- Слон Ивана Грозного: как он стал жертвой заговора русских алкоголиков
- Отказавшийся кланяться
- Жертва оговора
- Слон Иоанна Грозного: почему царь приказал убить несчастное животное
- Отказавшийся кланяться
- Жертва оговора
- Как в Россию попали первые слоны и что с ними стало
- 1. Слон Ивана Грозного
- 2. Слоны Петра Великого
- 3. Слон Анны Иоанновны
- 4. Слоны Елизаветы Петровны
- 5. Слоны Николая II
Слон Ивана Грозного: как он стал жертвой заговора русских алкоголиков
Налаживать дипломатические отношения с помощью золота и дорогих подарков у сильных мира сего было принято с древнейших времен. В чести у правителей были не только редкие меха, пряности и драгоценные камни, но также породистые жеребцы, гончие, соколы и, конечно, диковинные экзотические животные. Так щедрым монаршим подарком нашему царю Ивану Грозному от Марии I Тюдор стали лев и львица, которых царь поселил в Алевизовом рве у кремлевских стен. Желая затмить широкий жест английской королевы персидский шах Тахмасп I отправил к московскому царскому двору настоящее диво – живого слона.
Отказавшийся кланяться
История о слоне Ивана Грозного до сих пор остается спорной. Отечественные источники того времени пишут о прибытии иранского посольства в Москву, но ни слова не упоминают о появлении экзотического животного, что довольно странно, поскольку слон, безусловно, должен был привлечь всеобщее внимание. Не найдены и останки того несчастного гиганта, что был послан в далекую и холодную Россию из теплой и солнечной Персии, чтобы безвременно там скончаться. Однако о печальной участи слона Ивана Грозного рассказывают два современника-иностранца: лютеранский пастор Пауль Одерборн, который никогда не был в России, но черпал сведения из доступных ему письменных источников и рассказов очевидцев, и немецкий авантюрист, опричник Ивана Грозного, Генрих фон Штаден, живший при дворе русского царя достаточно долгое время.
Если верить их свидетельствам, шах Тахмасп подарил слона Ивану Грозному в период между 1553 и 1571 годами. Слон был помещен, по разным версиям, то ли у Никитских, то ли у Воскресенских ворот Московского Кремля, по соседству со львами. Поскольку транспортировать слона из Персии на такое огромное расстояние было невозможно, животное отправили пешком вместе с погонщиком-арабом, и им пришлось своим ходом преодолеть несколько тысяч верст. По легенде, прибыв ко двору русского царя, несчастный слон так обессилел, что рухнул перед ним на колени. Ивану Грозному такое почтительное поведение экзотического животного очень понравилось, и он приказал, чтобы со слоном хорошо обращались и кормили «как его самого». Однако уже вскоре манеры слона утратили всякую учтивость, отчего он оказался у Ивана Грозного в опале. Как пишет Пауль Одерборн в своем «Памфлете» 1584 года, «Слон персидский от шаха Тахмаспа должен был изучать придворный церемониал. Ранним утром великий князь начинал обучать слона становиться на колени. Тонким острым железным лезвием он прокалывал кожу на лбу у слона и этой кровавой операцией думал добиться цели». Также бытует версия, что разочарование Ивана Грозного наступило во время празднества на Красной площади, когда опричники не только не смогли заставить слона поклониться царю даже с помощью копий, которыми кололи его под колени, но нахальное животное в знак своего презрения еще и сдуло хоботом с монарха шапку. «Увидя безнадежность попыток, – пишет Пауль Одерборн, – он рассердился на слона и приказал рассечь его на части».
Жертва оговора
Опричник царя Генрих фон Штаден рассказывает эту историю несколько иначе и с большими подробностями. По его версии, виновником печальной участи персидского слона стал конфликт ухаживавшего за слоном араба с «русскими бражниками», «которые в корчмах пьют и [зернью] играют». Позавидовав большому жалованью чужеземца, эти разбойники и пропойцы тайно убили жену араба, а про него самого пустили лживый слух, будто араб со своим слоном занесли в Москву эпидемию чумы. «Тогда араба и его слона сослали в опале в посад Городецкой. Араб умер там, и великий князь послал дворянина с наказом умертвить слона при помощи [крестьян] окрестных сох и посадских», – сообщает Генрих фон Штаден в сочинении «О Москве Ивана Грозного». Прежде чем палачи исполнили свое грязное дело, осиротевшему слону удалось разломать круглый сарай, в котором его держали, и убийцы обнаружили его лежащим на могиле своего единственного друга погонщика, располагавшейся неподалеку. Как пишет немец-опричник, там аравийского гиганта и добили, после чего выбили у него клыки и доставили их Ивану Грозному в качестве доказательства, «что слон действительно околел». Пишут, что могилу для захоронения слона копали целый месяц. По разным версиям, Городецкий посад, где слон Ивана Грозного трагически окончил свои дни, располагался в Бежецком уезде, либо под Звенигородом, либо в Городце Радиловом на Волге.
