земля плодоносит лишь две трети года.

Все храмы в честь Деметры строили рядом с хлебными полями. Последний сноп всегда несли в храм. В честь Деметры в Элевсине проводились легальные мистерии. Существовало два вида – малые и великие.

Малые мистерии (февраль). Проводились ночью в храме Деметры. Существовал особый обряд: жрецы лили воду из глиняных сосудов в заранее выкопанные отверстия в земле, что означало оплодотворение ее влагой.

Великие мистерии (сентябрь). Празднующие двигались к морю – воде, из которой все вышло, стихии, очищающей и освежающей. От моря шествие направлялось к главному Элевсинскому храму Цереры. Двигались по ночам. Днем были остановки, тогда и выступали атлеты, разыгрывались пантомимы, исполнялись ритуальные танцы, выступали певцы и музыканты, слагали свои панегирики поэты. У моря совершался обряд заупокойного плача.

На этом празднике впервые использовались факелы.

Церковные праздники.

В церковном католическом календаре – 115 праздников. Церковь использовала праздники для пропаганды. Скромная религиозная процессия превращалась в огромное шествие. Появлялись элементы театрализации: была придумана игра с вещами.

Одним из видов зрелищ стали мистерии (жанр религиозного театра), в основе которых лежал религиозный сюжет и жизненные материалы на злободневную тему. Первые мистерии появились в Италии в XIII веке и имели характер пантомимы. Только к середине XV века большое значение начали придавать слову.

В основе мистерий – традиционный конфликт: бог – дьявол, рай – ад, ангелы — черти. Постановка имела свои традиции. Начало – маскарадное шествие по всему городу, завершающееся на городской площади, где участники шествия становились главными действующими лицами.

В основе режиссуры были три постановочные системы.

Передвижная система – повозка (педжент), на которой сооружались декорации и собирались актеры одного эпизода.

Кольцевая система – педженты двигались по кольцу, зритель стоял на месте.

Система беседок – педженты выстраивались на площади по кольцу стационарно. Зритель шел от одного – к другому.

До VIII века зрелища были представлены пышными богослужениями, торжественно-мрачными ритуалами публичных казней, а также выступлениями мимов, акробатов, дрессировщиков, певцов и танцоров, которых во Франции называли жонглерами, в Англии – менестрелями, а на Руси – скоморохами. Среди них были карлики и уродцы, великанши и силачи, бородатые женщины, канатоходцы и кукольники. Жонглеры в замках во время выступлений просмехали горожан, а на городских площадях потешались над рыцарями и монахами.

В городах очень любили карнавальные шутовские представления. Вот как, например, во время народного праздника разыгрывалось единоборство Масленицы и Поста. Шуточная «битва» разворачивалась на площадях при большом скоплении народа. Тощая фигура Поста на колченогом стуле в сопровождении «свиты» (таких же тощих монашек) двигалась навстречу Масленице. Если Пост держал в руках сухие лепешки и ржавую селедку, то Масленица, восседая верхом на бочке с пивом, держала в руках вертел с жирным окороком – своим оружием. В этих потешных сценах побеждала, конечно, Масленица.

Стремясь сделать церковную службу-литургию более действенной, духовенство предложило в противовес народному карнавалу свой вариант театральности – мистерию, которая разыгрывалась сначала в храме. А затем на городской площади. Представление приурочивалось к Рождеству и Пасхе. Сюжеты брались из Священного Писания. Театр средневековья в мистерии продолжал традиции античности. Мир представлялся огромным «земным театром», а люди в нем – актерами. Как бы сойдя с икон и фресок, являлись зрителям Бог с праведниками и дьявол со своей свитой, и только в театре на эти высшие силы можно было поглазеть.

Торжественное карнавальное шествие открывало мистерию. В ней участвовало почти все население города: одни в качестве актеров (до 300 и более человек), другие – зрителей. Каждый уважающий себя горожанин, человек «достатка и чести» принимал материальное участие в организации спектакля. Действа шли с утра до вечера в течение нескольких дней.

В середине XVI века мистерии полностью отменяются. Церковь вынуждена была отказаться от подобной формы религиозной пропаганды.

Другим популярным театральным жанром были моралите – пьесы назидательного характера. На подмостках разыгрывались притчи «О Праведнике и Гуляке», «О Благоразумном и Неблагоразумном» и т.д. Таким образом, моралите – это диспут в лицах, выраженный не через действие, а через спор персонажей.

Появляются фарсы (фарш – «начинка») – веселые сатирические короткие пьесы, вмешивающиеся в личную жизнь горожан. Насмешливые и поучительные одновременно они исполнялись во время антрактов мистерий, а позднее сформировались в самостоятельный жанр.

В площадном театре средневековья отразилось жизнелюбие человека, его веселая дерзость и жажда чуда, вера в победу добра и справедливости.

Студенческие праздники.

В 1594 году в Лондоне на Рождество студенты организовывали многодневный праздник дураков, в котором принимали участие огромные массы молодежи. Этим руководил «повелитель» бесчинства. Был поставлен спектакль актерами из группы лорда, где принимали участие профессиональные актеры, по пьесе «Комедия ошибок» Шекспира.

Карнавал.

Одним из самых значимых явлений Средневековья является карнавал. Возник он в Италии. Центр возникновения – Венеция. В хрониках Венецианской республики сохранились упоминания о карнавале. Толпы народа со всего города спешили на городскую площадь. Играли мандолины, гитары, впервые народ был в масках и костюмах, вступая в общее веселье. Компонентами карнавала стали процессии, игры, акробатические показы и маски.

Возникло такое явление театрального искусства, как комедия дель арте. Появились мимы, жонглеры и буффоны – шуты, основа искусства которых – злободневная сатира на городской быт и нравы. Возникает профессия зазывалы (реклама). Появились астрологи, гадалки, продавцы лекарств. Они были участниками карнавала. Карнавал распространился по всей Европе. Церковь зорко следила за карнавалом, так как во время действа над ней потешались. Инквизиция ко второй половине XVII века добилась исчезновения карнавалов. В праздниках наступает «мертвый сезон». Но ненадолго.

На смену пришли праздники, которые провозглашали свободу, равенство и братство.

Эпоха Возрождения.

К концу XIII века в средневековом обществе начинают складываться новые торгово-промышленные отношения. Итальянская, а затем французская и нидерландская буржуазия явилась той новой силой, которая оказала влияние на формирование культуры и искусства новой эпохи. Появляются новые философские учения, получившие название гуманистических, ориентированных на познание человека и его внутреннего мира. Гуманисты предложили новый взгляд на христианское учение, по которому Бог, теряя средневековой облик грозного судии и аскета, предстает в образе Творца мира. Но Природа, — по их утверждению, — как творение Божие, как самотворящая сила – является также созидательницей мира. И, наконец, Человек, созданный по подобию Бога, является также Творцом, который, познавая мир, делает его совершенней, а себя счастливей.

Гуманизм ознаменовался творческим взлетом художественной культуры, но одновременно нарушением почти тысячелетних нравственных

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Источник статьи: http://cyberpedia.su/22x571d.html

Читайте также:  Папин праздник самый главный маршак
Оцените статью