Подарок или деньги для ребенка

Дети и деньги: тот, кто дарит ребенку на день рождения деньги, поневоле дарит его семье проблему

У вас маленький ребенок? Готовьтесь уже сейчас, чтобы внезапное «Мама, дай денег» не застало однажды врасплох. Когда и как знакомить ребенка с деньгами и какие законы есть в этих отношениях — рассказывает психолог, специалист по бодинамике Татьяна Альхимович.

— С чего начинается финансовое воспитание ребенка?

— Для меня финансовое воспитание — это часть того контакта, который возникает между детьми и родителями. Ребенок находится рядом с папой и мамой, видит, как они разговаривают, выражают свои эмоции и какое место в их разговорах занимают деньги, с каким чувством они говорят о деньгах. Это может быть страх, благоговение, гордость или пренебрежение. Дети все ловят еще до того, как в их руки попадают первые купюры. Так формируется отношение: деньги — это хорошо или плохо, насколько они важны, насколько высока их ценность.

— Уже на этом этапе могут быть первые тревожные признаки в детском поведении?

— Да. Самая распространенная ситуация — когда ребенок требует купить то, что по сути не относится к материальным ценностям. Например, просит маму заплатить няне, чтобы та с ним сходила в цирк, или угрожает няне, которой недоволен: «Мама тебе не заплатит». Если подобное происходит, очень важно вовремя заметить это и объяснить ребенку, что человеческие отношения и оплата за работу — разные вещи.

— Если говорить о непосредственном контакте ребенка с деньгами, когда и как он должен начаться?

— Есть замечательный способ: когда ребенок просит купить, например, мороженое, вы даете ему деньги и поручаете сделать это самостоятельно. Такое можно практиковать с малых лет. При этом взрослый должен находиться рядом, ведь ребенок может смутиться или растеряться, ему нужна поддержка. Безусловно, у него пока нет ощущения стоимости и ценности покупки, он лишь выполняет поручение взрослого. Но именно так дети получают первый навык обращения с деньгами.

Чуть позже появляются карманные деньги, которые должны отражать потребности ребенка. Для чего они ему нужны? Например, дошкольник подрос, и у него появляются свои интересы, он хочет собирать карточки или журналы, а вы не готовы их регулярно покупать. Тогда стоит выделить ему определенную сумму и позволить самому планировать свои расходы.

— Но он не может пока контролировать свои желания, возьмет и все потратит на ерунду.

— Это абсолютно нормально! Если родители недовольны, они могут лишь запретить, но тогда теряется весь смысл финансового воспитания. Этап, когда все деньги потрачены в прямом смысле на мусор, неизбежен. Как же иначе маленькому человеку понять, что ценно, а что нет? Только по последствиям. Ребенок покупает ерунду, а вечером может и расплакаться: «Мама, я такой глупый, зачем я это все накупил, лучше бы оставил деньги». И мама должна выслушать, возможно, посочувствовать, только не ругать. Однако в следующий раз случится то же самое. Для каждого ребенка существует свое количество этих повторений.

Здесь очень важно соблюдать одно правило: нельзя, жалея дитя, возмещать ему необдуманные траты. Никакого обучения в этом случае не произойдет. Если вы договорились с ребенком, что каждый понедельник даете ему по 10 000 рублей, то, как бы он ни умолял о дополнительном взносе, вы отвечаете: «Нет. Мне очень жаль, что сегодня только среда, а у тебя уже ни копейки, но денег я тебе больше не дам».

— Как быть с деньгами, подаренными на день рождения?

— Тот, кто дарит ребенку деньги, поневоле дарит его семье проблему. Одно дело, если родители готовы не контролировать ребенка, не ругать: «Как ты мог сто долларов на машинки и шоколад потратить?» — тогда проблем нет. Но часто сумма для сознания родителей слишком велика, чтобы ее полностью отдать ребенку.

Здесь можно предложить несколько вариантов. Если о финансовом подарке известно заранее, аккуратно объясните дарителю, почему вы не хотите получить сюрприз деньгами и что лучше на них купить. Или уже договариваться с ребенком: «Это твои деньги, но я беспокоюсь, что ты потратишь их впустую. Давай вместе пойдем в магазин, может быть, я смогу тебе что-то посоветовать?» Не забывайте, последнее слово все равно должно остаться за ребенком. Его решение может быть спонтанным, неразумным с точки зрения родителей, но это его подарок и его деньги.

