Подарки государственным служащим ответственность

Подарок или взятка: когда наступает уголовная ответственность?

Получение взятки, согласно правовым нормам статьи 290 УК РФ, является преступным деянием и выражается в принятии чиновником государственной организации непосредственно от взяткодателя или от человека, выполняющего посреднические услуги в передаче материальных ценностей в любом виде или оказании разного рода услуг за оговоренную деятельность (бездеятельность) вне правового поля к выгоде гражданина, давшего взятку, когда оговоренная деятельность (бездеятельность) является служебной обязанностью чиновника, либо он по своей должности имеет возможность содействовать оговоренной деятельности (бездеятельности), или оказывающий попустительство (покровительство) взяткодателю в силу своего служебного положения.

За дачу взятки непосредственно взяткодателем или через посредника чиновнику иной страны или чиновнику международной организации также назначается уголовная ответственность согласно правовым нормам ст. 291 УК и посреднику согласно правовым нормам ст.291.1 УК России.

Основные отличия между получением взятки (по 290 УК РФ) и подарка

Согласно закону федерального уровня, за номером 79 — ФЗ от 27 июля 2004г. (пп.6 пункта 1, ст.17), регламентирующего деятельность чиновников на государственной службе, им запрещается за свою служебную деятельность получать вознаграждение, как от физлиц, так и от юрлиц в денежном или материальном выражении, а также в виде услуг любого вида. Исключением, согласно ст.575 ГК России, могут быть только подарки стоимостью не более 3 тыс. руб.

Читайте также:  Искусственные цветы для упаковки подарков

Ограничения указанной статьи не касаются подарков, являющихся частью официального протокола и командировок, связанных со служебной деятельностью.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что подарок и взятка, вне зависимости от стоимости и вида, в котором они выражаются, в соответствии со статьями 290 УК РФ и ст. 575 УК России регламентируют различные действия. Кроме того, подобные подарки являются собственностью государства и оформляются соответствующим актом госорганом – местом службы чиновника, которому предоставляется возможность выкупить у государства подаренный ему предмет.

Кто не может быть дарителем

Лицо, желающее сделать подарок, не должно зависеть от одариваемого чиновника в должностном плане, в лечении, в воспитании или содержании.

Безвозмездность считается основным признаком, отличающим подарок от взятки, так как лицо, делающее подарок, не старается получить за него какую-нибудь выгоду, нужную дарителю деятельность (бездеятельность) от чиновника или служащего, обладающего должностными полномочиями.

Подарок может преподноситься чиновнику в знак благодарности за его профессиональные, моральные или нравственные качества, которые не привязаны к деятельности (бездеятельности) в рамках его должностных обязанностей.

Основное отличие взятки от подарка заключается в мотивах, инициирующих одно или другое действие. Базовым признаком в таких ситуациях является не выгода или стоимость материальных ценностей, а морально-этическая сторона, за что вручена и принята взятка или подарок. Когда у чиновника или служащего, получившего подарок, возникает ответственность выполнить какие-либо действия в рамках своих должностных обязанностей, подарок должен оцениваться как взятка (290 УК РФ).

Когда дача взятки становится оконченным противоправным деянием

В судебной практике дача взятки становится оконченным противоправным деянием даже тогда, когда чиновник получил только часть предлагаемых взяткодателем материальных ценностей (например, на его банковский счет была перечислена часть суммы от общего размера взятки). Не играет никакой роли успел или не успел взяткополучатель воспользоваться полученными средствами.

Оконченным преступным деянием считается указанная выше ситуация, сложившаяся во время проведения оперативных или следственных мероприятий, независимо от того, когда была изъята полученная чиновником взятка (сразу после ее получения или через некоторое время).

В обстоятельствах, когда взятка выражается в получении имущественных ценностей, преступное деяние переходит в категорию оконченного преступного деяния после того как чиновник, являющийся взяткополучателем, начал деятельность (бездеятельность), направленную на получение взяткодателем выгоды (например, передачи ему имущественных ценностей, возврат или уничтожение расписки по долгу и т.д.).

В ситуации, когда чиновник отказался брать взятку, попытка ее передачи взяткодателем квалифицируется как покушение на преступное деяние в соответствии с правовыми нормами статей 291 УК и 291.1.

