- Православная Жизнь
- Порадуй скотину: необычные приметы на 27 января
- История праздника
- ПО ТЕМЕ
- Сюжеты Православные праздники
- Равноапостольная святая Нина
- Нина – обряды скотины: традиции на 27 января
- Приметы
- Молитвы святой равноапостольной Нине
- Именины 27 января
- Храм в честь прп. Сергия, игумена Радонежского г. Челябинск
- БОГОЯВЛЕНИЕ: ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА И ПРИМИРЕНИЕ С БОГОМ
- Крещение Господне – картинки, иконы, фрески, мозаики
Православная Жизнь
Вот мы и приблизились к завершению всех январских праздников и 27 числа, последний раз в этом году, услышим в храмах богослужебные песнопения Богоявления перемежающиеся к тому же молитвенным почитанием св. равноап. Нины, просветительницы Грузии.
В связи с тем, что служба отданию фактически повторяет службу самого праздника, то и говорить нужно о тех смыслах, которые раскрывают нам события на Иордане. Однако в этот же день перед нами возникает лик женщины, мирянки, за свой миссионерский подвиг удостоившейся равной с апостолами чести. Темы, казалось бы, несовместимые, но как-то объединить их я все-таки попробую.
Начать хотелось бы именно с Крещения, но в этот раз сосредоточиться не на образе Спасителя и не на образе Иоанна Предтечи, а на символизме воды. Ни в одной религии, ни одному веществу не уделено столько внимания как воде. Уже в самом начале Библии, в повествовании о первом дне творения, мы видим о ней упоминание: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 2). Отметим, что речь идет о воде до грехопадения, здесь вода – еще нереализованная потенция, основа всего многообразия форм творения. Сама по себе она неспособна родить, потому и необходимо действие Святого Духа для ее орошения, Он «приуготовлял водное естество к рождению живых тварей», – пишет свят. Василий Великий.
Благодаря Священному Писанию мы знаем о подлинном Творце вселенной и о процессе творения, описанном в Книге Бытия. Но, по всей видимости, отголоски Истины, хотя и в весьма искаженном виде, сохранялись и в других религиях. Так, например, в индийской мифологии, в различных вариантах, присутствует тема первобытных вод, по которым плывет Нараяна – один из образов бога Вишну. Мифы Вавилона рассказывают о первобытном Океане – образ женского божества Тиамат из которого родится все и по которому поплывет Земля. Древний человек не знал, что он на 60-65% состоит из воды, но все же понимал, что вода – это не просто вещество, как все другие вещества его окружающие – она имеет космогоническое, жизненное значение. К слову, наша кровь на 92%, сердце на 78%, а мозг на 75% состоят из воды. Кто-то, возможно, из современных «просвещенных» людей посмеется над таким благоговейным отношением к воде, для него все приведенные цифры – случайность, «счастливый билет» позволивший случайно зародиться жизни, которая рано или поздно, но точно неминуемо исчезнет. Пусть сторонники бессмыслицы остаются с ней сколько угодно, но мы-то знаем, что ничего так просто не бывает.
Человек своим преступлением осквернил врученное ему в управление творение и то, что было для него начатком жизни, стало погибелью – Господь насылает Потоп (Быт. 7, 11-24). Свят. Филарет (Дроздов) подчеркивает, что на сушу устремились как раз те воды, которые Господь собрал при образовании земли. Вместе с гибелью вода принесла и очищение, человечество переродилось, получило возможность все начать заново. И сегодня погружение в воды купели являет собой умирание и новое рождение человека. Давайте напомни себе отрывок из послания апостола Павла к римлянам, читаемый на Таинстве Крещения: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6, 3-5).
