4. Особенности сценария массового праздника:
Сценарий массового праздника сам по себе уже является понятием комплексным, синтезирующим воедино работу драматурга, режиссера, художника, композитора, организатора.
Тема- это круг жизненных явлений, отобранных сценаристом и режиссером.
Идея- это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий.
Тема обычно задана в самом начале праздника, а к идее как к общему
главному выводу сценарист и режиссер должны подвести собравшихся зрителей. Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляют идейно-тематическую основу сценария.
В драматургии массового зрелища вступают в силу свои особенности. Экспозиция, конфликт, кульминация приобретают в драматургии массового зрелища, действа специфические черты, обусловленные монтажной структурой, где конфликтность существует не в результате возникающего контрдействия и противоборствующих сил, а в монтажном соединении , » сбор-кеб» разнородных эпизодов, номеров и «аттракционов». Само соединение различных явлений в единую монтажную структуру конфликтно по своей сути, обладает определенной возможностью возникновения противоборствующих сил. В результате этой борьбы сплавляется единая монтажная структура, дающая в конечном итоге новое качество- драматургию, основой которой является не традиционное действие и контрдействие, приводящее к конфликту, а некая диалогичность различных тем и жанровых разновидностей.
Нельзя особенно в массовом празднике , имеющем в своей основе конкретную праздничную ситуацию, вызывающую личностные ассоциации у каждого, рассказывать о войне, вообще о пятилетке и т.д.
Действие массового зрелища , представления лишено прямой последовательности и содержит в себе отступления , остановки, задержки, возвращения событий, переключение словесного материала на пластический, от пластического -к музыке, от музыки -к слову и т.д. И поэтому сюжет излагается в свободной драматургической структуре, где остановки действия приобретают большое значение.
Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным , зрительным, отвечающем одновременно замыслу сценариста и режиссёра. Поиски такого хода ,являются специфичными для сценариста и режиссёра массового действия. Заданный драматургический ход, двигающий развития сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы показывает всё действие. При этом патетика может чередоваться с комическими моментами , трагическое со светлым, радостным. Это находит выражение в специальном подборе художественного материала. В сценарии друг за другом могут идти песни, танец, отрывок из спектакля, кинофрагмент, они чередуются с публицистическими выступлениями, массовыми действиями участников.
В сценарии нужна экспозиция, т.е. ввод в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызывающих его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно чёткими и лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку.
Следующая часть композиций — основное действие, т.е. изображение процесса борьбы и её переплетений, цепи событий столкновений, в которых решается конфликт. Эта часть сценария должна подчинятся следующим основным требованиям :
1) Строгая логичность построения темы.
2) Нарастание действия.
3) Законченность каждого отдельного эпизода.
4) Конкретность построения .
Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т.е. к наивысшей точки в развитии действия.
После кульминационного момента должна следовать развязка, финал действия.
Источник статьи: http://studfile.net/preview/5439999/page:2/
ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ МАССОВЫХ
ПРАЗДНИКОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
СВЯЗЬ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ИСКУССТВОМ ЭСТРАДЫ. — КОНЦЕРТ КАК НЕПРЕМЕННАЯ ЧАСТЬ МАССОВОГО ПРАЗДНИКА. — ТЕМАТИЗМ МАССОВОГО ПРАЗДНИКА. — ГОРОДСКАЯ СРЕДА И ЛАНДШАФТ КАК МЕСТА ДЕЙСТВИЯ В СЦЕНАРИИ МАССОВОГО ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. — СОЕДИНЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЭСТРАДЫ И СПОРТА В МАССОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ. — МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА ДЛЯ МАСС. — ОСТРЫЕ, ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕМЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЦЕНАРИСТА.
На тему сценарной разработки и постановки массовых праздников и театрализованных представлений сегодня есть достаточно много добротной учебной литературы. Этому направлению в разнообразии эстрадных жанров, если можно так сказать, повезло. Здесь можно выделить книги Б. Петрова, И. Шароева, А. Рубба, которые указаны в библиографии.
