- Медовый, Яблочный, Ореховый: почему в августе три Спаса
- Медовый Спас, или викториальный день
- Яблочный Спас на горе
- Так Хлебный или Ореховый Спас?
- Какие богослужебные особенности и традиции трех Спасов?
- Смысл не в освящении плодов!
- Почему праздники называются спасами
- Значение слова «Спас»
- Медовый спас
- Итория Медового Спаса
- Традиции Медового Спаса
- Яблочный спас
- История и традиции Яблочного Спаса
- Ореховый Спас
- О Спасе на Правмире:
- Фильмы о Спасе:
- Преображение Господне. Православный календарь
- Православный мир 19 августа отмечает Яблочный Спас
- Православие, 14 августа. Какой Спас?
- В августе православные отмечают Медовый, Яблочный Спас
Медовый, Яблочный, Ореховый: почему в августе три Спаса
Август богат на Господские праздники — то есть праздники, посвященные Господу. Появление трех Спасов — так именуются августовские праздники в народе — в последнем месяце лета неслучайно. И хотя они все установлены для прославления Бога, богослужебная торжественность каждого из них различна.
Медовый Спас, или викториальный день
Первый Спас, называемый также Медовым, Мокрым или Спасом на воде, празднуется 1/14 августа (по старому и новому стилю). Он связан с торжеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Эта память была установлена по случаю побед в 1164 г. греческого царя Макуина над сарацинами и русского князя Андрея Боголюбского над болгарами. Такие памятные даты с XVIII века в Русской Церкви стали называться «викториальными днями» (от лат. victoria — победа). Несмотря на то, что событие произошло в XII веке, богослужение по этому поводу было установлено на Руси не ранее XV столетия. До этого, вероятно, в этот день совершалось только молебное пение. Интересно, что в Греческой Церкви 1 августа совершается богослужение только в честь Честных Древ Животворящего Креста Господня. У нас этот праздник до недавнего времени соединялся с воспоминанием Крещения Руси.
Почитание Всемилостивого Спаса отразилось в отечественной иконографии. Если до XII века Спаситель изображался как нелицеприятный Судия, строгий и аскетически-суровый, то с этого времени стало преобладать изображение Христа как Доброго Пастыря, кроткого, смиренного, любящего и милосердного к людям.
Яблочный Спас на горе
6/19 августа Церковь вспоминает Преображение Господа на горе Фавор. О нем повествуют трое евангелистов (Мф 17:1–13; Мк 9:2–13; Лк 9:28–36). Термин «преображение» с греческого языка буквально означает «превращение в другой вид» или «изменение формы». В народе эта дата именуется Яблочным Спасом, Спасом на горе.
Праздник относится к числу двунадесятых (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать), то есть он входит в состав одного из двенадцати великих праздников, которые посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Однако событие вошло в церковный богослужебный календарь не раньше V века. В это время появляются первые Слова (вид литературного жанра) у Святых Отцов на Преображение. К середине VIII столетия он уже входил в число одиннадцати важнейших.
Совершение празднования Преображения в августе связано с тем, что 6-го числа были освящены три храма на Фаворской горе. Протопресвитер Александр Шмеман отмечает, что «до своего “оформления” в отдельный праздник воспоминание Преображения несомненно было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: “да егда Тя узрят распинаема…”. И на Западе евангельский рассказ о Преображении до сих пор составляет чтение первого воскресения Великого поста».
Так Хлебный или Ореховый Спас?
Ореховый Спас, Спас на полотне (Спас на холсте) или Хлебный Спас празднуется 16/29 августа. В этот день Церковь вспоминает перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа в 944 году. При земной жизни Спасителя Эдесса была столицей северного государства в Месопотамии — Осроэны. Ее царь Авгарь V Черный (13–50 гг.) был поражен проказой. Услышав об Иисусе, он уверовал в Него и отправил к Нему весть с просьбой об исцелении. При этом он послал к Божественному Учителю своего живописца, чтобы тот привез изображение Господа. Художник встретил Спасителя и получил от Него убрус, то есть полотенце, которым Он отер Свое лицо после умывания. На этом холсте отобразился лик Иисуса, от которого царь впоследствии получил исцеление, а святыне уделил особое место в своем дворце. В 944 году византийский император Константин Багрянородный (912–959 гг.) выкупил Образ и торжественно перенес его в православную столицу империи.
Какие богослужебные особенности и традиции трех Спасов?
В день памяти Изнесения Честных Древ Креста Господня и Всемилостивого Спаса на Утрени из алтаря на центр храма выносится Крест для поклонения верующим. Это один из трех раз в году: Крест также полагается на середине храма в праздник Воздвижения Креста и в Крестопоклонную Неделю в Великом посту. В этот день освящается вода. В Византии август был очень жарким, что дополнительно провоцировало вспышки болезней и их распространение. В связи с этим из императорского дворца износился Крест. С ним совершались шествия по всему Константинополю. За день до памяти в честь Успения Богородицы (15/28 августа) Крест возвращали в царские палаты.
