Обряд. Обычай. Традиция. Ритуал. Основные понятия и определения.
Подойдёт и взрослым и детям
Обряд. Обычай. Традиция. Ритуал.
Основные понятия и определения.
Говорят, что сейчас в последние годы Россия теряет свои традиции, свое лицо, свою самобытность. Что заполонило нас западное, заокеанское, чужеземное.
Да этому утверждение есть обоснование. Действительно, сейчас в России отмечаются многие зарубежные праздники, к примеру- H allоween, из – за рубежа в Россию пришел карнавал. Да мы много что берем за океаном и многому у них учимся. Но утверждать о вытеснении нашей культуры, искусства, традиций… Наоборот именно в последние годы наблюдается повышенный интерес людей к исконно русской культуре.
Возрождение народных традиций, обрядов в наше время реализуется в большинстве случаев — это через проведение массовых народных гуляний (Рождество, Масленица, Троица, Ивана- Купала и др.) Основной идей проведение в наши дни таких мероприятий – это прежде всего возрождение национальной культуры и воспитание патриотизма в каждом гражданине своей страны.
В наше время сценарий народных праздников строиться на инсценировках старинных обычаев обрядов и ритуалов.
Обряд – это совокупность установленных обычаев, действ, связанных с религиозным представлением или бытовыми традициями. Есть какой-то символ.
Обычай – стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе и социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития.
Ритуал – церемония обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения. Упорядоченная система действий, выражает определенные социальные, культурные взаимоотношения.
Традиция – (передача)- элементы социального и культурно наследия передающийся в определенных классах и социальных группах в течении длительного времени. В качестве традиций выступают определенные общественные установления, ценности, идеи, обычаи.
Обрядность – это самопроизвольное театрализованное игровое действие, которое содержится во многих народных праздниках, торжествах, гуляниях, посвященных важнейшим событиям жизни человека и его трудовой деятельности.
Обрядность – это традиционное общепринятое игровое действие, включающее в себя ряд персонажей, художественных образов, эстетических и эмоциональных приемов. Одной из форм обрядности является ритуал, который может быть частью большого обрядового действия или выполнять самостоятельную функцию торжественного официального акта.
Символ – это есть знак у каждого обряда, их может быть несколько. Символ позволяет отразить какую — то идею по средствам выразительных средств
Обряд знают все, его нельзя отрепетировать, в нем должна быть композиция, которая имеет свое развитие.
Обрядовое действие имеет реальную основу, реальных героев.
С проникновением на Русь Христианства появляются новые торжества, но проповедники противостояли их языческим, потому что языческие носят чувственный характер, а христианство превращали их в духовные традиции.
Традиция – отмечать какой — ни будь праздник
Обрядность: — обрядить, украсить
Обычай: Пример – рукопожатие, запускать кошку в дом.
Используется многообразием образов для отражения действительности
Вербальные символы . Выражаются в терминах, накопленных обобщающим смыслом, т.е. это пионеры, комсомольцы, кружковцы и т.д.
Звуковые символы . Звуки рождающие определенные ассоциации, несущие смысловую нагрузку: горн, колокол.
Вечно предметные символы . Природные и искусственные вещи имеющие символический смысл или значение: елка и игрушки. Вымпел и галстук, вечный огонь ит.д.
Графические символы . Это символы, которые нарисованы либо начертаны: эмблема, значок. Герб
Обрядовое передвижение : парадный строй, почетный караул, крестный ход
Жесты несущие определенный смысл: отдавание чести, воинское приветствие и т.д.
Реликвии: жезл, корона и др.
Символ как орудие ориентации в каком-то определенном действии : вымпел, флаг, кубок и т.д.
Символ олицетворения – реальная личность
Источник статьи: http://infourok.ru/obryad-obichay-tradiciya-ritual-osnovnie-ponyatiya-i-opredeleniya-3684377.html
Сущность и терминологическое соотнесение понятий «традиция», «обычай», «обряд», «ритуал» и «церемония».