— Недавно слышала разговор 10-летнего мальчика с мамой. Он жаловался, что у кого-то из одноклассников появился крутой телефон. Как быть в подобной ситуации родителям, особенно если их средства ограничены?

— Для школьников и подростков подобная конкуренция абсолютно нормальна. Так было всегда! В советские времена неким фетишем была одежда, пластинки, сегодня — мобильный телефон или планшет. Нет никакого ужаса в том, что у вашего ребенка не самая дорогая модель и он на это жалуется. Разделите с ним эту грусть, объясните, что сейчас действительно нет денег (если это на самом деле так), либо что вы просто не считаете пока нужным покупать новый телефон, так как прежний в рабочем состоянии и с хорошим набором функций.

— Но ведь в школе над ним могут насмехаться?

— Нельзя купить авторитет. Можно ошеломить насмешников, подарив ребенку самый шикарный телефон, но чаще всего проходит время и над этим ребенком опять начинают смеяться и издеваться. Значит, есть некие психологические проблемы. Они могут быть связаны как с ребенком, так и с атмосферой класса, школы, поэтому просто купить телефон или планшет — это не панацея. Нужно поддерживать своего ребенка, исследовать ситуацию, быть рядом, а не откупаться дорогими игрушками.

— Не раз приходилось слышать, что родители платят детям за хорошие оценки. Нормально ли это?

— Мы обращаемся к теме границ, а их главный вопрос: что кому принадлежит? Если учеба — это, условно, мамина сфера, она ее контролирует, то пусть она платит за оценки, а ребенок становится лишь тем, кого заинтересовывают. Но правильно, когда учеба принадлежит ребенку, он отвечает за нее, несет ответственность за оценки и поведение в школе. Возникает вопрос: как же мотивировать ребенка на обучение? Платить за оценки — вариант для ленивых родителей. Ребенка надо заинтересовать. Учите таблицу умножения во время вечерней прогулки, на примитивных опытах покажите, какой увлекательной может быть химия или физика, а в истории так много героев и загадочных фактов! Конечно, это требует времени, но вот он — самый естественный способ заинтересовать ребенка. А деньги в данном случае меняют мотивацию: ребенок учится не потому, что ему это нравится, а потому, что срочно нужны 10 000 рублей на наклейки или чипсы.

— А что насчет оплаты за помощь по дому?

— Каждый человек чистит зубы, но никому не придет в голову платить ребенку за это. Потому что личная гигиена — это естественно. Так же и с домашними обязанностями. Если малыша с малых лет приучили собирать игрушки, позже — застилать постель, накрывать на стол, он будет помогать и никакой оплаты не потребует. Другое дело, если родители спохватились, что их 12-летнее чадо даже кружку после чая не помоет… Что остается делать, когда время упущено? Просить, предлагать условия («сделаешь — дольше посидишь за компьютером») или деньги. В конце концов, ничего криминального в этом нет.

Источник статьи: http://lady.tut.by/news/relationship/353940.html

Карманные деньги детям не нужны. Или нужны? Разбираемся с экспертом

Миф № 1. Детям не нужны карманные деньги. Всё необходимое родители купят сами

У карманных средств конкретная цель — воспитать в ребёнке самостоятельность, грамотное отношение к деньгам и способность самому принимать решения. Этому нужно учить так же, как переходить дорогу на зелёный сигнал светофора и не заходить в лифт с незнакомцами.

Детям определённо стоит выдавать деньги на карманные расходы, ведь это неотъемлемая часть жизни. Уметь грамотно пользоваться деньгами, управлять ими, планировать траты — то, чему важно учиться с самого детства.

Миф № 2. Первоклашкам точно деньги ни к чему. Лучше начинать выдавать классе в 5–6‑м

Чем раньше ребёнок научится грамотно распоряжаться финансами, планировать и контролировать свои траты — тем лучше. Ни в школе, ни в вузе этому не учат. В результате многие люди, даже став взрослыми, ведут себя как дети: берут новый айфон в кредит, не расплатившись за предыдущий, спускают всю зарплату в первые дни или не откладывают на крупные покупки. Ваш ребёнок может избежать таких ошибок, если научится правильно обращаться с деньгами с детства.