В событиях на Иордане мы видим и коренное изменение образа воды. Мессия, Богочеловек, Спаситель, берущий на себя грех мира (Ин. 1, 29), погружается в воды, дабы нас избавить от проклятия, заслуженно полученное нашими собственными действиями. Мы осквернили и себя, и девственное водное естество, из которого создавался мир. В Потопе, сама природа долженствующая подчиняться человеку, восстает против него. В Крещении Господнем – она снова становится началом новой жизни. В грехопадении человек утратил желанную связь с Торцом, стал жаждущим ее возврата, но не могущим эту жажду удовлетворить никакими способами. Теперь Живой Водой для нас становится благодать Святого Духа, и в разговоре с самарянкой (Ин. 4, 4-42) Христос обещает, что, если захотим, то впредь мы больше не возжаждем. «Чрез воду составляется все, – пишет свят. Кирилл Иерусалимский, – в воде растительная и животная сила. С небес сходит в дожде вода; и хотя сходит в одном виде, но различные имеет действия. Один источник весь рай напаяет: один и тот же дождь идет во всем мире, но в лилии бывает он белым, в розе румяным, в фиалках и гиацинтах багряным… равным образом и грешная душа, посредством покаяния получив Духа Святого, произращает плоды правды. Ибо Он будучи одинаков, по воле Бога Отца, – именем Христа различные производит действия».
Переродилась в водах купели и св. равноап. Нина. Будучи племянницей иерусалимского патриарха Ювеналия, она самого детства взращивала в себе плоды Святого Духа. Но наступило время, когда она поняла, что не может носить их все лишь в себе, наступило время делиться. Частые рассказы ее воспитательницы о тогда еще языческой Иверии возбуждали в ней желание поделиться Истиной с теми, кто Истины еще не познал. Желание это не осталось не реализованным, Господь устроил все так, что именно в Иверию она попадает при бегстве от гонений императора Диоклетиана. Ее миссия была абсолютно искренней, желанной и благословенной, а потому она была обречена на успех. Плоды трудов св. Нины мы можем наблюдать и сегодня.
Важно подчеркнуть, что апостольский подвиг просветительница Грузии совершила будучи женщиной и мирянкой. Это говорит о том, что для горящего сердца не существует границ. Для христианина крайне важно делиться, но дать кому-то мы можем лишь то, чем обладаем сами, а обладаем мы самым большим Сокровищем на земле – Истиной. Неужели только этот факт недостаточен для того, чтоб хотеть им поделиться с теми, кто Истины не познал. Мы действительно можем стать проводниками Живой Воды, ведь каждого без исключения христианина имеет в виду апостол Петр, когда говорит: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2, 9).
Быть христианином – это значит не только самому спасаться, но и стремиться спасти других. Апостольский подвиг доступен каждому из нас, вопрос только в том, хотим ли в нем участвовать и есть ли нам что дать другим? Живую Воду мы получили в Таинстве Крещения, получаем ее в Таинствах Евхаристии, Покаяния, Соборования, в каждой молитвенном обращении к Богу и в каждом, пусть и небольшом, но искреннем труде. Господь «поливает» нас с избытком, а плода все нет!
Св. равноап. Нина, простая женщина, явившаяся примером для многих поколений христиан, и сегодня, из глубины IV столетия, является молчаливым укором нашей пассивности. Огромное количество людей вокруг нас погружалось в купель, спогребалось Христу, но так и не познало Его. Полученная ими Живая Вода быстро «испарилась», душа, словно сухая земля, «растрескалась», но мы словом, примером, искренней любовью или молитвой можем снова ее оросить. Может, нам просто не хватает решимости? Может, стоит взглянуть на прекрасный образ Нины, чтобы понять, что с Божьей помощью человеку под силу если не все, то действительно многое.
Протоиерей Владимир Долгих
Источник статьи: http://pravlife.org/ru/content/otdanie-bogoyavleniya-ili-pochemu-apostolstvo-dostupno-kazhdomu
Порадуй скотину: необычные приметы на 27 января
Продолжение: День колдунов: названа жуткая опасность 28 января
История праздника
Богоявление, или Теофания, претендует на звание одно из самых древних христианских праздников. Первые его упоминания встречаются еще во втором веке. Торжества посвящены рождению Иисуса Христа, поклонению волхвов и крещению Спасителя в Иордане.
