Организация и проведение общешкольных праздников
статья
В статье описаны значимость и алгоритм подготовки общешкольных праздников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_i_provedenie_obshcheshkolnyh_prazdnikov.docx | 14.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и проведение общешкольных праздников
Для детей праздник — это игра, т.е. выключение из рамок обычной жизни, установление особых правил, временных границ, определенная свобода в творческом самовыражении.
Основные виды деятельности ребенка на празднике связаны с художественным воспитанием, формированием эстетического вкуса, гармонизацией и развитием эмоциональной сферы, физическим развитием детей.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.
Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Положительное влияние праздников на личностное развитие детей, их социальную адаптацию в большой мере обусловлено одновременным воздействием разных видов искусства (музыкального, изобразительного, литературного, театрально-драматического, танцевального и др.), с помощью которых раскрывается творческий потенциал и способности ребенка, развиваются психические функции (мышление, внимание, память и др.), двигательная сфера, стремление к самосовершенствованию. При подготовке к праздникам существенно расширяется кругозор детей, словарный запас обогащается новой лексикой, развивается потребность и умение общения.
Важное значение придается яркому, красочному художественному оформлению праздника, что также должно быть отражено в сценарии (проекты декораций, костюмов, выставки работ воспитанников, посвященных праздничному мероприятию, и др.). Праздник целесообразно проводить в большом помещении — актовом зале, празднично оформленном спортивном зале и др. Желательно использование на празднике компьютерной презентации, позволяющей не только ярко сопровождать и иллюстрировать праздник, но широко использовать письменную форму речи, что значительно облегчает коммуникацию участников праздника и гостей.
Отбор состава исполнителей осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика, интересов воспитанников, задач их полноценного личностного развития, формирования творческих способностей, воспитания положительных начал в ребенке, добрых отношений в коллективе сверстников.
Подготовка к праздничному мероприятию проводится по специально разработанному плану и органично включается в учебно-воспитательный процесс школы.
Подготовка к общешкольному праздничному мероприятию должна начинаться не менее чем за месяц до его проведения.
Особую роль выполняют учителя, ответственные за проведение праздника.
В обязанности учителей входит:
• разработка сценария праздника и распределение выступлений;
•разработка плана подготовки праздника (предпраздничных мероприятий, репетиций и др.);
• организация художественного оформления помещения для проведения праздника, изготовления декораций и костюмов, световых эффектов, компьютерного сопровождения праздника и др.;
• организация и проведение репетиций;
• художественное оформление зала, холлов;
• создание компьютерной презентации, сопровождающей праздник;
• организация и проведение праздничного мероприятия;
• участие в методическом анализе праздничного мероприятия, выработке рекомендаций для дальнейшей работы;
• участие в обсуждении результатов праздничного мероприятия с воспитанниками.
Важная роль принадлежит педагогу-организатору, хореографу, концертмейстеру. В их обязанность входит:
• разучивание концертных номеров — исполнение танцевальных и гимнастических композиций, песен, игра на музыкальных инструментах в духовом оркестре, выразительное чтение стихотворений и др.;
• постановка музыкально-драматических инсценировок или фрагментов из них;
• изготовление декораций и костюмов;
• подготовка и размещение в зале необходимого оборудования для проведения репетиций и праздника, проверка качества его работы.
В обязанности воспитателей входит учет в процессе календарного и поурочного планирования с воспитанниками, связанной с подготовкой праздника:
• разъяснение значения праздника;
•разъяснение воспитанникам народных традиций и обычаев, связанных с праздником;
• участие воспитателей в разучивании с детьми праздничных выступлений (в соответствии со сценарием);
• проведение с учащимися обсуждения проведенных праздников;
• изучение пожеланий, интересов и склонностей воспитанников по организации и проведению праздничных мероприятий.
Работа по подготовке праздников включает ряд этапов.
Первый этап — выбор темы праздника, разработка сценария. Тема праздника определяется всей системой работы детского учреждения, уровнем воспитанности и особенностями детского коллектива.
Второй этап — организация подготовки к празднику. В подготовительный период планируются и выполняются работы по изготовлению костюмов, оформлению зала.
В процессе подготовки к празднику предусматриваются разные виды деятельности учеников — массовые, групповые, индивидуальные.
Третий этап — проведение праздника. Успешность проведения праздника зависит от хорошей и четкой его организации, уровня готовности к выступлениям учеников и педагогов.
Четвертый этап — анализ и обсуждение праздника в педагогическом коллективе, обсуждение праздника в детском коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья с подробным описанием подготовки и проведения ежегодного туристического слета. К статье прилагаются карточки прохождения КП (контрольных пунктов) — вопросы по медицине, краеведению, топографии.
