- Статья 575. Запрещение дарения
- Комментарий к Ст. 575 ГК РФ
- Налог на подарки. В каких случаях придется его заплатить
- 🛍 Подарки от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- 👨👩👧 Подарки от членов семьи и родственников
- 👇 Если подарок сделал другой человек
- 💰 Придется ли платить налог за подарок деньгами
- 👩💼 Особенность подарка должностному лицу: действует ли принцип налогообложения
- 💸 Что делать, если подарили подарок, с которого нужно платить НДФЛ
- Порядок оформления и сроки уплаты налога
Статья 575. Запрещение дарения
1. Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей:
1) от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;
2) работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;
3) лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;
4) в отношениях между коммерческими организациями.
2. Запрет на дарение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.
Комментарий к Ст. 575 ГК РФ
1. Понятие «обычный подарок» определяется прежде всего его стоимостью. Соответственно под это понятие не подходят предметы роскоши, коллекционные изделия, иные дорогостоящие подношения. Кроме того, «обычность» предполагает традиционность обстановки, в которой дарится подарок: как правило, это общепринятая реакция на общепринятый повод — юбилей, успешное завершение определенного этапа жизненного пути, торжественное событие и т.д.
Стоимость подарка во всяком случае является доминирующей характеристикой при решении вопроса о его допустимости. Даже если подарок отвечает прочим характеристикам «обычного», но его стоимость превышает указанную в законе сумму, дарение запрещается.
Действующая редакция комментируемой статьи, сохраняя использование термина «обычный подарок», заменяет ранее применявшийся плавающий критерий значимости такого подарка в виде пяти минимальных размеров оплаты труда на фиксированную сумму в 3 тыс. рублей. Это в полной мере находится в контексте общей политики законодателя по отходу от использования МРОТ при исчислении штрафов и иных имеющих юридическое значение размеров денежных сумм.
2. В соответствии с п. 2 ст. 37 ГК РФ опекун не вправе совершать сделки по отчуждению, в том числе по обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного, без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Правило п. 1 комментируемой статьи следует применять с учетом этого положения. Таким образом, совершить обычный подарок только на основании собственного волеизъявления и без какого-либо разрешения могут лишь родители малолетнего от его имени. Дарение имущества малолетних или признанных недееспособными подопечных на сумму свыше 3 тыс. рублей недопустимо даже при наличии согласия органов опеки и попечительства.
3. Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» уточнен перечень организаций, работникам которых запрещено дарить подарки, не подпадающие под понятие обычных. Ранее в комментируемой статье речь шла о лечебных, воспитательных, социальных и аналогичных им учреждениях. Подпункт 2 п. 1 комментируемой статьи призван распространить запрет на дарение на недопустимые, с точки зрения законодателя, ситуации, в которых одаряемые не замещают должности, перечисленные в подп. 3 этого же пункта. Работники учреждений, перечисленных в подп. 2, могут являться одновременно государственными или муниципальными служащими, что повлечет распространение на них дополнительных ограничений.
4. В трактовке положений подп. 3 п. 1 комментируемой статьи можно встретить неоправданные крайности. Иногда они рассматриваются как позволяющие чиновникам получать подарки в связи с их должностным положением и служебной деятельностью вне зависимости от подоплеки такого подарка, лишь бы стоимость последнего не превышала установленного данной нормой размера.
С другой стороны, существует точка зрения «ястребов», призывающих запретить лицам, занимающим названные должности в системе государственной и муниципальной службы, принимать вообще какие бы то ни было подарки от посторонних, включая обычные подарки ко дню рождения, памятным событиям и т.д., поскольку такой одаряемый всегда и всеми посторонними лицами воспринимается без отрыва от своего должностного положения.
Достаточно ортодоксальную позицию занимают и международные организации по борьбе с коррупцией, с которыми Российская Федерация сотрудничает в рамках своих конвенционных обязательств (например, ГРЕКО — группа государств по борьбе с коррупцией, в которой Россия состоит в силу своего присоединения к Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.). По их мнению, наличие в гражданском законодательстве стран — участниц данной Конвенции подобной «лазейки» провоцирует коррупционные факты, завуалированные под одарение подарками.
