Покров пресвятой богородицы праздник дата

Праздник Покров Пресвятой Богородицы 2021 — как и когда празднуют Покров день

Покров Пресвятой Богородицы — это не совсем полное название одного из самых главных празднований православных христиан. Конечно, и произносить долго и запомнить непросто вот такое его официальное полное название: «Воспоминание явления святого Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Это и привело к естественному обиходному сокращению его названия. Но из глубочайшего уважения к самому событию это название, которое даже в некоторых календарях сокращают до «Покров Пресвятой Богородицы», все же знать нужно.

Сокращенное в обиходе именно по этой причине речевой экономии до «Покров день», «Покров» или «Покрова» нам сегодня это название остается более приемлемым. В ходу и такое, например, просторечное мнение толкования его названия, связанное с сезонно-климатическим явлением на большей территории России — началом зимы, когда землю покрывают снега. Романтично и красиво, но очень далеко от истины.

После главного христианского праздника Пасхи далее следуют в церковном году 12 великих двунадесятых непреходящих праздников, в числе которых и Рождество Христово, и Крещение, и Преображение Христово и другие. Есть еще и великие праздники, которые не входят в список двунадесятых, но по значимости своей могут быть поставлены с ними на один уровень. К ним и относится празднование «Воспоминания явления святого Покрова Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии».

Читайте также:  Праздник 23 февраля отдыхаем или нет

Покрова — один из первых больших осенних православных праздников — в августе мы отметили Яблочный Спас и Спас Медовый. И несмотря на то, что особо ярких мероприятий в Покров день не происходит, историческую и культурную роль этого праздника в нашей жизни переоценить невозможно. Давайте поговорим о нём подробнее.

Праздник Покров Пресвятой Богородицы

Основой для этого великого недвунадесятого праздника стало предание о явлении Богородицы Христа ради юродивому Андрею во Влахернском храме, где хранилась великая святыня — риза Божьей Матери. Это событие произошло в Х веке в могущественной Византии, в его столице Константинополь, или как его называли на Руси Царьграде. Явление Пресвятой Богородицы совпало с его осадой язычниками славянами, грозившими городу разрушением, а жителям — рабством. В надежде на защиту и спасение христиане этого города собрались в храмах на молитву с просьбой заступничества у Бога и его Пречистой Матери.

Особенно много прихожан собралось во Влахернском храме, где хранилась риза, головной покров и пояс Божьей Матери, перенесенные из Палестины еще в пятом веке. Среди молящихся был святой Андрей юродивый и его ученик Епифаний. Во время всенощного бдения они оба сподобились видеть чудесное явление: Божия Матерь, окруженная сиянием, шла по воздуху в сопровождение пророков, апостолов и ангелов. Перед самым престолом Пресвятая дева, преклонив колени, принялась со слезами молиться о христианах. После молитвы Богородица сняла со своей головы порывало и распростерла его над молящимися в храме, будто защищая их от врагов.

При этом видении святой Андрей, обратившись к своему ученику Епифанию, спросил, видит ли он это чудесное явление Богородицы. «Вижу, святой отче, и ужасаюсь!»- ответил он. Слух об этом чуде быстро распространился по всему Константинополю. Жители византийской столицы, узнав об этом чудесном знамении, исполнились радости и надежды на то, что Пресвятая Богородица не оставит их и избавит от нашествия варваров. И действительно, вскоре христианам удалось победить язычников.

Читайте также:  Сценарий праздника посвященного дню рождению сада

Чудесное событие Явления Божией Матери произошло в воскресение 1 октября. И с тех пор именно этой дате соответствует празднование Покрова Пресвятой Богородицы: изменилась только календарная цифра со старого стиля на новую, но сам день события сохранен до сих пор по церковному Уставу и Покров отмечается ежегодно 14 октября православными восточного обряда.

Однако в самой Византии этот праздник не прижился. В двенадцатом веке его установила именно Русская православная церковь по инициативе святого князя Андрея Боголюбского, потомка тех диких язычников варваров, которые были побеждены защитниками Царьграда с чудесной помощью Богородицы. Покрова Богородицы стал с тех пор любимым праздников православных христиан. Ему посвящены множество монастырей, храмов и престолов при них.