ПО ТЕМЕ
Шумные попойки, воровство цветов и молитвы: неожиданные традиции на Татьянин день
Сюжеты Православные праздники
С течением времени в разных церквях смысл этого события претерпел различные изменения. В православной традиции Богоявление было привязано по смыслу с Крещением. Теперь это разные названия одного и того же праздника.
Православное толкование слова Богоявление указывает на явление Бога во время Крещения в полноте Троицы – Сын крестился в реке, Отец говорил с небес, а Святой Дух сходил в виде голубя. Само Богоявление (более распространенный и привычный в России вариант – Крещение Господне) празднуется 19 января.
27 января происходит отдание праздника Богоявления. В храмах еще раз звучат крещенские песнопения, а верующие вспоминают описанные в Евангелиях события, когда Иоанну Предтечи выпала честь возложить руки на самого Иисуса Христа.
Равноапостольная святая Нина
Также 27 января почитают равноапостольную просветительницу Нину. В IV веке она обратила Грузию в христианскую веру. Согласно преданиям, на этот апостольских подвиг ее благословил сам Господь, а Дева Мария вручила крест из виноградных лоз.
Нина – обряды скотины: традиции на 27 января
Первую часть своего названия в народной календаре этот день получил в честь святой. Вторая же часть никакого отношения к церковному календарю не имеет, и берет свое начало из старого крестьянского обычая
На святую Нину порадуй скотину
Традиции наших предков велели 27 января заняться уходом за домашней скотиной. Хлевы очищали от грязи и навоза, а пол застилали новой соломой. Эта традиция, по всей видимости, была продиктована банальным здравым смыслом, поскольку за прошедшие холодные месяцы животные могли успеть весьма сильно загрязнить место своего обитания.
Одновременно с этим народ баловал скотину. Домашний скот выводили на улицу, кормили свежим хлебом и овощами.
Приметы
И хоть наши предки не всегда могли достаточно уверенно ответить на вопрос, какой праздник 27 января они собираются отмечать вместе с домашним скотом, в наблюдательности им отказать невозможно. С попыткой связать текущую погоду с изменениями в будущем связаны некоторые приметы.
Так, считалось, что деревьев в инее предвещают потепление. Снег, прошедший в морозный день, говорил о том же самом. Стужу же обещали белые облака или столб белого света, который можно было заметить перед заходом солнца.
Не обошлось и без гаданий по животным. Ранний крик петуха зовет тепло, были уверены в народе. А вот ворона утром сможет накаркать только метель.
Молитвы святой равноапостольной Нине
Просветительница считается покровительницей не только тех, кто был крещен под таким же именем, но и всех, кто связан с обучением, передачей знаний. Помогает она и всем, кто просит ее о заступничестве. Также перед иконой святой можно просить об излечении разных болезней и душевных недугов – с ними она боролась при помощи подаренного Богородицей креста из виноградной лозы.
Именины 27 января
Свои именины на отдание праздника Богоявления и день почитания святой равноапостольной Нины празднуют:
Источник статьи: http://dni.ru/society/2020/1/26/441576.html
Храм в честь прп. Сергия, игумена Радонежского г. Челябинск
БОГОЯВЛЕНИЕ: ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА И ПРИМИРЕНИЕ С БОГОМ
Продолжается рождественский цикл праздников, но Крещение уже позади. Купание в проруби-иордани и настоящие крещенские морозы… К счастью, великая агиасма (крещенская вода) круглый год с нами. И всегда перед глазами икона Крещения – в праздничном ряду иконостаса и в верхнем регистре храмовой росписи, между Рождеством Христовым и Сретением.
Изображения Крещения Господня – одни из самых древних в истории христианского искусства. Посвящены они таинственной Теофании (Богоявлению) [1] и потому полны загадок и неоднозначно толкуемых символов. В то же время иконографическая схема Крещения на протяжении почти девятнадцати веков остается простой и неизменной, появляются лишь новые персонажи и детали. Ядро композиции и на заре христианства (в стенописи катакомб), и в XXI веке одно и то же. Это Иисус Христос в водах Иордана, Иоанн Предтеча, возлагающий на Его главу десницу, и Дух Святой, сходящий в виде голубя.
