Покровители праздника семьи любви верности

Святые покровители семьи и брака

Святые покровители семьи и брака

Наверное, каждый современный человек помнит о том, что всего лишь несколько лет назад в Российской Федерации на протяжении целого года отмечали День семьи, любви и верности.

Именно в этот период времени очень часто к священникам в храме обращались молодые люди, которые собирались в ближайшее время вступить в брак и интересовались, какие именно существуют святые покровители семьи и брака?

Давайте же выясним, кто они и что из себя представляют?

Иоаким и Анна

Данные супружеская чета широко известна православным христианским верующим людям, поскольку именно эти святые покровители семьи и брака являются некими примерами для современных молодых семей.

Святые угодники Иоаким и Анна — это прямые покровители супружеских отношений.

Изучив историю можно научиться благочестию и веровать в то, что Всевышний может предпринять различные деяния, дабы помочь не только в отдельности каждому человеку, но непосредственно целой семье. Во времена собственного жизненного пути, данная семейная пара вела праведный образ жизни, вершили лишь добрые деяния, однако окружающие презирали их, поскольку в семье не было деток.

Читайте также:  Когда будет праздник фатьянова

Поэтому люди считали, что на Иоакима и Анну наложено какое-то наказание за содеянные грехи. Однако в преклонном возрасте к Анне явился Архангел Гавриил и сообщил ей, что в скором времени она родит девочку. Из исторических сведений известно, что впоследствии она была наречена именем Мария, поскольку именно так сказал Архангел Гавриил. Девочка родилась в Рождество Пресвятой Богородицы, и стала утешением для родителей.

Захария и Елизавета

Святые покровители семьи и брака изначально являлись крайне праведными людьми, однако страдали бесплодием, а на тот период времени это представляло собой великую Божью кару.

Однажды к Елизавете пришел ангел и сказал, что в ближайшее время у них родится сын, но супруг Захария не поверил в это, и был наказан Всевышним немотой. Но спустя некоторое время у Елизаветы на самом деле родился сын, которого нарекли именем Иоанн, а после того, как Захария написал это имя на дощечке, к нему в ту же секунду вернулся дар речи.

Великомученики Адриан и Наталия

Наверное, каждому православному христианину известны святые покровители семьи и брака Адриан и Наталия, которые проживали во времена правления императора Максимиана.

Как известно, на тот период времени существовали гонения, однако Наталья представляла собой тайную христианку.

Супруг Адриан впоследствии также сменил язычество на христианство, однако они были подвергнуты жестоким мучениям и истязаниям, вследствие чего Наталья не покинула своего мужа в трудную минуту и скончалась вблизи его могилы.

Петр и Феврония Муромские

Это наиболее известные святые покровители семьи и брака именно к их святым образам неоднократно обращаются люди, состоящие в браке, дабы попросить у них помощи в разнообразных деяниях. Священники же утверждают, что данная семейная пара является покровителем семейного очага и благополучия.

Святые покровители семьи и брака прошли тяжёлый путь, вследствие чего были отправлены в изгнание, а после начала смуты были возвращены обратно. На протяжении долгого времени они являлись князем и княгиней в Муроме. Однако в глубокой старости они отправились в монастырь, где приняли постриг с именами Давида и Ефросинья.

Исторические сведения гласят, что Давид и Евфросиния умерли в один день, в один час и в одну минуту, каждый в своих покоях.

Похоронены они были в различных обителях, однако свершилось чудодейственное деяния и спустя несколько часов они оказались вместе, что говорит о божественном чуде.

Поэтому к святым покровителям семьи и брака Петре и Февронии обращаются молодожены, дабы достичь семейного благополучия.

Источник статьи: http://www.o-vere.ru/svjatie-pokroviteli-semi-i-braka.html

Небесные покровители семьи, любви и верности

Памятник князю Петру и княгине Февронии Муромским. Фото: Marina Zezelina / Shutterstock.com

Вот уже 11 лет, с 2008 года, древний православный церковный праздник, день благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, в России стал отмечаться и как праздник государственный — День семьи, любви и верности. Его светское значение невозможно переоценить, особенно в условиях сегодняшней демографической ситуации, когда бездетность и малодетность ставят под угрозу само существование русского народа, который уже в относительно недалёком будущем может оказаться в меньшинстве на земле своих предков.

Но только ли благоверные князь Пётр и Феврония являют пример семейной любви и верности? Не стоит ли назвать и другие славные имена из нашего прошлого? Об этом и многом другом мы побеседовали с председателем правления Фонда Патриарха Гермогена и Женского православного патриотического общества, сопредседателем Союза православных женщин, кандидатом исторических наук Галиной Ананьиной.

Галина Васильевна Ананьина. Фото: http://ananina.ru

Галина Васильевна, в прошлом году мы беседовали с историком Дмитрием Володихиным, автором книги о святых благоверных Петре и Февронии, вышедшей в знаменитой серии ЖЗЛ. И обсуждали в том числе проблему мифов, существующих вокруг этой княжеской четы. Мол, как можно ставить в качестве примера бездетную пару? К сожалению, это миф очень живучий. Наверное, стоит его активнее опровергать, особенно учитывая значимость самого праздника?

Много лет назад, когда Предстоятелем нашей Церкви ещё был Патриарх Алексий II, мы с Его Святейшеством обсуждали в московском Даниловском монастыре вопрос, как можно ответить на распространяющийся в России «день Валентина», совершенно чуждый русским традициям. И в ходе именно этого обсуждения вспомнили, что среди наших святых есть удивительная семейная пара — Пётр и Феврония Муромские, чей пример любви и верности можно противопоставить навязываемым «валентинкам».

Речь о Дне семьи, любви и верности тогда ещё не шла, но прошло несколько лет, и в 2008 году был установлен этот государственный праздник. Один из немногих праздников современной России, который по-настоящему прижился, его приняли. Практически во всех регионах установлены памятники святым Петру и Февронии, и уже установилась традиция, что к ним после ЗАГСа с цветами идут молодожёны. Нередко около этих памятников чествуют тех, кто прожил в браке долгую жизнь.