Покров Богородицы в культурном наследии

Всему мир известен знаменитый красивейший памятник древнерусского зодчества храм Покрова Богородицы на Нерли, давно числящийся под защитой международной всемирной организации ЮНЕСКО как сокровище мировой культуры. Его построил сам князь Андрей Боголюбский недалеко от города Владимир на реке Нерли. Второй крупнейший храм, посвященный этому празднику стоит в самом центре Москвы и широко известен как храм Василия Блаженного.

О популярности этого религиозного праздника свидетельствует и значительный интерес отечественной топонимики к его названию. В странах со славянским населением или с местами компактного его проживания за рубежом имеется большое количество населенных пунктов, в название которых входит слово Покров: Покровка, Покровск, Покровская, Покровское и Покровский, Ново-Покровская, Ново-Покровский и так далее.

Праздник Покрова оставил значительный след в топонимике Белоруссии, Казахстана, России, Украины и некоторых других стран бывшего СССР, на территории которых имеется большое число населённых пунктов с названиями Покров, Покровка, Покровск, Покровская, Покровский, Покровское и подобных им (например, Ново-Покровская, Ново-Покровский).

К тому же, упоминание этого праздника можно и сегодня увидеть в названиях улиц, площадей и районов Российской Федерации: Покровские Ворота (помните одноименный фильм?), Покровское-Глебово, Покровское-Стрешнево и многочисленные Покровки, где их только нет.

Венчания на Покрова

Для верующих в Бога людей праздник Покрова Пресвятой Богородицы символизирует благодатную помощь, которую Матерь Божия дарит душе любого человека, ищущего Её покровительства и защиты. Ни его социальное положение, ни национальная принадлежность при этом не имеют никакого значения. Главное — вера, надежда и любовь.

Мы уже говорили, что это один из любимых народом религиозных праздников. К нему пытались приурочить венчания — это было и есть благоприятное время свадеб. В старинной народной традиции оно естественным образом совпадало с окончанием осенней страды, когда собран и подготовлен к хранению урожай. Наступало время относительной среднеосенней праздности особенно сельского населения, когда, благодаря сбору урожая и продовольственным заготовкам на зиму, было достаточно всякой снеди и вина для того, чтобы сыграть достойную свадьбу. Главным же было и, по всей видимости, остается убеждение в особом Покрове и защите Божией Матери прочного венчанного союза молодой семьи.

Традиции, приметы и обряды на Покрова

Девушки на выданье накануне этого праздника рядились в поношенную одежду стариков и старух, а на сам праздник наряжались в самое лучшее, «по-хорошему» — в таком виде ходили по гостям к родне, где их угощали куриными яйцами. Желая выйти благополучно замуж, девицы ставили в Покров день в церкви свечу с приговором: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня — женишком». Обращались с молитвой будущие невесты в день праздника к Богородице: «Покров Пресвятая Богородица! Покрой мою бедную головушку жемчужным кокошником, золотым подзатыльничком! Бел снег землю покрывает, не меня ли, молоду, замуж снаряжает?»

В другом варианте: «Ты, Покров-Богородица, покрой меня, девушку, пеленой своей — идти на чужую сторону! Введенье Мать-Богородица, введи меня на чужую сторонушку! Сретение Мать-Богородица, встреть меня на чужой сторонушке!» Или такой вариант обращения молодой девушки: «Батюшка Покров, мою голову покрой, матушка Пятница Параскева, покрой меня поскорее!»

В народе издавна считалось, что день Параскевы Пятницы и Покрова — время предугадывания предстоящего брака и его заклятия. По этой причине девушки в старину гадали, стараясь узнать важное в своей будущей замужней жизни. Для этого они вставали ни свет ни заря и торопились как можно раньше поставить праздничную свечу в храме в Покров день.

Как отмечают Покров день?

