- Самые необходимые развивающие игрушки для детей с интеллектуальной недостаточностью статья по коррекционной педагогике
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Что подарить ребенку с синдромом Дауна
- Развивающие игры
- Мягкие игрушки
- Наборы для рисования
- Формирование у детей с умственной отсталостью интереса к игрушкам, игре и обучение игровым действиям
- Подарки для умственно отсталых детей
- Статья:
Самые необходимые развивающие игрушки для детей с интеллектуальной недостаточностью
статья по коррекционной педагогике
Основной вид деятельности любого ребенка – это игровая деятельность. У детей с умеренной, тяжелой степенью интеллектуальной недостаточностью игровая деятельность, как правило, отсутствует. Наши дети всего лишь манипулируют игрушками. Имеет место «полевое поведение»: ребенок перемещаясь по группе (комнате дома) берет в руки игрушку, тут же бросает ее и перемещается к следующей, не производя никаких игровых действий.
Главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Игрушка готовит ребенка к вхождению в общественные отношения. Играя дома родители закрепляют приобретенные умения и навыки ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Самые необходимые развивающие игрушки для детей с интеллектуальной недостаточностью
Основной вид деятельности любого ребенка – это игровая деятельность. У детей с умеренной, тяжелой степенью интеллектуальной недостаточностью игровая деятельность, как правило, отсутствует. Наши дети всего лишь манипулируют игрушками. Имеет место «полевое поведение»: ребенок перемещаясь по группе (комнате дома) берет в руки игрушку, тут же бросает ее и перемещается к следующей, не производя никаких игровых действий.
Главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Игрушка готовит ребенка к вхождению в общественные отношения. Играя дома родители закрепляют приобретенные умения и навыки ребенка.
Многофункциональная игрушка с большими развивающими возможностями. Играя с пирамидкой развивает:
-мелкую моторику пальцев рук;
-память, внимание, усидчивость;
-умение группировать, находить общее и различное, сравнивать.
На I этапе выбираем простейшие пирамидки с кольцами.
Игра «Собери пирамидку»
Самая распространенная игра- разобрать и собрать пирамидку. Если ребенок самостоятельно при разборе не может удержать колечки, прибегаем к совмещенным действиям (берем руку ребенка и вместе с ним снимаем очередное колечко). Собрать пирамидку правильно достаточно сложно для наших детей. Собирая, обращаем внимание на то, что каждый раз выбираем самое большое колечко.
Детали пирамидок используем как трафареты. Обводим, закрашиваем (начинаем с крупных колечек)
Берем коробку (корзинку, контейнер и т.д.) в которую нужно бросать колечки.
Выкладываем на стол большое и маленькое колечко. Показываем: «Это большое (обводим пальцем ребенка), а это маленькое (обводим пальцем)»
-Дай мне большое колечко;
-Дай мне маленькое.
Повторяем эти действия 3-4 раза.
«Рамки-вкладыши» (доски Сечена)
Играя с рамками:
-отрабатываем пальцевой захват (работают указательный и большой пальцы)
-развиваем мелкую моторику пальцев рук
-развиваем представления о форме, цвете.
Как играть с рамками-вкладышами.
Показываем ребенку доску с яркими цветными вставками, затем переворачиваем игрушку (вкладыши высыпаются из своих гнезд). После этого показываем на примере одной из фигур, как подобные вкладки вставляются на свои места и снова высыпаем детали на стол. Для большой наглядности перед началом сборки этой «головоломки» нужно провести детским пальчиком по контурам каждого из вкладыша.
А теперь предлагаем ребенку самому попробовать справиться с заданием. Сначала (как правило) дети пользуются методом «проб и ошибок» (прикладывают фигурку по всем прорезям, пока не попадают в нужное отверстие) , со временем дети безошибочно собирают рамки.
Играя с матрешкой можно:
-познакомить ребенка с понятием: большой-маленький, высокий-низкий, выше-ниже.
-выучить части лица: глаза, брови, рот, щеки, показывая их у Матрешки, у мамы, у ребенка.
-изучить название основных цветов (если позволяет узор на игрушке)
1.Выстраиваем ряд из матрешек от большой до маленькой. Словесная инструкция: ставим (выбираем) сначала самую большую…
2.Знакомим с пространственными понятиями «далеко-близко). Ставим часть матрёшек на противоположный край стола, остальных рядом с ребенком. Объясняем: «Эти матрешки далеко, эти близки. Покажи какие матрёшки далеко от нас (какие близко)
Прячем (собираем матрёшки от большой до маленькой) Озвучиваем: «Все матрешки «спрятались» в одну большую»
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2019/03/24/samye-neobhodimye-razvivayushchie-igrushki-dlya
Что подарить ребенку с синдромом Дауна
Примерно у одного из тысячи младенцев обнаруживается генетическая патология под названием синдром Дауна. Дети с этим синдромом имеют ряд отличий — внешних, умственных и психологических.
