Отдание праздника Богоявления
Меня всегда интересовал один практический вопрос:
Откуда и зачем? — в Православии появилось столько праздников в году?
И если их все праздновать, тогда и работать будет — некогда и некому.
Из истории известно, что все так называемые церковные праздники — приурочивались и замещали собой праздники языческие, тесно связанные с естественными природными циклами и явлениями.
Древним жрецам были известны законы природы более основательно, чем новым служителям культа. Религии в основе своей — один из институтов власти, управления и подчинения масс — правящим классам. И замещая знания верой в сверхестественное, формировали бездумное восприятие действительности и природы явлений. Слепую и безусловную веру в жреческое сословие и в высшие силы, природу которых — разум обычного человека — не в состоянии постичь. Ведь всё непознаваемое — служителям культа можно толковать по своему и в своих интересах.
Итак Праздник Богоявления тесно связан с праздником и таинством Крещения Господня.
А что за праздник был у языческих славян, в данное время года, и какие природные явления сопутствовали ему?
Всем известно, что Крещенская(Богоявленская) вода обладает рядом ценных качеств: — она способна исцелять, улучшать здравие и самочувствие обычного человека,
— может долго храниться и не терять при этом, своих целебных и священных качеств.
Чем, не прекрасный инструмент — укрепления христианской веры и послушания масс правящим классам и жреческому сословию. Не, так ли?
Когда-то практически весь мир был «языческим». Сейчас, когда половину человечества обратили либо в христианство, либо в ислам, язычников гораздо меньше, однако это ещё не доказательство того, что «язычество» менее ценно по сравнению с мировыми религиями.
Календарь праздников для язычников – это годичный круг, это зима и весна, это жизнь, смерть и возрождение. В календаре в наиболее законченном виде выражается любая традиция, в нём собрано самое главное, что каждый народ знает о времени и о вечности. Календарь показывает родство всех живущих под Солнцем и Луной. Вокруг календаря вращается весь круг труда и отдыха.
Календарь с его праздниками, помогает живущим со вниманием смотреть на Природу, восстановить силы и сохранить чувство своей неслучайности на Земле. Воплощённая в календаре народная мудрость отражает всё богатство настроений и обликов Живой Природы – вечно преображающейся, умирающей и неизменно воскресающей, а потому – бессмертной.
Языческие праздники были не просто красными датами календаря, это особые времена, когда истончаются границы меж мирами. И не они зависят от календаря, а он от них.
Течение времени определяли сезоны повторяющихся праздников.Таких точек перехода было 8. Непростая цифра для всей древней традиции. Отмечали зимнее и летнее солнце стояния (22 декабря; 21 июня), осенние и весеннее равноденствия (21 марта, 22 сентября), кроме того, смену годовых сезонов (1 ноября, 1 мая, 2 февраля и 1 августа).
Самый простой способ войти в этот мир единым неотъемлемым целым, как входили наши предки и те, что, будут жить после нас – это пройти Круг Года вместе с умирающим и обновляющимся миром.
Начиная с простого представления о сильных точках года, мы постепенно учимся улавливать моменты перехода, те точки, когда грань миров открыта, вместе со стихиями и силами мира, мы взлетаем и падаем на волнах возрождения и смерти, с каждым разом всё большее понимание неподвижной точки центра, в которой находится сам мир — независимо от происходящих в нём изменений и в которую, стремясь к высшей гармонии, когда-нибудь попадём и мы.
Вместе с пониманием этих волн придет неожиданно новое восприятие народных праздников, обычаев, имён и путей Богов, противоборствующего единения стихий. Единство и целостность – не это ли есть то, что мы ищем сегодня в язычестве?
Всего в разделе — праздника. Зеленым цветом обозначены фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение для страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова. Красным цветом отмечены государственные выходные.
18 января Поздравить с праздником
Интра (Индра)
Интра — покровитель змей
Интра (Индра, Змиулан, Индрик-зверь, Вындрик) — сын Земун от Дыя (Ночное Небо), брат «Ящера» и его противник. Интра является богом источников, колодцев, змей и туч. Связь с водными стихиями указывает на его Навью природу (Навь в восточнославянской мифологии дух смерти, а также мертвец).
В ночь ведуны заговаривали трубы домов, через которые Навь проникал в дома. Интра — обитатель подземелья, и в преданиях славян сказано так: «Как Солнце на небе, так и Интра — в Нави».