Но и в данном учебнике, думается, этой темы надо коснуться. Во-первых, время идет вперед, происходят определенные изменения, которые накладывают отпечаток на эстраду, в том числе и в такой ее области, как массовые праздники. Во-вторых, на отдельных позициях драматургии массовых праздников, которые кажутся принципиально важными, хотелось бы особенно заострить внимание, чему и посвящена данная глава.
В-третьих, наш обзор эстрадных сценарных разработок был бы не полон, если бы мы не коснулись такой столь важной сейчас, популярной и любимой народом формы, как массовые праздники.
Массовые праздники и театрализованные представления имеют к эстраде самое прямое отношение, так как непременной — а нередко и самой главной частью массового праздника и, естественно, представления является та или иная форма концерта.
Стр.253
В Москве сейчас существует подразделение, которое гордо именуется Театр масс. Есть Комиссия по массовым праздникам, организованная почему-то не при Союзе концертных деятелей, не при Петербург-концерте, а при Союзе театральных деятелей. Но это все «структурные игры» эпохи шоу-бизнеса, не более того.
Без эстрадных звезд и рядовых исполнителей, без артистов эстрады сегодня немыслим ни один настоящий народный праздник.
Для нас принципиально важно другое. У любого массового представления всегда есть свой сценарий, по которому оно развивается*.
Любое массовое представление включает в себя не только массовые сцены, спецэффекты, лазерные шоу, выступления разного рода начальства, салюты, фейерверки, фонтаны, но и непременно выступления со своим привычным репертуаром (реже — специально созданным к этому случаю) популярных артистов и коллективов, точно так же, как и в любом эстрадном концерте.
Это с одной стороны. А с другой, естественно, мы сталкиваемся с действием общего закона природы, гласящего о переходе количества в качество.
Являются ли массовые праздничные представления какой-то особой, автономной по отношению к остальной эстраде областью? Вряд ли. Это, как поется в одной прекрасной старой песне, «братья по крови, горячей и густой». «Бригантина» у нас общая. И на массовом праздничном представлении «Алые паруса» весной на набережных Невы, и на концерте в анфиладе комнат Петербург-концерта.
Реально, после того как через несколько лет будет перестроен знаменитый Кировский стадион в Санкт-Петербурге, когда он получит современное световое, звуковое и прочее оборудование, а главное, — раздвижную крышу, — разница в тех задачах, которые становятся перед режиссером и сценаристом в создании театрализованной программы для Ледового дворца и этого дворца спорта под полуоткрытым небом, будет просто минимальной.
Любой, самый современный танк, все равно танк, а не самолет, любой самолет это самолет, а не подводная лодка, любой слон, —
* И если публика и пресса, как правило, не знают имени сценариста, автора этого сценария, то и в непременно существующей общей смете массового праздника графа «Оплата сценария» обычно тоже присутствует. Как говорится, «уж так сложилось!». Сценарий есть, но автор неизвестен. Это такой своеобразный «человек-невидимка».
Стр.254
большой или маленький, все равно слон. А люди — везде люди, зрители, слушатели, участники представления.
Завод «Балтика» отмечал праздник «День пива» по всему городу — от Дворцовой площади до «спальных окраин» (этот массовый праздник был почему-то совмещен с другим праздником — «Днем города»). Еще один производитель аналогичной продукции, завод имени Степана Разина, поступил скромнее и предпочел отметить свой юбилей шоу-программой в БКЗ «Октябрьский».
Естественно, что сценарные разработки в этих случаях были з чем-то разными, а в каких-то позициях, что называется, пересекались.
