- Путин выделил личные средства на главную икону храма Вооруженных сил РФ
- В Кремле подтвердили, что президент России Владимир Путин перевел личные средства на создание иконы главного храма Вооруженных сил РФ.
- Не на дворцы и яхты: Путин пожертвовал на икону для храма Вооружённых сил
- Вооруженный иконостас: как РПЦ удивила Россию Путиным и Сталиным
Путин выделил личные средства на главную икону храма Вооруженных сил РФ
В Кремле подтвердили, что президент России Владимир Путин перевел личные средства на создание иконы главного храма Вооруженных сил РФ.
Владимир Путин перевел сумму, которая была необходима для изготовления иконы, подтвердил российского президента Дмитрий Песков.
Дмитрий Песков, президента РФ: «Сумму я вам не буду называть. Это та сумма, которая была необходима для того, чтобы эту икону сделать. Это собственно непосредственно личный вклад президента в создание этого главного храма Вооруженных сил».
Песков напомнил, что Путин присутствовал на церемонии закладки камня этого храма. «И не может, конечно, оставаться равнодушным к этому процессу», добавил он.
Ранее главный архитектор храма Дмитрий Смирнов рассказал газете «Красная звезда», что центральной иконой главного храма российских вооруженных сил станет образ Спаса Нерукотворного. «Создаются и икона, и весь уникальный складень на личные средства президента России Владимира Владимировича Путина», сообщил архитектор.
Изготовлением иконы займутся иконописцы Сретенского монастыря там используют древнерусскую технику иконописи.
Возведение нового храма ведется полностью за счет добровольных пожертвований. Он станет третьим по величине в России, уступая только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге.
Источник статьи: http://www.ntv.ru/novosti/2166022/
Не на дворцы и яхты: Путин пожертвовал на икону для храма Вооружённых сил
Владимир Путин из своего кармана оплатил создание иконы для главного храма Вооружённых сил России, продолжая благотворительные традиции русских правителей
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков рассказал журналистам о личном вкладе Владимира Путина в возведение главного храма Вооружённых сил — пожертвовании на создание иконы Спаса Нерукотворного.
Путин перевёл свои личные средства на изготовление. Сумму я вам не буду называть. Но это та сумма, которая была необходима для того, чтобы эту икону сделать. Это непосредственный вклад президента в создание главного храма Вооружённых сил,
Напомним, несколько месяцев назад глава российского государства принял участие в церемонии освящения закладного камня главного храма Вооружённых сил России.
«У нас испокон веков заведено ставить храмы в честь ратных подвигов русского воинства. Они призваны прославлять воинскую доблесть и утолять скорбь по погибшим, хранить примеры самоотверженности, героизма, любви к Родине и передавать их из поколения в поколение», — сказал тогда президент.
Главный архитектор храма Дмитрий Смирнов сообщил в одном из интервью, что на пожертвование Путина создаётся не только сама икона, но и весь уникальный складень, частью которого эта икона является, — «храм в храме», как назвал его архитектор.
Створки складня будут изготовлены из меди с серебряными вставками и вкраплениями полудрагоценных камней. В верхней части сделают образ Архангела Михаила — предводителя небесного воинства, внизу — мощевик, слева и справа — образы Казанской, Владимирской, Тихвинской и Смоленской Божией Матери, помогавшие русским одерживать победы в великих сражениях прошлого.
Создание самой иконы тоже необычно. Она будет написана на почти метровой доске, сделанной из лафета восьмифунтовой чугунной пушки 1710 года, которую подняли со дна реки Невы, и деревянных частей винтовки Мосина 1944 года выпуска. Над созданием образа Спаса Нерукотворного трудится главный художник Сретенских мастерских в Москве Михаил Леонтьев.
Спас Нерукотворный. Фото: www.pravoslavie.ru
Сам образ также значителен для нашей армии. Под стягом с изображением Спаса Нерукотворного русские воины брали Казань, он побывал в крымских походах во время правления Софьи Алексеевны, при Петре I войско ходило с ним на Азов, также под этим знаменем была одержана первая крупная победа русских над шведами в ходе Северной войны — при Эрестфере.