Словом, этот праздник многим людям оказался очень близким, полюбился своей простотой. Простотой ромашки, которая стала его символом, его святыми с обычным для нашего времени именем Пётр и необычным Феврония.

Но действительно 11 лет назад, когда День семьи, любви и верности был установлен, о самих Петре и Февронии известно было очень мало (кроме их Жития, из которого мы ничего не знаем о детях этих святых). Но за прошедшее десятилетие были проведены серьёзные исследования, выпущены монографии, и сегодня практически доподлинно известно, что у Петра и Февронии было трое детей. Два мальчика, Юрий и Святослав, и девочка Евдокия, которая закончила свою жизнь в Борисоглебском монастыре недалеко от Мурома.

А опровергнуть миф о бездетности святых несложно. Так, например, прямо сейчас наш замечательный скульптор Салават Александрович Щербаков готовит памятник, консультантом которого я являюсь. В этой скульптурной композиции благоверный князь Пётр и княгиня Феврония будут изображены вместе со всеми своими тремя детьми.

Хочется надеяться, что таких памятников будет больше. Но при этом не менее важно показывать, что и среди других русских правителей было немало и других примеров традиционных семейных ценностей, подлинной любви и верности?

Конечно. Абсолютно понятно, что такими же Небесными покровителями семьи, любви и верности является и венценосная семья Романовых — святые царственные страстотерпцы Николай и Александра.

И, осознавая это, мы стали задумываться, что у этого праздника могли бы быть разнообразные символы. Посмотрите: мы все знаем о Дмитрии Донском, многие знают и о Евфросинии Московской, Небесной покровительнице Москвы, но лишь недавно их стали отождествлять как семью, возводить им совместные памятники и писать их общие иконы. А ведь в этой святой семье родилось двенадцать детей! Восемь сыновей и четыре дочери.

Сейчас настало время, когда мы смогли посмотреть на эти семьи и их подвиги с другой стороны. А ведь те же благоверные князья, будучи подлинными символами России, её воинской славы, являются и символами отцовства, крепкой семьи.

Благоверный князь Димитрий Донской и преподобная Евфросиния Московская. Фото: pravoslavie.ru

И сегодня я работаю над проектом, который называется «Супружества благословение» к 780-летию брака благоверного князя Александра Невского и полоцкой княжны Александры Брячиславны. В этой семье родилось пять детей, в том числе святой благоверный князь Даниил Московский, основатель Московского княжества.

Удивительно! Мы прекрасно знаем исторические подвиги Александра Невского, многие знают его и как святого, в конце жизни принявшего монашеский постриг, но о супружеской паре Александра и Александры практически ничего не говорится.

Да, хотя они поженились, когда будущему великому (а на тот момент — новгородскому) князю было всего 19 лет, а юной полоцкой княжне Александре — 16. Уже на следующий год у них родился сын Василий, а ещё через год князь Александр одержит знаменитую победу в Невской битве. О последнем действительно знают все, но сейчас наступило время посмотреть именно на пример семейной жизни наших святых благоверных правителей, на их образы и их любовь. Чтобы увидеть, насколько красивой может быть семейная жизнь, наполненная детьми. А потому такие примеры нам сегодня необходимы как никогда.

Кстати, важно отметить, что сплетение судеб святых благоверных князя Александра и княгини Александры — это ещё и сближение двух и без того родственных, но разделённых древних русских княжеств — Новгородского и Владимирского, ключевых основ современной России, и Полоцкого, основы Белоруссии. То есть событие 780-летней давности имеет значение и для сегодняшнего союза наших братских государств?

Важно сказать, что в 1239 году юный князь Александр Ярославич заключил не только брак с полоцкой княжной Александрой, но и, по сути, «союзный» договор с её отцом, полоцким князем Брячиславом Васильевичем. Но немаловажно ещё и то, что этот брак был венчан Феодоровской иконой Божией Матери. Как и то, что юная княжна привезла в Торопец, где было их венчание, ещё один почитаемый образ Пресвятой Богородицы, известный как Торопецкая, Корсунская и Эфесская икона.

Как нельзя забывать и о том, что княжна Александра Брячиславна была племянницей преподобной Евфросинии Полоцкой, самой почитаемой в Белоруссии святой. Сама благоверная княгиня Александра покоится во Владимире под спудом Христорождественского придела Успенского собора Княгинина монастыря и, что стоит особо подчеркнуть, является местночтимой святой Владимирской епархии.

Мне кажется, что сегодня, когда мы говорим о наших общих корнях с Белоруссией, в том числе в контексте скорого 20-летия подписания Договора о создании нашего Союзного государства, нам очень важно вспомнить и это событие 780-летней давности, прообраза и начала нашего единения.

Подчеркну: это особенно важно именно сегодня, когда, с одной стороны, мы вместе празднуем 75-летие освобождения Белоруссии, а с другой — некоторые политики и публицисты пытаются представить наши отношения как сложные, причём не только в современности, но и в далёкой истории. Зачастую создавая абсолютно не соответствующие историческим фактам мифы. И пример князя Александра и княгини Александры помогает опровергнуть такие мифы и явить нашим народам их глубинную близость.

Вы уже сказали, что работаете над проектом к этой памятной дате — 780-летию брака святых Александра и Александры. А какие праздничные мероприятия пройдут в рамках этого проекта?

Всё промыслительно. Как говорится, за нас Бог и история: 12 июля состоится ежегодный международный фестиваль «Славянский базар» в Витебске. И именно в этот день там будет праздноваться День Союзного государства. Наше Женское православное патриотическое общество везёт туда выставку, одним из экспонатов которой будет репродукция фрески из Жития благоверного князя Александра Невского из Александровского зала Большого Кремлёвского дворца.

Это будет практически в те самые дни, когда именно в Витебске в 1239 году состоялась помолвка князя Александра и княжны Александры. А уже 28 июля наша выставка прибудет в Торопец, где было их венчание. И эти две первые наши выставки в рамках проекта «Супружества благословение» через соединение святых Александра и Александры соединят Витебск с Торопцем и Россию с Белоруссией.