В старину на Руси особое внимание к этому празднику было в крестьянской среде. С ним в крестьянском быту было связано много примет и поверий, относящихся к завершению осени и наступлению зимы, серьёзного испытания для простых небогатых людей, например, какой будет зима: мягкой или суровой; какой будет весна: благоприятной или не очень.

С Покровом днем, его ожиданием и празднованием связаны были девичьи посиделки и подготовка к осеннему свадебному сезону. Этот религиозный праздник ещё отмечался и как встреча осени с зимой — чаще всего в центральных и северных регионах страны уже лежал снежный покров.

Обычно с этих дней начинался отопительный, как мы сейчас говорим, сезон даже в поселениях на Юге России и на Украине. Скот в селах и деревнях на пастбище больше до весны не выгоняли — берегли в теплых хлевах и кормили заготовленным сеном и вениками.

Именно с сезонной датой Покрова дня связаны пословицы, поговорки и народные приметы: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда — осень, а после обеда — зимушка-зима». Накануне или сразу после Покрова крестьяне начинали конопатить для утепления избы, согласно народной примете: «Снег на Покров — предвестник снежной и холодной зимы».

Отвечая на вопрос, как отмечают праздник Покров Пресвятой Богородицы — ответ простой и скромный — никаких особых внешних атрибутов у этого праздника нет. Празднуется он по православному обряду восточных христиан в храме так же торжественно, как и двунадесятые праздники. К тому же, на этот день приходится и величание Преподобного Романа Сладкопевца, у которого верующие просят просвещение ума, а девушки рано на заре при открытом окне своей комнаты просят хорошего жениха. Если церковное торжество по поводу Покрова Пресвятой Богородицы приходится на постный день, то за трапезой разрешается рыба и постные угощения. Считается, что посещение богослужения в этот день дает верующим чудесный Покров Богородицы на весь год, но все по вере вашей. В течение недели Особо читают Акафист Покрову Пресвятой Богородицы в храмах, посвященных этому празднику. Можно читать его и келейно, в кругу семьи, по возможности до вкушения пищи, искренне прося у Божией Матери заступничества для своей семьи и всех сограждан.

Источник статьи: http://www.vokrugsada.ru/khozyayke-na-zametku/pokrov-presvyatoy-bogoroditsy-kak-i-kogda-prazdnuyut-pokrova/

Покров Богородицы

Наста днесь пресветлыи праздник, Пречистая Дево, честнаго Твоего Покрова

Покро́в Пресвятыя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Приснодевы Марии празднуется 14 октября (1 октября по старому стилю). Этот праздник не входит в число двунадесятых, однако является одним из самых необычных и почитаемых. По благочестивому обычаю он относится к великим праздникам. Покров Пресвятой Богородицы известен на Руси со второй половины XII века. По преданию, этот праздник установил князь Андрей Боголюбский.

Содержание

Покров Пресвятой Богородицы. Событие и история праздника

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы верующие вспоминают чудо явления Богородицы известному христианскому святому Андрею, Христа ради Юродивому, и его ученику Епифанию. Описание этого видения приводится в житии Андрея Юродивого, помещенном в Великих четьи-минеях святителя Макария Московского 2 октября по старому стилю, на следующий день после праздника Покрова.

Стра́шно и чу́дно виде́ние честну́ю свя́тцу (т.е. честных святыхв славянском языке кроме единственного и множественного имеется двойственное числоприм. ред.) Андре́я и Епифа́ния, ка́ко ви́деста на возду́се святу́ю Богоро́дицу, прише́дшу Влахе́рну в святу́ю це́рковь с а́нгелы и с Предоте́чею и с Богосло́вцем Иоа́нном и с ине́ми мно́гими святы́ми. Наро́ду стоя́щу в це́ркве, ви́деста моля́щуся с слеза́ми к Сы́ну за ве́сь ми́р. И глаго́ла Андре́й к Епифа́нови: «Ви́диши ли Цари́цу и Госпожу́ все́х, моля́щися за́ мир?» Он же рече́: «Ви́жу, о́тче!» И покры́вши честны́м свои́м омфо́ром, светя́щися па́че еле́ктора лю́ди су́щая в це́ркве.

