Почему пасха считается главным праздником

Почему Пасха — главный праздник: история, традиции, поздравления

Пасха — «избавление», венец веры

Слово «Пасха» пришло из греческого языка и означает «избавление». Подразумевается, что в этот день человечество избавилось от власти злых сил, а Христос даровал человечеству вечную жизнь и вечное блаженство. «Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь», — утверждается на портале «Православие и мир».

Что означают крашеные яйца, куличи и пасха

Церковное предание гласит, что обычай дарить друг другу крашеные яйца появился еще I веке от Рождества Христова. Тогда было принято приносить правителю — императору Рима Тиверию — подарки, но у бедной ученицы Христа Марии Магдалины ничего не было, и она принесла Тиверию простое куриное яйцо, попутно пытаясь рассказать властвующему о Христе и вере. Но Тиверий не поверил Марии Магдалине и сказал, что так же невозможно воскреснуть из мертвых, как невозможно сделать, чтобы это белое яйцо стало вдруг красным. И тут же случилось чудо: яйцо покраснело, доказав истинность веры.

Еще одно главное блюдо праздничного стола — творожная пасха. Ее делают только раз в году. В Требнике «млеко огустевшее», то есть творог, имеет форму усеченной пирамиды — символ гроба, в котором свершилось величайшее чудо Воскресения. На верхней стороне должны быть буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе!». На боковых сторонах пасочницы (формы) по традиции делаются изображения креста, копья, трости, а также ростков и цветов, символизирующих страдания и воскресение Христа.

Читайте также:  Рецепты салатов для праздника нового года

Пасхальный кулич — церковно-обрядовая пища, праздничный хлеб. Его принято освещать в храме и вкушать вместе с родными и близкими, вспоминая о причастии настоящей Пасхи Христовой — священных пасох и куличей, которую вкушал семейно в первый день пасхальной седмицы народ Богоизбранный. Кстати, именно поэтому желательно, вернувшись из церквей и закончив подвиг поста, в знак радостного единения начинать разговляться не в одиночестве, а вместе с друзьями и родными.

Как в Пасху положено христосоваться

Пасхальное целование (христосованье) — обязательная традиция праздника. В конце утрени свещеннослужители начинают христосоваться между собой в алтаре во время пения стихир, а затем — с каждым присутствующим. По Уставу принято говорить «Христос воскресе». Отвечать должно: «Воистину воскресе».

Именно эти слова дошли до нас из глубокой древности, когда ученики Христа приветствовали его словами: «Господь истинно воскресе». Троекратное лобзание также связано с этой традицией. Как уверяют священнослужители, «это древнее, идущее еще от времен апостольских, знамение примирения и любви». О святом лобзании в дни Пасхи пишет святитель Иоанн Златоуст: «Да памятуем и те святые целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу».

Пасхальная Седмица

Пасхальные торжества длятся неделю, или восемь дней, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.

«Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей», — уточняет «Православие и мир».

Однако тут существуют некоторые тонкости. Так, начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается. Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня.

Обычай пасхальной амнистии и Радоница

Христиане должны в Пасхальную Седмицу вести себя соответствующе, пребывая в мире и благочестии. Раньше благочестивые правители даже отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (впрочем, кроме уголовных преступников). Миряне делились едой и деньгами с сирыми и убогими. Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не пропускать ни одного церковного богослужения.

Многие православные не знают о том, что в пасхальные дни можно и должно поминать умерших родственников, однако делать это желательно только на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник. Принято приходить на могилы близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и сам день поминовения называется Радоницей. Считается, что ушедший человек не нуждается ни в гробе, ни в памятнике, а печальные атрибуты — всего лишь дань традициям. Самое главное для умершего — молитва, потому что живая душа не может творить добрых дел, но нуждается в желании попросить Бога о милости.

Правила пасхальных поздравлений

Примечательно, что именно на Пасху всегда было принято дарить друг другу письма и письменные поздравления (сегодня они возможны даже в виде смс-сообщений).

Традиция письменных поздравлений на Пасху идет также с апостольских времен и даже существуют образцы поздравительной переписки верующих. Однако необходимо учитывать определенные правила и формы написания письменных поздравлений. Например, если поздравление адресовано духовному лицу, следует уточнить, как правильно к нему обращаться. Если не самому близкому человеку, то желательно все-таки обойтись без панибратства. Если это традиционная рассылка, то в обращении все-таки желательно указать имя того, кого поздравляют — чтобы это не выглядело дежурной отпиской. А еще лучше вспомнить образцы русской классики. Например, Игоря Северянина:

Гиацинтами пахло в столовой,

Ветчиной, куличом и мадерой,

Пахло вешнею Пасхой Христовой,

Православною русскою верой.