В методической разработке описана методика организации и проведения спортивного праздника. В работе отражены все этапы организации праздника, его структура и подробное описание проведения п.
В сообщении представлены этапы формирования умственных действий, показано использование метода проекта как пример применения данной технологии.
Цель: воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения, формирование чувства сопричастности с происходящими историческими событиями в годы войны.Задачи:формиров.
Об организации и проведении общешкольного конкурса проектов в рамках ФГОС в параллели 6,8-х классов МАОУ СОШ № 7 «Глобальные проблемы человечества».
В статье представлен опыт работы воспитателей по теме «Воспитание школьников с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности через организацию и проведение общешкольных мероприя.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2019/11/23/organizatsiya-i-provedenie-obshcheshkolnyh-prazdnikov
Содержание праздников и особенности их планирования
материал на тему
Содержание праздников и особенности их планирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_prazdnikov_i_osobennosti_ih_planirovaniya.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание праздников и особенности их планирования.
Подготовка к празднику — это составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т.п. Возглавляет подготовительную работу инструктор по физической культуре. Весьма ощутимую помощь способны оказать старшие братья и сестры, родители. Организаторы праздника определяют его вид в зависимости от сезона, возраста участвующих, наличия инвентаря, интересов
В содержание заключительной части обычно включают малоподвижные игры, танцы со сказочным персонажем, подведение итогов, при этом поощряют правильное выполнение заданий, четкие действия, честность в спортивной борьбе. При оценке коллективных упражнений в играх-эстафетах необходимо отметить успехи всех команд и стремление каждого участника внести вклад в общую победу. Это необходимо для воспитания чувств товарищества, ответственности, дружелюбия. Команды награждаются грамотами по номинациям: «Самая дружная команда», «Самая быстрая команда», «Самая ловкая» и т.д. Все участники получают медали, памятные подарки.
Длительность праздника определяется возрастом участвующих: 30 минут для детей 4-5 лет; 40 минут для детей 6-7 лет. Если в празднике участвуют дети разного возраста и взрослые, то длительность участия детей определяется их психическими и физическими возможностями. Однако в любом случае праздник не должен длиться более 1 часа, иначе наступает утомление, снижающее интерес к происходящему.
При составлении плана-сценария праздника необходимо:
• обеспечить постепенное возрастание физической и психической нагрузки;
• предусмотреть чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения;
• чередовать массовые и индивидуальные игры и задания (если это возможно);
• предусмотреть участие и оценку деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;
• сочетать знакомые детям и вызывающие у них положительное эмоциональное состояние игры, задания с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.
Наиболее интересной частью подготовительного этапа является изготовление атрибутов, плакатов, декораций, эмблем и призов для участников, пригласительных билетов для болельщиков и родственников. Такая работа вполне по силам старшим дошкольникам под руководством взрослого. Заметим, что необязательно приобретать дорогостоящие призы: ребенку важны не стоимость, а любовь и внимание, которые ему оказаны. Поэтому взрослые должны прежде всего знать индивидуальные особенности каждого участника, чтобы приз стал для него действительно ценным.
. В детском саду был запланирован праздник «Космические путешествия». Средств для покупки призов не оказалось. Взрослые долго думали, что подарить детям, которые должны были «вернуться из длительного путешествия к планетам Солнечной системы». И набрали разноцветных камешков, отмыли, отшлифовали и нарисовали на них краской затейливые иероглифы. Каково же было изумление детей, которые обнаружили в своей обуви камушки «неземного происхождения» -подарки от жителей другой цивилизации. Ценным в воспитательном отношении являются призы-сюрпризы, изготовленные детьми для команды-соперницы. Это могут быть рисунки, поделки из природного и бросового материала и т.п.
Для массовых праздников можно сделать простые, но симпатичные сувениры (воздушный шарик, яблоко, шоколадная медалька и т.п.). Самое главное, каждый ребенок должен быть награжден независимо от места, которое он занял.
Особое внимание нужно уделить подбору музыки и подготовке средств ее трансляции. Музыкальное сопровождение обеспечивает соответствующий эмоциональный настрой, помогает синхронному выполнению физических упражнений, заполняет паузы, концентрирует внимание детей, сигнализирует о начале и конце игры-задания. Следует продумать музыкальное сопровождение физических упражнений (парад, комплекс ритмической или утренней гимнастики) и музыкальные заставки, фоновую музыку для аттракционов, сюрпризных моментов, награждения и т.д.