Например, в БКЗ «Октябрьский», конечно же, главной фигурой эстрадной театрализованной программы был Стенька Разин, бунтарь-волгарь (в современных терминах — экстремист). Его роль с увлечением играл артист санкт-петербургского Театра «Балтийский дом» Р. Громадский. А программу «Балтики» вел шоумен С. Прохоров, переодетый в костюм пивовара далеких времен. Он въезжал прямо в ворота цеха на телеге, полной пивных бочек и запряженной красавцем першероном-тяжеловозом. При этом народная артистка СССР И. Бо-гачева под большой симфонический оркестр приветствовала его бессмертным классическим произведением со словами «Налей, налей бокалы полней. ».
Тема у этих представлений была одна, даже сценарист оказался один и тот же, некоторые песенки, репризы, фрагменты монологов почти повторяли друг друга, но сами программы были в чем-то разными, а в чем-то — несомненно родственными, что в конечном счете почти неизбежно.
Во всех странах существует масса праздников такого, если можно так выразиться, «гастрономического характера». От нашего православного «Яблочного спаса», или импортного «Дня пива», или «Дня мороженого» — до придуманной недавно «Шашлыкиады» и «Пельмениады». А есть еще и «День русской каши».
Один из первых в Санкт-Петербурге праздников, посвященный мороженому, был реализован на Невском проспекте, на площадке возле Аничкова дворца, перед концертным залом «Карнавал».
На асфальте были обозначены соответствующие теме праздника «улицы», «проспекты», «площади» и «переулки»: «Улица Сливочная»,
Стр.255
«Проспект имени Крем-брюле» с соответствующими «указателями». Были костюмированные персонажи, представлявшие «в живом плане» любимые сорта этого продукта, — имеются в виду Миша и Маша. Был «Эскимос-на-палочке». Была приглашенная из Университета певица-африканка. Будучи от природы шоколадного цвета, она очень органично пела соответствующую песенку «Шоколадницы». Гвоздем программы являлся приезд. Деда Мороза (действие происходило 27 мая!) на велосипеде, в ластах и с удочкой. Новогодний персонаж говорил, что не мог остаться в стороне от такого праздника, прервал свой законный плановый отпуск, который проводил на Северном полюсе, и пожаловал в свою любимую Северную столицу. А покидал праздник Дед Мороз в карете, но. на оленях!
Через год подобный массовый праздник был реализован на площадке у Александрийского театра.
Там было организовано театрализованное костюмированное шествие, в котором шли персонажи спектаклей «близлежащих» театров: Театра Комедии, Театра им. В. Ф. Комиссаржевской, Кукольного театра им. Е. Деммени. От Дома кино подходили киногерои, от Цирка — «Мишка на Севере», со стороны зала «Карнавал» — артисты эстрады. Движение колонны регулировал «палочкой мороженого» милиционер Дядя Степа — естественно, на ходулях.
Со своими отдельными программами работали одновременно три концертные площадки. Главная — у входа в Александринку, вторая на углу у Публичной библиотеки, третья у входа в сквер Аничкова дворца.
На соответствующий лад были подтекстованы популярные песенки.
В целом при разработке сценариев массовых праздников всегда разумно учитывать «местную географию», «привязываться» к ней. Это относится и к праздникам внутри городской среды, и в парках, и на стадионах, и в поле, и в лесу, и на реке. Они должны разворачиваться, что называется, «на земле, в небесах и на море»*.
Вот несколько примеров использования разных пространств и мест действия.
* Хотя в свое время в столице Киргизии городе Фрунзе (ныне Бишкек) День Военно-Морского флота весело и шумно отмечался на берегах. городского пруда в Парке культуры.
Стр256
Во время одного из новогодних ночных праздников на Невском проспекте, с помощью спецэффектов, со своего пьедестала в сквере своего имени «спускалась» Екатерина Великая. Она читала свой монолог в стихах, а потом опять становилась на свое место.
