Польша праздник всех святых

День Всех Святых в Польше. Задушки

День Всех Святых – или просто «Всех Святых (Wszystkich Świętych)» — традиционный духовный праздник в современной Польше, корнями уходящий глубоко в историю.

Подобный праздник есть и в православных странах – там он называется Собор Всех Святых и не привязан к конкретной дате. В Польше (римско-католическая церковь) же он всегда отмечается 1 ноября. Именно в этот день люди устремляются на кладбища, чтобы затеплить поминальную свечу (znicz) и отдать дань памяти своим предкам. День этот всегда является выходным.

День Всех Святых – корни праздника

Первое упоминание о дне Всех Святых сохранилось в старинных литературных источниках. Самый древний из них — рукописный текст на латыни, который хранится в Праге. Он относится к XV столетию. В своем самом раннем переводе на польский текст изобилует характерными чертами Мазовии. Вот часть текста, являющего собой литургию на день Всех Святых взятая из публикации 1974 года:

In Die Omnium Sanctorum
Nasz Pan Jezus Krystus, wiedząc, eże ludzie jinako błogość albo błogosławność mienią, niże jest, a jinako k nie chcą przyć, niże słusza, raczył na początku swojego kazania ją uznamić, kieby była, a potem rozkazować, kakoby k nie miano prz ć. O tem ci ta to jest ta ewanjelija święta, jaż prze to na dzień Wszech Świętych położona, eże każdy z nich tako bydlił, jako tuta wyłożył Pan Jezus Krystus i nauczył, prze to k temu przyszedł, aby my takie, chcem li tamo teże przyć, tej to nauki się dzierżeli i tego rozkazania.

Najdawniejsze zabytki języka polskiego. W. Taszycki

Читайте также:  Праздник 23 февраля ранний возраст

Сам же праздник намного древнее рукописи. Торжество Всех Святых вытекает главным образом из традиции поминания мучеников, которые пострадали за Иисуса Христа, но которые отсутствуют в канонических текстах житий не поминаются в литургии. История праздника уходит в IV век н.э. Именно тогда в христианстве появляется традиция перемещения святых мощей и реликвий христианства в различные места. Этими действиями церковь подчеркивала тот факт, что святые и реликвии принадлежат всей церкви, независимо от географического её положения. В 608 году папа Бонифаций IV получил от императора Фоки в дар языческий Пантеон. Перенесением в здание храма многочисленных христианских реликвий, относящихся в том числе и к святым мученикам, заканчивается история Пантеона как места языческого культа.13 мая 609 года распоряжением Бонифация Пантеон становится церковью Святой Марии и всех мучеников. С того самого времени именно 13 мая и был установлен день почитания всех мучеников.
Такое положение дел продержалось чуть более века, когда в 731 году папа Григорий III передвинул дату празднования с 13 мая на ту, которая сохранилась до нашего времени, — 1 ноября. Причины данного решения остаются предметом обсуждения у ученых. По одной из версий, данная мера позволяла избежать проблем с продовольствием для значительного количества паломников. Весной, как известно, запасы урожая прошлого года уже заметно истощены, так что решение скорее всего было продиктовано чисто прагматическими целями.
Спустя еще столетие, в 837 году, уже Григорий IV распоряжается, чтобы с этих пор в день поминовения мучеников христиане отдавали дань памяти не только мученикам, но и всем умершим братьям по вере христианской.
По некоторым другим данным дату празднования общего Дня всех Святых именно 1 ноября назначил папа Иоанн XI в 935-м году.

Читайте также:  Праздник сергей радонежский когда

Литания всем Святым

В День всех Святых в костелах исполняется Литания всем Святым. Молитва эта является одной из самых старых в христианстве. Вот отрывок из Литании:

WEZWANIA DO ŚWIĘTYCH

Święta Maryjo, módl się za nami.
Święta Boża Rodzicielko, módl się za nami.
Święta Panno nad pannami, módl się za nami.
Święci Michale, Gabrielu i Rafale, módlcie się za nami.
Wszyscy święci Aniołowie, módlcie się za nami.
Patriarchowie i Prorocy
Święty Abrahamie, módl się za nami.
Święty Mojżeszu, módl się za nami.
Święty Eliaszu, módl się za nami.
Święty Janie Chrzcicielu, módl się za nami.
Święty Józefie, módl się za nami.
Wszyscy święci Patriarchowie i Prorocy, módlcie się za
И так далее.
В День Всех Святых люди традиционно устремляются на кладбища. Причем примечателен тот факт, что праздник объединяет как христиан, так и представителей других конфессий и неверующих, так как дает возможность даже без привязки к религии отдать дань памяти умершим.

