Ознакомление детей с народными праздниками

«Знакомство с народными календарно-обрядовыми праздниками»

Татьяна Бушман
«Знакомство с народными календарно-обрядовыми праздниками»

Форма проведения: педагогическая мастерская

Ход мастер-класса:

Во второй части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса, представлен авторский подход к реализации программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

В прошлом учебном году я рассказывала о проекте этой программы в презентации «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Проект я разделила на 5 разделов:

1) Знакомство с народными календарно-обрядовыми праздниками.

2) Знакомство с русскими старинными ремеслами.

3) Знакомство с устным народным творчеством.

4) Знакомство с народным бытом, обычаями и традициями.

5) Знакомство с русским народным искусством.

Сегодня остановимся на первом разделе, знакомство с народными календарно-обрядовыми праздниками. Они называются народными, потому что пришли к нам как и русское-народное творчество через русский народ, календарными, так как связаны с календарным циклом, обрядовыми, т. к. эти праздники наполнены установленными обычаем действиями, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления и бытовые традиции.

1) Познакомить детей с основнымикалендарно-обрядовых праздниками.

2) Показать связь праздников с трудовой деятельностью русского народа и явлениями природы.

3) Формировать историческое сознание через взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.

4) Вызвать интерес к народным праздникам и активное участие в них.

Праздников таких очень много. Я выбрала некоторые из них по одному в месяц, учитывая известность праздника, игровую и бытовую деятельность народа, связанную с данным праздником, интересность и доступность обрядов.

Для ознакомления с календарно-обрядовыми праздникамия использовала следующую литературу:

1) Народные праздники, В. В. Ищук, М. И. Нагибина «Академия развития», Ярославль, 2000 г.

2) Знакомство детей с русским народным творчеством, Т. А. Бударина и др., изд. «Детство-Пресс», СПб, 1999 г.

3) Российский этнографический музей детям, О. А. Бутикова и др., «Детство-Пресс», СПб, 2001 г.

4) Солнечный круг, О. А. Бутикова и др., «Детство-Пресс», СПб, 2004 г.

5) Русские обряды и традиции. Народная кукла, И. Н. КотоваЮ А. С. Котова, «Паритет», СПБ, 2003 г.

Также некоторые праздники представлены в этнокалендаре, что я использую как демонстрационные материал для родителей и детей.

Знакомство с календарно-обрядовыми праздниками проходит через совместную деятельность детей и воспитателя в форме досугов и развлечений. Активно использую предметы из развивающей среды.

Для достижения поставленных задач применяю почти все виды детской деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

1) Игровая деятельность

Это режиссерские, театрализованные, дидактические, русские народные хороводные игры. Особую роль выполняют русско-народные игры. Они представлены в картотеке.

Давайте и мы поиграем. Игра «Кузнецы»

2) Коммуникативная деятельность.

Это потешки, пословицы, поговорки, прибаутки, приметы, загадки.

Поговорки Пришел Алексей – выверни оглобли из саней.

Не житье, а масленица.

Дорого яичко ко великодню.

Приметы На рождество иней – урожай на хлеб.

Ранние ласточки – к счастливому году

Верба распутицу ведет, гонит с рек последний лед.

Перекинься на луга!

Загадки Два раза родился, ни разу не крестился (цыпленок)

Наш Богдан не богат, не догадлив,

Трех друзей себе нажил

Один его поит (корова)

Другой кормит (лошадь)

Третий добро охраняет (собака)

Сидят девицы в горенке нижут бисерок на ниточки (пчелы)

Не маменька родила, а

Гостинцем оделила (яблоня)

Сам лубяной, головка масляна, ножки глиняные (лен)

Стоит Арина – рот до ушей (мялка)

Кручусь, верчусь, не потею

Только более толстею (веретено)

3) Познавательно-исследовательская деятельность

Это разгадывание кроссвордов, обследование предметов, составление алгоритмов, обсуждение мнемотаблиц.

Давайте попробуем разобрать мнемотаблицу праздника «Кузьма-Демьян», 14 ноября. Обсуждение таблицы.

4) Продуктивная деятельность

Это изготовление подарков, сувениров приглашений, русско-народных игрушек, раскрашивание ритуальных предметов (яйца, птичка, лошадки, мешочки).

Мы с вами сейчас сделаем куклу «Мартиничку» из шерстяных ниток.

Презентация к педагогическому совету «Об утверждении и введении в действие ФГТ» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки России.