Согласно описанному видению, Богородица по воздуху пришла царскими вратами во Влахернскую церковь Константинополя в сопровождении ангелов, Иоанна Предотечи, Иоанна Богослова и сонма святых. Остановившись вблизи амвона, перед алтарём, Богородица сняла с головы омфор и держала над молящимися в церкви людьми. Омфор при этом сиял, как електор (от греч. ἤλεκτρον — янтарь, прим. ред.). Андрей Юродивый — будущий известный христианский святой, славянин, попавший некогда в византийский плен. Омфор или покров — женский головной убор, большое покрывало, закрывающее голову и плечи. Святые Андрей и Епифаний видели, как Богородица покрыла своим омфором всех людей, молившихся в храме, защищая их от бед и напастей — зримое выражение молитвенной помощи Богородицы, молящейся «со слезами к Сыну за весь мир». Чувством радости и благодарности проникнуты церковные песнопения этого праздника. Пресвятая Богородица — наша заступница перед Богом, благодатный покров ее молитвы защищает нас от зла и напастей.

Читать онлайн в оригинале

Покров Пресвятой Богородицы. Богослужение

Древнейшие русские стихирари (сборники стихер, праздничных песнопений) включают в себя и песнопения Покрову. На сегодняшний день известна самая ранняя служба Покрову Богородицы из минеи XIV века. А первые упоминания об этом празднике имеются в Прологах, сборниках поучительных текстов, которые датируются концом XII — началом XIII века. Уже к XV веку праздник Покрова получил общерусское распространение. В Великих четьих-минеях, составленных святителем Макарием, имеется уже не одно, а несколько похвальных слов на праздник Покрова, написанных в разное время. В XVI веке, при святителе Макарии, митрополите Московском и всея Руси (ок. 1482–1563), и первом русском царе Иване Грозном (1530–1584) праздник становится одним из самых почитаемых в русской Церкви.

Чувством радости и благодарности проникнуты церковные песнопения этого праздника. Пресвятая Богородица — наша заступница перед Богом, благодатный покров ее молитвы защищает нас от зла и напастей. Вот как говорится об этом в праздничном тропаре:

Дне́сь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем, осеня́еми Богома́ти твои́м прише́ствием, и к твоему́ взира́юще пречи́стому О́бразу уми́льно глаго́лем, покры́и на́с честны́м Си амфо́ром, и изба́ви нас от вся́кого зла, моля́щи Сы́на своего́, Христа́ Бо́га на́шего, да спасе́т душа́ на́ша

Русский текст:

Сегодня мы, православные люди, радостно празднуем, осеняемые, Мати Божия, твоим пришествием, и взирая на твой пречистый Образ с умилением просим, укрой нас честным твоим покровом, и избавь нас от всякого зла, молясь к Сыну своему, Христу Богу нашему о спасении душ наших.

Библиотека Русской веры
Канон Покрову Пресвятой Богородицы

Кондак празднику:

Де́вая дне́сь предстои́т в це́ркви, и с ли́ки святы́х неви́димо за ны мо́лится Бо́гу. А́нгели со святи́тели покланя́ются, апо́столи же с проро́ки ликовству́ют. На́с бо ра́ди Богоро́дица мо́лит Христа́ Преве́чнаго Бо́га.

Русский текст:

Сегодня Девая предстоит в храме и с сонмами святых невидимо за нас молится Богу. Ангелы со архиереями поклоняются, апостолы же со пророками ликуют. Потому что за нас молит Богородица Христа Превечного Бога.

Храмы Покрова Пресвятой Богородицы на Руси

На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. В 1165 году Андрей Боголюбский построил первый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы — церковь Покрова на Нерли. Этот белокаменный храм, всемирно известный памятник архитектуры, возведен на рукотворном холме среди заливного луга при слиянии рек Нерли и Клязьмы. Весной вода поднимается так высоко, что белокаменный храм оказывается стоящим на маленьком островке.