Во время празднования прихода нового тысячелетия на поднятой половинке разведенного Дворцового моста, как на экране, демонстрировался специально созданный документально-художественный кинофильм. Во время массового праздника «Детские игры Доброй Воли» участники, собравшиеся на Елагином острове, по «очень спутниковой связи» вступали в радиоконтакт с видневшимися на другой стороне реки Невки мачтами Кировского стадиона, где шли основные соревнования. Дети слали свои поздравления участникам и чемпионам международных игр и выпускали по направлению к ним десятки воздушных шаров и стаи голубей.
В Южно-Сахалинске, учитывая, что городской стадион расположен у подножья горы, на которую ведет линия подъемника, был использован отряд парапланеристов, разбрасывавших с воздуха цветы над всем стадионом.
Это очень красиво и трогательно, когда под песню «Мы — дети Галактики» прямо на фоне ярко-голубого неба, плавно кружась, летят вниз легкие, разноцветные полевые цветы.
В пригороде Санкт-Петербурга Зеленогорске на празднике шаров состоялся матч-первенство праздника по пляжному волейболу и «ватер-футбол» — игра в футбол на мелководье, забавная и задорная.
Вообще пляж — прекрасное место для проведения массового праздника, скажем, в День физкультурника.
Кроме пляжного волейбола, создания замков и прочих фигур на песке, водных лыж, водного серфинга, показа «пляжных мод» и конкурса купальников, может быть предпринят выход из воды «тридцати витязей прекрасных», того же Нептуна с очаровательными русалками и смешными чертями. Ближе к вечеру может быть зажжен «Костер дружбы», среди почетных гостей могут быть знаменитые «островитяне», тот же Робинзон Крузо с Пятницей.
Прямо из воды могут бить фонтаны, а в акватории дефилировать пожарные катера, создающие водные «веера».
Интересно, что в мировом списке праздников разных стран и народов (есть и такой) существует. Праздник пляжа.
Мировая, да и наша отечественная практика со всей очевидностью показывают, что массовые праздники тогда становятся по-настоящему
Источник статьи: http://infopedia.su/5x968a.html
Драматургия массового праздника
Дата публикации: 28.10.2015 2015-10-28
Статья просмотрена: 5619 раз
Библиографическое описание:
Кузнецова, А. Ю. Драматургия массового праздника / А. Ю. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 71-75. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22846/ (дата обращения: 10.03.2021).
В статье даются особенности драматургии массового праздника на примере Масленицы, определяются основные требования к сценарию, сравниваются масленичные мероприятий, рассчитанные на разные группы зрителей. Статья будет интересна студентам вузов культуры и режиссерам массовых представлений и праздников.
Сегодня все большую востребованность имеют праздники, основанные на традициях. Театрализация массового действа подразумевает исследование обрядов, осмыслениесоциально-психологическихкорней праздника. В народном празднике исключены элементы случайности при постановке. Массовый праздник не может быть намечен и проведен по желанию организаторов, он, как правило, подчинен календарному ритму жизни либо проводится тогда, когда в широкой массе людей существует потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе, иными словами, когда назрела определённая праздничная ситуация.
Народные праздники и обряды являются значимой и неотъемлемой частью многовековой духовной культуры любого народа. Праздники задолго до появления христианства были напрямую связаны с циклами природы: летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие, встреча и проводы времен года, сев, сбор урожая, и т. д. Именно в народной традиции реализуются художественная активность человека, его эстетические вкусы. В процессе праздника осуществляется концентрация художественного творчества и культурной жизни. Его проведение охватывает архитектурное и декоративное оформление театрализованных действий, поэзию и прозу, драматургию, музыкальные мероприятия, зрелища, процессии, народные гуляния, конкурсы, состязания и т. д. Иными словами, составляющая праздника очень многообразна.
Какие-то детали народных праздников забыты и стерлись из памяти, не сохранившись до наших дней. Многие обычаи даже не стоит реконструировать, потому что они несли совершенно иную смысловую нагрузку, ненужную современным людям. В наше время важно сохранить дух народного празднества, стилизовать обычаи и обряды.