В Гражданском кодексе сказано, что дети с шести лет могут совершать мелкие сделки. Например, купить мороженое в киоске или книгу в магазине.

Можно начинать выдавать деньги с этого возраста, если ребёнок уже понимает, зачем они нужны и как ими пользоваться. Проверить это легко: попросите ребёнка сходить в магазин с небольшим списком продуктов. По тому, как он разберётся в ценах, посчитает сумму покупок и сдачу, вы поймёте, насколько он готов распоряжаться своим собственным средствам.

Профи для любой задачи

Миф № 3: Нужно строго контролировать расходы ребёнка. Потратил всё на всякие глупости — больше денег не выдавать

Скорее всего, несколько первых «получек» ребёнок действительно потратит в первые же дни на какую-нибудь ерунду. Считайте это неизбежными издержками воспитания: на собственных ошибках ребёнок должен понять, как разумно распоряжаться деньгами . Не ругайте его и не давайте ещё денег. Лучше объясните, что надо осмотрительнее делать покупки и планировать траты.

Эффективнее не контролировать ребёнка, а дать ему возможность совершать ошибки, поступать по-своему. Задача родителя — объяснить и рассказать о том, как копить, как тратить, помочь сдерживать желания, видеть последствия трат и накоплений.

Миф № 4. Просто так давать деньги нельзя. Пускай учится на пять и ковёр в гостиной пылесосит

При помощи денег мотивировать ребёнка хорошо учиться или выполнять работу по дому — легко, но непродуктивно. Это естественные обязанности. Если поощрять детей деньгами, то рано или поздно они не захотят ничего делать бесплатно: ни учить уроки, ни мыть посуду.

Но можно подтолкнуть ребёнка делать что-нибудь полезное. Грег МакКеон в книге «Эссенциализм» рассказывает, как приучил детей больше читать.

Мы ввели в доме особую систему. Каждый ребёнок в начале недели получал по 10 жетонов. Один жетон можно было обменять либо на полчаса за компьютером или мобильным устройством, либо на 50 центов. Таким образом за неделю набиралось либо 5 часов у экрана, либо 5 долларов. За каждые полчаса, проведённые за чтением книги, ребёнок мог получить дополнительный жетон, который гарантировал ему ещё полчаса у компьютера или лишние 50 центов. Эта система помогла добиться потрясающих результатов: буквально за день время у экрана сократилось на 90%, зато дети стали читать гораздо больше, а мы перестали тратить время на то, чтобы их контролировать .

Миф № 5. Деньги — плохой подарок для ребёнка

Ничего страшного, если на Новый год или день рождения ребёнку подарят деньги. Но когда это происходит часто и без всякой системы, дети перестают чувствовать их ценность.

Такими подарками часто «грешат» бабушки и дедушки. Объясните своим родителям, что это может навредить ребёнку. Он привыкнет, что у него постоянно при себе большие суммы, и будет небрежно относиться к деньгам.

Советы о карманных деньгах

Выдавайте регулярно. Лучше делать это всегда в один и тот же день. Первоклашкам лучше давать деньги раз в неделю — им пока сложно загадывать на долгий срок. Подросткам можно реже — раз в месяц.

Попробуйте один раз «забыть» и не выдать деньги в день «получки». Если ребёнок тоже забудет, то отложите выплату до следующего раза.

Это научит его следить за собственными деньгами и планировать расходы.

Не покупайте сразу. Если ребёнок просит что-нибудь в магазине, не покупайте сразу. Предложите записать желаемое в список, а потом выбрать, что ему нужнее. Так он научится не тратить деньги импульсивно, а планировать свои покупки.

Научите ребёнка копить. Заведите банку для накоплений. На неё наклейте бумажку с фотографией того, на что копит ребёнок, и напишите сумму, которую необходимо собрать. По мере накопления отмечайте прогресс прямо на бумажке. Можно использовать тетрадный листок, где каждая клетка будет соответствовать 50 или 100 рублям. Закрашивайте клетку каждый раз, когда ребёнок положит в банку определённую сумму, — так нагляднее.