В индийских ведах Интра — это демон, и царь-змей. На последнее указывает то, что Интерию населяют змеи, а сам Интра — муж Змеи Параскевы. По славянским ведам, Змиулан — победитель козла-Пана (сына Вия), по сути — своего двоюродного брата (так как Дый и Вий — братья).
В деяниях Интры есть и доблесть, и низость, и честные победы, и жестокость. Несмотря на то, что он муж демона-змеи, он сражается на одной стороне с Перуном. Больше всех он близок людям из «Воинского Триглава» (Перун-Интра-Волх). Если Перун — это чистая «воинская правда», Волх — чародейство, жестокость и тёмный гнев, то Интра — это Свет и Тьма, борьба противоположностей.
Интра, скачущий верхом на единороге, — покровитель воинов, символ, олицетворяющий ратную доблесть и отвагу.
Чуткий Интра, услышь наш призыв!
Восприми наши ты воспевания!
О, мы знаем тебя, ярый бык!
Победи врага, мощный Интра!
Сокруши мощь Виева племени!
Турицы
19 января
Турицы
Много лет дикие быки служили людям, как символ чести и храбрости.
Турицы посвящены туру — одному из древнейших почитаемых среди славян животных, обладающих магической силой. В туре воплощается союз Велеса и Перуна во славу и процветание Рода славянского.
Сын Велеса и Макоши, Тур, как и греческий Пан, покровительствует пастухам, гуслярам и скоморохам, молодецкой удали, играм, пляскам и веселью, а также рощам и зверью лесному. На Севере Тур предстает гордым оленем, а в таёжных лесах сохатым.
В этот день гадают на весь будущий год, так как праздник закрывает зимние святки. 12-й день святок соответствует 12 месяцу года. Гадания происходят под вечер, с наступлением темноты. Собирают снег для отбеливания холстины. Снег, собранный в этот вечер, брошенный в колодец, может сохранить воду на весь год.
Славяне видели в празднике Тура древнейший обряд юношеских посвящений в мужчины, когда, воплощаясь волком, юноша должен был проявить охотничьи способности и воинскую отвагу и завалить своего первого тура.
Славяне видели в празднике Тура древнейший обряд юношеских посвящений в мужчины.
Древние славяне брали пример с этих грозных животных, которые не заботились о себе, чтобы защитить стадо. Они старались научить юное поколение нападать и обороняться, проявлять находчивость и стойкость, выносливость, храбрость, умение объединяться для отпора врагам, защищать слабых и находить слабое место у противника.
Много лет туры, дикие быки, служили людям как символ чести и храбрости. Из турьих рогов делали кубки и рожки, которые призывно трубили в воинских походах, а из особо крупных рогов делали даже луки.
Но Турицы еще и пастуший праздник, в это время община приглашает к себе пастуха на очередной сезон, договаривается с ним о работе, доверяя ему драгоценное стадо на длительное время. Пастух, слуга Велесов, ставит на общий стол хмельные напитки, а община — кушанья, и праздником отмечают свой сговор.
С этого момента пастух принимает заботу о стаде, а тур помогает ему в этом деле, защищая молодых телков и готовящихся в феврале к отёлу коров от различных напастей и болезней.
Просинец — 21 января — Просинец
Крышень, проливающий на землю волшебную Сурью.
Просинец — название января, его отмечают водосвятием. Славят сегодня Небесную Сваргу — Сонм всех Богов. «Просиять» — означает возрождение Солнца.
Просинец приходится на середину Зимы — считается, что Холод начинает спадать, и в земли славян по велению богов возвращается солнечное тепло.
В этот день в ведических храмах вспоминают, как в древности Крышень дал огонь людям, погибавшим от холодов во время Великого Оледенения. Потом он пролил из небесной Сварги на Землю волшебную Сурью.
Сурья — мед, на травах бродивший!
Сурья — также и Солнце Красное!
Сурья — Вед понимание ясное!
Сурья — след Всевышнего Вышня!
Сурья — истина бога Крышня!
На столе в этот день непременно должны были присутствовать молоко и молочные продукты.
Излитая на землю Сурья в этот день делает все воды целебными, поэтому верующие купаются в освященных водах.
В годовом круге Перуновых празднеств этот день соответствует также победе Перуна над Скипером-зверем и купанию Живы, Марены и Лели в молочной реке.