Традиции в День Всех Святых

Старые традиции, связанные с праздником, хоть и не культивируются массово по всей Польше, но память о них жива, и некоторые можно встретить и в наши дни.
В старину на Всех Святых особенным вниманием и почтением одаривали нищих и так называемых просильных дедов (Proszalny dziad), которые обычно сидели у входа в костел и на кладбищах. Чтобы почтить память предков, за день или два до 1 ноября женщины выпекали специальные небольшие хлебцы — повалки (powałki). Делалось это для того, чтобы не жечь огонь в печи в сам день поминовения. Считалось, что души предков, возвращающиеся в свой дом в этот день, собираются именно в печи. Печь вообще считалась любимым местом обитания духов. Если же кто-то разводил огонь 1 ноября, то это считали плохой приметой, грозящей хозяйству пожаром.
Согласно традиции, пеклось столько хлебцев, о скольких умерших вспоминали в семье. Хлебцы эти вручались нищим с просьбой помолиться о душе усопших родных. В некоторых регионах Польши нищим давали также кашу, сыры и мясо. Хлебец также преподносился кзёндзу, чтобы тот молился о душах, о которых никто не помнил.
Вечером 1 ноября вся семья собиралась в доме на молитву по умершим. На заранее приготовленном столе, покрытом белой скатертью, хозяйки также ставили испеченные хлебцы, чтобы души родных не ушли голодными.
Традиция «кормления умерших» восходит к древнеславянским традициям, когда на могилах предков оставляли кашу, мед и хлеб. Часто на кладбищах или рядом с ними устраивались чествования «дедов». Призывались души умерших, столы заставлялись кушаньями, люди пели, считая, что это нравится духам их предков.
Другим немаловажным акцентом праздника было разжигание костров. Изначально их разводили у развилок дорог, чтобы указать путешествующей душе путь и чтобы она могла обогреться от тепла огня. Примерно на стыке XVI и XVII веков костры начали жечь на могилах.

В наше время их заменили свечи. В первые ночи ноября в Польше можно увидеть реки света, заливающие кладбища. Это горят свечи, зажженные людьми в память о своих ушедших родственниках. Также в костеле подаются поминальные записки с просьбой помолиться за усопших.

Задушки

Задушки (Zaduszki) или День Задушный (Dzień Zaduszny), отмечается на следующий день после Дня Всех Святых. День этот является для христиан днем молитвы за всех усопших, веровавших в Христа, но находящихся в чистилище и нуждающихся в молитвах живых, чтобы получить спасение.
День этот установлен в 998 году святым Одилоном Клюнийским в противовес языческому празднику поминания усопших, приходившемуся на этот день.
В XII веке эта традиция пришла и на польские земли, а уже в XV была известна во всей Польше. В веке XIV появилась традиция процессий на кладбище с четырьмя остановками. Во время остановок произносились молитвы и специальные песни за души всех усопших (отсюда и Задушки — за души), пятая же молитва возносилась при возвращении процессии с кладбища в здание храма.
В народной традиции в этот день также проявляется поход на кладбище и установка свеч, а также часть из ряда ограничений, сопутствующих этому дню исторически.
Так от людей преимущественно старшего поколения можно услышать, что в этот день выполнять работу — грех. В наше время придерживаться запрета на работу в этот день, конечно, уже достаточно сложно, но вполне можно отказать себе в других составляющих табу: плевках, взбивании масла, глажке белья, прядении и даже выносе мусора. Все это считалось предками за грех, так как могло навредить покою души умершего, пришедшей в свой дом.
Современный ритм жизни не позволяет провести два дня подряд в походах на кладбища и встречах с родными, но традицию стараются соблюдать. Хотя, что касается кладбищ, то свечи все больше сдвигаются на праздник Всех Святых.
В Задушки в Польше уже многие годы организуются концерты, различные представления, музыкальные мероприятия.

В Польшу на Хэллоуин?