Банка для накоплений. Каждая клетка — 50 рублей. Всего 45 клеток — 2250 рублей.

Оформите на ребёнка банковскую карту. Многие банки выпускают специальные детские карты. Они привязываются к счёту родителя, на них можно установить лимит покупок, а информацию о тратах получать на телефон. Так ребёнок научится пользоваться современными средствами оплаты, совершать покупки в интернете.

Предложите заработать. По закону трудовой договор можно заключать с 14 лет. С этого возраста дети могут начать зарабатывать — например раздавать рекламные листовки или работать курьером. Так ребёнок научится понимать цену деньгам на собственном опыте.

Источник статьи: http://profi.ru/media/karmannie-dengi-detyam-ne-nuzhni-ili-nuzhni-razbiraemsya-s-ekspertom

Ребенку подарили деньги. Тратить, копить или отдать родителям?

Дети и деньги: тест для родителей. Карманные деньги, денежные подарки

Тратить и зарабатывать деньги дети учатся на примере родителей. И гораздо важнее разговоров о семейном бюджете — то, как мы управляемся с деньгами, какие решения принимаем по поводу карманных денег ребенка или денежных подарков ему от родственников. Авторы книги «Дети и деньги» придумали для этого специальный тест. Пройдите его и узнайте, правильно ли вы реагируете на просьбы детей о покупке игрушки или одежды.

Деньги — очень важная вещь в жизни, но они могут вскружить голову и задурить мозги. Их зарабатывают, чтобы купить еду, одеваться, накопить или инвестировать в будущее. Но сегодня дети многих зажиточных родителей из семей среднего класса растут, не беспокоясь о деньгах. Такие дети вырастают во взрослых, неспособных тратить деньги с умом.

Многие родители тоже неправильно ведут свои денежные дела. Они слишком много расходуют на детей, работают до старости, зарабатывая на их обучение, пренебрегая своими собственными нуждами. Давайте начнем с вас. Позволяете ли вы своим детям с избытком тратить деньги?

  • Вы недовольны телефонными счетами ребенка, но все равно оплачиваете их?
  • Ваш сын регулярно просит новые джинсы и кроссовки?
  • У вашей дочери полдюжины платьев, которые она не носит?

Вам нужно откладывать примерно 10–20 процентов вашего дохода для ваших собственных нужд или будущей жизни на пенсии. Если вы далеки от этого, то наверняка тратите слишком много на семью и детей, и слишком мало — на самого себя.

Дети и деньги: тест для родителей

Сначала давайте посмотрим, насколько хорошо вы отвечаете на типичные вопросы детей, касающиеся расходов на одежду и игрушки, карманных денег и денежных подарков от родственников. В конце теста подсчитайте количество баллов, которое вы наберете за ответы на все вопросы.

1. Десятилетний ребенок копит карманные деньги на робота-собаку, которая умеет бегать и гавкать. Он накопил достаточно и хочет ее купить. Вы:

а. Позволите ему это сделать.
б. Скажете ему, что он не может тратить свои сбережения.
в. Скажете «нет» и предложите ему купить что-то полезное.
г. Сами купите ему игрушку, сохранив его сбережения.

(а) 3 (б) 1 (в) 0 (г) 0

Если ваш ребенок накопил на игрушку и вы позволили ее купить — это награда за его старания. Конечно, это должна быть запланированная покупка, на которую он копил какое-то время. Самое худшее — это запретить ему купить то, о чем вы уже договорились.

2. Обычно вы тратите 40 долларов на джинсы для сына. Сейчас он хочет брендовые джинсы за 120 долларов. Вы:

а. Категорически скажете, что о джинсах за 120 долларов не может идти и речи.
б. Дадите 40 долларов и позволите ему добавить собственных денег.
в. Купите брендовые джинсы, так как уже пора приобрести что-то стоящее.
г. Скажете, что или вы покупаете ему джинсы за 40 долларов, или он будит ходить в старых.

(а) 1 (б) 3 (в) 1 (г) 2

Этот урок научит разнице между потребностями и желаниями. Для несовершеннолетнего ребенка джинсы за 40 долларов — вполне подходящий вариант, если они хорошие и удобные. А если он очень хочет джинсы за 120 долларов, то пусть достает свои собственные сбережения или начнет на них копить. Можно и категорически запретить ему покупать джинсы за 120 долларов, даже если у него есть деньги. Существует предел, выше которого мальчик не должен тратить деньги на такие обычные вещи, как джинсы.