Нереализованное по каким-либо причинам обещание взяткодателя незаконно передать чиновнику вознаграждение в любой форме за оговоренную деятельность или бездеятельность в рамках его должностных полномочий квалифицируется как подготовка к передаче взятки и, если ее размер превышает 10000 рублей, она квалифицируется по ст. 291 УК (ч.3-ч.5) и ст.30 (ч.1). Если размер взятки меньше указанной суммы, то согласно смыслу статьи 291 УК (ч.2) и ст.30 (ч.2) за такое деяние ответственность не налагается.

Обобщая вышесказанное, можно говорить, что квалификация преступного деяния как дача взятки (ст. 291 УК) в качестве оконченного преступного деяния основывается на установлении факта того, что чиновник взял хотя бы часть ее.

Ситуации, в которых взятка является оконченным преступлением

Вопрос брал или не брал государственный чиновник или служащий взятку в каждом отдельном случае должен решаться из сложивших в конкретной ситуации обстоятельств. Принята взятка госслужащим или нет, может определяться не только непосредственным взятием материальной ценности в руки или тем, что лицо, дающее взятку, положило ее в ящик стола и т.п., но и характером поведения госслужащего, свидетельствующего о том, что взятка принята даже в тех случаях, когда взяткополучатель непосредственно в руки взятку не получал.

Примером таких случаев может быть ситуация, когда взяткодатель положил деньги на сиденье служебного автомобиля ГИБДД, а инспектор в ответ отпускает нарушителя правил дорожного движения без составления протокола о нарушении или взяткодатель положил конверт с деньгами на стол чиновника, а тот, не прикасаясь к нему, принимает нужное для лица, давшего взятку решение и т.д.

Доказывая факт получения взятки (ст.290 УК РФ) или ее неприятия, сотрудникам правоохранительных органов следует комплексно оценивать сложившуюся ситуацию (разговор, жесты, мимику) и особенности поведения сторон преступного деяния до, в момент и после получения взятки.

Действия адвоката в деле о даче и получении взятки

В следственной и судебной практике ежедневно расследуется и рассматривается большое количество дел, касающихся дачи и получения взяток в виде денег, иных материальных ценностей и оказания услуг. Профессиональный адвокат по делу о взятке в СПб всегда старается добиться благоприятного исхода расследования и судебного процесса в отношении своего клиента. Поэтому он заинтересован в сборе необходимой и достоверной доказательной базы, правильной подготовке и подаче материалов в суд, в соблюдении всех правовых норм во время судебного разбирательства.

В круг вопросов, решаемых адвокатом при ведении дела о взятках, входят указанные ниже.

  • Отслеживание и проверка достоверных доказательств, касающихся причастности подопечного к делу о взятке.
  • Проверка обстоятельств по факту совершенного преступного деяния.
  • Установление признаков, указывающих на преступный характер деяния. Нередко встречаются ситуации, в которых в действиях подозреваемого в даче взятки отсутствует состав преступления и их следует относить к иным категориям правонарушений.
  • Переквалификация дела о взятках на статью, предполагающую меньшее по тяжести наказание.
  • Принятие мер по опровержению отягчающих и поиску смягчающих обстоятельств в деле.
  • Установление того, что суд имеет необходимое основание для принятия обвинительного решения.
  • Определение того, что тяжесть назначенного судом наказания соответствует тяжести вменяемого клиенту преступного деяния.

Заключение

Чтобы не стать подозреваемым в деле о даче взятки, не следует дарить подарки учителям, врачам и государственным служащим. Лучше обойтись цветами. Доказательствами, что сделан подарок, а не дана взятка, являются отсутствие договоренностей, спонтанность действий и стоимость подарка, не превышающая установленную законом сумму.

Источник статьи: http://sstumanov.ru/podarok-ili-vzyatka-kogda-nastupaet-ugolovnaya-otvetstvennost/

Разъяснения по соблюдению запрета дарить и получать подарки

Разъяснения

В связи с предстоящими новогодними и рождественскими праздниками Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обращает внимание на необходимость соблюдения запрета н а дарение и получение Подарков.

В этой связи, просим довести до должностных лиц положения антикоррупционного законодательства и Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащие запрет на дарение подарков лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, работникам отдельных организаций, а т акже на получение ими подарков в связи с выполнением служебных (трудовых) обязанностей (осуществлением полномочий).

Исключением являются подлежащие сдаче подарки, которые получены в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями.