В частности, среди большинства людей бытует мнение о том, что человек с синдромом Дауна — это обязательно умственно отсталый. Действительно, люди с этой болезнью обучаются медленнее здоровых, однако при правильном обучении и воспитании они могут вести вполне нормальную жизнь.
Известны случаи, когда люди с этим заболеванием получали высшее образование, открывали успешный бизнес и снимались в кино. В этой статье речь пойдет о том, что подарить детям с такой патологией на день рождения, Новый год и другие праздники.
Развивающие игры
В первую очередь стоит помнить о том, что дети с этим заболеванием требуют постоянной стимуляции развития. Проще всего это сделать при помощи развивающих игр. В первую очередь сюда относятся так называемые сортеры.
Сортер представляет собой игрушку, которая состоит из основы с отверстиями различной формы и кубиков. Малыш должен совместить нужный кубик с отверстием. Такие игрушки развивают логическое мышление. В случае, со здоровыми малышами такие игрушки имеют смысл только до 3 лет, однако даунам их можно дарить вплоть до 6 лет.
Также можно дарить различные конструкторы. Если вы не достаточно уверены в интеллектуальном возрасте малыша, то лучше выбирать наборы без мелких деталей. Синдром часто совмещается с различными видами аллергии, поэтому стоит выбирать игрушки из гипоаллергенных материалов.
Неплохим презентом будет книжка-раскладушка с интерактивными картинками. Вначале малыш сможет читать ее только с помощью мамы, но возможно со временем прочтет и самостоятельно.
Мягкие игрушки
Мягкие зверята — хороший презент в любом возрасте! Если даже взрослые порой не прочь потискать мягкие игрушки, то уж ребенку с этой патологией такой подарок точно понравится — особенно, если учесть их добродушный характер.
Лучше всего выбирать игрушки с синтетическими наполнителями, например полистиролом. В отличие от натуральных наполнителей, вроде опилок, пуха или перьев, такие наполнители не заражаются паразитами и не вызывают аллергии.
Наборы для рисования
Рисование, очень хорошо, помогает в развитии мелкой моторики и творческих способностей. Карандаши, фломастеры, альбомы или мелки — отличный подарок для любого ребенка. Лучше всего покупать дорогие модели с нетоксичными красящими элементами — новый хозяин может пробовать их на вкус.
Неплохим вариантом станет магнитная дощечка для рисования — с нее можно стирать нарисованное, освобождая поле для новых шедевров.
Источник статьи: http://komu-podarok.ru/chto-podarit-rebenku-s-sindromom-daun/
Формирование у детей с умственной отсталостью интереса к игрушкам, игре и обучение игровым действиям
Елена Сухарева
Формирование у детей с умственной отсталостью интереса к игрушкам, игре и обучение игровым действиям
Стимулирование выполнения отраженных действий.
— Покажи, как зайчик прыгает.
— Уложим кукол спать.
— Оденем Катю на прогулку.
— Опусти шарик в коробку.
— Спрячь шарик в ладошках.
Задание 2. Поиграем на гармошке (дудочке, барабане и т. п.).
Задание 3. Куда упал мячик.
Задание 4. Поймай зайку. Зайка прячется.
Задание 5. Катание мяча по показу взрослого.
Задание 6. Бросание мяча по показу взрослого.
Задание 7. Подражание движениям рук, ног, головы, плеч.
Задание 8. Нанизывание колец (4 — 5 крупных) пирамиды.
Задание 9. Бросание мелких предметов в жестяную коробку.
Задание 10. Чудесный мешочек. Складывание парных предметов, игрушек.
Задание 11. Солнце или дождик? (С бубном)
Задание 12. Чей одуванчик дальше улетит?
Задание 13. Угадай, на чем играю.
Задание 1 Изменение силы голоса по подражанию.
Задание 2. Изменение высоты голоса по подражанию («Пи-пи», «Гаф-гаф»).
Задание 3. Развитие длительного направленного ротового выдоха (на звуке Ф)
Задание 4. Чей пароход лучше гудит? (на звуке У)
Задание 5. Успокой куклу. Произношение звука А.
Задание 6. Кто как кричит? (Ау, уа, иа, га-га, пи-пи, мяу)
Задание 7. Улыбнемся Петрушке, (звук И)
Задание 8. Покажи и назови. (Катя, гуси, кот, конь)
Задание 9. Игра «Волшебный сундучок» (это дом, это Катя, это киса, это утка, это гусь, это мишка и т. п.)