5. Представляется, что новая редакция комментируемой статьи, установившая в п. 2 правила, определяющие судьбу «протокольных» подарков на сумму свыше 3 тыс. рублей, внесла в эти дискуссии определенную ясность.
Во-первых, из текста указанного пункта явно следует, что запрет на дарение специальным субъектам не распространяется на ситуации, связанные с «официальными» поводами. Такие сделки не могут трактоваться как ничтожные, и действия дарителей не должны вызывать сомнение в части их правомерности.
Во-вторых, текстуальное и логическое толкование п. 2 комментируемой статьи дает основания считать, что полученные по таким «официальным» поводам подарки стоимостью менее 3 тыс. рублей служащий вправе сохранить за собой. Применяя такую же логику, нельзя не признать допустимость дарения служащим обычных подарков посторонними лицами (в частности, коллегами по работе, знакомыми в связи с личными памятными датами, общегосударственными праздниками и т.д.), когда из смысла подарка явно следует отсутствие его взаимосвязи с выполнением одаряемым каких-либо служебных обязанностей. Это справедливо, во всяком случае для подарков стоимостью менее 3 тыс. рублей. Не вызывает сомнений также необходимость разграничивать понятия подарка и официального награждения работника его руководством, регулируемого ст. 191 Трудового кодекса РФ, ст. 55 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими нормативными актами. Последнее, даже в случае превышения стоимости подарка-награды 3 тыс. рублей, в полной мере соответствует закону.
Впрочем, на этом ясность, внесенная в ситуацию новой редакцией комментируемой статьи, пожалуй, заканчивается. В силу такого же текстуального толкования закона установленный п. 1 комментируемой статьи запрет дарения должен считаться не распространяющимся только на дарителей. В случае превышения стоимостью подарка установленного рубежа чиновник, получивший подарок, все равно не может приобрести на него права собственности, даже если подарок и был вручен ему по официальному поводу. Существенно изменены лишь последствия такой невозможности. Если ранее договор дарения на сумму, превышающую установленную ГК РФ, должен был квалифицироваться в таком случае как ничтожный, то теперь он повлечет правовые последствия в виде возникновения права государственной или муниципальной собственности на подарок.
6. Массу вопросов вызывает терминология п. 2, в частности понятие «официальный повод». До настоящего времени не определен порядок передачи дорогостоящих подарков в государственную или муниципальную собственность. Все эти вопросы призваны быть урегулированными на уровне подзаконного акта, разработка которого в настоящее время ведется.
С другой стороны, категорически недопустимо считать правомерным поощрение любыми подарками (даже незначительной стоимости) должностных лиц в связи с осуществлением ими своих должностных обязанностей при оказании государственной услуги — вне зависимости от того, осуществлены ли они в соответствии с законом или с нарушением закона. В соответствии с Общими принципами служебного поведения государственных служащих, утвержденными Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 , государственные служащие призваны не оказывать предпочтение каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций; исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении ими должностных (служебных) обязанностей.
———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 33. Ст. 3196; 2007. N 13. Ст. 1531.
Статья 290 УК РФ рассматривает в качестве взятки любое имущество или выгоды имущественного характера, полученные должностным лицом за соответствующие действия (бездействие) в пользу взяткодателя. На оценку действий должностного лица может повлиять разве что п. 2 ст. 14 УК РФ, исключающий уголовную ответственность за малозначительные действия, однако такая оценка производится в каждом конкретном случае и не ориентирована на фиксированные размеры вознаграждения.
Поскольку гражданское законодательство не может вторгаться в сферу публично-правового регулирования, отменять или изменять существующие в нем запреты и ограничения, комментируемая статья не носит специального характера по отношению к нормам, устанавливающим особый порядок осуществления полномочий в сфере государственной и муниципальной службы. Любые сделки, прямо или косвенно направленные на вознаграждение служащих за действия, входящие в круг их служебных обязанностей, либо за так называемое общее благоприятствование по службе, ничтожны независимо от их размера.
