Патриарх кирилл праздник богоявления

Содержание
  1. Русская Православная Церковь
  2. Официальный сайт Московского Патриархата
  3. Главные новости
  4. В Неделю о Страшном Суде Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
  5. Святейший Патриарх Кирилл удостоил председателя Правительства РФ М.В. Мишустина ордена благоверного князя Даниила Московского
  6. В Неделю о блудном сыне Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
  7. Предстоятель Русской Церкви совершил панихиду по приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II
  8. Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина и министра обороны РФ С.К. Шойгу с Днем защитника Отечества
  9. Архив
  10. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Святого Богоявления
  11. Русская Православная Церковь
  12. Официальный сайт Московского Патриархата
  13. Главные новости
  14. В Неделю о Страшном Суде Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
  15. Святейший Патриарх Кирилл удостоил председателя Правительства РФ М.В. Мишустина ордена благоверного князя Даниила Московского
  16. В Неделю о блудном сыне Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
  17. Предстоятель Русской Церкви совершил панихиду по приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II
  18. Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина и министра обороны РФ С.К. Шойгу с Днем защитника Отечества
  19. Архив
  20. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Крещения Господня в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В Неделю о Страшном Суде Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл удостоил председателя Правительства РФ М.В. Мишустина ордена благоверного князя Даниила Московского

В Неделю о блудном сыне Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Предстоятель Русской Церкви совершил панихиду по приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина и министра обороны РФ С.К. Шойгу с Днем защитника Отечества

Архив

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Святого Богоявления

19 января 2010 года, в праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к молящимся с проповедью о празднике Святого Богоявления.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Читайте также:  Юлия шилова праздник страсти

Сегодня великий праздник Богоявления Господня. Мы вспоминаем Крещение Спасителя в водах Иордана и явление Святой Троицы, потому и праздник называется Богоявлением.

Но есть еще одна причина, почему мы называем этот праздник Богоявлением — потому, что во Христе Иисусе, родившемся в Вифлееме, мы имеем особое откровение Бога о Самом Себе. Об этом замечательно сказал апостол Павел, помогая нам понять смысл воплощения Сына Божиего, — он говорит о том, что во Христе явилась полнота Божества телесно (см. Кол. 2:9).

Непостижимый Бог ─ Творец вселенной. Достаточно взглянуть на звездное небо, чтобы ум буквально оцепенел от величия мироздания. И куда бы ни направили мы наш взор ─ на небо или на землю, на травинку или на человека ─ везде безграничная и непостижимая Божественная мудрость.

Но людям всегда хотелось знать, что есть Бог, им всегда хотелось обрести Того, Кто создал мир и человека, и потому почти вся история мира ─ это история поисков Бога. Мы знаем, как в древности люди, желая представить себе Бога великого, создавшего мир, фантазировали, создавая неких идолов, иногда величественных, огромных, сделанных из золота и серебра. Людям казалось, что нужно сделать нечто значительное, прекрасное, чтобы хоть как-то отобразить их понимание Бога. И мы знаем, что все это было тщетным, суетным, ложным и даже греховным.

Бог являлся особым образом в истории рода человеческого. Он говорил с Адамом, Он был близок к первым людям, Он не оставлял Своим промыслом человека и творение. Мы знаем, что Бог особо явился Аврааму в виде трех странников. Бог явился Иакову, вступив с ним в борьбу, показывая ему силу Свою. Бог явился Моисею в несгораемой купине. Но все эти явления Бога в древности лишь отчасти помогали человеку понять, что есть Бог. Для того чтобы люди знали Бога настолько, насколько позволяет их природная сила, Бог во Иисусе Христе, воплощенном Сыне Своем, открывает полноту Своей Божественной природы.

И теперь мы не можем сказать, что не знаем Бога. Конечно, наши знания безгранично слабы, наши знания безгранично недостаточны перед безграничным могуществом Бога. Но, тем не менее, эти знания дают нам возможность осуществить нечто очень важное в нашей жизни, потому что Сын Божий пришел в мир и говорил нам, а значит, мы можем сказать, что знаем мысли Бога — по крайней мере, Его мысли о человеке. Мы знаем и волю Божию, ибо слово Божие открывает нам эту волю через Его заповеди, Его законы. И мы знаем, что воля Божия расположена только к добру, это и есть добро.

Но через воплощение Сына Божия нам открывается еще нечто особенное — непостижимое, но реальное. Через воплощение мы познаем силу Божию, Божественную энергию, которую мы именуем благодатью. Богу было угодно, чтобы через воплощение Его Сына человек мог не только воспринять Бога умом, сердцем и волей, но чтобы он мог соединиться с Богом, приобщиться Божественной силе. Именно сегодня мы особым образом прославляем эту Божественную силу, Божественную благодать, которую Бог во Христе даровал всему роду человеческому. Через подвиг Спасителя, через Его смерть и Воскресение, через Его снисхождение к роду человеческому, со всеми грехами, пороками и страданиями этого рода, явлена нам Божественная благодать как великий дар Бога. Это та сила, которая способна преодолевать любое греховное расположение нашей души, любые злые действия, любое наше несовершенство и любую нашу болезнь — как душевную, так и телесную.

