- День народного единства в России: история праздника
- История праздника День народного единства 4 ноября. Досье
- День народного единства. История праздника
- Из истории праздника День народного единства
- Праздник Казанской иконы Богородицы
- Явление чудотворной Казанской иконы Богородицы
- Судьба образа Казанской Богородицы
- Чудеса Иконы в истории
День народного единства в России: история праздника
4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден Федеральным Законом «О внесении в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным.
Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.
День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время — период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, — было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.
Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» — писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре 1611 года «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов — дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.
Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.
С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.
В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны — дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Источник статьи: http://ria.ru/20121103/908875140.html
История праздника День народного единства 4 ноября. Досье
ТАСС-ДОСЬЕ /Светлана Шведова/. День народного единства 4 ноября — государственный праздник, установленный Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. в память об освобождении Москвы народным ополчением от польских интервентов в 1612 г. Отмечается с 2005 г., является нерабочим днем.
Дата 4 ноября (22 октября по ст.ст.) 1612 г. приходится на так называемое Смутное время в России — период с 1584 г. (смерть Ивана Грозного) до 1613 г.(коронация Михаила Федоровича Романова).
После смерти Ивана Грозного и двух его наследников — брата Федора Иоанновича и младшего сына Дмитрия, — трон в 1598 г. занял Борис Годунов. В 1604 г. с территории Польши в Россию вторглись войска Лжедмитрия I, выдававшего себя за спасшегося царевича Дмитрия. После смерти Годунова, в 1605 г. Лжедмитрий занял царский трон. Спустя год он был убит в ходе заговора под руководством князя Василия Шуйского, который впоследствии был коронован на царство. В 1610 г. власть перешла к совету бояр во главе с князем Федором Мстиславским /»семибоярщина»/, который присягнул на верность польскому королевичу Владиславу. Москва оказалась оккупирована польскими войсками под руководством гетмана Станислава Жолкевского.
В 1611 г. в Нижнем Новгороде было создано народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, силами которого 4 ноября (22 октября по ст.ст.) 1612 г. был освобожден Китай-город и затем поляки изгнаны из Москвы.
В 1613 г. избранный Земским собором первый царь из династии Романовых — Михаил Федорович учредил день очищения Москвы от польских интервентов, который стал праздноваться 4 ноября (22 октября по ст.ст.).
В 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича эта дата была объявлена православно-государственным праздником (отмечался до 1917 г.). В церковный календарь день вошел как празднование Казанской иконы Божией Матери.
В 1818 г. указом императора Александра I на Красной площади был установлен памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому» работы скульптора Ивана Мартоса.
В сентябре 2004 г. Межрелигиозный совет России предложил сделать 4 ноября праздничным днем и отмечать его как День народного единства.
23 ноября того же года в Госдуму был внесен законопроект (авторы Валерий Богомолов, Олег Еремеев от «Единой России» и Владимир Жириновский от ЛДПР) о поправках в Трудовой кодекс РФ. Документ предусматривал, в частности, отмену праздника 7 ноября (с 1918 г. — День Великой Октябрьской социалистической революции; с 1996 г. — День примирения и согласия; выходной день), а также введения нового праздника 4 ноября.
В российском обществе появление новой даты — Дня народного единства — было воспринято неоднозначно. В частности, против выступили коммунисты: так, лидер КПРФ Геннадий Зюганов назвал предложение отмечать 4 ноября незнанием истории, так как, по его словам, «Москва была освобождена от поляков 8 ноября».
В некоторых СМИ также высказывались мнения о том, что 4 ноября как день освобождения Москвы не имеет точного исторического подтверждения. В качестве примера приводились слова русских историков. Так, Сергей Соловьев (1820-1879) писал: «22 октября казаки пошли на приступ и взяли Китай- город. В Кремле поляки держались еще месяц». Согласно исследованиям Николая Костомарова (1817-1885), поляки «отворили кремлевские ворота» 24 октября, а об «избавлении Москвы» было объявлено лишь 21 декабря.
Законопроект о внесении изменений в ст. 112 Трудового кодекса РФ был принят Думой 24 декабря 2004 г., одобрен Советом Федерации 27 декабря и подписан президентом РФ Владимиром Путиным 29 декабря 2004 г. В тот же день президент подписал поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Согласно документам, 4 ноября стал государственным праздником — Днем народного единства. 7 ноября получил статус памятной даты — День Октябрьской революции 1917 г. (Федеральный закон от 21 июля 2005 г.).
Традиционно в День народного единства в Кремле президент РФ вручает государственные награды выдающимся деятелям науки и искусства, а также иностранным гражданам за большой вклад в укреплении дружбы и развитии культурных связей с Россией.
В российских городах проходят митинги, организованные политическими партиями и общественными движениями. Представители националистических организаций в этот день ежегодно проводят шествия, известные как «Русский марш». Первые в истории новой России подобные акции прошли в Москве и Санкт-Петербурге 4 ноября 2005 г.
В этом году в России планируется проведение около 500 общественно-политических, культурно-зрелищных и спортивных мероприятий. -0дп.
