ИС-Консалтинг
Подарки как средство мотивации персонала
Статья актуальна для тех, кто готовится достойно провести Корпоративный Новый Год или другой праздник.
Все подарки для сотрудников – пока что безотносительно к их мотивационным свойствам – можно условно разделить, скажем, на 3 категории:
— функциональные (мобильный телефон, миксер, кофеварка, плеер и т.п.) – из них получатель подарка может извлечь какие-то полезные свойства в быту и на работе;
— символические (универсальные кубки, вымпелы, медали, памятные знаки, разная дорогая и недорогая мелочь, в т.ч. с именными надписями) – эти для памяти, экспозиции на рабочем столе, архива, демонстрации родственникам;
— корпоративные (различные подарки с имиджевой символикой, в т.ч. продукция собственного производства) – вручаются потому, что так требует формальная корпоративная культура или исторически сложившиеся фирменные традиции.
Соответственно и мотивационная функция различных подарков тоже проявляется по- разному.
Какие подарки наиболее оптимальны в качестве поощрения? Ответ прост и сложен одновременно: те, которые поощряют. Под поощрением здесь я имею в виду не просто «подарок в себе», а подарок как средство мотивации.
Лучше всего, если подарок будет учитывать индивидуальные мотивационные факторы конкретного поощряемого сотрудника. Важно ведь, чтобы персонал фирмы не просто работал, а именно сотрудничал. А мотив для работы и новых достижений у каждого свой.
Для одного это может быть какая-то функциональная вещь (относительно дорогая, о которой он мечтал, но пока не может ее себе позволить), для другого – кубок, диплом и всеобщее признание, для третьего – что-то оригинальное, именное, стильное (не зависимо от функциональной или материальной ценности), четвертому «по душе» деньги, но об этом – чуть ниже. Кстати, в Запорожье есть компания, выпускающая уникальную для Украины имиджевую и подарочную продукцию на основе лазерных технологий.
Иными словами, в качестве поощрения наиболее оптимальны те подарки, которые учитывают индивидуальность сотрудника, его личностные предпочтения. Кроме всего прочего, именно такие, индивидуальные, подарки подчеркнут значимость работника и его личного, персонального вклада в общее дело – раз уж мы говорим о мотивации.
Кого стоит поощрять подарками – только «передовиков производства» или всех-всех-всех (праздник всё таки)?
Здесь следует четко разделять, какую именно цель преследует работодатель: наградить за объективные заслуги перед фирмой, «замотивировать» всех, выделить кого-то одного, продемонстрировать свою личную благосклонность, не зависимо от оснований к этому или какую-то еще.
Награды, конечно же, следует вручать лучшим, победителям, целеустремленным. Тем, кого есть за что награждать. В этом случае награждение обязательно должно происходить публично и быть максимально прозрачным. Достижения должны быть известны всем и (желательно) считаться таковыми, прежде всего, в среде самих сотрудников, коллег по цеху.
Личную преданность, верность семейному бизнесу и другие подобные «заслуги» лучше отмечать и поощрять по-другому. Пример из жизни. Корпоративный Новый год, на котором решено наградить лучших работников фирмы по итогам года. Начинающий и не самый успешный на фирме офис-менеджер (младшая сестра одного из соучредителей) получила более ценный и дорогостоящий подарок, чем реально лучший менеджер по работе с клиентами, который принес значительную часть прибыли компании. Это – демотивация. Личный подарок по случаю праздника не следует путать с подарком как методом поощрения.
Не правильно, если на дворе праздник, а подарки опять получают «избранные». Советую здесь найти золотую середину. Если возможно, разделите праздничные подарки и мотивационные, проведите 2 мероприятия: подведение итогов и награды героям – отдельно, праздник и подарки, скажем, к Новому году – отдельно. Любая награда, любое поощрение за заслуги должно в полной мере сыграть свою роль как средства мотивации – и для лучшего на сегодня работника, и для других членов трудового коллектива.
Есть еще один неправильный подход – «уравниловка». Речь в данном случае идет, правда, не о подарках, а о премиях. В одном финансовом учреждении по случаю Дня рождения этого учреждения всем начислили одинаковую премию – примерно по 60 грн. каждому. При этом компании было чем гордиться: показатели по увеличению активов и получению прибыли именно в том году выполнялись, организация росла и развивалась. Некоторые восприняли это как шутку, некоторые как издевательство, но, в любом случае – не как праздничный подарок.
Стоит ли дарить сотрудникам деньги в качестве подарка? Такой подарок у нас обычно называется премией. О премировании и «деньгах в конверте к празднику» можно написать отдельную статью или провести отдельный тренинг для руководителей компаний. Если кратко, думаю, что стоит. Если не хватило времени, фантазии или еще чего-нибудь. В том числе и на Новый год. Хотя и здесь присутствуют свои «но».
