Подарок эрмитажу от путина

Подарок эрмитажу от путина

Михаил Пиотровский на открытии выставки «Фаберже – ювелир Императорского двора», 24 ноября 2020 Фото: Скриншот из видео / YouTube / The State Hermitage Museum

В Эрмитаже с ноября в рамках выставки « Фаберже — ювелир Императорского двора » выставляются предметы, подлинность которых ставят под сомнение большинство экспертов, сообщает «Русская служба Би-би-си». Журналистам удалось выяснить, что владелец этой коллекции связан с бизнесменом Константином Голощаповым, которого «Деловой Петербург» называл «близким другом президента Владимира Путина», а «Фонтанка» — «хорошим приятелем бывшего губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко».

Главное из расследования

  • Впервые сомнения в подлинности ряда предметов на выставке яиц Фаберже в Эрмитаже выразил лондонский арт-дилер и коллекционер Андрей Ружников. С ним согласился один из самых известных специалистов по дому Фаберже Геза фон Габсбург, а также немецкий специалист, эксперт по Фаберже Александр фон Солодкофф, финская исследовательница Улла Тилландер-Гуденйелм и другие.
  • В Эрмитаже прямо комментировать их претензии отказались, призвав экспертов к диалогу.

Научный руководитель Минералогического музея им. Ферсмана, академик РАЕН Виктор Гаранин подтвердил «Открытым Медиа», что подлинная фигурка прикуривающего солдата работы Фаберже находится именно в Музее им. Ферсмана.

  • Единственным, у кого выставленные в Эрмитаже предметы не вызвали сомнений в подлинности, по информации «Русской службы Би-би-си », оказался владелец части этих экспонатов, коллекционер, основатель частного музея Фаберже в немецком Баден-Бадене Александр Иванов. По данным журналистов, себя он называет миллиардером и говорит, что владеет полотнами Леонардо да Винчи, Рембрандта и Боттичелли, но показывать их отказывается.
  • Именно его фирма — Русский национальный музей (юрлицо, которое, как выяснило Би-би-си, даже не имеет помещения) — и Музей христианской культуры, которому покровительствует Голощапов, стали основными партнёрами Эрмитажа по выставке Фаберже. Ни одного предмета из крупнейших коллекций императорских яиц, например из кремлёвской Оружейной палаты или собрания Малкольма Форбса, которым теперь владеет миллиардер Виктор Вексельберг, на выставке представлено не было.
  • В начале 2021 года, чтобы обсудить подлинность коллекции, Эрмитаж пригласил Иванова выступить с докладом. На сайте музея его представили как « профессора, члена Специальной комиссии ЮНЕСКО по сохранению мирового культурного наследия и эксперта российского Минкультуры » . Но на самом деле, выяснила «Русская служба Би-би-си », ни экспертом комиссии ЮНЕСКО, ни экспертом Минкультуры Иванов не является.
  • Его имя, по данным журналистов, стало известно коллекционерам в 2007 году после того, как он купил на аукционе Christie’s яйцо Ротшильдов работы Фаберже за рекордные $18,5 млн. После этого Иванов стал рассказывать, что якобы владеет крупнейшей в мире коллекцией работ Фаберже. Forbes обращал внимание на то, что такая коллекция обошлась бы ему в несколько сотен миллионов долларов, но бизнесом Иванов никогда не занимался.
  • «Русская служба Би-би-си » замечает, что в конце 90-х Иванов предложил сотрудничество Минералогическому музею им. Ферсмана (именно там хранится ряд уникальных работ Фаберже), ему разрешили изучить коллекцию и сфотографировать экспонаты. После этого, по информации журналистов, в коллекции Иванова появились экспонаты, очень похожие на несколько предметов из музея Ферсмана. При этом коллекционер утверждает, что оригиналы — именно у него, но как они к нему попали, не уточняет.
  • В 2014 году, выяснили расследователи, яйцо Ротшильдов, которое купил на аукционе Иванов, вместе с каминными часами «Годовщина свадьбы » Эрмитажу преподнёс президент России Владимир Путин. Первый предмет был подписан как дар президента « через жертвователя А. Н. Иванова » . Второй — как дар президента « через жертвователя К. В. Голощапова » . Сам Иванов, комментируя произошедшее, говорил, что ему «ничего не жалко для России », но фактически «президент просто выступил лицом, которое подарило яйцо Эрмитажу». «По сути, — отмечал коллекционер, — Российская Федерация сделала подарок своему музею».
  • О том, что за коллекцией Иванова может стоять Голощапов, ещё в 2018 году писали ресурсы « Муниципальный сканнер » и « Радио Свобода » (признана в России иноагентом). Об этом же, замечает «Русская служба Би-би-си », свидетельствуют и документы частного музея Фаберже в немецком Баден-Бадене, который изначально был зарегистрирован на имя Голощапова, но в итоге стал проектом Иванова. Но расследователям коллекционер пояснил, что брал у Голощапова деньги в долг на открытие музея в Баден-Бадене и «в качестве залога того, что деньги будут возвращены», бизнесмен, по его словам, стал совладельцем музея. «А как только я деньги отдал ему, он из соучредителей вышел», — заверил Иванов.
  • Голощапов на запросы Би-би-си и «Открытых медиа» о комментариях не ответил.
Читайте также:  Подарок учителю коробка конфет

