Патриотическое воспитание детей через праздники

Тема: «Государственные праздники: воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей с общественно значимыми событиями».
методическая разработка по теме

Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. В наши дни воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста значимая задача.

В детском саду на протяжении ряда лет реализуются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и в других видах детской деятельности. Используются при этом различные формы, методы и приёмы.

Скачать:

Вложение Размер
tema3.docx 20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Государственные праздники:

воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей с общественно значимыми событиями».

Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. В наши дни воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста значимая задача.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

Стержнем всего воспитания должен быть патриотизм, который призван способствовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, проявлению чувства гордости за свою Родину, за достижение страны, в которой живет, готовность к любым подвигам во имя Отечества, желание стать его защитником и созидателем.

В детском саду на протяжении ряда лет реализуются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и в других видах детской деятельности. Используются при этом различные формы, методы и приёмы.

Работа по патриотическому воспитанию детей через ознакомление с государственными праздниками должна носить комплексный характер. Воспитание патриотических чувств у дошкольников – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители), продолжающийся в системе.

Государственные праздники и символы России утверждены уже достаточно давно – в 2000 году. Они стали привычны, понятны, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако задача привития «чувства гордости, глубокого уважения и почитания праздников и символов государства Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества» по-прежнему остаётся актуальной. В последнее время многое в российском обществе было переосмыслено, представления о государственной символике страны стали более глубокими. Овладение теоретическими основами поможет педагогам в процессе работы с детьми и их родителями грамотно использовать термины и понятия, отвечать на возникающие вопросы, избежать методических ошибок при проведении занятий. При ознакомление с государственными праздниками можно использовать различные формы, методы и приёмы работы.

23 февраля в нашей стране очень важный государственный праздник. Это День защитника Отечества. Поэтому перед нами стоит задача как можно доступней, более развёрнуто познакомить детей с этим праздником. Форма работы может быть различной. На занятиях окружающего мира знакомим с праздником: это беседы о родах войск (у каждого рода войск есть своя форма, своя техника, условия службы и т.п.) , дидактические игры и игровые упражнения: «Военные профессии», беседы о различной боевой технике на тему «Спецмашины», «Наши защитники в мирные дни» По этой тематике можно разучить песни, например «Самолёт», «Наша Родина сильна», «С добрым утром», стихотворения, рассказы: А. Барто «На заставе», Н. Некрасова «Наша армия родная», В. Косовицкий «Будущий мужчина» т. д. Сделать на занятие аппликации — подарки для пап и дедушек, нарисовать рисунки.

Организовать сюжетно – ролевые игры, например «Пограничник», «Лётчики на аэродроме».

Провести праздничный досуг, на который пригласить пап и дедушек.

9 мая – День победы

9 мая – День победы – самый главный праздник в нашей стране. В этот день весь российский народ чтит память павших героев. Все считают своим долгом принести цветы к могилам неизвестных солдат и мемориалам. Формы работы с деть могут быть различными:

Беседа «Город в блокаде», «Города – герои», «Балаково в Великую Отечественную войну».

Организовать конкурс стихов «Салют победы» между подготовительными к школе группами.

Провести конкурс рисунков, поделок сделанных совместно с родителями. Этим самым мы проделываем работу по взаимодействию с родителями. Провести сюжетно–ролевую игру «Смена караула», «Пограничники». Организовать торжественный утренник посвящённый Великой Отечественной войне.

Организовать экскурсию к обелиску, чтобы отдать дань глубокого уважения тем, кто погиб за свободу народа и возложить живые цветы как символ бессмертия их подвига. В этот день все поют фронтовые песни и чествуют ветеранов. В определённый час по всей стране наступает минута молчания

12 июня – День России

День России — это один из самых «молодых» государственных праздников в нашей стране. А появился этот праздник 12 июня 1990 года. Это означало, что Россия стала отдельным, самостоятельным государством.

12 июня – День России, день рождения Российской Федерации – свободного, самостоятельного государства. Это – главный праздник нашей страны.

При ознакомление с праздником можно использовать различные формы работы.

Это могут быть беседы, что во главе нашего государства стоит Президент.