Храм Покрова на Нерли

После взятия Казани был построен собор Покрова на Рву, называемый в народе «собор Василия Блаженного». Первый временный, деревянный Покровский собор был построен осенью 1554 года. Строительство каменного собора продолжалось шесть лет, закончилось в 1561 г. До постройки в 1600 г. колокольни Ивана Великого, Покровский собор был самым высоким зданием в Москве.

Собор Василия Блаженного (храм Покрова на Рву)

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен Покровский монастырь в Суздале. Основание монастыря относится к 1364 году. Активное каменное строительство в обители началось в XVI столетии. В первой четверти XVI века в Покровском монастыре возвели величественный собор, Святые ворота с надвратным Благовещенским храмом, церковь-колокольню во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и некоторые хозяйственные постройки. К сожалению, Покровский собор не миновали неуместные переделки. В XVIII веке древние своды были заложены четырехскатной кровлей, закрывшей центральный барабан почти на половину высоты. Главки получили нелепую форму вытянутых луковиц и вытянутые барабаны. Сильно пострадал декор стен. В 1923 году монастырь закрыли и разорили. В 1980-е годы в отреставрированных помещениях музейного комплекса разместились гостиничные номера и бары-рестораны. В соборе действовал концертный зал. РПЦ обитель вернули в 1992 году.

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы Покровского монастыря в Суздале

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен Покровский Зверин монастырь в Великом Новгороде. Самой старой из сохранившихся до наших дней построек монастыря является церковь Покрова. Она была заложена в 1335 году новгородским архиепископом Власием. Освящена в 1399 году. В последующие годы храм неоднократно обновлялся и перестраивался. В 1851 году рядом с церковью был похоронен русский писатель, государственный и общественный деятель Иван Матвеевич Муравьев-Апостол. В 1919 году Зверин монастырь был обращен в приходскую церковь. В 1920 году над приходом нависла угроза окончательного закрытия. В январе 1930 года решением властей деятельность прихода была прекращена. Покровский собор был возвращен верующим только в 1989 году.

Зверин Покровский монастырь в Великом Новгороде

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен храм в Великом Новгороде. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы находится в западной части Кремля, вплотную примыкает к восточному фасаду кремлевской стены и Покровской башни. Первое летописное упоминание относится к 1305 году. В 1389 старая церковь была разобрана и на ее месте поставлен новый храм. В конце XVI века церковь Покрова построена заново, так как древняя кладка памятника относится именно к этому времени. В 1692-1693 гг. церковь Покрова была перестроена: сделаны новые барабаны, пробиты новые окна, сделана южная двухэтажная пристройка. С этого времени церковь Покрова становится одной из главных церквей Кремля и домовым храмом новгородских воевод. В конце XVIII века Покровская башня была превращена в тюрьму, а церковь Покрова стала тюремным храмом. В 1860-х годах XIX века Покровская башня и церковь были приспособлены под губернский архив. В 1889 году Покровская башня и церковь были приспособлены под богадельню. Церковь серьезно пострадала в годы Великой Отечественной войны.

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен храм Никольского Антониева Краснохолмского монастыря в с. Слобода Краснохолмского района Тверской области. Церковь была построена в период между 1590 и 1594 гг. Она была построена вместо трапезной церкви великомученика Димитрия Солунского. Белый камень для фундамента и извести ломали на Мологе своими монастырскими ломами, клиньями жолнами, которые сделаны были в Устюжине. Церковь была теплая, двухэтажная, длиной с полукружием для алтаря около 29 м, шириной около 13 м, толщина стен около 180 см. Длина собственно храма с алтарем, где могли проходить богослужения, составляла всего около 8 м 64 см. Остальное пространство занимала трапезная, келарская с двумя хлебными чуланами и паперть. В XIX веке церковь подверглась некоторой перестройке. Во второй половине 20-х годов XX столетия Антониева обитель прекратила свое существование. Монастырь начал подвергаться разорению: значительная часть церковных ценностей была изъята и вывезена, книжные и архивные коллекции разорены, изысканные, представляющие художественную и историческую ценность предметы культа, культуры и быта Средневековья и Нового времени утрачены, уцелело очень немногое. К 1930 году обитель была закрыта. Храмы и строения монастыря начали разбирать в конце 30-х годов. В 1960 году Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь Постановлением Совета Министров РСФСР как архитектурный объект был взят под охрану государства. В конце 1960-х годов на Никольском соборе проведены первые консервационные работы. В настоящее время храмы и другие строения монастыря нуждаются в срочных реставрационных работах.