7. Норма, запрещающая дарение в отношениях между коммерческими организациями, вполне оправданна в условиях рыночной экономики, поскольку позволяет пресекать различного рода финансовые махинации и злоупотребления в хозяйственной сфере. В то же время вполне допустимо безвозмездное предоставление предпринимателями имущества некоммерческим юридическим лицам, отдельным гражданам или целым категориям потребителей как в виде подарков, так и посредством установления льготных условий оплаты товаров, работ, услуг, освобождения от отдельных обязанностей и т.д.
Особое значение с усложнением рыночных отношений приобрел оборот имущественных прав. Отсутствие условий о возмездности предоставления имущества в виде уступки права требования, принятия на себя долга, прощения долга, освобождения от обязанности непосредственно в соответствующих соглашениях между хозяйствующими субъектами далеко не всегда свидетельствует об отсутствии встречного предоставления от другой стороны. Такие договоры должны квалифицироваться как договоры дарения только в случае, когда может быть опровергнута презумпция их возмездности (п. 3 ст. 423 ГК).
Отнюдь не всякое прощение долга, освобождение от обязанности в иной форме следует квалифицировать как дарение, признаком которого всегда выступает намерение дарителя создать имущественную выгоду в хозяйственной сфере одаряемого, не обусловленную встречным предоставлением. В качестве прагматичного мотива уступки права требования могут выступать включение ее в схему взаимозачетов, отступного, экономия собственных средств и т.д. Если коммерческая организация сумеет подтвердить, что ее действия были обусловлены иным экономическим интересом, то основания усматривать в сделке признаки дарения отпадут.
Такая позиция после достаточно долгого периода противоречивости судебных решений возобладала и в арбитражной практике. В п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30 октября 2007 г. N 120 говорится, что соглашение об уступке права (требования), заключенное между коммерческими организациями, может быть квалифицировано как дарение только в том случае, если будет установлено намерение сторон на безвозмездную передачу права (требования). Отсутствие в сделке уступки права (требования) условия о цене передаваемого права (требования) само по себе не является основанием для признания ее ничтожной как сделки дарения между коммерческими организациями. По мнению Президиума ВАС РФ, судам следует учитывать положения п. 3 ст. 423 ГК РФ, в силу которого договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное. Квалификация соглашения об уступке права (требования) как договора дарения возможна лишь при установлении намерения безвозмездно передать право (требование). Отсутствие в оцениваемом соглашении условия о цене передаваемого права (требования) само по себе не свидетельствует о дарении соответствующего права (требования).
———————————
Вестник ВАС РФ. 2008. N 1.
Вопрос о скрытой возмездности предоставления должен решаться в каждом конкретном случае с исследованием фактических взаимоотношений субъектов и обстоятельств заключения договора.
Недопустимо в отношениях между коммерческими организациями заранее оговоренное освобождение контрагента от оплаты по договорам, которые ГК РФ определяет исключительно как возмездные (например, договоры кредита и складского хранения).
В случае получения юридическим лицом имущества безвозмездно от дарителя (физического или юридического лица), владеющего более чем 50% уставного (складочного) капитала одаряемой организации, либо от дарителя — юридического лица, в уставном (складочном) капитале которого более 50% принадлежит одаряемому, а также в предусмотренных законом случаях получения организацией безвозмездной помощи полученные доходы не учитываются при исчислении налоговой базы (ст. 251 НК). Во всех остальных случаях имущество, работы, услуги и имущественные права, приобретенные налогоплательщиками — юридическими лицами безвозмездно, рассматриваются налоговыми органами как внереализационные доходы.
