Паустовский подарок тема главная мысль

К Паустовский «Подарок»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Конспект урока с презентацией по литературному чтению К.Паустовский «Подарок»

Скачать:

Вложение Размер
k._paustovskiy_podarok.doc 34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: К Паустовский «Подарок».

Цель : формировать умение анализировать литературное произведение.

Задачи : формировать умение выделять главную мысль, работать по содержанию текста; развивать логическое мышление, связную речь, умение находить в тексте языковые средства, литературные приемы; воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире.

1.Организация учебного процесса.

2.Проверка домашнего задания.

С каждого ряда по одному учащемуся рассказывают наизусть стихотворение «Мимо». Остальные анализируют, выбирают понравившегося.

Соотнести рисунок и строчки из стихотворения.

-Какая главная мысль стихотворения? (Люди спешат, торопятся, часто не замечая ничего вокруг, а иногда и губят, а между тем вокруг столько интересного и удивительного, надо только остановиться, присмотреться и оглядеться вокруг.)

3.Работа над новым материалом.

— Сейчас послушаем героев произведений, в которых тоже рассказывается о взаимоотношениях людей и животных. Я, надеюсь вы их узнаете, и назовете рассказы, героями которых они являются.

1)- Раньше я был бродягой и бандитом. Воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды даже стащил жестяную банку с червями. Долго меня ловили, но не могли поймать, пока я не попался в узкий лаз под домом. Да, было страшновато. Но люди меня накормили и оставили жить у себя. Я перестал воровать, и даже совершил благородный поступок. Меня стали называть кот-милиционер.

2) — Сейчас я живу у Вани Малявина и его деда. Когда-то я спас деда Лариона, вывел его из лесного пожара. Правда у меня самого были опалены задние лапы и живот. После того, как деревенский ветеринар отказался меня лечить, дед с внуком отнесли меня в город, к детскому врачу, который меня и вылечил. С тех пор я живу у деда с внуком в деревне.

-Из каких литературных произведений эти герои? («Кот-ворюга», «Заячьи лапы»)

-Кто объединяет их? (Автор К.Г.Паустовский)

Библиографическая справка .(один из учащихся)

— О чем писал Паустовский? (о природе)

-Действительно, природа для него — это открытая книга. Он видел в ней много удивительного и необычного, с любовью и трепетом относился к ней.

Сообщение темы урока.

— Отгадав ребус, узнаете название произведения, с которым сегодня познакомимся.

Игра «Юный толкователь»

— В тексте встретятся слова устаревшие, или которые мы редко употребляем в речи. Нам с вами надо раскрыть их значение. Группа ребят получила задание заранее, остальные помогайте.

не столкуешься товарки

Творческое задание — фантазирование.

Не дочитав до конца, учитель задает вопросы.

-Как вы думаете, чем закончится рассказ? Что будет с березкой?

Вопросы после чтения.

— Какой подарок принес Ваня писателю?

— Удалось сохранить память о лете всю зиму?

Работа над содержанием.

-На сколько смысловых частей можно поделить текст?

-О чем говорится в первой части?

Чтение первой части.

-Зачитайте, как люди относились к приближению осени?

-Как вы думаете, писатель любил это время года? Докажите словами из текста.

-Почему Ваня подарил писателю и его другу березку? Зачитайте.

-Что сделали с березкой? Прижилась она дома? (выборочное чтение)

-О чем повествует вторая часть?

-Когда будете читать, обратите внимание на описание осеннего сада и первых заморозков?

Чтение про себя второй части.

-Каким увидели осенний сад? (словесное рисование)

-Как автор описывает березы? Какие языковые средства использует?

-Что происходит с березой в комнате?

-Какой литературный прием использовал автор при описании первых заморозков? Что такое олицетворение? Докажите, что описывая первые заморозки, писатель использует олицетворение.

— Что произошло с березками в саду и с березкой дома, после первых заморозков?

Жужжащее чтение третьей части.

-Когда будете читать, обратите внимание на то, что лесничий сказал о попытке сохранить листву на березе? И как дед Митрий объяснил облетевшие листья?