Сценарии праздников обычно предусматривают выступления детей, читающих стихи, исполняющих песни, фокусы. Естественно, здесь без подготовки не обойтись. Однако следует отказаться от репетиций, муштры и натаскивающих тренировок! Помните, что праздник организуется для детей, а не зрителей и гостей. Поэтому на нем уместны экспромт, живое, непринужденное общение, а не проработанный и заученный по сценарию диалог с заранее выученными ответами детей. Абсолютно неприемлемы репетиции сюрпризных моментов в присутствии участников праздника. Отсутствие таинства, чуда, рассчитанных на удивление, озарение, восторг, делает праздник скучным мероприятием с заранее известным концом.
Проведение праздника необходимо поручить ведущему, обладающему личностными и профессиональными качествами педагога-организатора. Опыт подсказывает: на 80% успех праздника зависит от подготовки и способностей ведущего. Он должен быть артистичен, уметь управлять коллективом детей, знать и учитывать их особенности, менять при необходимости сценарий по ходу проведения мероприятия и регулировать физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Желательно, чтобы ведущий был спортивным и мог сам в случае необходимости выполнить то или иное упражнение.
Облегчить задачу проведения праздника можно, включив в сценарий двух ведущих, которые способны «подстраховать» друг друга, если возникнет непредвиденная ситуация.
В назначенный для проведения праздника день с утра уже должна быть создана атмосфера ожидания всеобщего веселья. Каждый ребенок (или группа детей) вместе с воспитателем или его помощником отвечает за конкретную часть подготовительной работы: кто-то разносит пригласительные билеты, кто-то расставляет скамейки, развешивает праздничные гирлянды, шары, устанавливает табло. Профессионализм организаторов заключается и в том, чтобы вовлечь в процесс подготовки праздника всех, не пресекать инициативу детей, а предоставить им возможность ощутить себя полноправными хозяевами мероприятия.
Структура праздника разнообразна и зависит от его вида. Условно ее можно разделить на три части.
В схематическом плане спортивного праздника можно условно выделить три части: подготовительную, основную и заключительную.
Задачи вводной части: организовать детей и психологически настроить их на предстоящую деятельность – пробудить интерес, создать праздничную атмосферу; разогреть мышцы, сделать подвижными суставы.
В ходе основной части закрепляют и совершенствуют двигательные умения и навыки детей, развивают их физические качества, тренируют различные мышечные группы, продолжают учить согласовывать свои движения с движениями других детей.
Заключительная часть строится так, чтобы дети постепенно вернулись в спокойное состояние (нормализация пульса, поддержание положительных эмоций, бодрого, жизнерадостного настроения).
Содержание вводной части составляют общеразвивающие упражнения, чтобы подготовить организм к предстоящей нагрузке. Упражнения группируются в комплексы на каждую группу мышц, по принципу сверху вниз, а также на основе использования гимнастических предметов. При составлении комплексов необходимо учитывать возрастные особенности детей. Это может быть организована в форме парада участников с подъемом флага, зажиганием олимпийского факела. Хорошей традицией может стать массовая пробежка по территории детского сада всех участников и болельщиков, включая взрослых; неожиданное появление сказочных героев или зазывал, которые приглашают всех принять участие в массовых играх, аттракционах и потехах. Зимой праздник можно начать с движения длинного санного поезда или тройки лошадей. Иным может быть начало праздников-игр в спасателей, путешественников, космонавтов: сигнал тревоги, который призывает всех сильных и смелых принять участие в спасении пострадавших от наводнения (от пожара, землетрясения и пр.) зверей. Вариантов много.
