Праздник «Иван Купала»
план-конспект занятия
Летний праздник для всех групп детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий праздника «Иван Купала» | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Вед: Здравствуйте, гости званные и желанные.
Сегодня у нас праздник красивый
Сегодня у нас праздник старинный
И называется ?…. Правильно Иван Купала
Сегодня мы с вами, ребята, отмечаем русский народный праздник – день Ивана Купала, который состоится 7 июля. В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой: вода в реках и озерах обретала целебную силу, поэтому пошел обычай обливать друг друга водой , начинались купания. В этот день пели, плясали, водили хороводы, прыгали через костры, девушки плели венки из полевых цветов и надевали на голову — венки защищали от нечистой силы . Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник. По легенде, он цветет всего одну ночь в году — в ночь на Ивана Купала. Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство, ведь там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад.
А вот какими словами мог начинаться праздник Ивана Купала на Руси.
1. Как собрал нас здесь праздник древности.
Праздник летний наш, почитаемый.
Будем петь, плясать, клад лесной искать.
2. По легенде той, что дошла до нас,
Есть в Иванов день необычный час.
Расцветает в ночь огненный цветок,
Но найти его там не всякий мог.
3. Мы на празднике сегодня будем петь и танцевать.
Всем сегодня предлагаем пошутить и поиграть!
Вед: Хорошо сегодня, братцы, всем нам вместе сил набраться. Собирайся народ в наш купальский хоровод!
Хоровод «Ай, заинька» ср. гр.
Иван К: Эй, девчата! Всем привет!
Вы узнали меня? Нет?
Я Купала – озорник,
И скучать я не привык!
Солнце весело сияет,
Нас лучами согревает!
Ведь настал Иван Купала,
Обливай, кого попало! (брызгает из брызгалки под веселую музыку).
Чтоб здоровы вы были и много лет жили.
Купала садится на пенек и грустит.
Вед : Что с тобой случилось, Ивашка? Ох, не нравится мне это!
Иван К : Как мне не грустить… наступил праздник Ивана Купала, когда нужно радоваться солнцу и воде, играть в разные игры и веселиться от души. В этот день единственный раз в году расцветает цветок папоротника, который исполняет желания и указывает место, где находится клад, но путь к этому цветку трудный, нужно преодолеть много препятствий. Да и дойти к нему не легко, его охраняет нечистая сила. Эх, теперь не отыскать мне клада.
Вед: Не горюй, Иван Купала, мы с ребятами тебе поможем. Поможем, ребята? Сегодня такой необычный и веселый день – всюду звучит музыка, и своя музыка есть даже у воды. Вот послушай наш необычный оркестр.
Оркестр «Музыка воды» мальчики ср. гр.
Иван К : Порадовали вы меня, спасибо. Мне снова хочется играть и веселиться.
Игра «Водоносы» ср. гр.
Появляется Баба Яга
Баба Яга: Чую, чую! Русским духом пахнет! Апч — хи!
Иван К: Ой, вот и нечистая сила появилась. Кто вы бабушка?
Баба Я: А отгадайте загадку — обманку, тогда узнаете:
В избе на куриной
А зовут меня… Баба Яга
Баба Я: Василиса Премудрая . Так давайте выкладывайте, чаво надобно? Травки какой для привораживания, али от хвори?
Иван К: Ты зачем сюда пришла, твое дело цветок охранять.
Баба Я: Да, интересное дело, вы тут веселиться собрались, а мне цветок охранять. Скука – то какая! Тогда и вам здесь нечего делать. Не будет вам веселья. Я вам праздник испорчу. Сейчас замету вас метлой, чтоб разбежались без оглядки, только засверкают пятки у-у-у-у.
Иван К: Ладно тебе стращать. Ребята у нас не из пугливых, да к тому же у них обереги есть, вон какие веночки сплели. Не страшна им нечистая сила. Это ты должна бояться (дети снимают венки, держат впереди себя)
Танец с венками девочки ср. гр.
Баба Я: Чур, чур, чур! Уберите их подальше. Ладно, не буду вам мешать, а можно с вами поиграть? Мне так скучно в этом лесу, а с вами будет весело.
Вед: Ну, так и быть, оставайся, но за это ты покажешь нам дорогу к папоротнику. А игры ты какие-нибудь знаешь?
Баба Я: Игры то я знаю, игры я люблю!
Игра «Бабкина метелка»
Иван К: Ну что Яга, показывай дорогу к папоротнику.