После этого печального инцидента слоны вновь появились в Москве при царском дворе в 1625 году, уже в период правления Михаила Федоровича Романова, в качестве подарка персидского шаха Аббаса I.
Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/history/138894-slon-ivana-groznogo-kak-on-stal-zhertvo.html
Слон Иоанна Грозного: почему царь приказал убить несчастное животное
Налаживать дипломатические отношения с помощью золота и дорогих подарков у сильных мира сего было принято с древнейших времен. В чести у правителей были не только редкие меха, пряности и драгоценные камни, но также породистые жеребцы, гончие, соколы и, конечно, диковинные экзотические животные. Так щедрым монаршим подарком нашему царю Ивану Грозному от Марии I Тюдор стали лев и львица, которых царь поселил в Алевизовом рве у кремлевских стен. Желая затмить широкий жест английской королевы персидский шах Тахмасп I отправил к московскому царскому двору настоящее диво – живого слона.
Отказавшийся кланяться
История о слоне Ивана Грозного до сих пор остается спорной. Отечественные источники того времени пишут о прибытии иранского посольства в Москву, но ни слова не упоминают о появлении экзотического животного, что довольно странно, поскольку слон, безусловно, должен был привлечь всеобщее внимание. Не найдены и останки того несчастного гиганта, что был послан в далекую и холодную Россию из теплой и солнечной Персии, чтобы безвременно там скончаться. Однако о печальной участи слона Ивана Грозного рассказывают два современника-иностранца: лютеранский пастор Пауль Одерборн, который никогда не был в России, но черпал сведения из доступных ему письменных источников и рассказов очевидцев, и немецкий авантюрист, опричник Ивана Грозного, Генрих фон Штаден, живший при дворе русского царя достаточно долгое время.
Если верить их свидетельствам, шах Тахмасп подарил слона Ивану Грозному в период между 1553 и 1571 годами. Слон был помещен, по разным версиям, то ли у Никитских, то ли у Воскресенских ворот Московского Кремля, по соседству со львами. Поскольку транспортировать слона из Персии на такое огромное расстояние было невозможно, животное отправили пешком вместе с погонщиком-арабом, и им пришлось своим ходом преодолеть несколько тысяч верст. По легенде, прибыв ко двору русского царя, несчастный слон так обессилел, что рухнул перед ним на колени. Ивану Грозному такое почтительное поведение экзотического животного очень понравилось, и он приказал, чтобы со слоном хорошо обращались и кормили «как его самого». Однако уже вскоре манеры слона утратили всякую учтивость, отчего он оказался у Ивана Грозного в опале. Как пишет Пауль Одерборн в своем «Памфлете» 1584 года, «Слон персидский от шаха Тахмаспа должен был изучать придворный церемониал. Ранним утром великий князь начинал обучать слона становиться на колени. Тонким острым железным лезвием он прокалывал кожу на лбу у слона и этой кровавой операцией думал добиться цели». Также бытует версия, что разочарование Ивана Грозного наступило во время празднества на Красной площади, когда опричники не только не смогли заставить слона поклониться царю даже с помощью копий, которыми кололи его под колени, но нахальное животное в знак своего презрения еще и сдуло хоботом с монарха шапку. «Увидя безнадежность попыток, – пишет Пауль Одерборн, – он рассердился на слона и приказал рассечь его на части».
Жертва оговора
Опричник царя Генрих фон Штаден рассказывает эту историю несколько иначе и с большими подробностями. По его версии, виновником печальной участи персидского слона стал конфликт ухаживавшего за слоном араба с «русскими бражниками», «которые в корчмах пьют и [зернью] играют». Позавидовав большому жалованью чужеземца, эти разбойники и пропойцы тайно убили жену араба, а про него самого пустили лживый слух, будто араб со своим слоном занесли в Москву эпидемию чумы. «Тогда араба и его слона сослали в опале в посад Городецкой. Араб умер там, и великий князь послал дворянина с наказом умертвить слона при помощи [крестьян] окрестных сох и посадских», – сообщает Генрих фон Штаден в сочинении «О Москве Ивана Грозного». Прежде чем палачи исполнили свое грязное дело, осиротевшему слону удалось разломать круглый сарай, в котором его держали, и убийцы обнаружили его лежащим на могиле своего единственного друга погонщика, располагавшейся неподалеку. Как пишет немец-опричник, там аравийского гиганта и добили, после чего выбили у него клыки и доставили их Ивану Грозному в качестве доказательства, «что слон действительно околел». Пишут, что могилу для захоронения слона копали целый месяц. По разным версиям, Городецкий посад, где слон Ивана Грозного трагически окончил свои дни, располагался в Бежецком уезде, либо под Звенигородом, либо в Городце Радиловом на Волге.