-Какое объяснение вам больше нравится? Почему?

-Какая основная мысль произведения? (в природе все идет своим чередом, подчиняется своим законам, и человек не должен стремиться изменить ее, а должен уметь радоваться и наслаждаться тем, чем одаривает его природа)

-Посмотрим, насколько вы внимательны и быстры. Я читаю начало предложения, вы должны его найти и закончить.

-Какой корень у слова подарок?

-Что такое подарок? Какой должен быть подарок?

-Я думаю, вы со мной согласитесь, что дарить подарки и радовать друг друга можем не только мы, но и природа нас одаривает. Наступила — весна. Какие подарки готовит она для нас? (иллюстрации)

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/09/22/k-paustovskiy-podarok

Паустовский Подарок: главные герои. Какова главная мысль рассказа?

В рассказе “Подарок” Константин Паустовский говорит о незыблемости законов природы, о том, что любое живое существо за долгие годы эволюции приспособилось жить согласно смене сезонов года, и обмануть эти внутренние живые часы невозможно.

Герои рассказа наивно попытались сохранить для себя память об уходящем лете, перенеся молодую зеленую березку из сада в дом, в теплое и светлое место. Но когда пришла пора листопада, эта береза, точно также как деревья в саду, пожелтела и облетела. Обмануть природу не получилось.

Но автор не был бы собой, если бы не использовал этот обычный случай для неожиданного вывода о родстве всего живого, вывода о том, что у каждого дерева есть душа, есть друзья, и есть своя, немного отличающейся от нашей жизнь.

Главные герои рассказа:

  1. Автор. Рассказчик. Любитель природы, натуралист, охотник и рыболов. Человек умный, наблюдательный, умеющий делать выводы.
  2. Рувим Исаевич. Друг автора. Такой же любитель природы, азартный охотник и рыболов.
  3. Ваня Малявин. Внук лесника. Добрый и отзывчивый мальчик.
  4. Лесничий. Человек практичный, ученый, знающий.
  5. Дед Митрий. Любитель природы, романтик, сказочник.

Главная мысль рассказа:

Природа, нас окружающая, живая. Живые деревья, животные, рыбы, птицы, даже камни имеют душу. И все вокруг нас подчиняется своим собственным законам, законам природы, нарушать которые нельзя даже людям.

Полный список произведений для читательского дневника для 3 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.) можно посмотреть здесь.

Источник статьи: http://portalonline.ru/literatura/3564-paustovskij-podarok-glavnye-geroi-kakova-glavnaya-mysl-rasskaza.html

Урок внеклассного чтения по литературе на тему К. Паустовский «Подарок» (4 класс)

Тема: К Паустовский «Подарок».

Цель : формировать умение анализировать литературное произведение.

Задачи : формировать умение выделять главную мысль, работать по содержанию текста; развивать логическое мышление, связную речь, умение находить в тексте языковые средства, литературные приемы; воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире.

1.Организация учебного процесса.

2.Проверка домашнего задания.

— С каждого ряда по одному учащемуся рассказывают наизусть стихотворение. Остальные анализируют, выбирают понравившегося.

3.Работа над новым материалом.

— Сейчас послушаем героев произведений, в которых тоже рассказывается о взаимоотношениях людей и животных. Я, надеюсь вы их узнаете, и назовете рассказы, героями которых они являются.

1)- Раньше я был бродягой и бандитом. Воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды даже стащил жестяную банку с червями. Долго меня ловили, но не могли поймать, пока я не попался в узкий лаз под домом. Да, было страшновато. Но люди меня накормили и оставили жить у себя. Я перестал воровать, и даже совершил благородный поступок. Меня стали называть кот-милиционер.

2) — Сейчас я живу у Вани Малявина и его деда. Когда-то я спас деда Лариона, вывел его из лесного пожара. Правда у меня самого были опалены задние лапы и живот. После того, как деревенский ветеринар отказался меня лечить, дед с внуком отнесли меня в город, к детскому врачу, который меня и вылечил. С тех пор я живу у деда с внуком в деревне.

