Осетия с праздником джеоргуба

Праздник Джеоргуба у осетин. История праздника, обычаи

Праздник Джеоргуба у осетин посвящен святому Уастырджи. За помощью к нему обращаются в основном мужчины. Также он защищает обездоленных и может наставить на истинный путь тех, кто сбился. Это торжество является одним из главных в Осетии. К его подготовке и проведению подходят ответственно. Более того, осетины настолько чтят традиции, что праздник остался таким же, как десятилетия назад.

Общая информация

В последнюю неделю ноября наступает ответственный день, к проведению которого тщательно готовятся все осетины. Джеоргуба празднуется по окончании сельскохозяйственных работ и проходит одинаково как в северных, так и в южных районах. Более того, другие нации и народности, проживающие в Осетии, тоже положительно относятся к торжеству — для них оно стало родным.

В понедельник торжество ориентировано только на семейный круг. К столу подаются голова убитого животного, а также три пирога, называемых молитвенными. Старший в семье произносит слова благодарности, после чего приступают к празднованию. Женщины сидят за отдельным столом, так как Уастырджи является покровителем мужчин.

Всю остальную неделю осетины ходят в гости к соседям, друзьям и родственникам. В последний же день с праздником прощаются, и происходит это снова в кругу семьи.

Принципы торжества

Джеоргуба – осетинский народный праздник, история возникновения которого уходит далеко в прошлое. К столу в это время нельзя подавать рыбу, свинину или птицу. Основной рацион составляет говядина или баранина. В качестве главного блюда выступает голова быка или овцы, приготовленная по национальному рецепту.

Читайте также:  Новости как отметили праздник

Даже тогда, когда неделя торжеств заканчивается, никто не забывает про святого Уастырджи. Тосты и молитвы в его честь произносятся постоянно, независимо от того, какое происходит событие. Это может быть день рождения, юбилей, свадьба или даже корпоративная вечеринка.

История возникновения

Праздник Джеоргуба у осетин основывается на нартском эпосе. Он пришел в страну из далекого прошлого, и сегодня никто точно не может сказать, когда именно зародилась традиция отмечать день святого Уастырджи. Известно только, что непосредственно само празднование ничуть не изменилось. На стол подаются те же самые блюда, принципы и традиции тоже остались аналогичными.

Кто такой Уастырджи?

Как известно, праздник Джеоргуба у осетин посвящен одному из святых этой нации. Это великий Уастырджи, пришедший их нартских эпосов. Его нередко сравнивают со святым Георгием, который фигурирует в христианских письменностях. Он представляет собой покровителя мужчин, путешественников и воинов.

В 1995 году Уастырджи поставили памятник – образ человека верхом на коне. Это очередной раз доказывает, что праздник Джеоргуба в Осетии действительно почитается. Вес памятника – 28 тонн. Обычно, когда машины проезжают мимо него, водители останавливаются, чтобы преклониться перед главным из своих святых.

Традиции и обряды

Праздник Джеоргуба каждый год проводится приблизительно одинаково. Разница заключается только в том, что не все семьи могут себе позволить большой размах. После того как его отметят в кругу семьи, осетины ходят в гости к соседям. Обычно те люди, которые дружны между собой, договариваются о том, кто, когда и к кому приходит в дом. Нередки случаи, когда на празднование скидываются все отмечающие. Но в современности нет старых проблем с деньгами, поэтому эта традиция осталась только в деревеньках и небольших населенных пунктах.

В современности женщины тоже принимают участие в праздновании, только они садятся за другую часть стола. Тосты и молитвы не произносят, однако могут выпивать и радоваться наравне с остальными.

Заключение

Осетины очень почитают каждого из своих святых. Однако есть тот, который стал ближе народу, простым людям. Мужчины, путники, обездоленные, несправедливо обиженные – каждый человек мог обратиться к святому Уастырджи в своих молитвах. И на протяжении многих десятилетий он всегда помогал нуждающимся. А то, что праздник Джеоргуба у осетин до сих отмечается с большим размахом и соблюдением национальных традиций и обрядов, – прямое тому подтверждение.

Источник статьи: http://fb.ru/article/168786/prazdnik-djeorguba-u-osetin-istoriya-prazdnika-obyichai

Осетинский праздник «Джеоргуыба»

Наталья Балахонова
Осетинский праздник «Джеоргуыба»

IMG]/upload/blogs/detsad-437351-1516983058.jpg[/IMG] b][/b] Сценарий осетинского праздника «Праздник Джеоргуыба»

Под осетинскую мелодию в зал входят дети старшей группы и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель : Ребята, как называется наша малая родина, наша республика, в которой мы живём? (Республика Северная Осетия).