Дать информацию энциклопедического характера о гербе. Что символизирует изображение, почему именно такой герб нашей страны.

На музыкальном занятие знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть дети выучат его уже в начальной школе. С помощью педагога и музыкального работника дети определяют характер музыки гимна как величавой, торжественной.

Объяснить детям, что как правило, гимн звучит во время вступления в должность президента, руководителей органов государственной власти, при подъёме государственного флага и других официальных церемоний.

Когда звучит гимн, присутствующие должны стоять, а мужчинам следует снять головные уборы. Если при этом происходит поднятие флага, присутствующим нужно повернуться к нему лицом.

Также можно сделать детям самодельные пазлы герба, которые ребята будут складывать.

Провести дидактические игры: «Найди герб России», «Герб Саратовской области», «Составь свой герб».

Нарисовать рисунки, сделать поделки.

День рождения Российского флага

Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного флага. Российской Федерации — это особый и сравнительно молодой праздник.

При ознакомление с праздником перед нами стоят задачи:

Воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага. Формировать элементарные представления о происхождении знамен. Продолжать знакомить с символическим значением флага России; воспитывать любовь и уважение к своей Родине, гордость за свою страну, свой народ.

Рассказать детям что раньше, когда наша страна еще называлась СССР, у нее был красный флаг, в верхнем углу которого были изображены звезда, серп и молот. Затем появилось новое государство, появился новый Государственный флаг. Флаг Росси представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: белой, синей и красной.

Расшифровка цветов гласит: белый символизирует благородство и откровенность, синий цвет – верность, честность, безупречность и целомудрие, а красный цвет – мужество, смелость, великодушие и любовь

В детском саду в ходе предварительной работы на группах можно создавать центры патриотического воспитания, где представлены Государственный герб, флаг, гимн, портрет Президента России, Премьера- министра.

С детьми провести обсуждение, где можно увидеть флаг России (на государственных зданиях, на военных парадах, на кораблях, самолетах и т. д.)

Также ознакомление происходит через дидактические и сюжетно-ролевые игры такие как «Флаг России», «Узнай наш флаг», «Собери флаг России», «Выложи флаг».

4 ноября – День народного единства

Как известно, 4 ноября отмечают 2 великих праздника, которые связаны с одним событием — освобождением Москвы от польского владычества. Очень важно объяснить детям, что же это за праздник такой и чем он так важен для народа.

Можно пересказать вкратце исторические события, как жилось в те времена (XVI-XVII столетия) людям на Руси, через какие испытания пришлось пройти каждому жителю земель русских. Также показать иллюстрации, более детально расскажет, как все происходило в то тяжелое время.

Беседы о разных народах и национальностях России, о национальных костюмах и традициях, о праздниках разных народов

Провести сюжетно – ролевую игру «Праздник разных народов». Дидактические игры «Назови правильно», «Укрась поднос», «Найди лишнее», «Собери матрёшку».
Дать детям понять, что россияне — это единая нация, у которой есть общее историческое прошлое и корни; что без единства нельзя построить крепкое и могущественное государство.

Можно также нарисовать, слепить, сделать коллективную работу по аппликации.

12 декабря – День Конституции РФ

Перед воспитателем стоят следующие задачи:

Формировать представления о том, что Конституция РФ является основным законом государства, который необходимо соблюдать.

Познакомить детей с некоторыми правами обязанностями людей.

Развивать познавательный интерес к своей стране, ее законам.

Воспитывать стремление знать и соблюдать законы Российской Федерации. Активизировать знания детей о своей Родине, ее символике и гимне.