Коллекция Фаберже

Ювелирные пасхальные яйца создавались фирмой Фаберже с 1885 по 1917 год, сначала по заказу Александра III, а затем — Николая II. В царствование Александра III ежегодно изготавливалось по одному яйцу для подарка Марии Федоровне, то есть всего было изготовлено десять яиц. А начиная с 1895 года, в период правления Николая II, в год изготавливалось по два яйца — для Александры Федоровны и вдовствующей императрицы. Исключение составляют 1904 и 1905 годы. То есть при Николае II было изготовлено 40 яиц, а всего — 50.

Сегодня известно местонахождение 44 подлинных императорских пасхальных яиц. Больше всего, десять — находится в Оружейной палате Московского Кремля. Девять императорских яиц принадлежит Музею Фаберже Виктора Вексельберга, они были приобретены из коллекции журнала Forbes. Одно, незаконченное яйцо «Созвездие Цесаревича», в 2001 году было обнаружено в Минералогическом музее им. Ферсмана РАН. Остальные 30 хранятся в зарубежных частных и публичных собраниях.

Кроме яйца из собрания музея им. Ферсмана, из всех 44 императорских подарков всего одно, Золотое яйцо с часами 1887 года, было найдено в 2011 году и было признано подлинным.

Источник статьи: http://openmedia.io/news/n1/v-ermitazhe-vystavili-poddelnye-yajca-faberzhe-vladelec-kotoryx-okazalsya-svyazan-s-drugom-putina/

Владимир Путин подарил Эрмитажу два новых экспоната

  • Владимир Путин подарил Эрмитажу два новых экспоната
  • «Обретая свободу»: скандальная книга о тайнах Букингемского дворца выходит в свет
  • «Посулили 300 тысяч»: тяжелобольной Вячеслав Зайцев продавал билеты на свой день рождения
  • Поправки в закон о кадастровой деятельности решат проблемы в сотнях СНТ
  • Порноактриса после группового изнасилования разоткровенничалась в больничной палате
  • Житель Челябинска пытается через суд вернуть проданную арендатором квартиру
  • «С нами ведут необъявленную войну»: водители недовольны новыми правилами техосмотра
  • Иосиф Пригожин показал праздничный завтрак у тещи
  • Откуда в шоколаде берутся личинки моли
  • Новая жизнь без титулов: принц Гарри с Меган Маркл покидают королевскую семью
  • Сергей Сафронов заметил симптомы рака на вечеринке у Бузовой
  • Убивший тетю и племянников мужчина принимал наркотики и седативные препараты
  • «Прокручивали, сколько ему осталось»: семья иллюзиониста Сафронова скрывала от него диагноз
  • Чиновница из ЕС оправдалась за фразу о «русской рулетке» и «Спутнике V»
  • Надругавшимся над пьяной девочкой школьникам советуют уехать из Пскова
  • Псковские подростки хотят мстить за групповое надругательство над сверстницей
  • Суд арестовал псковских школьников, изнасиловавших одноклассницу
  • Сын Кончаловского и Высоцкой не хочет идти по стопам отца
  • «Сами виноваты»: ПФР отказался отзывать иск к «незаконно обогатившимся» пенсионерам
Читайте также:  Акт списания новогодних подарков для детей

Накануне глава государства Владимир Путин побывал в Петербурге, где посетил Эрмитаж. Президент подарил сразу два новых экспоната музею, отметивший юбилей.