Культура народного праздника способствует воспитанию как каждой личности, так и всего коллектива участников, не только расширяет кругозор их, но и создает условия для самовыражения, самореализации людей. Праздник улучшает настроение, способствует творческому проявлению, позитивному эмоциональному всплеску. Народный праздник позволяет раскрыть истинные творческие устремления людей, ведь здесь каждый человек и исполнитель, и творец, и участник, и судья всего увиденного и услышанного. Народный праздник — это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами, церемониями и обрядами.
В старину не было деления на артистов и публику, каждый участник был задействован. Не одобрялось состояние пассивности. Праздник являлся социальным механизмомукреплениянациональной сплоченности.
Современный массовый праздник — это дополнительный день отдыха, отмеченный в календаре. Он делится на организаторов, ведущих, артистов и зрителей, которые, по сути, сторонние наблюдатели праздничного действа. В современных праздниках сохранилась обрядовая составляющая, но если раньше обряд обладал особым сакральным смыслом, то сегодня он часть народной культуры, вписанный в сценарий праздника.
Сценарий — это подробнаялитературно-режиссерскаяразработка содержания театрализованного праздничного действия. Сценарий в строгой последовательности и взаимосвязи излагает все, что будет происходить на массовом празднике, раскрывает тему, идею, показывает авторские переходы от одной части действия к другой, вписывает в действие используемый художественный материал, предусматривает средства повышения активности участников, оформление и специальное оборудование всех площадок действия. Таким образом, сценарий массового театрализованного праздника является комплексным понятием, синтезирующим работу драматурга, режиссера, художника, композитора, организатора.
Существенной составляющейсценарно-драматургическойосновы массовых зрелищ является игровой характер композиции
Наряду с театральной драматургией развивается сценарная драматургия праздника, которая предполагает конструирование действия персонажей по определенной логике, сюжету, отличающемуся определенным конфликтом. Культурный смысл сценарной драматургии возникает через образы и действия, цель которых — духовно-нравственноевлияние на зрителя.
Разбирая любой праздник, мы должны найти в нем ключевые моменты. В обряде кульминацией является ритуальная часть, радикоторой и вершится сам обряд, а в празднике — театрализованное зрелище, котороераскроет его сущность.
Основные признаки массового театрализованного праздника:
Способ построения сценария — монтажный. Характер конфликта — взаимодействие и диалогичность побочных тем, мотивов, ведущих к основной авторской мысли.
Способ существования исполнителей на сцене — актерский, но не по типу проживания в образе, а по типу представления: актер представляет образ.
В массовом театрализованном представлении главное выразительное средство — это калейдоскоп красок, цветов, звуков, то есть всех видов искусств, применение самых разных сценических и технических средств.
Само соединение различных явлений в единую монтажную структуру конфликтно по своей сути, обладает определенной возможностью возникновения противоборствующих сил. В результате этой борьбы сплавляется единая монтажная структура, дающая в конечном итоге новое качество драматургию, основой которой является не традиционное действие и контрдействие, приводящее к конфликту, а некая диалогичность различных тем и жанровых разновидностей.
Сценарий массового театрализованного праздника представляет собой не литературный монтаж, не набор сценок или куплетов, не чередование стихов, песен и прозы, а построенный по определенным правилам текст.
- Вся документальная, основанная на фактах, информация представления должна осуществляться в художественной форме, не подчеркиваться в виде поучений, уроков, нотаций. Следует также избегать простого перечисления фактов и событий.
- В сценарии надо логично объединить разные виды искусств, осуществить «слияние» документального и художественного материала для наиболее эмоционального воздействия на зрителей.
- Исполнители ролей в представлениях должны обладать универсальными творческими способностями, т. е. уметь петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах (по возможности), использовать различные приемы активизации зрителей.
Сценарий праздника должен отвечать на два важнейших вопроса: «о чем?» — это тема, и «для чего?» — это идея.