3. Ваша двенадцатилетняя дочь получает карманные деньги за уборку в доме. Недавно она прекратила это делать. Вы:

а. Перестанете платить, чтобы наказать ее.
б. Пригласите помощницу по хозяйству убираться в доме.
в. Продолжите платить, чтобы выполнить свою часть сделки.
г. Разделите вопросы ведения домашнего хозяйства и получения карманных денег.

(а) 0 (б) 0 (в) 0 (г) 0

Детям надо регулярно давать карманные деньги, чтобы они получили важнейшие навыки в финансовой области: копить, тратить и жертвовать на благотворительность. Если эти наличные дают ребенку за ведение какой-то части домашнего хозяйства, но свои обязанности он не выполняет, то и выдавать деньги надо нерегулярно. Но уж мы-то знаем, что нерегулярная зарплата расхолаживает. Тем более детей.

4. Вы в магазине игрушек, и дочка умоляет купить ей куклу Кайле, которая подключается к интернету и может отвечать на вопросы, используя Google. Вы:

а. Купите игрушку, чтобы избежать «сцены».
б. Купите, но скажете дочери, что стоимость Кайле будете вычитать из ее карманных денег.
в. Не купите, но посоветуете ей в следующий раз воспользоваться собственными сбережениями.
г. Предложите сначала поиграть с такой же куклой у двоюродной сестры — действительно ли эта игрушка так хороша?

(а) 0 (б) 0 (в) 3 (г) 3

Вам не стоит покупать куклу, если это незапланированная покупка. Дочь надо поощрить за накопление денег, только если это займет не более пары месяцев. Попросите ее поиграть с куклой — что, кукла и правда интересная игрушка?

5. Ваша восьмилетняя дочь Эллен потеряла 20 долларов, которые ей дала бабушка для школы. Вы:

а. Скажете Эллен, чтобы она вежливо попросила у бабушки еще 20 долларов.
б. Скажете Эллен, что она должна быть более внимательной.
в. Заставите ее выполнять дополнительные задания по хозяйству, чтобы заработать 20 долларов.
г. Скажете ей, что она должна была положить деньги в копилку.

(а) 0 (б) 3 (в) 1 (г) 1

Вы получили 10 тысяч долларов в качестве премии и отправились в казино. Проиграли все до последнего и поняли, что следовало быть более осторожным. Точно такой же урок должна усвоить Эллен. Не стоит давать ей еще 20 долларов, да и бабушке нужно сказать, чтобы она не дарила ей денег. Пусть Эллен сделает еще что-нибудь по хозяйству, хотя это и окажет лишь временный эффект. Пусть она лучше поймет — впредь надо быть осторожней.

6. Вы объяснили Самуилу, что ему совершенно точно не купят последнюю модель игровой приставки «Сони Плэйстейшн», и тут с ней неожиданно появляется дедушка. Вы:

а. Говорите дедушке Самуила, что не можете принять подарок для сына.
б. Принимаете подарок, но не показываете до дня рождения Самуила.
в. Прячете подальше, чтобы проучить обоих — и дедушку, и Самуила.
г. Принимаете подарок, но предлагаете дедушке советоваться с вами перед тем, как делать детям дорогие подарки.

(а) 1 (б) 2 (в) 0 (г) 3

Бабушки и дедушки сегодня богаче, чем раньше, и часто портят своих внуков. Они делают подарки в самый неожиданный момент и не ждут особого случая, ведь баловать внуков — для них радость. Вы должны вмешаться и поговорить с бабушкой и дедушкой. Ваши дети не должны получать никаких дорогих подарков, если вы их не одобрили. Если они все же что-то принесли, спрячьте до важного повода — Рождества, дня рождения ребенка или отличных оценок на школьных экзаменах.

7. Дядя Чарли дал девятилетней Эйлен 100 долларов, когда она была у него в гостях. Вы:

а. Позволите тратить на свое усмотрение. Это подарок.
б. Положите деньги в ее копилку.
в. Позволите потратить 20 долларов и посоветуете положить остальные в банк под проценты.
г. Посоветуйте дяде Чарли не давать такие большие суммы Эйлен.