Владимир Путин, президент РФ: «Как положено в таких случаях, мы с коллегами приехали не с пустыми руками. Хотел бы преподнести в дар Эрмитажу часы работы Карла Фаберже. Часы изготовлены к годовщине бракосочетания императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. А второе называется Ротшильда».

Также президент подчеркнул заслуги работников музея. 250 лет назад его коллекция начиналась с 200 картин, а теперь количество экспонатов достигает трех миллионов.

Источник статьи: http://www.ntv.ru/novosti/1272363/

Подарок Эрмитажу. Откуда у Путина яйцо Фаберже за $18 млн?

В рабочем графике Владимира Путина встреча с Алисой Фрейндлих поначалу не значилась: с утра в ее адрес отправилась поздравительная телеграмма. Однако, находясь в Петербурге, президент, естественно, не мог не заехать к любимой актрисе, которую самолично поздравлял и с предыдущим юбилеем 10 лет назад. Поскольку дома юбилярши не оказалось (к обеду она поспешила на репетицию к вечернему спектаклю), кортеж президента после общения с членами Конституционного суда взял курс на БДТ.

Для Алисы Фрейндлих появление Путина с букетом и большой коробкой стало полной неожиданностью. Актриса посетовала, что не успела привести себя в порядок и прямо перед телекамерами бросилась приглаживать волосы. Спустя мгновение выяснилось, что приготовления были не лишними: Путин извлек из коробки ту самую соломенную шляпку из флорентийской соломки с красными маками, которую в одноименном фильме искал у Фрейндлих (она играла одну из потенциальных обладательниц вожделенного предмета) герой Андрея Миронова. Президент сумел произвести впечатление: было видно, что актриса не только тронута вниманием, но и приятно удивлена.

И удивляться в этот день пришлось не одной Фрейндлих.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, конечно, не сомневался, что Владимир Путин приедет на юбилей главного музея страны не с пустыми руками, но такого щедрого дара он, конечно, ожидать не мог.

Уникальная безделушка была сделана в мастерской Фаберже в самом начале 20 столетия по образцу императорского яйца «Петушок». Основным материалом является золото, украшенное алмазами и прозрачной бело-розовой эмалью. В корпус яйца вмонтированы часы Роде, внутри спрятан сюрприз — механический петушок, также щедро обсыпанный алмазами. Яйцо долгое время находилось в коллекции Ротшильдов и никогда не выставлялось на широкое обозрение, однако в 2007 году было продано на аукционе Кристи создателю частного Российского национального музея Александру Иванову за огромную сумму — 18,5 млн долларов. Как потом яйцо попало к Владимиру Путину, «МК» вчера выяснить не удалось. После аукциона оно хранилось в Баден-Бадене. Однако г-н Иванов не раз заявлял, что по его мнению, все шедевры Фаберже должны быть собраны вместе в одном из главных музеев России.

Источник статьи: http://hollivizor.ru/blog/43534172479/Podarok-Ermitazhu.-Otkuda-u-Putina-yaytso-Faberzhe-za-$18-mln

Подарок эрмитажу от путина

В Эрмитаже во время выставки «Фаберже — ювелир Императорского двора» демонстрировались фальшивые экспонаты, владелец которых связан с «близким другом» Владимира Путина, пишет русская служба «Би-би-си».

В январе лондонский коллекционер Андрей Ружников написал открытое письмо директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому. В нем арт-дилер сообщил, что «бок о бок с прекрасными экспонатами из собраний Эрмитажа, Павловска и Петергофа» оказались «вульгарные новоделы», «произведения даже не XX, а XXI века».

Опрошенные «Би-би-си» эксперты согласны с мнением Ружникова, однако в самом Эрмитаже отказались комментировать обвинения коллекционера.