Источник статьи: http://pravoslavie.ru/122277.html

Святые покровители семьи, любви и брака

Несколь­ко лет назад в Рос­сии стал широ­ко отме­чать­ся День семьи, люб­ви и вер­но­сти, в кото­рый при­ня­то чество­вать свя­тых покро­ви­те­лей супру­же­ства Пет­ра и Фев­ро­нию Муром­ских. Одна­ко, Петр и Фев­ро­ния – дале­ко не един­ствен­ный при­мер свя­тых супру­гов, вопло­тив­ших сво­ей жиз­нью и вос­пи­та­ни­ем детей в вер­но­сти Богу и бла­го­че­стии иде­ал хри­сти­ан­ской жиз­ни. Пред­став­ля­ем ваше­му вни­ма­нию свя­тых покро­ви­те­лей семей­ной жиз­ни, кото­рым мож­но молить­ся о созда­нии хоро­шей креп­кой семьи и у кото­рых есть чему поучить­ся в про­цес­се ее построения.

Святые Богоотцы Иоаким и Анна 1

Свя­той пра­вед­ный Иоаким, сын Вар­па­фи­ра, был потом­ком царя Дави­да, кото­ро­му Бог обе­щал, что от семе­ни его родит­ся Cпа­си­тель мира. Пра­вед­ная Анна была доче­рью Мат­фа­на и по отцу была из коле­на Леви­и­на, а по мате­ри – из коле­на Иуди­на. Супру­ги жили в Наза­ре­те Гали­лей­ском. Они не име­ли детей до глу­бо­кой ста­ро­сти и всю жизнь скор­бе­ли об этом. Им при­хо­ди­лось пере­но­сить пре­зре­ние и насмеш­ки, так как в то вре­мя бес­ча­дие счи­та­лось позо­ром. Но они нико­гда не роп­та­ли и толь­ко горя­чо моли­лись Богу, сми­рен­но упо­вая на Его Волю. Одна­жды во вре­мя боль­шо­го празд­ни­ка дары, кото­рые взял пра­вед­ный Иоаким в Иеру­са­лим для при­не­се­ния их Богу, не были при­ня­ты свя­щен­ни­ком Руви­мом, кото­рый счи­тал, что без­дет­ный муж недо­сто­ин при­но­сить жерт­ву Богу. Это очень опе­ча­ли­ло стар­ца, и он, счи­тая себя самым греш­ным из людей, решил не воз­вра­щать­ся домой, а посе­лить­ся в оди­но­че­стве в пустын­ном месте. Его пра­вед­ная супру­га Анна, узнав, како­му уни­же­нию под­верг­ся ее муж, ста­ла в посте и молит­ве скорб­но про­сить Бога о даро­ва­нии ей ребен­ка. В пустын­ном уеди­не­нии и пост­ни­че­стве о том же про­сил Бога и пра­вед­ный Иоаким. И молит­ва свя­тых супру­гов была услы­ша­на: им обо­им Ангел воз­ве­стил о том, что родит­ся у них Дочь, кото­рую бла­го­сло­вит весь род чело­ве­че­ский. По пове­ле­нию Небес­но­го Вест­ни­ка пра­вед­ные Иоаким и Анна встре­ти­лись в Иеру­са­ли­ме, где по обе­то­ва­нию Божию у них и роди­лась Дочь, наре­чен­ная Марией.

Празд­ник Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы – вели­кое уте­ше­ние для без­дет­ных супругов.

Святые праведные пророк Захария и Елисавета 2

Свя­той про­рок Заха­рия и свя­тая пра­вед­ная Ели­са­ве­та были роди­те­ля­ми свя­то­го Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на. Они про­ис­хо­ди­ли из рода Ааро­но­ва: свя­той Заха­рия, сын Вара­хии, был свя­щен­ни­ком в Иеру­са­лим­ском хра­ме, а свя­тая Ели­са­ве­та была сест­рой свя­той Анны, мате­ри Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Пра­вед­ные супру­ги, «посту­пая по всем запо­ве­дям Гос­под­ним бес­по­роч­но» (Лк.1,5–25), стра­да­ли непло­ди­ем, что счи­та­лось в вет­хо­за­вет­ные вре­ме­на вели­ким нака­за­ни­ем Божи­им. Одна­жды во вре­мя слу­же­ния в хра­ме свя­той Заха­рия полу­чил весть от Анге­ла, что его пре­ста­ре­лая жена родит ему сына, кото­рый «будет велик пред Гос­по­дом» (Лк.1,15) и «предъ­и­дет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк.1,17). Заха­рия усо­мнил­ся в воз­мож­но­сти испол­не­ния это­го пред­ска­за­ния и был за мало­ве­рие нака­зан немо­той. Когда у пра­вед­ной Ели­са­ве­ты родил­ся сын, она по вну­ше­нию Свя­то­го Духа объ­яви­ла, что назо­вет мла­ден­ца Иоан­ном, хотя рань­ше в их роду такое имя нико­му не дава­ли. Спро­си­ли пра­вед­но­го Заха­рию, и он так­же напи­сал на дощеч­ке имя Иоанн. Тот­час к нему воз­вра­тил­ся дар речи, и он, испол­нив­шись Свя­то­го Духа, стал про­ро­че­ство­вать о сво­ем сыне как Пред­те­че Господа.

Когда нече­сти­вый царь Ирод услы­шал от волх­вов о родив­шем­ся Мес­сии, он решил избить в Виф­ле­е­ме и его окрест­но­стях всех мла­ден­цев в воз­расте до 2‑х лет, наде­ясь, что в их чис­ле будет и родив­ший­ся Мес­сия. Ирод хоро­шо знал о необыч­ном рож­де­нии про­ро­ка Иоан­на и хотел убить его, опа­са­ясь, что он и есть Царь Иудей­ский. Но пра­вед­ная Ели­са­ве­та укры­лась вме­сте с мла­ден­цем в горах. Убий­цы повсю­ду иска­ли Иоан­на. Пра­вед­ная Ели­са­ве­та, уви­дев пре­сле­до­ва­те­лей, со сле­за­ми ста­ла молить Бога о спа­се­нии, и тот­час рас­сту­пив­ша­я­ся гора укры­ла ее вме­сте с мла­ден­цем от погони.

