Сценарий русского народного праздника «Осенины на Руси»
материал по музыке на тему
Праздник «Осенины на Руси» был организован с целью формирования интереса обучающихся к русской культуре на уроках и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий праздника «Осенины на Руси» | 39.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №50 г. Новосибирска
Осенины на Руси
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ.
Учитель музыки Гладких А. С.- первая квалификационная категория;
Учитель музыки Киселева Е. Г. — высшая квалификационная категория;
Учитель технологии Хасанова О.Д. — первая квалификационная категория;
Учитель технологии Свистунова Н.А.- первая квалификационная категория;
Учитель ИЗО Прижелудская Е.Н.- высшая квалификационная категория;
Учитель технологии Сельнихин А. В.
Дата проведения: 29.11.16
Место проведения: актовый зал
Тема мероприятия: «Осенины на Руси»
Тип мероприятия: закрепление полученных знаний, интегрированное занятие.
Цель мероприятия : формирование интереса обучающихся к русской культуре на уроках и во внеурочной деятельности.
1. Ознакомить учащихся с историей, традициями и обрядами народного праздника «Осенины на Руси».
2. Развивать познавательную и творческую активность детей, интерес к рукотворчеству.
3.Формировать представление о красоте труда, многообразии проявления декоративного искусства.
3.Воспитывать уважительное отношение к отечественным традициям, ценностям своего народа через осознание своей этнической и национальной принадлежности, содействовать сближению поколений.
2.Вступительное слово: «Формирование интереса обучающихся к русской культуре на уроках и во внеурочной деятельности на примере проведения русского народного праздника «Осенины на Руси»;
3.Исполнение учащимися русских народных песен, хороводов, театрализованного представления «Осенины на Руси»;
4.Представление выставки декоративно — прикладного творчества, рисунков на тему «Народный праздник – Осенины на Руси»;
5.Чаепитие у самовара;
6.Подведение итогов, обсуждение, рекомендации.
Методы обучения: игровой, метод беседы и диалога, метод моделирования художественного творческого процесса.
Образовательные технологии — информационно-коммуникативная технология.
- готовность и способность обучающихся к восприятию русской культуры, сформированность мотивации к дальнейшему ее изучению, ценностно-смысловые установки и индивидуально-личностные позиции;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;
- повышение мотивации к учебно-творческому процессу.
• знать и понимать роль народной музыки и искусства в жизни человека, формы построения русских народных песен и наигрышей, виды декоративно – прикладного искусства и практическое применение их в повседневной жизни;
• уметь передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности;
• формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;
• освоение способов решения проблем творческого характера; освоение способов практической деятельности – рукотворчества.
• формирование знаний о русском народном творчестве;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• формирование умения находить прекрасное в народном творчестве.
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе музыкально — творческой деятельности.
Материально – техническая база: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальные инструменты, музыкальная аппартура.
Тематический праздник «Осенины на Руси».
Музыкальный репертуар, используемый на празднике:
- Русская народная-хороводная песня «Осень-рукодельница»;
- Русская народная хороводная песня «В хороводе были мы»;
- Русская народная песня «Цветочек аленький»;
- Русская народная песня «На горе-то калина»;
- Русская народная песня «Пряха»:
- Рксская народная песня «Позолоченная прялица»;
- Русская народная песня «Субботея»;
- Песня «Осенины на Руси»;
- Песня «Живи наша Русь и душа»
- Частушки;
- Русские народные плясовые песни.
Подготовка к празднику:
- Оформление актового зала в стиле русской избы; выставка декоративно — прикладного творчества на тему «Осення фонтазия», рисунков на тему «Народный праздник – Осенины на Руси»;
- Осенние листья, искусственные деревья;
- Стол, накрытый скатертью, с русской посудой и самоваром.
Сценарий праздника «Осенины на Руси»
Вступительное слово : Главной целью работы методического объединения является: «Формирование духовного мира школьников, высокого художественно — эстетического вкуса, навыков творческой деятельности, нравственности, воспитание трудолюбия и патриотизма». Духовно – нравственное развитие и воспитание личности осуществляется через разные виды педагогической деятельности. Поэтому каждый год нашим методическим объединиением проводятся различные тематические праздники, в которых формируется интерес обучающихся к русской культуре. Такие мероприятия проходят очень интересно и ярко, в традициях русских народных праздников. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мероприятие «Осенины на Руси», подготовленное учителями совместно с учащимися. Перед нами стояла задача ознакомить учащихся с историей, традициями и обрядами народного праздника. Для достижения этого важен не только сам праздник, но и подготовка к нему. В зале оформлена выставка работ, которые учащиеся выполнили к этому мероприятию на уроках и во внеурочное время с учителями технологии, а также представлена выставка рисунков выполненных ребятами с учителем изобразительного искусства. Кроме того заранее был организован конкурс на лучшие работы из природного материала по теме «Осенняя фантазия», эти работы также находятся на представленной выставке. Перед тем как приступить к практической деятельности, каждый учитель на своих уроках знакомит учащихся с историей народных праздников, тем самым возрождая культуру и старинные обычаи русского народа и знакомит обучающихся с его фольклорным творчеством».