Знак вопроса тут не случаен. Ведь именно вопросом, причем достаточно большим, задается польская общественность относительно этого достаточно недавнего нововведения. Конечно же, если поехать в Польшу в конце октября, чтобы ночь с 31 октября на 1-ноября, то в интернете отбоя не будет от предложений различных клубов провести Хэллоуин именно у них. Магазины, в свою очередь, предложат несметное количество сувениров и зомби-атрибутики.
Но! Хэллоуин не является традиционным для Польши праздником. Многие склонны думать, что праздник присущ Польше ввиду католического исповедания. Но и это мнение ошибочно.
Опросы общественного мнения, проводимые в Польше часто в прямом эфире телевидения, показывают, что преимущественно поляки считают Хэллоуин праздником чуждым, хотя влияние этого нового для Польши явления начинают проявляться почти повсеместно. Костел выступает с критикой пропаганды Хэллоуина, небезосновательно приписывая этот праздник языческим истокам.
Праздник отвергают также православная церковь и протестантские движения. Интересным является и тот факт, что от Хэллоуина «открещиваются» и Родноверцы, течение которых также представлено в Польше. Непредвзятые специалисты прямо заявляют о чисто маркетинговой стороне этого праздника, говоря о том, что это лишний повод изъять деньги у населения в пользу обогащения бизнеса. А потому реклама Хэллоуина будет только нарастать.
В этой связи стоит отметить, что у этого массированного натиска Хэллоуина появилась и обратная сторона.
Невзирая на упорную пропаганду в том же интернете, уже не только служители костела называют этот праздник инородным. Молодые люди, еще недавно положительно воспринявшие Хэллоуин, с течением времени чаще стали обращать внимание на те же Задушки. Специалисты увязывают это с обратным эффектом интернета, ведь с помощью него можно прочесть и о своих родных традициях. И молодежь этим интересуется. В соцсетях создаются группы молодых людей абсолютно светской направленности, поддерживающих свои, родные традиции тех же Задушек. На одном из популярных в Польше форумов ветка о Хэллоуине обрывалась комментарием: «A ja w takim razie wolę Dziady, bo to Polskie przynajmniej» (Ну, по мне так лучше Деды, это хоть польское по меньшей мере). И обсуждение перетекло на Дедов, а о Хэллоуине и забыть забыли.

Кто такие Деды?

Раз уж языческие корни, так хоть родные! – восклицают молодые пользователи соцсетей и вспоминают о празднике под названием «Деды» (Dziady).
Деды — предтеча Задушек, а точнее, их языческий аналог. Этот тот праздник, который был замещен Задушным Днем стараниями святого Одилона Клюнийского в X веке (см.выше). Разницу составлял тот факт, что празднование дня Дедов не было привязано к конкретной дате в ноябре, а вычислялось по фазам луны. В итоге он приходился на начало ноября или на конец октября.
Праздник этот мало чем отличался от того, в какой традиции проходит Задушный день, ведь суть его заключалась абсолютно в том же самом – почтении памяти предков. Правда, многие из традиций сейчас невозможно повторить чисто технически. В этот день также устраивались празднества с обрядами поминовения, на кладбищах зажигали огонь, приносили хлеба и кашу.
Важно было, чтобы пища, приносимая на место памяти предков, была горячей. Уносимый вверх теплый пар должен был обогреть и привлечь душу на трапезу. Характерным было выливание части напитков или еды на пол или на землю, чтобы как бы разделить еду с теми, кто в земле, и с самой землей, которая дает жизнь.
Другой традицией, связанной с разжиганием огня, может поделиться с нами Подгалье (регион в Малопольском воеводстве на границе со Словакией — Podhale). Там костры зажигали на месте внезапной трагической гибели человека. Каждый, кто проходил мимо этого места, должен был кинуть на него веточку. В празднование Дедов образовавшийся курган из веток поджигали. Это должно было остановить мятежную душу внезапно погибшего самоубийцы (их причисляли к нечистой силе) или даже демонов. Считалось, что «на Дедов» последние проявляли исключительную активность.
Также в местах поминовения устраивались бани. Душам предков следовало иметь место, где бы они могли помыться и обогреться.
Кроме того традиция подавания хлеба бродящим по свету старцам, дожившая кое-где и до наших дней, тоже берет свое начало в Дедах. Дедами называли и стариков, просящих милостыню. Считалсь, что они умеют вступать в контакт с душами умерших, а потому в этот день их одаривали специальным хлебом, прося помянуть души ушедших предков.
Обряд празднования Дедов стал вдохновением для второй части драмы «Dziady» («Деды») Адама Мицкевича, центральным мотивом которых являются сцены призывания духов во время деревенского собрания в покинутой капличке на кладбище. Собранию предводительствует старец-гусляр, произносящий ритуальные речи и призывающий души из чистилища. Души должны поведать собравшимся о том, что именно нужно им для спасения и вкусить приготовленные для них яства. Исследователи творчества Мицкевича склоняются к версии, что в данном случае читатель имеет дело с художественной стилизацией, заимствованной автором из белорусского фольклора. Христианскому поминанию были свойственны иные, более сдержанные черты.
Так или иначе традиция Дедов была настолько сильна, что костелу просто не имело смысла её запрещать. Тем более что подобные формы этот праздник имел не только на землях Европы, но и в совсем далеких от неё странах. Предприняв немало усилий, праздник христианизировали и теперь это знакомый всей Польше Задушный день — 2 ноября, вытекающий из Дня Всех Святых.

