- День святого Валентина в 2021: когда и как празднуют Валентинов день? Что дарить? История, традиции
- Кто такой святой Валентин, которого почитают влюбленные?
- Тогда почему Валентина считают покровителем влюбленных?
- Тогда как же появился праздник Святого Валентина?
- Как сейчас в мире отмечают праздник День святого Валентина?
- Если этот чужой, то какой свой?
- День всех Влюбленных 2021: когда празднуют — 14 февраля? История, традиции, легенды и приметы
- История Дня Валентина
- Легенды о святом Валентине
- Традиции в День святого Валентина
- Приметы в День святого Валентина
- День святого Валентина
- Про «чужие» праздники
- Святые мученики и языческий праздник
- Рождение Дня святого Валентина
- Легенда
- «Свой» или «чужой» – примирение
День святого Валентина в 2021: когда и как празднуют Валентинов день? Что дарить? История, традиции
Краткое содержание:
14 февраля во многих странах мира отмечают День святого Валентина. В Россию этот праздник пришел в 90-е годы прошлого века. Но до сих пор вызывает споры: кто-то его принял и празднует с размахом, а кто-то считает чужим и навязанным маркетологами.
Кто такой святой Валентин, которого почитают влюбленные?
А на самом деле доподлинно это до сих пор неизвестно. Согласно историческим фактам, на заре христианства были три человека по имени Валентин, которые мученической смертью погибли за веру. О первом Валентине известно, что он погиб в Карфагене с группой единоверцев.
Второй Валентин в III веке был епископом Интерамны (теперь итальянский город Терни). Согласно житию, он прославился как целитель. Однажды он излечил молитвой юношу, который повредил спину. Весть об этом распространилась по всему Риму, и в христианство обратилось много людей. Валентина принуждали отречься от веры, но он отказался. Тогда его бросили в темницу, а потом казнили.
Третий Валентин также обращал в христианскую веру людей, в том числе сумел убедить в своей правоте и императорского сановника Астерия. За это его арестовали, мучили и обезглавили. Именно эти события относят к периоду правления императора Клавдия II.
В конце V века папа Геласий принял решение прославить нескольких мучеников, в числе которых оказался некий Валентин. Но какой именно – непонятно. Празднование памяти святого Валентина установили исключительно как почитание его мученичества, и ни о каком покровительстве влюбленных речи не шло. В 1969 году во время реформы Римско-Католического календаря святых празднование памяти святого Валентина упразднили, так как сведения о его жизни противоречивы и недостоверны. Так что сейчас даже святого такого нет.
Тогда почему Валентина считают покровителем влюбленных?
Скорее всего это просто романтическая легенда, которая с реальностью не имеет ничего общего.
Кстати, вариаций легенд существует множество. Согласно одной из них, жестокий римский император Клавдий II запретил мужчинам жениться, так как считал, что только одинокий человек, у которого нет жены и детей, может хорошо воевать. Святой Валентин в то время был полевым врачом и священником. Он сочувствовал несчастным влюбленным и в тайне, по ночам, венчал их. Когда власти узнали об этом, Валентина посадили в тюрьму и приговорили к смертной казни. В темнице же священник познакомился с дочерью надзирателя и влюбился в нее. Перед смертью он написал ей письмо с признанием. Но девушка прочитала его только после казни Валентина, 14 февраля.
Согласно другой легенде, римский патриций Валентин был тайным христианином и обращал в новую веру своих слуг. И как-то даже венчал по христианским традициям одну пару. Узнав об этом, всех троих задержала стража. Валентин принадлежал к высшему классу и смог избежать смерти, но его слугам так не повезло. Чтобы ободрить обреченных единоверцев, Валентин написал им письма в виде красных сердец, которые якобы означали христианскую любовь. Эти послания взялась передать слепая девочка, но Валентин сам пришел в темницу и уговорил стражу отпустить слуг взамен на его жизнь. Перед смертью Валентин написал письмо той самой слепой девочке, которая после получения записки прозрела и стала красавицей.
Есть и другие вариации жития святого Валентина. Историки предполагают, что их появлению мы обязаны средним векам и романтической литературе, в которых святой Валентин и обрел имидж покровителя влюбленных.
Тогда как же появился праздник Святого Валентина?