Получение должностными лицам и подарков в и ных случаях является нарушением запрета, установленного законодательством Российской Федерации, создает условия для возникновения конфликта интересов, ставит под сомнение объективность принимаемых и ми решений, а т акже влечет ответственность, п редусмотренную законодательством, в плоть д о увольнения в связи с утратой доверия, а в случае, когда подарок расценивается как взятка – уголовную ответственность.

Обращаем внимание, что вне зависим о сти от места и времени должностным лицам необходимо учитывать, ч то их поведение должно всецело соответствовать требованиям к служебному поведению, и не допускать поступков, способных вызвать сомнения в их честности и порядочности.

Получение подарков должностными лицами во внеслужебное время от своих друзей или иных лиц, в отношений которых должностные лица непосредственно осуществляют функци и государственного (муниципального, административного) управления, также является нарушением установленного запрета.

Воздерживаться стоит от безвозмездного получения услуг, результатов выполненных работ, а также имущества, в т ом числе во временное пользование, поскольку получение подарков в виде любой материальной выгоды должностному лицу запрещено,

В целях обеспечения соблюдения антикоррупционного законодательства, а также в рамках осуществления антикоррупционного просвещения рекомендуем:

1) д овести до руководителей территориальных органов, подведомственных организаций, служащих и работников требования законодательства Российской Федерации в части запрета на дарение и получение подарков;

2) повысить бдительность, обеспечить контроль за применением предусмотренных законодательством мер юридической ответственности в каждом случае несоблюдения указанного запрета;

3) п ровести активную разъяснительную работу среди н аселения, в том числе посредством размещения информационного сообщения по данному вопросу на официальных сайтах государственных органов (организаций), в помещениях, занимаемых указанными органами (организациями), и в иных помещениях, доступных для посещения.

Одновременно напоминаем, что в целях оказания методической помощи Минтруд России письмом от 11 октября 2017 г. № 18-4/10/В-7931 для использования в работе направил Рекомендации по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и и ным правонарушениям ( https :// rosmintrud . ru / ministry / programms / anticorruption /9/11 ). В этой связи, просим обеспечить н а системной основе широкое информирование должностных лиц об основных п оложениях указанных Рекомендаций, а также использовать их в рамках разъяснительных и просветительских мероприятий.

Источник статьи: http://minjust.gov.ru/ru/pages/protivodejstvie-korrupcii/razyasneniya-po-soblyudeniyu-zapreta-darit-i-poluchat-podarki/

Могут ли госслужащие получать подарки?

Могут ли госслужащие получать подарки?

Определение подарка и ограничения госслужащих в получении подарков

Понятие подарка законодательно не определено. В то же время из определения договора дарения следует, что подарок — это прежде всего вещь или имущественное право, которые даритель безвозмездно передает одаряемому в собственность. Если имеет место встречное обязательство, то такая передача вещи (права) дарением не признается (п. 1 ст. 572 ГК РФ).

По общему правилу государственным гражданским служащим (далее — госслужащим) запрещено получать подарки в связи с исполнением должностных обязанностей. Подарки, полученные госслужащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта РФ и подлежат сдаче в орган, в котором госслужащий проходит службу (п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ; п. 7 ч. 3 ст. 12.1 Закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ).

Справка. Протокольное и официальное мероприятия

Протокольное мероприятие — мероприятие, при проведении которого предусмотрен сложившийся в результате ведомственных, национальных, культурных особенностей порядок (церемониал) и (или) ведение протокола — документа, фиксирующего ход проведения мероприятия.

Официальное мероприятие — мероприятие, проведение которого подтверждено (санкционировано) соответствующим распоряжением, приказом или иным распорядительным актом (например, служебная командировка, включая встречи и иные мероприятия в период командирования, проведение совещаний, конференций, приемов представителей, членов официальных делегаций, должностных лиц государственных (муниципальных) органов, организаций, иностранных государств, прибывающих с официальным и рабочим визитом, встреч и переговоров) (п. 2 Разъяснений Минтруда России).

Подарок в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями — это подарок, полученный госслужащим от физических или юридических лиц, которые осуществляют дарение исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им служебных (должностных) обязанностей. Не относятся к таким подаркам канцелярские принадлежности, которые предоставлялись каждому участнику официальных мероприятий в целях исполнения обязанностей, цветы и ценные подарки, которые вручены в качестве поощрения (награды) (п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 10).