Баба Яга: Это я щас, милок. Становитесь все за бабушкой и никуда не сворачивайте. Дорога трудная… под музыку идут за Б. Ягой.
Ну вот мы и пришли, дальше дорогу вам покажет моя подруга. Угадайте как ее зовут.
В дремучем лесу, на болоте
Её непременно найдете.
Не рыбка она, не лягушка,
Сестренка моя и подружка.
Зовут её Снегурка. Хи-хи.
Иван: И не Снегурка вовсе, а Кикимора Болотная.
Эй, Кикимора, красавица болотная появись, покажись!
Кикимора: Что за крики? Кто мешает мне спать? Фу! Сколько здесь противных детишек. Чего пожаловали?
Иван К: Кикимора, поклон прими, дорогу к папоротнику покажи
Кикимора: Ха! Дорогу им покажи.
Скучно мне сидеть одной в тишине речной! Позабавьте меня, тогда покажу дорогу!
Вед: Мы не зря сюда пришли
Мы платочки принесли
Мы научим всех плясать.
Мы научим всех играть
И заставим хоть минутку
Поплясать под нашу дудку
Пляска с платочками 1 и 2 мл. гр
Кикимора: А теперь хочу, ребятки, поиграть я с вами в прятки!
Игра «Прятки за платочками» 1 и 2 мл. гр
Вед.: Как у наших у ворот, закружился хоровод
Вертится да кружиться, с кем же он подружится!
Становитесь все в большой хоровод вокруг костра!
Хоровод «Ой на Ивана. Ой да на купала»
Иван К: Ну а теперь по старому русскому обычаю – всем ребятам нужно через огонь прыгнуть, очиститься от недуга, набраться сил, здоровья.
Кикимора: Молодцы, ребята, вы такие ловкие, находчивые, умеете преодолевать препятствия – таким и клад отдавать не жалко. Покажу я вам дорогу к папоротнику, вдруг там клад найдете. Идут к папоротнику и находят сундук с замком.
Открыть сундук можно только танцем магическим. Ну ка, девицы – красавицы, станцуйте. А вы, ребятки, хлопайте громче!
Открывают сундук, раздают сок детям
Ива К: С праздником вас, люди добрые!
Здоровья вам на годы долгие!
Добра сундуки полные,
Дети пьют сок, играет детская дискотека, все танцуют вместе с персонажами и воспитателями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство детей с историей народного праздника.
молодым родителям трудно ориентироваться во множестве игрушек,которыми пестрят прилавки магазинов. Игрушки должны быть обязательнобезопасными для здоровья и развивающими.Важно знать,что любая игрушка .
Все видели малоприятные «картины» в магазинах, когда дети кричат, плачут, выпрашивая что-то для себя, а кто-то даже был участником такого действия=)В данном буклете расписаны причины такого поведения .
Упражнять детей в назывании слов купаться, ванна, полотенце, поливать, вытирать. Развивать способность к сосредоточенному рассматриванию предметов. Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.
Представлен материал по взаимодействию с родителями старших дошкольников: собщение на тему » Пропаганда здорового образа жизни», деловая игра «Поход по стране здоровья»с участием родителей, дет.
открытое занятие по развитию речи «Мы купаем куклу Лялю» 1мл.гр.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2020/01/15/prazdnik-ivan-kupala
Сценарий праздника «ИВАНА КУПАЛА»
план-конспект занятия (старшая группа)
Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.
Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Воспитывать волевые качества в подвижных играх, соревнованиях и эстафетах.
Развивать физические качества: выносливость, силу, быстроту реакции.
Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала, воспитывать уважение к традициям своего народа.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Песня «На Купала»,
1 Ведущий (на фоне музыки): Дорогие ребята, сегодня мы вам хотим рассказать о празднике Иван Купала.
В ночь с 6 на 7 июля на Руси отмечали праздник Ивана Купалы. Считается, что вода в реках и озерах обретает в эту ночь целебной силой.
2 Ведущий: Добрый вечер, гости званные и желанные! Приглашаем погулять, да Купала повстречать!
На Ивана на Купалу смеха, радости немало.
С песней водит хороводы под берёзками народ,
И на землю и на воды солнце щедро свет свой льёт.
На Ивана. На Купала чего только не бывало! И различные гаданья и народные гулянья.
Сегодня мы с вами поиграем, поозорничаем.
Для разминки начнем с загадок:
1. Солнце печет, липа цветет,
Рожь поспевает, когда это бывает? (Летом)
2. Она под осень умирает и вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету, растет, цветет она все лето.