После смер­ти роди­те­лей свя­той Иоанн, хра­ни­мый Гос­по­дом, пре­бы­вал в пустыне до дня сво­е­го явле­ния изра­иль­ско­му народу.

Свя­тым роди­те­лям молят­ся о раз­ре­ше­нии неду­га бес­пло­дия, о мире в семье и о детях.

Святые мученики Адриан и Наталья 3

Супру­ги Адри­ан и Ната­лия жили в горо­де Нико­ми­дии в Вифин­ской обла­сти Малой Азии. Адри­ан был языч­ни­ком и слу­жил чинов­ни­ком импе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на Гале­рия (305–311 гг.), гони­те­ля хри­сти­ан. Ната­лия была тай­ная хри­сти­ан­ка. Во вре­мя гоне­ний близ Нико­ми­дии в пеще­ре скры­ва­лось 23 веру­ю­щих. Их пой­ма­ли, суди­ли, истя­за­ли и застав­ля­ли при­не­сти жерт­ву идо­лам. Потом их пове­ли в судеб­ную пала­ту, что­бы запи­сать их име­на. Здесь нахо­дил­ся началь­ник пала­ты Адри­ан, кото­рый спро­сил их, какую награ­ду ожи­да­ют они от сво­е­го Бога за муче­ния. Они отве­ти­ли ему: «Не видел того глаз, не слы­ша­ло ухо, и не при­хо­ди­ло то на серд­це чело­ве­ку, что при­го­то­вил Бог любя­щим Его» (1Кор.2,9). Услы­шав это, Адри­ан ска­зал пис­цам: «Запи­ши­те и мое имя вме­сте с ними, пото­му что и я – хри­сти­а­нин». Адри­а­на поса­ди­ли в тюрь­му. Импе­ра­тор сове­то­вал ему вычерк­нуть свое имя из спис­ка хри­сти­ан и попро­сить про­ще­ния. Адри­ан уве­рил его, что он не обе­зу­мел, а посту­пал так по соб­ствен­но­му убеж­де­нию. Испол­ни­лось ему тогда 28 лет.

Узнав о слу­чив­шем­ся, Ната­лия поспе­ши­ла в тюрь­му, где обод­ря­ла Адри­а­на быть муже­ствен­ным. Адри­ан вме­сте с дру­ги­ми муче­ни­ка­ми был под­верг­нут страш­ным истя­за­ни­ям. Скон­чал­ся свя­той Адри­ан вме­сте с осталь­ны­ми муче­ни­ка­ми в 304 году.

Тыся­че­на­чаль­ник армии хотел женить­ся на Ната­лии, кото­рая была еще моло­да и бога­та. Еще перед смер­тью Адри­а­на Ната­лия про­си­ла его молить­ся, что­бы ее не заста­ви­ли вый­ти замуж. Теперь Адри­ан явил­ся ей во сне и ска­зал, что вско­ре она после­ду­ет за ним. Так и слу­чи­лось: Ната­лия скон­ча­лась на гро­бе сво­е­го мужа в пред­ме­стье горо­да Визан­тии, куда его тело пере­нес­ли верующие.

Семья святителя Василия Великого 4

Еми­лия Кеса­рий­ская (Кап­па­до­кий­ская) роди­лась в Кеса­рии меж­ду 305 и 315 года­ми в бога­той семье, кото­рой при­над­ле­жа­ли обшир­ные вла­де­ния в Малой Азии. В юно­сти Еми­лия отли­ча­лась ред­кой кра­со­той, но, будучи глу­бо­ко веру­ю­щей, гото­ви­ла себя к без­бра­чию. Одна­ко она рано оси­ро­те­ла, отец ее при­нял муче­ни­че­скую смерть при импе­ра­то­ре Лики­нии. В то вре­мя весь­ма часто оди­но­ких девиц похи­ща­ли для насиль­ствен­но­го заму­же­ства. Опа­са­ясь это­го, Еми­лия вышла замуж за адво­ка­та Васи­лия, впо­след­ствии став­ше­го иере­ем. Васи­лий был изве­стен как обра­зо­ван­ный и бла­го­че­сти­вый человек.

Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов пишет, что их супру­же­ство состо­я­ло не столь­ко в плот­ском сою­зе, сколь­ко в обо­юд­ном стрем­ле­нии к доб­ро­де­те­ли. Они забо­ти­лись о нищих, при­ни­ма­ли стран­ни­ков, зна­чи­тель­ную часть сво­е­го иму­ще­ства тра­ти­ли на бла­го­тво­ри­тель­ность. Гос­подь бла­го­сло­вил Еми­лию мно­го­чад­ством, у нее было 10 детей.

Ее почи­та­ют как мать, взрас­тив­шую пяте­рых свя­тых – Васи­лия Вели­ко­го, епи­ско­па Кеса­рии Кап­па­до­кий­ской, Гри­го­рия, епи­ско­па Нис­ско­го, Пет­ра, епи­ско­па Сева­стий­ско­го, пре­по­доб­ную Мак­ри­ну Млад­шую и бла­жен­ную Феосевию.

Царственные страстотерпцы 5

Глу­бо­кая и искрен­няя рели­ги­оз­ность выде­ля­ла импе­ра­тор­скую чету сре­ди пред­ста­ви­те­лей тогдаш­ней ари­сто­кра­тии. Духом пра­во­слав­ной веры было про­ник­ну­то с само­го нача­ла и вос­пи­та­ние детей импе­ра­тор­ской семьи. Все ее чле­ны жили в соот­вет­ствии с тра­ди­ци­я­ми пра­во­слав­но­го бла­го­че­стия. Обя­за­тель­ные посе­ще­ния бого­слу­же­ний в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни, гове­ние во вре­мя постов были неотъ­ем­ле­мой частью быта рус­ских царей, ибо царь упо­ва­ет на Гос­по­да, и во бла­го­сти Все­выш­не­го не поко­леб­лет­ся (Пс.20,8).