Задание 10. Когда это бывает? (приметы времен года)
Задание 11. Игра «Автомобили», (произношение «6и-би.»)
Задание 12. Угадай, кто сказал. Сказки «Три медведя», «Теремок», «Волк и семеро козлят».
Конспект занятия «Формирование интереса и любви к книге» для детей 5–6 лет b]Цель:[/b] Формирование интереса и любви к книге. Задачи: Познакомить детей с историей возникновения бумаги, книги; Выявить знание детских.
Доклад «Обучение детей речевым средствам общения в игре» Важным средством развития речи является общение. Формирование речевой деятельности это сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими.
Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.
Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 1 Игра в шашки помогает формировать у детей такие важные качества как сосредоточенность, внимание и усидчивость. Ведь именно эти качества.
Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 2 Как привить ребенку способность к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один.
Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 3 В игре «Кошки — мышки» используется игровое поле размером 40 см х 40 см, разделенное на 64 квадрата со стороной 5 см. Игра «Кошки.
Методическая разработка дидактических игр по воспитанию у детей интереса к шашечной игре Данная методическая разработка будет полезна для родителей детей старшего дошкольного возраста, а также для педагогов ДОУ. Все родители.
Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.
Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.
Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия «Путешествия в мир сказок» Цели: — соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-u-detei-s-umstvenoi-otstalostyu-interesa-k-igrushkam-igre-i-obuchenie-igrovym-deistvijam.html
Подарки для умственно отсталых детей
Аннотация: У детей с нарушениями интеллекта из-за особенностей их познавательного и интеллектуального развития культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания формируются с большим трудом.
Статья:
Под культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания ученые понимают культуру человека, которая осваивается через формирование у детей умений и навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.
У детей с нарушениями интеллекта из-за особенностей их познавательного и интеллектуального развития культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания формируются с большим трудом. Поэтому очень важно вести целенаправленную коррекционно-развивающую работу в этом направлении.
Самообслуживание — это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и овладение умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной жизни.
Формирование навыков самообслуживания решает задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного восприятия, развитии речи, тонкой моторики и зрительно- моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Навыки самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, мыться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом пути к его социализации, как фактор успешной социальной адаптации умственно-отсталых детей.
Исследователи считают, что формирование навыков самообслуживания у детей с отклонениями в развитии прививается в условиях специального обучения. Это связано с особенностями их психофизического развития, а именно:
— поздним развитием произвольности психических функций;
— недоразвитием общих движений, координации, несформированностью предметных и орудийных действий, что негативно сказывается на развитии мелкой моторики рук, а в целом на становлении культурно-гигиенических навыков.
Основные направления коррекционно-воспитательной работы по формированию навыков самообслуживания у детей с выраженной умственной отсталостью.
Формирование навыка приема пищи. В этом направлении решаются следующие задачи обучения детей:
— уметь различать предметы, необходимые для приема пищи, продукты питания;
— уметь действовать с этими предметами: мыть руки перед едой, во время приема пищи пользоваться ложкой, вилкой, есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу.
Формирование гигиенических навыков. В этом направлении решаются следующие задачи:
— учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, руки, ноги, пальцы и т. д.) ;
— знать предметы санитарии и гигиены и их место положение;
— учить проводить утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, вытираться полотенцем.
Формирование навыка опрятности. В этом направлении решаются следующие задачи:
— во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой;
— при раздевании — научить складывать в определенной последовательности одежду на свой стульчик;
— в туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться;
— в игровой комнате убирать на место игры и игрушки;
— приучить убирать помещения: вытирать пыль, поливать комнатные растения.
Формирование навыка одевания и раздевания. В этом направлении решаются следующие задачи:
— сформировать умение различать предметы одежды и обуви;
— учить одеваться и обуваться без участия педагога, складывать и вешать снятую одежду и обувь;
— учить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т. д. ;
— учить правильно и последовательно одеваться.
По мнению специалистов, занятия по формированию навыков самообслуживания должны включать следующие этапы:
— создание положительно-эмоционального отношения к навыку;
— игра с куклой или другими игрушками (обыгрывание навыков с персонажем) ;
— демонстрация действия педагогом (показ на себе и комментировании каждого действия) ;
— совместные действия педагога с ребенком;
— действия ребенка по подражанию действиям взрослого;
— самостоятельные действия ребенка (планирование своей деятельности, комментирование поэтапности выполнения действий самим ребенком) .
Основными методами по формированию навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью являются игры и упражнения, практические занятия.
Занятия по формированию навыков самообслуживания должны носить игровой характер, однако они имеют определенные цели и задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Дидактическая игра хороша еще и тем, что воспитанник сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается. Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей
Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при соблюдении дидактических принципов.