В этот день славяне купались в холодной речной воде и давали грандиозные пиры, в которых непременно должны были присутствовать молоко и молочные продукты.
День деда Мороза и Снегурочки
30 января
День деда Мороза и Снегурочки
Дед Мороз и Снегурочка — главные персонажи этого праздника.
Но что со мной: блаженство или смерть?
Какой восторг! Какая чувств истома!
О Мать-Весна, благодарю за радость,
За сладкий дар любви! Какая нега
Томящая течет во мне! О Лель,
В ушах твои чарующие песни,
В очах огонь. и в сердце. и в крови
Во всей огонь. Люблю и таю, таю
От сладких чувств любви! Прощайте, все
Подруженьки, прощай, жених! О милый,
Последний взгляд Снегурочки тебе.
А.Н. Островский «Снегурочка»
День Мороза и Снегурочки – это древний языческий праздник. В эти дни обычно рассказывают сказки и легенды о Деде Морозе и о Снегурочке.
Люди вспоминали о том, как Снегурочка по прихоти бога любви Леля полюбила человека и потому с приходом Весны не стала улетать на Север. Но как только «яркий луч солнца прорезает утренний туман и падает на Снегурочку», она тает, превращаясь в легкое облачка пара, и уносится прочь.
В этот день славяне почитали противника Перуна — Мороза — ипостась Велеса. Можно сказать, что Мороз — зимняя ипостась Велеса, так же как Яр (сын Велеса и Дивы) — весенняя.
Мороз был женат на Снежной Царице, дочери Мары и Кощея. У Мороза и Снежной Царицы была красавица-дочь — Снегурочка.
День Деда Мороза и Снегурки был символичным окончанием зимы, за ним уже была не за горами широкая и щедрая Масленица.
Отдание праздника Богоявления
По церковному уставу праздник Богоявления продолжается со 2 (15)-го по 14 (27)-ое января; первые четыре дня служат как бы приготовлением к празднику, а последний — отданием, завершением.
Попразднство праздника Богоявления продолжается восемь дней; отдание праздника совершается 14 (27) января.
Суббота и воскресенье, следующие за праздником Богоявления, называются субботой и Неделей (Воскресеньем) по Просвещении. В эти дни читаются особые прокимен, Апостол и Евангелие, имеющие отношение к празднику.
Источник статьи: http://proza.ru/2020/01/27/664
Отдание Богоявления – последний день праздника Крещения Господня отмечается 27 января 2021 года
Любовь была всегда, Она есть Сам Бог – и еще до того, как появился мир, жила и действовала между всеми тремя Лицами Пресвятой Троицы.
«Дорогие во Христе братья и сестры! Сегодня мы с вами совершаем отдание великого праздника – Богоявления, или Крещения Господня. Что такое – отдание? Это слово означает, что мы на этот год прощаемся с праздником, отдаем это праздничное ликование обратно в руки Того, Кто дал нам его – в руки Господа. И напоследок еще раз совершаем торжественную Литургию, как и в самый первый день праздника, еще раз поем прекрасные, полные глубокого духовного смысла крещенские песнопения…Дорогие во Христе братья и сестры!
Сегодня мы прощаемся с праздником Крещения Господня. Но явленные в этом празднике Божественные тайны навсегда остаются с нами. Мы должны знать их, помнить – и быть достойными их. Об этом напоминает нам святой апостол Петр в сегодняшнем апостольском чтении: Крещение – не плотской нечистоты омытые, но обещание Богу доброй совести – спасает нас воскресением Иисуса Христа (1Пет.3:21). Да, тайна Троицы открыта нам в Богоявлении не для того только, чтобы обогатить наши знания или чтобы нам было о чем рассуждать в умных богословских книгах.
Прежде всего, это откровение, как и любое Божественное откровение, призвано научить нас любви. Ведь если подумать, без троичности Бога лживыми оказались бы слова евангелиста Иоанна: Бог есть любовь! (1Ин.4:8). Да, Бог – вечен и неизменен; Он был еще до того, как появился наш мир. Кого же Он любил до первого дня творения? Как может существовать любовь без объекта любви? И разве мог неизменный Бог – измениться после творения, сначала не быть любовью, а потом стать ею? Ответ на эти недоумения содержится в Троичном устроении Бога.