К цар­ствен­ным стра­сто­терп­цам мно­гие хри­сти­ане обра­ща­ют­ся ныне с молит­вой о укреп­ле­нии семьи и вос­пи­та­нии детей в вере и бла­го­че­стии, о сохра­не­нии их чисто­ты и цело­муд­рия – ведь во вре­мя гоне­ний импе­ра­тор­ская семья была осо­бен­но спло­чен­ной, про­нес­ла несо­кру­ши­мую веру пра­во­слав­ную чрез все скорби.

В стра­да­ни­ях, пере­не­сен­ных цар­ской семьей в зато­че­нии с кро­то­стью, тер­пе­ни­ем и сми­ре­ни­ем, в их муче­ни­че­ской кон­чине был явлен побеж­да­ю­щий зло свет Хри­сто­вой веры, подоб­но тому, как он вос­си­ял в жиз­ни и смер­ти мил­ли­о­нов пра­во­слав­ных хри­сти­ан, пре­тер­пев­ших гоне­ние за Хри­ста в XX веке.

Память свя­тым стра­сто­терп­цам импе­ра­то­ру Нико­лаю, импе­ра­три­це Алек­сан­дре, их чадам – Алек­сию, Оль­ге, Тати­ане, Марии и Ана­ста­сии совер­ша­ет­ся в день их уби­е­ния, 4 (17) июля, и в день собор­ной памя­ти ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Рос­сий­ских 25 янва­ря (7 фев­ра­ля), если этот день сов­па­да­ет с вос­крес­ным днем, а если не сов­па­да­ет, то в бли­жай­шее вос­кре­се­ние после 25 янва­ря (7 февраля).

Петр и Феврония Муромские 6

Бла­го­вер­ный князь Петр был вто­рым сыном Муром­ско­го кня­зя Юрия Вла­ди­ми­ро­ви­ча. Он всту­пил на Муром­ский пре­стол в 1203 году. За несколь­ко лет до это­го свя­той Петр забо­лел про­ка­зой, от кото­рой никто не мог его изле­чить. В сон­ном виде­нии кня­зю было откры­то, что его может исце­лить дочь пче­ло­во­да, бла­го­че­сти­вая дева Фев­ро­ния, кре­стьян­ка дерев­ни Лас­ко­вой в Рязан­ской зем­ле. Свя­той Петр послал в ту дерев­ню сво­их людей.

Когда князь уви­дел свя­тую Фев­ро­нию, то так полю­бил ее за бла­го­че­стие, муд­рость и доб­ро­ту, что дал обет женить­ся на ней после исце­ле­ния. Свя­тая Фев­ро­ния исце­ли­ла кня­зя и вышла за него замуж. Свя­тые супру­ги про­нес­ли любовь друг ко дру­гу через все испы­та­ния. Гор­дые бояре не захо­те­ли иметь кня­ги­ню из про­сто­го зва­ния и потре­бо­ва­ли, что­бы князь отпу­стил ее. Свя­той Петр отка­зал­ся, и супру­гов изгна­ли. Они на лод­ке отплы­ли по Оке из род­но­го горо­да. Свя­тая Фев­ро­ния под­дер­жи­ва­ла и уте­ша­ла свя­то­го Пет­ра. Но вско­ре город Муром постиг гнев Божий, и народ потре­бо­вал, что­бы князь вер­нул­ся вме­сте со свя­той Февронией.

Свя­тые супру­ги про­сла­ви­лись бла­го­че­сти­ем и мило­сер­ди­ем. Скон­ча­лись они в один день и час 25 июня 1228 года, при­няв перед этим мона­ше­ский постриг с име­на­ми Давид и Евфро­си­ния. Тела свя­тых были поло­же­ны в одном гробе.

Свя­тые Петр и Фев­ро­ния явля­ют­ся образ­цом хри­сти­ан­ско­го супру­же­ства. Сво­и­ми молит­ва­ми они низ­во­дят Небес­ное бла­го­сло­ве­ние на всту­па­ю­щих в брак.

Святые мученики Гурий, Самон и Авив 7

Во вре­мя гоне­ний на хри­сти­ан при импе­ра­то­рах Дио­кли­ти­ане (284–305) и Мак­си­ми­ане (305–311) в горо­де Едес­се были схва­че­ны два дру­га, хри­сти­ане Гурий и Самон, про­по­вед­ни­ки Сло­ва Божия. На пред­ло­же­ние при­не­сти жерт­ву богам свя­тые отве­ти­ли реши­тель­ным отка­зом, испо­ве­дав свою веру во Хри­ста. За это они под­верг­лись страш­ным муче­ни­ям. Муче­ни­ки все пере­но­си­ли с твер­до­стью и молит­вой. Ночью муче­ни­ков отвез­ли за город и обез­гла­ви­ли. Хри­сти­ане погреб­ли их свя­тые тела. Через мно­го лет послед­ний импе­ра­тор-языч­ник Лики­ний (311–324) начал гоне­ние на хри­сти­ан. Диа­кон Едес­ской церк­ви по име­ни Авив, кото­ро­го импе­ра­тор пове­лел схва­тить за рев­ност­ное рас­про­стра­не­ние истин­ной веры, сам при­шел к пала­чам, не желая, что­бы при его розыс­ке постра­да­ли дру­гие хри­сти­ане. Свя­той испо­ве­дал веру во Хри­ста и был при­го­во­рен к сожже­нию. Муче­ник сам пошел в огонь и с молит­вой пре­дал дух свой Гос­по­ду. Когда огонь погас, мать свя­то­го и род­ствен­ни­ки обре­ли тело его непо­вре­жден­ным. Муче­ни­ка похо­ро­ни­ли рядом со свя­ты­ми Гури­ем и Самоном.

