- Храм Иверской иконы Пресвятой Богородицы пгт. Смоляниново
- Благовещение Пресвятой Богородицы: смысл праздника
- История установления праздника
- Смысл праздника
- Смысл праздника Благовещение Пресвятой Богородицы для православных христиан
- История Благовещения Пресвятой Богородицы
- Название праздника
- Определение даты
- Смысл и значение празднества
- Видео «Благовещение Пресвятой Богородицы»
- Особенности богослужения
- Традиции и обряды праздника
- Что можно кушать
- Что нельзя делать
- Приметы и поверья
- Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы
- Благовещенские храмы и монастыри
Храм Иверской иконы Пресвятой Богородицы пгт. Смоляниново
Благовещение Пресвятой Богородицы: смысл праздника
7 апреля Церковь празднует день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.
Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира.
До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должны была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.
Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия.
Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога:
«Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
«То событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа, – напоминает профессор богословия диакон Андрей Кураев. – Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные «физиологические» аргументы лучше оставить при себе — христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему», — лишь тогда Слово становится плотью.
Так начинается евангельская история. Впереди — Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение…».
Благовещение — это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви — крестной, ласковой, спасающей — и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.
А благая весть была поистине страшная: явление ангела, это приветствие: «Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа — как это могло быть.
И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся — хотя и глубокой — верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родиться сын — естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты это можешь доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать. Божия матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной — я же дева. И на ответ ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…
Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом себя называл человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой — то есть непостижимым доверием — весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…
В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выкопать подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь дух… Один из западных писателей говорит, что воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.
С этого праздника, «главизны нашего спасения,» зачинается тот родник «воды живой,» который позднее превращается в широкую реку и, наконец, в безбрежное море новозаветных чудес, таинств и Благодати Св. Духа, которыми Господь, «не мерою дающий Духа,» так щедро напоил жаждущих правды! Благовещение — праздник Брака Неба и земли, когда голубое небо спускается на землю и сочетается с ней. Благовещение — «голубой» праздник! В глазах верующего человека в этот день все голубеет, все становится чище и прозрачнее. Небо становится еще голубее, глубиннее. Голубеют воздух и воды, отражающие безоблачное небо; голубеют первые цветы — подснежники и фиалки; ночью — голубеют звезды. Голубеют и человеческие души, делаясь способными воспринимать небесную музыку этого дивного праздника.
Поговорка, утверждающая, что на Благовещение даже птица гнезда не свивает, иносказательно призывает нас в этот день отложить повседневную суету и направить свои помыслы к Небу, к радостному общению с Богом.
По давней традиции, на Благовещение во многих церквях, возвещая об одном из самых великих христианских праздников — Благовещении, после Литургии, со ступеней православных храмов взлетят в небо стайки голубей, напоминающих о таинственном благодатном действии Святого Духа. Белоснежные крылья – это одновременно и символ чистоты Пресвятой Богородицы. Вот почему земля «приносит Ей в подарок» нежных, беззащитных птах, с древних времен олицетворяющих мир и добрые известия. Замечено, что благовещенские голуби неохотно покидают церковную ограду и еще долго кружат над святым местом.
История установления праздника
Светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечается церковью, предположительно, с IV века. Возможно, первоначально он возник в Малой Азии или Константинополе, а затем распространился по всему христианскому миру. Установлению праздника способствовало открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве. Определение времени празднования зависело от дня Рождества Спасителя — между 25 марта и 25 декабря проходит ровно девять месяцев, положенный срок для вынашивания в утробе младенца.
Источник, возле которого произошло Благовещение
У древних христиан этот праздник носил различное наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке (см. слова св. Григория Чудотворца на этот день). В своих беседах св. Иоанн Златоуст и блаж. Августин упоминают об этом празднике как древнем и обычном церковном торжестве. В течение V-VIII в., вследствие ересей, унижавших Лицо Богоматери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью.
Смысл праздника
Митрополит Сурожский Антоний: «Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.
А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть.
И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…
Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…
В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.
Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь».
Тропарь, глас 4-й
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий — Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»
Кондак, глас 8-й
Взбранной воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!
Источник статьи: http://iverskaya-hram.cerkov.ru/blagoveshhenie-presvyatoj-bogorodicy-smysl-prazdnika/
Смысл праздника Благовещение Пресвятой Богородицы для православных христиан
История Благовещения Пресвятой Богородицы
Первые упоминания о Возвещении, как еще называют этот праздник, историки нашли на древних фресках конца II столетия. Однако официально торжество было признано только через два века, когда Елена Равноапостольная открыла места земной жизни Христа и возвела на них храмы. Во второй половине VII ст. празднество стало главным в Византийской церкви. Тогда же его популяризация начала распространяться по территории западной Европы.
Благовещение Пресвятой Богородицы входит в число 12 главных праздников в православии
Название праздника
Слово «благовещение» в православном мире означает добрую или благую весть. Согласно Святому Писанию, к Деве Марии явился Архангел Гавриил, который сообщил ей о непорочном зачатии и будущем появлении Сына Божьего.
Когда юной послушнице храма исполнилось 14 лет, перед ней встал выбор: вернуться к родным или найти мужа. Несмотря на уговоры выйти замуж, она твердо решила посвятить свою жизнь служению Богу, приняв обет оставаться до конца своих дней девственно-чистой. Тогда духовники сочетали ее узами брака с древним старцем Иосифом, завещав ему охранять девство Пресвятой.