Ребёнок: Осетия! Ты мне всего дороже!

Моя душа во всём тебе верна!

С потоком зёрен чем-то песни схожи,

моя же песня горсточка зерна!

Ребёнок : Для нас на свете нет края чудесней,

Мы славим его как зарю,

родная Осетия слушает песни,

Которые я ей дарю.

Песня «Лучше края не найти»

Музыкальный руководитель : Ребята, наша республика многонациональна. Люди каких национальностей живут в нашей республике? (ответ детей, многие годы в дружбе и согласии живут русские и осетины, кабардинцы и грузины, армяне и кумыки, аварцы и чеченцы. Все живут дружно, вместе работают и веселятся, празднуют праздники.

Сегодня я вам расскажу про осетинский народный праздник — «Джеоргуыба».

«Джеоргуыба» — древнейший праздник. Это праздник святого Георгия. Джеоргуыба — святой мужчина – «Уастырджи»

Женщины — осетинки не имеют право произносить его имя (говорят лаегты дзуар — святой мужчина).

В конце осени — 22 ноября отмечают этот праздник. К празднику пекут осетинские пироги, варят осетинское пиво, режут барана, быка (жертвоприношение) Мужчины садятся за стол. На столе 3 пирога, мясо. А почему пекут и ставят на стол именно 3 пирога? Традиционная форма пирогов круглая. Круг, как символ («земли -бесконечности – законченности). Число 3 связано с важнейшими категориями жизни: Бог, солнце, земля. Разрезают пироги двумя прямыми пересекающимися линиями, символизирующими крест. Это центр мира и четырёх направлений вселенной.

Старший мужчина стола берет рог (показать рог) полный пивом и произносит тост — просит святого Георгия — «Уастырджи», чтобы на земле был мир, все люди жили в дружбе, у кого больной, чтобы святой Георгий помог выздороветь, кто в дороге — благополучно вернуться домой, дети были здоровыми, счастливыми, чтобы над нами было чистое небо.

Праздник «Джеоргуыба» длится неделю. И всю неделю по очереди соседи и знакомые ходят друг к другу в гости.

На празднике поют осетинские песни, танцуют любимые танцы. И наши дети сегодня исполнят на осетинском языке осетинскую

песню «Баркады жарач» музыка В. Цолбоева

Музыкальный руководитель: Дети в осетинских семьях участвовали во всех семейных и календарных праздниках и даже в религиозных обрядах, там они показывали чему успели научиться, мы тоже выучили несколько танцевальных движений и наши девочки исполнят девичий осетинский танец.

Осетинский девичий танец

Ребёнок : Никогда мы не скучаем, любим петь и танцевать,

А ещё я предлагаю всем немного поиграть!

Осетинская игра «Чепена»

Осетинская игра «Журавли»

Музыкальный руководитель: Дети, надо любить свой народ, традиции, обычаи, свою Родину, как любил ее поэт Осетии К. Л. Хетагуров.

Давайте вспомним и почитаем стихи осетинских поэтов.

b][/b]«Грязнуля и утка». К. Л. Хетагуров.

Утка, утка, красные ножки,

Куда ты, качаясь, идешь по дорожке?

Утят куда ведешь?

Все время их зовешь «Кря — кря-кря»

Утят веду купаться.

Чтобы были мытыми,

Ты ж не умывался Грязнулею остался Кря — кря — кря.

«Ласточка.» К. Л. Хетагуров.

Не знаешь печали

Не помнишь скорбей, Ты ласточка жизни

Летаешь по свету

С весной на крылах. Никто над тобою Не властен в горах.

«Родина «Г. Кайтуков.

Взгляни на эти горы На берега где сено

И на луга взгляни, Сгребают косари,

Где тучные отары встречая новой песней

Летят в густой тени. Сияние зари.

Музыкальный руководитель: Очень любят наши дети песню осетинского композитора Л. Н. Цаллаговой «Золотой лучик».

Песня «Золотой лучик»

Музыкальный руководитель:. А теперь послушайте осетинские пословицы.

1. Кто не любит Родину, тот не знает вкуса жизни.

2. Горю не подчиняйся.

3. Доброе слово-дверь в душу.

4. Умный больше слушает, чем говорит.

Стук в дверь .Под осетинскую музыку в зал входят девочка и мальчик в осетинских костюмах, они поздравляют детей с праздником, исполняют осетинский танец.