Праздник Богоявления, наряду с Пасхой и Пятидесятницей, – самый ранний в истории Церкви, его отмечали уже во II-III вв. Правда, под Богоявлением в то время понимали череду «событий, связанных с Боговоплощением, включая рождение Иисуса от Девы и Его Крещение в водах Иордана» [2]. В IV-VI вв. формируется учение Церкви о Святой Троице и Господе Иисусе Христе, Его двух природах. Большое значение придается теперь самому воплощению, вочеловечению Бога. Поэтому уже в IV в. происходит разделение Рождества Христова и Крещения (собственно Богоявления).
Почему у праздника два названия? Во время Крещения Господня происходит явление Бога людям. По словам св. Иеронима Стридонского (342-ок. 420), «в рождении Своем Сын Божий явился миру сокровенно, но в крещении Он явился совершенно». Сам Иоанн Предтеча говорит: «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1, 31). Крещение являет Иисуса Христа как Богочеловека, обладающего двумя природами. Как человек Он приходит креститься, а как Бог делает крещение спасительным для всего рода человеческого, «освящая Собою водное естество и с ним весь мир» [3]. «Как при сотворении мира Бог касается, очищает и животворит водное естество, так в крещении Своем Христос погружается в воды, чтобы очистить и оживотворить их, и освятить» [4].
Во время Крещения на Иордане впервые в истории человечества были явлены три Лица Святой Троицы, «открылось людям истинное Богопочитание» [5]. Господь Иисус Христос Своей плотью погрузился в воду, Дух Святой в виде голубя сошел на Него, а голос Бога Отца («глас с небес») говорил: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф з, 13-17). Именно так описывают событие евангелисты Матфей, Марк и Лука (Мф. 3, 13–17; Мк. 1, 9–11; Лк. 3, 21–22). В Евангелии от Иоанна не говорится о гласе с небес, но передаются слова Иоанна Крестителя о Боге Отце: «Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и прибывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 33–34).
Крещение в ранних памятниках христианского искусства
О Богоявлении свидетельствуют и все изображения Крещения, начиная с самых ранних. Мы найдем его в стенописи римских катакомб II-III вв., еще до разделения Богоявления на два самостоятельных праздника. Вероятно, этим объясняется одна странность – небольшой рост Спасителя. Иоанн Креститель представлен зрелым мужем, а Иисус Христос – совсем юным отроком. Можно предположить, что, глядя на одно изображение, христиане тех времен вспоминали сразу два евангельских события – Рождество и Крещение [6].
На других ранних памятниках (рельефы мраморных саркофагов IV -V вв., резной оклад Евангелия из Миланского кафедрального собора V в., т.н. ампулы из Монцы V-VI вв. [7] и др.) можно увидеть то же различие в масштабе фигур Иоанна Крестителя и Христа. Рождество и Крещение уже отмечались как отдельные праздники, но эта иконографическая особенность сохранялась. Так символически могло изображаться пророчество Иоанна Предтечи о том, что пришло время Спасителя, а его проповедь на земле завершается: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин 3, 30) [8]. Рука Предтечи на главе Христа – деталь, заимствованная из Таинства Крещения, хотя в Евангелии не сказано, что Иоанн возлагал руку на главу Господа.
На крышке реликвария из капеллы Санкта-Санкторум VI в. [9] Спаситель изображен уже человеком средних лет, хоть и небольшого роста. Над Ним Дух Святой в виде голубя, исходящий от десницы с небес. Благословляющая десница означает «жест речи» – это распространенный в христианском искусстве символ Бога Отца. Здесь она изображает Отчий глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3, 17)
По сторонам от Спасителя появляются новые фигуры. Слева, за Иоанном Предтечей, стоят его ученики – апостолы Андрей и Иоанн, которые после Крещения Господа последовали за Ним (Ин 1, 35-40). Справа, на противоположном от Предтечи берегу, два ангела, о присутствии которых при Крещении не сообщает ни одно из Евангелий. Но с VI-VII вв. ангелы с ризами Господними на руках, ожидающие Его выхода из Иордана и поклоняющиеся Ему, – обязательный элемент композиции Крещения. Их обычно двое или трое, а в более поздних изображениях – четверо. Покрытые руки ангелов указывают на особое божественное происхождение Того, Кого они должны принять после Крещения.
