Бар мицва
В жизни каждого человека наступает переломный момент — переход от детства ко взрослой жизни. Вроде еще вчера ты беззаботно бегал и резвился, а уже сегодня несешь ответственность за свои поступки. И хотя в большинстве стран считается, что ребенок стал полностью взрослым и самостоятельным при достижении 18 лет, а за ряд действий молодые люди несут ответственность уже с 16 лет, а за некоторые — вообще с 14.
А вот у евреев все по-другому. В Израиле совершеннолетним считается человек с 13 лет для мальчиков и с 12 лет для девочки. Хотя это совершеннолетие и религиозное, но при достижении детей данного возраста, за их поступки перестают нести ответственность родители. Такой переход во взрослую жизнь и носит название бар- или бат-мицва в зависимости от пола ребенка. Дословно этот термин переводится как сын и дочь заповедей.
Почему решили выбрать именно этот возраст как переломный? Еврейские дети еще с пяти лет начинают осваивать Письменную Тору, с 10 — Мишну. Но вот с 13 лет им разрешено исполнять все заповеди, так как считается, что только с этого возраста они способны осознать смысл заповедей. Да и если обратится к источнику обряда — Торе, то в ней можно найти рассказ о двух мальчиках, которые жаждая мести за сестру, ворвались в город. Оба они упоминались как «иш», что в переводе обозначает взрослый мужчина. Тут же отмечено, что один из них был в возрасте 13 лет. Исходя из этого, ребенка можно начинать считать взрослым не раньше, чем после достижения тринадцати лет.
Опираясь на Тору, как главный источник религиозной информации, были сформированы иудейские законы. Согласно им бар-мицва/бат-мицва празднуются, когда ребенку исполнилось 13 лет и один деть или12 лет и один день соответственно. В консервативном и реформистском иудаизме юноши и девушки отмечают праздник одновременно, в 13 лет и 1 день. Теперь ребенок самостоятельно отвечает за соблюдение им этнических, ритуальных и других норм иудаизма. Кроме этого, они становятся равноправными членами еврейского общества. До сего момента мальчики обязаны ходить в вечернюю школу, иначе они не смогут отметить праздник в синагоге.
Как проходит обряд бар мацва
Существует два обязательных действия, которые необходимо совершить, дабы церемония прошла по всем правилам. Первое — наложение тфилин. Под этим названием скрывается элемент молитвенного наряда иудейского народа. Представляет собой две крохотные коробочки, изготовленные из кожи кошерных животных и окрашенные в черный цвет. В них вложены написанные на пергаменте отрывки из Торы. Одна из коробочек с помощью кожаных ремешков одевается на лоб, ближе к линии роста волос, а другая — на левую руку, между локтем и плечом, слегка повернув к туловищу. Возможно, именно из-за тфилина выбран возраст совершеннолетия, так как его можно накладывать только с 13 лет. И все дело вот в чем…
Согласно иудейским законам, изложенные на пергаменте отрывки доступны для понимания только созревшему человеку. И только зрелый человек способен полностью сконцентрироваться на прочтении молитв, выкинув из головы всякие дурные мысли и осознано сделать свой выбор. А именно в этом возрасте наступает период «созревания» человека. Прежде чем надеть тфилин, необходимо прочесть благословение. Во время ритуала необходимо стоять и до конца действия сохранять спокойствие и молчать. Обряд не проходит по субботам и праздникам, прописанным в Торе.
Следующий этап празднования — Алия ле Тора или вызов к Торе. Все иудеи постоянно посещают синагоги. В некоторые дни, а именно: в понедельник, четверг, субботу и определенные праздники, к обычным службам добавляется еще и чтение свитка Торы. В этот момент к священному документу могут вызвать одного из присутствующих. Но сам читать свиток он не может. Делает это за него специально обученный человек, как бы от имени вышедшего.
Впервые удостаиваться такой чести ребенок мужского пола именно в момент празднования бар мицвы. Таким образом вся община подчеркивает свое уважения к ее новому члену и показывает, что юноша стал полноправным участником общины. Если же вызванный к Торе не имеет права ее читать, то на такого человека возлагается ответственная миссия. Он подходит к свитку, разворачивает его и руками выделяет отрывок, который собираются прочитать во время службы. Теперь ему необходимо поцеловать кисти своих рук, а затем произнести благословение. После прочтения вызванный повторяет свои действия, сворачивает Тору и вновь произносит благословение.
Во время посвящения во взрослую жизнь отец мальчика стоит возле него. Когда заканчивается прочтение Торы, он произносит благословение. В нем отец выражает благодарность господу, за то, что тот позволил ему вырастить и воспитать ребенка, и теперь тот сам отвечает за себя. Кроме этого, так как до совершеннолетия отец нес всю ответственность за сына, подсказывал ему как действовать в той или иной ситуации. Все неверные поступки ребенка были и неудачами отца, больно ранили его родительское сердце. Теперь он рад, что с этого момента поступки сына перестанут быть его болью и карой за неправильное воспитание отрока.