После смер­ти свя­тых совер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные чуде­са с теми, кто с верой и любо­вью при­зы­вал их себе на помощь. Так, одна­жды один воин-гот, послан­ный на служ­бу в Едес­су, взял в супру­ги бла­го­че­сти­вую девуш­ку Евфи­мию. Перед этим он поклял­ся ее мате­ри Софии у гроб­ни­цы муче­ни­ков Гурия, Само­на и Ави­ва, что не сде­ла­ет супру­ге ника­ко­го зла, нико­гда не оскор­бит ее, но будет любить и почи­тать. По окон­ча­нии служ­бы в Едес­се он взял Евфи­мию с собой и воз­вра­тил­ся на роди­ну. Ока­за­лось, что он обма­нул ее: на родине у него была жена. Евфи­мия ста­ла его рабы­ней. Мно­го изде­ва­тельств и уни­же­ний при­шлось пре­тер­петь Евфи­мии. Когда у нее родил­ся ребе­нок, то рев­ни­вая гот­чан­ка отра­ви­ла его. Евфи­мия обра­ти­лась с молит­вой к свя­тым муче­ни­кам – сви­де­те­лям клят­вы обман­щи­ка, и Гос­подь изба­вил ее от стра­да­ний и чудо­дей­ствен­но пере­нес в Едес­су, где она встре­ти­лась с мате­рью. Через неко­то­рое вре­мя клят­во­пре­ступ­ни­ка вновь посла­ли на служ­бу в Едес­су. Весь город узнал о его зло­де­я­нии, обли­чен­ном Софи­ей, и по при­ка­зу пра­ви­те­ля гот был казнен.

Свя­тые муче­ни­ки Гурий, Самон и Авив извест­ны сре­ди пра­во­слав­ных хри­сти­ан как покро­ви­те­ли супру­же­ства, бра­ка, счаст­ли­вой семьи, им молят­ся «аще муж без­вин­но воз­не­на­ви­дит жену свою».

Святитель Николай Чудотворец 8

Свя­ти­тель Нико­лай – один из самых почи­та­е­мых на Руси свя­тых – родил­ся в 258 году в древ­ней Ликии, вхо­див­шей в состав Малой Азии и был епи­ско­пом горо­да Мир.

После смер­ти роди­те­лей Нико­лай полу­чил боль­шое наслед­ство. Но бого­лю­би­вый юно­ша стре­мил­ся собрать нетлен­ные сокро­ви­ща в нерас­хи­ща­е­мых небес­ных кла­до­вых. Щед­рая рука Нико­лая была про­стер­та к нуж­да­ю­щим­ся людям. Отрек­шись от вся­ких мир­ских жела­ний, сер­до­боль­ный юно­ша попро­сил Бога ука­зать ему, как наи­луч­шим обра­зом раз­дать наслед­ство бед­ным: К Тебе, Гос­по­ди, воз­но­шу душу мою. Научи меня испол­нять волю Твою, пото­му что Ты Бог мой (Пс.24:1, 142:10).

В горо­де Пата­ра в доме по сосед­ству с бла­жен­ным Нико­ла­ем жил знат­ный и очень бога­тый чело­век. Он имел трех доче­рей, отли­чав­ших­ся необы­чай­ной кра­со­той. Вслед­ствие небла­го­при­ят­ных обсто­я­тельств этот богач разо­рил­ся и поте­рял преж­нее вли­я­ние, ибо жизнь века сего непо­сто­ян­на. Несчаст­ный отец не смог выдать деву­шек замуж, так как жени­хи ста­ли гну­шать­ся их край­ней бед­но­стью. Посте­пен­но сосед Нико­лая впал в нище­ту – его семье нече­го было есть и не во что одеть­ся. Тогда он заду­мал пре­вра­тить свое жили­ще в дом блу­да, отдав доче­рей на любо­де­я­ние, и таким обра­зом добыть сред­ства к суще­ство­ва­нию. Уже хотел мало­душ­ный отец испол­нить свое злое наме­ре­ние, но Все­ви­дя­щий Гос­подь подал бла­гую мысль Нико­лаю спа­сти разо­рив­ше­е­ся семейство.

Вели­ко­душ­ный юно­ша глу­бо­ко состра­дал нуж­да­ю­щим­ся людям и извлек отца и его доче­рей из нище­ты и гре­ха, слов­но из огня. Одна­ко свя­той совер­шил свое бла­го­де­я­ние не откры­то, а подал щед­рую мило­сты­ню тай­но. Нико­лай ночью неза­мет­но бро­сил пол­ный узе­лок с золо­том в окно сосе­да и быст­ро уда­лил­ся. Мож­но себе пред­ста­вить неска­зан­ную радость отча­яв­ше­го­ся мужа, когда он утром нашел в сво­ем доме то, из-за чего хотел под­верг­нуть позо­ру дочерей.

Отец разо­рен­ной семьи воз­бла­го­да­рил Гос­по­да и отдал золо­то стар­шей доче­ри в при­да­ное. После ее сва­дьбы сер­до­боль­ный Нико­лай, видя, как его пода­я­ние убе­рег­ло от поги­бе­ли стар­шую сест­ру, поза­бо­тил­ся и о сред­ней доче­ри. Тай­но от всех, ночью, доб­рый юно­ша сно­ва бро­сил узе­лок в окно сосе­да. Утром хозя­ин дома нашел золо­то. Обли­ва­ясь сле­за­ми бед­няк горя­чо побла­го­да­рил Бога за Его див­ное попе­че­ние о нем и отпразд­но­вал сва­дьбу вто­рой дочери.

Дабы узнать, кто при­но­сит в дом золо­то, он не спал ночи в ожи­да­нии сво­е­го покро­ви­те­ля. Про­шло немно­го вре­ме­ни. Глу­бо­кой ночью Нико­лай тихо при­шел в тре­тий раз, оста­но­вил­ся на обыч­ном месте, бро­сил в окно узе­лок и тот­час поспе­шил уйти. Услы­шав звон золо­та, хозя­ин быст­ро побе­жал вслед за угод­ни­ком Божьим и догнал его. Бед­няк сра­зу узнал в нем сосе­да, при­пал к сто­пам свя­то­го, цело­вал их и назы­вал Нико­лая изба­ви­те­лем, помощ­ни­ком и спа­си­те­лем семьи, ока­зав­шей­ся на краю погибели.