Совершается освящение меда, которое связано с тем, что в это время начинается основной сбор этого нектара. В некоторых местах есть традиция освящать мак, так как название этого растения созвучно с прозвищем семи мучеников — Маккавеи. Их память приходится также на этот день. Кроме того, с 1/14 августа начинается Успенский пост, который продлится две недели.
Богослужение праздника Преображения Господня совершается более торжественно, чем на Медовый или Ореховый Спасы. На Утрене после полиелея поется величание. А после Божественной литургии освящаются фрукты. На Руси к этому времени поспевали яблоки. Отсюда и название — Яблочный Спас. На Востоке к началу августа созревали виноград и злаки, которые верующие приносили в храм в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. В первые века часть урожая христиане жертвовали для совершения Таинства Евхаристии.
Освящение орехов в день перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа обосновано тем, что в нашей стране к этому времени созревают лесные орехи.
Смысл не в освящении плодов!
Смысл празднуемых событий заключается не в освящении тех плодов, которые отражены в народных названиях праздников. Освящая снеди, мы приносим в храм начатки нового урожая в качестве пожертвования, посвящая их Богу. Конечно, они никоим образом не «заряжаются» благодатью. Смысл приношения — получить благословение на ту бо́льшую часть своего достатка, от которого была отделена условная «десятина». Она идет на поддержание служащих храма, которые, согласно Писанию, питаются от жертвенника. А также используется для поддержки нуждающихся в еде и для трапез, которые верующий устраивает в честь Господа. Такая практика восходит еще к ветхозаветному времени. Иудеи приносили в Храм часть от всего, что только возрастало в их хозяйстве.
Событие Преображения Господня заключает в себе важный богословский смысл. Оно изображает состояние, в котором христианин будет находиться после Второго Пришествия. Этого удостоятся те, кто будет пребывать в Царстве Небесном вместе с Творцом. В приписываемом святителю Иоанну Златоусту Слове на Преображение ясно говорится:
«Христос преобразился не напрасно, но чтобы показать нам будущее преображение природы, будущее спасение, второе пришествие на облаках с голосом архангельским».
Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!
Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!
Студент II курса магистратуры СПбДА, член Студенческого литургического общества.
Источник статьи: http://blog.predanie.ru/article/medovyj-yablochnyj-orehovyj-pochemu-v-avguste-tri-spasa/
Почему праздники называются спасами
Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.
Значение слова «Спас»
Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.
Изнесение Честных древ для нас — это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.
Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара — могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.
Медовый спас
Медовый Спас — 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.
Итория Медового Спаса
Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.
В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.
Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».
Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.
Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.
Девяностолетний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.
Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.
После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.
Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.
Традиции Медового Спаса
Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.
После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».
Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день — это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.
Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.
Яблочный спас
Райские плоды. Невольно хочется вспомнить о них, когда видишь на Преображение яблоки, груши, виноград,— внесенными в святилище Божие для освящения.
Это делается не только потому, что к этому времени созревают фрукты, но и потому, что тут есть СВЯЗЬ С ОБНОВЛЕНИЕМ твари. Они напоминают погубленное райское блаженство, а с другой стороны — утешают нас обещанием, что в будущем мире будут и некие обновленные, прекрасные наслаждения.
В житиях святых о сем говорится нередко. Таким образом, этот благочестивый обычай весьма приличествует именно преображению твари. Сама сладость вкусных плодов говорит о той радости, о том блаженстве, которое ожидает праведных в Царстве славы; напоминает о той духовной сладости, которую пережил апостол Петр с другими учениками на Фаворе: Господи! как нам хорошо! (Мк. 9, 5). То же пережил Н. А. Мотовилов в беседе с преподобным Серафимом во время его преображения. Конечно, Царство Божие не пища и питие, говорит апостол Павел, а правда и мир и радость в Духе Святом (Рим. 14, 17); но человек, по своему стремлению к образному, видимому пониманию невидимых вещей, да и по неизбежности, ибо для «новых» вещей нужны и новые слова (ср.: 2 Кор. 12, 4),— хочет выразить духовные истины внешними, понятными обрядами.
Так и здесь: будущее блаженство славы Царства Божия верующий христианин изображает под образом сладких плодов.
И вообще, очень часто в Святом Писании будущие духовные блага переводятся на язык вкуса; например, еще в древнем Завете царь Давид говорит: Вкусите и видите, яко благ Господъ (Пс. 33, 9). Поэтому этот псалом читается теперь после освящения пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, и после причащения, в концелитургии. И Господь говорит, что Он будет вкушать — «пить» «новое вино» — «в Царстве Отца» (Мф. 26, 29) с учениками в Царствии Божием (Мк. 14, 25′; Лк. 13, 29), в Царстве Христовом (Еф. 5, 5; Лк. 22, 30).
И самое духовнейшее, высочайшее, непостижимейшее — таинство Тела и Крови Он дал нам под видом хлеба и вина, сказав: «ядите» и «пиите».