После этого печального инцидента слоны вновь появились в Москве при царском дворе в 1625 году, уже в период правления Михаила Федоровича Романова, в качестве подарка персидского шаха Аббаса I.
Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/history/150935-slon-ioanna-groznogo-pochemu-car-prik.html
Как в Россию попали первые слоны и что с ними стало
Государственный музей «Царское село»
У первого слона в России были заячьи уши и тигриные когти. По крайней мере, именно так слон изображен в виде барельефа на стене Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Создатель этого слона явно никогда не видел зверя вживую, а руководствовался письменными источниками. В Россию живые слоны прибыли только в 16-м столетии (во всяком случае, до этого прямых упоминаний о них нет).
1. Слон Ивана Грозного
Диковинные животные издревле были “обычным” царским подарком – так, лоси и белые медведи, экзотические в других странах, часто посылались в подарок от имени русских правителей. Ну а нашему первому царю Ивану Васильевичу персидский шах Тахмасп I прислал в подарок слона. Генрих фон Штаден, немец-опричник, оставивший объемные воспоминания о своей службе у царя Ивана, писал, что слон пришел из Персии пешком вместе со своим погонщиком. Согласно легенде, когда слон наконец дошел до Москвы, его прежде всего повели показывать царю. Слон был настолько уставшим, что упал на землю перед государем; это понравилось Ивану, который назначил чудовищу и его погонщику огромное содержание – что, конечно, спровоцировало ненависть большинства бедных и оборванных русских.
Когда в 1570 началась эпидемия чумы, виноватого нашли быстро – конечно, все дело в слоне. Слон с погонщиком были высланы в Городецкий посад (историки до сих пор спорят, где именно это было, скорее всего, город Бежецк Тверской области). Погонщик в ссылке умер, а слон нашел его могилу и лег на ней, отказываясь от воды и пищи. Посланные от Ивана люди убили слона и привезли царю и великому князю его бивни в доказательство выполненного поручения.
2. Слоны Петра Великого
Между тем, персидские шахи продолжали слать в Россию слонов. Уж очень этим восточным правителям были важны торговые и военные связи с северным царством. Сообщается, что в 20-х годах 17 века шах Аббас посылал слонов Михаилу Федоровичу. А в 1713 году слон был прислан лично Петру Великому. Современник Андрей Денисов видел этого слона в Москве, во время небольшой остановке по дороге в Петербург, и записал свои впечатления (на неподражаемом языке того времени):
«Небывалое зрителище – превелий слон зверь. Имея нози длиною с человека толсты яко бревно, толстотелесен, недолог по высоте, безшерстен, великоглав, черновиден, горбоспинен, задопокляп, ступанием медведоподобен, от верхния губы имея (нарещи) нос или губа или хобот, яко рукав платна висящ до земли, им же яко рукою брашно и питье приимет, и согнув в уста своя отдаёт. От верхних зубов два зуба велики вне торчат сюду и сюду, уши имея велики, яко заслоны печныя, рожки малы, подобны агнчим, хвост подобен воловьему».
Д.А.Ровинский. Русские народные картинки, 1881
Петр, у которого было полно дело, помимо слонов, в дневнике за 1713 год был лаконичен: «В 27-й день прибыл посол персицкой и при нём слон и иныя вещи». А слон в Петербурге стал общей потехой. Как писал в 19 веке историк А. Башуцкий, «вожатые сего слона имели обыкновение по большим праздникам и торжественным дням убирать его великолепным образом и водить его для поздравления к знатным особам, чем составляли себе немалый доход… По причине холодного, сырого петербургского климата, слон жил недолго. Кожа его, тщательно сохранённая и набитая, поставлена в Кунсткамеру, где находится поныне».
С.Н. Шубинский. Исторические очерки и рассказы. 1911
Узнав, что слон пал, персидский правитель выслал еще одного, который прибыл в северную столицу в 1723 году. Фридрих Берхгольц, голштинский дворянин на русской службе, записал: «Он помещён в доме, устроенном для прежнего слона, и там прикован цепью за одну ногу, но очень смирен и ручен. Хоботом своим он брал у нас из рук белый хлеб и тут же съедал его, также очень охотно играл с приставленными к нему людьми, из которых одного несколько раз поднимал хоботом высоко от земли».