С одной стороны, сотрудник, заслуживший награду, приз, поощрение по итогам года за личные достижения, или коллектив работников, не избалованный вниманием администрации в период между праздниками, стандартному «подарку в конверте» будет рад не меньше, чем шоколадному джипу в натуральную величину.
С другой стороны, работодателю не следует забывать о здравом смысле, о факторе мотивации. Если на фирме принято выплачивать премии только за конкретные и значительные достижения в труде, то «премия потому что праздник» или «13-я зарплата» будут в какой-то мере приятным сюрпризом. Однако, не исключено, что один раз получив большую премию «на халяву», работники будут ожидать такой подарок и к каждому следующему празднику. Причем одного единственного разочарования будет достаточно, чтобы пошли разброд и шатания, а производительность труда снизилась. В любом случае, универсального рецепта здесь не выдашь.
Каким образом награждать подарками – так, чтобы это мотивировало? Проводить конкурсы или делать сюрпризы? Если мы говорим о системе мотивации, в т.ч. о предназначенных для этой цели подарках, то здесь важно соблюсти некоторые простые правила:
1) система мотивации должна быть системой, т.е. сочетать в себе различные методы и формы мотивации, осознанное комплексное применение которых дает желаемый эффект;
2) система мотивации должна мотивировать, т.е. сподвигать и направлять к достижению конкретных корпоративных целей, к повышению производительности и улучшению качества;
3) система мотивации должна быть прозрачной, т.е. чтобы было понятно, кому, за что, сколько, когда и как. И так далее.
Поскольку статья все же о подарках, а не о системе мотивации, то выскажу такое мнение.
Награда и подарок – «две большие разницы». Награда – за победу или достижение, а подарок – по поводу или от души. Для собственника, руководителя компании здесь главное – не путать одно с другим.
Если конкурс «Лучший менеджер года» или «Первый миллион клиентов» объявлен заранее, в нем может поучаствовать каждый желающий, и есть объективные критерии для оценки при подведении итогов конкурса, то это как раз то, что нужно. Если же конкурс придуман за 2 недели до Нового года, условия меняют на ходу и оценивают по системе «А судьи кто?», то у работников может сложиться впечатление, что конкурс специально организован для того, чтобы под благовидным предлогом превратить личный подарок в корпоративную награду. В смысле мотивации – это не есть правильно. Это мотивация наоборот.
Какие виды мотивационных подарков распространены у нас? В моей практике (и как бывшего работника, и как бизнес-консультанта) чаще всего встречались следующие: путёвки (на отдых, на обучение за рубежом), мобильные телефоны, бытовая техника, элитные канцтовары (типа ручек «Паркер»), призовые сувениры (кубки, значки, настольные знаки с именными надписями и адресами), столовые наборы и разная посуда, опять же – «конверты». В одной из компаний коллеги (не администрация) дарили друг другу разную чепуху, но зато подбирали ее так точно, с таким явным и скрытым смыслом, что положительных впечатлений и разговоров было – на весь следующий год.
Плюсы и минусы? Как правило, подарочный процесс не блещет оригинальностью. Очень редко призы и подарки – как средство мотивации – учитывают индивидуальные личностные или профессиональные качества адресата. Такой подарок (или награда?) может просто не мотивировать. Это основные минусы. Плюс любого подарка – неожиданность, сюрприз, праздничная атмосфера.
Самым оригинальным подарком в моей практике была кнопка. Просто кнопка-переключатель. Чтобы руководитель всегда знал, где у его персонала кнопка. Кнопка – как средство мотивации персонала. Включаешь мотивацию нажатием на кнопку и дело сделано!
Конечно, это шутка, в которой есть своя доля правды. Как бизнес-консультант предлагаю всем сотрудникам всех предприятий Украины, руководители которых не придают значения современным методам мотивации своих работников, не понимают, что самомотивация – это не навсегда, не считают необходимым хвалить и поощрять, не используют других средств, кроме кнута и пряника, подарить своим боссам такую большую кнопку. На память о терпеливом персонале.
Публикация статьи в газете «Экономические известия», декабрь 2006
Источник статьи: http://isc.biz.ua/articles/11-personal/11-podarki-kak-sredstvo-motivatsii-personala
Мотивирующие подарки сотрудникам за особые достижения
У грамотного руководителя сотрудники мотивированны на эффективную работу. Они трудятся на благо компании и способствуют ее процветанию. Не заинтересованные же в высоких показателях производительности работники тянут предприятие вниз, позволяя конкурентам легко обходить буксующую на месте фирму.
Системы поощрений разрабатываются в каждой конкретной организации, исходя из направлений ее деятельности, размеров, возраста и интересов персонала и т.д. Мотивация должна быть понятной, максимально прозрачной и сплачивающей коллектив. Сотрудник будет «держаться» за свое место и стараться выкладываться по максимуму, если будет уверен, что:
- он небезразличен начальству;
- его самого и его работу высоко ценят;
- его старания обязательно будут замечены.