Коровам без неё — беда:
Она их главная еда. (Трава)
3. Поднялися ворота,
Всему миру красота.
Приказало солнце: «Стой,
Семицветный мост крутой». (Радуга)
4. Утром выпадет всегда, ни дождинка, ни звезд И сверкает на лугах, на деревьях и кустах (РОСА)
5. На большой цветной ковер села эскадрилья –
То раскроет, то закроет расписные крылья. (Бабочки)
Песня «На Ивана, на Купала, красна девица гадала»
1.Ведущий: На Купалу многие травы и растения приобретают целебную и магическую силу. А ещё на Купалу загадывают свою судьбу, купаются в росе, обливаются водой, которая обладает очистительной силой.
2 Ведущий: Дорогие ребята, а знаете ли вы, что на Ивана Купала искали целебные травы, чтобы гадать? Их искали до зари, пока роса не высохла. Загадав свои желанья, ищем папоротника цвет-
Верим: сбудутся мечтанья, хоть цветка в помине нет!
Хоровод с ленточками
Под песню «Я водяной, я водяной» выходит водяной.
Водяной: Стоп! Какие такие хороводы, цветочки, какие такие травки? Нынче мой праздник день Ивана Купала, а вы меня даже не позвали на праздник! Я сейчас вас заколдую.
1 ведущий: Водяной, мы еще не все рассказали о празднике. И тебя собирались пригласить.
2 ведущий: в день Ивана Купала все традиции связаны с водой.
Наш праздник будет посвящен воде и всему, что с ней связано.
Водяной: ладно, посмотрю я на вас. Пока не буду колдовать. Но играть будем по моим правилам. Все равно ваш волшебный цветок, я уже спрятал.
И чтобы Вам его получить, придется потрудиться.
1 ведущий: хорошо, мы выполним все твои задания.
Водяной: ну для начала расскажите, что вы знаете о воде.
Вы слыхали о Воде?
Говорят, она везде!
1-й ребенок:
Что такое вода? Это реки и море,
Это лед Антарктиды, это снег или град.
Это синее озеро там, на просторе,
И красивый и громкой речной водопад..
2-й ребенок:
И весенний ручей, и осенняя лужа,
Что такое вод? — Я отвечу легко.
Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,
Что в судьбу человека вошло глубоко.
Водяной: Молодцы.
А теперь отгадайте мои загадки.
Из болота не вылазит,
Там живет в трясине, грязи,
Любит плавать под водой
Добродушный … .
(Водяной)
А говорят: «Он идет!»
И по крышам гремит,
В гости просится.
Правильно, дождь, и я хочу дождик, прямо сейчас.
А то какой это Иван Купала без воды.
2 ведущий: Следующий конкурс «Собери капельки дождя»
(Дети делятся на 2 команды. У каждого в руке по одной капельки. Дети бегут до тучки, вешают капельку, возвращаются назад и встают в конец колонны).
Водяной: Молодцы. Хороший дождик у вас получился, а вот посмотрите сколько цветов выросло на поляне, а вы их не знаете. Слушайте мои загадки, да показывайте отгадки.
У жёлтенького солнышка Лучи не горячи,
У жёлтенького солнышка Белые лучи. (Ромашка)
У цветочка лепестки — Словно солнышка лучи.
Но ничто не вечно
В лете быстротечном:
Прозрачным, как стаканчик, Стал наш… (Одуванчик)
Водяной: Молодцы ребята. Продолжаем выполнять мои задания.
Игра «Водяной» (Дети становятся в круг, Водяной идет по кругу с платком и колокольчиком, все поют песню. По окончании Водяной отдает колокольчик стоящему в кругу. Водяному завязывают глаза, он ловит на слух того, у кого колокольчик )
Слова: Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой,
Выходи на чуточку, на одну минуточку.
(Во время игры Кикимора радуется неудачам детей, вместе с ними поет песни и т.д.)
Водяной: Ну и последнее задание.
Эстафета «Прыжки через костер»
Водяной: молодцы!
Порадовали, вы меня. Забирайте свой волшебный цветок.
1 ведущий: Насмеялись, наплясались, и надеюсь, наигрались?
Значит, нам пришла пора, попрощаться, детвора!