-Из каких литературных произведений эти герои? («Кот-ворюга», «Заячьи лапы»)

-Кто объединяет их? (Автор К.Г.Паустовский)

Библиографическая справка .(учитель)

— О чем писал Паустовский? (о природе)

-Действительно, природа для него — это открытая книга. Он видел в ней много удивительного и необычного, с любовью и трепетом относился к ней.

Сообщение темы урока.

— Отгадав ребус, узнаете название произведения, с которым сегодня познакомимся.

Игра «Юный толкователь»

— В тексте встретятся слова устаревшие, или которые мы редко употребляем в речи. Нам с вами надо раскрыть их значение. Группа ребят получила задание заранее, остальные помогайте.

не столкуешься товарки

— Творческое задание — фантазирование.

— Не дочитав до конца, учитель задает вопросы.

-Как вы думаете, чем закончится рассказ? Что будет с березкой?

— Вопросы после чтения.

— Какой подарок принес Ваня писателю?

— Удалось сохранить память о лете всю зиму?

Работа над содержанием.

-На сколько смысловых частей можно поделить текст?

-О чем говорится в первой части?

Чтение первой части.

-Зачитайте, как люди относились к приближению осени?

-Как вы думаете, писатель любил это время года? Докажите словами из текста.

-Почему Ваня подарил писателю и его другу березку? Зачитайте.

-Что сделали с березкой? Прижилась она дома? (выборочное чтение)

-О чем повествует вторая часть?

-Когда будете читать, обратите внимание на описание осеннего сада и первых заморозков?

Чтение про себя второй части.

-Каким увидели осенний сад? (словесное рисование)

-Как автор описывает березы? Какие языковые средства использует?

-Что происходит с березой в комнате?

-Какой литературный прием использовал автор при описании первых заморозков? Что такое олицетворение? Докажите, что описывая первые заморозки, писатель использует олицетворение.

— Что произошло с березками в саду и с березкой дома, после первых заморозков?

Жужжащее чтение третьей части.

-Когда будете читать, обратите внимание на то, что лесничий сказал о попытке сохранить листву на березе? И как дед Митрий объяснил облетевшие листья?

-Какое объяснение вам больше нравится? Почему?

-Какая основная мысль произведения? (в природе все идет своим чередом, подчиняется своим законам, и человек не должен стремиться изменить ее, а должен уметь радоваться и наслаждаться тем, чем одаривает его природа)

-Посмотрим, насколько вы внимательны и быстры. Я читаю начало предложения, вы должны его найти и закончить.

-Какой корень у слова подарок?

-Что такое подарок? Какой должен быть подарок?

-Я думаю, вы со мной согласитесь, что дарить подарки и радовать друг друга можем не только мы, но и природа нас одаривает. Наступила — зима. Какие подарки готовит она для нас?

Источник статьи: http://infourok.ru/urok-vneklassnogo-chteniya-po-literature-na-temu-k-paustovskiy-podarok-klass-733415.html

Детский час

для детей и родителей

Отзыв о рассказе Паустовского «Подарок»

Главные герои рассказа Константина Паустовского «Подарок» — горожане, отдыхавшие летом в деревне. С приближением осени они стали в разговорах сожалеть об уходящем лете. И тогда местный мальчик по имени Ваня принес им подарок.

По совету своего деда мальчик сходил в лес и выкопал маленькую березку. Он посоветовал горожанам посадить березку в кадку с землей, чтобы всю зиму их радовало зеленеющее дерево.

Березку посадили в деревянный ящик, заполненный землей, и поселили ее в доме. Какое-то время она действительно радовала жильцов шелестом зеленых листьев. Но когда наступили осенние холода и деревья в лесу принялись сбрасывать листву, домашняя березка последовала их примеру и тоже сбросила все листья.

Когда горожане рассказали об этом случае знакомому лесничему, тот усмехнулся и сказал, что березка подчинилась закону природы, по которому деревья вынуждены сбрасывать листву, чтобы не погибнуть под тяжестью снега.