– Если бы, – гово­рил он, – Вели­кий в Сво­ем мило­сер­дии Гос­подь не послал мне тво­и­ми рука­ми изряд­ную помощь, то я погиб бы вме­сте с дочерь­ми в адском огне. Ныне же мы спа­се­ны тобой и избав­ле­ны от ужас­но­го грехопадения.

К свя­ти­те­лю Нико­лаю обра­ща­ют­ся с молит­вой о заму­же­стве. Свя­той Нико­лай помо­га­ет про­ся­щим встре­тить достой­но­го, бла­го­че­сти­во­го жени­ха и обре­сти семей­ное счастье.

Святая блаженная Ксения Петербургская 9

Бла­жен­ная Ксе­ния роди­лась меж­ду 1719 и 1730 года­ми. По дости­же­нии совер­шен­но­ле­тия Ксе­ния всту­пи­ла в брак с при­двор­ным пев­чим Андре­ем Федо­ро­ви­чем Пет­ро­вым, состо­яв­шим в зва­нии пол­ков­ни­ка. Но недол­го суж­де­но было моло­дой чете насла­ждать­ся семей­ным сча­стьем: два­дца­ти шести лет от роду Ксе­ния оста­лась вдо­вой. Муж ее скон­чал­ся внезапно.

Это тра­ги­че­ское собы­тие изме­ни­ло жизнь моло­дой жен­щи­ны. Она была глу­бо­ко потря­се­на тем, что ее муж скон­чал­ся без долж­но­го хри­сти­ан­ско­го при­го­тов­ле­ния и не успел при­не­сти пока­я­ние. Ксе­ния реши­ла, что подви­гом жиз­ни она вымо­лит у Бога про­ще­ние пре­гре­ше­ний раба Божи­его Андрея.

В день похо­рон мужа Ксе­ния Гри­го­рьев­на наде­ла его одеж­ду и всем, обра­щав­шим­ся к ней с собо­лез­но­ва­ни­я­ми, гово­ри­ла, что умер не Андрей Федо­ро­вич, а умер­ла его супру­га Ксе­ния Гри­го­рьев­на. С это­го момен­та она дей­стви­тель­но умер­ла для мира, при­няв на себя тяже­лей­ший подвиг – подвиг юрод­ства Хри­ста ради. Отныне она не име­ла посто­ян­но­го места житель­ства. Днем она бро­ди­ла по горо­ду, в основ­ном по Петер­бург­ской сто­роне, воз­ле церк­ви ап. Мат­фея, а ночью ухо­ди­ла за город, в поле – и всю ночь молилась.

За вели­кие подви­ги Гос­подь удо­сто­ил бла­жен­ную Ксе­нию вели­ких даров. По мо­лит­вам бла­жен­ной Ксе­нии Гос­подь спас од­ну де­ви­цу от ужас­но­го бра­ка с бег­лым ка­торж­ни­ком, вы­да­вав­шим се­бя за уби­то­го им пол­ков­ни­ка. По со­вер­ше­нии па­ни­хи­ды над ее мо­гил­кой страж­ду­щие по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния, в се­мьях во­дво­рял­ся на­ру­шен­ный мир, нуж­да­ю­щи­е­ся по­лу­ча­ли им необходимое.

После кон­чи­ны тело Ксе­нии Петер­бург­ской было погре­бе­но на Смо­лен­ском клад­би­ще. Над ее могил­кой со вре­ме­нем бы­ла по­стро­е­на ча­сов­ня. У ее гро­ба и по сей день совер­ша­ет­ся мно­го зна­ме­ний и чудес.

Свя­той бла­жен­ной Ксе­нии молят­ся о заму­же­стве, семей­ном бла­го­по­лу­чии и заступ­ни­че­стве в труд­ный час .

Святая великомученица Параскева 10

Вели­ко­му­че­ни­ца Парас­ке­ва роди­лась в горо­де Ико­нии в Малой Азии. Роди­те­ли ее осо­бо чти­ли пят­ни­цу, когда на Кре­сте постра­дал Гос­подь Иисус Хри­стос. В честь это­го дня они и дочь свою назва­ли Пят­ни­цей (по-гре­че­ски Парас­ке­ва). Она рано оси­ро­те­ла. Достиг­нув совер­шен­но­лет­не­го воз­рас­та, Парас­ке­ва при­ня­ла обет дев­ства и забо­ти­лась о рас­про­стра­не­нии веры Хри­сто­вой сре­ди язычников.

В 300 году при­шел в город вое­на­чаль­ник импе­ра­то­ра Дио­кле­ти­а­на, кото­ро­му было пору­че­но истре­бить хри­сти­ан. Парас­ке­ва отка­за­лась при­не­сти жерт­ву идо­лам и за это была под­верг­ну­та истя­за­ни­ям. Хри­сти­ане похо­ро­ни­ли тело свя­той Парас­ке­вы. От мощей вели­ко­му­че­ни­цы пода­ва­лись исце­ле­ния болящим.

У пра­во­слав­ных хри­сти­ан свя­тая Парас­ке­ва (Пят­ни­ца, или Пет­ка) издрев­ле поль­зо­ва­лась осо­бой любо­вью. Изоб­ра­жа­ют ее на ико­нах суро­вой подвиж­ни­цей, высо­кой, с луче­зар­ным вен­цом на голо­ве. Свя­тая Парас­ке­ва счи­та­ет­ся цели­тель­ни­цей душев­ных и телес­ных неду­гов (осо­бен­но ей молят­ся о сохра­не­нии здо­ро­вья малень­ких детей), хра­ни­тель­ни­цей семей­но­го бла­го­по­лу­чия и сча­стья. Девуш­ки на выда­нье моли­лят­ся ей, что­бы вый­ти замуж по любви.