Презентация для педагогов «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» Презентация «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» создана после выхода в свет Приказа Министерства.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/-znakomstvo-s-narodnymi-kalendarno-obrjadovymi-prazdnikami.html

Методическая разработка на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ

Скачать:

Вложение Размер
opyt_raboty_napokaz.docx 69.22 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»

Наша страна – это огромная многонациональная страна. Думаю, что через ознакомление дошкольников с народными традициями, обрядами и праздниками, можно воспитать толерантное отношение к представителям других национальностей. Поэтому главным направлением своей работы я выбрала тему: « Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками ».

Считаю, что актуальность темы заключается в том, что Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, так как обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования: знания детей о народных календарно-обрядовых праздниках .

Цель: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ

Задачи по реализации цели:

1. Познакомить детей с русскими народными календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года.

2. Знакомство с обычаями и традициями проведении календарно-обрядовых праздников, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения предков за характерными особенностями времён года, погодными явлениями, поведением птиц, животных, насекомых.

3. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;

4. Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.

5. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.

Гипотеза исследования: знания старших дошкольников о народных календарно-обрядовых праздниках будут более полными и осознанными, если:

— организовать работу знакомства детей с календарно-обрядовыми праздниками в соответствии с требованиями ФГОС;

— создать положительный эмоциональный настрой, атмосферу уважения, доверия, открытости, готовность к творческому самосовершенствованию, как со стороны детей, так и родителей.

— проводить работу с детьми на занятиях и вне их по знакомству детей с бытом, традициями и календарно-обрядовыми праздниками;

— усилить их эмоциональную насыщенность путем включения в систему педагогических воздействий различных видов искусств в комплексе (художественного, музыкального, изобразительного и т.д.);

— воспитывать у дошкольников гордость за свой народ, свою страну.

Направленность работы состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Работая с детьми, я старалась увлечь их в то волшебное путешествие, где каждый шаг ставил новые вопросы и приносил новые открытия — в необычном странствии по бесконечно переменчивому миру с включением народных традиций, праздников, гуляний.

Работу по знакомству детей с русскими народными календарно-обрядовыми праздниками я проводила по следующей модели:

— изучение авторских программ, инноваций;

— планирование работы с детьми;

— знакомство дошкольников с русскими народными календарными праздниками;

— активное использование возможностей музыкального воспитания детей.

Работа с родителями осуществлялась через:

-изготовление костюмов и атрибутов к праздникам.

Совместная работа педагога и детей

Педагогика сотрудничества взрослых и детей;

Проведение занятий, организация театрализованных игр;

Беседы, консультации, создание костюмов, атрибутов и т.д.

Формы работы с детьми по знакомству с русскими народными календарно-обрядовыми праздниками:

2. Занятия на основе метода интеграции.

3. Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток.

5. Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду.

6. Дидактические игры.

7. Развлечения, фольклорные праздники, посиделки.

8. Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен.

9. Использование народных игр, в том числе хороводов.

Ресурсное обеспечение проекта

Тематический план занятий, календарь праздников, беседы.

Подбор художественных народных произведений, песен, закличек, игр.

Подбор методической литературы.

Презентации по народно-обрядовыми праздниками.

Картотека сценариев праздников.

Этапы реализации работы

I этап (аналитический)

Проведение диагностики детей, анкетирование родителей.

II этап (организационный)

Составление перспективного плана работы с детьми, родителями; разработка сценариев праздников; подбор дидактического материала, литературы, игр; изготовление костюмов и атрибутов; создание календаря народных праздников.

III этап (практический)

Проведение, бесед, занятий, народных календарно-обрядовых праздников; индивидуальная работа с детьми и родителями.

IV этап (итоговый)

Проведение диагностического обследования детей, беседы, самоанализ проделанной работы, внесение корректив и планирование.

Анализ результатов работы с детьми

В начале учебного года с целью выявления уровня знаний о народно-обрядовых праздниках детей проводила диагностическую беседу с детьми. Результаты беседы оценивались по следующим критериям:

1. Знание названий народных праздников ;

2. Знание названий и назначение предметов русского народного быта (лучина, плуг, кокошник и др.);

3. Знание русских народных и музыкально-фольклорных игр, изучаемых в рамках ФГОС;

4. Знание русских народных песенок, потешек, закличек, изучаемых в рамках ФГОС;

5. Знание различных видов фольклора (пословицы, приметы, хороводы) и используют его;

6. Наличие представлений о женском и мужском русском костюме ;

7. Знание народных примет и умение их соотносить с увиденным в природе .

Проведенная диагностика показала следующие результаты:

высокий уровень – 10%;

средний уровень – 40%;

низкий уровень – 50%.