По одной из версий, 14 февраля в древнем Риме отмечали языческий праздник – Луперкалии, праздник очищения и плодородия в честь бога Луперка, который Церковь, конечно же, не одобряла. И в V веке римский папа Геласий объявил 14 февраля Днем святого Валентина. Ну, чтобы заменить языческий праздник христианским.
Как сейчас в мире отмечают праздник День святого Валентина?
Во всех странах есть свои традиции. К примеру, в Японии в этот день влюбленные дарят друг другу сладости, чаще всего – шоколад. У французов на День всех влюбленных все серьезно: тут принято дарить драгоценности. В Дании люди посылают друг другу засушенные белые цветы. В Британии незамужние девушки 14 февраля встают до восхода солнца, смотрят в окно на прохожих и верят, что первый мужчина, которого они увидят, и есть суженый. А вот в Саудовской Аравии этот праздник официально запрещен.
Считается, что в Западной Европе этот праздник стали широко отмечать только с XIII столетия, в США – в XVIII веке. А вот в России праздник с традицией дарить валентинки и подарки любимому человеку пришел в 90-е годы XX века, но толком не прижился. Так, опрос ВЦИОМ в 2018 году показал, что 72% респондентов заявляют, что не отмечают День святого Валентина.
И практически каждый год перед 14 февраля россияне выступают с идеями отменить этот «чужой» праздник.
- Так, в 2011 году в Белгородской области чиновники запретили праздновать День святого Валентина, так как он противоречит русской культуре и портит молодежь.
- В 2015 году депутат фракции ЛДПР Алексей Диденко подготовил обращение к Российскому союзу промышленников и предпринимателей, чтобы они не использовали праздник в маркетинговых рекламных кампаний. Депутат заявил, что День святого Валентина несвойственен нашей стране, так как у православных принято отмечать день памяти Петра и Февронии.
- В 2017 году россияне даже подписывали петицию по поводу отмены праздника. Потому что, во-первых, он «не наш, и вообще католический», а во-вторых «этот день некультурно выражает свое отношение к одиноким», утверждал автор петиции.
- А вот в 2020 году депутат Госдумы Виталий Милонов обратился к министру просвещения запретить отмечать этот день в школах. По его мнению, этот праздник формирует у подростков неправильное отношение к любви, а в самом дне нет философской мудрости и глубины.
Если этот чужой, то какой свой?
8 июля Русская православная церковь отмечает День памяти святых Петра и Февронии, которые издревле считались на Руси покровителями семьи и брака. Петр и Феврония умерли в один день, приняв в старости монашество, а спустя 300 лет их причислили к лику святых.
С 2008 года в России этот день утвердили как государственный праздник – День семьи, любви и верности. И вот он-то и стал нашим ответом западному дню Святого Валентина.
Источник статьи: http://www.9111.ru/questions/7777777771204155/
День всех Влюбленных 2021: когда празднуют — 14 февраля? История, традиции, легенды и приметы
Краткое содержание:
День святого Валентина, или День влюбленных, ежегодно отмечается 14 февраля. В 2021 году праздник приходится на воскресенье.
Свое название он получил в честь раннехристианского мученика, святого Валентина, который, согласно легенде, был священником, тайно венчавшим влюбленные пары. В этот день принято поздравлять близких, дарить им подарки и особые открытки – валентинки.
История Дня Валентина
До наших дней дошло крайне мало сведений о жизни святого Валентина. В церковной литературе упоминаются несколько священников-мучеников с таким именем, которые пострадали от рук гонителей христиан в Римской империи около 3 века.
В сборнике житий 13-го века «Золотая легенда«, написанном архиепископом Генуи Иаковом Ворагинским, говорится, что святой Валентин был обезглавлен за отказ отречься от Христа перед императором Клавдием II.
День святого Валентина как праздник влюбленных стали отмечать в 14 веке. По народному поверью, в этот день птицы начинают искать себе пару.
Легенды о святом Валентине
В поздние средние века в Англии и Франции стали появляться легенды о Валентине – священнике и полевом враче, который тайно венчал влюбленных и был казнен за это. Так, в те времена якобы Клавдий II запретил своим воинам жениться, чтобы они не отвлекались от службы.
Когда власти узнали о деятельности святого, его бросили в темницу. Там он встретил Юлию – прекрасную дочь тюремного надзирателя. Перед казнью святой оставил для девушки валентинку с признанием в любви, которую подписал «Твой Валентин«. Она была прочитана уже после казни над святым, которая произошла 14 февраля 269 года.