Святая блаженная Матрона Московская 11

Бла­жен­ная Мат­ро­на была подвиж­ни­цей бла­го­че­стия на про­тя­же­нии все­го XX века. Девоч­ка роди­лась сле­пой, но Гос­подь даро­вал Мат­роне духов­ное зрение.С се­­ми-вось­­­ми­лет­­не­­го воз­рас­та у Мат­ро­нуш­ки от­крыл­ся дар пред­ска­за­ния и ис­це­ле­ния боль­ных. Так, мно­го лю­дей при­хо­ди­ло к Мат­роне со сво­и­ми бо­лез­ня­ми и скор­бя­ми. Имея пред­ста­тель­ство пред Бо­гом, она по­мо­га­ла мно­гим. Преж­де все­го Мат­ро­на мо­ли­лась за лю­дей. Бу­дучи угод­ни­цей Бо­жи­ей, бо­га­то на­де­лен­ная свы­ше ду­хов­ны­ми да­ра­ми, она ис­пра­ши­ва­ла у Гос­по­да чу­дес­ную по­мощь недугующим.

Она ото­шла ко Гос­по­ду 2 мая 1952 го­да и бы­ла по­гре­бе­на на Да­ни­лов­ском клад­би­ще. Еще пе­ред смер­тью она ска­за­ла: «Все, все при­хо­ди­те ко мне и рас­ска­зы­вай­те, как жи­вой, о сво­их скор­бях, я бу­ду вас ви­деть, и слы­шать, и по­мо­гать вам». А еще ма­туш­ка го­во­ри­ла, что все, кто до­ве­рит се­бя и жизнь свою ее хо­да­тай­ству ко Гос­по­ду, спа­сут­ся. «Всех, кто об­ра­ща­ет­ся ко мне за по­мо­щью, я бу­ду встре­чать при их смер­ти, каж­до­го». Бо­лее чем через трид­цать лет по­сле кон­чи­ны ма­туш­ки, ее мо­гил­ка на Да­ни­лов­ском клад­би­ще сде­ла­лась од­ним из свя­тых мест пра­во­слав­ной Моск­вы, ку­да при­ез­жа­ли лю­ди со всех кон­цов Рос­сии и из-за ру­бе­жа со сво­и­ми бе­да­ми и болезнями.

Бла­жен­ная Мат­ро­на бы­ла пра­во­слав­ным че­ло­ве­ком в глу­бо­ком, тра­ди­ци­он­ном зна­че­нии это­го сло­ва. Со­стра­да­ние к лю­дям, иду­щее из пол­но­ты лю­бя­ще­го серд­ца, мо­лит­ва, крест­ное зна­ме­ние, вер­ность свя­тым уста­вам Пра­во­слав­ной Церк­ви — вот что бы­ло сре­до­то­чи­ем ее на­пря­жен­ной ду­хов­ной жиз­ни. При­ро­да ее по­дви­га сво­и­ми кор­ня­ми ухо­дит в мно­го­ве­ко­вые тра­ди­ции на­род­но­го бла­го­че­стия. По­это­му и по­мощь, ко­то­рую лю­ди по­лу­ча­ют, мо­лит­вен­но об­ра­ща­ясь к пра­вед­ни­це, при­но­сит ду­хов­ные пло­ды: лю­ди утвер­жда­ют­ся в пра­во­слав­ной ве­ре, во­цер­ков­ля­ют­ся внешне и внут­ренне, при­об­ща­ют­ся к по­все­днев­ной мо­лит­вен­ной жизни.

Мат­ро­ну зна­ют де­сят­ки ты­сяч пра­во­слав­ных лю­дей. Мат­ро­нуш­ка — так лас­ко­во на­зы­ва­ют ее мно­гие. Она — так же, как при зем­ной сво­ей жиз­ни, по­мо­га­ет лю­дям. Это чув­ству­ют все те, кто с ве­рою и лю­бо­вью про­сит ее о за­ступ­ни­че­стве и хо­да­тай­стве пе­ред Гос­по­дом, к Ко­то­ро­му бла­жен­ная ста­ри­ца име­ет ве­ли­кое дерзновение.

Бла­жен­ная Мат­ро­на помо­га­ет без­дет­ным, выз­во­ля­ет из самых бед­ствен­ных обсто­я­тельств и помо­га­ет обре­сти семей­ным мир.

Образ Федоровской иконы Божьей Матери 12

На­зва­ние свое ико­на по­лу­чи­ла от ве­ли­ко­го кня­зя Яро­сла­ва Все­во­ло­до­ви­ча († 1246), от­ца свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го, но­сив­ше­го в свя­том кре­ще­нии имя Фе­о­дор — в честь свя­то­го Фе­о­до­ра Стра­ти­ла­та. Об­ре­те­на она бы­ла, по пре­да­нию, его стар­шим бра­том, свя­тым Юри­ем Все­во­ло­до­ви­чем († 1238, па­мять 4 фев­ра­ля), в вет­хой де­ре­вян­ной ча­совне близ ста­рин­но­го го­ро­да Го­род­ца — поз­же на том ме­сте был устро­ен Го­ро­дец­кий Фе­о­до­ров­ский мо­на­стырь. Князь Яро­­слав-Фе­о­­дор, став­ший по­сле ги­бе­ли в бит­ве с та­та­ра­ми на Си­ти свя­то­го Юрия ве­ли­ким кня­зем Вла­ди­мир­ским, в сле­ду­ю­щем, 1239 го­ду тор­же­ствен­но пе­ре­нес его мо­щи из Ро­сто­ва в Успен­ский со­бор Вла­ди­ми­ра, а остав­шей­ся от бра­та ико­ной бла­го­сло­вил сво­е­го сы­на, свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го, всту­пив­ше­го в том же го­ду в брак с по­лоц­кой княж­ной Брячиславой.

Чудо­твор­ная Федо­ров­ская ико­на Божи­ей Мате­ри почи­та­ет­ся как покро­ви­тель­ни­ца невест, семей­но­го бла­го­по­лу­чия, рож­де­ния детей у без­дет­ных пар, помо­га­ю­щая в труд­ных родах.

С кон­ца XVIII века немец­кие прин­цес­сы, выхо­дя замуж за рус­ских вели­ких кня­зей и при­ни­мая пра­во­сла­вие, по тра­ди­ции в честь Фео­до­ров­ской ико­ны полу­ча­ли себе отче­ство Федоровна.

Источник статьи: http://azbyka.ru/semya/svjatye-pokroviteli-semi-ljubvi-i-braka/

Оцените статью