Пахло солнцем, оконною краской

И лимоном от женского тела,

Что вокруг колокольно гудела.

И у памятника Николая

Перед самой Большою Морскою,

Где была из торцов мостовая,

Просмоленною пахло доскою.

Из-за вымытых к празднику стекол,

Из-за рам без песка и без ваты

Город топал, трезвонил и цокал,

Целовался, восторгом объятый.

Было сладко для чрева и духа.

Юность мчалась, цветы приколовши.

А у старцев, хотя было сухо,

Шубы, вата в ушах и галоши…

Поэтичность религии, где ты?

Где поэзии религиозность?

Все «бездельные» песни пропеты,

«Деловая» отныне серьезность…

Пусть нелепо, смешно, глуповато

Было в годы мои молодые,

Но зато было сердце объято

Тем, что свойственно только России!

Фото Дениса Тарасова/OK-inform.

Источник статьи: http://ok-inform.ru/obshchestvo/61158-pochemu-paskha-glavnyj-prazdnik-istoriya-traditsii-pozdravleniya.html

Как отмечать Пасху: суть главного праздника христиан

Пасхальные традиции идут с апостольских времен

28 апреля состоится самый главный христианский праздник — Воскресение Христово. Особый статус этого дня православная традиция передает словами «праздников праздник и торжество из торжеств». Что такое Пасха, как ее отмечать и про какие традиции нельзя забывать — обо всем этом читайте в материале ТВЦ.RU.

Для начала немного филологии и истории. С иврита слово «Пе́сах» переводится как «прохождение мимо» и «переход». Это слово отсылает нас к мрачным событиям, описанным в Ветхом Завете. Когда еврейский народ бежал из Египта, бог наслал на страну череду бедствий и уничтожил всех первенцев, кому бы они ни принадлежали — скоту, простонародью или самому фараону. Карающий всех и вся ангел проходил лишь мимо домов евреев, которые помазали косяки своих дверей кровью жертвенного агнца. Отсюда и «прохождение мимо».

В Новом Завете название праздника получило несколько иное толкование — «прехождение от смерти к жизни». «Торжество из торжеств» стали увязывать с воскресением Иисуса Христа на третий день после его страданий и мученической смерти. Он взял на себе грехи всех людей и искупил их своей кровью, поучали апостолы. «Ветхая Пасха празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха — из-за дарования вечной жизни всем людям», — говорил святой Иоанн Златоуст.

Страстная неделя

Пасха — самый длинный христианский праздник, он длится аж 40 дней. Светлому Воскресению Христову предшествует страстная неделя, во время которой православные едят только хлеб, овощи и фрукты. В Страстную пятницу, когда Христа распяли на кресте, их столы вообще пустуют в знак скорби. В Чистый четверг принято красить яйца, а в Великую субботу — еще и освящать куличи. На Страстной неделе люди исповедуются и причащаются, а также тщательно убираются у себя дома. Эти семь дней считаются своего рода кульминацией Великого поста.

Кстати, в Страстную пятницу считается большим грехом не только есть, но и заниматься домашним хозяйством. Не рекомендуется стирать, шить и резать. Считается, что посеянное в этот день не даст урожая.

Пасхальный огонь

В Великую субботу традиционно совершается вынос пасхального огня из Гроба Господня в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Это символизирует воскрешение Христа. Привезенный из Иерусалима Благодатный огонь торжественно разносят по российским храмам.

Крестный ход и пасхальная служба

В ночь на воскресенье священнослужители в блестящих ризах и молящиеся с горящими свечами выходят из храма и, напевая стихиры, трижды его обходят. Таким образом участники процессии воспроизводят шествие мироносиц, которые пришли к гробу Христа. Крестный ход останавливается у западных дверей храма.

После этого начинается пасхальная служба. Ее главное отличие от других служб заключается в том, что все священные тексты не читаются, а поются. Молящиеся держат в руках свечи и ставят их перед иконами. Торжественная служба обычно начинается в 12 часов ночи и длится пять часов.

Праздничный завтрак

Традиционно он начинается с первыми лучами солнца. Верующие накрывают богатый стол и завтракают со своими родными и близкими. Начинать трапезу рекомендуется с освященных крашеных яиц, пасхального кулича и пасхи — творожного блюда с изюмом, курагой и цукатами. Каждое из этих блюд имеет свой смысл. Яйца красного цвета символизируют жизнь и кровь Христа (снаружи яйцо выглядит мертвым, внутри оно содержит жизнь), кулич господне тело, а пасха — христов гроб.

Традиция красить яйца берет свое начало с библейских времен. По легенде, Мария Магдалина после воскрешения Христа отправилась в Рим и возвестила императору Тиверию: «Христос воскрес!» При этом она вручила ему яйцо. Тот не поверил и заявил, что скорее яйцо окрасится в красный цвет, чем человек вернется из царства мертвых. Не успел возмущенный император договорить, как подаренное ему яйцо стало красным.