Для того чтобы определить понятие «церемония чествования», вначале необходимо выявить сущность понятия «церемония», а для этого следует выявить характер, взаимодействия и взаимосвязи этого понятия с понятиями «традиция», «обычай», «обряд» и «ритуал», так как в научной литературе единая точка зрения по этому вопросу отсутствует.
Традиция (от лат. traditio — передача, повествование, предание) – это элементы социального или культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
В.Д. Серых дает более расширенное определение понятию «традиция». «Традиция — своеобразное общественное явление, особая форма общественных отношений, проявляющихся в переходящих от поколения к поколению действиях, обычаях, принципах и нормах взаимоотношений между людьми. Традиции предполагают привычные представления и вкусы, идеи и убеждения, воплощенные в различных направлениях искусства, в науке, политике, обусловленные общественными отношениями и опирающиеся на силу общественного мнения». Таким образом, на основе данных определений мы выяснили, что традиции выполняют психологическую, социальную и педагогическую функцию.
Социальная роль традиций состоит в том, чтобы закрепить и воспроизвести в новых поколениях людей установившиеся способы жизнедеятельности, типы мышления и поведения.
Педагогическая роль традиций заключается в передаче нравственных ценностей, накопленных старшим поколением, младшему. В широком педагогическом смысле воспитание — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Таким образом, традиции — это специфическая форма функционирования общественных отношений в виде устойчивых, повторяющихся, передающихся массовых идей, принципов, чувств, которые выражают ценностные отношения людей к основным видам духовной и материальной деятельности. Традициями выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, ритуалы и т.д. Это означает, что традиции не только сводятся к наиболее стереотипным своим проявлениям, как ритуал и обычай, но и распространяются на более широкую область социальных явлений.
В научной литературе авторы рассматривают понятие «обычай» в соответствии со спецификой его содержания и назначения. Л.Г. Набиуллин рассматривает «обычай — как общепринятый порядок, образ действий, общепринятая норма поведения, то есть это то, что стало уже привычным, усвоенным, прочно вошло в обиход народа». Это традиционно принятый порядок, привычный образ действий, соблюдающийся в силу прочно установившихся привычек, передаваемый из поколения в поколение и охраняемый общественным мнением». Социальная, психологическая и педагогическая роли обычая те же, что и традиции, но сферы их действия уже различаются. Если традиции имеют место во всех сферах духовной и материальной жизни, то обычай существует лишь в отдельных ее областях, главным образом в сферах быта, общения, семейных отношений.
Обычай – стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи в процессе исторического развития заменяются новыми.
В истории культуры понятия «обычай», «обряд», «ритуал», «церемония» не всегда различались. В современной же научной литературе делаются попытки разграничить, определить и выявить сущность этих понятий.
По мнению Л.Г. Набиуллина, обычай часто отождествляют с обрядом, являющимся однотипным действием в сходных, повторяющихся длительное время обстоятельствах. И если от традиции обычай отличается более узкой сферой проявления, то от обряда — характером действия. Обычай является практическим действием, задача которого — дать образец для подражания, показать, как надо действовать, чтобы унаследовать имеющийся опыт в поведении, труде, образе жизни и достичь реальных результатов.
Обряд от обычая, по мнению доктора философских наук Н.А. Костикова, отличает его символичность, образность, условность. Характерным для обряда является художественное оформление всего его комплекса. В основе русского термина «обряд» лежит слово «обряжать», что значит — приводить в должный вид, упорядочивать, украшать, убирать, делать парадным и красивым. В связи с этим Н.А. Костиков замечает: «От слова «обряд» так и веет седой стариной, с ее движением старообрядцев, ряжеными, церковными службами.
По мнению С.И. Ожегова, обряд представляет собой определенную, своеобразную церемонию.