Одним из персонажей может быть загадочный седовласый старец, изливающий воду из кувшина. Это персонификация священной реки Иордан. Старец либо сидит на берегу, как, например, в мозаике купола арианского баптистерия в Равенне, либо находится в самой реке вместе с персонификацией моря в виде уплывающей женщины. Оба изображения основаны на тексте псалма: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Пс. 113, 3). Н.В. Покровский объяснял причину соединения псалма со сценой Крещения тем, что он указывает на ветхозаветный переход евреев через Красное море, а это событие в Новом Завете (1 Кор.10, 1-2) и святоотеческой литературе понимается как пророческое указание на Крещение [10]. Переход израильского народа через Красное море и – спустя сорок лет – через Иордан, перед вступлением в Землю обетованную, понимаются и как прообразы Крещения.
Иисуса Христа в иорданских водах мы видим чаще всего обнаженным. И это не отголосок эллинистической традиции: Господь изображается нагим, «как Адам в Эдемском саду. Этим подчеркивается, что Христос – новый Адам, совершенный Богочеловек, пришедший спасти людской род от власти греха и смерти. Только в произведениях XV века Спасителя начинают изображать в препоясании» [11].
Поза Христа бывает различна. В ранних памятниках Его фигура часто представлена строго фронтально, в соответствии со стихом Евангелия от Луки: «И Иисус, крестившись, молился» (Лк. 3, 21). В дальнейшем Он может изображаться в легком развороте и движении, как будто делает шаг. Это связано текстом Евангелия от Матфея, где говорится, что, крестившись, Иисус «взыде абие (то есть тотчас, немедленно) от воды» (Мф. 3, 16). Так показано Крещение на иконе-«таблетке» из Сергиево-Посадского музея-ризницы XV в., некоторых псковских иконах XVI в., пелене Строгановских мастерских XVII в. Практически на всех иконах Господь с благословляющей десницей.
Новые персонификации и символы
Наряду с лаконичной иконографией в византийском и древнерусском искусстве была распространена более подробная. Так, на фреске церкви Спаса на Нередице (Новгород, 1199 г.) на берегу Иордана представлены раздевающиеся люди, ждущие своей очереди креститься. Один снимает рубаху, другой уже плывет по воде. Фигура Спасителя здесь не обнажена, а имеет препоясание. В руке св. Иоанна Предтечи свиток – символ его проповеди о Христе. На воде, слева от Иисуса, начертано изображение креста как символ спасения и как знак освящения мировых вод [12].
В Национальном музее Сербии в Белграде находится икона XIV века с еще большим количеством персонажей. При Крещении Господа на двух берегах Иордана собралось множество иудеев. Выделяются старцы с младенцами на руках, женщины с детьми. Несколько юношей ныряют с высокого берега в иорданские воды. Вверху изображены две небольшие обнаженные фигурки, сидящие на вершинах гор и изливающие воду из сосудов. Это, по мнению некоторых исследователей, персонификации легендарных источников Иора и Дана, при слиянии которых образовался Иордан [13], хотя, есть и другие предположения [14]. У ног Иоанна Предтечи изображена секира, напоминающая о мученической кончине пророка и словах его проповеди: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3, 10). Слева вверху изображена встреча Крестителя с Господом.
Необычная деталь – ангелы в сегменте неба, отверзающие небеса.
Встречается она также в росписи церкви Богоматери Перивлепты в Мистре (Греция, 1360-е гг.) и церкви Пантократора в монастыре Высокие Дечаны (Сербия, 1350). Объяснение этому образу находим в Евангелии от Луки: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился; отверзлось небо…» (Лк. 3, 21). Так при откровении Святой Троицы Бог явил «Свою благодать спасительную всем человеком» [15].