Содержание основной части разнообразно – это и ранее изученные движения, эстафеты, подвижные игры, встречи со сказочными героями, зрелищные спортивные номера, хороводы, стихи, загадки, викторины по теме праздника. Подвижные игры, эстафеты особенно любимы детьми, требуют находчивости, смекалки, развивают двигательные качества и закрепляют двигательные навыки. В играх-эстафетах команды состязаются в преодолении различных препятствий, в быстром и рациональном решении двигательных задач. Важно предусмотреть участие в них каждого ребенка. Если сценарий рассчитан на поочередное участие членов разных команд в играх, необходимо продумать, как обеспечить участие всех. Обычно на вопросы-призывы типа «Кто у нас самый смелый?» или «Кто хочет поиграть в эту игру?» откликаются одни и те же дети, а застенчивые и нерешительные остаются не у дел. В этом случае можно сделать так каждый ребенок, входя в зал, получает билет (билеты могут быть разного цвета, формы и т.п.); в ходе праздника ведущий приглашает к участию в какой-либо игре только тех, у кого билет в форме красного кружка, а к участию в соревновании «Прыгуны» тех детей, у которых билет в форме зайца. Раздавать билеты должен взрослый, хорошо знающий особенности каждого ребенка, чтобы тот не почувствовал себя лишним. Так, если мальчику достался билет с изображением скакалки, а он не умеет и не любит это упражнение, то он будет чувствовать себя ущемленным в паре с девочкой или просто откажется от участия. Поэтому заранее нужно решить, кому какой билет вручить, чтобы избежать отрицательных эмоций. Действия отдельных игроков починены интересам команды. Дети учатся думать не только о своих результатах, но и о результатах всей команды, проявлять взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу. При подборе игр-эстафет надо помнить: участвуя в них, дети возбуждаются. Поэтому не рекомендуется включать кувырки на скорость, бег по узкой опоре, спуск с каната на скорость и другие подобные упражнения. Кроме того, необходимо принять меры предосторожности, исключающие возможность травматизма. При делении на команды (10-12 детей) нужно стараться, чтобы не было заведомо сильной или слабой.
Если праздник носит массовый характер, то у ведущего должно быть несколько помощников из числа воспитателей или родитель, которые помогут расставлять и убирать инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки.На празднике с ярко выраженной соревновательной направленностью важно своевременно оценивать выступление отдельных участников или команд. Для этого заранее выбирается жюри из трех-пяти человек оценивает соревнование.
В содержание заключительной части обычно включают малоподвижные игры, танцы со сказочным персонажем, подведение итогов. Ведущему нужно быть весьма деликатным при подведении итогов: дети ранимы, они не могут адекватно оценить свои способности и болезненно переживают неудачи. Поэтому необходимо, во-первых, правильно сформировать команды: они должны быть приблизительно одинаковы по силам и с равным количеством мальчиков и девочек; во-вторых, тактично говорить о победах и поражениях, поддерживать в детях дух оптимизма, уверенность. В конце праздника можно запланировать такую игру, в которой победа проигрывающей команды гарантирована. Например, ведущий предлагает обеим командам подвижную игру «Ловишка». Догоняя детей, он осаливает только игроков из побеждающей команды. Это помогает снивелировать явное преимущество одной из команд. В результате к концу праздника «побеждает дружба»! Организаторы могут использовать другой способ выравнивания результатов: одна команда награждается в номинации «Самая ловкая и быстрая», другая — «Самая дружная и веселая».
Кульминацией любого праздника является сюрпризный момент. Его содержание и время включения в ход праздника зависят от возраста участников и вида праздника. Чаще всего в качестве сюрпризного момента используются неожиданное появление сказочных персонажей (взрослые или старшие дети) и разыгрывание коротенького представления. Персонажи могут пригласить детей поиграть с ними, вместе разрешить проблему, с которой они столкнулись, научить их заниматься физкультурой. В любом случае представление должно быть зрелищным и веселым и сопровождаться музыкой, необычными звуками (так, свист извещает о появлении Соловья-разбойника, цоканье копыт — тройки). Если праздник проводится в помещении, можно применить световые эффекты (внезапное отключение света, освещение места появления героя фонарями и т.п.).
В конце уместно провести общую игру средней подвижности (лучше в круге) типа «Мышеловка», «Карусели», организовать массовый танец.
Награждение должно проходить торжественно и весело. Вымпелы, эмблемы, сувениры можно разместить на самом почетном месте в группе (спортивный уголок, информационный стенд для родителей). Если же это индивидуальные призы и дети хотят забрать их домой, посоветуйте родителям найти в детской комнате место (полка, шкаф), где призы будут видны всем. Такой «победный» уголок является предметом гордости ребенка. Здесь же можно расположить фотографии, рисунки на тему «Наш праздник». Это позволит сформировать у детей стойкий интерес к занятиям физкультурой, к своим достижениям в спорте, что является одним из важнейших условий формирования мотивации здорового образа жизни.
Таким образом физкультурные праздники являются одними из самых любимых видов отдыха в нашем детском саду. Потому что не только воспитатели, но и родители принимают активное участие в их проведении. А совместная работа детского сада и семьи всегда дает отличный результат в развитии наших детей, как физическом, так и духовном. Правильно подобранный педагогом вариант досуга поможет каждому ребенку в совершенствовании его двигательной активности, что является одним из важнейших факторов его дальнейшего благополучия.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/11/20/soderzhanie-prazdnikov-i-osobennosti-ih-planirovaniya