Девочка. Мы поздравляем вас с праздником «Джеоргуыба» и угощаем осетинскими пирогами.

Ребёнок: Кавказские горы покрыты снегами,

Что может быть краше, чем горы над нами?

В Осетии песни над нами звучат,

Послушайте песню дружных ребят!

Песня «Песенка дружных ребят»

Музыкальный руководитель: Наш праздник, посвящённый празднику «Джеоргуыба» подошёл к концу. Детей приглашают в группу угощаться осетинскими пирогами. под осетинскую музыку дети выходят из зала с пирогами.

«Веселый праздник — Новый год!» Новогодний праздник в подготовительной группе МБДОУ «Детство» структурное подразделение «Красносельцовский детский сад» Веселый праздник – Новый год! Новогодний праздник в подготовительной.

Фото отчет: Праздник «Колядки». Проводился праздник вместе с родителями и детьми. Фото отчет: Праздник \»Колядки\». Проводился праздник вместе с родителями и детьми. Цель и задачи: • Приобщение детей к русским.

Как на праздник Пасхи (праздник для детей подготовительной школе группы) ЦЕЛЬ: Возрождение русской традиции празднования Светлого Христова Воскресения. Приобщать дошкольников к народному творчеству. ЗАДАЧИ: Знакомить.

Летний праздник «Праздник детства» для детей старшего дошкольного возраста Праздник детства Тишка: Начинаем, начинаем! Всех на праздник приглашаем! Иришка: Всех девчонок и мальчишек И тихонь и шалунишек! Скучать.

Лэпбук по экологическому воспитанию «Северо-осетинский заповедник» Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник? Заповедник — это.

Новогодний праздник с детьми 2–3 лет «Праздник чудесный зима принесла» Новогодний праздник с детьми 2-3 лет. «Праздник чудесный зимы принесла». Цель: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания.

«Праздник птиц». Экологический праздник для учащихся начальной школы Ведущий 2:. Начиная с 1923 года,школьники нашей страны ежегодно в марте –апреле проводят День птиц. Птицы издавна привлекали внимание человека.

Сценарий утренника в подготовительной группе «Папин праздник — главный праздник» Сценарий утренника, посвященный Дню Защитника Отечества в старшей группе: «Папин праздник-главный праздник»! Воспитатель:Куликова.

Конспект занятия «Скульптура малых форм «Осетинский джигит и девушка» Цель: Продолжать приобщать детей к изобразительному искусству, к скульптуре. Формировать представления о том, кто такой скульптор и из.

Спортивно-развлекательный праздник в старшей группе «Праздник мыльных пузырей» Цель: Закрепить знания о мыльных пузырях и их составе, свойствах; доставить радость, хорошее настроение; вызвать желание детей двигаться.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/osetinskii-prazdnik-dzheorguyba.html

Легенда о том как у осетин появился праздник «Джеоргуыба»

В те давние времена, когда горцы считали выше всех вершин Востока собственную честь, жили-были два друга. Одинаково статные и ловкие ДжиуæрЗассеты и ГуыбаАлборты были неразлучны. Часто вместе ходили и на охоту.

И вот однажды Джиуæр и Гуыба в лесу на поляне увидели резвящихся медвежат, которые, кувыркались, боролись, как два шаловливых брата-близнеца. Друзья невольно залюбовались ими. Гуыба осмотрелся и, не заметив поблизости медведицы, попытался поймать одного из медвежат, что почти удалось ему, но она вдруг набросилась на него сзади. Это произошло так быстро, что Гуыба не успел ничего предпринять и оказался под тяжелой тушей. Но Джиуæр не растерялся и выстрелил в зверя. Раненая медведица, громко зарычав от боли и злобы, кинулась на него. Джиуæр, бросив ружье, выхватил кинжал и по самую рукоять всадил в грудь медведицы. Истошно завопив, она рухнула на землю.

Так Джиуæр спас своего друга. Они принесли медвежат в село, и Гуыба рассказал старейшинам, как Джиуæр, рискуя жизнью, спас его от неминуемой гибели.

— Отныне Джиуæр мой названый брат, — этими словами Гуыба завершил свой рассказ.

Старцы одобрили его решение. Затем Гуыба созвал всех на богатый пир, во время которого Джиуæр и Гуыба дали клятву верности и побратались.