Но в термин «церемония» все же вкладывается более широкое значение. К церемонии относят любое официальное, в том числе и торжественное действие, в том числе и обряд, порядок проведения которого заранее оговорен, обусловлен и отступление от него считается недопустимым. Так, например: прием послов, вручение верительных грамот, награждение государственными наградами, прием в честь какого-то юбилея или праздника. В самом широком истолковании церемонией считают внешнюю форму проведения каких-либо официальных действий в отношениях между людьми. Церемониалом называют сам план, порядок проведения церемонии.
В.Д. Карандашов отмечает: «. в нашем понимании, церемонии — это те же обряды, но более динамичные, торжественные, официальные, так как они всегда выражают содержание тех ритуалов и традиций, которые связаны с наиболее значительными событиями в общественной и личной жизни». Церемония выражает содержание тех традиций, которые связаны с наиболее значительными событиями общественной жизни».
Многие авторы рассматривают ритуал и обряд как синонимы. В соответствии с различными точками зрения по данному вопросу их авторов можно разделить на следующие группы.
Первая группа авторов, определяя суть понятия «ритуал», приравнивает его к обряду, церемонии.
Г.А. Ашев, отмечает, что нельзя рассматривать ритуалы как «установленный порядок». Он считает, что ритуалы зарождались и развивались под решающим воздействием той или иной общественно-экономической формации как одна из разновидностей традиций, так как они всегда представляли собой своеобразные символические действия, осуществляемые долгое время по традиции и лишь затем по «установленному порядку». Традиционные ритуалы со временем фиксируются не только в общественно-психологическом сознании, но и закрепляются в определенной знаковой системе — в так называемых письменных документах: в законах, уставах, приказах, директивах, наставлениях, рекомендациях, методиках.
Ритуал (от лат. ritualis — обрядовый) – вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в том числе речевых); выражает определённые социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних религиях служил главным выражением культовых отношений. Ритуал играет важную роль в жизни общества как традиционно выработанный метод социального воспитания. В современном обществе сохраняется главным образом в области церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений (гражданская обрядность, этикет, дипломатический протокол и т.п.).
При рассмотрении ритуалов с точки зрения их формы и содержания нужно иметь в виду, что эти категории в зависимости от того, в какой связи и на каком структурном уровне они рассматривались, имеют разный смысл. Во-первых, ритуалы являются одной из форм традиций. Во-вторых, в каждом конкретном случае различаются их форма и содержание. Однако нельзя произвольно конструировать связи элементов в ритуалах, якобы отражаемых категориями «форма» и «содержание».
По мнению В.Д. Карандашова реализация церемонии всегда представляет собой проведение совокупности традиционных обрядов и ритуалов. Церемонии не могут выполнять роль формы обрядов и ритуалов, так как последние сами составляют лишь основные элементы содержания церемоний. Ритуалы в действительности являются наглядной формой конкретно-чувственного выражения определенных традиций.
О неразрывной связи обрядов и ритуалов как основных элементов церемонии говорит и этимология слова «ритуал», которое произошло от латинского слова «ritus» — обрядовый и ritualis — церемония.
Г.С. Карнеев, определяя понятие «ритуал», пишет, что «. ритуалы выражают внутренний смысл, содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни общества, определяют определенные социальные отношения и существующий социальный порядок».
«Ритуал – это совокупность обрядов сопровождающих религиозный акт и составляющих его внешнее оформление».
«Церемониал (лат. Ceremonia — обряд) – официально принятый распорядок торжественных приемов, шествий и т.п».
В общепринятом понимании ритуал определяется как специфический способ деятельности, причём «стереотипизированной деятельности».
Ритуал – это своеобразный алгоритм символического общения социальных субъектов. Он передается из поколения в поколение и играет важную роль в социальной интеграции общества. Обладая огромной степенью социальной значимости, ритуальность символических действий выполняет социо-нормативную функцию в праздничном общении. Ю. С. Мартемьнов и Ю. А. Шрейдер впервые обосновали ритуальное символическое действие как самоценное поведение социальных субъектов. Важность этого типа действия для организации праздничного общения подчеркивает Н. А. Хренов. Исследуя социально-психические аспекты теории зрелищ, вскрыл суггестивное влиянии ритуально-символического действия, как на самих исполнителях, так и на тех, кто это созерцает.