Подарки от компании как раз и дают человеку почувствовать свою значимость. И имеются в виду не корпоративные презенты для всех, приуроченные к определенным праздникам, а отдельные сюрпризы и бонусы, получаемые за заслуги и достижения.
Кубки, медали, грамоты
Может показаться, что подобные призы не имеют особой ценности. На самом деле публичное признание и высокая оценка работы в большей или меньшей степени важны для каждого. Материальное свидетельство о заслугах, которое сотрудник может оставить на рабочем месте или забрать домой, не теряет своей актуальности и с успехом используется в поощрительной практике многих предприятий.
Автомобиль
Крупные компании могут позволить себе разыграть по-настоящему весомый приз среди самых эффективных сотрудников, способных не то что выполнить, а перевыполнить план продаж и т.п. Именно так и поступили в ТПХ «Русклимат» в 2017 году, вручив победителю автомобиль Mercedes E-Class, а финалистам, занявшим II и III места, — Toyota Corolla.
Тренинги и семинары
Работодатель в качестве благодарности сотруднику за добросовестный труд вполне может вручить ему сертификат на обучение, которое не обязательно будет связано с основным родом его деятельности. Тренинги личностного роста или повышения профессиональной компетенции, семинары на интересную работнику тематику (семья, хобби, здоровье и др.) – подарки необычные, но очень позитивно воспринимающиеся персоналом.
Путевки на отдых
По итогам очередного года самые организованные и продуктивные сотрудники отправляются на курорт по путевкам, оплаченным фирмой. Еще один замечательный пример заботливого отношения руководства к своим подчиненным, которое идет только на пользу компании.
Билеты на развлечения
Зная, чем живет и дышит коллектив, не сложно угадать с хорошим мотивирующим подарком. Вашим сотрудникам не хватает времени на общение с семьей? Вручите самым профессиональным билеты в цирк, зоопарк, театр. Делаете бизнес молодой командой? Узнайте, когда в вашем городе планируется ближайший рок-концерт или пообещайте ребятам посещение захватывающего квеста в случае выполнения плана. Ваши работники – ярые футбольные фанаты? Ну, вы знаете, как побудить их работать лучше!
Небольшие подарочки
Что подарить на 500 рублей? И разве можно рассматривать такие небольшие презенты в качестве мотивирующих? Еще как!
- Во-первых, подобный подарок может прилагаться к премии. Деньги потратятся и забудутся, а приятные и полезные мелочи не раз напомнят трудолюбивому сотруднику, что руководство его ценит и им дорожит.
- Во-вторых, на психологическом уровне такой подарок может восприниматься как тот же диплом или медаль, выражая публичное признание заслуг и благодарность за эффективную работу.
- В-третьих, небольшими подарками можно порадовать сразу множество людей, старающихся на благо предприятия. Они могут выступать в качестве поощрительных призов тем, кто честно боролся за лидерство, но уступил сильнейшему.
Одним из самых простых и практичных презентов станут качественные и вкусные съедобные гостинцы. Можно заранее купить подарочный чай в СПб или Москве, презентабельные наборы с хорошим кофе, настоящим алтайским медом и т.д.
Баллы и бонусы
В некоторых организациях заведена следующая практика: за отдельные заслуги каждый работник получает и копит баллы или какую-то внутрикорпоративную валюту. Например, радарики, как в компании «Radario». Эти «деньги» сотрудник может обменять во внутреннем «магазине» на всяческие полезности: книги, бытовую технику, мобильный телефон и т.п.
В прайс-листе некоторых фирм можно встретить и такие позиции, как внеурочный выходной, бизнес-ланч, встреча с руководством и т.д.
Правовая поддержка
Компания «Интеркомп» включила в корпоративный пакет правовую поддержку своих работников 24 часа. Проанализировав ситуацию и выяснив, что сотрудник, которого волнуют личные проблемы и неприятности, просто не может быть эффективным, даже если захочет. При этом получить быструю и профессиональную юридическую помощь в нашей стране пока проблематично.
Позволив персоналу бесплатно консультироваться с юристами, в том числе прямо на рабочем месте, предприятие только выиграло! Небольшие проблемы сотрудников уже не доводятся до сложных ситуаций, когда им потребуется отпрашиваться с работы для их решения. Люди меньше времени «сидят» на разнообразных форумах, пытаясь найти выход, меньше пребывают в стрессе и болеют. А руководство получает массу благодарностей и готовых свернуть горы работников.
В Happy Partner можно заказать не только интересные корпоративные презенты, но и коробки для подарков оптом. Приглашаем компании к сотрудничеству и желаем всем продуктивных работников!
Источник статьи: http://www.happypartner.ru/articles/motiviruyushchie-podarki-sotrudnikam-za-osobye-dostizheniya/