И собрались они опять в поход. Взмолились Богу и попросили, чтобы им сопутствовала удача, чтобы Святой Уастырджи помогал им в добрых начинаниях. Длинной была их дорога, на чужбине много препятствий оказалось на их пути, но друзья благодаря смекалке и отваге преодолевали их. Одним словом, Джиуæр и Гуыба выходили из любой беды благодаря взаимовыручке и доказали, что оба достойны нести святое имя «названый брат». Когда в этом не было уже и малейших сомнений, они решили вернуться на Родину. О, как затрепетали их сердца, когда они увидели родные горы! Откуда они могли знать, что на границе их ждет новое испытание. Сперва они далеко впереди заметили облако пыли, потом поняли, что навстречу им гонят огромное стадо крупнорогатого скота. Семеро всадников поспешно гнали быков и коров, то и дело оглядываясь назад — по всей видимости, боялись погони.

И обратился Джиуæр к Гуыба:

— Брат мой, нет сомнений — это похитители-разбойники. Они угнали скот из какого-то ущелья, тем самым нанесли обиду и нам. Разве мы можем дать им возможность безнаказанно уйти? Нам надо принять бой и отнять стадо. Ты согласен со мной?

— Ты прав, Джиуæр. Как мы будем смотреть в глаза друг другу и нашим соплеменникам, если проявим трусость?

И два названых брата повернули коней навстречу разбойникам. Те не ждали нападения спереди и на какое-то мгновение растерялись. Когда они спохватились, было уже поздно. Раздались выстрелы, и четыре всадника свалились с коней. С остальными тремя завязалась жестокая схватка. У Джиуæра в одной руке была сабля, а в другой кинжал. Как разъяренный тигр, бросился он на двух похитителей.

А Гуыба настигал третьего. Он боялся за друга и крикнул:

— Держись, брат! Я расправлюсь с этим проклятым Богом зверем и приду на помощь.

Гуыба с этими словами вонзил кинжал в сердце врагу, другие двое, увидев это, повернули лошадей и ускакали прочь. Но одного из них Джиуæр успел догнать и зарубить саблей.

— Один все-таки ушел, пусть места ему не будет на земле! — в сердцах сказал Джиуæр, — он наверняка поскакал за подмогой. Нам надо побыстрее собрать их оружие и гнать стадо в ущелье Учелет, там уже родная земля.

Когда названые братья приблизились к ущелью, Джиуæр заметил погоню. Он понял, что вдвоем они не смогут выстоять. Надо было что-то предпринять, чтобы хоть один из друзей спасся.

Вход в ущелье был очень узким, с обеих сторон громоздились высокие скалы. Джиуæр обратился к Гуыба:

— Брат мой, нам понадобятся отвага и мужество. За нами большая погоня. Заряди все ружья и сложи их за утесом у входа, а потом быстрее гони скот. Я задержу погоню. За ущельем уже Кударгом. Услышав выстрелы, жители поспешат к нам на помощь.

— Джиуæр, мой названый брат, как я могу оставить тебя одного против такого врага? Мы будем сражаться вместе, и если нам суждено умереть, то умрем вместе.

Джиуæру приятно было услышать такие слова, и он сказал:

— Я благодарен Богу, что у меня есть такой храбрый брат. Но я старше, и ты должен послушаться меня. Сделаем, как я сказал. За меня не бойся, до подмоги я продержусь.

Гуыба больше не возражал, он крепко обнял брата и погнал стадо.

Джиуæр зашел за утёс, взвел курки и взмолился:

— О Всевышний Великий Бог! Пусть беды и печали обходят родную землю стороной. О златокрылый Уастырджи, собираясь в поход, мы принесли тебе в жертву быка. Тебе, как покровителю путников, мы доверили свою жизнь и судьбу. И весь наш путь был охраняем тобой. Мы просим и дальше не лишать нас своего покровительства.

Обращаюсь к тебе с милостивой просьбой охранять моего брата в пути, чтобы он невредимым добрался до дому.

Себе же молю, чтобы не умер в схватке с врагом позорной смертью. Сделай так, чтобы на ущелье опустился густой туман.

Уастырджи внял этой просьбе — у входа в ущелье осел такой туман, что все погрузилось во мрак. Цокот копыт приближался. Как только показался первый всадник, Джиуæр выстрелил в него почти в упор. Враги тоже открыли беспорядочную стрельбу. Многие из них нашли свою смерть от пуль Джиуæра, но и сам он был тяжело ранен. Однако мысль о том, что он смог задержать погоню, словно облегчала его боль. Гуыба, наверное, уже вышел из ущелья, — промелькнула в голове мысль.