В конце церемонии новоиспеченного члена общества принято посыпать конфетами и орехами. Ему желают счастья и благополучия в новой взрослой жизни. От этого обычая берет начало традиция осыпать на свадьбе молодых. Ведь они так же начинают новую страничку в жизни. А кроме этого, совершеннолетний юноша уже может стать женихом.
Завершается торжественный день трапезой. На ней новоиспеченный член еврейского общества произносит торжественную речь, в которой выражает благодарность родителям за терпение и труд в его воспитании. Свою зрелось он подтверждает собственно подготовленной речью, некоторых отрывков из Торы либо отвечает на вопросы по ней, демонстрируя свою образованность.
Здесь пышность оформления и разнообразия блюд вовсе не важны. Главное то, как молодой человек справится с заданием.
Как отмечают бат мицву
В отличие от бар мицва, во время бат мицвы церемония празднования менее пышная и, как правило, проходит в семейном кругу. Из гостей могут быть только подруги. Девушка также должна произнести слова благодарности ее родителям и продемонстрировать свои знания и понимания Торы. У ортодоксальных евреев эта церемония не прижилась. Для них неприемлемо появление женщин на службе в синагоге.
Подарки на бар мицву
Молодым людям, отмечающим бар- и бат-мицву, принято дарить подарки. Так как евреи народ очень верующий, что особенно касается ортодоксальных евреев, то главным подарком для виновника торжества считается книга. И это не просто какая-то художественная литература. Она обязательно должна соответствовать религиозной или образовательной тематике. Кроме этого дарят религиозные предметы, необходимые в повседневной жизни, облигации, подарочные сертификаты.
Современный мир заставляет вносить корректировки в привычный ход событий. Поэтому все чаще облигации заменяют на наличные деньги, которые совершеннолетний человек обязан потратить на дальнейшее свое обучение. Сумма должна непременно быть кратной восемнадцати. Кроме этого, из подаренных денег юноша обязан выделить некую суму на благотворительное пожертвование. Так как с этого момента бар-мицва будет молиться наравне с остальными членами общества, то родители дарят ему специальный молитвенный наряд.
Что ждет прошедших обряд
Теперь юноши и девушки становятся полностью ответственным за все свои деяния. Должны регулярно вместе со всеми членами общины посещать все службы, на которых парень может быть призван к прочтению Торы или стать участником миньяне.
Тора содержит 613 законов и все их необходимо соблюдать после празднования бар мицва. Когда юноша становиться совершеннолетним он может оформлять на себя собственность. Если есть желание, то может выбрать себе девушку и узаконить с ней отношения путем вступления в брак. Для нашего человека этот факт кажется абсолютным нонсенсом. Ведь какой из подростка может быть муж? Он сам еще как ребенок и ему хочется вдоволь пожить для себя. Но еврейские дети воспитаны абсолютно по-другому. Их с ранних лет учат быть самостоятельными и готовят к обряду посвящения во взрослую жизнь.
История праздника
Казалось бы, такой серьезный обряд, как празднования совершеннолетия, должен иметь глубокие корни. Увы, если верить священным писаниям, то в современном виде бар мицва отмечается не так давно. Ранее считалась, что только в двадцать лет становятся взрослыми, так как в этом возрасте юноша уже готов нести воинскую службу.
Первые упоминания о бар мицва появились в священных книгах только в пятом веке. И то, они означали, что последствия действий такого человека можно рассматривать через призму законов Торы. То есть, когда юноша достигает тринадцатилетнего возраста, все его клятвенные обещания наделяются юридической силой. Теперь он не может как юнец, бросить свои слова на ветер. За все действия он отвечает как взрослый мужчина. В современном же смысле слово бар мицва стало употребляться только после XIV века. До этого использовались другие слова, обозначавшие не совершеннолетний, а взрослый или способный нести наказания.
Иногда можно обнаружить упоминания о так называемой второй бар мицве. Связанно это с тем, что евреи в среднем живут не более семидесяти лет. Но как у любого народа, среди них случаются долгожители. Поэтому, если в религиозной общине человеку исполнилось 83 года, то есть он на 13 лет пережил своих соотечественников, ему разрешают отметить свое второе совершеннолетие. Этот довольно необычный факт становится все более популярным из-за увеличения числа «долгожителей». А кто-то считает, что не стоит ждать своего «второго совершеннолетия», а нужно его отмечать через каждые 13 лет, тем самым демонстрируя свое уважение к религии и народу.
Стремятся отпраздновать свое совершеннолетие не только евреи, обитающие на израильских землях, но и живущие далеко за ее пределами. Некоторые, утратившие свою религиозность под влиянием иного общества, хотят вернуться к своим корням. Поэтому часто встречаются евреи, отмечающие свое совершеннолетие уже в достаточно зрелом возрасте имея полноценную семью.
Источник статьи: http://israelrus.ru/ghizn-v-izraele/bar-mitsva-bat-mitsva