Сценарий праздника «Осенины на Руси».
Хозяйка подметает на сцене, поправляет убранство избы на фоне русской музыки.
Хозяйка: В избе прибралась, пирогов напекла, можно и гостей дорогих встречать! ( подходит ближе к краю сцены ).
— Жду сегодня гостей, чтобы Осенины справить. Пришел этот праздник к нам из далекой старины. К этому времени весь урожай бывал уже собран и народ устраивал праздник. Ходили друг к другу в гости, пели песни, водили хороводы ( стук в дверь ).
— Вот и ко мне гости пожаловали! Слышу, слышу, заходите гости дорогие!
Под веселую р.н. мелодию приплясывая, заходят младшие девочки. Поднимаются на сцену и, проходя мимо хозяйки, кланяются в пояс. Садятся на скамейки.
Хозяйка: (с поклоном) — Здравствуйте, гости дорогие! Рада видеть вас в своей горнице. Небогат на теплые дни русский календарь. За работой и хлопотами об урожае пройдет лето жаркое. Глядишь – и осень на пороге. В конце сентября, когда весь урожай собран в закрома, можно и повеселиться.
1девочка: А кто знает, как раньше назывался праздник урожая?
5 –я: Праздновали этот праздник целую неделю. Чем богаче собранный урожай, тем веселее праздник.
6 –я: Песни пели, хороводы водили, рукодельничали (начинают вышивать).
Хоровод «Осень – рукодельница»
Хозяйка: Порадовали вы меня! А кто знает пословицы и поговорки про осень, про осенние месяцы?
7 –я: Холоден сентябрь, да сыт.
8 –я: Октябрь – капустник, пропах капустой.
9 –я: В октябре семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.
10 –я: Ноябрь – сентября внук, октября сын, зиме –родной батюшка.
11 –я: В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
12 –я: Красна весна цветами, а осень – снопами.
13 –я: Осень идет, урожай с собой ведет.
14 –я: Осень в гости пришла,
Добра нам принесла.
В коробы – холста,
На гумно – зерна.
15 –я: Также лен — конопель,
Рожь, пшеницу, ячмень.
Хозяйка: Умницы –разумницы! Осенью дни становятся короче, раньше наступают сумерки. И в эти долгие осенние вечера приходит пора девичьих посиделок: кто шьет, кто вяжет, кто пряжу прядет, кто вышивает.
Одним из древнейших видов рукоделия является искусство вышивания, оно насчитывает многовековую историю. На Руси умение искусно вышивать передавалось из поколения в поколение и обучать ребенка начинали в 4-5 лет. Крестьянская девочка должна была к своему совершеннолетию пятнадцати-шестнадцати годам сама себе приготовить приданое. В ее сундуке к приходу сватов накапливалось до 100 вышитых полотенец, много скатертей, подзоров, наволочек, праздничной одежды и десятки метров холста, сотканного ее руками. Рукотворные вещи – их обилие, искусное исполнение, добротность говорили о трудолюбии, усердии и терпении невесты, и всем было очевидно, что в дом к жениху входит прекрасная умелая хозяйка и заботливая жена.
1 -я девочка: На Руси уж так ведется,
Что талантливый народ
Сам себе и швец, и жнец,
И на дудочке игрец.
Хозяйка: А кто знает поговорки о труде?
2 –я: Без дела жить – только небо коптить.
3 –я: Маленькое дело лучше большого безделья.
4 –я: Сделал дело – гуляй смело.
5 –я: Работа и мучит, и кормит, и учит.
6 –я: Работу выполняем – песню запеваем.
Песня «Цветочек аленький».
За дверью голоса. Начинают петь девочки (старшая группа). С песней «На горе — то калина» в зал входят старшие девочки, поют и приплясывают перед сценой. Затем поднимаются на сцену.
Хозяйка: Здравствуйте гости званые, желанные! Прошу в избу. Красному гостю – красное место ( кланяется гостям).
Девушки рассаживаются на скамейки, начинают вышивать.
1 –я девушка: Ой, хорошо, подруженьки. Наконец – то пора отдохнуть пришла. А то летом ни одного денечка нет свободного.
2 –я девушка: Батюшка сено косит, а ты сгребай! Матушка серпом хлеб жнет, а ты снопы вяжи!
3 –я девушка : Теперь все вечера наши будут. Давайте споем нашу любимую «Пряху».
Исполнение песни «Пряха».
Хозяйка: Что же загрустили девицы – красавицы? А ну –ка, давайте веселую да с переплясом.
Песня «Позолоченная прялица», (перепляс – солистка).
Хозяйка: А какие вы знаете поговорки о прялке?