И у святых отцов постоянно встречаются подобные образы. Святой Макарий Египетскийговорил, что иногда человек, сподобившийся причастия Святого Духа, чувствует себя как бы «пьяный» и т. п. Но, конечно, все это нужно понимать в особом, духовном, смысле.
Ведь и Мотовилов говорил о сладости, теплоте, благоухании, конечно — не телесных, а подобных этим ощущениях. Какая уж теплота, когда на него и преподобного Серафима снег на вершок нападал, пока продолжалось все это состояние и пока святой Серафим объяснил ему все переживаемое?! Поэтому у святых отцов очень часто такие сравнения предваряются словами: «как бы». Да и о Христе, во время преображения Его, говорится: «как бы солнце»; об одеждах: «как бы снег».
Преображение празднуется после уборки хлебов (на севере, а на юге — ранее) после созревания плодов, то есть в конце трудов. И притом когда все достигает совершенства, зрелости. Особенно на юге. Это — символ совершенства, полноты будущего Царства славы, но после трудов крестной нашей жизни.
И, конечно, это — летний праздник… Царство Божие немыслимо представить в виде зимы, холода… Царство Божие празднуется под образом теплоты: и в Святое Причастие вливается теплая вода со словами: благословенна теплота Святаго Духа, ибо Дух Святой животворит, как бы согревает теплотою; причащающимся дается «теплота», соединение теплой воды с вином.
Рождество же празднуется, — ибо человечество духовно тогда умерло, как деревья, — зимою. И в Вифлееме засияло «Солнце Правды»; это время — перелом зимы.
Пасха — весною: начало пробуждения, восстания, оживления, воскресения и природы. И вся Пятидесятница — но Духов день — в теплое время празднуется.
Воздвижение — осенью: тьма, грязь непролазная; борьба, аскетизм, крест, очищение от страстей. Но что посеешь осенью, то пожнешь!
Богоявление — тоже зимою: чистота воды, белый снег, омовение от страстей, обновление — покаяние, исповедь, бесстрастие, крещение.
История и традиции Яблочного Спаса
Преображение Господне в 2017 году (19 августа) – двунадесятый праздник, который Православная Церковь отмечает 19 августа. В народе его обычно называют Яблочным Спасом.
Об этом событии повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Незадолго до Своего страдания (Предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы, поэтому промежуток между Преображением и Крестовоздвижением составляет сорок дней) Христос взял троих апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору в Галилее (по Преданию — гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с ним.
В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился ко Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии». В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».
Сходя с горы, Христос заповедовал ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.
Праздник Преображения Господня отмечается с IV века — времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.
Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете — одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с Богом. На этом учении зиждется исихазм — восточно-христианская практика так называемой умной молитвы.
Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. Оппонент святителя Григория Варлаам в дальнейшем принял римокатоличество и стал епископом Иеракским, его учение было принято Римо-Католической церковью.
Народное название праздника Преображения Господня — Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, — яблоки. На основе уставных требований, сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения, так называемый «яблочный пост».
По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день позволяется есть рыбу.
Ореховый Спас
После Успения многие люди считают, что начинаются самые трудные в духовном отношении дни – «Богородицы, дескать, на земле нет до Рождества Ее». Говорят, что тяжело на душе, на сердце. Это, вероятно, остатки культа Мокоши, которая была прихотливо милостивой и изощренно жестокой богиней.
«Увидела я, что Господь для нас – все, что есть благое и утешительное для помощи нам. Он – риза наша, что покрывает и укутывает нас по любви Своей, обнимает нас, делается нам убежищем, со всех сторон окружает нас по Своей любви, которая настолько нежная, что никогда не оставит Он нас. Итак, во всем этом увидела я, что Он есть все, что благо, как я разумею.
И в этом Он явил мне нечто малое, не больше лесного ореха, лежащего в ладони моей руки. В этой малости я увидела три вещи: первую, что Бог создал мир, второе, что Бог любит его, третье, что Бог сохраняет его», – говорила Иулиания Норичская.
Для нее орех был символом целого мира, не колдовского, но любимого Богом. Поистине, не только яблоко, но и простой орех можно взять в руку, словно мир.
Взят в руки целый мир, как яблоко простое.
Богослужения торжественный зенит,
Свет в круглой храмине под куполом в июле,
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули.
(О. Мандельштам)
Не бойтесь, – говорит Тот, Кто был пригвожден на древе – и да ликуют все древа дубравные днесь. Ибо после того, как Он стал проклятьем, нет ничего проклятого.
Не от деревьев волшебство и страх – они приняли Христа Бога на свои ветви.
Мир снова в ладони человеческой, как яблоко простое, как орех Юлиании Норичской.
О Спасе на Правмире:
Фильмы о Спасе:
Преображение Господне. Православный календарь
Православный мир 19 августа отмечает Яблочный Спас
Православие, 14 августа. Какой Спас?
В августе православные отмечают Медовый, Яблочный Спас
Источник статьи: http://www.pravmir.ru/spas/