Руины Краснохолмского Никольского Антониева монастыря в Тверской области. Справа, возле домов — стены Покровской церкви

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен Лихвинский монастырь в с. Доброе Тульской области. Обитель основана по одним сведениям в XIV веке, по другим — в 1477 году. Из монастырских записок за 1564 год известно, что монастырь имел две шатровые церкви, одна во имя Зачатия Святой Анны, другая — Покрова Пресвятой Богородицы. В мае 1667 года началось строительство каменной соборной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Деревянная Покровская церковь обветшала и была разобрана для монастырских нужд. Монастырь был закрыт в 1918 году. Сохранился собор и небольшие фрагменты стен. В 2015 принято решение о возобновлении монастыря.

Руины Лихвинского Покровского монастыря в с. Доброе Тульской области

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен храм в д. Болотово Псковской области. Существовавший в погосте Знахлицах Псковкого уезда каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы, относящийся к XIII веку, был весьма тесен для прихода. В 1898 году к храму был пристроен теплый придел во имя Преображения Господня, а в 1912 году притвор и колокольня из кирпича вместо прежней звонницы. На колокольне висело 4 колокола, самый большой из которых весил около 13 пудов.

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в д. Болотово Псковской области

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена церковь в д. Сояла Пинежского района Архангельской области. Деревянная церковь была построена в 1605 году и перестроена в 1786-1790 гг. после разрушения молнией шатра. Церковь представляет восьмерик, завершавшийся шатром, с прямоугольными алтарем и притвором, перекрытыми бочками, охваченный галереей-гульбищем. При перестройках была обшита тесом, в 1879 году была выстроена новая деревянная колокольня. Церковь была закрыта не позже 1930-х гг. Позже разобраны галереи, рухнул шатер. Сейчас идет работа по консервации Покровского храма для последующего восстановления.

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в д. Сояла Пинежского района Архангельской области

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена церковь в Брянске, на Покровской горе. После упразднения, вероятно, в 1500 году самостоятельной Брянской Епархии Кафедральный Собор был переведен из Спасо-Гробовского храма в древний Покровский храм, находящийся в Брянской крепости. С этого времени он был наименован Покровским собором. На средства брянского помещика Е.Т. Алымова вместо старого деревянного храма в 1626 году был построен новый двухэтажный. Нижний храм был освящен в честь святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси. Верхний, летний храм, был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1798 году городским собором стал Преображенский храм Поликарпова монастыря, а Покровский собор стал приходским храмом, который с 1876 года был приписан к Преображенскому собору. В 1896 году Епархиальным начальством храм передан 144-му пехотному Каширскому полку и Богослужения в нем совершали полковые священники. В апреле 1919 года военный храм бывшего Каширского полка был закрыт и передан под школу. После закрытия здание храма неоднократно перестраивалось и приспосабливалось под нужды государственных учреждений. Были снесены глава и колокольня. Богослужения в храме возобновились с 24 мая 1991 года.

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Брянске, на Покровской горе

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена церковь в Москве, в Медведкове. После изгнания поляков из Москвы князь Д.М. Пожарский в 1620 году выстроил в своей родовой усадьбе Медведково деревянную Покровскую церковь. Каменный шатровый храм выстроен князем Пожарским в 1634–1635 гг. Храм был построен очень высоким, его подклет имеет четырехугольную форму и окружен арочными галереями. Над ним стоит четверик, выше — восьмерик, завершающийся шатром, окруженным маленькими луковичными главками по углам четверика и над алтарем. Ряды мелких кокошников дважды опоясывают основание восьмерика и основание шатра, что придает всему храму особую стройность и гармоничность. Храм в советское время не закрывался и сохранил свое убранство, святыни и колокола. Сейчас богослужения проводятся в верхнем храме.