Предположительно поддельные экспонаты принадлежат частному Русскому национальному музею и Музею христианской культуры. Первая организация оформлена на Александра Иванова, второй покровительствует Константин Голощапов, пишет «Би-би-си».

Как писал Scanner Project со ссылкой на данные ЕГРЮЛ, партнерство Иванова и Голощапова началось как минимум в 2003 году. Кроме того, последний зарегистрировал на себя частный музей Фаберже в немецком Баден-Бадене, позже его владельцем стал Иванов. Сам Иванов настаивает, что его сотрудничество с Голощаповым уже закончилось.

«Деловой Петербург», Scanner Project и «Новая газета» называли Голощапова «массажистом» и «близким другом» Путина. По информации прессы, Голощапов связан с людьми из петербургского окружения Путина, в частности, он был партнером братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов по банку «Северный морской путь».

«Би-би-си» также отмечает, что жена Голощапова Ирая Гильмутдинова стала соосновательницей семейного фонда итальянского искусствоведа. В совет директоров фонда вошли Пиотровский и Татьяна Кустодиева — ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа.

В 2007 году Иванов купил на аукционе Christie’s яйцо Ротшильдов работы Фаберже за 18,5 млн долларов. Через 11 лет это яйцо подарил Эрмитажу Владимир Путин. Жертвователем экспоната значился Иванов. Второй подарок Путина — каминные часы «Годовщина свадьбы» — пожертвовал Голощапов.

Источник статьи: http://zona.media/news/2021/02/15/faberzhe

Государственный Эрмитаж информирует

Опубликовано 14 января 2021

В связи с появлением различных материалов в СМИ, связанных с временной выставкой «Фаберже ‒ ювелир Императорского двора», приводим материал интернет-издания «Фонтанка.ру» «Вульгарные новоделы», а также публикуем полный текст вступительного слова Михаила Пиотровского, генерального директора Эрмитажа, к каталогу выставки.

Share via

Add to

«Вульгарные новоделы». На эрмитажной выставке Фаберже не все увидели то, что хотели

Арт-дилер, работавший на Вексельберга, обвинил Эрмитаж в демонстрации подделок на временной выставке Карла Фаберже. Эрмитаж ответил — но не автору.

Выставка «Фаберже — ювелир Императорского двора», открытая в ноябре в Эрмитаже, стала поводом для скандала и — дискуссии о подлинности. Пытаясь познакомиться с действующими лицами и их позициями, «Фонтанка» обнаружила, что за громкими обвинениями стоит давний конфликт, и игра идет на самом высоком уровне.

13 января в редакцию «Фонтанки» пришло письмо — судя по реакции коллег, такое же получили и в других СМИ. В нем была ссылка на открытое письмо директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому за подписью Андрея Ружникова. И — британские телефоны и лондонский адрес. Сайт, на котором было выложено письмо (на английском и на русском языках), предлагает помощь в покупке и продаже предметов ювелирного искусства. В том числе — предметов Фаберже.

Автор письма в довольно резком тоне заявил о подделках на временной выставке Карла Фаберже в Эрмитаже, открытой в конце ноября.

«Под видом произведений прославленного мастера зрителям были представлены не просто спорные или сомнительные предметы, а откровенные подделки, — написал Андрей Ружников. — Бок о бок с прекрасными экспонатами из собраний Эрмитажа, Павловска и Петергофа оказались такие вульгарные новоделы, как фигурка прикуривающего солдата — грубая реплика скульптуры Савицкого из музея им. Ферсмана, современная копия пасхального яйца «Курочка» — оригинал выставлен в непосредственной близости от Эрмитажа в Музее Фаберже на Фонтанке, так называемое яйцо «Юбилейное свадебное», якобы подаренное Николаем II императрице Александре Федоровне в 1904 году, и пасхальное яйцо «Александр Невский» в красной эмали, годящееся для сувенирного магазина, но не для витрины главного музея страны. Все это — произведения даже не 20-го, а 21-го века».