Почему же мы именно сегодня особым образом прославляем этот Божий дар? Потому, что по древнейшей традиции, восходящей к первым годам существования Церкви Божией, освящается вода призыванием Святой Троицы, призыванием Господа. И вода, не меняя своего естества, наполняется Божественной энергией, Божественной силой, и этот дивный акт сообщает нам уверенность в том, что Бог благодатью Своею может пребывать со всеми нами, со всем Своим творением.

В день Богоявления Господня, как и в день Рождества Христова и на Пасху, в древней Церкви всегда крестили оглашенных. Оглашенные ─ это те, кто готовился к принятию Крещения, кто проходил особое назидание, преподаваемое епископом или пресвитерами, кто готовил себя умственно и духовно к принятию великого Таинства. Поэтому в богослужениях в дни Пасхи, Рождества и Крещения присутствует напоминание о крещении оглашенных, которое происходило в эти дни. Мы поем дивный гимн: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» ─ тот же гимн, который поется и во время совершения Таинства Крещения.

Это удивительные слова: все, кто во Христа крестился, во Христа облеклись (см. Гал. 3:27). С одной стороны, это молитва, великая просьба к Богу, чтобы каждому крещеному человеку была дарована сила облечься во Христа, то есть принять то, чему мы научены; принять мысли Бога о нас, Его волю, Его энергию, Его силу, Его благодать. Мы просим Господа, но, с другой стороны, эти слова выражают некое утверждение: те, кто во Христа крестился, во Христа облеклись. Эти слова звучат и как призыв ко всем нам, крещеным людям, и как укор всем нам, потому что каждый может спросить себя: «Я был крещен — либо в детстве, своими родителями, либо в сознательном возрасте, — а облекся ли я во Христа? Принял ли я Его мысли, Его волю, Его чувства? Открываю ли я свое сердце для принятия Его благодати?»

Сегодня великий день. Он напоминает всем нам о Таинстве нашего собственного Крещения, призывая каждого из нас принять это Таинство не как некий обычай, или, как говорят люди незнающие, обряд, а как великую тайну нашего спасения, и вместе с Крещением облечься во Христа. Это облечение не происходит мгновенно — так, чтобы человек вышел из вод Крещения и сразу облекся во Христа. Облечение во Христа, в спасительные ризы есть дело всей жизни, оно всегда сопровождается борьбой, напряжением сил, потому что облечение во Христа требует преодоления многих искушений, соблазнов и обманов, всего того, что часто отрывает человека от Бога. Это есть некое задание на всю человеческую жизнь, и до самого последнего дыхания каждый из нас должен повторять эти дивные слова: «Я во Христа крестился, я во Христа облекаюсь».

Тогда вера наша будет живой и действенной. Тогда люди будут творить добро не по принуждению, не по указанию, а по велению сердца, потому что творить добро по указанию невозможно — тогда творение добра превращается в некое совершение долга. Мы можем жить полной христианской жизнью лишь тогда, когда естественно, без принуждения, по стремлению и желанию своего сердца творим то, чему научены Господом.

Пусть же праздник Богоявления обновит в нас силы сохранять верность Спасителю, с Которым мы соединились, Которого мы приняли в сердце через Таинство Крещения и Которому мы должны быть верны до скончания своей жизни. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Источник статьи: http://www.patriarchia.ru/db/text/1044789.html

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В Неделю о Страшном Суде Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл удостоил председателя Правительства РФ М.В. Мишустина ордена благоверного князя Даниила Московского

В Неделю о блудном сыне Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Предстоятель Русской Церкви совершил панихиду по приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина и министра обороны РФ С.К. Шойгу с Днем защитника Отечества

Архив

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Крещения Господня в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы

19 января 2014 года, в праздник Крещения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию свт. Василия Великого и чин великого освящения воды в Богоявленском кафедральном соборе в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словами проповеди.

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Богоявления Господня.

«Ныне явилась благодать Божия» (ср. Тит. 2:11), — говорит в послании к ученику своему апостол Павел. И неслучайны эти слова, потому что благодать Божия через рождение, крещение, жизнь, страдания, смерть и воскресение Спасителя низведена на род человеческий. Под благодатью мы подразумеваем часть Божественной жизни, Его силу и Его энергию — эта самая Божественная энергия и снизошла на род человеческий через Господа Иисуса Христа.

Мы знаем, что и до пришествия в мир Спасителя благодать Божия выборочно, по молитвам особо вдохновенных мужей, по неизреченному Божественному промыслу отображалась даже на материальных предметах. Известно, что именно так был облагодатствован жезл Аарона, брата Моисея: он расцвел, став для еврейского народа, спасающегося бегством из Египта, символом и знаком, что особая сила Божия почивает на Моисее и Аароне (Числ. 17). А разве не была явлением Божией благодати манна, которой питался род избранный в течение сорока лет путешествия по пустыне (Исх. 16:35)? И когда по велению Божиему была создан первый ветхозаветный храм — скиния, во святая святых, в особое отделение скинии, был помещен ковчег завета, где хранились манна, ниспосланная с неба, и расцветший жезл Аарона (Евр. 9:4).