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Москве, в Медведкове

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена церковь в Москве, в Покровском-Стрешневе. Церковь была построена в 1629 году. С этого времени и начинается история села Покровское. По переписной книге 1646 года в нем числится 8 крестьянских дворов. По другим источникам, вначале Покровская церковь была деревянной, каменный храм был построен позже, в 1646 году. Церковь много раз перестраивалась, отражая своим обликом доминирующие архитектурные направления разных времен. В середине XVIII века ей были приданы пышные черты стиля барокко и пристроена трапезная. А c 1822 года храм стоял, перестроенный в стиле ампир. В 1896 году он приобрел эклектические формы. Колокольня построена в 1770-х гг. Церковная ограда с парадным въездом и угловыми башнями была сооружена в конце XVIII в. В 30-е годы XX века церковь была закрыта, колокольня церкви частично разрушена. Богослужения в Покровской церкви возобновлены в 1994 году.

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Москве, в Покровском-Стрешневе

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена церковь в Москве, в Рубцове. Церковь датируется 1618 годом. Храм был дворцовым, с 1761 года стал приходским. Храм имеет подклеть, была открыта ходовая паперть на арках. В 1787 году построена нынешняя колокольня вместо прежней звонницы, открытые паперти обращены в закрытые трапезные для приделов, заложены нижние арки под папертью. При храме была образована епархиальная община сестер милосердия. При общине был детский приют, аптека, амбулатория, дом призрения для престарелых, фельдшерские курсы и школа шелководства. В 1934 году храм был закрыт, разграблен, кладбище при храме разорено, высокая каменная ограда с воротами разрушена. Здание храма передали Метрострою под электромонтажные мастерские. Одно время использовалось под жилые помещения. В 1961-1962 годах была проведена реставрация храма. В 1992 году храм возвращен Церкви. В настоящее время Покровский храм является единоверческим. С 3 июля 2009 года при храме действует Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции.

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Москве, в Рубцове

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена церковь Авраамиево-Городецкого монастыря в с. Ножкино Костромской области. Покровский собор — первое каменное строение Авраамиево-Городецкого монастыря и древнейшее из сохранившихся его зданий. Заложен он был в эпоху Смуты, в 1608 году, а достроен 23 годами позже. Освятили собор в 1632 году. Собор представлял собой четырёхугольную, одноэтажную, пятиглавую церковь с трапезной. Выполнял функцию летнего храма, в то время как зимой богослужения совершались в теплом храме в честь Рождества Христова, возведенном чуть позже (примерно в середине XVII века) и разобранном в XIX столетии. В советскую эпоху Покровский собор сильно пострадал, в нем размещалась машинно-тракторная станция, и стояли трактора. Ныне Покровский собор восстановлен.

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы Авраамиево-Городецкого монастыря в с. Ножкино Костромской области

Старообрядческие храмы Покрова Пресвятой Богородицы

Большинство храмов на Руси освящались в честь Богородичных праздников. Эта традиция сохранилась и в старообрядчестве. Особенно много храмов старообрядцы освящали во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Связано это, по-видимому, с тем, что первый храм, построенный после раскола на Ветке, был Покровским.

Главный храм Русской Православной старообрядческой Церкви — Покровский собор на Рогожском кладбище, построенный в 1790-1792 гг. по проекту архитектора М. Ф. Казакова. Первоначально планировалось построить пятиглавый храм в стиле классицизма. Но его внушительные размеры могли затмить Успенский собор Московского Кремля, поэтому по приказанию императрицы Екатерины II проект скорректировали: из пяти глав оставили одну, убрали алтарную абсиду и понизили высоту здания. В результате этих переделок изнутри храм кажется больше, чем снаружи. До восстановления храма Христа Спасителя это был самый большой храм в Москве.