Источник статьи: http://tass.ru/info/1549295
День народного единства. История праздника
4 ноября – День народного единства; в церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконы Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году .
Есть люди, которые могут задать вопрос : «4 ноября какой праздник?». Многие думают, что 4 ноября День согласия и примирения , другие считают, что это День народного единства России. Какой же праздник мы будем отмечать 4 ноября 2019 года? Вообще, если обратиться к истории праздника 4 ноября, то она начинается с 1612 года, когда всем известные Минин и Пожарский возглавили народное ополчение и освободили Китай-Город, а также заблокировали отступивших интервентов в Кремле. Данное событие произошло 22 октября по старому стилю, то есть 4 ноября по- новому.
Этот праздник был учрежден указом царя Алексея Романова и праздновался он вплоть до того момента, когда к власти пришли большевики, которые упразднили 4 ноября. Появилось 7 ноября. В этот день в Советском Союзе отмечалась «Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции» . Это событие праздновалось в нашей стране вплоть до 2004 года. Но при этом в 1996 году праздник поменял свое название на «День согласия и примирения ». А уже с 2005 года праздник 7 ноября упразднили и вновь вспомнили о 4 ноября, который получил название « День народного единства ». Так что 4 ноября — день народного единства.
К празднику 4 ноября в обществе установилось неоднозначное отношение. Одни называют его неудачной попыткой заменить советский день революции, другие характеризуют его как « сплотивший народы », третьи и вовсе затрудняются ответить, что это за дата. Однако от лишнего выходного в году никто не отказывается.
Из истории праздника День народного единства
Все началось со смутных лет начала XVII века . После смерти царя Ивана Грозного на русский престол взошел его сын Фёдор I Иоаннович. Однако потомков он не оставил, и династия Рюриковичей пресеклась.
Однако все помнили про младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, погибшего при загадочных обстоятельствах в Угличе . С этого момента в России начинается период, вошедший в историю как Смутное время : то тут, то там стали появляться «лжедмитрии», претендующие на престол, а также их противники и обличители.
На русском престоле началась настоящая чехарда : Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Семибоярщина, польский королевич Владислав, Лжедмитрий II, а за ним и Лжедмитрий III. Вместе с ними пришли польские захватчики , которые проводили политику террора, грабежа, массовых зверств.
Страна и народ были измучены до крайности. Многие всерьез поговаривали об окончательном падении московского царства . Но патриарх Гермоген призвал народ встать на защиту веры и Отечества и изгнать оккупантов. Заточенный в Кремле он продолжал распространять через своих сподвижников обращения-грамоты, призывая бороться с иноверцами и смутьянами. Одна из грамот попала к нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину . Осенью 1611 года он выступил в Нижнем Новгороде перед согражданами, призвав их отдать силы и имущество на защиту Отечества. Народ стекался на зов посадского старосты . Кузьма Минин призвал к необходимости создания нового ополчения и сборе для этого средств. Минин сам показал пример согражданам, пожертвовав на спасение Руси все наличные средства и украшения жены.
Его призыв активно поддержали нижегородцы, а затем и жители многих русских городов.
После долгих споров нижегородцы решили пригласить воеводой ополчения князя Дмитрия Пожарского, который не сразу согласился с почетным и столь неожиданным для него предложением. Впервые князь и земской староста, отбросив сословные предрассудки, стали рука об руку готовить ополчение к битве с врагом. Им удалось собрать войско невиданных размеров, в состав которого входили представители всех сословий и народностей, проживавших на территории России ( то самое народное единство, которое мы отмечаем 4 ноября).
Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского считали народными героями. Их называли – » Спасители России !»
С чудотворной Казанской иконой Божией Матери ополченцы 22 октября взяли штурмом Китай-город и изгнали поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания. Уверенность, что благодаря именно Казанской иконе Божией Матери была одержана победа , была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. Через одиннадцать лет после взятия столицы он рассказал об обете, якобы данном 22 октября 1612 года: посвятить Богородице новый храм в Москве, если его предприятие окончится успехом. И в 1636 году храм был построен и освящён.
В 1936 году, в год своего 300-летия, Казанский собор был снесен до основания. На его месте сначала построили временный павильон III Интернационала с фонтаном, затем летнее кафе, причем, на месте алтаря находился общественный туалет. В 1990-1993 годах на пожертвования горожан и средства правительства Москвы храм был восстановлен, а 4 ноября 1993 года Казанский собор был освящен.
С изгнанием поляков из Кремля завершился долгий период Смутного времени в России . Через несколько месяцев после освобождения Москвы Земский собор избрал нового царя — представителя династии Романовых — Михаила Федоровича, положившего начало трехсотлетнему правлению династии Романовых в России.
22 октября (4 ноября) 1648 года у юного царя Алексея Михайловича родился первенец – Дмитрий, что однозначно было воспринято за особый знак благорасположения Богородицы, явленной в чудотворной иконе Казанской . Поэтому, государь с полным основанием повелел учредить второй праздничный день в честь Казанской иконы (первый – 21 июля — день обретения её в 1579 году).