Социально-психологическая природа ритуально-символических действий не только характеризует их генетическую связь с игрой, но и указывает на их соционормативный характер и обосновывает принципы организуемого ими праздничного общения. Однако нормативное предписание и установленный порядок исполнения символического действия не устраняют возможности для каждого человека проявить своё понимание смысла этого действия в деятельной импровизации.
Деятельная импровизация становится возможной только в том случае, если социальные субъекты в совершенстве владеют художественным ходом, на языках которого организуется символическое действие. Применительно к символическому действию понятие «КОД» (или язык общения) может употребляться в двух смыслах: как план содержание или как план выражения символического действия. В символическом действии праздника используются следующие «коды»:
· АКЦИОНАЛЬНЫЙ – специфические церемониальные действия, смысл которых заключается в порядке их исполнения;
· АТРИБУТИВНЫЙ – предметы, используемые как средство выражения смысла символического действия;
· ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЙ – действия – носители ролей в символическом действии, обусловлены нормативными требованиями культуры празднования;
· ЛОКАТИВНЫЙ – ритуально отмеченные места действий;
· ТЕМПОРАЛЬНЫЙ – временные точки или отрезки, к которым приурочены символические действия;
· ВЕРБАЛЬНЫЙ – словесно-поэтический тип текстов, атрибутивно принадлежащих конкретному символическому действию;
· МУЗЫКАЛЬНЫЙ – интонационно звуковой ряд в сочетании со словами или действиями;
· ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ – условно трагические символы и символы атрибутики.
Доминантой символического действия в праздничном общении в одном случае может быть сам процесс действия, в другом – предмет, в третьем – слово, в четвертом – персонаж, в пятом – место действия. Все элементы символического действия, принадлежащие разным социокультурным кодам, объединены ритуальной семантикой. Они взаимодействуют двумя путями: через функциональное взаимодействие и через функциональное наложение одного кода на другой. Последний путь формирует специфический праздник – ЦЕРЕМОНИЮ.
В современном празднике широкое распространение получили следующие типы церемоний:
· ЦЕРЕМОНИИ-ВОЗЛОЖЕНИЯ (памятных гирлянд, венков, цветов);
· ЦЕРЕМОНИИ-НАГРАЖДЕНИЯ (правительственными наградами, памятными знаками, грамотами, медалями);
· ЦЕРЕОНИИ-ПРИСВОЕНИЯ (почетных званий, рабочих разрядов);
· ЦЕРЕМОНИИ-«ОБРЯЖЕНИЯ» (героев обрядового действия);
· ЦЕРЕМОНИИ-ПРИВЕТСТВИЯ (одной группы участников, адресованные другой);
· ЦЕРЕМОНИИ-ВЕЛИЧАНИЯ (героев или гостей праздника).
Таким образом, проанализировав понятия «обычай», «обряд», «традиция», «ритуал», «церемония» мы вывили ряд характерных черт, объединяющих все эти понятия:
· Упорядоченная система действий;
· Художественная оформленность действий.
Конкретными чертами церемонии являются:
1. Подчеркнуто демонстративный характер действий, когда каждая фраза церемонии отделяется от предыдущей остановкой действия;
2. Акцентирующий характер действия, подчёркивающий самоценность церемониального поведения.
Вся церемония исполняется на фоне нарастания звукового, музыкального фона. Музыка в символических действиях выполняет различные функции, но особо велико её значение как интегратора эмоционально-психологического состояния участников. Состояние, которое обретает в символическом действии своеобразное «русло» для излияния возникших чувств.
Источник статьи: http://infopedia.su/1xa76a.html