Другая легенда гласит, что Валентин был тайным христианином – патрицием, который обращал в истинную веру и своих слуг. Однажды он венчал двоих из них, но все трое были схвачены стражей. Валентин как представитель знатного рода мог избежать казни, но не его слуги.
Тогда, чтобы поддержать их, святой решил написать им письма в форме красных сердец, символизирующих христианскую любовь. Послания обреченным влюбленным должна была передать слепая девочка, но внезапно Валентин сам пришел в темницу и уговорил воинов отпустить его подопечных взамен на его жизнь. Перед своей казнью святой передал письмо слепой девочке, которая после этого исцелилась.
Традиции в День святого Валентина
- 14 февраля пары отмечают праздник романтики. Влюбленные дарят друг другу подарки, цветы и валентинки, признаются в любви.
- По традиции многие в этот день отправляются на свидание в кафе или ресторан либо устраивают романтический ужин дома.
- Часто влюбленные назначают на 14 февраля бракосочетание, полагая, что тогда семейная жизнь будет счастливой, гармоничной и благополучной.
- Католическая и православная церковь в День святого Валентина никаких особых богослужений не проводят, считая его празднование исключительно народной традицией.
Приметы в День святого Валентина
- Чтобы сбылось желание, необходимо купить любимые цветы и опустить один из них в речку или озеро, при этом думая о своей мечте.
- Незамужние девушки утром в День Валентина идут на улицу и смотрят в небо: если в нем много птиц – женихов также будет много.
- Встретить утром в День влюбленных, выходя из дома, женщину с малышом в коляске – к пополнению или ко встрече со своей «половинкой». Если же детей двое или трое – это сулит счастливое замужество.
- Увидеть собаку, которая обнюхивает обувь, – супруг будет верным и преданным. А вот встреча с котом предвещает легкомысленного мужа.
Источник статьи: http://www.9111.ru/questions/7777777771203289/
День святого Валентина
Ежегодно, 14 февраля по всему миру с шумом прокатывается День святого Валентина. В этот день влюбленные одаривают друг друга подарками, шлют друг другу «валентинки», делают предложения руки и сердца и т.д.
В православной среде часто можно услышать, что День святого Валентина – это не наш праздник, а католический. Мол, это все на западе придумали, а нам, православным, негоже чужие праздники перенимать, и вообще – стыд и срам этот День влюбленных. Нельзя не согласиться с тем, что порой то, как интерпретируется праздник – действительно, стыд и срам. Например, в последние годы в интернете стала часто появляться информация, что якобы святой Валентин венчал воинов-геев, а посему он еще и покровитель представителей ЛГБТ сообществ. Конечно, ничего подобного со святым не происходило, а эти деяния ему приписывают ради поддержки так называемых «однополых браков».
Про «чужие» праздники
Но вот с тем, что негоже нам чужие праздники перенимать, согласиться нельзя. Христианство на протяжении всей своей истории неоднократно перенимало языческие праздники, придавая им новый вид и осмысление. Так, Рождество Христово впервые стало праздноваться 25 декабря на западе при папе римском Юлии (337-352 гг.), а на востоке – в 386 году, о чем писал свт. Иоанн Златоуст. В Риме, откуда пошла традиция празднования Рождества Христова, в дни, предстоящие зимнему солнцестоянию (25 декабря), совершали сатурналии – праздник в честь бога Сатурна, которого римляне считали покровителем земледелия. Сатурналии проходили с 17 по 23 декабря, а сразу же за ними, 25 декабря, следовал праздник Dies Natalis Solis Invicti – Рождество Непобедимого Солнца, официально узаконенный около 274 года императором Аврелианом. Он праздновался в Риме и раньше, но III в. был эпохой торжества солярных культов, а Аврелиану очень льстила идея уподобления правителям Азии и Египта, которые считали себя родней солнца. Аврелиан пошел дальше, он объявил себя Dominus et Deus – Господин и Бог, а Sol Invictus (Непобедимое Солнце) – главным божеством Рима. Проникший в Рим за век до начала христианской эры культ бога Митры в правление Аврелиана фактически слился с солярным культом Рима, а день рождения Митры и стал Dies Natalis Solis Invicti. Именно митраизм был серьезным конкурентом христианству. И когда, благодаря равноапостольному императору Константину, христианство стало господствующей религией Рима, Церковь решила христианизировать празднество Непобедимому Солнцу и Митре, объявив 25 декабря днем рождения Христа. Церковь вложила в праздник свой смысл – Рождество Солнца Правды, что позволяло легче проповедовать христианство язычникам-солнцепоклонникам. Таким образом, христианизация языческого праздника дала новый толчок для проповеди Евангелия.