Почему Дух Святой явился «в виде голубине»
С древнейших времен, как мы видели, над стоящим в воде Спасителем изображался Святой Дух «в виде голубине». Почему Он явился в образе голубя? По толкованию свт. Василия Великого, Святой Дух в Крещении осеняет воды подобно тому, как было при сотворении мира, когда Дух Божий витал над водой (Быт. 1, 2). «Он сообщал воде способность зарождать жизнь, отеплял ее подобно тому, как наседка своим теплом изводит к жизни цыплят» [16]. В таинстве Крещения Дух Святой сообщает водам благодать и силу порождать жизнь [17].
Святитель Иоанн Златоуст дает свое толкование. Христос, принимая крещение от руки Иоанна, пришел исполнить всякую правду, а «правдою называется исполнение всех заповедей… Так как исполнять правду должны были все люди, но никто от них не исполнил», род наш, подпавший такой вине, «объяла смерть». Христос, «пришедши и найдя нас одержимыми, уплатил этот долг… Мне, Владыке имеющему, – говорит Он, – надлежит уплатить за неимеющих. Такова причина Его Крещения. Поэтому Дух нисшел в виде голубя. Где примирение с Богом, там и голубь. Так и в ковчег Ноев голубь принес масличную ветвь, знак человеколюбия Божия и прекращения бедствия. И теперь в виде голубя, а не в телесном виде (это особенно нужно заметить) нисходит Дух, возвещая вселенной милость Божию» [18].
1. Теофания, Феофания – от др.-греч. Θεοφάνια – «Богоявление».
2. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х т.– 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. –Т. 2. – С. 419.
3. Григорий (Круг), инок. Крещение Господне, Богоявление // Мысли об иконе. – СПб: Директ-Медиа, 2002.
4. Николай (Погребняк), епископ. «Троицы явление во Иордане бысть…» Заметки о иконографии и географии Богоявления // Московские епархиальные ведомости. 2003 г., №1-2.
5. Битбунов, Г.С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). – Изд. 3-е. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2012. – С. 75.
6. Нефедова, Н. Крещение Господне – иконы, фрески, мозаики. [Электронный ресурс]. Адрес: www.pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-ikony-freski-mozaiki/#ixzz2qrkGj2VB
7. Ампулы (VI-VIIвв.) – небольшие сосудах из глины или металла для хранения св. воды, масла и мира; предназначались для паломников на Святой земле.
8. Нефедова, Н. Указ. соч.
9. Расписная крышка реликвария VI-VII в. из капеллы Санкта Санкторум (музеи Ватикана) – одна из первых сохранившихся темперных икон. Происходит из Сирии или Палестины,
10. Липатова С.Н. Заметки по иконографии Крещения Господня в византийском и древнерусском искусстве [Электронный ресурс]. Адрес: (www.pravoslavie.ru/jurnal/415.htm).
11. Там же.
12. Там же.
13. Нефедова, Н. Указ. соч.
14. Николай (Погребняк), епископ. Указ. соч.
15. Там же.
16. Василий Великий, святитель. Беседы на Шестоднев. – М.: Изд-во моск. подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2001. – С. 92.
17. Григорий (Круг), инок. Указ. соч.
18. Иоанн Златоуст, святитель. Беседа о Крещении Господа и о Богоявлении. [Электронный ресурс]. Адрес: simvol-veri.ru/xp/ioann-zlatoust.-beseda-o-kreshenii-gospoda-i-o-bogoyavlenii.html
Татьяна Соболева, искусствовед, преподаватель воскресной школы
Читать на сайте храма: читать
Крещение Господне – картинки, иконы, фрески, мозаики
Празднование Богоявления появилось в Церкви одним из первых. До IV века празднования Крещения и Рождества составляли единое торжество, посвященное Воплощению, пришествию в мир Спасителя. Первое изображение Крещения, находящееся в римских катакомбах, по.
Источник статьи: http://elitsy.ru/parish/12351/1537811/