Отсыл к Музею Фаберже — неслучаен: гугл быстро рассказал о том, что арт-дилер Андрей Ружников вместе с Владимиром Воронченко приобретали для олигарха предметы Фаберже на аукционах. Один такой репортажный момент запечатлен в статье журнала Forbes «Охотники за Фаберже», автор которой присутствовал на торгах Christie’s. Там у Ружникова и Воронченко буквально из-под носа увели подарочную табакерку Фаберже с драгоценными камнями, эмалью и портретом императора Николая II. И сделал это человек с неприметным именем Александр Иванов, в дальнейшем скупивший еще весомую часть выставленных на торги предметов Фаберже. Как говорится, запомните это имя.

Возвращаясь к обвинениям в адрес Эрмитажа: еще одним пассажем Ружников прошелся по тому, с кем именно сотрудничал Эрмитаж для подготовки выставки.

«В изобилии представлены произведения, принадлежащие так называемому Русскому национальному музею (существующему только на бумаге (орфография сохранена. — Прим. ред.)), Музею Фаберже в Баден-Бадене и Музею христианской культуры, — клеймит Ружников. — В предисловии к каталогу вы ставите их в один ряд с петербургским музеем Фаберже, называя их коллекции прекрасными. В Музей Фаберже на Фонтанке можно сходить, пройтись по роскошным залам, послушать лекцию, заглянуть в книжный магазин. А где, кстати, расскажите, этот пресловутый Русский национальный музей, призрак-невидимка?»

Объяснения о том, что за неизвестные собрания предоставили экспонаты Эрмитажу, дает та же старая публикация Forbes. Два из упомянутых музеев (Русский национальный музей и Музей Фаберже в Баден-Бадене) — детища вышеупомянутого Александра Иванова. Третий участник выставки с ними явно связан: Музей христианской культуры открылся в Петербурге меньше месяца назад, на сайте указано юрлицо — культурно-исторический фонд «Новая эра» (согласно системе СПАРК, оформленный на некую Марину Кришталь, она же директор музея). На той же странице музея — логотипы Музея Фаберже в Баден-Бадене и Русского национального музея. Круг замкнулся.

Напрашивается вывод, что конфликт происходит между старыми знакомыми, и заботит их вовсе не репутация Эрмитажа. Вопрос только, насколько высок уровень конфликта. Ведь, если вспомнить события небольшой давности, именно Александр Иванов покупал то самое «яйцо Ротшильда», которое позднее президент Владимир Путин дарил Эрмитажу на 250-летие.

«Президент выступил лицом, которое подарило яйцо Эрмитажу, но, по сути, Российская Федерация сделала подарок своему музею, — рассказывал тогда Иванов «МК». — Да, я кое-какое отношение имею. Когда оно покупалось, мне было ясно, что оно окажется в России. Если вещь подарена президентом главному музею страны, все остальное — второстепенно».

О том, откуда у бизнесмена Александра Иванова деньги на Фаберже, тем более — на самое дорогое его яйцо, — толком неизвестно. Кто-то подозревает его в связях с высокопоставленными силовиками, но сам он это решительно отрицает и говорит, что заработал на перепродаже антиквариата — хотя и наличие друзей «в высоких сферах» признает.

К слову, Эрмитаж не впервые показывает вещи из коллекции Александра Иванова — в 2015 году «Фонтанка» рассказывала об открытии в Главном Штабе залов памяти Карла Фаберже и выставки «Фаберже и Великая война». Куратором выставки была доктор искусствоведения Марина Лопато. Она же начинала готовить нынешнюю выставку в Эрмитаже, но до открытия не дожила, теперь временная экспозиция посвящена её памяти. Куратором теперешней выставки стала научный сотрудник музея Татьяна Бабошина. Вопросы о компетентности обеих создательниц экспозиции в своем письме к Пиотровскому Андрей Ружников поставил в совсем уж некрасивой форме — вероятно, забыв, что та же Марина Лопато входила в экспертный совет так высоко ценимого им Музея Фаберже, открытого Виктором Вексельбергом на Фонтанке. Да, собственно, и сам директор Эрмитажа — член совета попечительского.

Так что же Эрмитаж? Михаил Пиотровский со свойственной ему мудростью предвидел конфликт еще до открытия выставки — так что, когда СМИ запросили комментарии по поводу скандала, ему оставалось только отослать их к своей вступительной статье в каталоге выставки.