И Ветхий Завет, и особенно Завет Новый исполнены множеством ярких примеров того, как благодать Божия, Божественная энергия, которая питает всю вселенную, но в первую очередь обращена к людям, нисходила на людей через посредство предметов. Так получали исцеление те, кто лишь прикасался к краю одежды Спасителя (см. Мф.9:20-23). Исцелялись те, на кого падала тень проходившего апостола Петра (см. Деян.5:15). Исцелялись от прикосновения платков (см. Деян.19:12), частиц одежды, исцелялись посредством других физических предметов, в том числе водой, ведь именно так еще при пророке и Предтече Крестителе Иоанне от греховной скверны в водах Иордана освящались люди.

Другими словами, в нашем мире и в нашей жизни все взаимосвязано — духовное и материальное, и мы знаем точно, что без Божественного начала и Божественной силы не может существовать материальный мир. Господь посылает Свою благодать на всё — на весь космос, на живое и на неживое, но особым образом Он направляет Свою благодать на предметы, связанные с религиозным опытом людей. Мы знаем о существовании чудотворных икон, мы знаем о существовании чудотворных предметов. И сегодня мы все с вами были соучастниками таинства великого освящения воды, когда вода — физический предмет, химическая субстанция — пронизывается благодатью Божиею, не теряя своих материальных свойств, но обретая особое духовное свойство. Другими словами, весь многотысячелетний религиозный опыт людей свидетельствует о том, что Божественная сила действует не только непосредственно на сознание, ум, волю или физические силы человека, но и передается через предметы, которые Богом избираются для того, чтобы быть хранилищами и раздаятелями благодати.

Мы особенно чувствуем силу благодати Божией, исходящую от священных предметов тогда, когда соприкасаемся с общехристианскими святынями. В этом году по милости Божией со Святой горы Афон к нам привезены Дары волхвов — великая святыня, которая с первых дней существования христианства хранилась вначале в семье Девы Марии и Иосифа Обручника, а затем в Иерусалимской христианской общине. Эта великая святыня, к которой прикасались руки Самого Спасителя и Его Пречистой Матери, напитана Божественной благодатью, и она отдает благодать людям на протяжении двух тысяч лет. Все православные люди знают, какова сила подлинной святыни, на которой почиет Божественная благодать, и многотысячные очереди, что выстраивались в нашем граде и в Петербурге, и еще будут выстраиваться в Минске и в Киеве, свидетельствуют о горячей вере людей в то, что через эти священные предметы, привезенные к нам для поклонения, благодать родившегося в Вифлееме Спасителя передается тем, кто с верой к ним прикасается.

Всегда были, есть и будут люди, которые не верят в Бога и для которых все то, о чем мы говорим, не существует. Не потому, что они могут доказать обратное, а просто потому, что им не дано поверить до какого-то момента их жизни, ведь вера есть Божий дар. То, что эти люди не признают святынь, — понятно. Но скорбью наполняется сердце, когда люди, называющие себя православными, уподобляют идолопоклонникам своих братьев и сестер по вере, которые многие часы стоят для того, чтобы поклониться святыням. Здесь уже нельзя сказать, что эти люди не знают учения Церкви, что они не знают тех примеров, которые я сегодня привел, что они не знают, что все то, к чему прикасается благодать Божия, становится носителем этой благодати. Какой же грех на душу принимают эти люди, которые своими публичными высказываниями пытаются осквернить добрые и светлые чувства тех, кто с глубокой верой идет навстречу Богу, прикасаясь к святыням!

Много чего было за две тысячи лет христианской истории. Мы сегодня живем в трудное время, хотя легких времен никогда не бывало. И нашим христианским ответом на все то, что пытается поколебать нашу веру, должна быть глубочайшая убежденность в правоте слова Божиего, в правоте христианской традиции, в правоте того сокровища веры и благочестия, которое хранится в Церкви и прикасаясь к которому мы способны изменить свою жизнь к лучшему.

Я поздравляю всех вас, мои дорогие, с великим праздником. Радуюсь тому, как много людей посещает в этот день храмы, как люди, еще вчера невоцерковленные, ныне, не боясь морозов, окунаются в крещенскую купель. Для кого-то и это может показаться неразумным, но скажите тем, кто совершает этот подвиг, что это неразумно, и они ответят вам простыми словами, некоторые из которых мы услышали вчера и сегодня через средства массовой информации. Знаем, что подлинный религиозный опыт человека — это и есть основание его веры. Дай Бог, чтобы вера православная всегда хранилась в нашем народе, чтобы никакие соблазны и хитросплетения не делали эту веру слабее, чтобы по вере обретали мы дар благодати, в том числе тот, который имеем сегодня, в день Богоявления Господня, через святую воду. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Источник статьи: http://www.patriarchia.ru/db/text/3529114.html

Оцените статью