А местный дед Митрий рассказал горожанам свою версию. Он считал, что у деревьев, как и у людей есть понятие дружбы. И если все березы в лесу сбросили листья, то их подруга-березка, очутившаяся в доме у людей, последовала примеру своих подружек, чтобы те на нее не обиделись.

После того случая герои рассказа пересадили березку из ящика на улицу, и больше уже не пытались перехитрить законы природы.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Паустовского «Подарок» заключается в том, что природа мудрее человека, а ее законы формировались на протяжении длительного времени. И попытка людей обмануть эти законы не привела к успеху, домашняя березка впала в зимний сон, как и ее лесные подруги.

Рассказ Паустовского «Подарок» учит одинаково уважительно относиться ко всем временам года, потому что у каждого из них есть свои достоинства и положительные стороны.

В рассказе мне понравился мальчик Ваня, который решил сделать приятный подарок своим городским знакомым – поселить в доме кусочек лета, зеленеющую березку. И не беда, что березка отказалась нарушать законы природы. Главное, что подарок Вани был сделан от души.

Какие пословицы подходят к рассказу Паустовского «Подарок»?

От осени к лету повороту нету.
И малый подарок не внаклад.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник статьи: http://detskiychas.ru/school/rodnoye_slovo/otzyv_paustovsky_podarok/

Главные герои и главная мысль рассказа «Подарок», о чем рассказ?

Паустовский «Подарок» основная мысль

Главные герои рассказа «Подарок» внук лесника Ваня Малявин, автор рассказа, Рувим, дед Митрий, лесничий. Герои рассказа не хотят прощаться с летом, но осень на подходе и остаются последние теплые дни. Дед Вани советует принести в подарок молодую березку и посадить ее в комнате. Наступила осень, деревья стали сбрасывать листья, а березка в доме продолжала радовать глаз зелеными листочками. Но когда пришел первый мороз, березка в комнате тоже сбросила листья и люди поняли, что с законами природы спорить нельзя.

Рассказ Паустовского «Подарок» учит понимать законы природы, не мешать природе жить по своим законам, ведь человек тоже часть природы. Вмешательство в естественную среду приносит плохие последствия. Главная мысль рассказа «Подарок» о времени и природе, всему свое время и каждая погода благодать.

Забавная история из жизни первоклассников о том, как однажды они пошли в кино про войну и когда красных стали теснить белые Дениска закричал: «Первый класс в, огонь.» И все стали палить из пистолетов по экрану, потом присоединились и ещё два класса. Учительницы пытались успокоить и нечаянно задели даму с мороженым, которое упало на голову мужчины. В общем стрельба закончилась, когда на помощь прикакакала кавалерия, а Дениска прокричал: «Прекратить, огонь». Потом на следующий день оружие у всех конфисковали и объявили мальчикам устный выговор. Дениска расстроился, но Мишка сказал, что хорошо что они помогли продержаться красным. И Дениска согласился.

Главный герой здесь Дениска. В рассказе речь идёт ещё и о 1 в классе, а также учителях и директоре. А ещё о маме мальчика немножко упоминается в начале.

Главная мысль этого рассказа в том, что сила исскуства была настолько велика, что ребята поверили в то, что видели на экране и решили поддержать красных вопреки здравому смыслу. Рассказ учит критически относится к ситуации и сначала подумать, а потом делать. А ещё он учит не нарушать правила поведения в кинотеатре.

Ребята показаны в рассказе искренними, увлекающимися.

Пронзительно грустный рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» напоминает нам о бренности нашей жизни. Описана в нем обычная ситуация ожидания встречи старенькой матери со своей дочерью. Катерина Петровна ждет дочь, но, не дождавшись, умирает. А дочь Настя, запоздало приехавшая на похороны, понимает весь ужас невозвратности и позднего раскаиванья.

Катерина Петровна была дочерью художника и заканчивала жизнь в его доме, ставшем достоянием музея. Она одинока и уже ослабела от старости и болезней. К ней приходит девочка Манюшка прибирать в доме и сторож Тихон. Но ничего не радует Катерину Петровну, она ждет дочь повидаться перед смертью.