(а) 0 (б) 1 (в) 2 (г) 3

Если бы дядя Чарли подарил 10 долларов или 20, то Эйлен вполне могла бы потратить их по своему усмотрению. Но 100 долларов — это многовато для девятилетней девочки, особенно если сделано без повода. Давать ребенку 100 долларов — это как взрослому выигрывать в лотерею. Исследования показывают, что большие незаработанные деньги принуждают людей кидаться из крайности в крайность — от восторга до полного разорения и отчаяния. Дядя Чарли должен согласиться с вами. Если Эйлен еще раз получит такой подарок, то настаивайте, чтобы его большая часть шла на накопление.

8. Ваш семилетний сын Давид получает так много подарков на день рождения, что ему становится скучно после распаковывания даже нескольких. Вы:

а. Отдаете оставшиеся подарки на благотворительные цели.
б. Храните оставшиеся подарки, чтобы отдать ему в другой раз.
в. Развернете оставшиеся подарки, чтобы завершить начатое.
г. Заведете детский сберегательный счет и предложите родственникам положить туда деньги для обучения Дэвида в колледже.

(а) 0 (б) 2 (в) 1 (г) 3

Вы любите креветки, но после пятидесяти штук со шведского стола следующие уже не кажутся такими вкусными. И если ваш ребенок получил десять подарков, то пусть он откроет первые пять, а затем будет открывать по одному каждое следующее воскресенье. Или, еще лучше, откройте сберегательный счет на обучение Дэвида. Предложите родственникам и друзьям вносить на него деньги. Любой способ откладывания средств на обучение поможет детям узнать об «отсроченном удовольствии».

9. Вы взяли свою четырехлетнюю Синди в кондитерскую, и она хочет набрать весь шоколад, который поместится в ее корзину. Вы:

а. Позволите ей выбрать какой-то один сорт.
б. Покинете магазин и вернетесь домой.
в. Купите ей все, что она хочет, чтобы избежать «сцены».
г. Вставите беруши и пусть вопит, сколько влезет.

(а) 3 (б) 2 (в) 0 (г) 2

Истерики — сомнительное удовольствие для родителей. Если ваш ребенок не хочет замолкнуть, придется покинуть территорию и дать ему возможность успокоиться. Если вы пойдете навстречу Синди, то она быстро узнает силу крика для манипулирования. Пусть она сделает выбор, вам надо настоять на своем. Только одна шоколадка, и не более!

10. Ваш пятилетний сын Мэтью спрашивает, что будет, если его мама и папа умрут. Вы говорите ему:

а. Это невозможно, мы не умрем (он еще слишком мал для понимания смерти).
б. Он будет жить с тетей Марией (вы назначили тетю Марию опекуном).
в. Кто-то из семьи будет его воспитывать (вы и ваша супруга молоды и считаете, что еще слишком рано для разговоров на эту тему).
г. Вы поговорите с его любимой тетей Марией, чтобы она воспитывала Мэтью (вы и ваша супруга назначаете ее опекуном в вашем завещании, если она согласна).

(а) 1 (б) 2 (в) 1 (г) 3

До трех лет дети не имеют никакого понятия о смерти. До шести лет они считают, что смерть обратима, словно можно заснуть, а потом проснуться. Дети начинают понимать необратимость смерти между шестью и девятью годами. Родителям следует подготовиться к возможности смерти их обоих, когда ребенок еще совсем мал. Назначение подходящего опекуна поможет убедиться, что после смерти за вашим ребенком будет ухаживать надежный человек.

Ваши результаты:

0–10. Если будете продолжать в том же духе, то дети останутся жить с вами лет до 35.
11–25. Неплохо, но у вас есть к чему стремиться.
26–30. Вы и ваши дети на правильном пути. Воспользуйтесь этой книгой, чтобы отточить свои навыки обращения с деньгами.

Источник статьи: http://www.7ya.ru/article/Rebenku-podarili-dengi-Tratit-kopit-ili-otdat-roditelyam/

Читайте также:  Как с помощью упаковочной бумаги оформить подарок
Оцените статью