Тема — это круг жизненных явлений, отобранный и освященныйв сценарии с определённых мировоззренческих позиций. Идея — это не просто главная мысль, это призыв. Идея сценария имеет волевой вектор, направленный на определенное изменение общественной жизни, общественного настроя [2, c. 20].
Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляютидейно-тематическуюоснову сценария.
Действие массового зрелища, представления лишено прямой последовательности и содержит в себе отступления, остановки, задержки, возвращения событий, переключение словесного материала на пластический, от пластического — к музыке, от музыки — к слову и т. д. Поэтому сюжет излагается в свободной драматургической структуре, где остановки действия приобретают большое значение.
Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающем одновременно замыслу сценариста и режиссёра. Поиски такого хода являются специфичными для сценариста и режиссёра массового действия [4, c. 106]. Заданный драматургический ход, двигающий развития сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы показывает всё действие. При этом патетика может чередоваться с комическими моментами, трагическое со светлым, радостным. Это находит выражение в специальном подборе художественного материала. В сценарии друг за другом могут идти песни, танец, отрывок из спектакля,кинофрагмент, они чередуются с публицистическими выступлениями, массовыми действиями участников.
В сценарии нужна экспозиция, т. е. ввод в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызывающих его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно чёткими и лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку.
Следующая часть композиций — основное действие, т. е. изображение процесса борьбы и её переплетений, цепи событий столкновений, в которых решается конфликт. Эта часть сценария должна подчинятся следующим основным требованиям:
1) Строгая логичность построения темы.
2) Нарастание действия.
3) Законченность каждого отдельного эпизода.
4) Конкретность построения.
Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т. е. к наивысшейточки в развитии действия.
После кульминационного момента должна следовать развязка, финал действия.
Отдельно хочется сказать о месте проведения массового праздника. Если проведение праздника планируется на какой-либо площади или, в каком угодно парке либо сквере, в первую очередь надо прийти на это место. Следует окунуться в атмосферу той местности, прочувствовать ее атмосферу, осмотреть ландшафт, архитектуру зданий, окружающих это место, прочувствовать это место изнутри. Прийти утром, днем и вечером посмотреть, как место освещается солнцем в разное время суток. Любая постройка, каждое дерево, пролетающие птицы, одним словом, все, что находится в этой местности, нужно задействовать в своей постановке, и это все должно играть.
Все, что окружает театр, работающий под открытым небом, — земля и водное пространство, воздух и деревья, архитектурные сооружения и зрители — все это обычно «задействуется» в представлении, все играет и живет в представлении в предлагаемых обстоятельствах спектакля [8].
С этой точки зрения массовый праздник на основе обрядов представляется наиболее интересным.
Рассмотрим сценарную драматургию праздника, его сюжетно-образную концепцию и историческое развитие от языческих времен до наших дней на примере Масленицы. Этот праздник — своеобразный атрибут русской культуры; не случайно танцевальный номер «Масленица» был включен в церемонию открытия Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.
Пожалуй, нет в России человека, который не знал и не любил бы Масленицы. Этот праздник никогда не уходил из жизни народа. Масленица оказалась неподвластна времени, капризной моде, идеологическому прессингу, запретам и пр. [5, c. 638].
Обрядовая часть Масленицы построена по драматическим принципам; прослеживается глубокая конфликтность, действенность [7, c. 340]. И в этом смысле, в разные эпохи праздник выглядел по-разному: в языческой Руси неотъемлемой частью праздника было ряженье — надевали маски, медвежью шкуру как защиту от злых духов. Театрализации в современном понимании у древних славян не было, под театрализацией понималось совершение обряда — действа, в котором светлая и темная стороны вступали в конфликт. Кульминацией обряда было сжигание чучела Зимы-Марены.
Опять же, все народные масленичные забавы и гулянья не следовали специальному сценарию, праздник был подчинен обычаям и приметам: катание с гор для хорошего урожая, смотры молодоженов, кулачные бои как демонстрация силы и выплеск энергии, и, конечно же, традиционное изобилие в еде, опять же имеющее под собой сакральную основу — движение пищи: чем больше съешь сегодня, тем больше уродится завтра.