Источник статьи: http://stgkrf.ru/575
Налог на подарки. В каких случаях придется его заплатить
Введение налога на подарки было инициировано руководством РФ для того, чтобы минимизировать распространение коррупционной деятельности со стороны государственных служащих и иных людей, которые могут получать подарки для решения каких-либо вопросов. Со временем это правило распространилось и на других людей, которые получают подарки от всех, кроме близких родственников. Если полученный подарок подлежит налогообложению, то оплачиваться будет налог с дохода физических лиц в размере 13% для налоговых резидентов РФ и 30% – для нерезидентов.
Разберемся, за какие подарки нужно заплатить налог.
🛍 Подарки от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Если подарок был вручен юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, являющимся работодателем одариваемого, то необходимость уплаты налога будет зависеть от суммы подарка. То, в каком виде такой подарок был вручен, роли играть не будет: был ли это перевод денежных средств или вручение физического подарка.
Если сумма подарка превышает 4 тысячи рублей, то налог на доходы физических лиц придется платить. Но его расчет будет происходить следующим образом:
- НДФЛ = (сумма полученного подарка – 4000 рублей) х 13%.
Пример. Пашинцев является ведущим работником компании на протяжении 15 лет. Руководство решило премировать его ценным подарком и остановило свой выбор на смартфоне стоимостью 23 тысячи рублей. Пашинцев является налоговым резидентом РФ, поэтому ему необходимо будет уплатить налог на доход с физических лиц в размере 13%. Размер налога составит:
- (23 000 – 4000) х 13% = 2470 рублей.
Аналогичной будет ситуация, если Пашинцев оказал услуги какому-то юридическому лицу настолько хорошо, что, кроме выплаты вознаграждения за оказанные услуги, это юрлицо, не являясь работодателем Пашинцева, преподнесло ему в подарок смартфон.
Платить самостоятельно данный налог не приходится, так как чаще всего работодатель самостоятельно вносит налог за своего работника, даже если речь идет о налоге с подарков. Если врученный подарок сопровождается букетом цветов, то и стоимость этого букета будет взята в расчет для уплаты налога.
👨👩👧 Подарки от членов семьи и родственников
Подарки, врученные родственниками, так же могут подвергаться налогообложению. Происходит это в случае, если речь идет о подарке от лица, который не относится к близким родственникам. А в качестве подарка были получены:
- любая недвижимость (даже если речь идет о недвижимом имуществе, которое может быть признано аварийным и не пригодным для проживания), а также доли в такой недвижимости;
- автомобиль или другое транспортное средство;
- ценные бумаги, доли в бизнесе, паи, в том числе земельные.
В этом случае налог придется заплатить так же с учетом того, относится ли человек к налоговым резидентам РФ или нет. Налог будет уплачиваться самостоятельно на основании поданной декларации в налоговые органы.
Согласно пункту 18.1 статьи 217 Налогового кодекса РФ, к близким родственникам относятся:
- муж или жена одаряемого;
- его родители или дети (при этом, если одаряемый был усыновлен или выступил в качестве усыновителя, он так же будет относиться к близким родственникам);
- внуки, бабушки, дедушки;
- братья и сестры, в том числе если у них только один общий родитель (неполнородные).
Пример. Теща подарила своему зятю автомобиль. Подарок был сопровожден договором дарения, в котором указана стоимость автомобиля в 500 тысяч рублей. Зять не является налоговым резидентом РФ. Так как теща не является близким родственником в данном случае, то зять обязан будет оплатить налог с дохода физического лица в размере 30%. В качестве налога необходимо будет внести 150 тысяч рублей. А вот если бы машина была подарена дочери, а потом дочь передала машину своему супругу так же по договору дарения, то никому налог платить не пришлось бы, даже несмотря на то, что зять не является налоговым резидентом РФ.
👇 Если подарок сделал другой человек
Уплата налога будет обязательна в том случае, если сумма подарка от другого человека составит более 4 тысяч рублей, а также если речь идет о ценных подарках.
С юридической точки зрения, получение каждого подарка должно оформляться договором дарения. И если для недвижимого имущества или автомобиля факт дарения будет оформлен с помощью дарственной, то для какой-то ценной вещи (например, для ювелирного украшения) такой договор заключается редко. В этом случае уплата налога остается только на совести одаряемого.