Использовать рассказ воспитателя о Дне Конституции РФ. Что в Конституции РФ записаны наши права, свободы и обязанности. По конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь. Все люди равны перед законом. И каждого из нас защищает государство. Через милицию и суд. В Конституции прописаны права ребёнка записаны: право на жизнь, право жить и воспитываться в семье, право на всестороннее развитие. В группе сделать уголок, который будет называться «Государственные праздники»

В подготовительной группе работу по ознакомлению с государственными праздниками систематизировать, включив детей и родителей в игру «Новостная лента». Лента из трех цветов это белый, синий, красный. Лента размещается на стене, на которую прикрепляются картинки, иллюстрации, фотографии, символизирующие государственный праздник. Каждый раз, перед государственным праздником дать 2 – 3 детям домашнее задание на тему предстоящего праздника. Ребята дома у родителей расспрашивают про праздник, приносят вырезки, записи, фотографии, и утром в беседе дети рассказывают и показывают то, что подготовили. Затем всё, что есть по этому празднику прикрепляется к «Новостной ленте».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено нескольким.

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас.

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом».

Государственные праздники и символы России утверждены – в 2000 году. Они стали привычны, понятны, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако задача привития «чувства гордости, глубокого уважения и.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края.

Педагог и родители помогают открыть Родину маленькому человеку, показывая ему связь его детства с героическим прошлым старшего поколения. Разговор на эту тему не сложен для старшего дошкольника &ndash.

laquo;Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны&raquo.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/02/02/tema-gosudarstvennye-prazdniki-vospitanie

«Народные праздники как средство патриотического воспитания ребенка»

Данная статья поможет воспитателям в работе по патриотическому воспитанию

Скачать:

Вложение Размер
narodnyh_pradnikov.docx 21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Народные праздники и традиции, занимают особую роль, в приобщении детей к народной культуре. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способный возродит ь преемственность поколений, передать нравственные устои, сохранить русские традиции и обычаи .

Участие детей в праздниках вызывает у них интерес и положительные эмоции, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Изучая с детьми праздники я для себя поставила цель:

В народном календаре каждое время года отмечено памятным праздником . Из всего многообразия я выбрала наиболее значимые праздники и составила план проведения народных праздников, его вы видите на слайдах

Календарные праздники справлялись в строго установленные дни года. Обрядовые песни и сами обряды постепенно утратили свое магическое значение, а стали забавой, формой выражения праздничного настроения в дни и часы отдыха. Старинные обряды и обрядовая поэзия остается одним из ценнейших памятников культуры нашего народа.

«Осенины» , к этому дню крестьяне уже собрали урожай с полей. Наступало время, когда нужно поблагодарить Мать-Землю за её щедрые дары. Во всех домах пекли пироги, замешанные на муке из недавно собранного урожая. Столы ломились от яств, нужно обязательно угостить всех родственников и соседей . — встреча осени, отмечается в октябре. Мы с детьми подробно изучали этот праздник и после этого вместе с родителями изготавливали поделки из овощей и других даров природы .

Следующий осенний праздник – это «Покров» — этот народный праздник на Руси праздновали как встречу осени с зимой. «На Покров до обеда осень, а после обеда зима». К этому дню все полевые работы были окончательно завершены и для народа наступали дни праздного времяпровождения, начинались посиделки и свадьбы. Но все действия из-за холодов переносились в избы, которые начинали тщательно утеплять и топить. Ведь «Батюшка – покров не натопит избу без дров».

Молодежь устраивала веселые посиделки с песнями и танцами, замужние женщины собирались вместе и пели песни, ткали полотно, шили, пряли, вязали и вышивали. Однако все поглядывали при этом в окно и наблюдали за природными явлениями в этот день, так как существовало много поверий, которые определяли дальнейшую судьбу людей.

«Кузьминки об осени поминки» — праздник церковный, а назван так в честь памяти бессребреников Кузьмы и Демьяна. Кузьма и Демьян- святые, покровители ремёсел, кузнечного искусства и женского рукоделия. Изучив историю этого праздника мы с детьми играли в игры проводимые в этот праздник «Кузнецы», «Бой петухов» и разыграли обряд сватовства так как в этот день хлопцы ходили свататься к девчатам

В новогодних праздниках детям наиболее интересны были колядки, они вызвали интерес к прошлому нашей малой Родины, ее культуре и музыкально-песенному искусству. Накануне рождества, парни и дедушки веселой гурьбой переходили от дома к дому и под окнами пели песни – колядки, прославляя хозяев дома, желая им всяческого благополучия, добра (за свое пение колядники получали в каждом доме что-нибудь из приготовленной к празднику снеди). При подготовке к этому празднику мы вместе с ребятами выучили колядки и пели их друзьям и знакомым, как в старину — вечером. Все обрядовое представление вызывало у детей много радости и смеха. Каждому хотелось принять участие в действии и исполнении какой-либо роли. Причем детям доставляло удовольствие не только исполнение роли, песен – колядок, но и получение за это подарков, а также и выслушивание хвалебных песенок и угощение других детей.