Игры

Во время праздничного завтрака принято играть в битки: два игрока держат сваренные вкрутую яйца и бьют их друг о друга, пытаясь разбить чужое, не повредив при этом свое. Таким образом люди забавлялись еще со времен Средневековья. Существует и другая праздничная забава: игроки катят пасхальные яйца по деревянным желобам, пытаясь своим укатившимся пасхальным снарядом задеть чужой. Победитель забирает себе яйцо соперника.

Гулянья

Во время Пасхи верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе» и «Воистину воскресе». Они трижды целуются в щеки и обмениваются пасхальными яйцами. Кстати, обычай «христосоваться» идет еще с апостольских времен.

Главный православный праздник отмечают весело и с размахом. После многодневного поста верующие могут себе позволить не только скоромную пищу, но и развлечения. Хороводы, игры, песни, кулинарные мастер-классы, концерты и театральные представления — пасхальные гулянья традиционно устраивают во всех городах России.

Поздравления

Людям, которые хотят в стихотворной форме поздравить своих близких с Пасхой, можно порекомендовать эти строки:

Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Пусть эти радостные звуки,
Как пенье ангелов с небес,
Рассеют злобу, скорби, муки!
Соединим все братски руки,
Обнимем всех! Христос Воскрес!

Христос Воскрес! Он возвестил,
Что на земле все люди — братья,
Он мир любовью обновил,
Он на кресте врагов простил,
И нам открыл свои объятья!

Христос Воскрес! — всего два слова,
Но благодати сколько в них!
Мы неземным блаженством снова
Озарены в сердцах своих.

Много звуков, много песен, —
Но слышней всего с небес
Раздается весть святая,
Песня-весть — «Христос Воскрес!»

Светлое Христово Воскресение,
Колокольный звон летит с небес,
И во славу Бога песнопения,
Ликование — «Христос Воскрес!»

Источник статьи: http://www.tvc.ru/news/show/id/159369

Почему Пасха — главный праздник года

Почему Пасха — главный праздник года

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово — это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Как происходит Богослужение в Пасху

О приветствиях и Лобзании в День Пасхи

При конце утрени священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир. По Уставу «целование настоятеля с прочими иереи и диаконы во святом алтаре бывает сице: глаголет приходяй — «Христос воскресе«. Оному же отвещавшу — «Воистину воскресе». Так же должно совершаться христосование и с мирянами.

По Уставу священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Но такой порядок мог быть соблюдаем лишь в древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же при громадном стечении богомольцев священник, выйдя с Крестом на солею, произносит от себя краткое общее приветствие предстоящим и заканчивает его троекратным возглашением «Христос воскресе!» с осенением Крестом на три стороны и после этого возвращается в алтарь.

Обычай приветствовать друг друга в Пасху этим словами — очень древний. Приветствуя друг друга с радостью воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые по воскресении Его «говорили, что Господь истинно воскрес» (Лк. 24, 34). В кратких словах «Христос воскресе!» заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства. Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной и значением как бы высшего откровения. Как от искры, от этих слов верующее сердце воспламеняется огнем небесного, святого восторга, как бы ощущает близкое присутствие Самого блистающего Божественным светом воскресшего Господа. Понятно, что наши возглашения «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!» должны быть одушевлены живой верой и любовью ко Христу.

С этим пасхальным приветствием соединено и лобзание. Это древнее, идущее еще от времен апостольских, знамение примирения и любви.

С древнейших времен оно совершалось и совершается в дни Пасхи. О святом лобзании в дни Пасхи так пишет святитель Иоанн Златоуст: «Да памятуем и те святые целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу».

Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца

Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо — яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры

Почему Церковь освящает пасхи и куличи

Пасхальный кулич — это церковно-обрядовая пища. Кулич — это род артоса на нижней степени освящения.
Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?

Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление — прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

О семидневном праздновании Пасхи

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.

Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.

Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.

В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.

Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо «Царю Небесный» — «Христос воскресе» (трижды).

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня.

О поведении православных христиан в Пасху

Древние христиане в продолжение великого торжества Пасхи ежедневно собирались для общественного Богослужения.

Согласно благочестию первых христиан, на VI Вселенском Соборе постановлено для верных: «От святого дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писания внимая и святыми Тайнами наслаждайся. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни не бывает конское ристалище, или иное народное зрелище».

Древние христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Брашно (то есть еду), освященные в Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник.

Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать ни одного церковного Богослужения.

Источник статьи: http://www.orthedu.ru/news/obzor-smi/10056-pochemu-pasha-glavnyy-prazdnik-goda.html

Оцените статью