Другой пример, уже в русском православии – христианизация славянской языческой Масленицы. У славян праздник Масленица, длившийся неделю, символизировал начало весны. В русском православном календаре под этим названием обозначена последняя подготовительная неделя перед началом Великого поста, когда уже не вкушается мясо, но все еще можно вкушать молочные продукты. Традиционно все также пекут блины и ходят друг к другу в гости.
Если говорить о праздниках, пришедших к нам с запада, то уместно вспомнить празднование в честь перенесения мощей святителя Николая Чудотворца в г. Бари. Интересна история праздника. Святитель Николай всегда был весьма почитаем во всем христианском мире. Мощи его долгое время покоились в г. Мира, где он был епископом и умер в 343 г. Православная Византийская империя претерпевала в XI веке не лучшие времена, случались частые нападения и разрушения святынь. В 1087 г. венецианские и барийский купцы задумали забрать из Мир мощи святителя Николая и перенести в свои города. Барийцы успели первыми. 47 вооруженных человек отправились в храм и связали 4 монахов, которые были в тот момент там и отказались за выкуп отдать мощи святого. Бирийцы вскрыли гробницу святого, забрали мощи и поспешили отплыть из города. Когда в городе стало известно о случившемся, горожане с оружием поспешили к пристани, но корабли уже успели отплыть. 8 мая корабли прибыли в Бари, а 9 мая мощи были торжественно перенесены в храм святого Стефана, а позже был устроен и храм в честь святителя Николая. Несомненно для барийцев это был большой праздник, а в 1090 г. папой Урбаном II было установлено празднование в честь перенесения мощей святителя в г. Бари. Византийский восток этот праздник не принял, потеря мощей для греков была печальным событием. Но на Руси праздник прижился довольно быстро и совершался уже в 1092 г., празднуется и поныне.
Таким образом, принятие «чужих» праздников никогда не было для Православной Церкви непреодолимой проблемой. Это происходило на протяжении всей истории.
Святые мученики и языческий праздник
Однако, вернемся к святому Валентину. А если быть более точным – как минимум, к трем святым мученикам Валентинам, память которых, согласно древним мартирологам, совершалась 14 февраля. Двое из этих мучеников пострадали в Риме во второй половине III в. и оба были похоронены на Фламиниевой дороге, но на разном расстоянии от города. Один из них был епископом г. Интерамна, сейчас это г. Терни в Италии. Этот святой был известен чудесами исцелений, через которые обратил высокопоставленных язычников ко Христу, за что и был казнен в 269 г. Другой мученик Валентин был священником в Риме, иных сведений о нем нет. Позже неподалеку от Фламиниевых ворот была построена небольшая церковь в честь мученика Валентина, а сами ворота переименованы в Валентиновы. О третьем мученике Валентине известно лишь то, что он пострадал в Карфагене.
Когда и кем было положено начало общецерковному почитанию святых мучеников 14 февраля доподлинно неизвестно. Есть мнение, что это сделал папа Геласий в конце V в, прославив римских мучеников в лике святых. Папа Геласий I был известен достаточно активной деятельностью за свой короткий понтификат с 492 по 496 гг. Так, он утвердил окончательный канон Нового Завета, выступал против ереси монофизитства и добился запрета в Риме луперкалий. Последнего стоит коснуться особо.