Как правило, в конце февраля празднуем мы один из самых любимейших народных праздников – « Масленицу », она длится целую неделю. Этот праздник делится на три части: понедельник — встреча Масленицы, четверг – разгул, воскресенье – прощание. Главную роль в русской Масленице играют блины, которые по народной традиции пекли и у нас. На блины зовут гостей и угощают блинами всех. Так же большое значение имеет чучело Масленицы. Его мастерили из соломы, наряжали в красивый наряд и выставляли на самом видном месте, а в последний день праздника сжигали. Проведение этого праздника доставило детям много радости и веселья.

Алексей — с гор потоки. Скромный праздник , приходившийся на Великий пост. Крестьяне с этого дня начинали подготовку к весенним работам. Этот праздник связан с первыми ручьями. Первые ручьи! Кто же не любит игру: «Ручеек», в которую с давних времен играли в этот день , еще в этот день мы с детьми изготавливали кораблики, чтобы пускать их в ручьях»

«Вербное воскресенье» . С давних времен существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. Вот поэтому в Вербное воскресенье ветками, принесенными из церкви, хлестали друг друга, и в первую очередь детей . А мы с детьми изучив историю этого праздника украшали веточки вербы .

Пасха – Светлое Воскресение Христово , считается самым главным праздником христианской церкви . Дети через игры знакомились с народными преметами , обменивались друг с другом яйцами, желали друг дугу здоровья, душевной чистоты . Узнали, что яйцо символизирует возрождение .

Свои впечатления о празднике дети выразили в творческих работах: рисунках, поделках, в составлении рассказов, отражая особенности кубанского края , красоту его природы

Семик — седьмой четверг после Пасхи «Тройца» — считается большим праздником. Он знаменует прощание с весной и встречу лета, прославляет зеленеющую землю. На семицкой неделе особое внимание оказывали березке. В этот праздник дома и улицы украшали срезанными березками, березовыми ветками, цветами, Веселье начиналось после обеда. Молодежь гуляла, играла в народные игры. Ещё в этот день принято водить хороводы. Мы с детьми вспомнили хоровод «Во поле берёза стояла» и играли в игру «Карусель »

Еще один разгульный праздник, с которым знакомились дети – « Ивана Купала» , в основе этого праздника лежат культы воды, огня и солнца. В купальной песенке пелось:

Подготовка к обрядовым праздникам и их проведение доставляют детям большую радость, песни на кубанском говоре схватываются на лету и поются с удовольствием. Ребята становятся более разговорчивыми, эмоциональными, раскрепощенными; они с интересом и удовольствием готовятся к развлечениям, принимая участие в изготовлении различных атрибутов, костюмов, подарков. У детей стали проявляться артистические таланты. И главное — почти каждый ребенок смог заменить другого, сыграть его роль и при этом не испытать страха и неудобства. Никто не остался в стороне.

Я пришла к выводу, что знакомство детей с семейными обрядами и традиционными праздниками, приобщение к национальной культуре, ознакомление их с народно-прикладными искусствами помогает обрести прекрасные образцы поведения, речи и мастерства, подражание которым позволяет ребенку понять ценность национальной культуры, испытать гордость от причастности к ней. Приобщение дошкольников к ценностям народной кубанской культуры, к тому, что создали наши предки — это не только вопрос нравственности, духовности, но и залог психического здоровья детей, так как это благовидное ласковое поглаживание генетической памяти, того, что унаследовано от далеких предков.

Источник статьи: http://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2017/02/18/narodnye-prazdniki-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitaniya-rebenka

Читайте также:  13 июля день какого праздника
Оцените статью