После появлении новости о том, что Владимир Путин оплатил создание иконы в храме Вооружённых сил, в Сети моментально поднялась волна злопыхательств. «Лучше бы больным детям отдали», «пусть лучше школы строят», «вот проблем больше нет», пишут комментаторы. Конечно, решать за других людей, а особенно за президента, на что нужно жертвовать, а на что не нужно, — это любимое занятие определённой категории наших граждан. Однако уличить президента в том, что он не помогает детям, нельзя, недаром он участвует в благотворительном проекте «Мечтай со мной», исполняя мечты тяжелобольных детей. Царьград уже писал об этом ранее. Проблем в нашей стране, как и в любой другой, конечно, много, однако вряд ли кто-то на полном серьёзе будет утверждать, что их нужно решать на добровольные пожертвования президента. На то есть государственный бюджет.
А вот благотворительность, жертвование на храмы и Церковь является давней традицией русских правителей — от князя Владимира, крестившего Русь, до последнего русского императора Николая II.
Император Николай II. Фото: www.globallookpress.com
Если вспомнить нашу более раннюю историю, то первым и наиболее ярким жертвователем для Русской Церкви был равноапостольный князь Владимир, утвердивший десятину, то есть «десятую часть от своего имения и градов», как источник церковных доходов. После татаро-монгольского нашествия десятину, которую платили все русские князья, упразднили. Вместо этого Церкви дали землю в пользование.
В разные периоды нашей истории правители России по-разному относились к Церкви. При Екатерине II у Церкви могли закрывать монастыри и отбирать земли. В поздней Российской империи, наоборот, строились храмы и возрождались монастыри, часто — на императорские пожертвования таких правителей, как Александр III и Николай II. Однако тот факт, что сегодня президент Владимир Путин жертвует средства на создание образа Спаса Нерукотворного, не только возвращает нашу страну к традициям православной Российской империи, но и подчёркивает преемственность с Древней Русью, столетия назад горячо воспринявшей христианство.
Источник статьи: http://tsargrad.tv/articles/ne-na-dvorcy-i-jahty-putin-pozhertvoval-na-ikonu-dlja-hrama-vooruzhjonnyh-sil_188901
Вооруженный иконостас: как РПЦ удивила Россию Путиным и Сталиным
Главный храм вооруженных сил слишком явно отличается от прочего церковного новостроя. Все уже привыкли, что новые православные храмы — это в лучшем случае стилизации под Византию, псковско-новгородскую архитектуру, московское узорочье и т.п., а в худшем — и такого много понастроено — вполне постмодернистское цитирование различных стилей без всякого понимания предназначения храма, организации храмового пространства и его символики. На самостоятельные архитектурные и дизайнерские решения архитекторы за редким исключением не способны, да и заказчики этого не требуют. Главное, чтобы было «традиционно», богато и пафосно.
Храм вооруженных сил — это тоже очень пафосно и очень богато. Однако в смелости заказчикам и архитекторам не откажешь. Они постарались нагрузить храм различными смыслами, как явными, так и тайными. Однако тайные смыслы относятся не к тайнам богопознания и богообщения, а к формальным датам и календарным значениям. Без дополнительных пояснений этот квест вряд ли смогут разгадать даже ведущие специалисты по литургическому богословию.
Почему диаметр барабана главного купола 19 метров 45 сантиметров? Правильный ответ: в честь окончания Великой Отечественной войны в 1945 года.
Почему высота малых куполов 14 метров 18 сантиметров? Правильный ответ: 1418 дней и ночей длилась война 1941-1945 годов.
Почему в иконостасе храма 48 икон? Правильный ответ: по числу месяцев боевых действий в Великой Отечественной и советско-японской войн.
Почему площадь мозаики в интерьере главного храма составляет 2644 квадратных метров? Правильный ответ: это число полных кавалеров Ордена Славы.
Другими словами, архитекторы всеми силами стремятся показать, что храм строится для утверждения и пропаганды вполне земных — идеологических — ценностей: прославления воинского героизма и памяти об истории военных побед. Эта довольно коварная подмена смыслов прослеживается и в других элементах архитектурного проекта и убранства храма.