Луперкалиями в Риме называлось празднование в честь бога Луперка (Луперк – одно из прозвищ Фавна). Совершалось празднование 13-15 февраля. Италийцы почитали его как доброго бога гор, лесов, полей, который ниспосылал плодородие полям, людям и животным. Луперк считался оплодотворяющим и посылающим милости божеством. Также «задачей» Луперка было оберегать стада от волков и прочих неприятностей. Его святилище было одним из самых древних в Риме, находилось в гроте на Палатинском холме. В этом гроте-святилище в день праздника (он назывался dies Februtus, т. е. день очищения, умилостивления, от него же произошло название месяца – фебруарий, февраль) приносились в жертву молодые козлы и собаки. После жертвоприношения двое знатных юношей приводились к месту заклания козлов, один из жрецов касался их лба жертвенным окровавленным ножом, другой отирал кровь шерстью, намоченной молоком. Затем следовала ритуальная трапеза, по окончании которой жрецы-луперки разрезали шкуры жертвенных козлов на ремни. После луперки, обнажившись и прикрыв бёдра козлиной шкурой, что символизировало облик божества, брали в руки связки ремней, окунали их в жертвенную кровь и начинали ритуальных бег вокруг Палатинского холма. По дороге они наносили удары этими ремнями всем встречным, преимущественно женщинам, которые к тому же охотно подставляли себя под эти удары. Считалось, что они дадут им плодовитость и легкие роды, удачу в любви и т.д.
Луперкалии продолжали совершаться в Риме даже после христианизации империи. Имеет смысл предположить, что, добившись запрета луперкалий, папа Геласий попытался христианизировать фестиваль, придал благочестивый характер и «назначил» ему покровителя – святого Валентина, память которого выпадала на 14 февраля. Однако не вполне понятно, кто из святых Валентинов мог быть назначен покровителем праздника, и какая благочестивая форма празднования пришла на смену совсем не благочестивым луперкалиям? Очевидно, что ответа на этот вопрос мы уже не узнаем – нет никаких исторических документов, отражающих эти аспекты. Известно лишь, что в 496 г. папа Геласий выступил против сенатора Андромаха, намеревавшегося снова разрешить языческое празднество луперкалий. В итоге они были заменены шествием с зажженными факелами в день праздника. Но нет более никаких упоминаний, что это действие стало традиционным.
Позже упоминания о двух римских мучениках Валентинах, память которых совершается 14 февраля, появляются мученических Актах V-VI веков и в мартирологе Беды Достопочтенного (VIII в.). Еще в IX в. святые Валентины упоминаются раздельно, хоть и в один день. Далее, видимо, произошло смешение житий этих святых, и в средневековых документах уже упоминается один святой Валентин, как, например, в «Золотой легенде» Якова Ворагинского (около 1255 г.). Именно в этом известном агиографическом произведении святой Валентин предстает перед императором Клавдием и, за отказ предать Христа, принимает мученическую кончину.
Рождение Дня святого Валентина
Впервые романтические ноты в день памяти святого Валентина вносит английский поэт, отец литературного английского языка, Джеффри Чосер. В своей поэме «Птичий парламент» он озвучил английские и французские народные поверья того времени о том, что птицы в Валентинов день начинают искать себе пару, т. е. наступает период их размножения. В основе поэмы лежит то самое народное поверье о птицах, хотя аллегорически она рассказывает о людях, их страстях и даже о конкретном событии – сватовстве и женитьбе Ричарда II на Анне Богемской. «Чосер ассоциировал весну с началом новой жизни, брачным периодом и так далее. Поэтому культ святого Валентина как покровителя влюбленных начинается с его подачи», — пишет известный британский филолог Генри Келли. Позже предложенная Чосером идея была растиражирована в произведениях других авторов.
Обычай посылать любимым открытки в день святого Валентина так же возник в Средние века. Самой первой «валентинкой» в мире считается записка, отправленная из тюремного заключения в лондонском Тауэре в 1415 году Карлом, герцогом Орлеанским, и адресованная его жене. Письмо Чарльза из Тауэра, сохранилось и находится в Британской библиотеке.
Однако Дня святого Валентина в форме, приближенной к нынешней, несмотря на средневековый романтизм, в то время не существовало. Окончательно культ в известную нам форму сложился позже в Англии, откуда был занесен в США, где получил широкую популярность.