Поначалу архаичные обрядовые действа Масленицы, затем — хороводные игрища и скоморошьи забавы содержали элементы, свойственные драматургии как виду искусства: диалогичность, драматизация действия, разыгрывание его в лицах, изображение того или иного персонажа (ряженье). Но, поскольку понятие «драматургия» предполагает авторство и профессионализм, то вышеописанные народные обрядовые действа нельзя считать драматургией. Лишь позднее, уже в XX веке, когда отдельные авторы начали прописывать сценарии, включая в них старые элементы народных обрядов и ритуалов, и внося что-то новое, состоялась сценарная драматургия праздника.
На основной сценической площадке разыгрывалось театрализованное представление с участием таких персонажей, как Зима и Весна, теща и зять, Петрушка и городовой, и других известных героев из русских народных сказок. Но первоначальная, языческая, суть праздника была утрачена. В постсоветский период Масленица вновь становится светлым и радостным ежегодным всенародным праздником — по образу и подобию традиционных европейских масленичных карнавалов. На площади города работает веселый «масленичный городок», в котором непрерывно идут концерты, народные увеселения, игрища, состязания с призами, продают блины и прочую масленичную снедь [3, c. 18]. К разработке сценария театрализованной программы и ее режиссуре, в основном, подходят с особым вниманием — сохраняется главный художественный образ праздника, его обряды, традиции, обычаи, ритуалы. Соблюдается его форма и содержание. В настоящее время Масленица — это массовое театрализованное празднество, основанное на фольклорных традициях, сочетающее в себе дух старины и явления новизны. Все это делает праздник историческим и современным одновременно.
Говоря о драматургии праздника, мы, конечно, не имеем в виду драму как род литературы, о чём уже говорили выше. В сценарии праздника присутствуют элементы драматургии, в частности, в его основе лежит действие, источником которого является конфликт. Сценарий праздника также подчиняется законам драматургии. Тем не менее, сценарий праздника и театрализованного представления «строится на иных началах, чем пьеса для театра или даже сценарий художественного игрового фильма. Его публицистическая задача обычно предполагает изображение значительных социальных событий не через частный конфликт конкретных героев, а по принципу эпического отражения социального конфликта в его масштабном значении. Это ничуть не противоречит тому, что носителями крупномасштабных социальных конфликтов в сценариях массовых представлений выступают конкретные исторические герои, конкретные, порой хорошо известные зрителям люди» [1, c. 137].
Когда речь идет о народных праздниках, сценарная драматургия неизбежно содержит в себе традиционную, ритуально-обрядовую основу русской народной праздничной культуры.
Сравним три разных сценария Масленицы: в детском саду, на городской площади в российском городе и за пределами России в среде русскоговорящих людей.
Цели у всех трех мероприятий разные. Так, проведение детской Масленицы ставит своей целью познакомить детей с русскими народными обычаями. Диалоги, как правило, выстроены в стихах, в доступной форме рассказывается о традициях, обязательно присутствует героиня праздника — румяная барыня-Масленица, в сценарий включены игры, загадки, в конце праздника (который обычно проходит в детском саду или в начальной школе) детей ждет праздничное угощение с блинами.
Остро стоит вопрос — сжигать или не сжигать Масленицу. За каждой традицией обычно изначально стоит какое-то символическое значение. Чучело Масленицы представлялось средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [6, c. 84]. В настоящее время это действие имеет развлекательное значение, и далеко не во всех семьях детям объясняется суть обряда, который не знают и не все взрослые. Задача сценариста детского праздника, во-первых, рассказать о символическом значении этой традиции, предложить детям участвовать в нем добровольно, спросить, есть ли у них какие-то опасения или вопросы. Ориентируясь на реакцию детей, на то, есть ли у них интерес или больше опасений, можно уже принять решение, проводить ли этот обряд или, может, стоит ограничиться рассказами о том, как праздновали масленицу в древние времена. Главный же акцент праздника надо сделать на неизбежном наступлении весны, главные герои — сказочные существа: Весна, Зима, Леший, Баба-Яга, Скоморохи, которые ведут с детьми активный диалог, вовлекают детей в активные игры.