3. Слон Анны Иоанновны
В 1736 году, еще один персидский слон был подарен Анне Иоанновне, императрице, которая отличалась любовью к диковатым простонародным развлечениям. В Петербурге к тому времени уже проживал “слоновый учитель” Асатий, смотревший за предыдущим слоном; в его ведении находилось здоровье животного и его рацион. Известно, сколько в год отпускали персидскому чудищу на содержание: «сухого тростника 1500 пудов, пшена сорочинского (сорочинским, или сарацинским, пшеном называли рис) 136 пудов 35 фунтов, муки пшеничной 365 пудов, сахару 27 пудов, 36 фунтов и 4 золотника; корицы, кардамону, гвоздики, мушкатных орехов по 7 фунтов и 58 золотников, шафрану 1 фунт 68 золотников, соли 45 пудов…» (пуд – 16 килограмм, фунт – 400 грамм, золотник – 4,26 грамма). А еще слон пил водку. 60 ведер в год. Причем Асатий следил за качеством водки и приказывал ее заменить, если она была некачественной: слон выражал явное недовольство.
Анна Иоанновна уделяла больше внимания слонам, чем ее дядя Петр. Как-то раз она провела час, умиляясь его фокусам, и приказала слону участвовать в знаменитой шутовской свадьбе в Ледяном доме.
4. Слоны Елизаветы Петровны
10 октября 1741 года в Петербург прибыли 14 слонов, подаренных персидским тираном Надир-шахом Афшаром дочери Петра Первого, великой княгине Елизавете. В это время в России царствовал малолетний император Иван VI – ему предназначались 5 из 14 слонов, два – его матери и опекунше Анне Леопольдовне, а больше всех – семь – “досталось” Елизавете Петровне. Вместе со слонами была прислана шикарная посуда и украшения: Надир-шах сватался к Елизавете, надеясь династическим браком укрепить союз с Россией против Османской империи. Елизавета, которая при дворе Анны Иоанновны, а затем ее креатуры Анны Леопольдовны была забыта и отставлена от дел и почестей, было уже засобиралась в Персию – в надежде на почести и уважение – но ее остановил канцлер Андрей Остерман, бывший тогда теневым правителем Империи. Остерман не дал персидскому послу встретиться с Елизаветой и отослал его восвояси.
Слоны, разумеется, остались в Петербурге. Их поместили на нынешней Манежной (а тогда – Слоновой) площади в слоновнике. Кстати, выходящая на площадь Караванная улица свое название приобрела по караван-сараю, построенному для проживания погонщиков и обслуги слонов. Ряд улиц и мостов были укреплены, чтобы слоны могли гулять и ходить на водопой. Кроме того, Асатий, старый погонщик слонов, настаивал на том, чтобы ему были выданы цепи и кандалы для удерживания слонов. Просьбу удовлетворять не поторопились, а зря. Через шесть дней, 16 октября 1741 года, слоны, «осердясь о самках», сорвались с привязей, разломали двери слоновника и убежали. Два из них вскоре были пойманы, а третий «пошёл через сад, изломал деревянную изгородь, прошёл на Васильевский остров и там изломал Сенат и Чухонскую деревню». Действительно, слон напал на здание 12 коллегий, где в то время располагались департаменты Правительствующего Сената. С 1744 года слоновый двор перенесли на современную Площадь Восстания, на место гостиницы «Октябрьская», а водить слонов на водопой стали по нынешнему Суворовскому проспекту, который долгое время назывался Слоновой улицей.
Н. Каразин, К. Вейерман
5. Слоны Николая II
Начиная с Елизаветы Петровны, почти каждый русский правитель располагал собственным слоном – на удивление гостям и на потеху семье и детям. Слоны обычно содержались в Царском Селе. Особую любовь к гигантам питал Николай II. Одного слона он вообще привез домой сам.
Государственный музей «Царское село»
В 1891 великий князь Николай Александрович, вернувшись из кругосветного путешествия, привез с собой слона (ну не прямо с собой – царь прибыл в Петербург, а животное доставляли с черноморского побережья). В 1896, ему прислали еще одного слона из Эфиопии, со спокойным нравом, послушного и очень привязанного к своему погонщику. Летом, слон гулял сам по себе и каждый день купался в пруду Александровского парка, за чем очень любил наблюдать и сам император, и его дети.
Государственный музей «Царское село»
В 1917 слона убили, должно быть, как символ самодержавия – в общем, так же, как и слона Ивана IV Васильевича. Единственной “виной” зверей было то, что они слишком хорошо жили.
Источник статьи: http://ru.rbth.com/zhizn/127-russian-emperors-elephants