«Массовый характер производства, обилие стилистических приемов, множество участников процесса, в том числе и первоклассных мастеров, высокие цены и сложные судьбы творцов, заказчиков, новых и старых хозяев — все это породило массовую активность подражателей, имитаторов и фальсификаторов, — предупреждал Пиотровский, еще когда никакого лондонского письма не было в помине. — Подлинность каждой появляющейся на рынке новой вещи может всегда быть оспорена и оспаривается. Документы, квитанции, наличие клейм помогают только частично, консенсус экспертного сообщества достигается непросто, а часто ‒ отсутствует. Поэтому всякой новой публикации сопутствует дискуссия. И это правильно, когда каждая новая выставка влечет за собой круглые столы с обсуждением общих и частных проблем. Надо заметить, что вопросы относительного авторства и подражательства обострились сегодня даже в сфере классической живописи (Рембрандт, Рубенс, леонардески, русский авангард). Тем более они присутствуют в сфере скульптуры и прикладного искусства».

Писать ответ непосредственно Ружникову директор Эрмитажа не намерен. «Стиль и жанр так называемого «письма» делает «ответ» на него этически невозможным», — пояснил Пиотровский.

А для «Фонтанки» добавил: «Необходимо учитывать огромную разницу между искусствоведами-дилерами и музейными искусствоведами. Первые призваны купить-продать, вторые — сохранить, изучить и представить. Для первых произведение искусства — товар, для вторых — часть сложного культурного процесса. В наше время существует хорошее взаимодействие, но у него есть границы, определяемые заботой о прибыли у одних и поиском знания у других».

В поисках информации о деловой репутации Андрея Ружникова «Фонтанка» наткнулась на публикацию в блоге историка ювелирного искусства, почетного академика Российской академии художеств, ученого секретаря Мемориального фонда Фаберже и, к слову, консультанта по изделиям Фаберже департамента русского искусства аукционного дома «Christie’s» Валентина Скурлова. В приводимой журналистской статье Ружников удостоился не слишком приятных эпитетов и приведена история о том, как однажды он уже заявлял о своей готовности спорить на суде до последнего цента, что «Яйцо-часы» Фаберже — подделка. Правда, сделал он это якобы уже после того, как не сумел выкупить их для своего крупного клиента совсем не по «липовой» цене.

Вступительное слово М.Б. Пиотровского к каталогу выставки «Фаберже ‒ ювелир Императорского двора»

Фаберже снова в Зимнем дворце

С 1866 года Карл Фаберже, создатель и эстетический эталон знаменитой фирмы и особой художественной манеры, на протяжении 15 лет посещал Галерею драгоценностей Императорского Эрмитажа, где изучал и реставрировал ювелирные диковины. Для всех знакомых с коллекциями музея нет сомнения в том, что этот опыт оказал серьезное влияние на становление его вкуса и стиля. С 1874 года Фаберже поставляет свои изделия Императорскому двору, в 1885 году получает звание «Поставщика Двора Его Императорского Величества», а в 1910 году ‒ титул придворного ювелира Императорского двора.

В 1885 году начинается знаменитая серия пасхальных яиц, которые в правление Временного правительства были вывезены в Москву и в значительной части проданы потом Советским правительством за границу. В 1901 году Николай II покупает копии императорских регалий, изготовленные по разрешению двора и получившие Гран-при на Всемирной выставке в Париже. В 1902 году в особняке фон Дервиза при поддержке Эрмитажа состоялась первая выставка Фаберже. Во время Первой мировой войны Фаберже оснащает медицинским оборудованием Лазарет имени Наследника Цесаревича Алексея в Зимнем дворце.

В 1993 году в Георгиевском зале Зимнего дворца открывается огромная выставка «Фаберже ‒ придворный ювелир», прошедшая потом в Париже и в Лондоне. В столице Великобритании ее открывала Маргарет Тэтчер. В выставке приняли участие многие музеи и коллекционеры, в том числе и собрание Форбса. Далее в Эрмитаже следуют серии выставок, посвященных коллекциям Фаберже, а в 2014 году в Восточном крыле здания Главного штаба открываются Залы памяти Карла Фаберже. Тогда же к 250-летию Эрмитажа президент России В.В. Путин передал музею два шедевра ‒ «Каминные часы» и «Часы-яйцо Ротшильда». Сегодня Эрмитаж продолжает процесс и завершает некоторый цикл новой большой выставкой в Гербовом зале Зимнего дворца, снова напоминая о «родовых» связях Фаберже с Эрмитажем и русским Двором, о том, как в творчестве мастеров знаменитой фирмы любование различными художественными эпохами слилось со вкусом императорской семьи.