Покровский кафедральный собор Русской Православной старообрядческой Церкви на Рогожском кладбище

Кроме кафедральных соборов, и во многих приходских храмах сегодня престольный праздник: в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви в городах Санкт-Петербурге, Барнауле, Ижевске, Ростове-на-Дону, Хабаровске, Ржеве Тверской области, Миассе Челябинской области, Вереи Московской области и множестве других городов и сел России, Украины, Казахстана, Молдовы, Румынии, Болгарии и Канады.

Храм РПСЦ во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, г. Миасс Челябинской области Храм РПСЦ во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, с. Стрельниково Костромской области

Кафедральный собор другого старообрядческого согласия, Русской Древлеправославной Церкви, также освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Храм был построен в 1908-1910 годах общиной белокриницкого согласия. В советские годы был закрыт, передан в 1990 году общине Русской Древлеправославной Церкви.

Покровский собор Русской Древлеправославной Церкви (м. Павелецкая)

Также Покров является храмовым праздником для общин Русской Древлеправославной Церкви в городах Самаре и Белгороде, селах Новый Заган и Бичуры Республики Бурятия.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (РДЦ), с. Новый Заган (Бурятия)

Сегодня престольный праздник у поморской общины храма в Токмаковом переулке г. Москвы и множестве приходов России, Белоруссии, Молдовы, Украины и стран Балтии. В США храмовый праздник отмечают одновременно белокриницкая и поморская общины г. Вудбурн (штат Орегон).

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (ДПЦ). Белгород

Покров Пресвятой Богородицы. Иконы

Иконография Покрова основывается на Житии Андрея, Христа ради юродивого, в котором описывается явление Покрова Богородицы. Самые древние на Руси изображения праздника Покрова XIV веку. Известны две основные иконографические традиции Покрова — «суздальская» и «новгородская». На одних иконах Богородицу изображают перед храмом, она сама простирает свой омфор надмолящимися.

Покров Богородицы. Фреска Ферапонтова монастыря. Дионисий, 1502 год Покров Богоматери. Первая половина XVI века. Собрание Вологодского музея-заповедника. В точности повторяет икону из Зачатьевской церкви Покровского монастыря в Суздале

На других иконах Богородица изображается стоящей внутри храма и молящейся вместе с другими людьми, а омофор поддерживают ангелы.

Покров Пресвятой Богородицы. Около 1399 г. Новгород

В конце XV века эти две иконографические традиции стали объединяться.

«Покров Богородицы» из Воскресенского Горицкого монастыря. XVI век Покров Богородицы с клеймами. XVI век. Устюженский краеведческий музей Покров пресвятой Богородицы/ Современная старообрядческая икона. Мастерская Борисов в Коломне

Народные традиции праздника Покрова Богородицы

В народной традиции с Покрова начиналась пора свадеб — после сбора урожая, когда были окончены основные полевые работы, имелось достаточно времени и продуктов для угощения. Поэтому праздник Покрова считается покровителем свадеб, и это был как бы девичий праздник. Девушки-невесты старались в этот день непременно пойти к службе, поставить свечу перед образом Покрова Богородицы, причем была уверенность, что девушка, первая поставившая свечу, и замуж выйдет раньше всех.

Отсюда и народная поговорка: «Покров-праздничек, покрой землю снежком, а мою голову венцом». С этого времени девушки устраивали вечерние посиделки с рукоделием.

Также считалось, что с этого времени начинается зима, выпадает первый снег, покрывая землю. Начинали топить печи, конопатили избы, «закармливали» на зиму скот. В этот день скотине отдавали последний сноп с последней полосы, который назывался «пожинальником». Этот сноп во время уборки хлеба дожинали непременно всей семьей, и потом хранили в переднем углу избы до Покрова. В этот день его скармливали скотине, надеясь тем самым предохранить ее от зимней бескормицы и всех напастей, которые могли подстерегать в самое тяжелое и суровое время года.

Источник статьи: http://ruvera.ru/pokrov

Оцените статью