Настя живет в Ленинграде и работает в Союзе художников. Она занята своей работой, не успевает писать матери, но регулярно посылает денег. Получив от матери предсмертное письмо, она даже не подозревает, что оно последнее. Ей не хочется ехать в скучную деревню. Дорога дальняя, а ей сейчас нужно устраивать выставку скульптора Тимофеева. Его бюст Гоголя производит на Настю странное впечатление: он как будто видит все ее мысли чувства и осуждает ее. Она получает телеграмму от сторожа Тихона о том, что мать при смерти, но опять отмахивается от тревожных мыслей — выставка Тимофеева вот-вот откроется. Через некоторое время она решается ехать, приезжает, но поздно — уже второй день после похорон.

Наступает горькое раскаяние и скорбь.

Рассказ Паустовского предостерегает нас от равнодушия к родителям, от пренебрежения к обязанности проводить их в последний путь.

В рассказе Льва Толстого нет явно выраженных главных персонажей, ведь основой этого произведения является конкретная ситуация, где многодетная семья без отца, по глупости одного ребенка лишилась кормилицы – коровы Буренки.

Но, я бы хотел сказать, что весь сюжет развивается именно о корове и её молоке, нужным для питания детей. Поэтому главным персонажем этого рассказа является — корова, сначала это была Буренка, а потом просто пестрая (без имени/клички).

К основным персонажам этого рассказа относятся

  • старший из детей Миша, от действий которого , первую корову Буренку, пришлось зарезать на мясо.
  • Бабушку, которой удалось за год заработать на новую «пеструю» корову;
  • Мать шестерых детей, Марья,- очень добрая женщина и её удается кормить и воспитывать своих детей.

Главной мыслью этого рассказа является то, что всегда нужно осознавать, то что делаешь и быть честным, ведь из-за боязни наказания за разбитый стакан, ребенок, своим необдуманным поступком, убил кормилицу детей — корову Буренку. Поэтому рассказ и учит быть честным и понимать, что обман может навредить не только тебе, но и твоим родным и близким.

Лев Толстой этим рассказов, в доходчивой форме говорит, что :

  • нужно понимать, что обман может обернуться тяжелым испытанием;
  • всегда нужно искать решение любой проблемы, ведь бесвыходных ситуацифактически не бывает.

Главных героев в рассказе Паустовского «Заячьи лапы» трое:

  1. Заяц, несомненно самый главный герой произведения. Пострадал на пожаре, спас деда, был вылечен и остался жить со своими спасителями.
  2. Ларион Малявин, старый охотник, стрелял в зайца с равным ухом, потом бежал за ним от пожара, затем спасал зайца, и накнец стал считать его членом своей маленькой семьи, отказавшись продать.
  3. Ваня Малявин, внук. Мальчик, который принимал самое деятельное участие в судьбе зайца после пожара, который очень жалел «косого» и старался облегчить страдания зайца. Очень добрый и хороший мальчик.

Главная мысль рассказа в том, что люди и животные должны быть как братья, что любое живое существо достойно сочувствия и сострадания, а уж если кто-то помог тебе, то и ты должен помочь в ответ.

Паустовский писатель, который очень любит природу. Главными героямии повести Константина Героевича Паустовского «Золотая роза» являются Жан Шамет (мусорщик в ювелирной мастерской), Сюзанна — дочь полкового командира.

Жан Шамет влюблен в девушку Сюзанну, сразу доказаь свою любовь он не имел возможности. Работая в ювелирной мастерской он ради любви начал собирать золотую пыль, чтобы создать золотую розу, которая принесет счастье.

Повесть помогает задуматься о простом человеческом счастье. Очень интересная повесть.

Источник статьи: http://otvet.ws/questions/1973188-glavnye-geroi-i-glavnaja-mysl-rasskaza-podarok-o-chem-rasskaz.html

Читайте также:  Оригинальный подарок для преподавателя
Оцените статью