Анализ диагностики показал, что дошкольники недостаточно знакомы с народными обычаями, обрядами, бытом, праздниками. Такой вывод и послужил началом работы по знакомству с русскими народными календарно-обрядовыми праздниками дошкольников.

Прежде, чем начинать работу с детьми, я составила календарь народных праздников:

6-7 января – Коляда;

Конец февраля — начало марта — Масленица. Дата начала праздника «плавает», она связана с лунным календарем, начинается за 8 недель до первого весеннего полнолуния;

22 марта — Сороки (Встреча перелетных птиц);

Первое воскресенье после Пасхи — Красная горка;

22 мая – Ярило (Встреча с солнцем);

23- 24 июня — Иван Купала;

2 августа — Ильин день;

28 августа — Спожинки (Праздник окончания уборки хлебов);

14 сентября — Семен Летопроводец (Проводы лета, прославление даров осени).

Затем был составлен тематический план, по которому я в дальнейшем работала.

Условия для реализации работы

В работе используются различные методы и приемы:

1. Метод наглядности (рассматривание изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов и др. наглядных пособий).

2. Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения).

3. Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения, совместное разучивание народных танцев, песен).

5. Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия).

7. Мотивационный (убеждение, поощрение).

Работа по знакомству с календарно-обрядовыми праздниками имеет свои особенности.

В процессе проведения работы по знакомству с календарно-обрядовыми праздниками во время занятий с детьми и вне их происходило постепенное знакомство со средствами выразительности создания сказочных образов прошлого; формирование желания и умений использовать полученные знания в собственной творческой деятельности. Изображение детьми различных образов на основе интеграции, по сравнению с созданием подобных образов только на основе восприятия действительности, обогащалось за счет использования интеграционных методов и приемов. Дошкольники опосредованно познавали разнообразие образов, их эмоциональный колорит через литературные и музыкальные произведения, осваивали разнообразный изобразительный материал, новые техники рисования, лепки, конструирования, аппликации.

В процессе знакомства с календарно-обрядовым праздником Масленица дети ненавязчиво запоминали очередность и название дней недели. Узнали они и о том, в какие зимние игры играли наши предки, как были гостеприимны, радовались гостям. Любили и любят угощать гостей сытно и вкусно. Говорили: «Угощайтесь, чем Бог послал», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Не обижайте хозяина, отведайте наши кушанья» (показ презентации Масленица»»)

А узнав, что последний масленичный день называется «Прощенное воскресенье» усваивали уроки нравственности: ведь можно и нечаянно кого-то обидеть, значит, нужно обязательно попросить прощения, чтобы отношения с окружающими были добрыми.

Во всех приведенных примерах работы с детьми по знакомству с обрядовыми праздниками четко прослеживается интеграция различных областей развития дошкольников.

После показа презентации «Коляда- отворяй ворота» дети из соленого теста делали пряник Козлика и разрисовывали его. Провела развлечение для детей «Коляда-Отворяй ворота», а после этого ходили по саду колядовать. После показа презентации «Масленицы» дети вырезали куклу Масленицу и её разрисовывали.

После показа презентации «Пасхи» разрисовывали яйца, а после Пасхи играли в разные игры с яйцами.

После показа презентации «Вербное воскресенье» делали из бросового материала вербочку.

Чтобы работа с родителями была более эффективной проводила беседы, консультации, родительские собрания, круглые столы. В уголке для родителей помещались статьи, стихи, приметы по теме, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома. Стали традиционными беседы за круглым столом (например, «Поют ли ваши дети русские народные песни?» «Как мы отмечаем Рождество Христово», «Пасху» или какой-либо другой календарно-обрядовый праздник. Обсуждение важности сохранения народных традиций); прямой телефон; консультации и сообщения в уголке для родителей. При проведении с родителями бесед и консультаций постоянно делался акцент на то, что знание истории поколений крайне важно для формирования личности ребенка. Главное, чтобы знание традиций и их соблюдение, приносили счастье и интерес всей семье, и не были ей в тягость.

Должна отметить, что результаты диагностики все эти годы в конце учебного года мало отличались. В этом году результаты были такими:

высокий уровень – 50%;

средний уровень – 50%;

низкий уровень – 0%.

Анализ диагностики показал, что дошкольники очень даже неплохо знакомы с народными обычаями, обрядами, бытом, праздниками.

Выдвинутая гипотеза подтвердилась: знакомство детей, с русской народной культурой, через участие в народных календарных праздниках, будет способствует формированию основ русской народной культуры, духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2020/11/13/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-znakomstvo-detey

Читайте также:  Наступающим праздником день победы
Оцените статью