Источник статьи: http://polomedia.ru/news/tradicii/den-vseh-svyatyh-v-polshe-zadushki

День Всех Святых или Halloween? Как поляки проводят 1 ноября

30 Октября 2018

Каждый год с приближением 1 ноября в Польше начинается настоящий ажиотаж: в магазинах предлагают различные акции и скидки на свечи, на дорогах пробки, все спешат на кладбище, чтобы почтить память умерших, в стране объявляют государственный выходной.

Для поляков 1 ноября — это важный день, традиции проведения которого достигают дальних веков. В то же время, несмотря на устойчивые обычаи, в последние годы все больше прослеживаются веяния с Запада в праздновании этого дня. Популярный Halloween «наступает на пятки» традиционному Дню Всех Святых. Мы попытались выяснить, откуда происходят традиции этих праздников и как сегодня в Польше проходит 1 ноября?

День Всех Святых: христианский праздник или языческий культ?

Официально День Всех Святых католическая церковь отмечает 1 ноября. По церковному уставу этот праздник имеет самый высокий ранг — ранг торжества (solemnitas) наряду с такими великими христианскими праздниками как Рождество и Пасха. В этот день в церквях и костелах правят праздничную литургию.

История праздника уходит в VI в. н.э., то есть еще времен раннего христианства. Сначала День Всех Святых отмечали 13 мая. Именно в этот день в 609 году папа Римский Бонифаций IV с согласия византийского императора Фоки освятил бывший Пантеон (языческий храм) Юпитера, Венеры и Марса и переименовал его в храм Девы Марии и всех мучеников. Однако в VIII в. чествования Всех Святых перенесли на 1 ноября, когда папа Григорий III освятил в честь всех святых одну из капелл собора святого Петра в Ватикане — самой большей христианской церкви в мире.

Собор Святого Петра в Ватикане

Однако существует и другая версия происхождения этого праздника.

На 13 мая (первую установленную дату празднования Дня Всех Святых христианской церковью) ранее приходилса языческий праздник Лемурия (Лемулария) — праздник мертвых в Древнем Риме. Римляне верили, что в этот день души умерших бродят по миру в виде призраков, которых они называли лемурами.

Неоднозначной есть и вторая дата, выбранная церковью для чествования Всех Святых. 1 ноября древние кельты (группа племен, которые ранее проживали на территории современных Франции, Германии, Испании, Великобритании и других стран Западной Европы) отмечали языческий праздник Сайман (другое название — Савин). Название Сайман происходит от ирландского слова Samhain, что означает «третий месяц осени», то есть ноябрь. Праздник отмечалса как День урожая и День памяти предков. Этот день воспринимался как мистический, ассоциировался со смертью и сверхъестественными силами. В Сайман люди жгли костры, прыгали через огонь и приносили в жертву богам животных.

Случайно ли церковь дважды назначала празднования дня Всех Святых на ту же дату, когда язычники чествовали души умерших? Вероятно, таким образом священнослужители пытались искоренить языческие обычаи и заменить их новыми — христианскими.

Интересно, что 1 ноября как День Всех Святых отмечает только Католическая Церковь. Православная Церковь аналогичный день празднует в восьмое воскресенье после Пасхи. И эта дата также выбрана не просто так. Восточные славяне (среди которых собственно и распространено православие) примерно в то же время, на которое теперь приходится День Всех Святых, ранее отмечали Русалии или Русальную (Клечальную) неделю и верили, что в эти дни по земле ходят русалки и нимфы — умершие души.

То есть и в Православной, и в Католической церкви дни почитания Всех Святых совпадают с языческими днями умерших.

Halloween: традиция или мода?

Веяния с Запада приобретают все большую популярность в странах Центральной и Восточной Европы, в том числе и в Польше. Вообще, слово Halloween — это сокращенная фраза, что с английского переводится как All Hallow’s Eve — канун Дня Всех Святых. Праздник зародился в Великобритании, в результате сочетания обоих праздников — языческого Саймана и христианского Дня Всех Святых.

От Саймана Halloween перенял дату празднования — ночь на 1 ноября и традицию чествования умерших, а от дня Всех Святых — собственно само название.