В 1649 году указом царя Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков . Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.
В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году .
Таким образом, День народного единства, по сути, совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
В 1818 году по указу императора Александра I на Красной площади был установлен памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому» работы скульптора Ивана Мартоса — первый в истории России памятник не царю или полководцу, а народным героям. Памятник Минину и Пожарскому стал также первым монументом в Москве : прежде в честь важных исторических событий устанавливали триумфальные арки, часовни и храмы.
Первоначально предполагалось поставить памятник в Нижнем Новгороде. Но из-за того, что он имел очень большую ценность для страны , было решено установить его на Красной площади в Москве . 20 февраля (4 марта)1818 года состоялось торжественное открытие памятника. А в Нижнем Новгороде, на территории Кремля, в 1828 году, взамен монумента установили обелиск в честь Минина и Пожарского. Кстати, не многие знают, что первоначально в 1818 году памятник Минину и Пожарскому по указанию скульптора Мартоса был установлен в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа), и только в 1931 году памятник посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного.
В 2004 году уменьшенную копию московского памятника (скульптор З.Церетели) решили установить и в Нижнем Новгороде, устранив некую историческую несправедливость. 4 ноября 2005 года состоялось торжественное открытие памятника на новой площади Нижнего Новгорода – площади Народного Единства — ведь именно отсюда началось народное ополчение 1611 года.
Праздник Казанской иконы Богородицы
Казанская Икона Богородицы — одна из наиболее почитаемых, относится к типу Одигитрия, что означает « указующая путь ». Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс. На явленной в Казани иконе Христос благословляет двумя перстами, но в некоторых поздних списках встречается именословное перстосложение. Чаще всего у Казанской иконы просят избавления от болезни глаз, нашествия иноплеменников и помощи в тяжелые времена.
Явление чудотворной Казанской иконы Богородицы
После сильного пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего большинство домов в русской части города, десятилетней девочке Матроне явилась во сне Богородица и повелела раскопать землю под сгоревшим домом и взять находившуюся там икону. Девочка рассказала родителям о чу́дном явлении Богородицы, но взрослые не обратили на нее внимание. Явление повторилось вновь, и Матрона вместе с матерью пошли на то место, где стоял их дом, и там, на глубине около метра, нашли икону. Ткань, в которую был обернут образ, почти истлела, а икона выглядела так, будто иконописец только закончил свою работу. Икону отнесли в ближайший храм при большом стечении народа — радостная весть облетела город. Сразу были явлены чудеса от образа, несколько слепых людей вновь обрели зрение.
Свидетелем чудесного явления иконы Богородицы и совершавшихся исцелений был священник Ермолай, будущий патриарх Ермоген .
Считается, что именно Патриарх Ермоген написал службу праздника явления Казанской иконы Богородицы . « Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Своего, Христа Бога нашего… » — говорится в тропаре празднику.
Судьба образа Казанской Богородицы
Икона, явленная в 1579 году, оставалась в Казани, в монастыре, построенном на месте ее явления. Она была украшена богатыми ризами — окладами из золота и драгоценных камней. В ночь на 29 июня 1904 года икона была похищена злоумышленниками. Полиции удалось задержать преступника, им оказался некто Федор Чайкин , он же Варфоломей Стоян . На суде он сознался в том, что украл икону из-за ее богатого оклада, а сам образ сжег в печи. Действительно, были найдены куски обгоревшей ткани и драгоценности, украшавшие образ. Но впоследствии сам Чайкин, находясь в заключении, говорил о том, что икону он передал человеку, имени которого он открыть не может даже под угрозой смерти. Так родилась легенда о том, что икона хранится у старообрядцев . Министерство внутренних дел провело в начале XX века несколько расследований, связанных со «старообрядческим следом» в деле Казанской иконы. Несколько раз казалось, что образ вот-вот обнаружат. Находились свидетели, якобы видевшие икону в тайной подземной моленной и даже участвовавшие в её перемещении. Но тщательная проверка подобных показаний указывала на несостоятельность сведений. Слухи эти, однако, дожили до наших дней.
Чудеса Иконы в истории
· Когда Москву захватили поляки, войско, вышедшее под защитой святыни, легко разгромило врагов, освободив город от самозванцев.
· Готовясь к битве под Полтавой, Петр I молился лику Богородицы о помощи.
· В 1812 году М.И. Кутузов молился иконе Казанской Божьей Матери сразу после назначения его главнокомандующим. А 22 октября, в день празднования Казанской Богородицы, русские войска одержали первую победу над французами.
· Казанской иконе Божьей Матери приписывают помощь и в победе в Великой Отечественной Войне. По преданию, маршал Г.К. Жуков возил Казанскую икону по фронтам. Этот факт подтверждает его дочь, М. Г. Жукова, в книге « Маршал Жуков: Сокровенная жизнь души ».
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5d6b5c5480879d00ad3cc14c/den-narodnogo-edinstva-istoriia-prazdnika-5dc0115e78125e00b080f9a9