Тема победы, если разобраться с ее богословским содержанием, оказывается интерпретирована в чуждом евангельской проповеди духе. Мозаики в галерее храма показывают, как Божия Матерь покровительствовала русским, советским и российским солдатам в разных битвах на всем протяжении истории. Сама победа понимается однозначно — как уничтожение и посрамление противника плюс торжество народного духа, ведомого государственной властью. Ступени храма сделаны из траков от немецких танков. «Мы считаем, что поднимаясь по ступеням этого храма, мы идем по оружию поверженного врага», — с гордостью сказал министр обороны Сергей Шойгу.
Другими словами, «поверженный враг» и сегодня, спустя 75 лет после окончания войны, не дает кому-то покоя. Снова и снова министру нужно не только самому убеждаться в том, что враг повержен, но и учить молодежь топтать ногами поверженного врага. Уже на пороге храма возникает особый победный настрой, который внутри храма должен только усиливаться. И вместе с тем организация храмового пространства подавляет вошедшего грандиозным парадом сакральных образов.
«Для всего мира важный момент — что у нас самое большое изображение Христа в мире в куполе… Это ноу-хау. Такого никогда не было. Спас Нерукотворный», — рассказывает главный художник храма Василий Нестеренко. И продолжает: «На западной апсиде с противоположной стороны огромная тридцатиметровая Богородица, которая свидетельствует обо всех войнах, которые были у нас. Ее чаще всего воспринимают в связи с Великой Отечественной войной».
«Сюжеты в западной части храма, например, будут посвящены в основном победам русского оружия и явлениям (Божией Матери — прим. автора), которые при этом были», — комментирует протоиерей Леонид Калинин, курировавший строительство со стороны РПЦ.
Накладка вышла с отображением руководящей роли партии и правительства. Не только резкая критика, но и возмущение — причем прежде всего самих православных, — вызвало изображение Сталина на одной из мозаик в притворе храма.
Однако с точки зрения заказчика и даже представителей Московской патриархии этот образ выглядит вполне логично. «По поводу Сталина — все знают, что он, с одной стороны, тиран, а с другой — Верховный главнокомандующий. Решение вычеркнуть его из Истории может быть принято только Государственной думой, президентом или всенародным референдумом. Последнее — предпочтительнее, чтобы никто ничего не решал за народ», — уверенно говорит протоиерей Леонид Калинин.
Образ Сталина крайне необходим в той идеологической конструкции, которая положена в основание проекта храма. Без государства побед не бывает. Конечно, в войне побеждает народ, но народ без вождей ни с чем не справится. И поэтому образ вождя — один из ключевых образов.
Как именно его изобразить? Подозреваю, с этим у художников были большие проблемы. В результате они побоялись включать в композицию фигуру Сталина и изобразили его на транспаранте где-то на среднем плане парада победителей. Трудно сказать, кто утвердил это решение и почему заказчики и кураторы от РПЦ решили, что это удачный ход. Дело в том, что транспарант с изображением портрета вождя на красной ткани — это прямое заимствование церковной хоругви. А на хоругвях располагаются иконы святых. Таким образом, получается, что РПЦ не только поддерживает, но признает законными те парарелигизные практики, которые использовали большевики. И более того, готовы благословить такие изображения в храме.
Да, я тоже могу представить себе изображение Сталина в православном храме, но в радикально ином контексте, который никак не предполагает положительных коннотаций. По традиции на западной стене храма может располагаться фреска Страшного Суда, на которой изображается посмертная участь праведников и грешников. В нижней части изображаются разные муки, которым подвергаются грешники. В одном из котлов с кипящей смолой вполне мог бы находится Иосиф Сталин.
Возникает закономерный вопрос: кому посвящен главный храм вооруженных сил России? Мы видим довольно радикальное переосмысление не только отдельных элементов, но и всей концепции православного храма. Можем ли мы говорить, что этот храм действительно построен во славу Божию?
Сделаю небольшое отступление. Несколько лет назад, когда я как куратор готовил первую большую выставку современного христианского искусства, передо мной остро встал вопрос: какое искусство мы сегодня можем считать христианским? Если использовать формальный принцип (любой сюжет на христианскую тему — это и есть христианское искусство), то споры быстро заходят в тупик. В эпоху постмодерна цитирование не только возможно, но и возведено в один из принципов современного искусства. Не обязательно верить или даже с уважением относиться ко Христу, чтобы создать художественное произведение на тему Евангелия или истории церкви.