4 –я девушка: У ленивой пряхи и про себя нет рубахи
5- я девушка: Какова пряха, такова на ней и рубаха
6-я девушка: Прялка не Бог, а рубаху даёт
7- я девушка: Пряха не волк — в лес не убежит
8-я девушка: Не напрядешь зимою, некогда будет ткать летом
9-я девушка: Не ленись прясть, хорошо оденешься
10-я девушка: Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.
Хозяйка: А знаете ли вы, что прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Руси парень, написавший на прялке девушки своё имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.
Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники .
4 –я девушка: Как во тереме красна девица,
В терему она рассиживала,
Шелком шила, ткала золотом.
5 –я девушка: Под малиновым кусточком
Шелкова трава растет.
Под рябиновым кусточком
Наша Катя платье шьет.
6 –я девочка–младшая (отвечает).
Ты тонка и колка.
Не коли мне пальчик,
Беседа о вышивании.
Хозяйка: Ну, мои мастерицы – искусницы, покажите –ка ваше мастерство!
Хозяйка: А где же наши жнеюшки, молодые девушки?
4 –я девушка: Идут жнеюшки, идут,
Колоски в руках несут.
Под русскую народную песню все девочки заводят хоровод, закручиваясь улиткой.
5 –я девушка: (в конце хоровода) говорит : Сжали ниву до конца, до победного венца ( все кланяются).
1 –я девочка: Осень, ты осень, гости недель восемь,
С громами сильными, с дождями, с ливнями.
2 –я: Лей дождик с неба,
Больше будет хлеба!
( Одна девочка выносит на рушнике хлеб)
Вот он, хлебушек душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой ( несет гостям).
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Хозяйка: Умелые руки не знают скуки.
Кто трудился от души,
Веселись теперь, пляши!
Песня «Субботея» (старшие девочки).
Под веселый наигрыш входят добры молодцы (мальчики).
Хозяйка: А вот и добры молодцы к нам пожаловали! Здравствуйте гости дорогие! (кланяется).
Мальчики хором: Здравствуй, хозяюшка!
Хозяйка: Давно вас поджидаем, праздник не начинаем!
1 –ый мальчик: Ехали мы мимо, да повернули до дыма.
2 –ой: Дома сидеть, ничего не высидеть.
3 –ий: Решили на людей посмотреть, да себя показать.
4 –ый : Расступись, честной народ,
Не пыли, дорожка!
Добры молодцы идут
Хозяйка: Проходите, гости дорогие! У меня для каждого найдется и местечко и словечко.
4 –ый: Не беспокойся, хозяюшка, мы и дома не сидим, и в гостях не стоим.
Хозяйка: Ну, добры молодцы, чем гостей порадуете?
Мальчики исполняют частушки, подыгрывая на музыкальных инструментах.
Осень на Руси встречали песнями и играми.
Утром люди выходили к берегам озер, прудов.
Хлеб овсяный выносили, скот домашний им кормили,
Чтоб хороший был удой.
А затем — пошло гулянье, веселись, честной народ!
В селах мед и пиво варят, дружно водят хоровод.
Так почтим обычай древний: круг широкий заведем –
И с душою, вдохновенно песню звонкую споем.
Исполняется песня «Осенины на Руси».
3 –я девушка: Осенины, Осенины,
Звезды в праздничной выси,
Это русские картинки
Нашей жизни на Руси.
4 –я девушка: Жизнь такая, не иная,
Это наша сторона.
Все, что было, вспоминая,
Пусть живет страна родная,
Все хором: очень русская, земная, в мире лучшая страна!
Песня «Живи наша Русь и душа»
1мальчик: Обойди хоть всю планету,
Лучше русской пляски нету!
Русская пляска, включая гостей.
Вот так веселился народ в старину.
На осенинах-супрятках посидели,
На веселых мастериц поглядели,
Где весело поется-
там и весело живется!
Коли сладко вам было у нас,
просим в гости другой раз.
А мы к столу всех приглашаем
Пирогами угощаем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная работа выполнена моей дочерью Крупенич Анастасией Александровной, ученицей 6 а класса 292 средней школы г.Санкт -Петербурга при изучении темы «Устное народное творчество Древней Руси» по предме.
Иллюстрированная презентация о Петрушке.
Сценарий внеклассного мероприятия в рамках недели истории и обществознания «Фестиваль русской народной песни».
Праздничный сценарий для средней группы детского сада содержит инсценировку сказки «Теремок».
Цели:Воспитательные:- воспитание грамотного слушателя;- воспитание музыкального вкуса;- воспитание интереса и любви к русской народной музыке;Обучающие:- познакомить с историей создания русских народн.
Добрые сказки, в которых добро побеждает зло.
Вторая часть сценария фестиваля «Народный умелец». Проводится н свежем воздухе, включает в себя перечень игр и хороводов, народных состязаний и текст для ведущих.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2016/12/07/stsenariy-russkogo-narodnogo-prazdnika-oseniny-na-rusi