Джиуæр снова снял папаху и взмолился:

— О Уастырджи, я благодарен тебе за помощь. Теперь я могу умереть со спокойной душою. Но прошу выполнить, если это возможно, мою последнюю просьбу. Пусть камнепад закроет вход в ущелье. Сделай так, чтобы враги не надругались над моим телом, чтобы я еще живым попал на родную землю.

После этих слов Джиуæра вдруг стало светло. С неба на белом коне опустился Уастырджи, как пушинку поднял Джиуæра, посадил к себе на коня и взлетел в небо. Опять опустился туман, подул сильный ветер, разразилась гроза. Сошла огромная лавина, камни закрыли вход в ущелье и перекрыли русло горной речки. Ущелье заполнилось водой, образовалось глубокое озеро. Озеро это — Къозыцад — существует и сегодня, с водой кристальной чистоты, а вокруг растут стройные высокие ели.

Увидев это, враги в панике бросились бежать, оставив на поле брани убитых и раненых.

К этому времени Гуыба пригнал стадо в Кударгом. Как раз подоспела подмога. И тут Уастырджи спустился и положил Джиуæра рядом с Гуыба. Подстелил под раненым свою бурку и снова взмыл в небо. Всадники, прискакавшие по тревоге, тоже стали свидетелями этого чуда.

Силы стали покидать Джиуæра, но он успел еще сказать:

— О, добрые люди, я умираю, но умираю с чувством исполненного долга. Я благодарен Богу и Уастырджи за все, я счастлив, что оставляю после себя верного брата и храброго воина.

Святой Уастырджи внял моей последней просьбе, помог мне, и я еще увидел вас, увидел родные горы. Теперь я могу спокойно и с чистой совестью умереть на земле моих предков. Но перед смертью у меня есть последняя просьба ко всем вам, моим соплеменникам: на второй день после моих похорон сделайте большой куывд. Зарежьте белого быка из вызволенного нами стада, пошлите гонцов с приглашением во все концы Осетии. И пусть праздник в честь святого Уастырджи продлится семь дней, ведь 7 — самое благодатное, богоугодное число. Танцуйте и пойте, восхваляйте покровителя мужчин, путников, чтобы и наши потомки никогда не забывали о сегодняшнем дне.

Пусть наша молодежь будет достойна своих предков. Тогда даже в самые трудные и опасные времена для Родины Уастырджи всегда придет на помощь и будет нашим заступником и покровителем. И еще я прошу у Уастырджи, чтобы оберегал и охранял

путников. Пусть они всегда находятся под его крылом, пусть наша жизнь будет угодна ему.

После этих слов Джиуæр приподнял голову. Гордым взором он окинул родные горы, последний раз посмотрел в небо, куда поднялся Уастырджи. Затем на руках у Гуыба испустил дух.

Проводить Джиуæра в последний путь прибыли люди со всех уголков Осетии и похоронили его с большими почестями, бурку Уастырджи тоже положили с ним. В его память устроили скачки, в которых участвовало больше сотни лучших наездников.

На второй день, по завещанию Джиуæра, сделали куывд. Он длился семь дней. Старейшины обсуждали, кого посадить за старшего хистара стола в такой торжественный праздник. Выбор пал на БатразаХъæцмæзты, потому что как-то после удачной охоты он обедал с самим Уастырджи.

Вот с тех пор в Кударгоме первый тост произносят за СтырХуыцау и Уастырджи, а второй — за «хохыæмæбыдырызæдтæ».

Вот с тех пор осетины каждый год в это время в честь Джиуæра и Гуыба устраивают куывд, совершают жертвоприношения. Обращаются к СтырХуыцау и Уастырджи.

Праздник, который длится 7 дней, начинается в воскресенье, в этот день режут быка. Каждая семья заранее готовится к празднику, приглашают соседей, родственников. Куывд устраивает каждое село, каждое ущелье.

Джиуæргуыба — один из самых почитаемых праздников в Иристоне. Он стал всеобщим праздником, независимо от национальной принадлежности. Даже за пределами Осетии некоторые народы стали отмечать этот праздник, но не так широко, как у нас.

Старожилы вспоминали и о том, что когда Уастырджи поднял Джиуæра в небо, враги, оставшиеся в живых, поменяли название своего села. До сих пор это село так и называется — Ирыхъæу, хотя там не проживает ни один осетин. Оно находится недалеко от Квайса, в семнадцати километрах от границы Иристона.

Источник статьи: http://multiurok.ru/blog/lieghienda-o-tom-kak-u-osietin-poiavilsia-prazdnik-dzhieorghuyba.html

Оцените статью