Перебравшись к мужу в Назарет, Мария продолжала соблюдать строгий пост и много молиться, отдавая всю себя Господу. Спустя четыре месяца после обручения, когда девушка читала Евангелие, к ней явился Архангел со словами: «Радуйся, Благодатная!», а затем объяснил, что она избрана Всевышним стать матерью Его Сына. Пресвятая Дева изумилась, как такое возможно, однако беспрекословно подчинилась Воле Божией.
Определение даты
Еще с раннехристианских времен Благовещение Пресвятой Богородицы не было переходящим праздником и отмечалось каждый год 25 марта (7 апреля по новому стилю). Дата эта появилась не просто так. В истории она впервые упоминается у папы Римского Ипполита (III столетие), который называет ее днем распятия Христова. По этой причине Возвещение до сих пор иногда отождествляется с Великой Пасхой.
Также торжество тесно связано с Рождеством, которое отстоит от 7 апреля ровно на 9 месяцев. В Византии Благовещение считали днем сотворения всего мира и брали за точку отсчета до остальных церковных праздников.
Празднуют торжество 7 апреля
Смысл и значение празднества
Среди богословов трактовка торжества имеет глубокий смысл. Благая весть, которая снизошла на землю, сообщает всему миру, что Господь нашел ту единственную Деву, которая настолько сильно уверовала в Него, что может стать матерью Сына Божьего. Рождением Христа Всевышний одарил Марию Своей любовью и силой, но при этом дал ей сделать этот выбор добровольно.
Отмечая день Возвещения, православные христиане прославляют Пресвятую Богородицу, которая всем умом, сердцем и душой доверилась Господу Богу, даровав тем самым миру Спасителя.
Видео «Благовещение Пресвятой Богородицы»
В этом видеосюжете рассказывается история праздника и особенности его празднования.
Особенности богослужения
Благовещенская праздничная служба начинается с литургии, зависящей от дня недели. Далее священники совершают вечерню, которая переходит во всенощную. Нередко дата Благовещения совпадает с Великой Пасхой, тогда каноны обоих празднеств объединяются. Называется такое торжество Криопасхой.
Сразу по окончании литургии духовники, облаченные в голубые одежды, выпускают голубей. По традиции, которую возродили только во второй половине 90-х годов ХХ века, птицы должны доставить ангелам-хранителям вести обо всех добрых поступках, совершенных за предыдущий год.
Традиции и обряды праздника
Начиная с раннехристианских времен люди на Возвещение посещают церковь, возносят молитвы Богородице, подают милостыню, оказывают всяческую помощь нуждающимся. Христиане верят, что в этот день небеса открываются, а потому хорошо совершать паломничество, загадывать желания, общаться с Богом.
7 апреля принято заготавливать соль на оберег. Все члены семьи берут по щепотке и прокаливают ее на печи. Считается, что она помогает исцелить любые болезни, а также защитить от невзгод. Если на следующий праздник прошлогодняя соль осталась, ее выбрасывают в огонь. Не менее чудодейственны Благовещенские просфоры, принесенные из храма, а также освященная вода.
Еще один интересный обряд – сжигание старых вещей. Традиция берет свои корни из язычества, когда древние славяне разводили большой костер, в который выбрасывали всю ненужную домашнюю утварь. Они верили, что таким образом сгорает все плохое: горести, печали, болезни, неудачи.
Благовещенская праздничная служба начинается с литургии
Что можно кушать
Благовещение Пресвятой Богородицы в 2020 году совпадает с Великим Пасхальным постом. Во имя праздника Церковь делает попущение для постящихся христиан, разрешая им есть рыбные блюда. Исключением является Страстная неделя, когда рыба строго запрещена. Также из рациона убираются молочные и мясные продукты.
Что нельзя делать
Возвещение является двунадесятым православным праздником, а потому в день торжества запрещено заниматься обыденными делами. Так, нельзя браться за иголку или спицы, стричь волосы, расчесывать, красить, заплетать косы. Также нужно оставить на потом всю физическую работу.
Праздничный день не должен быть омрачен плохим настроением, злостью, суетой, раздражением. Не к добру давать деньги в долг на Благовещение, надевать обновки, сочетаться браком.
Приметы и поверья
Еще древние славяне верили приметам, связанным с великим празднеством. Вот некоторые из них:
- заморозки на праздник сулят хороший урожай;
- если ласточки не успели вернуться до 7 апреля, вторая половина весны будет холодной;
- чтобы в семье весь следующий год царила любовь и благополучие, жене нужно 40 раз назвать своего супруга «любимый»;
- для плодородия следует закопать на огороде кусочек освященной просфоры;
- загаданное в праздничный день желание, обязательно сбудется.
Для плодородия следует закопать на огороде кусочек освященной просфоры
Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы
Первые фрески с изображением Возвещения датируются II веком и были найдены на древнехристианских гробницах. Иконография появилась чуть позже – во второй половине IV столетия. На иконах традиционно изображен Архангел Гавриил, сошедший к Деве Марии. Образы бывают двух типов:
- с пряжей – где Богородица держит красную нить, прядя завесу для Иерусалимского храма;
- с Младенцем во чреве – выражает идею непорочного зачатия.
Благовещенские храмы и монастыри
Начиная с официального признания торжества, по всей Руси стали возводиться святыни во имя празднества:
- Благовещенская церковь (Киев);
- храм Московского Кремля;
- собор в Витебске;
- Муромская обитель;
- монастырь города Киржаче, а также деревни Тимошкино (Владимирская обл.);
- Никандрова лавра (Псковская обл.);
- домовая церковь Суздальского Кремля и др.
Великий праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почитается православными христианами еще со времен апостолов. Сегодня по значимости он стоит наряду с Рождеством Христовым и Великой Пасхой.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник статьи: http://moimolitvy.ru/kalendar/blagoveschenie-presvyatoy-bogoroditsy-2751/