Основным является принцип активности и посильной самостоятельности. Его надо учитывать, когда возникают поисковые ситуации с вероятным результатом самим ребенком. Воспитатель выполняет на занятиях только то, что не может сделать ребенок самостоятельно.
Принцип познавательной выразительности. Это эмоциональность воспитателя, которая является необходимым условием успешного обучения, так как она поддерживает интерес и внимание детей к программному материалу, способствует стабильности их действий.
Принцип наглядности. Он заключается в том, что на занятиях с детьми воспитатель использует наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т. д.) . Это важно, так как на начальных этапах обучения пояснения взрослого даются сжато и поэтому должны подкрепляться показом наглядного дидактического материала.
Принцип поэтапности заключается в том, что смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения отработки какого-либо умения, навыка. Это дает возможность подвести ребенка к положительному результату, поощряя его самостоятельность и активность.
Принцип цикличности также обусловлен поэтапностью обучения на занятиях. Доказано, что наибольшая активность в течение одного занятия проявляется ребенком не при первом предъявлении ему материала (игрушки, картинки и т. д., а при повторных показах (в третий — четвертый раз) .
Принцип вариативности осуществляется при повторении программного материала на других занятиях. Это учит ребенка самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуацию и применять их практически. Одно и то же упражнения не следует воспроизводить более 2-3 раз. Каждое повторное занятие полезно обогащать несколько иным содержанием, частично
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом) ; настольно-печатные и словесные игры.
В играх с куклами формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества — заботливое отношение к партнеру по игре — кукле, которое переносится затем на сверстников.
Чтобы научить ребёнка правильно мыть руки, нужно предварительно рассматривать с ними сюжетные картинки, где изображены: девочка (мальчик) умывается; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой) .
Приобщая ребёнка к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, важно использовать игры с водой, мыльными пузырями. И проводить дидактические игры с игровым персонажем, например — Неумейка. Неумейка появляется с грязными руками, детям нужно помочь маленькому Неумейке в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.) ; затем научить персонаж, делать «мыльные перчатки».
После формирования положительного отношения к навыку мытьё рук в процессе дидактической игры педагог переходил к закреплению этого навыка в режимных моментах. При этом ребенок должен был овладеть рядом последовательных действий.
В качестве примера рассмотрим последовательные действия, необходимые ребенку для мытья рук: засучить рукава; открыть кран; намочить руки; взять мыло в руки из мыльницы; подставить руки с мылом под струю воды и намочить мыло; намылить ладони, растерев мыло до получения пены; сделать «мыльные перчатки»; положить мыло в мыльницу; растереть мыло круговыми движениями по всей поверхности рук; продолжать делать «мыльные перчатки»; подставить руки под струю воды; круговыми движениями смыть мыло с ладоней и тыльной стороны кистей рук; стряхнуть воду с рук; закрыть кран; вытереть руки о полотенце насухо.
Воспроизведение всех этих этапов действия при мытье рук требует от умственно отсталого ребенка высокого уровня восприятия и развития моторики.
При обучении раздеванию и одеванию после сна и на прогулку нужно целенаправленно направлять детскую самостоятельность в самообслуживании от микропроцесса (снять тапочки, носки, надеть штаны, брюки) до целостного процесса.
Варианты игр и упражнений для формирования навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта: «Вымой кукле руки», «Да здравствует мыло душистое! », «Купание куклы», «Что сначала, что потом», «Оденем куклу на прогулку», «Покормим Зайку», «Возьми ложку, покорми крошку», «Как мама Зайчиха купила Зайчику новые носочки, и как он их надевал», «Мыльные перчатки. Пузырики», «Волшебный шнурок».
Список использованной литературы:
1. Кинаш Е. А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков и самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей. //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. — №1, 2002. С. 17-23.
2. Ленок Я. Я. Коррекционно-развивающие упражнения и игры// Дефектология. -1996.-№5.-с. 81-83.
3. Моржина Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. М. : Теревинф, 2006. — 40 с. — (Серия: Лечебно-педагогические программы) .
4. Шинкаренко Г. И. Развитие самостоятельности умственно отсталых школьников (на занятиях по формированию навыков самообслуживания). В сб. Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях (по материалам Всесоюзных Педагогических чтений) / Под ред. Н. Г. Морозовой. — М. : 1978. С. 50- 56.
Источник статьи: http://www.defectologiya.pro/zhurnal/igryi_i_uprazhneniya_kak_metodyi_po_formirovaniyu_navyikov_samoobsluzhivaniya_u_detej_s_narusheniem_intellekta/