Также установлен запрет на дарение подарков госслужащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Исключением являются обычные подарки, стоимость которых не превышает 3 000 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ).

Отметим, что законодательство не содержит явного запрета на получение подарков госслужащими в случаях, не связанных с их должностным положением (в семейных, дружественных отношениях).

Вместе с тем должностным лицам не рекомендуется получать подарки или какие-либо иные вознаграждения, в том числе на личных торжественных мероприятиях, от своих друзей или связанных с ними людей, если они одновременно являются лицами, в отношении которых должностные лица непосредственно осуществляют функции управления или контроля. Прием таких подарков может их скомпрометировать и повлечь возникновение сомнений в их честности, беспристрастности и объективности (Письмо Минтруда России от 11.10.2017 N 18-4/10/В-7931).

Действия госслужащего при получении подарка

Госслужащие обязаны уведомлять обо всех случаях получения подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями государственный орган, фонд или иную организацию, в которых они проходят государственную службу или осуществляют трудовую деятельность (далее — госорган) (п. 4 Положения N 10).

При получении подарка подтвержденной стоимостью до 3 000 руб. госслужащему необходимо представить в уполномоченное структурное подразделение госоргана уведомление о получении подарка в двух экземплярах. К нему нужно приложить документы, подтверждающие стоимость подарка (кассовый или товарный чеки, иной документ об оплате (приобретении) подарка). Уведомление представляется в течение трех рабочих дней со дня получения подарка или возвращения из командировки. Подарок при этом госслужащий вправе оставить себе (п. п. 5, 6 Положения N 10).

Если подтвержденная стоимость полученного подарка превышает 3 000 руб. или неизвестна, одновременно с уведомлением необходимо сдать подарок в уполномоченное структурное подразделение госоргана в течение пяти рабочих дней со дня регистрации уведомления. До передачи подарка по акту приема-передачи госслужащий несет ответственность за утрату или повреждение подарка.

Если стоимость подарка неизвестна, она определяется экспертным путем. Подарок стоимостью не более 3 000 руб. должен быть возвращен госслужащему. При стоимости подарка свыше 3 000 руб. госслужащий вправе его выкупить. Для этого нужно не позднее двух месяцев со дня сдачи подарка направить на имя представителя госоргана заявление (п. п. 7 — 9, 12 Положения N 10).

При обнаружении подарка, оставленного на рабочем месте подчиненным, представителем поднадзорных (подконтрольных) органов и организаций, участником судопроизводства либо иного порядка рассмотрения дел, в которых госслужащий принимает или принимал участие, гражданами, обращения которых он рассматривает или рассматривал, либо их представителями, рекомендуется принять меры для возвращения подарка оставившему его лицу. Если это невозможно, следует незамедлительно письменно уведомить об этом уполномоченное структурное подразделение, одновременно сдав подарок. Возврат такого подарка должностному лицу и его выкуп в таком случае невозможны (п. 16 Разъяснений Минтруда России).

Отличие подарка от взятки

За нарушение установленных ограничений, в том числе в отношении получения подарков, госслужащий может быть привлечен к дисциплинарной (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение в связи с утратой доверия), а также к административной ответственности (ст. 19.28 КоАП РФ; п. 1.1 ч. 1 ст. 37, ст. ст. 59.1, 59.2 Закона N 79-ФЗ).

Также возможно привлечение госслужащего к уголовной ответственности за взятку при наличии в его действиях состава преступления (ст. 290 УК РФ).

Подарок и взятка различаются по мотиву и характеру получения.

Мотивами для вручения подарка является уважение, симпатия, благодарность, чувство морального долга у дарителя к одаряемому. В связи с подарком у одаряемого не возникает встречных обязательств.

Мотивом для дачи взятки является корыстный умысел в виде достижения правовой, имущественной, коммерческой, иной цели для получения выгоды, обогащения либо освобождения от ответственности. У взяткополучателя также присутствует мотив обогащения.

Взятка носит возмездный характер, так как от взяткополучателя ожидается соответствующее поведение (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24):

  • входящие в служебные полномочия действия либо бездействие в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;
  • способствование в силу должностного положения совершению указанных действий (бездействию);
  • общее покровительство или попустительство по службе;
  • совершение незаконных действий (бездействие).

Источник статьи: http://34.xn--b1aew.xn--p1ai/document/20341460

Оцените статью