Любовь была всегда, Она есть Сам Бог – и еще до того, как появился мир, жила и действовала между всеми тремя Лицами Пресвятой Троицы. Мы, люди, единственные из всех живых существ созданы по образу и подобию Бога – а значит, должны быть подобны Ему в этой любви. А также должны не ронять, но, напротив, умножать свое божественное достоинство, взращивая в сердце угодные Творцу добродетели и приближаясь к Нему, насколько это возможно.
Как сказал об этом святитель Феофан Затворник: «В день Богоявления показано действием, что Домостроительство спасения нашего совершается Господом Иисусом Христом по благоволению Отца при общении Святого Духа. Ныне же словом апостола внушается нам, что и спасение каждого по этому Домостроительству бывает не иначе как действом Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа: по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа (1Пет.1:2). Предведая того, кто уверует, Бог Отец встречает его благоволением Своим и призывает к спасению благодатью Святого Духа. Дух Святой, призвав к вере и укрепив в ней, окропляет уверовавшего Кровию Господа Спасителя в Таинстве Крещения и таким образом получив вход в него, Сам вселяется в него и всячески содействует ему в устроении его спасения.
Да хвалим, поем и величаем Троицу Пресвятую, благую содетельницу нашего спасения, и, со своей стороны, прилагая к сему все старание, поспешим украсить себя всякими добродетелями по образу Создавшего и Воссоздавшего нас, чтобы не остаться без успеха и плода в познании Господа и не заградить себе вход в вечное Царство, к которому призваны (2Пет.1:5, 8, И)». Да станет для каждого из нас нынешний день отдания праздника – не концом, но началом подлинного Богоявления в нашей жизни, душе и сердце!
Источник статьи: http://vesiskitim.ru/2021/01/26/184073-otdanie-bogoyavleniya-poslednij-den-prazdnika-kreshheniya-gospodnya-otmechaetsya-27-yanvarya-2021-goda
Православная Жизнь
Вот мы и приблизились к завершению всех январских праздников и 27 числа, последний раз в этом году, услышим в храмах богослужебные песнопения Богоявления перемежающиеся к тому же молитвенным почитанием св. равноап. Нины, просветительницы Грузии.
В связи с тем, что служба отданию фактически повторяет службу самого праздника, то и говорить нужно о тех смыслах, которые раскрывают нам события на Иордане. Однако в этот же день перед нами возникает лик женщины, мирянки, за свой миссионерский подвиг удостоившейся равной с апостолами чести. Темы, казалось бы, несовместимые, но как-то объединить их я все-таки попробую.
Начать хотелось бы именно с Крещения, но в этот раз сосредоточиться не на образе Спасителя и не на образе Иоанна Предтечи, а на символизме воды. Ни в одной религии, ни одному веществу не уделено столько внимания как воде. Уже в самом начале Библии, в повествовании о первом дне творения, мы видим о ней упоминание: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 2). Отметим, что речь идет о воде до грехопадения, здесь вода – еще нереализованная потенция, основа всего многообразия форм творения. Сама по себе она неспособна родить, потому и необходимо действие Святого Духа для ее орошения, Он «приуготовлял водное естество к рождению живых тварей», – пишет свят. Василий Великий.
Благодаря Священному Писанию мы знаем о подлинном Творце вселенной и о процессе творения, описанном в Книге Бытия. Но, по всей видимости, отголоски Истины, хотя и в весьма искаженном виде, сохранялись и в других религиях. Так, например, в индийской мифологии, в различных вариантах, присутствует тема первобытных вод, по которым плывет Нараяна – один из образов бога Вишну. Мифы Вавилона рассказывают о первобытном Океане – образ женского божества Тиамат из которого родится все и по которому поплывет Земля. Древний человек не знал, что он на 60-65% состоит из воды, но все же понимал, что вода – это не просто вещество, как все другие вещества его окружающие – она имеет космогоническое, жизненное значение. К слову, наша кровь на 92%, сердце на 78%, а мозг на 75% состоят из воды. Кто-то, возможно, из современных «просвещенных» людей посмеется над таким благоговейным отношением к воде, для него все приведенные цифры – случайность, «счастливый билет» позволивший случайно зародиться жизни, которая рано или поздно, но точно неминуемо исчезнет. Пусть сторонники бессмыслицы остаются с ней сколько угодно, но мы-то знаем, что ничего так просто не бывает.