💰 Придется ли платить налог за подарок деньгами
Если в качестве подарка была перечислена или вручена в виде наличных средств сумма денежных средств, то здесь работают следующие правила налогообложения:
- подарок от физического лица (даже если речь идет о переводе от коллег в виде подарка, даже с превышением суммы в 4 тысячи рублей) налогом облагаться не будет;
- а если подарок в виде премии внес работодатель, даже если его сумма не превышает 4 тысячи рублей, это будет доходом, с которого налог будет уплачен. Причем внесение средств в качестве налога сделает сам работодатель.
Пример. Мария Иванчикова родила ребенка. Коллеги собрали деньги ей на подарок в размере 50 тысяч рублей. Однако лично передать не смогли и перечислили ей в виде перевода на карту. Банк уведомил налоговые органы о таком крупном разовом переводе средств на счет Иванчиковой. Но платить налог с этого подарка ей не придется, несмотря на то, что сумма подарка выше 4 тысяч рублей. Это связано с тем, что перевод осуществлен от физического лица (с карты физического лица).
👩💼 Особенность подарка должностному лицу: действует ли принцип налогообложения
Подарок должностному лицу заслуживает отдельного внимания. Существование и правила преподнесения такого подарка регулируются положениями статьи 575 Гражданского кодекса РФ. На основании этой статьи стоимость преподносимого подарка не может быть больше 3 тысяч рублей.
В противном случае, такой подарок может расцениваться, как взятка.
Подарок, преподносимый должностному лицу, может быть оформлен в виде денежных средств или физического подарка, но передаваться он должен только в качестве благодарности, а не в качестве стимулирования такого должностного лица к выполнению определенных действий или бездействию по той или иной ситуации.
Если сумма подарка будет больше 3 тысяч рублей, то получившее его должностное лицо должно уведомить свое руководство о получении этого подарка, после чего такой подарок передается в муниципальную, региональную или федеральную собственность. Налогом такой подарок облагаться не будет.
Под действие указанной статьи подпадают не только должностные лица государственных и муниципальных органов власти, но и сотрудники образовательных и медицинских учреждений, которые получили такой подарок за непосредственно осуществляемую ими профессиональную деятельность, связанную с выполнением своих должностных обязанностей.
💸 Что делать, если подарили подарок, с которого нужно платить НДФЛ
Если подарок подлежит налогообложению, то во избежание начисления со стороны налоговых органов штрафов необходимо направить в Федеральную налоговую службу сведения о том, что у одаряемого возникла необходимость уплаты налога. Такое уведомление подается во всех случаях, кроме тех, когда подарок был вручен работодателем, и им же был уплачен за одаряемого необходимый налог.
Порядок оформления и сроки уплаты налога
Для уведомления налоговых органов о возникшем обязательстве уплатить налог с подарка используется декларация по форме 3-НДФЛ, которая заполняется одаряемым лично. Ее необходимо подать в налоговые органы по месту постоянной регистрации одаряемого до 30 апреля года, следующего за тем, когда был получен подарок.
Оплата необходимой суммы осуществляется на основании поданной декларации до 15 июля того же года, в котором была подана декларация 3-НДФЛ.
При составлении декларации о полученном доходе потребуется приложить документ, на основании которого было осуществлено дарение того или иного имущества. И если для недвижимого имущества или автомобиля это достаточно просто – право собственности на них переходит на основании договора дарения, то для других вещей (например, если речь идет о подарке в виде смартфона) это будет достаточно сложно. Однако отказа в принятии декларации не последует, так как налог с дохода физических лиц – один из вариантов для пополнения государственного бюджета. Если точная стоимость подарка неизвестна, то она будет рассчитана на основании средней стоимости такой вещи, установленной в розничных магазинах.
Источник статьи: http://zakonguru.com/nalogi-2/podarki-oplata.html