С 1993 года многое изменилось. Слава Фаберже, усиленная покупками и продажами, организованными Армандом Хаммером, возросла непомерно, а с нею ‒ и аукционные цены.

Фаберже стал своеобразным символом царской России и в этом качестве ‒ объектом поклонения, а покупка его изделий ‒ знаком ностальгической преданности традиции. Сенсационная покупка В.Ф. Вексельбергом коллекции Форбса завершилась созданием с помощью фонда «Связь времен» прекрасного Музея Фаберже в Петербурге, вернувшего стране сотни произведений Фаберже и его соратников. Спрос породил предложение, и на рынке всплыло множество новых работ фирмы Фаберже, подражателей Фаберже, реплик Фаберже. Затем и параллельно сформировались еще несколько прекрасных коллекций и специальных музеев. Экспонаты трех ‒ Музея христианской культуры в Петербурге, Русского национального музея в Москве и Музея Фаберже в Баден Бадене ‒ соединяются на выставке с традиционными собраниями Эрмитажа, Павловска, Петергофа. Новые вещи и подходы создают своеобразный новый музейный образ.

Коллективное творчество членов семьи Фаберже и их знаменитых и безымянных мастеров стало одним из явлений Серебряного века русской культуры, утонченным эстетским любованием стилями разных исторических эпох. Историзм, преображенный «декадентством». В то же самое время, своеобразный стиль Фаберже воплотил и эстетику петербургского двора с ее несколько повышенной пышностью и торжественностью, усилившимися в конце XIX ‒ начале XX века. Вместе они стали романтическим образом царской России, надо сказать ‒ достаточно красноречивым и эмоционально верным.

Массовый характер производства, обилие стилистических приемов, множество участников процесса, в том числе и первоклассных мастеров, высокие цены и сложные судьбы творцов, заказчиков, новых и старых хозяев ‒ все это породило массовую активность подражателей, имитаторов и фальсификаторов. Подлинность каждой появляющейся на рынке новой вещи может всегда быть оспорена и оспаривается. Документы, квитанции, наличие клейм помогают только частично, консенсус экспертного сообщества достигается непросто, а часто ‒ отсутствует. Поэтому всякой новой публикации сопутствует дискуссия. И это правильно, когда каждая новая выставка влечет за собой круглые столы с обсуждением общих и частных проблем. Надо заметить, что вопросы относительного авторства и подражательства обострились сегодня даже в сфере классической живописи (Рембрандт, Рубенс, леонардески, русский авангард). Тем более они присутствуют в сфере скульптуры и прикладного искусства. Эрмитаж уже имеет традицию показа для обсуждения скульптур Дега или картин школы Леонардо. Сегодня мы представляем на удовольствие публики большую коллекцию вещей, которые мало кто ранее видел. Они прекрасны, полны исторической энергии, памяти и вопросов. Все это дополняет непосредственное впечатление от прекрасного умения замечательных мастеров.

Карл Фаберже и его соратники не перестают возвращаться в Эрмитаж, вечный источник их вдохновения и хранитель памяти об их искусстве и умении.

Возможность дискуссии (научной, но не рыночной) вокруг «новых» Фаберже была заложена в проект выставки «Фаберже ‒ ювелир Императорского двора». Намеченные пресс-конференции и круглые столы музейных экспертов отложились из-за пандемии, но непременно состоятся. Продолжением проекта является запланированная на февраль совместная выставка исторических объектов Картье и результатов реставрации ювелирных шедевров Эрмитажа ‒ «Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие дома Cartier». Там тоже планируется научно-просветительская программа, включающая в себя международную конференцию «Картье: диалоги об искусстве».

Источник статьи: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/news/news-item/news/2021/news_3_21/?lng=ru

Оцените статью