Непременные атрибуты праздника, которые сразу возникают в воображении при упоминании о Halloween — «фонарь Джека» из тыквы, люди, переодетые в костюмы нечисти и сладости — появились и приобрели популярность относительно недавно.

«Светильник Джека» — традиционный атрибут на Halloween

Впервые современные традиции праздника Halloween появились в США. Этот праздник попал туда вместе с эмигрантами из Великобритании, Шотландии и Ирландии в конце XVIII в. Лишь в XIX в. праздник начинает приобретать современные очертания.

  • в 1837 году в Америке зафиксировано первое создания так называемых «фонарей Джека» — тыкв-светильников на которых вырезаны зловеще улыбающиеся лица;
  • в 1895 году в Шотландии впервые зафиксировано ношение карнавальных костюмов на Halloween;
  • в 1934 году в США впервые зафиксировано использование популярной фразы Trick-or-treat (дословно «шутка или угощение», более распространенный вариант — «конфеты или смерть») и традиция ходить от дома к дому в карнавальных костюмах, выпрашивая сладости.

В XX в. популярность Halloween набрала обороты — люди тематически украшают свои дома, устраивают вечеринки, одевают карнавальные костюмы. Популярными персонажами становятся герои фильмов и книг — Дракула, Франкенштейн, Мумия и другие.

Современный декор дома на Halloween

Людям настолько понравился шуточный праздник «нечистой силы», что Halloween стал путешествовать по всему миру. Сегодня даже в Японии ежегодно проводят парады нечистой силы.

1 ноября в Польше

Несмотря на невероятную популярность Halloween во всем мире, в Польше этот праздник пока не прижился. Поляки верны своим традициям — здесь празднуют День Всех Святых (Wszystkich Świętych). Утром люди посещают мессу в костеле, а потом едут на кладбище — посетить могилы родственников и друзей. Обязательно на могилах зажигают свечи.

Польский этнограф из варшавского Государственного этнографического музея Александра Твардовская говорит, что обычай разжигать свечи на могилах имеет глубокие дохристианские корни. Раньше люди зажигали свечи там, где кого-то похоронили или где кто-то погиб трагической смертью, ведь верили, что у огня души умерших могли согреться. Также, согласно верованиям, огонь очищал и охранял от всего злого.

Кладбище в Польше в День Всех Святых

Кроме посещения кладбища, в некоторых польских регионах существуют и другие традиции, связанные с Днем Всех Святых. Так, например, поскольку поляки верят, что в этот день на землю прилетают души умерших, то в домах в ночь с первого на второе ноября на столе или подоконнике оставляют продукты, чтобы души могли угоститься. Ранее в этот день запрещалось выполнять любую домашнюю работу — стирать, ткать, рубить дрова и тому подобное.

Почему Halloween не прижился в Польше?

Поляки — одна из самых религиозных наций в Европе. Согласно опросам, около 86,9% граждан Польши являются католиками по вероисповеданию. Поэтому, несмотря на то, что День Всех Святых происходит от языческого Дня умерших, сегодня этот праздник в Польше воспринимается как исключительно христианский. Даже во времена коммунистической Польши этот день был выходным, а праздник официально назывался Днем всех умерших.

Halloween в Польше воспринимается как праздник, ничем не связан с церковью. Римско-католическая церковь в Польше считает его распространением магии и оккультизма, что противоречит христианскому учению. Поэтому и сами поляки не подвергаются воздействию массовой культуры и остаются верны собственным традициям.

Сегодня выбор стоит за каждым лично:

праздновать Halloween или все таки День Всех Святых?

Не лишним будет еще раз напомнить, что День Всех Святых в Польше считается официальным государственным выходным днем, поэтому все государственные и большинство частных учреждений 1 ноября в Польше не работают. Кроме того, согласно закону о запрете торговли в воскресенье и праздничные дни, закрытыми 1 ноября будут все магазины, супермаркеты и торговые центры.

Поскольку в этом году ноября начнется из длинного уикенда, то многие захотят поехать к родственникам или просто сделать себе мини-отпуск и попутешествовать Польшей. В связи с этим специально ко Дню Всех Святых и в течение первых выходных ноября (то есть до понедельника 05.11.) в Польше для удобства пассажиров решено увеличить количество вагонов на наиболее популярных железнодорожных маршрутах Польши.

Источник статьи: http://vsetutpl.com/ru/den-vsekh-svyatykh-yly-halloween-kak-polyaky-provodyat-1-noyabrya

Оцените статью