Легенда
Со святым Валентином связывают легенду о том, что он венчал воинов с их возлюбленными вопреки запрету императора Клавдия II. На самом деле такого не могло быть. Запрет, действительно, существовал, но гораздо раньше – его ввел еще в I в. император Октавиан Август. Фактически именно Октавиан создал регулярную римскую армию, где срок службы составлял 20-25 лет. Легионерам запрещалось вступать в брак, их жизнь была строго регламентирована и проходила в постоянной подготовке к войне. Отношения с женщинами, впрочем, не возбранялись, но максимум на что мог рассчитывать легионер – это конкубинат, т. е. сожительство и то за пределами военного лагеря. Запрет просуществовал 180 лет, был отменен в 197 г. императором Септимием Севером. Таким образом, никаких императорских запретов святой Валентин не нарушал. Да и не мог нарушать – венчаний, как законной формы брака в Римской империи, тогда еще попросту не существовало. Христиане вступали в брак с благословения епископа, это и было формой заключения христианского брака. При этом они вступали в брак и согласно государственным законам Рима. Если даже предположить, что мученик Валентин Интерамнский, будучи епископом, мог благословлять легионеров-христиан на брак, то и это все равно не могло никак досадить императору Клавдию.
«Свой» или «чужой» – примирение
В Россию праздник пришел с запада и, несмотря на запрет, был популярен в XIX в. среди дворян. Интересно, что католическая церковь более не совершает память святого Валентина 14 февраля. В 1969 г., во время календарной реформы, день памяти святого был изъят из календаря для общецерковного почитания, в связи с отсутствием точных сведений, кроме личного имени и предания об усекновении головы мечом. Тем не менее, сейчас праздник довольно широко празднуется, имеет солидную коммерциализацию, на традициях праздника построена серьезная индустрия.
Так что же делать православным – праздновать или не праздновать? Наш он или не наш? В первую очередь надо понимать, что праздник этот – не церковный, хоть и несет в своем названии имя святого. А святой – наш! Память святых мучеников Валентинов, пострадавших в Риме, Православная Церковь совершает 6 и 30 июля. Но вряд ли кому-то придет в голову в эти дни рассылать друг другу «валентинки» и дарить подарки. Если уж и делать, то в общепринятый день – 14 февраля. При этом осознавая, что никакого отношения к благословению влюбленных святой Валентин не имеет. А широкий размах праздника обусловлен лишь его коммерциализацией. День святого Валентина – это лишь очередной повод что-то кому-то продать. Такой же повод, как и Рождество Христово, Новый Год и другие глобальные или локальные праздники. Нельзя при этом не отметить, что праздник этот в определенной степени опошлен, и часто его празднование сопровождается пропагандой греха. Но каждый имеет свою голову на плечах и вовсе не обязательно разделять подобную идеологию празднования. Если молодые люди ведут себя пристойно и целомудренно, то от подарка или «валентинки» их отношения никак не станут греховными. Люди, давно живущее в браке, также имеют обычай оказывать друг другу знаки внимания в этот день. Ничего дурного в этом нет, как нет ничего дурного в праздновании любого другого светского праздника, если только он не несет в себе элементов язычества или богоборчества.
В России Дню святого Валентина противопоставили «свой» День семьи, любви и верности – такой же светский праздник, но приурочили к дню памяти святых Петра и Февронии. Отмечается праздник 8 июля, с 2008 г. Вряд ли можно сказать, что за годы своего существования этот праздник стал столь же популярен в России, как День святого Валентина. Хотя пропагандируется он на государственном и церковном уровне – проводятся фестивали, концерты, вручаются медали, есть даже свой символ – ромашка. Есть все предпосылки сделать из него действительно хороший всенародный праздник. Для этого надо перестать противопоставлять его другому празднику, защищая «свое» при очевидной схожести с «чужим». Ведь любое сравнение или противопоставление всегда подразумевает выявление лучшего или худшего. Разве есть необходимость делать это? Нет. Многие, наверное, помнят стишок Сергея Михалкова «А что у вас?». В нем дети от безделья наперебой хвалятся тем, что у них есть, и быстро переходят на профессии своих мам, сравнивая их. В итоге приходят к выводу:
Мамы разные нужны,
Мамы разные важны.
Дело было вечером,
Спорить было нечего.
Так вот, в данном случае и не нужны споры, не нужно ничего противопоставлять. Все нужно и все важно, если подойти с умом. У Дня святого Валентина нет явно греховного смысла или подтекста, зато он дает возможность поговорить о любви, рассказать молодежи в чем разница между любовью и блудом. Не поучать свысока, а рассказать, на примере тех же Петра и Февронии, что такое любовь и верность. Можно поговорить и о святости, о мучениках за Христа. Можно найти уйму тем, было бы желание, а повод всегда найдется. Впрочем, он уже есть и грех им не воспользоваться.
Источник статьи: http://azbyka.ru/days/p-den-svjatogo-valentina