(все дети приглашаются на праздничный хоровод)
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2020/06/28/stsenariy-prazdnika-ivana-kupala
Праздник «Иван Купала» в летнем лагере
Ведущий: Доброго дня вам, гости желанные! Я вам сегодня поведаю о старинном празднике «Иван Купала». Праздник восточных славян, который посвящён летнему солнцестоянию. Свои истоки «Иван Купала», или Иванов день берёт ещё со времен язычества. Изначально этот день был посвящен языческому богу Купале. Но после христианизации Киевской Руси название этого дня дополнилось именем Иоанна Крестителя (Предтечи), день рождения которого совпадал с купальским праздником. В наше время праздник отмечают в ночь с 6 на 7 июля. «Ивана Купала» это день молодёжи и любви. По легенде, в эту ночь играли свадьбу Купала и Марены, что символизировало соединение двух стихий – воды и огня, мужского и женского начал. День Ивана Купала был связан с разнообразными ритуалами, обрядами, традициями и поверьями. Девушки собирают разнотравье, плетут венки, ставят зажжённую свечу и пускают на воду. Считалось, что если венок сразу же шёл ко дну, то, к сожалению, любимый разлюбил девушку. Если венок пристал к берегу и не двигается, в этом году на свадьбу рассчитывать не стоит. А если венок уплыл далеко, а свечка не гаснет, девушку ждёт встреча с тем единственным для неё. И счастливая долгая жизнь. Вечером молодёжь по парам прыгает через костёр, загадывая желание.
А дома, у зеркала гадают на суженого. В лесу все веселятся и ищут загадочный цвет папоротника. Считалось, что в полночь цвет папоротника появляется только на некоторое время и тут же исчезает. Кто найдет волшебный цветок, у того сбудутся все желания, он будет счастливым, здоровым и богатым. Молодежь могла без зазрений совести гулять до утра. Утром в день Ивана Купала народ шёл купаться на реку, чтобы очистить и душу, и тело. Однако многие люди считали, что делать этого не стоит (в такой мистический день на дно может утащить водяной). Весь день все веселились, водили хороводы, играли и пели, устраивали застолья. Я вам поведала о празднике не всё. Если заинтересовались, то расспросите своих бабушек, они много чего расскажут о старинном празднике… А мы с вами на мастер-классе попробуем выучить купальский хоровод «Как в ночь да на Купалу» , научимся прыгать через костёр. Разучим игры «Водяной», «Горелки».
Вы много, что интересного узнали о празднике. Время пришло водить хоровод. Для этого становитесь в два круга (внешний и внутренний), возьмёмся за руки. Станем, кто по внешнему кругу- идём по ходу влево, а по внутреннему — ход вправо. Проход по кругу на 16 счётов. Затем поднимает внутренний круг руки и отходит назад, пропуская внешний круг танцующих на своё место. И так два раза с переменой места на 16 счётов. Потом переход в пары (8 счётов). И меняемся по кругу в парах, дойдя до своей парой. Выход на «змейку». В конце хоровода все вместе проходим «спиралью» в общий круг и поднимаем руки, качаясь влево, вправо. Поклон. Хороводим со словами текста.
Текст песни «Хороводная»
На Ивана на Купалу
На Руси светлее стало.
Позабыта грусть,
Позабыта грусть,
Позабыта грусть.
Всюду игры да веселье,
Словно вдруг волшебным зельем
Угостили Русь,
Угостили Русь,
Угостили Русь.
Праздника веселого
Ждем весь год.
Всем закружит голову
Хоровод!
В хороводе крутится
Белый свет.
Все, конечно, сбудется
Или нет.
Девицы-молодушки —
Белые лебедушки.
Хороводы водим,
За судьбою ходим,
За судьбою ходим.
Верим да не верим,
Счастья ждём в свой терем,
Ходим да гадаем,
Любим да страдаем,
Любим да страдаем.
Слова Михаила Ножкина
Игра «Водяной». Водящий садится в круг, ему завязывают глаза лентой.
Молодёжь, которая играет ,ходит по кругу со словами:
-Водяной, Водяной,
Что сидишь ты под водой?
Ну-ка выходи,
С нами посиди.
Все останавливаются. Водяной встает с завязанными глазами, подходит к одному из играющих. Его задача – определить, кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если Водяной угадал, он меняется ролью, и теперь тот, чьё имя названо¸ становится водящим.
В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Беги!
Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.
Итак, день «Ивана Купала» каждое лето наполняет наши будни радостным колдовством предков. Он дарит нам веру в чудеса и добро. А кроме всего, Иванов день – прекрасный повод собраться дружной компанией и весело провести время.
Счастья всем и чудес!
Источник статьи: http://kladraz.ru/blogs/irina-vasilevna-arhipova/plan-konspekt-master-klasa-ivan-kupala-v-municipalnom-profilnom-turistsko-kraevedcheskom-lagere-istoki.html