Совсем иное — праздник масленицы в городе. Обычно на площади сооружается сценическая площадка для развлекательной программы. По сторонам сцены установлены «снаряды» для конкурсов: столб для лазания за призами; бревно-бум, на котором будут биться мешками с сеном; колья (свайки) для забивания их в землю специальной битой и др. Рядом с площадью, где проводится Масленица, могут работать торговые «точки»: блинная, квасная, пирожковая, чайная, сувенирная, книжная, кондитерская, кофейная и т. п. Это антураж. Сценарий же городского мероприятия предполагает интерактив. Праздничная программа на сцене должна чередоваться с активными играми: ведущие праздника должны выходить «в народ». Городское празднество, пожалуй, больше всего напоминает масленичные гулянья старины, когда не разбирались в истоках традиции, а праздновали, потому что «так положено». В сценарий надо обязательно включить и масленичный поезд, и хороводы, и катание с горок, и сожжение чучела Масленицы. Городская Масленица длится как положено — целую неделю, либо пик веселья приходится на выходные, поскольку современные люди в будни все-таки ходят на работу.
В программу можно включить конкурсы частушек, хоккейные и конькобежные турниры, катание с ледяных гор и на лошадях, состязание силачей, канравал ряженых, выставки-ярмарки народного ремесла.
Наконец, рассмотрим празднование Масленицы за рубежом, в среде русской диаспоры. Для соотечественников этот праздник играет важную роль, так как это не просто повод повеселиться, но и еще одна возможность передать знания подрастающему поколению об истории русского народа, его традициях и обычаях. Разумеется, что в сценарии в виде сценок, игр, песен рассказывается о масленичных традициях. Пожалуй, здесь праздник имеет элементы шоу, ведь соотечественники являются носителями двух культур и иногда о русской культуре знают немного. Справедливо заметить, что порой российская молодежь знает о русской культуре порой еще меньше. Тем не менее, за рубежом в честь праздника проводятся карнавальные шествия с ряжеными и маскарадами. Организуются масленичные городки со сценой, местами продаж еды (конечно, блинов) и сувенирной продукции, аттракционами.
Сегодня мы становимся свидетелями процесса возрождения масленичных традиций как в России, так и в общинах российских соотечественников в других странах. Потребность праздновать Масленицу в современном обществе действительно существует, а вот профессионалов в этой сфере, людей, которые могли бы грамотно рассказать, как праздновалась традиционная Масленица сто-двести лет назад — единицы. Тем важно развивать умение писать сценарии массового праздника на основе народных традиций и обрядов.
- Аль Д. Н. Основы драматургии: Учебное пособие. — 4-е изд. — СПб.: СПбГУКИ, 2005. — 137 с.
- Андрейчук Н. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников: Учебное пособие. — М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2014. — 160 с.
- Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. — 160 с.
- Генкин Д. М. Массовые праздники: учеб. пособие / Д. М. Генкин. — Москва: Просвещение, 1975. — 256 с.
- Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Издательская группа «Азбука-классика», 2009. — 767 с.: ил.
- Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — СПб.: Терра — Азбука, 1995. — 176 с.
- Свечникова О. Б. Эволюция сценарной драматургии в русской народной праздничной культуре [Текст] / О. Б. Свечникова // Молодой ученый. — 2012. — № 2. — с. 338–341.
- Силин А. Д. Площади — наши палитры. — М.: «Советская Россия», 1982. — 184 с.
Источник статьи: http://moluch.ru/archive/101/22846/