И как тогда быть? Ответ на свой вопрос я нашел в Евангелии от Матфея. В повествовании о Рождестве Спасителя говорится о волхвах, которые, «войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары» (Мф. 2, 11). Наше свободное творчество — это дар, который дан Богом. И этот дар христиане призваны принести ему. История о трех волхвах, принесших свои дары, дает нам ключ к христианскому понимаю искусства и — шире — свободного творчества. Волхвы не просто принесли дары, но и поклонились Младенцу Христу как Богу.
Есть ли это поклонение в иконографической программе храма? Для ответа на этот вопрос следует рассмотреть ключевые образы — президента России и главного ктитора (т.е. патрона, основателя) храма министра обороны Сергея Шойгу. Здесь не существенно, что эта мозаика к настоящему моменту сбита или демонтирована. Президент и министр были изображен в толпе, ликующей по поводу присоединения Крыма к России.
На удивленные вопросы о том, возможны ли такие изображения в храме, настоятель главного храма вооруженных сил России епископ Клинский Стефан отвечает спокойно и рассудительно: «Такая традиция существует тогда, когда изображают исторические сцены из того или иного исторического периода. Понятно, что одно из таких значимых событий — присоединение Крыма. В этом присоединении участвовали первые лица государства, которые будут там изображены».
Однако в храме изображают не любые исторические события, а только те, которые становятся манифестацией действия Промысла Божия в истории. Можно ли к ним отнести присоединение Крыма к России? Для Церкви это крайне сложный вопрос. Не столько потому, что мировое сообщество не признало это присоединение, сколько потому, что на территории Украины действует Украинская православная церковь в юрисдикции Московского патриарха и далеко не все ее члены одобряют действия России. Мозаика вызовет дальнейшие разделения на Украине, и зачем это нужно РПЦ, понять трудно.
Можно согласиться, что образ ктитора храма в росписях и мозаиках вполне возможен, но он непременно должен отражать идею дара и поклонения, о которых я говорил выше.
Для сравнения можно привести церковь Санта-Мария-дель-Аммиральо, построенную в середине XII века Георгием Антиохийским. Он был выдающимся флотоводцем у сицилийского короля Руджеро II и получил титул «адмирала адмиралов». В притворе храма он поместил мозаику со своим изображением. Но как выглядит эта мозаика? Георгий Антиохийский изображен на ней склонившимся до земли перед Пресвятой Богородицей, и если рассмотреть соотношение фигур, то по отношению к Богородице он скорее напоминает средних размеров собаку.
В этой мозаике нет ни триумфа, ни величия, но есть смирение и поклонение. Можно ли представить себе Сергея Шойгу в такой позе? Моего воображения для этого не хватает. Министру обороны России не пристало говорить о смирении, которое в современной России воспринимается исключительно как слабость для государственных мужей непростительная. Мы же хорошо помним ремарку Путина в мастерской у Ильи Глазунова: «Борис и Глеб святые, это понятно. Но они все отдали без борьбы. Это не может являться примером для нас. Легли и ждали, пока их убьют. »
В связи с пандемией освящение главного храма вооруженных сил, которое планировалось на 5 мая, отложили на неопределенный срок. Однако уже сейчас храм стал для Русской православной церкви большой проблемой.
Во-первых, навязанный государством милитаризм в оформлении храма глубоко чужд православным традициям церкви. Для церкви важно прямо противоположное — полная демилитаризаця памяти о войне. Спустя 75 лет на первый план выходит личная и семейная память о погибших. Попытка сконструировать из Победы «духовную скрепу» — ключевой элемент консолидации нации — в долгосрочной перспективе не сработает. И этот храм станет памятником идеологии, которая со временем неизбежно будет сдана в архив.
Во-вторых, в условиях пандемии и экономического кризиса это роскошный храм воспринимается как атрибут уже ушедшей благополучной эпохи. Очевиден запрос на лаконичные, даже минималистичные храмы, которые не будут подавлять и без того подавленного человека, но будут ему соразмерны.
Конечно, государственные и военные ритуалы в этом храме будут проходить регулярно, но сам храм при этом превратится в декорацию, в один из объектов военно-патриотического парка культуры и отдыха «Патриот».
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Источник статьи: http://www.forbes.ru/obshchestvo/399735-vooruzhennyy-ikonostas-kak-rpc-udivila-rossiyu-putinym-i-stalinym