Человек своим преступлением осквернил врученное ему в управление творение и то, что было для него начатком жизни, стало погибелью – Господь насылает Потоп (Быт. 7, 11-24). Свят. Филарет (Дроздов) подчеркивает, что на сушу устремились как раз те воды, которые Господь собрал при образовании земли. Вместе с гибелью вода принесла и очищение, человечество переродилось, получило возможность все начать заново. И сегодня погружение в воды купели являет собой умирание и новое рождение человека. Давайте напомни себе отрывок из послания апостола Павла к римлянам, читаемый на Таинстве Крещения: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6, 3-5).
В событиях на Иордане мы видим и коренное изменение образа воды. Мессия, Богочеловек, Спаситель, берущий на себя грех мира (Ин. 1, 29), погружается в воды, дабы нас избавить от проклятия, заслуженно полученное нашими собственными действиями. Мы осквернили и себя, и девственное водное естество, из которого создавался мир. В Потопе, сама природа долженствующая подчиняться человеку, восстает против него. В Крещении Господнем – она снова становится началом новой жизни. В грехопадении человек утратил желанную связь с Торцом, стал жаждущим ее возврата, но не могущим эту жажду удовлетворить никакими способами. Теперь Живой Водой для нас становится благодать Святого Духа, и в разговоре с самарянкой (Ин. 4, 4-42) Христос обещает, что, если захотим, то впредь мы больше не возжаждем. «Чрез воду составляется все, – пишет свят. Кирилл Иерусалимский, – в воде растительная и животная сила. С небес сходит в дожде вода; и хотя сходит в одном виде, но различные имеет действия. Один источник весь рай напаяет: один и тот же дождь идет во всем мире, но в лилии бывает он белым, в розе румяным, в фиалках и гиацинтах багряным… равным образом и грешная душа, посредством покаяния получив Духа Святого, произращает плоды правды. Ибо Он будучи одинаков, по воле Бога Отца, – именем Христа различные производит действия».
Переродилась в водах купели и св. равноап. Нина. Будучи племянницей иерусалимского патриарха Ювеналия, она самого детства взращивала в себе плоды Святого Духа. Но наступило время, когда она поняла, что не может носить их все лишь в себе, наступило время делиться. Частые рассказы ее воспитательницы о тогда еще языческой Иверии возбуждали в ней желание поделиться Истиной с теми, кто Истины еще не познал. Желание это не осталось не реализованным, Господь устроил все так, что именно в Иверию она попадает при бегстве от гонений императора Диоклетиана. Ее миссия была абсолютно искренней, желанной и благословенной, а потому она была обречена на успех. Плоды трудов св. Нины мы можем наблюдать и сегодня.
Важно подчеркнуть, что апостольский подвиг просветительница Грузии совершила будучи женщиной и мирянкой. Это говорит о том, что для горящего сердца не существует границ. Для христианина крайне важно делиться, но дать кому-то мы можем лишь то, чем обладаем сами, а обладаем мы самым большим Сокровищем на земле – Истиной. Неужели только этот факт недостаточен для того, чтоб хотеть им поделиться с теми, кто Истины не познал. Мы действительно можем стать проводниками Живой Воды, ведь каждого без исключения христианина имеет в виду апостол Петр, когда говорит: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2, 9).
Быть христианином – это значит не только самому спасаться, но и стремиться спасти других. Апостольский подвиг доступен каждому из нас, вопрос только в том, хотим ли в нем участвовать и есть ли нам что дать другим? Живую Воду мы получили в Таинстве Крещения, получаем ее в Таинствах Евхаристии, Покаяния, Соборования, в каждой молитвенном обращении к Богу и в каждом, пусть и небольшом, но искреннем труде. Господь «поливает» нас с избытком, а плода все нет!
Св. равноап. Нина, простая женщина, явившаяся примером для многих поколений христиан, и сегодня, из глубины IV столетия, является молчаливым укором нашей пассивности. Огромное количество людей вокруг нас погружалось в купель, спогребалось Христу, но так и не познало Его. Полученная ими Живая Вода быстро «испарилась», душа, словно сухая земля, «растрескалась», но мы словом, примером, искренней любовью или молитвой можем снова ее оросить. Может, нам просто не хватает решимости? Может, стоит взглянуть на прекрасный образ Нины, чтобы понять, что с Божьей помощью человеку под силу если не все, то действительно многое.
Протоиерей Владимир Долгих
Источник статьи: http://pravlife.org/ru/content/otdanie-bogoyavleniya-ili-pochemu-apostolstvo-dostupno-kazhdomu